Права собственников земельного участка

Права собственников земельного участка

10 ноября 2020

Конституцией РФ (статья 36) гражданам и их объединениям закреплено право иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федеральных законов: Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ), федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Знание прав и обязанностей собственников земли является актуальной необходимостью, т.к. количество собственников земли увеличивается из года в год, а уровень правовой грамотности граждан, к сожалению, невысок.

Приобретая земельные участки, граждане зачастую считают, что теперь-то они могут делать на них все, что угодно.

Однако это неверная позиция часто приводит к нарушениям требований законодательства, особенно — земельного.

  • Права и обязанности собственников земельных участков, а также землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков отражены в Главе VI ЗК РФ, в соответствии со статьей 40 которого собственник земельного участка имеет право:
  • -использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • -возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • -проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, агролесомелиоративные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
  • -осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
  • Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, установлены статьей 42 ЗК РФ:
  • -использовать земельные участки: а) в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием;       б) способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • -сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
  • -осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
  • -своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
  • -своевременно производить платежи за землю;
  • -соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • -не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
  • -выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.

В настоящее время обозначилась тенденция использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных вблизи населенных пунктов, и оборот которых регламентируется федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством (рекреация, отдых, туризм, размещение объектов жилого и  производственного назначения и др.).

По определению Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются территории, предназначенные для производства аграрной продукции, проведения сельскохозяйственной учебной или научно-исследовательской практики, размещения специальной фермерской инфраструктуры и объектов, необходимых для полноценного осуществления сельскохозяйственной деятельности. Именно этот вид земель характеризуется наиболее высокой продуктивностью и является самой ценной категорией всего земельного фонда. Земли сельскохозяйственного назначения — это земли, которые расположены за пределами населенных пунктов, предназначенные для нужд непосредственно сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями.

Градостроительный Кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

  1. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
  2. Статьей 78 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов.
  3. Обязанность собственников земельных участков, оборот которых регламентируется федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением — для сельскохозяйственного производства, и принадлежностью к категории земель — земли сельскохозяйственного назначения, основана на принципе использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения как особо ценного природного ресурса, принадлежащего будущим поколениям.
  4. Несоблюдение обязанностей собственников земельных участков является нарушением земельного законодательства.
  5. Информация предоставлена Управлением Росреестра по Ульяновской области

Статья 40 Земельного кодекса. Права собственников земельных участков на использование земельных участков

  • 1. Собственник земельного участка имеет право:
  • 1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • 3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
  • 4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
  • 2. Собственник земельного участка имеет Право собственности на:
  • 1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное пользование;

2) утратил силу. — Федеральный Закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ.

1. Представленный в комментируемой статье перечень прав собственников земельных участков оставлен российским законодателем открытым. В статье 40 ЗК РФ содержатся лишь основные, самые распространенные права собственников земельных участков на их использование.

Подпункт 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливает право собственников земельных участков использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые.

Нормы комментируемого Кодекса, закрепляющие названное право, коррелируют с нормами Федерального закона «О недрах», устанавливающими условия реализации права собственника, владельца земельного участка использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые.

В соответствии с положениями ст.

19 Федерального закона «О недрах» собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Закрепленное на федеральном уровне право собственников земельных участков использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые находит отражение и в законодательстве субъектов РФ. Так, согласно положениям ст. 16 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 г.

N 1105 ВХ-1 «О порядке предоставления в пользование участков недр для геологического изучения и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Тыва» собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению осуществлять в их границах без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, непосредственно для своих нужд. При этом устанавливается правило, согласно которому в случае реализации полезного ископаемого либо созданной на его базе продукции организация обязана оформить лицензию .

Закон Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N 1105 вх-1 «О порядке предоставления в пользование участков недр для геологического изучения и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Тыва» // Тувинская правда. 2005. 25 марта.

Читайте также:  Сохранении льгот по оплате жкх при перемене места жительства

Более чем в 50 субъектах РФ действуют региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, которые в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О недрах» формируются совместно федеральными и региональными органами государственной власти.

Такие перечни утверждены в Астраханской , Мурманской , Ростовской , Тверской областях и других субъектах РФ.

Как правило, указанные перечни включают такие общераспространенные полезные ископаемые, как галька, гравий, валуны, диатомит, трепел, опока, спонголит, доломиты, известняки и др.

Распоряжение МПР России N 35-р, Правительства Астраханской области N 319-ПР от 4 июня 2007 г. «Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Астраханской области» // БНА ФОИВ. 2007. N 28.

Распоряжение МПР России N 66-р, Администрации Мурманской области от 10 декабря 2007 г. N 355-рп «Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Мурманской области» // БНА ФОИВ. 2008. N 3.

Распоряжение МПР России, Госгортехнадзора России, администрации Ростовской области от 26 сентября 2003 г. N 441-р «Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Ростовской области» // Российская газета. 2004. N 5.

Распоряжение МПР России N 50-р, Администрации Тверской области N 469-РА от 23 октября 2006 г. «Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Тверской области» // БНА ФОИВ. 2006. N 49.

Из содержания ст. 19 Федерального закона «О недрах» следует, что порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками, владельцами земельных участков определяется региональными государственными органами исполнительной власти самостоятельно.

В качестве иллюстрации представим Порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков на территории Ставропольского края, утв.

Постановлением правительства Ставропольского края от 29 января 2007 г. N 10-П.

Сразу отметим, что названный порядок распространяется на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, осуществляющих в их границах без применения взрывных работ:

добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;

строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров (хранилища, гаражи, погреба, выгребные ямы, котлованы, бассейны и т.п.);

устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения .

Постановление Правительства СК от 29 января 2007 г. N 10-п «О порядке добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками, владельцами земельных участков на территории Ставропольского края» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 2007. N 17. Ст. 6256.

  1. До начала выполнения перечисленных выше работ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны получить:
  2. 1) в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края:
  3. а) для осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых:
  4. разрешение на добычу общераспространенных полезных ископаемых;
  5. заключение об отсутствии (или наличии) в границах земельного участка запасов общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе;
  6. б) для осуществления устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин — заключение о том, что намечаемый к эксплуатации водоносный горизонт не является (или является) источником централизованного водоснабжения;
  7. 2) в органе местного самоуправления поселения или городского округа Ставропольского края, в границах которого предполагается осуществить строительство подземного сооружения или устройство и эксплуатацию бытового колодца и скважины, — разрешение на строительство подземного сооружения или соответственно разрешение на устройство и эксплуатацию бытового колодца и скважины.
  8. Названные разрешения и заключения выдаются на основании письменных заявлений собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, которые рассматриваются указанными выше органами публичной власти в течение 10 дней после их поступления.
  9. К числу прав собственника земельного участка отнесено такое важное право, как право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений.

Обязательным требованием земельного законодательства, которому должен следовать собственник земельного участка, реализуя названное право, является соблюдение целевого назначения земельного участка и его разрешенного использования. Целевое назначение земельного участка и вид разрешенного использования определяются отнесением его к той или иной категории земли (см. настоящий комментарий к ст. 7).

Реализация права собственника земельного участка на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений возможна только при условии соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, установленных законодательными и иными нормативными актами РФ.

Показательно в этом отношении Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 апреля 2006 г. N А39-1473/2005-78/16. Суд признал строение самовольно возведенным ввиду отсутствия разрешения на строительство, ссылаясь в том числе и на норму подп. 2 п. 1 комментируемой статьи.

В соответствии с положениями ст.

1 ГрК РФ градостроительный регламент — это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Таким образом, именно градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

При установлении градостроительных регламентов всегда учитываются: фактическое использование земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональные зоны и характеристики их планируемого развития, определенные документами территориального планирования муниципальных образований; виды территориальных зон; требования охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Исключение из этого правила составляют земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых. На указанные земельные участки действие градостроительных регламентов не распространяется.

Возведение объектов капитального строительства на земельном участке собственником такого участка возможно только при условии соблюдения природоохранных требований, предусмотренных экологическим законодательством.

Так, согласно положениям ст.

37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

При этом запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

Также при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений должны приниматься меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В числе прав собственника земельного участка в комментируемой статье названо право на проведение оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ в соответствии с разрешенным использованием и в соответствии экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями законодательства РФ.

Поскольку мелиорация земель осуществляется в целях сохранения и повышения плодородия земель, то собственник земельного участка вправе осуществлять проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.

Общий порядок проведения мелиоративных мероприятий в РФ регламентируется Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель». Указанным Законом определяются типы и виды мелиорации земель, которые вправе проводить собственники земельных участков в зависимости от природно-климатических особенностей соответствующих территорий и нужд сельского хозяйства.

Так, в целях улучшения заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды, собственник земельного участка может проводить гидромелиорацию земель.

В случае возникновения необходимости улучшения земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений собственником земельного участка может быть проведена агролесомелиорация земель. Кроме того, собственники земельных участков вправе осуществлять культуртехническую и химическую мелиорацию земель.

Культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель, а химическая — в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв.

Мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается Министерством сельского хозяйства РФ.

2. Комментируемым пунктом закрепляется правило, согласно которому объекты права собственности — посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученная сельскохозяйственная продукция и доходы от ее реализации — следуют судьбе земельного участка, т.е.

являются собственностью собственника земельного участка.

Исключение из этого правила составляют случаи, когда собственник земельного участка передает свой участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование.

Читайте также:  Нарушение сроков произведения ремонта застройщиком

Глава 3.1. Право собственности на земельные участки

Земля может находиться в частной (граждан и юридических лиц) или публичной (государственной) собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и иными федеральными законами[1].

Что касается иных форм собственности на землю, то таковых текущим законодательством не предусмотрено. Общая собственность по гражданскому праву представляет собой собственность на имущество двух или нескольких лиц и является, таким образом, разновидностью частной собственности.

Основания и порядок возникновения права собственности на земельные участки определены в соответствующих статьях гл. 5–5.6 ЗК РФ, а основания и порядок прекращения права собственности на земельные участки, так же как предусмотренные ограничения права собственности, – в главе 7 ЗК РФ.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Во-первых, земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, также не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ). Таким случаем, в частности, является ст. 16 Федерального закона от 29.12.

2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которой земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, сформированный до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведён государственный кадастровый учёт, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В ином случае сделка по приобретению земельных участков изъятых из оборота или ограниченных в обороте, совершённая в нарушение федеральных законов, является ничтожной[2].

В-вторых, не могут быть приватизированы земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, а также земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ (п. 8 ст. 27, п. 12 ст. 85 ЗК РФ).

В-третьих, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе РФ, и на иных установленных особо охраняемых территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Таких случаев установлено два: указанные лица, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды[3], а также названные лица не могут обладать земельными участками в границах морского порта[4].

Содержание права собственности

Содержание права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе на земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Владение землёй означает иметь возможность обладать им как своим собственным, допускать или ограничивать допуск к нему третьих лиц.

Пользование землёй – это возможность извлекать её полезные свойства, по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему участка любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Например, собственник земельного участка вправе обращать в свою собственность плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования земельного участка. Это положение соответствует ст.

 136 ГК РФ, согласно которой поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества.

Собственник земельного участка вправе огородить земельный участок и ограничить доступ на него третьих лиц.

Если же собственник подобных действий не совершил или иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику[5].

При этом поскольку речь идёт только о проходе, субъектами данного права могут быть исключительно физические лица. Это право распространяется на любой земельный участок, независимо от формы собственности.

Однако действующим законодательством допускаются и случаи, при которых граждане могут свободно находиться на открытых для доступа земельных участках, т. е.

, по сути, речь идёт о земельных участках общего пользования, а также природных объектах как в черте населённых пунктов, так и за их пределами, где допускается свободное пребывание граждан.

Такие случаи действуют только в отношении земельных участков, находящихся в собственности публичных образований.

Пределы пользования природными объектами, расположенными в общедоступных местах, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами, а также могут определяться собственником земельного участка.

Так, каждый Гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (ст. 6 ВК РФ).

Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с ФЗ от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ст. 11 ЛК РФ). Ст.

 221 ГК РФ устанавливает правило о возможности приобретения права собственности на общедоступные для сбора вещи, которое может применяться при присвоении водных, лесных ресурсов в период пребывания на общедоступных территориях. За самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования предусматривается административная ответственность.

В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка также вправе:

  • использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространённые полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводнённые карьеры в соответствии с законодательством РФ;
  • возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • проводить в соответствии с разрешённым использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
  • осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Данная статья называет только некоторые права собственников земельных участков по их использованию.

И это вполне объяснимо, так как перечислить всё, что может делать собственник на своём земельном участке, практически невозможно, поэтому, назвав наиболее важные права, законодатель указал, что собственник может осуществлять и другие права по использованию земельного участка. Правда, речь всё равно идёт о правах, «предусмотренных законодательством».

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

При этом владение, пользование и распоряжение землёй и иными природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с земельным законодательством земля должна использоваться прежде всего в соответствии с её целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель, и разрешённым использованием.

Собственник земельного участка должен осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные обязанности, предусмотренные ЗК РФ и иными федеральными законами.

Право собственности на землю защищается законом. Собственник вправе истребовать свой земельный участок из чужого незаконного владения в соответствии со ст.ст. 301 и 303 ГК РФ, а также требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

Права собственников участков на использование земельных участков

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Земля в собственности » Права собственников участков на использование земельных участков

Правомочия владельца земли регламентируются ст. 40 ЗК РФ.

Право собственности подразумевает собой возможность для владельца свободно распоряжаться, использовать и владеть имуществом. Подобное правомочие закрепляется ГК РФ.

Не являются в этом случае исключением и права собственников на земельный участок. Регламентируются правомочия владельца земли ст. 40 ЗК РФ, в которой представлен полный перечь того, что можно, а что нельзя осуществлять собственнику.

Понятие прав собственника земельного участка

Итак, что же собой представляет понятие права собственности на земельный участок? Это юридическая возможность, которая закрепляется за каждым собственником того или иного земельного надела и выражающаяся в праве владения, распоряжения и использования территории по своему усмотрению на законных основаниях и без ущемления интересов третьих лиц.

Право собственности, как можно понять из определения, базируется на трех «китах», которые закреплены ст. 36 Конституции РФ, а именно:

  • Владение — это правомочие, основанное на нормативно-правовых актах России, которое дарует каждом лицу шанс владеть конкретной территорией в границах российского государства. Однако следует помнить, что подобное правомочие имеет свои характерные отличия, в частности, оно условно, так как вся земля в России является неперемещаемой, а значит, и права владения (господства) тоже ограничены.
  • Использование — это допускаемая законом форма эксплуатации земли для получения на ее территории определенных благ, которые позволяют удовлетворить этим возникающие у общества потребности.
  • Распоряжение представляет собой юридическое право собственника решать судьбу земельного участка, в том числе определять его статус в рамках правового поля. Иными словами, земля может выступать в качестве объекта продажи, аренды, дарения и пр. Подобное право реализовывать территории есть только у собственника, тогда как временные пользователи им не обладают вовсе либо строго ограничены в своих действиях российским законодательством.

Читайте также:  Продажа акций ЗАО

Если обратиться к возможности реализация права собственности на земельный участок, то это происходит через конкретные способы. Играют ключевую роль виды и формы земельных участков, которые существуют на территории России. Так, согласно Конституции и ГК РФ, сегодня в России устанавливается несколько основных форм собственности на землю:

  • частная;
  • государственная;
  • муниципальная.

Если говорить более подробно о частной собственности, то она являет собой правомочие отдельных граждан, которые осуществляют использование надела в своих интересах. При этом право частной собственности возникает лишь в конкретных ситуациях, прописанных в законе:

  • при осуществлении приватизации надела из государственной или муниципальной собственности;
  • при вступлении в Наследство, предметом которого выступает конкретная территория;
  • в процессе гражданско-правовых сделок (аренды, купли-продажи, обмена) земель;
  • в результате внесения собственником финансовых средств в качестве паевого взноса.

Государственная собственность закрепляется за самим государством в лице РФ. При этом идет строгое разграничение территорий, являющихся объектами государственной и муниципальной собственности, так как это необходимо для осуществления законной власти органов на местном и федеральном уровнях.

Муниципальная собственность подразумевает, что право собственности принадлежит муниципальному образованию, поэтому использование территорий происходит с учетом интересов лиц, проживающих в границах муниципалитета.

Перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять собственник на своем земельном участке

Какие виды деятельности может осуществлять собственник в пределах своего ЗУ? На этот вопрос можно найти ответ в ЗК РФ, а именно ст. 40. Собственник земельного участка имеет право на:

  • Использование полезных ископаемых и иных ресурсов, являющихся общедоступными, с личной целью.

В данном случае следует указать Федеральный закон РФ «О недрах», в котором также обозначены ключевые права и обязанности лиц — собственников земельных участков. В частности, без проведения взрывных работ на территории земли, которая принадлежит законному собственнику, можно добывать полезные ископаемые и ресурсы, которые не стоят на госбалансе.

Не накладываются запреты и ограничения в этом случае на глину, песок, торф. Предусматривается за владельцем земельного участка и возможность осуществлять возведение подземных зданий и строений, глубина которых не будет превышать допустимого показателя в 5 метров. При этом назначение зданий может быть самым различным.

  • Возведение и эксплуатацию зданий и строений как жилого, так и хозяйственно-бытового предназначения с целью использования его в рамах дозволенного законодательством назначения.

В данном случае возведение строений и зданий должно полностью соответствовать требованиям градостроительного, санитарного, пожарного и иных нормативов, которые закрепляют за собой как права, так и обязанности по содержанию объектов.

  • Проведение на территории земельного участка, являющихся собственностью, мелиоративных работ, которые могут быть направлены как на защиту территорий от эрозийного воздействия, так и на повышение химических или же физических свойств надела с целью получения большего урожая сельскохозяйственных и иных культур.
  • Осуществление иных действий, в том числе и защиты сельскохозяйственных и других территорий от негативного воздействия посторонних факторов, в рамках законодательного регулирования.

Обязанности лиц, которые распоряжаются землей на основании иного типа права, прописаны в ст. 42 ЗК РФ. Кроме того, обязанности могут быть обозначены и в иных нормативных актах, которые имеют юридическую силу на территории РФ.

Использование земельного участка с целью получения дохода путем выращивания сельскохозяйственных культур

Земли, пригодные для выращивания сельскохозяйственных культур, обладают уникальным правовым статусом, который накладывает на владельцев определенные обязанности и ограничения. На сегодняшний день на территории РФ подразумевается 6 конкретных видов земель сельхозназначения:

Земельные участки, пригодные для организации на их территории коммуникационных сетей, строительства зданий, благодаря которым идет обеспечение выращивания сельскохозяйственных культур на прилегающих к ним территориях. К данной категории также относятся почвы, предназначенные для ЛПХ (всего предусмотрено 11 разновидностей возможного использования надела, на остальные наложены ограничения).

  • Земельные участки, использование которых позволяет осуществлять выращивание некоторых технических культур, а также неприхотливых к плодородию почвы видов и сортов ягод, чая, винограда и риса.
  • Земельные участки, которые используются исключительно для возведения на их территориях сельскохозяйственных зданий, которые необходимы для того, чтобы происходило разведение крупного и мелкого рогатого скота и пр.
  • Земельные участки, которые подразумевают получение дохода от того, что на территории водных объектов, расположенных в границах надела, осуществляется выращивание и разведение рыбы и иных водных представителей. При этом ограничения и обязанности собственников прописаны не только в ЗК РФ, но и Водном кодексе РФ. Нарушение какого-либо правила может повлечь за собой санкции со стороны уполномоченных органов.
  • Земельные участки, в границах которых находятся лесные наделы. В данном случае ограничения на их использование, обязанности лиц собственников и основные принципы защиты территорий прописаны в ЛК РФ.
  • Прочие земли, на которых невозможно выращивание сельскохозяйственных культур с целью получения дохода от их реализации.

На сегодняшний день земельные наделы сельскохозяйственного предназначения используют для того, чтобы осуществить выращивание в границах плодородной почвы сельскохозяйственных культур с целью получения дохода.

Земельное законодательство предусматривает определенную классификацию земельных участков, которые имеют различное целевое предназначение.

Кроме того, Приказ Минэкономразвития РФ под № 540 предусматривает и определенные ограничения на использование земельных участков и способы извлечения дохода от эксплуатации наделов.

Классификатор земель подразумевает следующие возможности и способы использования сельхозугодий:

  • Растениеводство. В данном случае речь идет о том, что собственник имеет право на выращивание растений различных плодовых, сельскохозяйственных культур, которые можно реализовывать с целью получения дополнительного дохода.
  • Выращивание культур, которые причисляются к категории зерновых и иных культур сельскохозяйственного назначения с целью реализации и извлечения дохода. К таковым можно отнести: кормовые, бобовые, зерновые, эфирные виды растений.
  • Овощеводство. В данном случае речь идет об извлечении дохода от выращивания на территории земли листовых, бобовых, плодовых или луковичных культур, а также картофеля. Для осуществления этой цели может потребоваться строительство специализированных зданий, в том числе теплиц для защиты растений от вредного воздействия окружающей среды и повышения урожайности.
  • Садоводство. Данный тип подразумевает собой извлечение дохода от выращивания многолетних плодовых и ягодных растений, в том числе винограда. Разрешается постройка сельскохозяйственных зданий теплиц для защиты урожая.
  • Выращивание тонизирующих, цветочных культур, льна и конопли. В данном случае речь может идти как о производстве чая с целью получения дохода, так и, например, конопли. Но здесь существуют ограничения на реализацию продукции, которые закреплены в законодательстве России.

Защита и гарантии прав собственников земельных участков

Несмотря на то, что в законодательстве РФ прописаны основные гарантии прав собственников земельных участков, со стороны третьих лиц очень часто происходит злоупотребление правом, в том числе накладываются ограничения на использование территорий. В таком случае речь идет о нарушении права владения землей, прописанного в Конституции РФ.

Основные способы защиты от ограничения законных прав и интересов граждан — собственников земельных наделов — прописаны в рамках ГК РФ, в частности, в силу ст. 12 ГК РФ. Отдельные способы защиты от ограничения права прописаны и в земельном законодательстве.

В частности, защита законных прав и интересов правообладателя земельного участка может осуществляться следующими способами:

  • Признание права на использование земельного участка. Норма прописана в ст. 59 ЗК РФ. Опираясь на данную правовую норму можно сделать вывод о том, что защиту законных интересов от ограничения может осуществлять только сам обладатель, то есть собственник земельного участка.
  • Защита правомочий возможна и в случае, если будет восстановлено положение, которое было нарушено тем или иным правонарушением. В данном случае судебный орган принимает решение о том, что акт, составленный государственным или муниципальным органом власти, не является действительным, в частности, он повлек за собой нарушение интересов и прав гражданина РФ.
  • Защита со стороны суда возможна и в том случае, если акт, составленный госорганом или органом местного самоуправления, влечет за собой нарушение прав физлица или юрлица. В том случае если нарушение со стороны госаппарата будет доказано, то лицу собственнику земельного надела выплачиваются все убытки.

Таким образом, права собственников земли на использование земельных участков это не просто абстрактная категория, а одно из ключевых понятий земельного законодательства РФ.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий