Что такое земли общего пользования и что грозит за самовольный захват этих территорий?
Почему земли, владение которыми проходит в режиме общего пользования, возбуждают так много юридических, практических и фактических нюансов в сфере правовых отношений в границах Земельного Кодекса? Попробуем разобраться, какие территориальные зоны могут причисляться к категории ЗОП, какие существуют правила распоряжения ими для всех граждан и как избежать проблем и нарушений собственных прав в делах, касающихся ЗОП?
Что такое ЗОП?
По ассоциации, земли общего пользования (далее – ЗОП) – это те территории, которые принадлежат всем гражданам, как социальные пространства, это территории, которые не имеют частного собственника и не могут его иметь (разве что государство и является этим собственником).
Согласно тому, как эти земли определяют Земельный и Градостроительный Кодексы Российской Федерации, земли общего пользования – это участки и территории, которые используются в качестве путей сообщения (сюда входят дорожные участки, улицы, мостовые, пешеходные территории), в качестве зон отдыха (к примеру, парки, детские площадки, скверы и бульвары), а также зоны для промышленных нужд общественности (свалки, полигоны, территории для переработки мусора).
Согласно закону на ЗОП разрешено возводить капитальные постройки, а также некапитальное строительство.
Но при этом строительство должно соответствовать целевому назначению зон ЗОП.
Разберемся подробнее в нюансах, связанных с землями, предназначенными для общего пользования.
Земельный кодекс касательно общих территорий
Этот тип землепользования, как и любой существующий, упомянут в Земельном Кодексе Российской Федерации, так как именно он регулирует и регламентирует все вопросы, связанные с использованием земельных ресурсов нашей страны.
В статье №85 ЗК РФ упоминаются ЗОП.
Согласно этой статье земли общественного пользования могут входить в состав различных территориальных зон, но ни в каком случае не подлежат приватизации. Также по этой статье к ЗОП причисляются площади, улицы и проезды, автодороги и трассы, территории набережных, бульваров, водные объекты и пляжи.
Нарушения пользования ЗОП регулирует статья 7.1 глава 7 КоАП РФ. Под нарушением в ней подразумевается самовольный захват земель общего пользования. Об этом далее.
Самовольный захват ЗОП – чем грозит?
Поговорим подробнее о самовольных захватах. Как уже было сказано в предыдущем пункте, все нарушения касательно ЗОП должны быть предусмотрены законом нашей страны.
Такой вид нарушения землепользования как самовольный захват территории, предназначенной для общего пользования, причисляется к административному правонарушению и регулируется статьей 7.1 главы 7 Кодекса Административных Правонарушений РФ.
Расследования по этому правонарушению проводят государственные федеральные инспекторы, специализирующиеся на использование и охране тех ЗУ, которые внесены в Росреестр. Статья, регламентирующая это нарушение называется «Самовольное занятие земли».
По ней занятие ЗОП по собственной воле в случаях, если на это не имеется документов, которые предусмотрены законом (или в случаях, если отсутствуют документы на разрешение хозяйственной деятельности), влечет за собой административную ответственность. А именно, штраф для физического лица в размере 500-1000 рублей, для должностного лица от 1000 до 2000 рублей и для юридического лица от 2000 до 20 000 рублей.
Помимо этого, касательно самозахвата действует статья №21 главы 23 Кодекса Административных Правонарушений РФ, которая именуется «Органы, выполняющие государственный контроль за эксплуатацией и охраной земельных участков».
Органы, отмеченные в этой статье, имеют особое право рассмотрения тех дел, которые касаются ситуаций, предусмотренных в статьях 7.
10, 7.2 (часть 1), 7.1 (в объеме самовольной уступки права использования участка и мены земли), а также в статьях 8.8., 7.34 КоАП РФ.
Этими органами государственной службы являются следующие:
- Главный государственный инспектор Российской Федерации по охране и эксплуатации земли, а также его заместители.
- Главные государственные инспекторы отдельных регионов РФ по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.
- Главные городские и районные госинспекторы по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.
Примеры самозахвата
Обратимся к ситуациям, в которых самовольно захватываются ЗОП, к чему они могут привести и почему эти ситуации не являются законными.
Сосед захватил часть дороги, поставив гараж
Постройки, как известно и понятно каждому, должны находиться на территории земли их владельца, причем по указанным нормам, соблюдая все отступы согласно пожарной безопасности и другим нормам.
Строительство гаража не требует разрешения, не подведено какому-либо контролю, но гараж, тем не менее, должен находиться в границах ЗУ.
Но бывают такие случаи, когда хозяин построил гараж так, что его часть выходит на дорожную зону, являющуюся ЗОП, что незаконно и является поводом для обращения в Росреестр.
Незаконная установка забора на ЗОП
На сайте Росреестра предоставлена информация о деятельности организации и их борьбе с правонарушениями.
На их сайте можно найти много примеров незаконного обращения с ЗОП.
Один из них заключался в том, что в Оренбургской области мужчина обнес свой земельный участок забором, захватив часть дороги, из-за чего движение по ней стало затруднительным.
Хозяин участка может либо выплатить штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, либо получить право на расширение участка, чтобы избежать сноса забора.
Такой поступок является правонарушением, так как по ЗК РФ, огораживая свой земельный участок, владелец должен сделать отступ перед проезжей частью, в противном случае, дверь/калитка должна открываться в сторону участка, а не на дорогу. Выносить же забор за пределы ЗУ – противозаконно.
Незаконное строение
Если положение гаража на участке не регламентировано, то хозяйственные постройки некапитального типа и капитальные строения обложены правилами расположения их на участке, постройка дома вообще требует разрешения на строительство.
Именно поэтому строение вне участка, находящегося не в личной собственности, а на ЗОП является существенным правонарушением. Поэтому, когда сосед решил возвести посреди дороги сарай – это повод обратиться за проверкой.
Перегородили дорогу, нет доступа на земельный участок
Дорога и подступ к дому – общественная зона, преграждение пути по ней чем угодно – гаражом, забором, собачьей будкой или сараем – это незаконно.
Самозахват жилого помещения и участка общедолевой собственности
Перед тем, как рассмотреть такой пример, ознакомимся с понятием общедолевой собственности. Этот вопрос регулирует уже Жилищный Кодекс Российской Федерации, статьи 37 и 162.
По ЖК РФ, общедолевая собственность – это такие места общего пользования (имущество в том числе), которые принадлежат собственникам помещений многоквартирного дома, при условии что доля общедолевой собственности пропорциональна площади квартиры собственника, а также при условии, что выдел и отказ от этих долей запрещен по закону.
Что касается состава общедолевого имущества, то к нему можно отнести:
- помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном;
- территории крыш;
- ограждающие ненесущие и несущие конструкции многоквартирного;
- земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
Так вот, что касается примера, то в практике часто случается, когда один из жильцов производит захват общего имущества в многоквартирном доме.
Например, сосед самовольно захватил колясочную и, установив стену, включил ее в площадь своей квартиры.
Это произошло без сбора подписей соседей, а также без получения на то разрешения.
Такое случается часто, в большинстве случаев – безнаказанно.
Куда обращаться и жаловаться, при неправомерных действиях правообладателей земельных участков?
Что же делать в том случае, если были замечены, непосредственно коснулись или мешают жить совершенные неправомерное действия по отношению к ЗОП, и какие органы контролируют процесс правосудия относительно таких нарушений. Начнем с того, что саму ситуацию, согласно Земельному Кодексу РФ, должны держать под контролем следующие органы и лица:
- Госземконтроль (это уполномоченный государственный орган).
- ОМС или Земельный контроль муниципалитета (он должен быть уполномоченным ОМС).
- Органы, которые осуществляют территориальное общественное самоуправление, либо иные объединение/организации, носящие общественный характер, и Земельный контроль общественного направления (куда входят гражданские лица, заинтересованные в проблеме).
- Субъекты землепользования, к которым причисляются владельцы, собственники, пользователи, арендаторы (в период выполнения ими хозяйственной деятельности). Иными словами – Земельный контроль производственного направления.
По законодательству, основываясь на постановлении Правительства РФ №689 от 15 ноября 2006 «О земельном государственном контроле», чтобы обратиться в связи с нарушением пользования землями общего пользования, нужно лишь подать обращение, либо жалобу от юридического или физического лица в Управление Росреестра.
Это заявление/обращение будет являться основанием для начала проверки указанного участка, на котором произведены нарушения, касающиеся землепользования.
Как писать заявление, как предоставить доказательства?
Согласно информации, предоставленной Управлением Росреестра, заявление можно подать несколькими разными способами:
- В офисах Росреестра и Кадастровой палаты. Для этого необходимо узнать на сайте о расположении офисов и их приемных часах.
- Почтовым отправлением. Документ можно отправить в главный офис, либо в территориальное отделение, адреса которых также можно легко найти на сайте.
- В МногоФункциональных Центрах.
- Заказать выездное обслуживание. Услуга на безвозмездной основе пока что предоставляется лишь ветеранам войн и инвалидам 1 и 2 групп.
- В электронном виде через личный кабинет на сайте Росреестра.
Воспользовавшись одним из указанных способов, необходимо заполнить заявление по указанной форме, которую также взять на сайте Росреестра. Доказательствами считаются фото/видеоматериалы, которые необходимо приложить к заполненному заявлению.
Незаконный захват участка в СНТ
Заселение до получения надела в аренду, без права пользования им или вообще заселение на чужой/бесхозный участок – такие могут возникнуть проблемы в садовых товариществах.
Также в СНТ существуют пожарные водоемы или, например, общественные колодцы – обнесение их забором без возможности пользоваться ими у членов СНТ – это неправомерное действие, за которым следует юридическая ответственность.
Захламление общих территорий
Когда ЗОП используются в качестве свалки, это незаконно по нескольким причинам. Во-первых, такие свалки могут служить преградой для использования ЗОП по назначению.
А во-вторых, свалки – это достаточно вредные территории, и, если они находятся в местах, для них не предназначенных, это может обернуться вредом здоровью граждан и экологии.
В захламлении сложно искать виновное лицо, так как к нему могут быть причастны многие граждане.
Как оформить в собственность (приватизировать) участок ЗОП?
Для этого до того, как начать им распоряжаться, необходимо подать ходатайство на получение права расширения участка и приватизации ЗОП. Этот процесс имеет нюансы, так как получение разрешения зависит от того, какое имеет предназначение желаемая зона.
Незаконное выделение и регистрация земельного участка в СНТ
Все участки СНТ для регистрации их на владельца должны быть приватизированы, оформлены в управлении СНТ.
Этапы для получения участка проходят через государственные организации, но если случилось так, что это было сделано незаконно, соседи и члены садового товарищества могут смело оформлять коллективную жалобу или одиночные заявления в Управление Росреестра.
Для того, чтобы пользование ЗОП не причиняло неудобств гражданам, необходимо знать о правилах пользования ими и правах на эти территории, которые принадлежат самим гражданам.
Источник: https://georeestr.com/registratsiya-obektov/zemli-obshhego-polzovaniya.html
Земли общего пользования в населенных пунктах и в СНТ
При рассмотрении и решении вопросов, связанных с земельными участками и межеванием часто возникают вопросы по объектам общественного значения.
Большая часть аспектов касается правового регулирования вопросов использования данных территорий.
Немаловажным в данной случае является необходимость определения их принадлежности, особенно если речь идет о совместном использовании.
Что такое земли общего пользования?
Земли общего пользования по Земельному кодексу регламентируются статьей 85. Она указывает на следующий перечень таких объектов:
- площади и улицы;
- проезды, автомобильные дороги;
- набережные, парковые зоны;
- водные объекты и пляжи.
Статья 85 ЗК РФ также указывает, что земли общего пользования не подлежат передаче в частную собственность.
Однако в судебной практике возникают ситуации, когда определенные объекты могут быть сданы в аренду.
Такие действия проводятся с обязательным условием о том, что их использование не будет ограничено ни в коей мере.
Земли общего пользования в населенных пунктах
В населенных пунктах объекты общего пользования могут быть причислены к определенным территориям.
Данное распределение необходимо для назначения ответственности за обслуживание и содержание таких участков.
В отдельном порядке возникает при этом вопрос, можно ли взять в аренду землю общего пользования.
Судебная практика показывает, что аренда таких объектов возможна в том случае, если будут обеспечены все условия для их функционирования.
Также регулируется ситуация, когда на участке, который определяется в общественное использование, уже находятся объекты частного владения.
В этой ситуации допускается сдача земли под указанной недвижимостью в аренду на срок до 49 лет.
Земля общего пользования между соседями
Вопросы земельных споров актуальны для всех владельцев земельных участков. Особенно часто они возникают между соседями, и не последнее место занимает совместное использование общественных участков.
Обычно земельные споры возникают касательно дорог и подъездов к отдельным земельным участкам.
Нередко судебная практика фактически позволяет одному из соседей контролировать дорогу, которой пользуются и другие владельцы. Подразумевается, что он не должен при этом ограничивать движение.
Однако часто возникает ситуация, когда такой сосед передвигает забор, сужая проезд до минимально возможного.
В такой ситуации необходимо решать вопрос через суд, возможно проводить межевание.
Если имеются документы, подтверждающие, какая территория должна отводиться под проезд — можно его вернуть.
Однако если таких документов нет, но при этом есть межевание у соседа, указывающее на правомерность установленного забора — в этом случае что-то решить будет весьма проблематично.
Межевание земель общего пользования помогает определить в законном порядке границы территории. В этом случае исключаются любые попытки захвата или незаконного продвижения.
Полезная информация: Договор сервитута.
Межевание земель общего пользования в СНТ
СНТ — садовое некоммерческое товарищество, которое предполагает выделение земельного надела под ведение огорода и соответствующей хозяйственной деятельности.
Однако как и для любого иного типа территории для полноправного владения такой территорией должен быть оформлен кадастровый паспорт.
Он включает в себя определение границ и план всех имеющихся построек.
Межевание территорий, которые определены для общественного использования, осуществляется для разграничения всех соседних наделов.
При этом оно может проводиться и в том случае, если право на собственность такой территории имеется у отдельного частного лица.
В этом случае однако должно соблюдаться основное условие в предоставлении доступа к используемому объекту.
Оформление земель общего пользования в собственность СНТ
В отношении земельных участков совместного использования в СНТ в 2018 году часто возникает вопрос, оформлять их в собственность товарищества или нет.
Такой обязанности в переоформлении перед СНТ по законодательству не имеется. Поэтому необходимость переоформления рассматривается им в индивидуальном порядке.
То есть при наличии ранее оформленных документов, которые соответствует действовавшим нормативам, допускается отсутствие современного кадастрового паспорта.
Однако для возможности в полной мере оформлять новые документы без задержек и осложнений, рекомендуется все же привести документацию в соответствие с текущими стандартами.
Как поставить земли общего пользования на кадастровый учет в СНТ
Для постановки земли общего пользования в садовом товариществе на кадастровый учет необходимо предоставить следующую информацию:
- схемы расположения земельных участков согласно межеванию, указание собственников, а также тех территорий, которые назначаются в общее использование;
- подтверждение правомерности использования выделенных территорий — документы на использование и получение наделов;
- данные по учредительной документации садового товарищества.
Все документы предоставляются в органы местного самоуправления.
На основании проведенного межевания и предоставленной информации разрабатывается план территории, с указанием как частных земельных участков, так и объектов общего пользования. (О том, как поставить на учёт мотоцикл, читайте по ссылке:)
Правила эксплуатации земли общего пользования в СНТ предписывают при этом, что отдельная приватизация допускается только в том случае, если сохраняется совместный доступ.
При этом не допускается возможность определить в частное или долевое использование старых объектов. К примеру имеется дорога.
Если соседи скинутся и проведут ее улучшение — они не смогут оформить долевую собственность на нее, поскольку она уже числилась по документам.
Налог на земли общего пользования в СНТ в 2024 году
Вопрос о налогообложении земель общего пользования в садовых товариществах является актуальным для всех участников.
Часто возникают ситуации, когда налог просто распределяется в равной степени на всех, без учета льгот и их возможностей.
Чтобы определить порядок внесения платежей, необходимо обратиться к правоустанавливающим документам.
Если во владении указанной территории перечислены конкретные лица, то налогообложение распределяется между ними.
Если такого перечня не имеется, то налоговый сбор взимается с товарищества. Внутреннее поступление взносов на уплату налогов определяется общим собранием.
Расчет размера сборов основывается также на документах, подтверждающих право на данные территории.
При отсутствии кадастрового паспорта и постановки на соответствующий учет, размер определяется по общему положению, установленному в регионе.
О том как выйти из СНТ читайте по ссылке:
Незаконный захват земли общего пользования
Незаконный захват земли общего пользования не является редкостью. Сдвиг забора, незаконная постройка за его пределами, расширение пахотной территории — такие случаи бывают достаточно часто.
Законодательство указывает, что в случае самовольного расширения территории, назначаются штрафы:
- от 500 рублей до тысячи для физических лиц;
- от одной до двух тысяч — для должностных лиц;
- от двух до 20 тыс. — для юридических.
Жалоба на захват, незаконное строение или иное нарушение подается в уполномоченные органы местной администрации.
Такие заявления принимаются от любых лиц, как юридических, так и физических.
Однако важным условием становится правильное оформление документа.
Скачать образец жалобы на незаконный захват земли общего пользования
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
Источник: https://classomsk.com/zemelnoe-pravo/zemli-obshhego-polzovaniya-po-zemelnomu-kodeksu.html
Земельные участки территории общего пользования
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 455-03-75.
Это быстро и бесплатно!
Кроме частных земельных ресурсов, существует такой вид земли как территории общего пользования. Такой вид земельных ресурсов направлен на всеобщее использование на равных основаниях.
Находиться данный вид земельных средств непосредственно в населенных пунктах и включает в себя площади, которые необходимы для нормального существования человека.
Что говорит закон?
В соответствии с законодательными актами территория общего пользования – это та территория, которая предусмотрена для пользования неограниченным количеством лиц без наличия каких либо на то препятствий.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона N 178-ФЗ территории общественного использования не могут иметь определённого собственника и не имеют возможности быть приватизированными.
Также следует отметить! Что в понятие территории общего пользования входит определение земли общего пользования. Здесь необходимо понимать наличие возможного доступа любого гражданина на определенные земельные территории.
Какие земли относятся к категории земель общего пользования?
К такому роду земельных ресурсов необходимо отнести земли в пределах населенных пунктов, которыми пользуется общество без препятствий.
Сюда следует отнести следующие территории:
- Территории, на которых расположены транспортные линии
- Земельные участки, на которых построены строения социально-культурного значения
Для общества:
- Территория для утилизации отходов
- Земли, предназначенные для проведения захоронений
- Площади, которые используются для культурного проведения времени
- Земельные участки, на которых находятся постройки, которые являются необходимыми для жизнеобеспечения человека
Полезно знать! В качестве улучшения удовлетворения потребностей граждан эти земли могут быть беспрепятственно использованы в общественных интересах. Каждая категория земель общего назначения несет свои законодательные акты, в которых прописаны все возможные методы использования данной территории.
Для чего используются земли общего пользования?
Земли общего назначения не могут быть собственностью какого либо лица. Однако пользоваться землей можно некоторыми способами:
- Аренда территории — оформляется такой метод людьми, которые желают произвести строения на такой территории. Применимо для сделок юридических лиц и государства. Однако следует заметить, что при заключении соглашения в документации должен быть прописан тот факт, что произвести выкуп данной территории невозможно. В случае если недвижимость, которая построенная на такой площади, проходит процедуру дарения или продажи, автоматически к новому собственнику переходят права получения аренды.
- Пользование на безвозмездной основе — многие территории, которые имеются в пределах населенных пунктов и являются землями общего назначения. Физическое лицо не может стать владельцем такого рода имущества. Однако имеет полные права распоряжаться в любое время и неограниченное количество.
Есть некоторые исключения, когда на территории общественного пользования производиться капитальное строение, которое в дальнейшем происходит процедуру регистрации по всем необходимым правилам.
Отметим! В таком случае собственник может подать иск в судебный орган и получить разрешение на оформление земельного участка на свое имя. Однако такие случаи случаются очень редко, чаще всего постоянным собственником земельных ресурсов остаётся государство.
Как происходит налогообложение земель общего пользования?
Граждане, которые пользуются земельными ресурсами, которые являются собственностью государства, должны производить уплату налогов, однако в отличие от налогообложения обычного вида в данном случае имеются некоторые нюансы:
- Лица, которые используют земельный участок на основаниях аренды, тогда налог начисляется только в случаях, если на территории есть недвижимость. Человек уплачивает налог на недвижимость, в случае если никаких строений которые имеют, официальное оформление нет, тогда пользователь обязуется уплачивать плату за аренду.
- В случае если земельная территория общего назначения используется в качестве транспортных магистралей, налог будет считаться как транспортным и разделяться на количество возможных пользователей.
- В случае если территория используется для общественного назначения товариществ, налог распределяется между всеми его участниками в равных долях.
Все формы использования земли общественного назначения подвергаются налогообложению в зависимости от рода их использования.
Ответственность за незаконное использование земель
При незаконном использовании таких территорий считается грубым нарушением и ведет к наказанию.
Если ассматривать детально такой процесс, то отсутствие каких либо документов на права владения землей является использование земельных ресурсов на незаконных основаниях.
В случае выявления такого рода действий к нарушителю применяются следующие меры наказания:
- Наложения штрафов – штраф зависит от размера земельного участка и его месторасположения.
- Наложение штрафа и снесение всей имеющейся недвижимости — применяется в тех случаях, когда территория была незаконно захвачена и осуществлено строение построек. В такой ситуации виновный обязуется снести здания, уплатить штраф и вернуть земельному участку его первоначальный вид. Все эти действия нарушитель производит из собственного финансирования.
Проверку на такой вид нарушений проводят специальные органы, задача которых состоит в своевременном обнаружении нарушителей и наложений наказаний.
Использование земель общего пользования для проведения строения возможно, однако нужно знать, что для этого следует оформить договор аренды. Если же земля занимается без разрешения, тогда в случае обнаружения правонарушения субьект несет административное наказание.
Полезно знать! Поэтому для законного пользования и возведения нужных строений на таком виде земельных ресурсов требуется оформление документов по имеющимся правилам закона.Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (499) 455-03-75 (Москва)
+7 (812) 407-26-30 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
Какие земли относят к территории общего пользования?Ссылка на основную публикацию
Источник: https://realtymill.ru/zemlya/zemleustrojstvo/kakie-zemli-otnosyat-k-territorii-obshhego-polzovaniya.html
Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Земельные участки общего пользования.
Доступ на земельный участок
Земельные участки общего пользования включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.
Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля.
Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.
Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения – транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.
Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.
Земельные участки общего пользования
В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования.
Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.
Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.
Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.
Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.
Правовой режим земельных участков общего пользования
Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.
Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков.
Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.
Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.
Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.
Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий
Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:
- территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
- участки населенных пунктов;
- земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
- территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
- земельные участки лесного и водного фондов;
- территории, которые находятся в государственном запасе.
Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.
Право прохода через чужой участок
Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.
Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:
- территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
- береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
- для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
- лесные участки.
Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.
Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок
Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.
Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.
Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.
Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.
Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок
Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.
В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.
Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/zemelnye-uchastki-obshhego-polzovaniya.-dostup-na-zemelnyj-uchastok.html
Земли общего пользования: основные правила использования
В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.
Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?
Законодательство
Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс. Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте. Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.
Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса.
В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.
Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.
В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.
Возможные варианты использования земель общего пользования
Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
- Аренда;
- Безвозмездное бессрочное пользование.
Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.
Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.
При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.
Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.
Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.
В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.
Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка.
В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).
Правила налогообложения земель общего пользования
Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:
- Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
- Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
- Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.
Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.
Ответственность за незаконное использование земель общего пользования
Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий.
Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях.
Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.
Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.
Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.
Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.
Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне.
Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemli-obshhego-polzovaniya.html