Земельные споры АО Правовая информация

В этой статье:

Земельные споры АО Правовая информация

Земельные споры являются одной из наиболее сложных для простого гражданина категорией дел, при этом являясь одной из самых злободневных. Соседские конфликты из-за земли иногда длятся годами, выливаясь в несколько судов, колоссальные затраты и массу испорченных нервов, особенно если обе стороны пренебрегают юридической помощью.

Что же делать, если мирно сосуществовать с соседями не получается, а спор по земельным вопросам превращается в серьезный конфликт? Статья 64 Земельного кодекса прямо устанавливает, что все земельные споры подлежат рассмотрению в судебном порядке. Закон, впрочем, не мешает соседям договориться миром, но подобный исход дела возможен лишь при участии с обеих сторон опытных адвокатов, умеющих донести до спорящих сторон всю разрушительность и обременительность судебного конфликта.

Если же одна из сторон категорически не идет на уступки, единственным выходом будет судебное разбирательство.

С чего начинается земельный спор?

Соседский земельный спор это не всегда претензии из-за посаженного на меже куста помидоров. Условно можно выделить следующие разновидности земельных конфликтов, которые могут возникнуть у проживающих рядом лиц:

• Захват земли соседа. Умышленно или же из-за ошибки в документах, но один из соседей «присваивает» себе часть земельного участка, принадлежащего смежному землевладельцу. Каждая сторона считает себя единственно правой, а искать истину придется лишь в суде, особенно если на захваченном участке уже что-либо построено;

• Конфликт при согласовании границ. Статья 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (N 221 от 24 июля 2007 года) устанавливает, что местоположение границ земельных участков должно быть согласовано с заинтересованными лицами.

Это необходимо в тех случаях, когда в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или, уточняются границы смежных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Бывает и так, что соседи годами живут без проблем, но они возникают при попытке узаконить владение землей одним из собственников. По документам вполне может оказаться, что кто-то пользуется не своей землей.

• Нарушение требований санитарного и противопожарного контроля. Для любой постройки, будь то сарай или уличный туалет (для него – в особенности) есть достаточно жесткие требования, прописанные в СНиП’ах. Если один из соседей нарушил их, разместив строение слишком близко к границе другого землепользователя, то разрешать проблему придется только в суде.

Земельные споры АО Правовая информация

Когда межевание – причина конфликта

Чаще всего конфликты возникают при межевании, заказанном одним из соседей или же совместно (например, при владении жилым домом и участком в общей долевой собственности).

Именно в ходе межевания выявляются следующие проблемы, которые неминуемо могут привести к конфликту:

1. Ошибки в кадастровой документации, включая стоимость. Если в кадастровой документацией содержатся неточности, то это может привести как к изменению границ, так и увеличению земельного налога у одного или обоих собственников. Еще одна особенность: при кадастровом оформлении позицию соседей никто не выясняет, что часто ведет к ошибочному внесению данных.

2. Противоречие фактических обстоятельств данным в документации. Неверные границы, ошибочное расположение строений, не введенные в эксплуатацию объекты или же возведённые самовольно – все это выявляется в ходе межевания и становится предметом конфликта соседей.

3. Противодействие соседа замерам или самовольный захват части территории с созданием препятствий кадастровым инженерам при проведении межевания.
Здесь, как и в перечисленных выше случаях, при не достижении договоренности сторонам придется обращаться в суд.

Как решить земельный спор между соседями: пошаговая инструкция

Прежде чем конфликт дойдет до суда, стороны (или хотя бы одна из них) пытаются всеми силами решить его самостоятельно. Иногда это не имеет никакого смысла и лучше сразу начать подготовку иска, но в ряде случаев можно добиться защиты своих прав и без суда.

1. Определение своей позиции и причин конфликта

Поймите, в чем заключается ваша или соседская претензия и с чем она связана.
Если с ошибкой в документации – запросите верный документ, если это возможно. Кадастровую ошибку, например, по простому запросу не исправить – обращаться в суд все же придется.

В тех же случаях, когда причиной конфликта является личный интерес или же «работа на принцип» — поинтересуйтесь правовой информацией и предварительно проконсультируйтесь у юриста. В идеале – письменное заключение адвоката.
Если предметом спора являются лишь границы участка – проведите совместное межевание, которое поможет их установить или восстановить.

2. Сядьте за стол переговоров

Любой конфликт лучше начинать решать с переговоров. Абстрагируйтесь от эмоций и попробуйте спокойно, без ругани, пообщаться о причинах проблемы и вариантах ее решения.
Объясните соседу, что обострение конфликта и доведение его до суда чревато не только значительными расходами времени и средств, но и не всегда предсказуемым результатом. В обоснование приведите доводы юриста.

  • 3. Привлеките муниципалитет к разрешению спора
  • При каждом муниципалитете существует целый ряд различных отделов и комиссий, которые могут помочь в разрешении спора.
  • Например, административная комиссия следит за исполнением региональных законов, правил благоустройства и иных норм, а потому может привлечь соседа к ответственности за какие-либо нарушения – например, складирование строительных материалов на меже участка перед домом соседа.
  • Земельный отдел городской управы (сам отдел и должности его сотрудников могут называться по-разному), ответственный за рассмотрение жалоб от граждан по вопросам землеустройства, может дать письменное заключение на ваше обращение по конфликту.
  • Практически всегда специалисты выедут на место, осмотрят проблемные участки и дадут свои рекомендации по решению спора.

Увы, в отличие от судебного решения даже основанное на законе заключение муниципальных органов не является безусловно обязательным к исполнению конфликтующим соседом. Если ничего не вышло — готовьтесь к суду!

Судебная защита прав по земельным спорам

Земельные споры подсудны исключительно районным (городским) судам.
По правовой классификации, отраженной в Гражданском кодексе, иски по земельным спорам чаще всего будут негаторными – то есть, содержащими требования собственника по устранению препятствий в пользовании и распоряжении своим имуществом.

Это могут быть требования:
• Об определении границ или их изменении;
• Об устранении препятствий в пользовании участком;
• Об устранении кадастровой ошибки;
• О сносе самовольной постройки и т.д.

  1. Не стоит искать в Интернете образец искового заявления по земельным спорам между соседями – вы едва ли найдете Иск, отражающий аналогичный вашему, спор.
  2. Земельное право столь объемно, а природа земельных споров настолько широка, что лишь опытный адвокат сможет справиться с грамотной подготовкой искового заявления.
  3. Подготовьте документы по спору и обращайтесь за юридической помощью к грамотным юристам – только с их участием у вас есть шансы на подходящий для вас результат.
  4. В ходе судебного заседания может потребоваться назначение землеустроительной и (или) строительно-технической экспертизы, если по документам установить важные для дела обстоятельства не удастся.

Расходы на оплату экспертизы стороны могут понести как совместно, так и единолично. В дальнейшем все расходы будут отнесены на проигравшую спор сторону.

Адвокат Коченков В.В. оказывает полный спектр юридических услуг по земельным спорам – от первичной консультации до комплексного сопровождения дела «под ключ».

Верховный суд разъяснил детали земельных споров при отсутствии документов :: Жилье :: РБК Недвижимость

Органы местного самоуправления могут оспорить Право собственности на земельный участок в течение трех лет после того, как он поставлен на кадастровый учет

Земельные споры АО Правовая информация

Михаил Фомичев/ИТАР-ТАСС

Срок исковой давности для оспаривания местными властями права собственности на землю начинается с того дня, когда орган узнал или должен был узнать о записи в реестре и о нарушении своего права. К такому выводу пришел Верховный суд, перепроверив итоги одного земельного спора, сообщает «Российская газета».

Прокурор подмосковного города подал судебный иск в отношении дачника, не обнаружив в местной администрации бумаг о выделении ему земли. Ответчик смог представить лишь копию справки 1993 года о выделении участка. Прокурор заключил, что земля была получена незаконно и ее надо изъять у собственника, пишет издание.

Во встречном иске ответчик указал, что купил дачу законно, и просил признать себя добросовестным приобретателем в том числе по причине истечения срока давности. Районный суд согласился с ответчиком и отказал в иске прокурору.

Областной суд отменил это решение и передал землю муниципалитету.

Старую копию справки о выделении земли, оригинал которой не сохранился, апелляция признала незаконной и постановила удалить все сведения о дачном участке в ЕГРП и Госкадастре.

Собственник земельного участка с этим решением не согласился и обратился в Верховный суд. Судебная коллегия установила, что первый владелец этого участка получил его в 1993 году — землю бесплатно выделил муниципалитет.

Через 13 лет участок был поставлен на кадастровый учет и зарегистрирован как частная собственность, тогда же определены его границы. С тех пор земля не раз меняла собственников, указывает «Российская газета».

Последний владелец приобрел его в 2011 году.

Согласно Гражданскому кодексу, срок исковой давности составляет три года. При этом течение срока давности начинается со дня, когда человек узнал, что его право нарушено, подчеркнули судьи.

Такой порядок касается не только физических лиц, но и госорганов, а также органов местного самоуправления.

Таким образом, Верховный суд постановил, что срок исковой давности в данном случае надо считать с того момента, когда администрация района узнала, что их земля попала в руки недобросовестного собственника.

Именно поэтому срок прокурорской проверки или любой другой для начала отсчета срока давности правового значения не имеет, указали судьи. Они также сослались на п. 57 постановления Пленума Верховного суда (№ 10/22), согласно которому срок исковой давности начинается со дня, когда Гражданин или госорган узнал или должен был узнать о записи в ЕГРП, говорится в публикации.

Верховный суд указал на еще одну ошибку апелляции. По Земельному кодексу и по закону об органах местного самоуправления, эти органы обязаны проводить муниципальный земельный контроль.

То есть о нарушении своих прав муниципалитет мог узнать в ходе любой земельной проверки или со дня проведения публичных слушаний о границах своей земли.

Читайте также:  Возмещение ущерба причиненного работником в результате дорожно транспортного происшествия статьи

Спорный участок был поставлен на кадастровый учет в 2007 году, следовательно, местная власть должна была узнать о нарушении своих прав не позднее этого момента, заключил Верховный суд. Именно с этого времени отсчитывается срок давности три года.

Судебная коллегия по гражданским делам отменила решение областного суда и постановила пересмотреть вердикт апелляции, отмечает «Российская газета».

Экспрус официальный сайт | земельные и жилищные споры

Действующее законодательство не содержит определения понятия «земельный спор».Использованное в статье 64 ЗК РФ неправовое понятие «земельные споры» означает споры, возникающие из земельных и связанных с ними гражданских, административных и иных правоотношений.

По другому определению, к земельным спорам относятся споры, «связанные с нарушением или оспариванием прав граждан, юридических лиц на землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей; земельно-имущественные споры, связанные не только с нарушением земельных прав, но и с возмещением убытков, вреда, вызванных этим нарушением; имущественные споры, возникающие из земельных отношений, где нет спора о праве на землю, а рассматриваются имущественные споры по поводу пользования и распоряжения; споры, связанные с предоставлением земли, с прекращением права на земельные участки».

Виды земельных споров:

  • связанные с признанием, изменением или прекращением прав собственности на участок;
  • споры о границах земельного участка (при этом часто назначается землеустроительная Экспертиза);
  • споры о выделении определенной доли участка (в основном, после развода супругов или деления территории между несколькими наследниками);
  • признание сделки купли-продажи или дарения участка недействительной.

Виды судопроизводства по земельным спорам

Земельные споры могут рассматриваться в суде в порядке:

  • искового производства (ст. 131 ГПК РФ, ст. 125 АПК РФ);
  • производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (об оспаривании нормативно-правовых актов, об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих) (статья 189 АПК РФ, нормы КАС РФ);
  • в порядке особого производства (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, например факта владения и пользования недвижимым имуществом, факта принятия наследства и др.) (статья 262 ГПК РФ, статья 30 АПК РФ).

В зависимости от компетенции судов, споры, возникающие из земельных правоотношений подразделяются на земельные споры, подлежащие рассмотрению:

  • судами общей юрисдикции;
  • арбитражными судами;
  • третейским судом.

Виды и пути разрешения жилищных вопросов

Жилищные споры — разногласия, затрагивающие права и интересы граждан и организаций по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями. Это дела, связанные с признанием права собственности на квартиру, дом и т.п.

, снятием с регистрационного учета и выселения из квартиры, устранением препятствий в проживании, связанные с разделом дома (квартиры), выселением из сносимого жилья, признанием сделки купли-продажи, дарения квартиры или иного жилья недействительной, взысканием неустойки по договору долевого строительства и другие.

Правоотношения, связанные с жильем, регулируются Жилищным Кодексом РФ, Гражданским Кодексом РФ, подзаконными актами органов государственной власти.

Серьезное участие в спорах принимают государство и муниципальная власть. Например, устанавливаются: порядок принятия граждан на жилищный учет; размер оплаты коммунальных услуг; организация жилищного надзора региональными властями. Растет число споров и в связи с признанием домов аварийными, а также с получением жильцами компенсации или равнозначного жилого помещения.

Решение и подведомственность жилищных споров

Любой спор, возникающий из жилищных правоотношений, в том числе раздел, наследование, купля-продажа, ремонт, перепланировка жилых помещений, а также управление многоквартирными домами, создание кооперативов, товариществ, предоставление и оплата коммунальных услуг, находится в подведомственности судов общей юрисдикции. Данные суды не рассматривают и не разрешают дела, связанные с осуществлением экономической и предпринимательской деятельности — эти споры подведомственны арбитражным и третейским судам.

Юристы и эксперты по жилищным и земельным вопросам ЭКСПРУС помогут в решении следующих вопросов:

  • юридические консультации по земельным вопросам любой сложности;
  • производство землеустроительных экспертиз, связанных с признанием права собственности на землю, определением порядка пользования земельным участком, установлением местоположения границ земельного участка, разделом земельного участка между собственниками, разрешением споров о нарушении градостроительного законодательства, устранением препятствий в пользовании земельным участком и др.;
  • по установлению права собственности на квартиру, комнату, дом в порядке наследования, дарения, договора ренты и по иным правовым основаниям;
  • по признанию недействительными договоров купли-продажи жилого помещения;
  • по признанию наследника недостойным;
  • по определению раздельного порядка оплаты жилого помещения;
  • по определению порядка пользования жилым помещением;
  • по выделу доли / изолированной части в жилом помещении;
  • по возмещению ущерба и морального вреда, причиненных собственнику или нанимателю жилого помещения;
  • и другие.

Обратившись к специалистам компании ЭКСПРУС, вы получите юридическую консультацию, сможете заказать производство экспертизы или оспорить имеющееся заключение эксперта. Оставляйте заявку на бесплатную консультацию, защита интересов клиентов — наша миссия!

Споры при местоположении границ земельных участков

Земельным участком признается часть земной поверхности, которая имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию.

  • При выполнении кадастровых работ по межеванию земельного участка предметом согласования может являться точное местоположение границ между смежными участками (в том числе если в связи с образованием земельных участков одновременно осуществлено уточнение местоположения части (частей) границ других земельных участков, являющихся общей частью (частями) границ образуемого земельного участка) либо местоположение границ смежных и (или) несмежных земельных участков в случае выявления ошибки в их описании.
  • В процессе межевания кадастровым инженером может быть выявлено пересечение границ земельного участка с границами смежных участков, сведения о которых уже содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), что может привести к разногласиям между собственниками (владельцами) смежных участков.
  • Если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ вашего земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию между вами и другими лицами, обладающими смежными участками на праве собственности или ином вещном праве (независимо от наличия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ).
  • В случае выявления ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков местоположение границ таких участков должно быть согласовано всеми заинтересованными лицами или их представителями.

Пошаговая инструкция «Как определить границы земельного участка и разрешить спор с соседями?»

При возникновении спора с соседями при межевании земельного участка рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь к кадастровому инженеру для составления акта согласования местоположения границ земельного участка

Акт оформляется на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным, если в акте стоят личные подписи всех заинтересованных лиц (их представителей). 

Если уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, то количество актов согласования должно соответствовать количеству таких участков.

В акте согласования должны быть указаны реквизиты документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц или их представителей, а также реквизиты документов, подтверждающих полномочия представителей. Отсутствие указанных реквизитов является основанием для приостановления Росреестром осуществления государственного кадастрового учета.

Если в результате проведения кадастровых работ будет установлено, что считавшийся согласно сведениям ЕГРН смежным земельный участок фактически таковым не является, то согласование местоположения границ с правообладателем такого участка не требуется (Письмо Минэкономразвития России от 06.11.2018 г. № 32226-ВА/Д23и).

Если заинтересованное лицо (его представитель), получившее в соответствии с требованиями законодательства надлежащим образом оформленное извещение, не выразило свое согласие или не представило мотивированный отказ от согласования границ, то граница считается согласованной с данным лицом, о чем в акт вносится запись. При этом к межевому плану также должны быть приложены документы, подтверждающие извещение владельца смежного участка о проведении согласования.

Если с собственником (владельцем) смежного земельного участка местоположение границ участка не будет согласовано или им будут представлены письменные возражения, обосновывающие отказ от согласования, они в обязательном порядке должны быть внесены в акт согласования.

В дальнейшем отсутствие согласования или нарушение порядка его проведения может привести к тому, что Росреестр откажет в осуществлении кадастрового учета вашего земельного участка.

Сведения о снятии возражений в отношении местоположения границы земельного участка также вносятся в акт согласования.

Шаг 2. Обратитесь в Росреестр для исправления ошибки (при ее наличии)

В случае если причиной пересечения границ земельных участков является ошибка в сведениях ЕГРН о земельном участке, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, нужно обратиться в Росреестр с заявлением о необходимости ее исправления.

Читайте также:  Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление

При этом ошибка в записях ЕГРН, возникшая в результате воспроизведения ошибки, содержащейся в представленном в Росреестр межевом плане или иных документах (реестровая ошибка), исправляется в том же порядке, в котором были представлены документы, содержащие ошибку. Однако если исправление ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи ЕГРН, то такое исправление производится только по решению суда.

Шаг 3. Подготовьте Исковое заявление и пакет документов

Если владельцы смежных земельных участков не смогут договориться относительно местоположения границ, установление границ возможно только в судебном порядке.

При подготовке искового заявления об установлении местоположения границ земельного участка обратите особое внимание суда на те объекты (природные или искусственные, существующие на местности 15 лет и более), на основании которых определялось местоположение участка (как вашего, так и смежного). Подобными объектами являются заборы, деревья, иные насаждения, столбы и т.п. Данная информация очень важна, поскольку при отсутствии документального подтверждения границ участка его местоположение определяется только по названным объектам.

Заявить иск об установлении границ земельного участка вправе гражданин, который обладает этим земельным участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более пяти лет. Именно такие граждане имеют право требовать согласования местоположения границ земельного участка.

Надлежащим ответчиком по спору об установлении границ земельного участка является правообладатель смежного земельного участка, с которым не удается согласовать местоположение границ участка.

Помимо него ответчиком также может выступать СНТ или потребительский кооператив, на территории которого находится земельный участок истца, Департамент городского имущества г.

Москвы, Управление Росреестра по Москве, местная администрация, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве, кадастровый инженер, ТУ Росимущества и др.

Земельные споры

В судебной практике земельные споры являются одним из наиболее актуальных вопросов. Какие виды споров по земельным участкам могут возникнуть, кто может стать участником спора, а также, какие нормы земельного законодательства регулируют данные вопросы?

Земельные споры представляют собой неурегулированные конфликты, в ходе которых происходит доказывание прав на земельный надел с соблюдением всех законодательных норм и правил.

Сторонами в земельных спорах могут выступать собственники и пользователи надела, юридические и физические лица, нарушившие права и законные интересы собственника, органы власти и управления, принявшие решение, ущемляющее права заинтересованных лиц.

 В качестве предмета спора прямо либо косвенно выступает непосредственно земельный надел. Разрешение земельных споров регулируется нормами Арбитражно-процессуального кодекса, Гражданского кодекса РФ, Гражданско-процессуального кодекса и п. 1 ст.

64 Земельного кодекса РФ, Федерального закона № 74-ФЗ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» от 11 июня 2003 г.

В юрисдикции существуют следующие виды земельных споров: земельно-имущественные споры, связанные с возмещением убытков и вреда, нанесенных вследствие нарушения земельных прав; имущественные споры, которые возникли из земельных отношений (в частности, по поводу пользования и распоряжения землей); земельные споры, возникающие вследствие нарушения или оспаривания прав физических или юридических лиц на землю, в том числе право владения, пользования и распоряжения земельным наделом (отказ в предоставлении земельного участка, ограничения прав на землю, изъятие земли, нарушение границ землепользования).

 По содержанию разногласий относительно вопросов по реализации субъективных прав и исполнения обязанностей всех участников земельных отношений, споры по земельным участкам делятся на: споры о признании права на земельный надел; споры о прекращении или изменении земельных правоотношений; споры о присуждении исполнения конкретного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений. Кроме того, земельные споры подразделяются в зависимости от порядка рассмотрения дела: споры, которые рассматриваются с обязательным соблюдением досудебного порядка урегулирования конфликта; споры, которые рассматриваются непосредственно в судебных органах; споры, рассматриваемые в третейском суде.

Причины возникновения земельных споров. Конфликтные ситуации в земельных правоотношениях могут возникать по самым разным причинам. Рассмотрим некоторые из них. Предоставление земельного надела. Земельный спор, возникающий вследствие нарушения правил передачи территории.

К примеру, если земельный надел, предоставленный для строительства объектов, может нарушить интересы граждан в области экологии, Процедура передачи земли может быть осуществлена только в ходе публичных слушаний, и в случае необходимости решение может быть оспорено.

Также, спор о предоставлении земельного надела может возникнуть при неточном межевании участка, вследствие чего лицо, владеющее наделом, может лишить его части в пользу другого собственника.

В судебной практике нередки случаи, когда незаконно изымается часть надела, принадлежащего другому субъекту, посредством самовольного передвижения ограждения.

 Также, причиной для подачи в суд искового заявления по земельным спорам может стать незаконное перекрытие прохода на территории общего пользования. Реализация прав. Вмешательство в хозяйственную деятельность владельца земельного надела.

В соответствии с земельным законодательством, владелец надела имеет право на самостоятельное обслуживания участка, и любые вмешательства третьих лиц (например, строительство сооружений на соседнем участке, препятствующего нормальному росту и развитию насаждений), вполне может стать поводом для подачи заявления в суд.

Также, к данной категории споров относится формирование другими лицами препятствий для нормальной реализации правомочий по пользованию, владению, распоряжению наделом. К примеру, вредные фабричные выбросы, распространяющиеся в воздухе недалеко от садоводческого общества, и негативно отражающиеся на экологической чистоте выращивания сельскохозяйственных культур.

Каждый участник общества вправе обратиться к руководству производственной фабрики с требованиями о прекращении выброса вредных веществ. Изъятие земельного надела администрацией. Незаконное отчуждение земельного надела.

В случае, если районная администрация принимает решение об изъятии участка ввиду его нерационального использования, арендатору необходимо представить доказательную базу о том, что данные действия являются неправомерными, поскольку все работы, проводимые с целью повысить и улучшить урожайность, были выполнены своевременно с соблюдением всех законодательных норм.

Досрочное прекращение договора аренды вследствие нарушения условий соглашения. В данном случае в суде арендатору придется доказывать соответствие/несоответствие ведения хозяйственной деятельности всем пунктам договора.

Разрешение земельных споров осуществляется несколькими способами: Вынесение постановлений по жалобам на действия или бездействия должностных лиц государственных и муниципальных услуг. В порядке судопроизводства. В данном случае применяются общие процессуальные правила, единые для рассмотрения любых земельных споров. Обращение в суд может быть предоставлено в двух формах: в виде письменного заявления действия/бездействия уполномоченных органов (лиц); в виде искового заявления по земельным спорам (для остальных случаев).

Обращения в виде искового заявления облагаются уплатой госпошлины, размер которой определяется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Квитанция об уплате прилагается вместе с заявлением.

ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН ЗА РАЗРЕШЕНИЕМ СПОРА ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ

Лица, в отношении которых были нарушены права и законные интересы в области земельного законодательства, вправе представить исковое заявление в следующие органы: Суд общей юрисдикции, где рассматриваются любые гражданско-правовые споры.

Арбитражный суд, где рассматриваются земельные споры, участниками которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Третейский суд, где рассматриваются земельные споры по взаимному согласию всех участников конфликта.

Конституционный суд, который устанавливает соответствие принятых нормативных актов положениям Основного закона.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ СПОРЫ: СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

В ходе судебного заседания, суд выясняет все обстоятельства конфликта, рассматривает представленные доказательства и обоснования позиции заявителя и ответчика. В случае необходимости судом назначается экспертиза, все стороны вправе представить ходатайства о приглашении на рассмотрение дела о земельном споре третьих лиц.

Таким образом, если возникли земельные споры, необходимо, прежде всего, обратиться к опытному адвокату в Симферополе (Крыму), специализирующемуся на данном виде права, который поможет чётко определиться с тем, чего хочет доверитель и что реально получить по результатам судебного заседания.

Мой Клиент не был включен в Договор социального найма жилого помещения, его бывшая жена скрыла от Администрации г. Симферополя факт его проживания в квартире. Решением суда, Администрация г. Симферополя обязана заключить с моим доверителем договор социального найма и за ним признано бессрочное право пользования спорным жилым помещением.

Мой Клиент был признан виновным в ДТП и лишился права на возмещение убытков причиненных ему в результате ДТП. Решением суда, незаконное постановление ГИБДД о виновности моего доверителя было отменено. Теперь Клиент получит полное возмещение убытков от фактического виновника либо от страховой компании.

Бывшая невестка не «выписалась» из квартиры моей Клиентки, мотивировав это тем, что имеет право на жилье. Решением суда, ответчик была признана утратившей права пользования жилым помещением моей доверительницы и теперь квартира свободна от прав третьих лиц.

Моя Клиентка не получала пенсию в полном объеме, в связи с решением Пенсионного фонда не засчитывать ей стаж работы в СНГ по переезда в РФ. Решением суда стаж работы истицы в СНГ был засчитан, произеден перерасчет пенсии и взыскана недополученная сумма пенсии с даты ее назначения.

  • # Адвокат в Евпатории
  • # Адвокат в Ялте
  • # Адвокат в Севастополе
  • # Адвокат в Крыму

Читайте также:  Выселение граждан из жилого помещения основания условия порядок процедуры в 2023 году

Споры с Администрацией, Советом депутатов и иными органами муниципальной власти

В правовом государстве является неизбежным столкновение частнособственнических интересов граждан и хозяйствующих субъектов с публичными интересами государства.

Несмотря на то, что в сфере земельных правоотношений за последние годы было принято множество законов и иных нормативных правовых актов, направленных якобы на искоренение таких столкновений (споров), множество вопросов в земельных делах до сих пор остаются неразрешенными, что зачастую порождает судебные споры по земле.

Как известно, органы государственной власти, а также органы муниципальной власти в сфере земельных правоотношений наделены определенными полномочиями, в том числе градостроительным законодательством, которые в силу закона должны реализовываться в интересах граждан, собственников земельных участков на соответствующей территории муниципального района.

Однако как свидетельствует практика чиновники зачастую злоупотребляя  предоставленными правами и не исполняя свои обязанности, устанавливают свои порядки на местах и принимают незаконные решения и акты, тем самым нарушают интересы собственников земли соответствующего муниципального района, которые и так зачастую сталкиваются с трудностями при использовании своей земли.

Каждый орган муниципальной власти, образованный в том или ином муниципальном образовании Ленинградской области имеет четко установленную федеральными законами компетенцию, в рамках которой чиновник и обязан действовать.

Однако как свидетельствует практика, на самом деле все происходит наоборот, поскольку чиновники выходят за рамки таких полномочий и присваивают полномочия им не принадлежащие, к примеру истребуют у заявителей при проведении публичных слушаний для изменения вида разрешенного использования земельных участков, незаконные документы и обязывают граждан совершать незаконные действия, например создавать некую инициативную группу, что федеральным законом не предусмотрено.

Т.о. чиновники позволяют себе расширительно трактовать закон, в связи с чем и появляются несоответствующие федеральному закону нормативные муниципальные акты.

  • Типичным же полномочиями органов местного самоуправления в земельной сфере можно назвать следующие:
  • — владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования;
  • — организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
  • — дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • — создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;
  • — создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
  • — сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия
  • — организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
  • —организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов муниципального образования;
  • -утверждение генеральных планов муниципального образования, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального образования документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального образования для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель муниципального образования;
  • — присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов;
  • — осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
  • — создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального образования;
  • — содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
  • — осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;
  • — осуществление муниципального лесного контроля и надзора;
  • — организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  • В связи с тем, что факты незаконных действий (бездействий) органов муниципальной власти, а также принятия незаконных актов, гражданин вынужден все чаще вступать в споры по земле и обращаться в суды в целях защита своих нарушенных прав.

При этом, дела с органами власти, в том числе с администрацией и советом депутатов, относятся к публичным правоотношениям и включают в себя как споры о признании незаконными действий (бездействий) и решений органов власти, так и споры о признании недействующими актов нормативного характера (т.е. оспаривание (обжалование) действий (бездействий) и нормативных актов), среди прочего связанные с такими аспектами, как:

  1. — непроведение публичных слушаний, включая изменение условно разрешенного использования  земельных участков через публичные слушания
  2. — незаконное истребование документов у заявителей, предоставление которых федеральным законодательством не предусмотрено;
  3. — изменение вида разрешенного использования через суд и связанные с этим отказы в таком изменении вида
  4. — изменение категории земель и земельные споры, связанные с таким переводом из одной категории земли в другу,
  5. — принятие правил землепользования и застройки, а также градостроительные споры в связи с принятием таких правил
  6. — территориальное планирование, градостроительное зонирование, а также архитектурно-строительное проектирование и споры по градостроительному кодексу связанные с этим;
  7. — оформление и подготовка проекта межевания земельного участка,
  8. —  оспаривание кадастровой оценки
  9. — аннулирование кадастрового учета земельного участка и проч.

— отказ в перерегистрации возникших до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ прав на землю (т.е. ранее возникших прав), а также его обжалование в судебном порядке

  • — возражения на публикацию о выделе земельного участка в первоочередном порядке, а также их оспаривание и проч.
  • Надо иметь ввиду, что любое лицо, как гражданин так и организация, вправе оспорить в судебном порядке действия (бездействия), а также нормативные акты органов муниципальной власти, в случае если такими действиями или актами нарушены права и законные интересы лица. Такие дела  рассматриваются в порядке производства, имеющего свои особенности к которым можно отнести, среди прочего:
  • — в суд подается не иск, а заявление об оспаривании действий (бездействий), нормативного акта органа муниципальной власти;
  • — к заявлению необходимо приложить оригинал отказа должностного лица, а в случае оспаривания нормативного акта – оригинал такого акта и доказательства его опубликования в средствах массовой информации
  • — также в таких делах, к примеру об оспаривании нормативного акта вправе участвовать прокурор района.

Как правило, чем больше земли в том или ином муниципальном образовании, тем чаще возникают споры по земле, часто сопровождающиеся судами.

К судам общей юрисдикции Ленинградской области, которые чаще сталкиваются со спорами, связанными с оспариванием действий (бездействий), а также актов муниципальных органов можно отнести Всеволожский городской суд, Гатчинский городской суд, Выборгский городской суд, Тосненский городской суд.

Менее чаще такие земельные споры рассматриваю такие суды общей юрисдикции, как суд Приозерского района, суд Тихвинского  района, суд Бокситогорского района, суд Кингисеппского района и проч.

Приводим примеры некоторых таких споров, включая градостроительные споры, из нашей практики:

При нашем участии идет судебное разбирательство по делу об оспаривании Положения Совета депутатов об изменении вида разрешенного использования на территории МО Рахьинское городское поселение, по которому муниципальный орган незаконно предусмотрел, среди прочего, создание некой инициативной группы в количестве 10 человек, для проведения публичных слушаний, а также незаконный перечень документов для изменения вида разрешенного использования земельного участка, которые по федеральному законодательству у завитей не истребуются. При этом, в деле участвует прокурор.

Данный спор по градостроительному кодексу находится на стадии судебного разбирательства

Наши юристы по земельным делам оказали юридическое сопровождение, в том числе составили и представили во Всеволожский городской суд Ленинградской области, по делу об оспаривании отказа главы администрации Рахьинского городского поселения Заявителю (собственнику земельного участка)  в изменении вида разрешенного использования. Суть спора заключалась в следующем: заявитель обратился в администрацию с заявлением об изменении условно-разрешенного вида использования принадлежащего ему участка земли. Главой администрации были назначены публичные слушания, по результатам которых принято положительное заключение об изменении вида использования земли с вида «для фермерского хозяйства» на вид «для дачного строительства». Кроме того, были приняты и аналогичные рекомендации комиссии, в состав которой также входили должностные лица муниципального органа. Однако Главой администрации, без обоснования причин, мотивировки и аргументации, было отказано в изменении вида использования земельного участка. В отказе глава не сослался ни на одну норму закону. Произвольное же  решение главы Администрации ничем немотивированное и принятое в разрез процедуре публичных слушаний, незаконно и создает поле для принятия коррупционных решений.

Данный спор по изменению вида разрешенного использования находится на стадии судебного разбирательства.

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий