Ответственность служащих за служебные проступки

В этой статье:

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Ответственность служащих за служебные проступки

Оглавление

Ведение 3

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ 4

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ (ДОЛЖНОСТНЫЕ) ПРОСТУПКИ И ЕЕ ВИДЫ 6

Дисциплинарная ответственность служащих по специальным уставам и положениям (уставная ответственность) 7

Дисциплинарная ответственность служащих в порядке подчиненности 7

Дисциплинарная ответственность служащих по правилам внутреннего трудового распорядка 10

3. ОТЛИЧИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА ОТ ДИЦИПЛИНАРНОГО И ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 12

Заключение 14

Список используемой литературы 15

Ведение

Государство, возлагая на служащих определенные обязанности и наделяя их соответствующими правами, одновременно устанавливает ответственность за невыполнение этих обязанностей и незаконное использование предоставленных прав.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих является важным средством обеспечения законности и эффективности государственного управления.

В настоящее время укрепление дисциплины, искоренение коррупции и должностных проступков из сферы государственной службы являются важным элементом административной реформы, проводимой Президентом РФ.

Становление новой российской государственности нередко тормозится в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности должностных лиц и работников федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, приводящих к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и решений судов.

В науке административного права укрепилось мнение, что дисциплинарная ответственность является основным видом дисциплинарной ответственности государственных служащих. Действительно, вероятность применения к государственному служащему мер дисциплинарной ответственности заметно выше, чем мер административной и тем более уголовной ответственности.

В настоящее время дисциплинарная ответственность государственных служащих регулируется в большом объеме специальными нормативными актами, нежели трудовым законодательством, например Федеральным законом Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил, Положения о прохождении службы в органах внутренних дел, Положением о дисциплинарной ответственности глав Администраций, Дисциплинарным Уставом таможенной службы Российской Федерации и другими нормативными актами.

Государственная служба – важнейшая разновидность службы.

Основные особенности:

  • систематическое осуществляемая деятельность по выполнению государственных функций, реализации государственных полномочий;
  • эта деятельность осуществляется на профессиональной основе лицами, замещающими государственные должности государственной службе в органах государственной власти, войсках, правоохранительные организациях ;
  • расходы по этой деятельности производится из государственного бюджета РФ или бюджетов субъектов.

В федеральном законе «О системе государственной службы РФ» дано определение государственной службы.

Государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, ее органов, субъектов РВ и их органов.

Необходимо различать государственные должности и должности государственной службы.

К государственным должностям в РФ относятся:

  1. государственные должности, установленные Конституцией РФ, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  2. государственные должности субъектов Федерации, установленные конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации.

Эти должности можно называть политическими. Лица, которые замещают государственные должности, не являются государственными служащими, законы о государственной службе их деятельность не регулируют. Она регламентирована Конституцией РФ, иными федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Федерации и иными законами.

Группа государственных должностей немногочисленна. Но существует сотни тысяч должностей государственной службы. Лица, занимающие эти должности, являются государственные служащими.

Должности государственной службы делятся на должности федеральной службы и должности служб субъектов Федерации. А лица, занимающие эти должности, являются соответственно федеральными служащими или служащими или служащими субъектов Федерации.

По содержанию службы различают должности государственной гражданской службы, должности военной службы и должности правоохранительной службы.

Названным ФЗ предусмотрено создание реестров должностей государственной службы

Реестр должностей федеральной государственной службы состоит из трех частей:

  1. перечня должностей федеральной государственной гражданской службы;
  2. перечня типовых воинских должностей;
  3. перечня должностей правоохранительной службы.

Все три перечня утверждаются Президентом РФ.

Реестр должностей государственной службы субъекта Федерации утверждается законом или иным правовым актом соответствующего субъекта.

Должность государственной службы – это:

  1. низовая структурная единица государственного механизма;
  2. устойчивый комплекс обязанностей и прав;
  3. учреждаемая компетентным государственным органом;
  4. для осуществления государственной функций;
  5. занимаемая одним лицом;
  6. замещаемая на основе правоприменительного акта государственной администрации;
  7. имеющая определенное название и включение в реестр государственной службы;
  8. содержание которой финансируется из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации.

Полномочия государственных органов, задачи, стоящие перед государством, исполняют и решают государственные служащие. В своей работе они используют определенные технические средства, но в основном их достижения, эффективность деятельности всего аппарата зависят от организации труда, умения, добросовестности, активности самих служащих1.

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ (ДОЛЖНОСТНЫЕ) ПРОСТУПКИ И ЕЕ ВИДЫ

Существует два аспекта ответственности как социальной категории: позитивный, когда ответственность рассматривается в качестве внутреннего регулятора поведения личности в связи с долгом, обязанностью (ответственность служащего перед самим собой, своей собственной совестью) и негативный (ретроспективный), когда ответственность рассматривается под углом зрения отрицательной оценки содеянного со стороны населения, коллектива, общества и государства, как реакция общества на нарушение его интересов и установленных правил, как применение санкций за нарушение существующих правовых норм. Это юридическая ответственность личности перед обществом и государством, потому что всякое общество ограждает себя от всевозможных посягательств с помощью ответственности. Юридическая ответственность выражается в осуждении противоправного поведения лица со стороны общества и государства, заключающегося в причинении виновному лицу отрицательных последствий материального или морального характера, в применении санкций за соответствующие правонарушения путем привлечения виновного лица к различным видам правовой ответственности — уголовной, административной, дисциплинарной за нарушения служебной дисциплины.

Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное для всех государственных служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с действующим законодательством, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Дисциплинарная ответственность служащих наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок).

Она применяется в рамках их служебных взаимоотношений с вышестоящим по подчиненности органом или должностным лицом и дифференцируется на несколько видов по государственным и муниципальным должностям и отраслевым разновидностям государственной службы.

Лица, замещающие государственные должности (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министр, губернатор, федеральный судья и т. д.

), а также выборные муниципальные должности (депутат, член выборного муниципального органа, выборное должностное лицо местного самоуправления), не являются государственными или муниципальными служащими, и обязательным предварительным условием привлечения их к любым вышеперечисленным видам юридической ответственности является отрешение этих лиц от занимаемых ими должностей и получение тем самым общественного согласия на привлечение к юридической ответственности. Для этого Конституцией РФ и другими законами предусмотрены соответствующие юридические формы импичмент (отрешение от должности) Президента РФ; выражение недоверия Правительству РФ, освобождение от должностей указами Президента РФ федеральных министров, постановлениями палат Федерального Собрания — Генерального прокурора, Председателя Счетной палаты и др.; решение квалификационной коллегии судей о приостановлении полномочий судьи или дача согласия на привлечение судьи к юридической ответственности.

Лица же, замещающие государственные должности государственной службы, могут привлекаться к одному из трех видов дисциплинарной ответственности: дисциплинарная ответственность по специальным дисциплинарным уставам и положениям, дисциплинарная ответственность в порядке подчиненности и дисциплинарная ответственность по правилам внутреннего трудового распорядка.

Дисциплинарная ответственность служащих по специальным уставам и положениям (уставная ответственность) предусмотрена для служащих тех отраслей и сфер государственной деятельности, где действуют такие уставы и положения.

Этот вид дисциплинарной ответственности распространяется, например, на военнослужащих, служащих МВД, таможенных органов, органов и учреждений прокуратуры, на работников железнодорожного транспорта, морского флота и ряда других отраслей и сфер государственной деятельности.

Ответственность по дисциплинарным уставам и положениям (уставная ответственность) считается наиболее строгим видом дисциплинарной ответственности служащих, потому что, во-первых, здесь нередко предусматривается возможность привлечения к дисциплинарной ответственности за совершенные за пределами службы, позорящие и дискредитирующие публичную власть аморальные и административные проступки; во-вторых, предусматриваются некоторые специфические меры дисциплинарных взысканий, например лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; в-третьих, за грубое нарушение должностных обязанностей возможно в качестве меры дисциплинарного взыскания увольнение не только из конкретного учреждения, но и из системы данной отрасли (из органов прокуратуры, МВД, таможенных органов и т. д.).

Дисциплинарная ответственность служащих в порядке подчиненности распространяется на всех государственных гражданских и муниципальных служащих (государственных и муниципальных чиновников), а также на не являющихся государственными или муниципальными служащими руководителей и некоторых должностных лиц, государственных и негосударственных организаций и учреждений. За совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание; 

2) выговор; 

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности;

5) увольнение с гражданской службы по строго установленным основаниям — неоднократного неисполнения служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; однократного грубого нарушения должностных обязанностей в виде прогула (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня); появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание  (ст. 57)2.

 До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Источник: http://freepapers.ru/48/disciplinarnaya-otvetstvennost-gosudarstvennyh-sluzhashhih/222477.1466377.list1.html

Служащий совершил дисциплинарный проступок. Что делать?

Ответственность служащих за служебные проступки

Не прочитано

Кадровое делопроизводство / Образцы и комментарии: госслужба

Продолжаем разговор об особенностях государственной гражданской службы, начатый в прошлых номерах1. Сегодня речь пойдет о дисциплинарной ответственности.

Кадровикам коммерческих организаций также полезно ознакомиться с этой статьей, так как процедуру служебной проверки по факту нарушения можно взять за основу при оформлении дисциплинарных взысканий работников.

Это позволит значительно сократить количество жалоб на вас как на работодателя в суды и контрольные органы.

Михайлов Виктор, советник отдела по вопросам прохождения государственной гражданской службы Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России

Напомним, что ограничения при приеме на работу, обязательства госслужащих, правила служебного поведения, ответственность за нарушения, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»2.

Все остальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права можно применять, если в основном законе нет прямого ответа на тот или иной вопрос и положения актов не противоречат указанному закону.

Ответственность гражданского служащего за нарушения в сфере профессиональной служебной деятельности установлена в должностном регламенте гражданского служащего, который является составной частью административного регламента государственного органа.

Ссылка на должностной регламент обязательно должна быть в служебном контракте3.

Например, главный специалист-эксперт общего отдела Межрегиональной инспекции по налогам и сборам обязан исполнять должностной регламент, разработанный для этой должности и являющийся частью Административного регламента налогового органа.

Шаг влево, шаг вправо

Дисциплинарная ответственность грозит гражданскому служащему в следующих случаях:

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, изложенных в должностном регламенте и служебном контракте;
  • отказ от исполнения поручения руководителя (в пределах полномочий руководителя);
  • отказ от перевода на другую должность для предотвращения или ликвидации аварии;
  • нарушение правил служебного распорядка государственного органа;
  • отсутствие поддержки квалификации, необходимой для исполнения должностных обязанностей;
  • разглашение сведений, составляющих государственную тайну; иную, охраняемую федеральным законом, тайну; сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (касающихся частной жизни, здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство);
  • непринятие мер по сохранности государственного имущества (в том числе и предоставленного для исполнения должностных обязанностей);
  • непредставление сведений: о себе и членах семьи, о полученных доходах, о принадлежащем на правах собственности имуществе, об обязательствах имущественного характера;
  • неуведомление представителя нанимателя: о выходе из гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства другого государства; о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов;
  • нарушение установленных для государственных служащих: ограничений, требований к служебному поведению, запретов;
  • прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
  • неявка на аттестацию без уважительных причин или отказ от аттестации;
  • непрохождение по вине гражданского служащего обучения и проверки знаний в области охраны труда;
  • прогул;
  • появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения.

Как вы могли заметить, оснований для применения дисциплинарного взыскания к гражданскому служащему значительно больше, чем к обычному работнику (непредставление сведений, конфликт интересов и т. д.).

Виды дисциплинарных взысканий

Для государственных гражданских служащих установлены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, а также увольнение с гражданской службы по следующим основаниям:

  • неоднократное неисполнение должностных обязанностей (если гражданский служащий уже имеет дисциплинарное взыскание);
  • прогул (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);
  • появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения;
  • разглашение сведений, составляющих государственную, иную, охраняемую законом, тайну, служебной информации, ставших известными государственному служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения имущества (факт должен быть установлен вступившим в законную силу приговором суда или постановлением об административном правонарушении);
  • принятие гражданским служащим (руководителем) необоснованного решения, повлекшего за собой: нарушение сохранности имущества, неправомерное использование имущества, нанесение ущерба имуществу государственного органа;
  • однократное грубое нарушение гражданским служащим (руководителем) должностных обязанностей, если это причинило вред государственному органу или нарушило законодательство Российской Федерации.

По сравнению с обычными работниками для гражданского служащего применяются дополнительно два вида дисциплинарных взысканий: предупреждение о неполном должностном соответствии и освобождение от замещаемой должности гражданской службы.

Если служащий, совершивший проступок, отказывается писать объяснение, разъясните ему, что отказ от дачи объяснений не избавит его от дисциплинарного взыскания. Рекомендуем всегда оформлять письменно требование к служащему написать объяснение. Во-первых, делайте это, не торопясь, и в присутствии одного-двух свидетелей.

Во-вторых, обязательно укажите, в чем именно состоит его проступок, и какое из положений должностного регламента или контракта он нарушил. В-третьих, не забудьте попросить указать причины и обстоятельства проступка (плохое самочувствие, внезапное обострение хронического заболевания, необходимость ухаживать за больным членом семьи и т.

д.).

Если служащий все же отказывается от дачи объяснений, обязательно составьте акт и сделайте отметку об этом на требовании, заверив ее своей подписью и подписью свидетелей. Не забудьте проверить наличие дат, написанных всеми участниками собственноручно.

Взыскание step by step

Процедура применения дисциплинарного взыскания для гражданского служащего делится на три этапа: предварительный этап, применение взыскания, снятие взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания представитель нанимателя обязан: затребовать у гражданского служащего объяснение в письменной форме, составить акт (если служащий отказался давать объяснение), провести служебную проверку4.

Служебную проверку проводит подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров при участии представителей профсоюза и сотрудников юридического подразделения.

Для проведения служебной проверки должен быть оформлен один из следующих документов: решение представителя нанимателя о служебной проверке (проверка проводится в течение месяца со дня принятия решения); письменное заявление гражданского служащего.

Подразделение, проводящее проверку, должно дать письменное заключение с однозначными мотивированными ответами на следующие вопросы:

  • совершил ли гражданский служащий дисциплинарный проступок, то есть что именно доказывает факт совершения проступка (докладные или служебные записки, показания очевидцев, акт и т. д.);
  • виноват ли служащий в совершении проступка (был ли он обеспечен всем необходимым для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей и т. д.);
  • в каких условиях и по каким причинам был совершен проступок;
  • характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате проступка (был ли нанесен вред; какой именно вред; кто пострадал персонально или какое повреждено имущество; материальная оценка причиненного вреда и т. п.);
  • какие обстоятельства были основанием для обращения гражданского служащего с заявлением о проведении служебной проверки.

Итоговая часть заключения должна содержать предложение: применять или не применять к гражданскому служащему дисциплинарное взыскание.

Решение о том, какой именно вид взыскания применять к нарушителю, принимает представитель нанимателя – руководитель государственного органа, в котором работает служащий.

Заключение о проверке передается представителю нанимателя и приобщается к личному делу гражданского служащего.

Права представителя нанимателя и гражданского служащего в ходе проведения служебной проверки
 

Право представителя нанимателяПрава гражданского служащего
Временно отстранить гражданского служащего от замещаемой должности (максимальный срок не может превышать один месяц) – Давать устные и письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и т. д.; – обжаловать решения и действия (бездействие) лиц, проводящих проверку;– ознакомиться с письменным заключением и другими материалами проверки5

«Приговор» в исполнение

При применении того или иного вида дисциплинарного взыскания должны быть учтены: тяжесть дисциплинарного проступка, степень вины гражданского служащего, обстоятельства совершения проступка, результаты исполнения гражданским служащим должностных обязанностей, предшествующие дисциплинарному проступку.

О применении дисциплинарного взыскания издается акт (приказ)6, в котором обязательно указываются основания применения взыскания. Копия акта вручается под расписку государственному служащему в течение пяти дней со дня издания акта.

Дисциплинарное взыскание должно применяться непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка и не позднее чем через месяц после обнаружения. Этот срок может увеличиваться на время болезни гражданского служащего, отпуска, отсутствия на службе по уважительной причине, проведения служебной проверки.

Дисциплинарная амнистия

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Представитель нанимателя может снять дисциплинарное взыскание досрочно по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего, по ходатайству непосредственного руководителя гражданского служащего.

Дисциплинарное взыскание не применяется7 позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, позднее двух лет со дня совершения, если проступок обнаружен в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудита.

Обжалование взыскания

Если гражданский служащий не согласен с примененным к нему взысканием, он может обжаловать его в порядке рассмотрения индивидуальных служебных споров. Индивидуальные служебные споры рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, а в части, не урегулированной этим законом, в соответствии с Трудовым кодексом.

Гражданский служащий может обратиться в комиссию по служебным спорам государственного органа или в суд. Более подробно о порядке разрешения споров мы расскажем в следующих номерах журнала.

Источник: https://e.kdelo.ru/231753

Ведение

     Государство, возлагая на служащих определенные обязанности и наделяя их соответствующими правами, одновременно устанавливает ответственность за невыполнение этих обязанностей и незаконное использование предоставленных прав.

     Дисциплинарная ответственность государственных служащих является важным средством обеспечения законности и эффективности государственного управления.

В настоящее время укрепление дисциплины, искоренение коррупции и должностных проступков из сферы государственной службы являются важным элементом административной реформы, проводимой Президентом РФ.

Становление новой российской государственности нередко тормозится в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности должностных лиц и работников федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, приводящих к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и решений судов.

     В науке административного права укрепилось мнение, что дисциплинарная ответственность является основным видом дисциплинарной ответственности государственных служащих. Действительно, вероятность применения к государственному служащему мер дисциплинарной ответственности заметно выше, чем мер административной и тем более уголовной ответственности.

     В настоящее время дисциплинарная ответственность государственных служащих регулируется в большом объеме специальными нормативными актами, нежели трудовым законодательством, например Федеральным законом Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил, Положения о прохождении службы в органах внутренних дел, Положением о дисциплинарной ответственности глав Администраций, Дисциплинарным Уставом таможенной службы Российской Федерации и другими нормативными актами.

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ДОЛЖНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СЛУЖАЩИЙ

Государственная служба – важнейшая разновидность службы.

Основные особенности:

  • систематическое осуществляемая деятельность по выполнению государственных функций, реализации государственных полномочий;
  • эта деятельность осуществляется на профессиональной основе лицами, замещающими государственные должности государственной службе в органах государственной власти, войсках, правоохранительные организациях ;
  • расходы по этой деятельности производится из государственного бюджета РФ или бюджетов субъектов.

В федеральном законе «О системе государственной службы РФ» дано определение государственной службы.

Государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, ее органов, субъектов РВ и их органов.

Необходимо различать государственные должности и должности государственной службы.

К государственным должностям в РФ относятся:

  1. государственные должности, установленные Конституцией РФ, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  2. государственные должности субъектов Федерации, установленные конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации.

Эти должности можно называть политическими. Лица, которые замещают государственные должности, не являются государственными служащими, законы о государственной службе их деятельность не регулируют. Она регламентирована Конституцией РФ, иными федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Федерации и иными законами.

Группа государственных должностей немногочисленна. Но существует сотни тысяч должностей государственной службы. Лица, занимающие эти должности, являются государственные служащими.

Должности государственной службы делятся на должности федеральной службы и должности служб субъектов Федерации. А лица, занимающие эти должности, являются соответственно федеральными служащими или служащими или служащими субъектов Федерации.

По содержанию службы различают должности государственной гражданской службы, должности военной службы и должности правоохранительной службы.

Названным ФЗ предусмотрено создание реестров должностей государственной службы

Реестр должностей федеральной государственной службы состоит из трех частей:

  1. перечня должностей федеральной государственной гражданской службы;
  2. перечня типовых воинских должностей;
  3. перечня должностей правоохранительной службы.

Все три перечня утверждаются Президентом РФ.

Реестр должностей государственной службы субъекта Федерации утверждается законом или иным правовым актом соответствующего субъекта.

Должность государственной службы – это:

  1. низовая структурная единица государственного механизма;
  2. устойчивый комплекс обязанностей и прав;
  3. учреждаемая компетентным государственным органом;
  4. для осуществления государственной функций;
  5. занимаемая одним лицом;
  6. замещаемая на основе правоприменительного акта государственной администрации;
  7. имеющая определенное название и включение в реестр государственной службы;
  8. содержание которой финансируется из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации.

Полномочия государственных органов, задачи, стоящие перед государством, исполняют и решают государственные служащие. В своей работе они используют определенные технические средства, но в основном их достижения, эффективность деятельности всего аппарата зависят от организации труда, умения, добросовестности, активности самих служащих1. 

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ (ДОЛЖНОСТНЫЕ) ПРОСТУПКИ И ЕЕ ВИДЫ

Существует два аспекта ответственности как социальной категории: позитивный, когда ответственность рассматривается в качестве внутреннего регулятора поведения личности в связи с долгом, обязанностью (ответственность служащего перед самим собой, своей собственной совестью) и негативный (ретроспективный), когда ответственность рассматривается под углом зрения отрицательной оценки содеянного со стороны населения, коллектива, общества и государства, как реакция общества на нарушение его интересов и установленных правил, как применение санкций за нарушение существующих правовых норм. Это юридическая ответственность личности перед обществом и государством, потому что всякое общество ограждает себя от всевозможных посягательств с помощью ответственности. Юридическая ответственность выражается в осуждении противоправного поведения лица со стороны общества и государства, заключающегося в причинении виновному лицу отрицательных последствий материального или морального характера, в применении санкций за соответствующие правонарушения путем привлечения виновного лица к различным видам правовой ответственности — уголовной, административной, дисциплинарной за нарушения служебной дисциплины.

Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное для всех государственных служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с действующим законодательством, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Дисциплинарная ответственность служащих наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок).

Она применяется в рамках их служебных взаимоотношений с вышестоящим по подчиненности органом или должностным лицом и дифференцируется на несколько видов по государственным и муниципальным должностям и отраслевым разновидностям государственной службы.

Лица, замещающие государственные должности (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министр, губернатор, федеральный судья и т. д.

), а также выборные муниципальные должности (депутат, член выборного муниципального органа, выборное должностное лицо местного самоуправления), не являются государственными или муниципальными служащими, и обязательным предварительным условием привлечения их к любым вышеперечисленным видам юридической ответственности является отрешение этих лиц от занимаемых ими должностей и получение тем самым общественного согласия на привлечение к юридической ответственности. Для этого Конституцией РФ и другими законами предусмотрены соответствующие юридические формы импичмент (отрешение от должности) Президента РФ; выражение недоверия Правительству РФ, освобождение от должностей указами Президента РФ федеральных министров, постановлениями палат Федерального Собрания — Генерального прокурора, Председателя Счетной палаты и др.; решение квалификационной коллегии судей о приостановлении полномочий судьи или дача согласия на привлечение судьи к юридической ответственности.

Лица же, замещающие государственные должности государственной службы, могут привлекаться к одному из трех видов дисциплинарной ответственности: дисциплинарная ответственность по специальным дисциплинарным уставам и положениям, дисциплинарная ответственность в порядке подчиненности и дисциплинарная ответственность по правилам внутреннего трудового распорядка.

Дисциплинарная ответственность служащих по специальным уставам и положениям (уставная ответственность) предусмотрена для служащих тех отраслей и сфер государственной деятельности, где действуют такие уставы и положения.

Этот вид дисциплинарной ответственности распространяется, например, на военнослужащих, служащих МВД, таможенных органов, органов и учреждений прокуратуры, на работников железнодорожного транспорта, морского флота и ряда других отраслей и сфер государственной деятельности.

Источник: http://stud24.ru/administrative-law/disciplinarnaya-otvetstvennost-gosudarstvennyh-sluzhashhih/241210-707926-page1.html

Административное право России в вопросах и ответах | Страница 22 | Онлайн-библиотека

Ответственность служащих за служебные проступки

Совет по кадровой политике при Президенте РФ — консультативный орган Президента РФ по вопросам разработки и обеспечения реализации кадровой политики в системе исполнительной власти Российской Федерации.

Его основными задачами являются: по поручению Президента РФ — координация функционирования системы государственной службы и кадровой политики в федеральных органах исполнительной власти; анализ состояния и эффективности использования интеллектуального, управленческого и предпринимательского потенциала страны; определение механизмов координации деятельности органов исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней в работе с кадрами; подготовка предложений по подбору и расстановке кадров на ведущие должности в системе исполнительной власти и некоторые другие.

Управление государственной службы и кадров аппарата исполнительной власти субъекта Федерации разрабатывает планы мероприятий по формированию кадрового резерва и организации работы с ними в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Кадровая служба любого государственного или муниципального органа обеспечивает проведение конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестаций и испытаний при замещении соответствующих должностей; оформляет все решения государственных и муниципальных органов, связанных с прохождением службы, ведет личные дела служащих; консультирует и информирует служащих по затрагивающим их интересы кадровым вопросам; организует переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации служащих.

9.

Меры поощрения и стимулирования деятельности государственных и муниципальных служащих

За успешное и добросовестное исполнение государственными и муниципальными служащими своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к ним применяются различные виды поощрений и стимулирования, основания, условия и порядок применения которых устанавливаются федеральным и законодательством субъектов Федерации.

Государственные награды Российской Федерации — высшая форма поощрения граждан (и любых служащих в том числе) за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством. В соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 6 января 1999 г. № 19) государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации. Ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаются в коллективах предприятий, учреждений, организаций любых форм собственности, а также органами местного самоуправления.

Для проведения общественной оценки материалов о награждении государственными наградами и обеспечения объективного подхода к поощрению при Президенте РФ действует специальная Комиссия по государственным наградам.

Для поощрения служащих за высокое профессиональное мастерство установлены многочисленные почетные звания Российской Федерации, например, «Заслуженный юрист Российской Федерации», «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации» и многие другие.

Политика применения всех мер поощрения государственных и муниципальных служащих направлена в целом на то, чтобы поощрять служащего за конкретные достижения и высокие показатели, а не просто за хорошую работу.

10.

Ответственность служащих за служебные проступки.

Дисциплинарная ответственность служащих за служебные (должностные) проступки и ее виды

Существует два аспекта ответственности как социальной категории: позитивный, когда ответственность рассматривается в качестве внутреннего регулятора поведения личности в связи с долгом, обязанностью (ответственность служащего человека перед самим собой, своей собственной совестью), и негативный (ретроспективный), когда ответственность рассматривается под углом зрения отрицательной оценки содеянного со стороны населения, коллектива, общества и государства, как реакция общества на нарушение его интересов и установленных правил, как применение санкций за нарушение существующих правовых норм. Это юридическая ответственность личности перед обществом и государством, потому что всякое общество ограждает себя от всевозможных посягательств с помощью ответственности. Юридическая ответственность как один из видов социальной ответственности выражается в осуждении противоправного поведения лица со стороны общества и государства, заключающегося в причинении виновному лицу отрицательных последствий материального или морального характера, в применении санкций за правонарушения.

Дисциплинарная ответственность служащих наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок).

Дисциплинарная ответственность служащих применяется в рамках их служебных взаимоотношений вышестоящим по подчиненности органом или должностным лицом и дифференцируется на несколько разновидностей по государственным и муниципальным должностям и видам государственной деятельности (отраслевым разновидностям службы).

Лица, занимающие государственные должности, а также выборные муниципальные должности (депутата, члена выборного муниципального органа, выборного должностного лица местного самоуправления), не являются государственными или муниципальными служащими, и обязательное предварительное условие привлечения их к любым вышеперечисленным видам юридической ответственности — отрешение этих лиц от занимаемых ими должностей и получение тем самым общественного согласия на привлечение к юридической ответственности. Для этого законами предусмотрены соответствующие юридические формы: импичмент (отрешение от должности) Президента РФ; выражение недоверия Правительству, освобождение от должностей указами Президента РФ федеральных министров, постановлениями палат Федерального Собрания — Генерального прокурора, Председателя Счетной палаты и других; решение квалификационной коллегии судей о приостановлении полномочий судьи или даче согласия на привлечение судьи к юридической ответственности; согласие представительного органа власти на привлечение депутата к ответственности, досрочное прекращение полномочий главы администрации муниципального образования местным референдумом.

Лица же, замещающие государственные должности государственной службы, а также не являющиеся выборными муниципальные должности муниципальной службы и любые другие служебные должности в гражданских и общественных учреждениях, могут привлекаться к одному из трех видов дисциплинарной ответственности: дисциплинарная ответственность по специальным дисциплинарным уставам и положениям, дисциплинарная ответственность в порядке подчиненности и дисциплинарная ответственность по правилам внутреннего трудового распорядка.

Дисциплинарная ответственность служащих по специальным уставам и положениям (уставная ответственность) предусмотрена для служащих тех отраслей и сфер государственной деятельности, где действуют такие уставы и положения.

Этот вид дисциплинарной ответственности распространяется, например, на военнослужащих, служащих МВД, таможенных органов, органов и учреждений прокуратуры, на работников железнодорожного транспорта, морского флота и ряда других отраслей и сфер государственной деятельности.

Ответственность по дисциплинарным уставам и положениям (уставная ответственность) считается наиболее строгим видом дисциплинарной ответственности служащих, потому что, во-первых, здесь нередко предусматривается возможность привлечения к дисциплинарной ответственности за совершенные за пределами службы позорящие и дискредитирующие публичную власть аморальные и административные проступки; во-вторых, предусматриваются некоторые специфические меры дисциплинарных взысканий, например, лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; в-третьих, за грубое нарушение должностных обязанностей возможно в качестве меры дисциплинарного взыскания увольнение не только из конкретного учреждения, но и из системы данной отрасли (из органов прокуратуры, МВД, таможенных органов и т.д.).

22

Источник: http://litrus.net/book/read/73105?p=22

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий