Передача в собственность государства земли промышленных предприятий

В этой статье:

Земли промышленного назначения: перевод, продажа, покупка, налог, аренда, обзор, категории

Передача в собственность государства земли промышленных предприятий

В какой-то момент своего существования люди стали покидать крошечные мастерские и взялись за строительство фабрик и заводов. Современные производственные комплексы могут занимать площади, сравнимые с небольшими городками. Такое развитие потребовало выделения земель промышленного назначения в отдельную категорию целевого назначения участков.

Особенности земли промышленного назначения

Если земля находится вне какого-либо поселения, используется непосредственно для производства или для обеспечения некоего производства – это земля промназначения.

В Земельном кодексе полное название категории довольно длинное, включает более десятка определений. Производство, коммуникации, космическая деятельность, оборона и безопасность – вот лишь некоторые из них.

Текст закона обычно использует обобщённое понятие: «земли промышленного (промышленности) и иного специального назначения».

Деление на категории диктуется целью, для которой используется земля. Таких категорий семь. Использование земель промназначения, особенности эксплуатации объектов на них могут быть продиктованы не только ЗК, но и различными местными постановлениями.

Какую площадь может иметь участок, сколько метров земли промышленного назначения положено? Всё зависит от категории, множества нормативов (для каждого производства они свои), а также от проектно-технической документации на конкретный вид промышленного строительства.

Аренда и купля-продажа такой территории

Собственником земель промназначения может быть государство, юрлицо, любой гражданин. С ними возможны различные сделки: передача в безвозмездное пользование, аренда, купля-продажа и прочие законные операции с землями промышленного назначения.

Если предполагается использовать промучасток для построения собственного бизнеса, то в этом вопросе может обнаружиться множество препятствий. Самое распространённое из них – это целевое использование.

Допустим, в местности ощущается нехватка АЗС, станций ТО, и некий предприниматель решил это исправить. В регионе есть подходящие площади промназначения. Но их целевое использование – только для строительства баз и складов, никаких автозаправок и тому подобных сооружений!

Другой сложностью, которая может поджидать каждого, кто решит купить-продать землю промышленного назначения, это отсутствие нужных коммуникаций: газо- и водоснабжения, линий электропередач, отопления, канализации, связи.

Сама земля может иметь предельно низкую стоимость, но каких вложений потребует сопутствующее строительство? А получение всех технических условий, разработка проектной и ожидание разрешительной документации могут занять не один год.

Многие подобные вопросы разрешимы в договорном либо судебном порядке. Вопрос только в том, насколько необходим арендатору или покупателю конкретный земельный участок: иногда сложности проще обойти, чем разрешить.

А теперь самое время поговорить о возможности перехода в собственность государства земли промышленных предприятий.

Переход земли в собственность государства

В историческом контексте такая практика существовала при резкой смене государственной власти. Такой процесс называется национализацией и означает прекращение частной собственности и огосударствление всей реквизированной массы. Подобные случаи известны в истории многих стран.

Изъятие земли допускается в порядке исключения, если:

  • речь идёт о выполнении каких-либо международных договоров;
  • необходимо построить, реконструировать федеральные или региональные объекты энергетики, обороны, коммуникаций, транспорта, причём это осуществимо не иначе как с изъятием земель;
  • имеются ещё какие-либо обоснования на уровне федеральных законов.

ЗК РФ рассматривает также прекращение собственности при конфискации земли по решению суда, а также временную реквизицию в чрезвычайных ситуациях. Последний случай предполагает последующий возврат земли и компенсацию за её использование.

Далее мы поговорим о том, как перевести землю из сельхозназначения в промышленную и наоборот, а также в другие категории.

Как перевести участок в другую категорию

В окрестностях крупных городов нехватка земли промназначения ощущается давно и довольно остро. Для предпринимателей одним из решений проблемы становится выкуп земель сельхозназначения с их последующим переводом из этой категории в в промкатегорию.

Для такой смены категории должны быть достаточные основания, так как закон говорит об исключительности данного перевода, а иногда – о прямых запретах на него. Единственный вариант – доказать, что земля сельхозназначения утратила свои изначальные качества и более непригодна для сельского хозяйства.

Перевести землю из промкатегории в любую другую намного проще. Для этого есть два ограничения:

  1. Промзона застроена наземными и подземными сооружениями, которые предполагается сносить. Тогда для смены категории необходим утверждённый проект рекультивации земли. То же – если земли нарушены или загрязнены.
  2. В промзоне нарушен почвенный слой. Тогда необходим не просто утверждённый проект рекультивации, но и проведение всех предусмотренных проектом работ.

Вопросы смены земельных категорий регулируются преимущественно Федеральным законом №172-ФЗ (принят 21.12.2004 года), а также самим Земельным кодексом.

Цена и налоги

По оценкам экономистов после обзора рынка земли, цена участка промышленного назначения в целом на порядок ниже цены земли сельскохозяйственной категории. Огромное влияние на стоимость гектара влияет принадлежность к тому или иному региону, удалённость от населённых пунктов, наличие/отсутствие коммуникаций.

Ставка по налогу на землю промышленного назначения в 2015 году – 1,5% от кадастровой стоимости максимум, это регулируется 31-й главой НК РФ. Регионы могут вводить понижающие коэффициенты.

Практикующие юристы отмечают, что именно на земли промназначения уполномоченными органами нередко устанавливается непомерная кадастровая стоимость, порой даже выше рыночной. Собственники в этом случае ходят по судам и добиваются снижения стоимости.

Земли промышленного назначения – это основа практически любого производства. С развитием этой отрасли экономики нужда в таких земельных участках будет расти ежегодно.

Источник: http://urned.net/zemelnoe-pravo/tselevoe-naznachenie-uchastka/promyshlennoe.html

Что такое земля промышленного назначения и нюансы ее оформления

Производство стремительно развивалось из небольших мастерских в крупные заводы и фабрики. Со временем возникла необходимость в внесении в земельное законодательство отдельную категорию территорий государства – земли промышленного назначения. Расскажем в статье, какие участки признаются промышленными, как их можно купить, продать, арендовать и застроить и о других нюансах земель этого целевого назначения.

Рекламный блок:

Земли промышленного назначения – это территории, которые располагаются за пределами населенных пунктов, и предназначаются для обеспечения производственной деятельности юридических лиц, а также для целей эксплуатации промышленного оборудования. На землях промназначения находятся цеха, помещения заводов и фабрик, постройки для администрирования производства и другие здания, необходимые для работы предприятий.

Подробное описание земель промышленного назначения содержится в главе 16 Земельного кодекса РФ. Ею же регулируется организация производства на таких территориях. В некоторых вопросах можно опираться на ст. 7 и ст. 78 ЗК РФ, а также местное законодательство.

Цель использования участков промназначения может быть разной, поэтому законодательно было выделено семь возможных видов разрешенного использования такой земли.

  1. Участки для размещения производственных мощностей и построек.
  2. Территории, предназначенные для добычи полезных ископаемых.
  3. Земля для обеспечения транспортного сообщения.
  4. Участки, предназначенные для размещения объектов атомной энергетики.
  5. Территории обороны и безопасности.
  6. Участки для размещения различных коммуникаций.
  7. Земли, предназначенные для космической деятельности.

Передача земельных участков под промышленное производство происходит через местную администрацию. При этом оцениваются целесообразность производственного расположения, характеристики земли и рельефа, а также приближенность участка к путям транспортного сообщения и населенным пунктам.

Промышленная земля не может располагаться вблизи объектов, предназначенных для жилья.

Какую площадь может иметь земля под промышленную застройку? Это зависит от вида разрешенного использования, нормативов производства (для каждой отрасли они индивидуальны), а также от технической документации на конкретный объект промышленной застройки.

Экономика стремительно развивается, поэтому наблюдается нехватка промышленных земель. Эта проблема решается за счет изменения категории земельных участков.

Земли промышленного назначения: продажа, покупка, аренда

Собственником земли промышленного назначения может быть частное лицо, организация, государство или муниципалитет. С этими территориями можно осуществлять любые действия, допустимые законодательно. В отношении участков промназначения могут быть заключены договора аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования, дарения и другие возможные соглашения, касающиеся недвижимого имущества.

Единственная серьезная проблема, с которой могут столкнуться желающие купить земли промышленного назначения – установленный вид разрешенного использования. Например, если участок предназначен для размещения складов, предприниматель не сможет построить на этой территории станцию техобслуживания или заправку для автомобилей.

На что еще следует обратить внимание, прежде чем купить или взять в аренду промышленную землю? В первую очередь, на характеристики самого участка и наличие необходимых коммуникаций. При отсутствии газа, электросети, водоснабжения, канализации и связи земля промназначения может стоить недорого.

Однако, если подумать о дальнейшем сопутствующем строительстве и согласовании разрешений на него в госучреждениях, может оказаться, что покупка земли не выгодна и с точки зрения финансов, и со стороны необходимых временных затрат (получение разрешения на строительство – длительный процесс, может продолжаться до года).

Рекламный блок:

Что можно строить на землях промышленного назначения?

На земельных участках промышленного назначения разрешено строительство объектов, если это не противоречит виду разрешенного использования территории. Запрещается строить на таких участках жилые дома.

Однако города и сельские поселения разрастаются из года в год. Часто бывает так, что жилая застройка пересекает промзону. До какого-то времени проблем с законом может и не возникнуть, но, а что если предприятие-собственник промышленной земли решит расширить производство или провести дополнительные коммуникации?

Юридически есть один выход из подобной ситуации – смена категории земельного участка. Например, жилая застройка возможна, если территория относится к землям сельскохозяйственного назначения или населенных пунктов.

Важный момент – при изменении категории земли обращайте внимание на вид разрешенного использования. От этого напрямую зависит возможность строительства жилья.

Изменение категории промышленной земли

Вопросы, касающиеся смены категории земельных участков, регулируются ФЗ № 172 от 21.12.2004 г., а также ЗК РФ.

Перевод земель в промышленные – достаточно сложная процедура. Другое дело, когда необходимо произвести обратное изменение. При переводе земель промышленного назначения в другую категорию существует только два ограничения.

  1. Постройки, расположенные в промышленной зоне, подлежат сносу. В этом случае для изменения категории потребуется проект рекультивации. Та же особенность в ситуации, когда участок загрязнен или нарушен.
  2. На промышленных землях нарушен почвенный слой. В этой ситуации потребуется не только согласовать проект рекультивации, но и произвести весь перечень предполагаемых работ.

Сложности возникают, когда необходимо перевести земли сельскохозяйственного назначения в промышленные. Это возможно лишь в исключительных случаях, а в некоторых ситуациях законодательно говорится о недопустимости перевода. Единственная причина, по которой может быть разрешено изменение категории – неоспоримые доказательства утраты участком с/х назначения полезных свойств, необходимых для хозяйствования.

Переход земель промназначения в собственность государства

При определенных обстоятельствах земля производственного назначения может перейти в собственность государства. Законодательно допускается изъятие земли лишь в следующих случаях:

  • выполняются соглашения международного характера;
  • происходит реконструкция или строительство федеральных (местных) объектов обороны, безопасности, энергетики, транспорта и иных коммуникаций;
  • если участок промназначения изымается в соответствии с судебным постановлением;
  • при наличии других обоснованных причин, не противоречащих федеральному законодательству.

Процесс перехода земель промышленного назначения в собственность государства регулируется ст. 49-51 ЗК РФ. Право собственности физического лица или организации может быть не только полностью прекращено, но также временно ограниченно.

Временная реквизиция возможна в особо критических ситуациях. В последствии законному владельцу выплачивается компенсация, а земля возвращается обратно в собственность.

Налог на участки промназначения

Земельное налогообложение регулируется главой 31 НК РФ. Ставка по налогу на земли промышленного назначения, согласно ст. 394 НК РФ, равна 1,5 % от кадастровой стоимости участка. Это выше, чем на земли сельхоз назначения и на участки населенных пунктов. На местном уровне могут быть введены понижающие коэффициенты.

Практикующими юристами отмечается, что на земли промышленного назначения зачастую устанавливается завышенная кадастровая стоимость. Иногда она даже превышает рыночную. При выявлении очевидного завышения собственник может обратиться в судебные органы с целью снижения стоимости.

Источник: https://estatelegal.ru/zemelnoe-pravo/voprosy-po-zemle/chto-takoe-zemlya-promyshlennogo-naznacheniya/

Земли промназначения: что это такое?

Процесс строительства фабрик и заводов стал логическим продолжением существования мелких мастерских, которые в определенное время перестали удовлетворять запросы производителей товаров.

Как результат, сейчас мы имеем огромные производственные комплексы, по своим размерам сравнимые с целыми городками. Понятно, что для строительства промышленных предприятий необходимы земельные ресурсы, именно они и были выделены в отдельную категорию целевого назначения.

Земля промышленного назначения — что это

Согласно Земельному кодексу, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации, землями промышленного назначения являются те земельные ресурсы, которые находятся вне черты поселений, используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности.

На этих участках могут размещаться различные цеха, заводские помещения, а также административные здания, необходимые для обеспечения работы предприятий и организаций.

Как мы знаем, промышленность бывает обрабатывающая и добывающая. Соответственно, объекты добывающей промышленности так же занимают определенные земельные участки, на которых ведется добыча полезных ископаемых (нефти и природного газа), осуществляется выработка рудных и нерудных полезных ископаемых.

Владельцами земель промназначения могут выступать как юрлица, так и физлица. Согласно Земельному законодательству Российской Федерации, такие земли могут быть переданы как в госвладение, так и в коммунальную или частную собственность.

Организовывая промышленное производство, необходимо ориентироваться на ст.8, ст.78 и ст.88 Земельного кодекса РФ, где указаны условия для проведения этого процесса на законных основаниях, не в ущерб населению и экологии определенной территории. Возможность передачи земель под промышленное производство осуществляется с участием местных органов самоуправления.

Земельные ресурсы промышленного назначения не могут находиться вблизи жилых объектов. На этой территории разрешается создавать свою инфраструктуру, обеспечивающую оптимальное функционирование промышленных объектов.

При выборе участков, не учитывается плодородие почв, так как земли не предназначаются для развития сельскохозяйственных отраслей.

Большое значение при выборе земельного участка для размещения строительных объектов имеют следующие факторы:

  • рельеф местности;
  • климатические условия;
  • приближенность к транспортным путям и крупным населенным пунктам.

Так как цели использования земельных ресурсов бывают абсолютно разными, возникла необходимость выделения определенных категорий.

Таких категорий семь:

  • земли промышленного назначения;
  • земли для добычи полезных ископаемых;
  • транспортные участки;
  • земли для расположения объектов атомной энергетики;
  • участки, предназначенные для оборонных целей и безопасности;
  • коммуникации;
  • участки для космической деятельности.

Стремительный рост экономики, развитие промышленных предприятий приводит к тому, что ощущается определенный дефицит земель промышленного назначения. На сегодняшний день таких земель в России насчитывается около 18 миллионов гектаров.

Существует тенденция к постепенному увеличению площадей, занимаемых производственными комплексами. Чаще всего, такое увеличение происходит за счет перевода определенных участков в категорию промышленных.

Постоянно возрастающее население Москвы, Московской области и других крупных городов приводит к уменьшению промышленных земель. В этом случае, срабатывает так называемый антропогенный фактор.

Можно сказать, что в последнее время идет так называемая охота на землю. Конечно же, особым спросом пользуются земли в районе Москвы, в 30-50 километровой зоне от МКАДа.

Изымая такие земли из категории сельскохозяйственных, инвесторы получают довольно-таки крупную прибыль. Помехой на их пути не являются ни бюрократические трудности, ни экологические требования, ни человеческий фактор.

Продажа земли промназначения

Процесс продажи земель промышленного назначения, их аренда, купля-продажа и другие операции возможны только на законных основаниях. Проводить эти процессы могут только законные собственники, коими могут являться как физические, так и юридические лица.

В вопросе использования земель очень важно их целевое назначение. То есть если земли промышленного назначения предназначены для строительства складских помещений, то, ни в коем случае, на этой территории новым владельцем не может быть построена автозаправочная станция или станция технического обслуживания.

Именно вопрос целевого назначения земель может стать камнем преткновения между бизнесменом и законным использованием земель промышленного назначения.

Бизнесменам, совершающим куплю-продажу земель промышленного назначения, следует очень внимательно отнестись к изучению самой территории. Желательно тщательно провести экспертную оценку, есть ли в наличии необходимая инфраструктура, коммуникации, водоснабжение, электричество и так далее, ведь приобретая не очень дорогой участок, можно в дальнейшем сильно истратиться на сопутствующее строительство.

В то же время, нельзя упустить из виду чрезмерно долгую по времени бумажную волокиту при оформлении разрешительных бумаг в различных инстанциях.

Покупая или беря в аренду земельный участок, следует взвесить все за и против, подумать, сможет ли это приобретение удовлетворить ваши запросы.

Вопрос перехода земли в собственность государства всегда волновал владельцев, так как при определенной сложившейся ситуации такой процесс вполне возможен.

Вспомните хотя бы национализацию земель при смене государственной власти. Давайте рассмотрим ситуации, при которых частная собственность на землю может быть ограничена, временно прекращена или полностью перешедшей в собственность государства.

Статьи 49-51 Земельного кодекса Российской Федерации гласят, что изъятие земли допускается в случае:

  • выполнения каких-либо договоров международного значения;
  • для перестройки объектов энергетики или важных стратегических объектов;
  • если имеются конкретно обоснованные причины изъятия на уровне федеральных законов;
  • при конфискации имущества по решению суда;
  • передача земли во временное пользование государства в чрезвычайных ситуациях, с последующим возвратом и компенсацией за использование.

Земли промназначения: изменение категории

Ни для кого не секрет, что земельные ресурсы всегда были и есть в цене. Увеличение населения, соответственно, и необходимость увеличения производства различных товаров, ведет к резкому росту дефицита земель промышленного назначения.

Особенно остро этот процесс ощущается в крупных городах. Многие предприниматели видят решение этой проблемы в изъятии земель сельскохозяйственного назначения и переводе их в категорию земель промышленного назначения.

В этой ситуации, земельные ресурсы выступают в роли ценного товара. Но дело не только в цене, иногда речь идет о бесценности такого товара.

Поэтому для перевода сельскохозяйственных земель в категорию промышленного назначения нужны очень веские обоснования и доводы. В Земельном кодексе говорится о прямых запретах на такого рода переводы земель из одной категории в другую.

Условием для перевода сельскохозяйственных земель в категорию промышленных может быть только доказательство утраты этим земельным участком своих важных и полезных качеств для развития сельского хозяйства.

Перевод земель промышленного назначения в другие существующие в ЗК РФ категории намного проще, и не требует таких больших усилий, как в предыдущем случае.

Существует два важных ограничения для процедуры перевода земель промышленного назначения в другие категории:

  • Если промышленная зона застроена наземными и подземными сооружениями, подлежащими сносу, то необходим проект рекультивации земель, предварительно утвержденный соответствующими инстанциями. Такие же действия нужно предпринять и при загрязнении земель или нарушении их целостности;
  • Если в промышленной зоне нарушен почвенный слой, необходимо провести все предусмотренные проектом рекультивации работы.

Контроль за переводом земельных ресурсов из одной категории в другую осуществляется соответствующими инстанциями на основании Федерального закона № 172-Ф3 (принят 21.12.2004 года), а также Земельного кодекса Российской Федерации.

Источник: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/zemli-promnaznacheniya-eto.html

Государственная собственность на землю

Земельные участки, принадлежащие государству на правах собственности, относятся к особой категории субъектов РФ. В нижеприведенной статье читайте, что такое государственная собственность на землю, какие ее виды существуют и возможен ли выкуп участка от государства.

Собственность земли в юридическом своем понимании признается, как одна из основных экономических категорий в российском законодательстве.

В отличие от права собственности и других вещных прав на имущество, форма земельной собственности напрямую зависит от свойств земли, ее особенностей и, соответственно, ее целевого назначения. В теории права существует два основных понятия:

  • собственность объекта – система отношений между лицами посредством производства, обмена, потребления, распределения, то есть приобретение чего-либо в свою принадлежность; собственность земли носит бессрочный характер и существует в течение всего времени, пока существует непосредственно объект недвижимого имущества; согласно закону земельный участок может принадлежать одному или нескольким собственникам;
  • право собственности – полное имущественное право, порядок назначения в котором определен законодательными актами РФ; право собственности позволяет совершать любые действия с объектом недвижимости, не запрещенные законом.

Земля входит в число обособленных объектов гражданско-правового института, и кроме права частной собственности на землю и полного распоряжения имуществом, российское федеральное законодательство предусматривает ряд ограничений прав на землю (Земельный кодекс РФ и т.д.).

В первую очередь, ограничения связаны с необходимостью в сохранении природных объектов и памятников, несущих историческую и культурную ценность, с охраной жизни и здоровья людей, с созданием условий, необходимых для ведения хозяйственной деятельности, а также с эксплуатацией транспортных, телекоммуникационных и промышленных объектов.

Различные целевые назначения определяют ограничения прав на землю, устанавливаемые актами органов местного управления либо органами законодательной власти.

Право государственной собственности на землю

Как и любое иное недвижимое имущество, земля может находиться в собственности государства, физических и юридических лиц. При этом, государственная собственность на землю предполагает принадлежность непосредственно государству правомочий владения, пользования и распоряжения объектом. Государственная собственность на земельные участки подразделяется на следующие виды:

  • Собственность федерального значения – земли, принадлежащие государству РФ на праве собственности. К таким землям относятся:
    • земельные участки, признанные таковыми на основании федерального закона (п. 1 ст. З ФЗ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
    • земельные участки, право собственности государства РФ на которые возникло в порядке разграничения государственной собственности на землю;
    • земельные участки, которые были приобретены государством РФ на основании пунктов Гражданского кодекса РФ.
  • Собственность субъектов РФ – земли, принадлежащие субъектам государства РФ на праве государственной собственности (республики, края, области, автономные округа и области). К таким землям относятся:
    • земельные участки, признанные собственностью субъектов РФ на основании федерального законодательства;
    • земельные участки, право собственности на которые возникло в процессе разграничения государственной собственности на землю;
    • земельные участки, которые были приобретены субъектами РФ на основании гражданского законодательства.

При этом правомочия государственной собственности распределяются между различными органами государственной власти и местными органами самоуправления, а их реализация и исполнение осуществляется посредством установленной системы полномочий и функций управления, определенной государством.

Объекты права государственной собственности на землю – земельные участки, расположенные на индивидуально обособленных территориях и не являющиеся собственностью физических или юридических лиц, муниципальных образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Государственные земли обладают большей площадью и несут в себе значительную экологическую и экономическую значимость.

Подавляющее большинство промышленно-производственных и природоохранных предприятий располагается на землях, принадлежащих государству. Государственные земли могут быть переданы в пользование физическим либо юридическим лицам на правах срочного или бессрочного пользования, аренды, пожизненного наследования.

По закону допускается приватизация земель, находящихся в собственности у государства, при этом учитываются ограничительные меры, которые были установлены для земель отдельных категорий. Приобретатели земельных участков от государства несут круг обязанностей относительно рационального использования земель.

Пользование государственной землей является платным, уплата налога должна производиться в установленном законом объеме и сроках, также в соответствующие сроки в государственные органы предоставляется налоговая декларация по земельному участку.

Как выкупить земельный участок у государства

Земельный участок, находящийся в собственности у государства, можно выкупить, взять в аренду, а также получить бесплатно в безвозмездное пользование, если только он не является землей особого назначения (заповедник, земля, на которой расположены оборонные объекты и т.д.). Право приобретения регулируется ст. 37 Земельного кодекса РФ. Покупка земельного участка у государства имеет свое целесообразное значение и может быть необходимой:

  1. если недвижимость, переданная по наследству и расположенная на государственной земле, может быть оформлена в собственность только в случае покупки данного земельного участка у государства;
  2. если планируется индивидуальное жилищное строительство на участке, принадлежащем государству, но ранее уже использовано право на приватизацию объекта недвижимости;
  3. если ранее приватизированный земельный участок, на котором располагается объект недвижимости, имеет площадь менее заявленной в документах.

Для того, чтобы произвести выкуп участка у государства в тех случаях, когда не требуется проведение торгов, необходимо подать в органы местной администрации заявление с указанием в нем точного места расположения земельного участка, его размера и площади, целевого назначения, письменное подтверждение согласия на внесение авансового платежа.

Вместе с заявлением необходимо приложить следующий пакет документов:

  • документ, подтверждающий право пользования землей;
  • оригинал и копия документа, удостоверяющего личность (паспорт);
  • документ, на объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.

Поданное заявление рассматривается местными властями в течение 30 дней, затем заявителю отсылается уведомление о разрешении либо мотивированном отказе на приобретение земельного участка. В случае получения положительного решения заявителю необходимо:

  • Обратиться в местную администрацию для утверждения договора и внесения установленной суммы.
  • После утверждения договора, в присутствии нотариуса необходимо заключить договор купли-продажи, в котором определяются условия выплаты денежных средств за земельный участок.

Сроки выплаты устанавливаются по согласованию всех сторон и могут иметь отсрочку, не превышающую 10 лет.

  • Далее, в течение 30 календарных дней заявителем вносится на банковский государственный счет 50% от экспертной оценочной стоимости участка. Оставшаяся сумма выплачивается равными частями в срок не реже, чем один раз в квартал. Просрочка платежа предполагает начисление пени в размере, установленной договором.

Важно! Оформить земельный участок в частную собственность можно только после исполнения долгового обязательства в полном объеме. Процесс государственной регистрации земли в собственность может длиться до 6 месяцев.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/land/gosudarstvennaya-sobstvennost-na-zemlyu/

Что такое федеральная собственность на землю и какие участки к ней относятся?

Все земельные наделы в Российской Федерации находятся либо в частной собственности физических или юридических лиц, либо в собственности государства.

Государственные земли разделяются на федеральные, региональные и муниципальные (городские) в рамках особой процедуры, называемой разграничением государственной земельной собственности.

Понятие федеральной собственности

Отличительной особенностью федеральных земель является то, что они находятся в распоряжении федеральных властей и могут регулироваться только законами федерации и постановлениями правительства РФ.

Региональные или муниципальные власти не могут распоряжаться федеральными землями до их разграничения в собственность субъектов или городов РФ.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в федеральном владении, не могут находиться:

  • В муниципальной собственности;
  • В собственности коммерческих организаций и иных юридических лиц;
  • В собственности граждан – физических лиц.

Федеральная собственность на земельные участки образуется в результате обозначения её границ (разграничения) на кадастровой карте государственных земель в соответствии с постановлениями правительства.

Законодательство

Правовое регулирование федеральных земельных владений осуществляется в рамках:

  • Земельного кодекса (ЗК РФ);
  • Закона № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Лесного кодекса;
  • Иных федеральных законов и постановлений правительства.

Основания для возникновения

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ, возникновение федеральной собственности на земельные участки происходит в результате:

  • Принятия соответствующих законов;
  • Разграничения государственных земельных владений;
  • Приобретения земель правительством РФ.

В частности, пункт 1 ст. 8 Лесного кодекса относит все земли лесного фонда к федеральной собственности, как и ст. 29 закона № 57 «О государственной охране» относит участки, на которых расположены соответствующие службы, к федеральным землям.

Разграничение подразумевает выделение земель в категорию федеральных владений из неразграниченных государственных наделов или из наделов субъектов федерации путём их передачи под федеральную юрисдикцию.

Земли могут также приобретаться в федеральную собственность:

  • У частных лиц;
  • У муниципальных образований;
  • У других государств.

Приобретённые земли из состава федеральной собственности могут находиться и вне государственной границы, например, резиденции послов РФ в зарубежных странах расположены на федеральных владениях РФ.

Земли федеральной собственности

Согласно пункту 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся следующие территории:

  • Наделы, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, являющимися собственностью РФ;
  • Земли органов власти и их представительств;
  • Земли казённых и унитарных предприятий;
  • Земли, находящиеся в пользовании Академии наук и сопряженных с ней учреждений;
  • Дороги и проезды, относящиеся к госкомпании Росавтодороги;
  • Земли лесного и водного фондов;
  • Земли заповедников;
  • Земли обороны;
  • Закрытые города;
  • Земли резерва.

Земли унитарных предприятий, находящихся в ведении муниципалитетов, не являются федеральными территориями, также отдельные заповедники могут находиться в составе земель субъектов федерации.

Определить, относится ли земельный надел к федеральной собственности, можно на сайте Росреестра по кадастровому номеру.

Процедура разграничения федеральной собственности на землю

Федеральная земельная собственность образуется в результате разграничения государственных неразделённых земель в следующем порядке:

  • Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
  • Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
  • Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
  • Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.

В законе указывается категория земли образованного участка федеральных земель, целевое назначение и нормы эксплуатации и предоставления. Для изменения границ уже существующих федеральных земель могут приниматься поправки к действующим законам (Лесному, Водному кодексу), а также границы их применимости.

Кадастровые работы при определении границ федеральных земель, выделяемых из государственной собственности, осуществляются в соответствии с предварительным проектом, который утверждается правительством РФ.

На практике это выглядит следующим образом:

  • Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
  • Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
  • Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
  • Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
  • Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.

Вид межевых работ, проводимых при разграничении участка из государственной собственности в федеральную, зависит от наличия первичных границ и масштабов их изменений.

Если участок был образован ранее и меняется только его категория и/или принадлежность, то проводятся только работы по уточнению границ, а первичные межевые работы по образованию границ (с присвоением кадастрового номера) осуществляются, если участок формируется впервые.

Федеральные земли, в свою очередь, могут быть переданы в собственность субъектов федерации или муниципальных властей.

Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную

Передача федеральных земель муниципалитетам осуществляется в следующих случаях:

  • При наличии на федеральных участках строений, относящихся к муниципальной собственности;
  • В целях выполнения региональных и местных программ по предоставлению участков земли нуждающимся лицам;
  • В целях реализации плана застройки и/или развития территории.

Процедура передачи земель в ведение муниципалитета осуществляется следующим образом:

  • Подача заявления о передаче в федеральные органы исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления в течение 30 дней;
  • Принятие решения о передаче участка или об отказе в передаче;
  • Принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию границ передаваемого участка (при отсутствии кадастрового номера или при первичном разграничении);
  • Согласование процедуры передачи;
  • Регистрация муниципального права собственности в органах Росимущества.

При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка

Решение о проведении таких работ (шаг 4) принимается одновременно с решением о предоставлении участка муниципалитету (шаг 3), согласно п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ.

Заявление должно подаваться главой муниципалитета или его заместителем, согласно п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.

В заявлении должны быть указаны сведения:

  • О целях передачи земель;
  • О кадастровом номере участка;
  • О муниципальном образовании.

В случае отказа главе муниципального образования должны быть предоставлены причины в письменном виде. Отказ может быть получен, согласно п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, в следующих случаях:

Если обозначенный в заявлении надел не подлежит передаче;

  • В заявлении отсутствует кадастровый номер участка вкупе с отсутствием схемы его расположения;
  • Участок уже разграничен в иной вид государственной собственности;
  • Предоставленная схема не соответствует требованиям ведомства.

Кадастровый номер отсутствует, когда участок не образован, в этом случае следует обязательно приложить схему, на основании которой будут проводиться кадастровые работы по определению границ.

Особенности передачи

Федеральные земельные участки передаются муниципалитетам исключительно на принципах безвозмездности и с учётом целевых программ регионального и общероссийского уровня.

Если был получен отказ по причине невозможности передать данный участок, то такой отказ правомерен (п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ) только при указании в заявлении участка, находящегося в составе:

  • Земель органов власти и государственных учреждений;
  • Земель федеральных казённых предприятий;
  • Земель государственных некоммерческих структур при наличии зданий, принадлежащих таким структурам;
  • Особо охраняемых земель и земель лесов;
  • Земель особых экономических зон;
  • Земель, занятых стратегически важными объектами;
  • Переданным субъектам РФ земель;
  • Зарезервированных государством земель.

Согласно п. 10 ст. 39.31 ЗК РФ, решение федерального ведомства о передаче земельного надела в собственность муниципалитета является законным основанием для финансирования кадастровых работ по определению границ:

  • Из бюджета муниципалитета;
  • Из регионального бюджета.

Выбор источника финансирования определяется законодательством субъекта, если не указан напрямую в тексте решения о передаче.

Итак, федеральная собственность на землю регулируется федеральными законами и постановлениями правительства РФ.

Федеральные земельные владения образовываются путём разграничения не размежёванных государственных земель, и могут в свою очередь передаваться в собственность региональных властей ил муниципалитетов. Передача земель из федеральной собственности осуществляется исключительно на уровне ведомств правительства РФ.

 Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7(499)350-66-30, Санкт-Петербург +7(812)309-36-67, другие регионы РФ +7(800)511-75-96

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/federalnaya-sobstvennost.html

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий