Сговор заказчика и поставщика 44 ФЗ ответственность

В этой статье:

Общение между заказчиком и поставщиком по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ | IT-компания Простые решения

Сговор заказчика и поставщика 44 ФЗ ответственность

Расскажем о существующих форматах общения, что разрешают законы и какие правила нужно соблюдать. Важно понимать когда это можно делать и при каких обстоятельствах это допустимо и не повлечет нежелательных последствий.

1-й этап общественного обсуждения

С 1 января 2017 года все закупки дороже 1 млрд рублей проходят обязательное общественное обсуждение. Как правило, на обсуждение выставляют крупные закупки на строительство дорог и зданий.

Требование распространяется на всех заказчиков по 44-ФЗ и на некоторых заказчиков по 223-ФЗ. Порядок прописан в постановлении правительства от 22.08.2016 № 835.

Региональные власти могут устанавливать свои требования. 

На этом этапе обсуждают закупки, которые заказчик опубликовал в плане закупок. Обсуждение происходит в специальном разделе ЕИС «Обязательное общественное обсуждение закупок». Для участия надо пройти регистрацию в ЕИС и получить доступ к этому разделу.

Первый этап длится не меньше 20 дней с момента публикации плана закупок. Любой зарегистрированный участник может комментировать информацию о закупке, опубликованную в плане закупок. В течение 2 дней ответственный за проведение обсуждения отвечает на поступившее предложение или замечание. 

В течение 10 дней после окончания первого этапа проводят очные публичные слушания по обсуждению информации о закупке. Слушания открытые, прийти может любой желающий. 

По результатам первого этапа принимают решение: отменить закупку, изменить условия или проводить без изменений. 

Консультации 

Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ проводят только те закупки, которые включены в план-график. В любой момент поставщик может заранее узнать, кто планирует закупать его продукцию в ближайший год: 

  • в каком объеме, 
  • с какой начальной ценой, 
  • какие есть требования к исполнителю, 
  • в какие сроки нужно исполнить контракт и т.д. 

У заказчика по 44-ФЗ на стадии планирования есть возможность организовать консультацию с поставщиком, чтобы определить конкурентную среду (п. 6 ч. 4 ст. 38 44-ФЗ).

Из формулировки закона следует, что инициатором этих консультаций выступает заказчик, но теоретически участники тоже могут обратиться к заказчику с предложениями улучшить характеристики товара, условия поставки и т.д. 

Закон не обязывает заказчика отвечать на эти обращения, но для обеих сторон эти консультации — возможность улучшить условия закупки.

Поставщик получает ответы на вопросы и озвучивает проблемы, с которыми может столкнуться, выполняя заказ.

А заказчик в результате такой обратной связи может еще до публикации закупки скорректировать требования к товару или условиям выполнения работа. 

223-ФЗ не регламентирует общение с поставщиками, но по наблюдениям специалистов по сопровождению торгов, заказчики по 223-ФЗ активнее прибегают к помощи поставщиков при подготовке закупки.

Если закупка конкурентная и не аффилированная, заказчики заинтересованы, чтобы на торги пришло как можно больше участников, которые будут конкурировать между собой: предлагать лучшие условия поставки и снижать начальную цену контракта.

Для этого они гораздо охотнее, по сравнению с заказчиками по 44-ФЗ, общаются с потенциальными участниками и отвечают на их вопросы.

2-й этап общественного обсуждения 

На втором этапе обсуждают информации о закупке, опубликованной в извещении и документации. Обсуждения на втором этапе проходят только в ЕИС. Зарегистрированные участники оставляют свои замечания и предложения. В течение 2 дней на них отвечает ответственный за проведение обсуждения.

Второй этап завершается за 8 дней до даты окончания подачи заявок. Если во время обсуждений обнаружат нарушения, заказчик должен будет внести изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или отменить закупку.

За 2016 год провели 253 общественных обсуждения. В результате в 152 закупках обнаружили нарушения, 2 закупки отменили.

Запрос разъяснений 

Ст. 46 44-ФЗ запрещает переговоры с заказчиком на этапе подачи заявок, если в результате у поставщика появляются преимущества перед другими.

Но у участников часто возникают вопросы, которые они не могут задать в рамках 44-ФЗ. Например, в открытом конкурсе или аукционе можно подать всего три запроса на разъяснения.

В других процедурах закон не обязывает заказчика отвечать на вопросы поставщиков.

Если время для запроса разъяснений истекло или после трех запросов остались еще вопросы, можно попробовать обратиться к заказчику напрямую — по электронной почте или телефону, но учесть, что заказчик может:

  • проигнорировать запрос, поданный не по правилам, 
  • не выполнить обещание, данное по телефону. 

Жаловаться в ФАС в этом случае не имеет смысла, так как поставщик сам в первую очередь нарушил запрет на переговоры с заказчиком. 

Все-таки лучше отправлять официальные письменные запросы. На него заказчик обязан ответить в установленный законом срок. Шаблон можно скачать в разделе «Формы и шаблоны» в ЕИС, иногда форма уже есть в документации.

Если заказчик не дал исчерпывающих разъяснений на ваши запросы, советуем обратиться с жалобой в ФАС. Приложите ответ заказчика на ваш запрос, чтобы подтвердить свои претензии.

Если это необходимо, проанализируйте спорную техническую документацию с экспертами. 

Выезд на объект 

Один из распространенных случаев обращения к заказчику — просьба осмотреть объект на наличие скрытых работ, например, для клининговых или строительных услуг. Что делать, если заказчик не предусмотрел такую возможность в документах закупки? 

По официальной позиции Минэкономразвития из письма от 25.07.2016 N Д28и-1869, участника не следует допускать к месту работ. Это может создать ему преимущества перед другими. Но на практике такая позиция может привести к тому, что реальные условия выполнения контракта не будут соответствовать условиям из контракта и стоимость работ удорожается.

Что делать в этой ситуации? 

  1. Подайте запрос разъяснений с вопросом, в какие даты можно приехать для осмотра объекта. Если заказчик ответит на него, уточнив график и условия приезда на объект, то все остальные участники также увидят этот график и будут в равных условиях. 
  2. Проведите качественную оценку рисков и постарайтесь выяснить в запросе на разъяснения максимум условий, которые могут привести к удорожанию работ или увеличат сроки исполнения контрактов. Например, если это строительство, какие условия работ, на каких почвах, получены ли все нужные разрешения, согласования т.д. 

Конкурентные переговоры 

Этот вид закупки можно провести по 223-ФЗ или в коммерческих торгах. Конкурентные переговоры проводят, если нужно провести закупку быстро, сэкономив время на сбор и оценку заявок. Заказчик общается со всеми участниками сразу или по отдельности, обсуждая с ними:

  • цену и характеристики товаров, 
  • условия выполнения работ, 
  • формы договора и оплаты, 
  • порядок привлечения субподрядчиков и т.д.

Конкурентные переговоры — менее прозрачная процедура, так как при личном общении заказчика и участника есть риск сговора, а при общем обсуждении поставщикам придется озвучивать коммерческую информацию. Тем не менее, такой формат закупок есть, о нем нужно помнить. 

При выполнении контракта

Победив в закупке, поставщик общается с госзаказчиком, как с любым другим контрагентом. Главное — обе стороны должны придерживаться норм 44-ФЗ и условий контракта. Какие форматы общения можно использовать, чтобы защищать свои права? 

Переписка

Все действия, проблемы, нарушения условий контракта фиксируйте в переписке. Это дисциплинирует заказчика, поможет в претензионной работе и судебных разбирательствах. Указывайте, что заказчик не предоставил исходные данные, неправомерно отказывается принимать товар, задерживает оплату и т.д. 

Бумажные письма, документы и претензии нужно отправлять заказным письмом или передавать лично. Также суды принимают в качестве доказательства переписку с личной или корпоративной электронной почты контрагентов. 

Запись переговоров 

Можно ли «поймать» заказчика на лжи, записав телефонный разговор с ним? 

Суды принимают аудиозаписи в электронном виде, но требуют объяснить их происхождение. В Арбитражном процессуальном кодексе использование аудиозаписей в качестве доказательств регламентируется ч. 2 ст. 64, ч. 2 ст. 69, ч. 2 ст. 162 АПК РФ. 

Чтобы суд учел запись в качестве доказательства, аудиозапись должна быть гласной, то есть нужно в начале разговора с заказчиком объявить, что разговор записывается. В этом случае поставщик не нарушает законное право заказчика на частную жизнь.

Источник: https://pro126.ru/news/detail/index.php?ID=668

Правонарушения и меры ответственности за них в сфере государственных закупок на основании федерального закона “О контрактной системе”

Сговор заказчика и поставщика 44 ФЗ ответственность

Государство активно предпринимает действия, направленные на то, чтобы сократить возможные преступления, которые совершаются в сфере государственных закупок.

Одним из таких нововведений становится активное использование различных мероприятий, направленных на привлечение к ответственности ответственных должностных лиц госзаказчиков, если такие лица были замечены в совершении административных или уголовных правонарушений при проведении различных мероприятий в сфере государственных закупок.

Существующие виды ответственности за правонарушения в сфере госзакупок

С момента вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 1 января 2014 года активно стали предприниматься также и действия, которые повышают меры ответственности за совершение различных правонарушений.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Все правонарушения, совершаемые в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок, до 4 мая 2018 года относились к ведению Кодекса об административных правонарушениях, а применяемые меры ответственности находились только в рамках этого нормативного акта.

Таким образом, с мая 2018 года можно говорить о том, что на территории Российской Федерации за все совершаемые правонарушения в сфере государственных и муниципальных закупок, действуют два вида ответственности – уголовная и административная.

Конкретный вид, к которой будет привлечено то или иное лицо, участвующее в данной системе закупок, определяется исходя из тяжести совершенного нарушения законодательства, а также из того ущерба, который был причинен государству неправомерными действиями конкретного нарушителя.

Уголовная ответственность заказчика и его должностных лиц

Как уже говорилось выше, назначение мер уголовной ответственности для лиц, которые совершили нарушение действующего законодательства в сфере закупок, было введено относительно недавно.

Использование данного спектра мер направлено, в первую очередь, на то, чтобы минимизировать количество такого рода нарушений, которые имеют своей целью получение конкретного результата при осуществлении различного рода закупок.

Среди основных нарушений, которые можно выделить в части проведения мероприятий, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд, следует выделить:

  • действия, направленные на нецелевое расходование бюджетных средств, если такое расходование осуществляется на основании различных закупочных процедур (например, при установлении неоправданно завышенной начальной максимальной цены контракта, которая будет снижаться в конкурентной процедуре, но окажется выше, чем у других возможных участников);
  • необоснованное использование систем преференций и льгот, которое также ставит итоговой целью неправомерное и нецелевое расходование средств, выделенных из федерального или регионального уровней бюджета;
  • проведение закупочной процедуры с получением «нужного» итогового результата, если такие действия имеют под своей основой личную корыстную и другую заинтересованность тех лиц, которые принимают участие в той или иной закупке либо могут оказать влияние на итоговые результаты.

Применение мер ответственности уголовного характера в случае выявления такого рода нарушений могут быть осуществлены в отношении не только контрактных управляющих или сотрудников контрактной службы, которые принимают непосредственное участие в проведении закупочных процедур, но и в отношении других лиц, выступающих от имени государственного или муниципального заказчика, а именно:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • члены закупочных комиссий (в том числе те, кто проводит рассмотрение различного рода заявок и других документов, подаваемых потенциальными участниками закупочной процедуры);
  • члены экспертных и приемочных комиссий либо лица, которые осуществляют единоличный прием результатов исполненных контрактов;
  • уполномоченные должностные лица, которые не осуществляют непосредственное участие в государственных или муниципальных закупках, но имеют документально подтвержденное право на представление интересов заказчика при осуществлении различного вида закупок.

В том случае, если наличие злого умысла со стороны представителя заказчика или его должностного лица будет установлено, независимо от того, по каким причинам в его действиях такой умысел возник (из-за шантажа и угроз, из-за получения взятки либо по причине собственной заинтересованности), виновное лицо будет привлечено к установленным в рамках статьи 200.4 УК РФ мерам ответственности, а именно:

  • штраф с максимальным значением до одного миллиона рублей (диапазон от двухсот тысяч до одного миллиона рублей назначается в тех случаях, когда речь идет о совершении преступления группой лиц по предварительному сговору, либо если был причинен особо крупный ущерб государству);
  • штраф с возможностью установления его в размере дохода осужденного за период до трех лет (если нет возможности взыскать размер штрафа в конкретной финансовой величине);
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет (в качестве дополнительной меры наказания может быть использован запрет на занятие определенных должностей или осуществление определенных видов деятельности на срок до трех лет, однако, такой запрет устанавливается только по решению суда и на его усмотрение);
  • лишение свободы с максимальным сроком действия наказания до семи лет (к данному наказанию также может быть присоединен дополнительный вид наказания в виде ограничения права заниматься определенными видами деятельности или занимать определенные должности на срок до трех лет).

Однако привлечь к уголовной ответственности по современному законодательству могут не только представителя заказчика, но и потенциального или действующего исполнителя по контракту, если выяснится, что он тоже нарушил действующие нормы права.

Уголовная ответственность исполнителя

Уголовная ответственность в отношении потенциального или действующего исполнителя по государственному или муниципальному контракту является реальной в случаях, если будет установлен факт осуществления подкупа или иного вида воздействия в отношении должностного лица, ответственного за проведение закупочных процедур или принятия их результатов.

Чаще всего в качестве воздействия на то или иное должностное лицо государственного или муниципального заказчика или приравненного к нему юридического лица рассматривается передача взятки в виде денежных средств, ценных бумаг или иных предметов или оказание какого-либо рода услуг имущественного характера, а также предоставление различного рода прав имущественного характера.

Именно в этом случае представитель исполнителя, который был уличен в совершении такого преступления (его состав предусмотрен статьей 200.5 Уголовного Кодекса Российской Федерации), будет привлечен к ответственности.

Законодатель в указанной статье формирует возможные применяемые меры ответственности для наказания тех лиц, которые совершили те или иные преступления в части различных вариантов подкупа должностных лиц государственного или муниципального заказчика. При этом законодатель разделил преступления, которые совершаются в такой сфере в зависимости от размера ущерба, на крупный, особо крупный, а также на преступления, которые совершены единолично или группой лиц по предварительному сговору.

Если было установлено, что подкуп был совершен, то к ответственности будут привлекаться лица, чья вина доказана. К ним в зависимости от тяжести преступления могут быть применены следующие виды мер ответственности:

  • штраф в диапазоне от трехсот тысяч до пяти миллионов рублей;
  • если в качестве штрафной санкции не может быть установлена конкретная сумма, то штраф назначается в размере заработка осужденного за период от шести месяцев до пяти лет;
  • ограничение свободы с максимальным сроком до двух лет;
  • исправительные работы с максимальным сроком действия наказания до двух лет;
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до двенадцати лет.

На решение суда выставляется также определение того, будут ли назначены дополнительные меры наказания в виде штрафа (размер устанавливается в кратном варианте сумме подкупа, но не менее десятикратного и не более пятидесятикратного размера), а также запрет заниматься определенными видами деятельности или занимать определенные виды должностей на срок до семи лет.

Однако в том случае, если лицо, которое виновно в совершении такого преступления, активно участвовало в расследовании такого преступления, то оно полностью освобождается от уголовной ответственности за его совершение.

Административная ответственность за типичные нарушения

Административная ответственность за совершение нарушений в сфере государственных и муниципальных закупок была сформирована еще в момент вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в январе 2014 года. Однако на тот момент все меры ответственности не были полностью проработаны, и некоторые нарушения не оставались охвачены, а назначение наказания осуществлялось по аналогии.

На сегодняшний день все типичные нарушения при осуществлении госзакупок полностью охвачены мерами административного воздействия. Так, в частности, установлены меры воздействия за следующее:

  1. Нарушения в части планирования госзакупок, которые выливаются в неправильное формирование плана закупок и плана-графика. В частности, к таким нарушениям относятся нарушение сроков размещения всех документов в Единой информационной системе, нарушение сроков проведения общественного обсуждения (если проведение такого обсуждения предусмотрено правилами проведения самой закупки), неуказание или недостоверное указание информации, которая должна быть отражена в плановых документах, неуказание или указание необоснованной начальной максимальной цены контракта. Штрафные санкции за такие наказания находятся в диапазоне от пяти до пятидесяти тысяч рублей (устанавливаются меры ответственности в соответствии с положениями статьи 7.29 Кодекса об административных правонарушений). Такие же меры ответственности устанавливаются в случаях, если речь идет о неправомерном дроблении проводимой закупочной процедуры, например, для того, чтобы установленная НМЦК была меньше ста тысяч рублей для проведения закупки у единственного поставщика.
  2. Нарушения в части выбора способа проведения закупки наказываются штрафными санкциями в размере тридцати тысяч рублей для ответственного должностного лица, а в отношении самого заказчика сумма штрафа равняется пятидесяти тысячам рублей (санкции устанавливаются в соответствии со статьей 7.29 КоАП РФ).
  3. Нарушения в сфере собственно проведения закупок, например, за размещение документации в ЕИС с нарушением сроков публикации. Размер штрафа в этом случае будет находиться в диапазоне от трех до тридцати тысяч рублей (назначение наказания осуществляется на основании статьи 7.30 КоАП РФ).
  4. Нарушение действующего законодательства в части неразмещения информации о проводимой закупке в ЕИС. Штраф в этом случае равняется пятидесяти тысячам рублей на должностное лицо и 500 тысячам рублей на заказчика (назначение наказания осуществляется на основании статьи 7.30 КоАП РФ).
  5. Нарушение процедуры при заключении контракта и внесении изменений в его состав также относится к типичным нарушениям, которые нередко совершаются в сфере государственных закупок. Штрафные санкции в этом случае находятся в диапазоне от пяти до тридцати тысяч, но в процентном соотношении должны рассчитываться в размере одного процента от начальной максимальной цены контракта.
  6. Если должностное лицо и заказчик своими действиями или бездействием добились того, что контракт не был исполнен, то на них может быть наложен штраф в диапазоне от пяти до пятнадцати процентов от общей суммы, которая осталась в части неисполненных обязательств, но не менее тридцати тысяч рублей, а для заказчика как юридического лица – в размере не менее трехсот тысяч рублей и в диапазоне от однократного до трехкратного размера стоимости итоговых невыполненных обязательств.
  7. Нарушение правил и порядка ведения реестра контрактов, в том числе в части размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок также относится к типичным административным правонарушениям. Караются такие правонарушения штрафами в размере двадцати тысяч рублей на должностное лицо.

Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту

Участие в некоторых видах процедур по определению исполнителя по государственным или муниципальным контрактам требует внести средства в качестве обеспечения заявки на участие.

Нередки случаи, когда по каким-либо причинам обеспечение заявки не возвращается потенциальному исполнителю контракта в указанные законом сроки. Для таких случаев законодатель установил специальные меры ответственности, сформулированные в статье 7.31 Кодекса об административных правонарушениях.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/pravonarushenia.html

Уголовная и административная ответственность по 44-ФЗ

Сговор заказчика и поставщика 44 ФЗ ответственность

В статье рассмотрим, какая ответственность сторон по контракту предусмотрена 44-ФЗ, а также какие могут быть применены меры уголовной и административной ответственности.

Постановление Правительства об ответственности по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ предусматривает ответственность для заказчиков и поставщиков на случай нарушения сроков и других важных условий контракта. Санкции указаны в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042. Далее рассмотрим, что ждет поставщика, а что — заказчика.

Ответственность по 44-ФЗ для поставщика

Если говорить о нарушениях, не касающихся сроков, за каждое поставщика ждет штраф. Сумма напрямую зависит от цены контракта. Установлена такая градация:

  • при цене до 3 млн руб. — 10% цены контракта;
  • 3-50 млн руб — 5%;
  • 50-100 млн руб. — 1%;
  • 100-500 млн руб. — 0,5%;
  • 500 млн — 1 млрд руб. — 0,4%;
  • 1-2 млрд руб. — 0,3%;
  • 2-5 млрд руб. — 0,25%;
  • 5-10 млрд руб. — 0,2%;
  • более 10 млрд руб. — 0,1%.

Бывает так, что нарушением является обязательство, которое не имеет стоимостного выражения. В этом случае размер штрафа будет таким:

  • 1000 руб., при цене контракта до 3 млн. руб.;
  • 5000 руб. — от 3 млн. до 50 млн. руб.;
  • 10000 руб. при цене от 50 млн. до 100 млн. руб.;
  • 100000 руб., если цена контракта превышает 100 млн. руб.

Если же нарушение связано со сроками, начисляются пени: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от цены контракта, уменьшенной на сумму выполненных обязательств, за каждый день просрочки.

Поставщики, подрядчики и исполнители платят штрафы по Закону № 44-ФЗ, как и заказчики. Однако наказывают только контрагентов, которые неверно заключили, изменили или расторгли контракт. Размеры штрафов и примеры смотрите в таблице.

Смотреть таблицу полностью

Штраф за неисполнение контракта по 44-ФЗ поставщиком СМП

Если поставщик из числа малых предприятий, для него суммы штрафов менее жесткие:

  • 3% от цены контракта, если цена менее 3 млн. руб.;
  • 2% — если цена больше 3 млн, но меньше 10 млн руб.;
  • 1% — если цена больше 10 млн, но меньше 20 млн руб.

↻ Вернуться к началу

Ответственность заказчика по 44-ФЗ

Для заказчика действуют фиксированные суммы штрафов за нарушение обязательств, не связанных со сроками:

  • 1000 руб., при цене контракта до 3 млн. руб.;
  • 5000 руб. — от 3 млн. до 50 млн. руб.;
  • 10000 руб. при цене от 50 млн. до 100 млн. руб.;
  • 100000 руб., если цена контракта превышает 100 млн. руб.

Если заказчик сорвал сроки, он выплачивает пострадавшей стороне 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от невыплаченной в срок суммы.

Административная ответственность по 44-ФЗ в 2019 году

Грозит за:

  • неправильный выбор способа закупки, условий процедуры — ст. 7.29 КоАП РФ;
  • неверный расчет НМЦК по ГОЗ — ст. 7.29.1 КоАП РФ;
  • отказ от заключения контракт по ГОЗ — ст. 7.29.2 КоАП РФ;
  • нарушение правил планирования закупок — ст. 7.29.3 КоАП РФ;
  • нарушение порядка осуществления закупок — ст. 7.30 КоАП РФ;
  • несоблюдение регламента ведения реестра контрактов — ст. 7.31 КоАП РФ;
  • нарушение сроков возврата обеспечения — ст. 7.31.1 КоАП РФ;
  • нарушение порядка подписания госконтракта — ст. 7.32 КоАП РФ.

Тип административной ответственности по 44-ФЗ зависит от конкретного нарушения. Например, за отклонение заявки по основаниям, не предусмотренным в 44-ФЗ, заказчику грозит штраф — 5% от НМЦК. Если нарушены сроки размещения необходимых документов, штраф может доходить до 30 тыс. руб. для контрактного управляющего и до 100 тыс. руб. для юрлица.

Методы воспитания поставщиков-нарушителей

а подаче заявок невозможно определить — исполнительный поставщик или нет. Вы определяете его соответствие вашим требования по формальным признакам. А самое интересное всплывает уже при исполнении контракта.

Выбрать нового поставщика не так просто, для этого нужно основание. А проводить новую закупку не всегда выгодно по времени и деньгам. Значит, надо воспитывать имеющегося поставщика. Читайте, как вести себя с поставщиком-нарушителем, чтобы он исправился.

Три кейса в конце статьи научат правильно рассчитывать неустойку по любому виду нарушения с учетом новой ключевой ставки.

Три кейса по расчету неустойки

↻ Вернуться к началу

Уголовная ответственность по 44-ФЗ

С 2018 года УК РФ пополнился двумя статьями, касающимися сферы госзаказа. Уголовная ответственность по 44-ФЗ предусмотрена за злоупотребления (ст. 200.4 УК РФ) и подкуп контрактного управляющего или члена комиссии (ст. 200.5 УК РФ).

По ст. 200.4 УК РФ наказывают за нарушения закона о контрактной системе из корыстной или иной личной заинтересованности. Если деяние причинило крупный ущерб, преступнику грозит:

  • штраф до 200 тыс. руб.;
  • принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до 3 лет или без нее;
  • лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией или без.

Если за преступлением стоит группа лиц или причинен особо крупный ущерб, максимальный штраф составляет 1 млн руб, а предельный срок — 7 лет.

Под подкупом работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии понимают:

  • передачу денег, имущества;
  • оказание услуг имущественного свойства;
  • предоставление имущественных прав.

Это считается нарушением при условии, что ценности передаются за действия или бездействие в пользу участника закупки или другого заинтересованного лица.

В общем случае нарушитель может получить одно из следующих наказаний:

  • штраф до 500 тыс. руб.;
  • условный срок до 2 лет;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • принудительные работы до 3 лет со штрафом или без;
  • лишение свободы до 3 лет со штрафом или без.

Самому контрактному управляющему за незаконное получение денег и имущества грозит штраф до 1 млн руб., дисквалификация до 3 лет, принудительные работы или срок до 3 лет.

Заказчикам и должностным лицам, которые нарушат требования Закона № 44-ФЗ, грозит штраф или дисквалификация. Кроме того, контролеры штрафуют сотрудников уполномоченных органов, операторов электронных площадок и специализированные организации.

Смотреть таблицу

↻ Вернуться к началу

Практика

Смотрите на примере, как контрактный управляющий запутался с «не менее» и «не более» в документации и получил штраф. Заказчик проводил аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту сельского дома культуры.

В числе прочего закупались материалы для ремонта. В описании объектов закупки были допущены нарушения, за которые заказчик поплатился штрафом (Постановление Алтайского республиканского УФАС России от 26.12.

2018 по делу № 79/з).

К бетонной смеси установили такие требования: «Бетон должен соответствовать марке морозостойкости по первому базовому методу, значение которого не менее чем F1 150, но и не более F1 300 (ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 26633-2015)».

Однако в соответствии с п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые.

Технические условия» по показателям качества бетоны подразделяют, в том числе по морозостойкости по первому базовому методу: F1 50, F1 75, F1 100, F1 150, F1 200, F1 300 и т.д.

То есть марка по морозостойкости не имеет максимального и минимального значения, а используется точный показатель. Установив требование о диапазонном значении, заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Ту же самую ошибку заказчик допустил с осадкой конуса.

По документации бетонная смесь должна иметь значение не менее чем П2, минимальное значение осадки конуса — не менее чем 1 см, а максимальное — не более 15 см.

Заказчик снова сослался на ГОСТы 7473-2010 и 26633-2015. Однако в соответствии с п. 5.1.4 ГОСТ 7473-2010 марка по осадке конуса не имеет максимального и минимального значение, используется точный показатель.

Кроме того, в аукционной документации содержались требования к показателям толщины и ширины доски, не позволяющие определить потребность заказчика.

Установлен диапазон «не более чем 100 мм, не менее чем 100 мм», при этом в таблице заказчик указывает возможные величины: толщина (мм) 19, 22, 25, 16, 32 или 40, 50, 60 и ширина (мм) 100, 125, 150, 175 и т.д. Это вводит участников в заблуждение. Все эти нарушения подпадают под часть 4.2 статьи 7.

30 КоАП РФ. Величина штрафа по КоАП РФ единая для всех — 3 тыс. руб. Отвечать за нарушение пришлось первому заместителю главы Администрации района.

С административными штрафами все более-менее просто: суммы установлены в КоАП РФ. А вот с неустойкой, предусмотренной 44-ФЗ и контрактов, нередко приходится мучиться. В следующем примере смотрите, Могут ли поставщика оштрафовать за отсутствие на приемке (Решение Арбитражного суда Самарской области от 22.10.2018 по делу № А55-18921/2018).

Нарушения и просрочка: уменьшаем размер требований в суде

О чем пойдет речь: подрядчик выиграл аукцион на строительство музея и не смог сдать работы вовремя. Заказчик закрыл глаза на продление срока, но после этого оказалось, что в проектной документации есть ошибки, которые исправить нельзя.

В итоге подрядчик лишился контракта, оплаты и обеспечения. Конфликт привел стороны в суд. Подрядчику не удалось доказать, что он не виноват в нарушениях, но суд уменьшил размер требований заказчика на значительную сумму.

Читайте в обзоре о том, как сократить неустойку в три раза и сохранить репутацию ответственного подрядчика.

Читать обзор дела

ООО «Ланда» и Управление Судебного департамента в Самарской области заключили госконтракт на поставку канцелярских конвертов для районных и городских судов Самары и Самарской области.

В итоге поставщик нарушил общий срок поставки на полмесяца. Какие-то суды получили канцтовары на 2 дня позже, а какие-то — на 17 дней. По условиям контракта за просрочку начислялись пени.

Заказчик насчитал 337,11 руб.

В контракте помимо прочего говорилось о том, что поставщик обязан участвовать в приемке товара. Заказчик уведомил компанию «Ланда», но ни один из ее представителей в назначенный день не явился. Решив, что пункт контракта нарушен, заказчик оштрафовал поставщика за неисполнение обязательства, не имеющего стоимостного выражения, на 1000 руб.

Суд подчеркнул, что ответственность по контракту наступает только лишь в том случае, когда несоблюдение обязательства стало причиной нарушения каких-либо прав и законных интересов сторон.

А неустойкой обеспечиваются лишь те обязательства, нарушение которых способно причинить вред сторонам. Само по себе отсутствие поставщика на приемке заказчику никак не навредило. Поэтому суд отказал в требования выплаты 337 руб.

11 коп. пени и штрафа в размере 1000 руб.

Однако взыскать деньги с поставщика заказчику все же удалось. В ходе приемке он выявил нарушения контракта. В частности, согласно требованиям белые конверты должны укладываться в пачки по 50 штук и должны быть скреплены бумажной лентой шириной 41 мм., образуя пачки.

Но фактически поставленные конверты в пачки сформированы не были, бумажной лентой не скреплены. Заказчик насчитал штраф 9 446 руб. 23 коп. — 3% от цены контракта. Это требование суд счел вполне законным, поскольку нарушения подтверждены документами.

В итоге суд удовлетворил только его, лишив заказчика пени и штрафа за отсутствие поставщика на приемке. Иск удовлетворили частично.

↻ Вернуться к началу

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103067-qqq-19-m5-otvetstvennost-po-44-fz-administrativnaya

Сговор участников аукциона, как распознать подставной тендер

Сговор заказчика и поставщика 44 ФЗ ответственность

Одна из самых неприятных ситуаций, которая, к сожалению, сегодня достаточно распространена — это сговор участников торгов.

Чаще всего в сговоре участвуют и поставщики и заказчик, которые получают определённую выгоду от сотрудничества. А организация тендера в этом случае не больше, чем формальность.

Типы мошенничества в сфере проведения тендеров зависят от фантазии их участников. Постоянно появляются новые виды сговоров участников тендера. Порой всё продумано настолько тщательно, что практически невозможно распознать, законны ли результаты проведения конкурса или нет.

И всё-таки существуют определённые признаки, которые сигнализируют о том, что в тендере имеет место мошенничество.

Наши специалисты помогут Вам составить жалобу в ФАС для защиты Ваших интересов в торгах.

Признаки сговора участников торгов:

  1. отклонение большого количества заявок, в результате чего к участию допускаются только два игрока. Два потенциальных исполнителя — это минимальное количество поставщиков, необходимое для признания торгов действительными.

    Более явным признаком сговора является допуск двух потенциальных компаний-исполнителей, которые принадлежат одному учредителю. В этом случае вероятность того, что заказчик и, по сути, один поставщик находятся в сговоре, значительно повышается.

    В любом случае, перед тем, как подозревать худшее, стоит проанализировать причины отклонения заявок остальных участников. Возможно, у заказчика были объективные основания для отказа.

  2. отклонение заявки потенциальных исполнителей без объяснения причин. Вы всегда можете потребовать от заказчика разъяснения поводов для отказа. Если даже после этого компания не желает их указывать, то, вероятно, в данном конкурсе имеет место сговор участников.

  3. причины отклонения заявки необоснованны. Например, вы указали стоимость ваших услуг, но заказчик отказывает в доступе к участию в закупках из-за отсутствия расценок.

  4. завышенные требования к поставщикам.

    Если документация аукциона на поставку типовых товаров или оказание услуг, не отличающихся технической сложностью, содержит техническое задание на несколько десятков страниц, то, возможно, заказчик рассчитывает на то, что большинство потенциальных исполнителей допустят ошибки. А выиграет «нужный» поставщик, который знает правильные «ответы».

С той же целью, в список документов, которые поставщики должны предоставить для участия в торгах, могут быть включены лицензии, сертификаты или иные документы, которые не являются обязательными для выполнения предлагаемых работ.

Сюда же можно отнести нечёткое техническое задание.

Например, описание проведения всех необходимых работ составлено таким образом, что «непосвящённому» исполнителю бывает трудно разобраться в их реальном объёме.

Конечно же, вы всегда можете обратиться к заказчику за разъяснениями, а уже по его дальнейшим действиям можно будет судить — сговор ли это или же организатор не уделил должного внимания описанию характера проводимых работ и желаемых услуг.

  1. слишком сжатые сроки реализации проекта. Допустим, заказчик ищет исполнителя для сложных монтажных работ, на которые выделяет лишь один день. Естественно, победить в этом тендере может лишь та организация, которая приступила к выполнению этих работ гораздо раньше.

  2. одним из сложных видов мошенничества, который очень сложно доказать, можно назвать «ротацию заявок». Заключается он в том, что в сговоре принимают участие несколько поставщиков и, вероятно, заказчик.

    Победителями данные исполнители становятся поочерёдно.

    Прибыль при этом чаще всего делится либо практически поровну между участниками сговора, либо в соответствии с размерами каждой компанией (возможны и другие варианты вознаграждений).

Всё это признаки типов мошенничества, цель которых — победа определённого поставщика. Но существуют и такие виды сговора участников, которые преследуют другую цель — максимально снизить, повысить или поддержать цену проекта.

В этом случае можно наблюдать участие подставных компаний, которые готовы необоснованно пожертвовать своей прибылью ради участия в проекте.

Когда мошенничество, на ваш взгляд, очевидно, вы можете выбрать одно из двух решений:

  • если вы уверены, что сможете доказать наличие сговора участников аукциона, то лучше подать жалобу в ФАС, в связи с нарушением 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • если же доказать мошенничество для вас будет достаточно проблематично, то в этом случае, просто откажитесь от участия в данном тендере или обратитесь в компанию РусТендер и мы дадим вам четкую картину происходящего. Это поможет сэкономить ваше время и сохранить здоровье нервной системы.

© ООО МКК «РусТендер» 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Антидемпинговые меры ФЗ-44: механизм работы

Подача жалобы в ФАС, как и когда это делать

Надежные банки. «Белый список»

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/articles/kak-zarabotat-v-sisteme-goszakaza-44-fz-i-223fz/kak-raspoznat-sgovor-uchastnikov-tenderov

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий