Реквизиция земельного участка это

В этой статье:

Реквизиция земельного участка в 2019 году, способ изъятия имущества у собственника, основания и порядок реквизиции земель | Земельный эксперт

Реквизиция земельного участка это

В земельном кодексе РФ описано несколько случаев прекращения и ограничения права собственности на земельные участки. В соответствии со ст. 44 ЗК РФ, существуют следующие основания для этого:

Последний способ изъятия имущества у собственника, в свою очередь, представлен: конфискацией, изъятием с последующим выкупом и реквизицией. Трактовка последнего понятия дается в земельном кодексе.

Реквизиция земельного участка это процедура отчуждения государством земельного участка у его владельца с последующей выплатой его стоимости. От конфискации данный вид изъятия отличается следующими характеристиками:

  1. процедура носит временный и возмездный характер;
  2. применяется только по причине острой необходимости, а не в качестве карательной меры.

Суть реквизиции заключается в принудительном отчуждении земельного участка у владельца, но осуществляется такое отчуждение на определенное время (по общему правилу) и по причине обстоятельств чрезвычайного характера.

Основания для реквизиции земельного участка

Подробное описание данной меры дается в ст. 51 ЗК РФ. Как правило, реквизиция производится в случаях стихийных бедствий, техногенных катастроф, эпидемий, или при других чрезвычайных обстоятельствах, к примеру, при потопе, пожаре, загрязнении. Реквизиция земельного участка производится при наличии следующих оснований:

  • официальные заявления правительства о возникновении чрезвычайных ситуаций в конкретном регионе государства;
  • изъятие земли по решению о реквизиции.

Процедура проводится с целью защитить людей, общество и само государство от возможных угроз, которые несут в себе случившиеся бедствия. Понесенные расходы человеку возмещаются государством.

Порядок реквизиции земельного участка

Данная процедура осуществляется в установленном законом порядке. Этапы реквизиции могут быть следующими:

  1. После наступления обстоятельств, за которыми может последовать реквизиция, гражданин получает письменное уведомление о необходимости проведения данной процедуры.
  2. Собственник покидает участок, если он на нем проживал и обращается в то ведомство, которое изъяло участок.
  3. Исполнительный орган выдает гражданину документ о реквизиции участка и компенсирует понесенные убытки.
  4. Если появляется возможность возвратить территорию, то владелец получает ее назад по предъявлении ранее выданной справки.
  5. В том случае, если площадь возвращена быть не может, гражданину предоставляется право выбора между аналогичным участком в другой местности или денежной компенсацией.
  6. После достижения консенсуса в Росреестре оформляется прекращение прав собственника на землю.
  7. В случае, если государство предоставило бывшему собственнику новый участок земли, право собственности на такой участок также оформляется в Росреестре.

Сроки, в течение которых происходит оформление документов, не регламентированы, поскольку зависят от того, насколько серьезными были последствия чрезвычайных обстоятельств и может ли участок быть возвращен хозяину.

Последствия реквизиции земельного участка

После изъятия участка, собственник временно теряет право распоряжаться своим имуществом. Срок устанавливается в зависимости от того, насколько негативно было воздействие окружающей среды на участок.

Вполне возможно, что земля так и не будет возвращена.

Кроме того, гражданин не может выставлять свою землю в качестве объекта правовых сделок – купли-продажи, мены, дарения. Изъятые территории полностью переходят в распоряжение органа власти, и гражданин уже не может распоряжаться площадью по своему усмотрению, возводить на ней строения, проживать.

Судебная практика показывает, что очень много разбирательств возникает на основании разногласий относительно размера выкупной стоимости земли. Владелец подает на администрацию заявление с требованием выплатить реальную стоимость участка.

Размер компенсации определяется исходя из нескольких параметров:

  • кадастровой и инвентаризационной стоимости земельного участка;
  • наличия инфраструктуры;
  • расположения площади;
  • качественные показатели – состояние, плодородность почвы.

Для определения окончательной компенсации стороны заключают соглашение, где указывается размер выплаты и отсутствие претензий друг к другу в будущем.

Возврат земельного участка

Фактически процедура реквизиции подтверждается специальной бумагой, которую оформляет исполнительный орган власти на основании принятого решения.

Данный документ будет необходим собственнику в двух ситуациях:

  • в процессе оспаривания размера компенсации в судебном порядке;
  • при требовании возврата реквизированного надела.

Земельное законодательство предусмотрело ситуацию, при которой вернуть земельный массив будет невозможно. В этом случае бывшему собственнику земли выплачивается компенсация. Также гражданин имеет право вместо компенсации получить аналогичный надел. Наряду с возмещением стоимости самой площади, гражданин может требовать возмещение морального вреда и упущенной выгоды.

После того, как причины реквизиции отпали, земельный надел возвращается его владельцу. Равноценная площадь может быть предоставлена собственнику начальной территории только в том случае, когда возвращение земельного массива по ряду причин считается невозможным.

Если гражданин не желает получать новый участок, он имеет право на возмещение стоимости участка по рыночной цене.

Пример по реквизиции земельного участка

Татьяна Перова имела в собственности земельный массив, однако, рядом с территорией прорвало дамбу и все площади были затоплены. В местной администрации женщина получила справку о реквизиции площади, однако, понесенный ущерб возмещен не был (на площади были посажены овощи, а затопление произошло перед сбором урожая).

Вода скрывала площадь порядка трех дней, после чего ушла. В результате потопа весь урожай был загублен, а сам участок стал полностью непригодным для разведения огорода, поскольку весь плодородный слой смыло водой.

После снижения уровня воды администрация вернула площади обратно, однако, компенсировать расходы, которые потребуются для восстановления плодородной поверхности земель отказалась, сославшись на заключение экспертов в обратном, что земли находятся в нормальном состоянии и не нуждаются в восстановлении.

Собственники площадей написали коллективное исковое заявление и обратились в судебные органы для возмещения морального и материального ущерба. Доводы граждан суд счёл основательными и одобрил в решении их право на компенсацию расходов.

На основании судебного решения каждому собственнику и Татьяне, в том числе, были выплаченные затребованные средства, на которые граждане смогли восстановить свои участки.

Заключение

Можно сформулировать несколько выводов:

  1. В РФ предусмотрен порядок принудительного изъятия земельных участков — реквизиция.
  2. Данный способ используется для обеспечения безопасности граждан и всей страны и представляет собой отчуждение земель на время возникновения чрезвычайных условий, стихийных бедствий, эпидемий.
  3. Обычно реквизиция носит временный характер, но бывают ситуации, когда вернуть землю в первоначальном состоянии не представляется возможным.
  4. В случае невозможности возврата участка собственник получает право на компенсацию нанесенного ущерба или напредоставление равноценного земельного массива.
  5. Размер компенсации определяется исходя из начальных характеристик земельного участка, расположения, состояния, наличия инфраструктуры, построек на территории.
  6. Если гражданин не согласен с предложенными вариантами или размером компенсации, он имеет полное право на обращение в суд.

Список законов

  • Статья 44 ЗК РФ
  • Статья 51 ЗК РФ

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по реквизиции земельного участка

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Наталья Владимировна. Совсем недавно у нас в регионе возникла эпидемия. Группа сельских поселений была закрыта на карантин. Дошла очередь и до нашей деревни. Земельный участок, который находился под нашим домом, реквизировали, в чем выдали подтверждающий документ.

По словам представителя администрации, данная мера является временной, однако, посещать территорию запрещается. Если все так плохо обстоит, я с семьей жить назад не поеду, однако, сколько времени нам еще ютиться у родственников? Имею ли я право на получение другого участка, потому что предполагаемая компенсация за дом и землю просто смешна!

Ответ: Уважаемая Наталья. В вашей ситуации следует ссылаться на п. 4. Ст. 51 ЗК РФ, который гласит, что если государство по прекращении действия обстоятельств для реквизиции не возвратило вам землю или не компенсировало ее рыночную стоимость, вы можете потребовать этого в судебном порядке.

Иными словами, получить свою землю вы можете только в том случае, если основания для реквизиции исчезнут, и там будет безопасно. В противном случае предоставляется денежная компенсация или аналогичный надел по вашему выбору.

Данные действия будут произведены только после того, как будет понятно, пригоден ли земельный массив для проживания и работы на нем. До этого, руководство региона обязано компенсировать вам все понесенные убытки и предоставить справку о реквизиции участка.

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/rekviziciya-zemelnogo-uchastka/

Реквизиция, конфискация земельного участка. Прекращение прав на земельные участки за ненадлежащее использование

Для того, чтобы обеспечивать государственные и публичные интересы, государство имеет право изъять имущество у его правообладателя при особых условиях. Именно этот процесс, управляемый гражданским законодательством, называется реквизицией.

Согласно статье 242 ГК РФ, именно государственные органы имеют право реквизировать земельную территорию с целью лишения правообладателя части имущества. Причиной этого могут быть стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии или другие обстоятельства, имеющие чрезвычайный характер.

В рассматриваемой ситуации порядок и условия изъятия имущества диктует законодательство – собственник получает выплату, соответствующую стоимости всего имущества, которое было конфисковано.

Определение 1

Реквизиция земельного участка представляет собой отдельную форму экспроприации, вследствие которой органы государственной власти имеют право изъять имущество у собственника, при этом выплатив ему стоимость конфискованной недвижимости.

Порядок реквизиции земельных участков

ЗК РФ имеет несколько положений в отношении реквизиции земли, при этом все формы изъятия носят больше временной характер, нежели перманентный.

К примеру, в 51 статье указано, что земельный участок может быть изъят у правообладателя только на тот промежуток времени, когда влияние стихийных бедствий на территории может принести вред окружению, интересам граждан, общества и государства в целом. Процедуру выполняют уполномоченные исполнительные органы государственной власти.

При этом нет четко сформулированного порядка возмещения убытков, которые понес собственник из-за реквизиции, для этого есть общий список норм гражданского законодательства, которыми стоит руководствоваться.

Замечание 1

В 4 пункте той же 51 статьи указано, что в случае невозврата реквизационного участка его правообладателю после окончания стихийного бедствия или другого обстоятельства, из-за чего земля была изъята, собственник может обратиться в суд с целью возврата своего земельного участка.

Если же вернуть реквизированный земельный участок не удается даже в результате судебного разбирательства, за собственником остается право потребовать финансовое возмещение – сумма должна составлять точную рыночную стоимость изъятого земельного участка. Альтернативным вариантом является предоставление субъекту другого земельного участка с равноценной стоимостью.

Если был нанесен другой реальный ущерб в последствии стихийных бедствий, или же правообладатель упустил выгоды из-за реквизиции, он также вправе требовать компенсацию. Собственник может в любой момент оспорить решения государственной комиссии касаемо формы и размера компенсации в судебном порядке, при этом во внимание берется оценка всех причиненных убытков на участке.

Реквизиция несет за собой прекращение разных прав на владение земельным участком, предписанных нормами права:

  • право пожизненного владения землей;
  • бессрочное пользование участком;
  • аренда или безвозмездное срочное пользование.

После реквизиции такого земельного участка обладатели всех вышеуказанных прав могут обратиться с требованием возместить убытки, которые они понесли из-за изъятия земельного участка.

Ненадлежащее использование земельных участков как причина реквизиции

Право на владение собственностью или другие права, связанные с земельным участком, могут быть аннулированы за счет земельного правонарушения. В таких случаях реквизиция выступает в качестве санкции за допущенное правонарушение. Изъятие и аннулирование прав собственности имеет определенный порядок, более подробно описанный в главе 7 ЗК РФ. При конфискации земли (из-за нарушения закона) также теряется право владения, аренды или срочного пользования изъятыми участками. Если же рассматривается чужая территория, владелец значительно ограничивается в правах ее использования в будущем.

Есть несколько возможностей прекратить право на земельный участок из-за правонарушения. Согласно земельному и гражданскому законодательствам, они выражены в двух формах:

  1. добровольное прекращение прав на владение землей со стороны правообладателя;
  2. принудительное прекращение права – суд выносит решение, или же данное решение может принять непосредственно арендодатель в случае права аренды.

В ст. 45-46 ЗК РФ четко указаны основные формы правовых норм, за нарушение которых собственник может потерять право аренды земельного участка:

  • земельный участок все время был использован не по своему целевому назначению, либо же он принадлежит к другой категории земель, которая не может быть использована подобным образом;
  • за счет неправильного использования земли снижается уровень плодородия хозяйственных земель, а также ухудшается общая экологическая обстановка окружающей среды;
  • правонарушения были совершены намеренно с определенной целью – загрязнение, отравление или уничтожение плодородного слоя почвы. В этом случае рассматривается неправильное использование удобрений и нелегальных химикатов, а также задействование опасных химических и биологических веществ. Хранение, транспортировка и использование таких веществ считается отдельным преступлением, так как причиняет дополнительный вред здоровью человека и экологии в целом;
  • земельный участок, выделенный для хозяйственной деятельности или жилищного строительства, не был использован по назначению на протяжение трех лет от срока его передачи владельцу. Исключением являются те ситуации, когда использование земельного участка по назначению считалось невозможным ввиду ряда определенных причин – стихийные бедствия и другие указанные форс-мажорные обстоятельства.

Замечание 2

Отдельному рассмотрению подлежат особо охраняемые природные территории, природоохранные заповедники и рекреационные комплексы, историко-культурные пункты, особо ценные земли, а также другие земельные участки, которые раньше подвергались радиоактивному загрязнению. Для них отдельно прописаны нормы ответственности вследствие нарушения положений ЗК РФ.

Нарушением владения такими участками является, к примеру, несоблюдение критериев улучшения земли – почва была плохо защищена от влияния ветра, воды и эрозии, из-за чего плодородность участка значительно ухудшились. Еще одним примером нарушения закона является систематическое уклонение от уплаты налогов на землю – в случае подтверждения такого нарушения собственник может полностью потерять все права на владение и пользование земельными участками.

Основания для прекращения права собственности

В статьях 284 и 285 ГК РФ указаны все возможные виды нарушений ЗК, результатом которых является полное прекращение всех прав собственности на землю. К ним относятся следующие случаи:

  1. выделенный земельный участок не был использован по своему назначению в течение трех лет (законодательство может по просьбе владельца изменить срок на более длительный в случае возникновения определенных обстоятельств);
  2. во время пользования земельным участком неоднократно и грубо были нарушены основные правила рациональной эксплуатации территории, которые регулируются земельным законодательством. Речь идет о нарушении главной цели назначения земельного участка, что впоследствии вредит окружающей среде и разрушает плодородный слой земли.

Существует определенный порядок прекращения прав на владение и пользование землей, который регулируется ст. 54 ЗК РФ. Процедура состоит из нескольких пошаговых этапов:

  • государственный орган накладывает на лицо, которое допустило нарушение ЗК, административное взыскание – чаще всего это штраф на установленную сумму; осуществлением занимается государственный земельный контроль;
  • если существует отдельный орган, который предоставил земельный участок собственнику, госорган обязан дополнительно предупредить организацию о зафиксированном нарушении и назначении штрафа владельцу;

В предупреждении должны быть четко указаны причина и акт, который был нарушен, а также время, которое отводится лицу для решения проблемы и устранения земельного правонарушения. Если же данное нарушение не будет устранено в течение отведенного времени, орган оставляет за собой право принудительного прекращения права собственности на рассматриваемый земельный участок. Далее дело перейдет в суд, где начнется рассмотрение прав собственника на владение землей и условий, которые должны быть выполнены.

  • если требования не были выполнены в срок, госорган после выставления предупреждения должен отправить все материалы касательно правового нарушения в вышестоящий орган власти или в местное самоуправление, предоставившее земельный участок собственнику;
  • после анализа документы (вместе с заявлением о прекращении прав собственности) направляются в судебное учреждение;
  • суд принимает финальное решение о прекращении права на пользование и владение земельным участком. После этого в течение 10 дней направляется соответствующее заявление в государственный регистрационный орган, аннулируются все права на недвижимость и все сделки, которые были связаны с объектом.

Исполнением всего процесса конфискации земельных прав занимается государственный земельный контроль. Положение о государственном земельном контроле предписывает земельный контроль Росреестру, Россельхознадзору, Россельхознадзору и территориальным органам, наделенным соответствующими полномочиями в выбранных сферах деятельности.

Стоит заметить, что возможность конфисковать право на владение землей возможно только в тех случаях, когда были представлены фактические доказательства совершения такого административного правонарушения.

Чтобы обеспечить законность всего процесса, дополнительно подключается указы КоАП РФ, в которых дополнительно предусмотрены все размеры штрафов за нарушение правил. Несмотря на все предписания ГК РФ, нет четко сформулированного порядка прекращения права владения земельным участком.

Поэтому официально можно отменить только право собственности, другие же права подлежат открытому рассмотрению (если дело не касается сельскохозяйственных земельных участков).

Замечание 3

Даже если владелец теряет право на земельный участок, он должен возместить весь причиненный вред, который он причинил во время несанкционированного использования земли.

Если земельный участок был предоставлен владельцу другим органом, именно он будет решать, аннулировать ли право этого лица на бессрочное пользование участком ввиду совершенных им нарушений ЗК. То же самое касается аренды – реквизировать права аренды в данном случае может исключительно арендодатель.

Как происходит конфискация земельного участка

Под конфискацией земельного участка (согласно статье 50 ЗК РФ) подразумевается безвозмездное изъятие у собственника его имущества на основании вынесенного решения суда. Есть также и другие формы административных правонарушений, где в виде санкций используют реквизицию земельного участка, однако ст. 243 ГК РФ распространяется только на земельные участки в случае уголовных преступлений. Исходя из вышесказанного, финальное решение выносит судебный орган.

В 2003 году были внесены определенные изменения и дополнения в УК РФ, согласно которым нельзя конфисковать имущество у человека, признанного виновным в совершении преступления. Однако уже в 2006 году была внесена очередная поправка ввиду вступления в силу закона о ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма. Согласно этому положению, конфискованное имущество может быть обращено в государственную собственность как мера уголовно-правового характера.

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/rekvizitsija-konfiskatsija-zemelnogo-uchastka/

Реквизиция земельного участка

Реквизиция также представляет собой изъятие имущества у правообладателей в целях обеспечения государственных и публичных интересов, но осуществляется в особых условиях. Общие положения о реквизиции установлены гражданским законодательством. В соответствии со ст. 242 ГК РФ реквизиция представляет собой изъятие имущества у собственника в интересах общества по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в порядке и на условиях, которые установлены законом, с выплатой собственнику стоимости имущества.

В ЗК РФ установлены особенности реквизиции земельных участков, которые заключаются прежде всего во временном характере изъятия земельных участков.

Статья 51 ЗК РФ устанавливает, что в случаях чрезвычайных обстоятельств – стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных подобных обстоятельствах, в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз уполномоченными исполнительными органами государственной власти земельный участок может быть временно изъят у его собственника.

Реквизиция может осуществляться с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков в связи с невозможностью использования земельного участка и выдачей ему специального документа о реквизиции. Такой документ является основанием восстановления права на земельный участок после прекращения действия чрезвычайных обстоятельств.

Порядок возмещения собственнику возникших в связи с реквизицией убытков законом специально не определен, поэтому следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства.

Пункт 4 ст. 51 ЗК РФ устанавливает, что если реквизированный земельный участок после прекращения действия обстоятельств, в связи с которыми была осуществлена реквизиция, не возвращается собственнику, собственник данного земельного участка вправе требовать его возврата в судебном порядке.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка при прекращении действия чрезвычайных обстоятельств собственник вправе по своему усмотрению потребовать возмещения рыночной стоимости реквизированного участка или предоставления равноценного земельного участка. Одновременно собственник вправе требовать возмещения иного причиненного реквизицией реального ущерба, а также упущенной выгоды. В случае несогласия собственника с компенсацией он может оспорить оценку земельного участка и причиненные убытки в судебном порядке.

Реквизиция земельных участков является и основанием прекращения и иных прав на землю: права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования, что предусматривают ст. 45–47 ЗК РФ. В этих случаях при реквизиции земельных участков их правообладателям возмещаются убытки, понесенные ими вследствие реквизиции.

Прекращение прав на земельные участки за ненадлежащее использование

Земельное правонарушение в установленных законом случаях может являться основанием прекращения права собственности и иных прав на земельный участок у его правообладателя и его изъятия как санкции за допущенное правонарушение. Основания и порядок такого изъятия регулируются рядом статей гл. VII ЗК РФ, ст. 284–287 ГК РФ. В порядке изъятия как санкции за допущенное земельное правонарушение возможно прекращение права собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования земельным участком, ограниченного пользования чужим земельным участком.

Земельное и гражданское законодательство допускают возможность прекращения права на земельный участок за допущенное правонарушение:

  • добровольно, т.е. с согласия правообладателя на прекращение права;
  • – в порядке принудительного прекращения права, т.е. но решению суда либо по требованию арендодателя (для права аренды).

Действия либо бездействие, которые служат основанием для вынесения решения об изъятии в этих случаях, указаны в ст. 45-48 ЗК РФ, ст. 284-287 ГК РФ.

Право аренды прекращается ввиду совершения нарушений земельного законодательства, перечисленных в ст. 45 и 46 ЗК РФ:

  • 1) использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;
  • 2) использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
  • 3) неустранение совершенных умышленно следующих земельных правонарушений: отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
  • 4) неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Эти же нарушения, а также нарушение установленного соответствующими нормами ЗК РФ режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивного загрязнению, систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, и систематическая неуплата земельного налога являются основаниями прекращения всех иных видов права пользования земельным участком (ст. 47 ЗК РФ).

Виды нарушений земельного законодательства, служащих основаниями прекращения нрава собственности и изъятия земельного участка у собственника, указаны в ст. 284–285 ГК РФ, хотя, по существу, они аналогичны основаниям прекращения иных прав на земельный участок. Они включают случаи:

  • – когда земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом;
  • – если использование земельного участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Прекращение права на земельный участок и его изъятие производится в порядке, установленном ст. 54 ЗК РФ.

Этот порядок включает следующее:

  • • наложение государственным органом исполнительной власти по осуществлению государственного земельного контроля на лицо, допустившее нарушение земельного законодательства, административного взыскания в виде штрафа;
  • • одновременное вынесение этим органом предупреждения о допущенном правонарушении с уведомлением об этом органа, предоставившего земельный участок.

Такое предупреждение должно содержать указание на допущенное правонарушение, срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено, указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения, разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения права на земельный участок, иные необходимые условия;

  • • в случае неустранения указанных в предупреждении правонарушений в установленный срок орган государственного земельного контроля, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении нрава на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в орган государственной власти или местного самоуправления, предоставивший земельный участок;
  • • орган государственной власти или местного самоуправления направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок;
  • • по истечении 10-дневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок орган государственной власти или местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права с приложением акта (решения) о прекращении права в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вышеуказанные действия осуществляются органами государственного земельного контроля[1]. В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле», государственный земельный контроль осуществляют Росреестр, Росприроднадзор, Россельхознадзор и их территориальные органы в предусмотренных положениями об этих органах сферах полномочий.

Следует обратить внимание, что прекращение предусмотренных ЗК РФ прав за правонарушение допускается при установлении факта совершения административного правонарушения. Поэтому органы государственного земельного контроля при квалификации деяния как правонарушения применяют наряду с ЗК РФ также КоАП РФ, который предусматривает не только составы административных правонарушений, но и размеры штрафов.

Хотя ст. 284 и 285 ГК РФ допускают прекращение права собственности и изъятие земельного участка у собственника за указанные нарушения требований земельного законодательства, особый порядок прекращения этого права не установлен. Поэтому вопрос практического применения ст.

54 3К РФ относительно порядка прекращения иных, кроме права собственности, прав применительно к порядку прекращения права собственности остается открытым, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

Основания и порядок принудительного прекращения права собственности на земельные участки из состава сельскохозяйственных угодий установлены ст. 6 Закона об обороте земель.

Прекращение права на земельный участок не освобождает лицо, виновное в нарушении земельного законодательства, от возмещения причиненного вреда.

Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования за совершенное нарушение земельного законодательства осуществляется по решению органа, предоставившего земельный участок на этом праве. Право аренды может быть прекращено по инициативе арендодателя, а право ограниченного пользования на основании частного сервитута – собственником земельного участка, обремененного сервитутом.

Конфискация земельного участка

Статья 50 ЗК РФ предусматривает возможность конфискации земельного участка путем его безвозмездного изъятия у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления.

Обратим внимание, что ст. 243 ГК РФ предусматривает возможность применения конфискации имущества как санкции и за иные правонарушения и в административном порядке, но ЗК РФ сужает применение этой статьи в отношении земельных участков, однозначно говоря только об уголовных преступлениях. Соответственно конфискация земельного участка может быть произведена только по решению суда.

Источник: https://studme.org/71635/pravo/rekvizitsiya_zemelnogo_uchastka

Различие между реквизицией и изъятием для государственных или муниципальных нужд

В настоящее время установлено несколько способов изъятия участка. Они включают конфискацию, реквизицию и изъятие для нужд государства.

Реквизиция осуществляется на временной основе. Это ее отличает от конфискации. Изъятие имущества при конфискации проходит навсегда. Конфискация проводится в случае совершения лицом виновных действий.

Конфискация, исходя из этого, является карательной мерой. В случае реквизиции, не носящей карательного характера конфискации, государственным органом составляется соответствующий акт.

Административное решение органов власти и управления по реквизиции не подлежит обжалованию. А стоимость, по которой может быть изъята земля, может быть оспорена в судебном порядке. Ст. 51 ЗК РФ устанавливает, что могут быть изъяты дачные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования.

Если участок земли в дальнейшем можно вернуть владельцу, государственные органы делают это. Если земельный участок не подлежит возврату, земля выкупается по рыночной стоимости. И цену, которую предлагают государственные органы за имущество собственника, он вправе оспорить.

На первый взгляд реквизиция имеет много схожего с изъятием земель для нужд государства или муниципалитета. Изъятие для нужд государства также производится во имя интересов общества и государства, с выкупом имущества по его рыночной стоимости.

Также по изъятию выносится административное решение, акт носит принудительный характер. Но в названных процедурах есть свои отличия: реквизиция может происходить в силу наступления чрезвычайных обстоятельств.

Это временная мера, она не может быть запланированной.

Изъятие земли для государственных и муниципальных нужд происходит в плановом порядке, этот процесс является окончательным.

Не менее чем за 12 месяцев принимается плановое решение в отношении конкретного участка.

Возврат реквизированного участка его собственнику

Существует два варианта развития событий после реквизиции земли:

  • земля возвращается собственнику с возмещением ущерба, который он понес из-за временного ограничения его в правах собственности;
  • земельный участок не возвращается собственнику из-за невозможности этого процесса. В этом случае владельцу компенсируется рыночная стоимость участка либо может быть предоставлена другая земля, являющая равноценной той, которая была изъята. Владелец земли, при прекращении оснований, по которым была изъята земля, может требовать ее возврата в порядке судебного делопроизводства.

Требование возврата реквизированного участка в судебном порядке

Право на обращения в суд владельцу участка, изъятого на основании реквизиции, предоставляет ст. 51, п. 4 ЗК РФ. В случае прекращения ситуации, при возникновении которой произошло изъятие участка земли, ее собственник может потребовать возврата имущества в суде. Иск от его имени составляется по указанным в законе правилам.

По правилам статьи 23, п. 1 ГК РФ, если цена иска не превышает 50000, то спорное правоотношение рассматривает мировой судья. Но цена иска, предметом которого выступают земельный участок, как правило, выше, поэтому истцу следует отнести заявление в суд районного уровня.

Как определить в иске цену истребуемого имущества? Она назначается по стоимости имущества.

Оценка реквизированного участка для компенсации его стоимости

Выкупная цена участка состоит из нескольких элементов:

  • рыночной цены участка земли;
  • рыночной цены зданий или сооружения, расположенных на участке;
  • убытков, которые были нанесены владельцу из-за изъятия участка.

Выкупная цена может назначаться участку земли по соглашению между сторонами.

Возмещение убытков, причиненных в связи с реквизицией земельного участка или временным ограничением прав собственника земельного участка

В выкупную цену включаются убытки, причиненные владельцу земельного участка. Порядок возмещения убытков происходит на основании Постановления Правительства РФ №262 от 2003 г., которым утверждены специальные правила возмещения убытков по рассматриваемому основанию, включая и иные ситуации.

При определении убытков определяются характеристики земельных участков, а также находящиеся на них объекты недвижимого имущества. Кроме того, собираются и обрабатываются правоустанавливающие документы на земельный участок, данные кадастра, иная информация.

Анализируется рынок, к которому причисляются земельные участки, объекты недвижимости, история, аналоги земельных участков. Расчеты размера убытков исчисляются, исходя из качественных и количественных характеристик недвижимости, земли. Итоговая величина убытков выражается в национальной валюте, т.е. в рублях.

Иное определение итоговой величины убытков может быть установлено в договоре, который заключается между сторонами на оказание услуг по расчету убытков.

Полученный расчет необходимо оформить в письменном виде. Документ называется «Заключение о размере убытков».

Оно содержит в себе итоговую сумму, с указанием даты, когда был определен размер убытков. В заключение о размере убытков включаются следующие данные:

  • информация об основаниях возмещения;
  • информация о регистрации прав на участок, если она является обязательной;
  • сведения об обременениях;
  • определение правомочий собственника на участок;
  • описание участка (вид использования, назначение, права третьих лиц);
  • основания возникновения правомочий собственника и т.д.

Как рассчитать величину убытков? Этот показатель складывается из двух составляющих:

  • размера реального ущерба, который был причинен (включается в выкупную цену);
  • размера упущенной выгоды.

Реальный ущерб включает в себя:

  • утрату имущества, его повреждение;
  • фактически понесенные гражданином на момент предъявления иска или изъятия;
  • дальнейшие расходы лица на восстановление нарушенного права.

Упущенная выгода является немаловажным видом убытков. Под ней понимается доход, который не был получен собственником, но в случае, если изъятия участка не произошло, владелец стал бы его обладателем, исходя из обычных условий гражданского оборота.

Как показывает практика судов, рассматривающих аналогичные дела, при удовлетворении исков, связанных с взысканием упущенной выгоды, нужно определить достоверность прибыли, которую истец предполагал получить при обычных условиях гражданского оборота.

Размер упущенной выгоды нужно определять разумными затратами, которые были понесены кредитором в случае надлежащего исполнения обязательств. Доказать убытки в виде упущенной выгоды очень сложно.

Несмотря на то, что основополагающие начала этого процесса определены в ГК РФ, в частности, в ст. 15, законодатель явно поскупился на эти принципы, так как для практической жизни их недостаточно.

Применительно к рассматриваемым правоотношениям, к ст. 15 ГК РФ можно добавить ст. 393 п. 4 ГК РФ, в соответствии с которой при определении размера упущенной выгоды должны учитываться предпринятые собственником земли меры и сделанные приготовления с целью ее получения.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/rekviziciya-zemelnogo-uchastka.html

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий