Особенности и порядок установления публичного сервитута на земельный участок. Нюансы оформления

В этой статье:
  • Публичный Сервитут может быть установлен в рамках закона.
  • Он является разновидностью земельного сервитута.
  • Отличительная черта заключается в том, что в данном случае нет фактического субъекта, который наделяется определённым правом.
  • Мы расскажем вам о том, как устанавливается такой сервитут, на каких основания это может быть осуществлено и в каких случаях он может быть прекращен.

Показать содержание

На каких основаниях устанавливается?

Публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом, а именно: ФЗ №193, а также статьей 23 ЗК РФ и статьей 274 ГК РФ.

Также там оговорено, кем устанавливается публичный сервитут. Чтобы предоставить участок, находящийся в собственности в пользование необходимо иметь на это веские основания. Они должны значительно перевешивать ущерб, который будет нанесён хозяину этой земли.

Итак, кем могут устанавливаться публичные сервитуты:

  • человек занимающий определенную должность, которая наделяет его нужными полномочиями;
  • объединения граждан населённого пункта, в котором располагается земля;
  • представитель определенного органа власти.

Как видим, список тех, кто устанавливает публичный сервитут крайне ограничен.

Подобные меры допускаются только в том случае когда появляется острая необходимость занять участок, находящийся в собственности и иначе никак нельзя. Субъектом, которым устанавливается публичный земельный сервитут, должен написать заявление и обосновать в нём причины, в связи с которыми ему всё это понадобилось.

Об особенности возникновения прекращения и осуществления публичного сервитута будет сказано чуть ниже.

Таким образом, можно уверенно сказать, что установление публичного сервитута может быть осуществлено на следующих основаниях:

  1. Производство работ строительного типа на соседнем участке, являющемся смежным. Сервитут устанавливается если требуется организовать перевозки строительных материалов или техники именно по этой земле.
  2. Если появится необходимость установить вдоль движения различные инфраструктуры инженерного типа. Это также может касаться коммуникаций и прочих объектов линейного типа, которые должны пролегать по выделенной земле.
  3. Установление указателей геодезического типа.
  4. Производство дренажных работ на почвах входящих в состав участка.
  5. Если речь идёт о землях сельскохозяйственного назначения, то участок могут выделить для выпаса скота, сенокоса или прогона скотины по данному месту.
  6. Проведение работ изыскательного типа, например, геологоразведочных.
  7. Постройка дорог, тротуаров и т.д.

Важно. Однако несмотря на всё это главным основанием остаётся нужда людей, которые проживают в данном населённом пункте, а также работы, проведением которых занимаются предприятия муниципального или федерального типа.

Данные действия должны получить санкции, выдаваемые органами исполкома. И тут важно знать, как установить сервитут на муниципальный земельный участок.

Как оформить?

Когда необходимо установление публичного сервитута на земельные участки, желающие должны обращаться в администрацию и приносить с собой уведомление о том, что участок земли действительно необходимо выделить в пользование. Документ должен быть составлен на имя главы городского или сельского исполнительного комитета.

В образце заявления на публичный сервитут необходимо отразить следующие сведения:

  • необходимо дать характеристику заявителя указав место его работы, а также должность;
  • если в качестве желающих выступает группа граждан, то нужно обозначить структуру данной группы по смыслу инициативы;
  • требуется отобразить сведения, касающиеся земельного участка. Нужно указать его адрес, точное местоположение и прочие сведения, которые можно получить;
  • причины, в связи с которыми появилась необходимость ходатайствовать о пользовании данной территорией;
  • далее, нужно обосновать по каким причинам проблему невозможно решить иным путём кроме как установлением публичного сервитута;
  • в последнюю очередь нужно поставить дату, подпись человека составлявшего документ и её расшифровку.
  1. Скачать бланк заявления на установление публичного сервитута
  2. В случае когда подобное желание изъявляет должностное лицо необходимо заверить бумагу печатью фирмы.
  3. Если речь идёт о группе граждан, то расписаться должен каждый и поставить расшифровку.
  4. Перед тем как писать бумагу в администрацию следует сначала сходить к хозяину земли и предложить составить соглашение на пользование, которое в дальнейшем будет приложено к документу.
  5. Если собственник наотрез отказался идти навстречу, то об этом тоже необходимо уведомить администрацию в письменном виде.

Когда заявитель подал документ он рассматривается в течение 5 дней с момента подачи. Когда данный срок проходит, принимается решение принять его в производство либо отклонить. Во втором случае, должно быть, составлено письменное описание тех причин, из – за которых документ был отклонён.

Если бумага была принята в производство, то в специально уполномоченный отдел, занимающийся этим делом, приглашается хозяин земли. Его информируют о том, что его участок будет ограничен и сообщают причины, на основании которых данное действие будет произведено.

Право на сервитут должно проходить регистрацию в Едином реестре государственного типа для этого необходимо собрать пакет документов.

  1. Заявление от человека или группы лиц, в пользу которой будет произведена установка сервитута.
  2. Удостоверение личности заявителя. Если речь идёт о лице юридического типа, то потребуется Доверенность, документы учредительного типа и выписка из ЕГРЮЛ.
  3. Бумага, подтверждающая оплату государственной пошлины.
  4. Соглашение, в котором приписана Процедура установления сервитута.
  5. Ещё понадобятся акты, выданные органами федерального или муниципального типа, также может быть представлено решение суда.

Когда пакет документов собран его передают в специальный отдел, который занимается земельными делами.

После этого назначаются слушания общественного типа и определяется их дата.

На публичных слушаниях по публичному сервитут должны присутствовать стороны, которые высказывают определенные аргументы. Если всё идёт хорошо, то комиссия принимает решение наложить обременение на землю.

В случае когда комиссия принимает положительное решение, но хозяин участка всё равно отказывается идти на уступки может быть принято решение о передаче дела в суд. В такой ситуации публичный сервитут будет установлен судом и упрямый хозяин уже ничего не сможет поделать. Когда сервитут начнёт действовать, то заявитель получит законное право распоряжаться землёй.

Ниже можно увидеть образец постановления об установлении публичного сервитута:

Особенности и порядок установления публичного сервитута на земельный участок. Нюансы оформления

Что делать в случае ошибочной кадастровой записи?

Бывают ситуации когда в государственном кадастре каким – то образом появляется информации об обременении земельного участка, притом что на самом деле ничего этого нет. Такая ситуация может возникнуть в результате:

  • ошибки технического типа, допущенной в государственном кадастре;
  • инцидента титульного типа произошедшего с данным участком земли.

Так, может произойти если участок был куплен недавно, а прежние хозяева умолчали об обременении. Дело в том, что после того как работы, для проведения которых накладывался сервитут будут окончены, обременение необходимо снять.

Таким образом, должна появиться соответствующая отметка в государственном кадастре.

В случае когда человек занимающий должность регистратора в Росреестре не позаботился о должном оформлении завершения работ, то запись об обременении могла сохраниться с тех пор. Ещё так могло произойти если бывший собственник не удосужился произвести процедуру регистрационного типа, связанную с отменой действия публичного сервитута.

Когда обнаруживается такой сюрприз, необходимо как можно быстрее составить заявление о снятии сервитута и отнести его начальнику местного кадастрового отделения. Если данное должностное лицо откажется удовлетворить или даже рассматривать документ, то можно обратиться в суд с исковым заявлением.

Скачать образец искового заявления на исправление кадастровой ошибки

Что делать, если на участок наложено обременение?

  • Бывают случаи когда городские власти собираются проложить трубопровод через земельный участок, который находится в собственности у гражданина владеющего им на полностью законных основаниях.
  • И в этом случае публичный сервитут может устанавливаться.
  • Однако в то же время в такой ситуации есть несколько вариантов развития событий:
  • Хозяин добровольно дарит властям свою землю при этом остаётся без компенсации и теряет честно нажитое имущество.
  • Собственник заявляет своё несогласие и пишет Исковое заявление, которое подает в суд. Если хозяин проявит несогласие, таким образом, то городским властям не удастся ничего сделать по закону. Однако они всё равно могут претендовать на получение сервитута и имеют неплохие шансы добиться своего. И, скорее всего, в такой ситуации судья вынесет решение о наложении обременения.
  • В ситуации когда собственник земли проживает на неё уже давно, но пока не произвёл регистрацию недвижимости, право на участок и строения стоящие на его территории всё равно принадлежит хозяину. В этом случае городские власти даже через суд не смогут отобрать имущество у собственника, но с большой вероятностью получат право на сервитут. В этом случае публичный сервитут устанавливается в интересах городских властей.
  • Совсем по – другому будут развиваться события если у гражданина вдруг возникло желание купить землю, по которой уже проходит трубопровод или линии электропередач. В такой ситуации на купленную землю может быть сразу наложен сервитут. Однако есть возможность приобрести часть земли не занятую сооружениями властей в таком случае земля переходит в муниципальную собственность.

Читайте также:  Подача апелляционной жалобы

В каких случаях он может быть прекращен?

Как уже неоднократно упоминалось выше публичный сервитут устанавливается на время проведения каких – либо работ. Как только они завершаются, по закону действие обременения должны быть прекращено.

Иногда власти нарушают права хозяина участка и не соблюдают установленных границ или в результате работ был нанесён вред плодородному слою почвы.

Ещё бывают случаи когда не соблюдаются противопожарные или санитарные нормы. Во всех перечисленных ситуациях собственник участка может подавать ходатайство о прекращении использовании его земли.

Сервитут может быть снят:

  1. По причине отсутствия оснований в соответствии со статьёй 276 ГК РФ.
  2. Если в суде было доказано то, что целевое использование земли стало невозможным в связи с обременением. В этом случае пострадавший Гражданин имеет право требовать возмещение ущерба.
  3. Уничтожение участка физически.
  4. Изъятие земли из оборота гражданского типа.
  5. При условии, что хозяин участка стал владельцем наложенного сервитута.
  6. Если прекратил своё действие акт нормативного типа, на основании которого было наложено обременение.

Заключение

Теперь читатель знает всё о том, как установить публичный сервитут. Если вспомнить всё то, что было изложено выше, то можно сделать вывод, что государство при всём желании не сможет отобрать землю у своих граждан если они сами этого не захотят. Однако они могут на время воспользоваться участками, которые находятся в собственности у частных лиц на основании публичного сервитута.

Установление публичного сервитута на земельный участок

Что делать, если дачный участок мешает пройти к водоему? Как поступить, если вам нужно провести коммуникации к своему дому в СНТ, но при этом придется затронуть участок соседа? И в том, и в другом случае решить проблему поможет установление сервитута на земельный участок.

Что такое публичный сервитут

С понятием «публичный сервитут» приходится столкнуться дачникам или садоводам в том случае, если участок (соседский или их собственный) необходимо использовать другим людям. Например, наиболее распространенная ситуация: владение преграждает путь к водоему.

Для доступа к воде дачникам придется пройти по частной территории. И чтобы это действие было законным, российское законодательство допускает установление публичного сервитута. Если говорить простыми словами, публичный сервитут дает ограниченное право пользования чужой собственностью.

Это может касаться не только земельных участков, но и жилой или нежилой недвижимости.

Сервитут может быть и не публичным, установленным исключительно для узкого круга лиц.

Такая необходимость может возникнуть, например, если соседи хотят провести коммуникации к своему дому, и это возможно сделать только через смежный участок.

При установлении публичного сервитута владелец земли не лишается права собственности, но он может быть ограничен в использовании своего участка. Например, если на нем будут размещены бытовки, садовод не сможет вскопать эту землю под посадки.

{«0»:{«lid»:»1531306243545″,»ls»:»10″,»loff»:»»,»li_type»:»ph»,»li_name»:»phone»,»li_title»:»Ваш телефон»,»li_req»:»y»,»li_masktype»:»a»,»li_maskcountry»:»RU»,»li_nm»:»phone»}}

Звоните +7(499)9389095 или оставьте свой телефон:

Особенности и порядок установления публичного сервитута на земельный участок. Нюансы оформления

Услуги бухгалтера СНТ

на 40% дешевле, чем у конкурентов!

Право ограниченного пользования земельными участками регулирует Земельный Кодекс Российской Федерации. Этому посвящена глава 23 ЗК РФ. В ней прописаны цели, сроки и правила установления публичного сервитута, а также права и обязанности владельца земельного участка.

Чьи интересы обеспечивает публичный сервитут

В первую очередь сервитут обеспечивает интересы определенного общества. Например, садоводов, проживающих на территории СНТ. Также он может быть установлен в интересах государства или местной администрации. Конечно, ни одному собственнику земельного участка не захочется превращать его в проходной двор, но отказать в установлении публичного сервитута он не имеет права.

Поэтому при покупке дачи важно заранее обратить внимание на расположение участка по отношению к жизненно важным объектам в товариществе.

Цели установления публичного сервитута Сервитут на участке может быть установлен для:

  • проведения коммуникаций, строительства линейных объектов (газопровода, водопровода, электросетей, линий связи);
  • осуществления инженерных работ на местности;
  • проведения ремонтных работ транспортной инфраструктуры и дорог в СНТ (в таком случае на участке может быть размещена строительная техника, бытовки, ограждения и т.д.);
  • прохода людей и животных к водоемам, местам выпаса, сенокошения, рыболовства;
  • проезда автомобилей к другим участкам, расположенным на территории СНТ или дачного поселка (если иных путей объезда нет).

Публичный сервитут для размещения линейных объектов

Этот вид ограниченного использования земельных участков имеет свои особенности, которые были закреплены в Земельном кодексе (глава V.7) в 2018 году.

Согласно закону, такой сервитут могут установить по ходатайству, направленному заинтересованным лицом в органы местного самоуправления или в исполнительный орган власти федерального или муниципального уровня.

Сервитут может потребоваться для:

  • размещения объектов водопроводных или теплосетей, линий связи, линейных объектов системы газоснабжения;
  • размещения строительных материалов или временных построек и конструкций, необходимых для проведения линейных объектов в период проведения работ;
  • проведения инженерных изысканий для составления документации по планировке территории.

Однако Закон запрещает устанавливать такой сервитут для ИЖС, садовых и огородных участков. Исключение может быть сделано только в том случае, если это необходимо для подключения к инженерным сетям объектов, которые находятся на территории поселка, СНТ или ОНТ.

Плата за публичный сервитут на земельный участок

За использование чужой земли в большинстве случаев приходится платить компенсационные отчисления. Размер такой платы устанавливается по взаимной договоренности между владельцем земли и тем, кто планирует ее использовать. Порядок оплаты также оговаривается сторонами.

Это может быть:

  • единоразовый платеж одной суммой;
  • регулярные платежи (например, раз в месяц), разделенные на все время ограниченного пользования участком.

На размер компенсации могут повлиять:

  • площадь участка;
  • срок использования территории;
  • степень неудобства для собственника земли;
  • вид проводимых работ.

Впрочем, если отношения с соседями хорошие, то вы всегда можете договориться о безвозмездном использовании их территории.

Например, на условии ограничений по срокам и самостоятельного устранения всех последствий проведения работ. Если публичный сервитут устанавливается для федеральных нужд, государство также имеет право использовать землю бесплатно.

Срок публичного сервитута

Ограниченное право пользования чужой собственностью может действовать в течение определенного срока или бессрочно. Все зависит от целей, для которых устанавливается сервитут.

Например, если речь идет о проведении коммуникаций, то срок действия публичного сервитута будет равен сроку проведения работ.

А если земля нужна для прохода к водоему, то пользоваться этой территорией жители СНТ будут постоянно в течение многих лет. Поэтому и сервитут в таком случае будет бессрочным.

Порядок установления публичного сервитута на земельный участок

Сервитут может быть установлен:

  • по взаимному согласию собственника участка и другого частного лица;
  • по решению органов местного самоуправления, федеральных или муниципальных исполнительных органов;
  • по решению суда.

В первом случае сервитут устанавливается по договоренности сторон. При этом составляется соглашение о сервитуте.

В нем прописывается:

  • перечень лиц, которые получают право ограниченного использования земли;
  • срок публичного сервитута;
  • размер вознаграждения собственнику;
  • условия пользования территорией (например, перечень допустимых работ, границы использования земли, временные ограничения т.д.).

Соглашение составляется в произвольной письменной форме, заверять его у нотариуса не требуется. Если сервитут устанавливается по решению органов власти, вместо письменного соглашения составляется распорядительный акт. Затем в течение пяти дней его копия направляется в орган регистрации прав.

В этом случае собственнику участка не потребуется самостоятельно заниматься регистрацией публичного сервитута в Росреестре.

Как зарегистрировать сервитут

Когда сервитут устанавливается не по решению властей, его необходимо регистрировать.

Для этого потребуется предоставить в Росреестр:

  • паспорта, удостоверяющие личность каждой из сторон соглашения;
  • заявление по установленной форме;
  • межевой план участка;
  • документы, устанавливающие Право собственности на землю;
  • копию заключенного соглашения;
  • квитанцию, подтверждающую оплату государственной пошлины.

На данный момент (сентябрь 2022) размер госпошлины для физических лиц равен 1 500 рублей, для юридических лиц – 6 000 рублей. Оплату берет на себя инициатор соглашения. Подать документы можно в региональном управлении Росреестра или через многофункциональный центр (МФЦ). Когда сервитут будет зарегистрирован (обычно это происходит в течение пяти рабочих дней), копия документа о регистрации будет направлена собственнику участка.

Прекращение действия публичного сервитута

В соответствии со статьей 48 Земельного кодекса РФ, действие публичного сервитута может быть прекращено, если:

  • срок действия соглашения истек;
  • необходимые работы на участке завершены;
  • необходимость в обременении отпала;
  • плата, предусмотренная за пользование землей, не была внесена;
  • обладатель публичного сервитута отказался от него.

Решение о прекращении публичного сервитута принимают органы исполнительной власти или местного самоуправления на основании заявления собственника земли. Также владелец участка может снять ограничения на использование земли в судебном порядке. Это возможно, если:

  • был нарушен порядок установления сервитута;
  • возникли серьезные трудности в использовании участка собственником;
  • при использовании территории сервитута допущены нарушения требования федеральных законов, технических регламентов и других нормативно-правовых актов.

Читайте также:  Права выписанного при приватизации квартиры человека

А если во время действия соглашения или акта о публичном сервитуте участок был приведен в негодное состояние, собственник имеет право обратиться в суд для возмещения ущерба или для продажи земли муниципалитету. Чтобы официально прекратить действие сервитута, собственнику потребуется обратиться в местную администрацию, составить заявление и прикрепить к нему несколько документов:

  • паспорт, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий право на землю;
  • акт об установлении сервитута.

Если обременение действовало в течение определенного срока, этих документов будет достаточно. Акт о прекращении сервитута будет выдан в течение 10 рабочих дней. Если же срок действия обременений не был определен, собственник участка дополнительно должен предоставить документы, подтверждающие, что сервитут больше не нужен. Местные власти обязаны принять заявление и снять ограничение. В противном случае собственник земли имеет право подать Иск в суд. Чтобы разобраться со всеми тонкостями законодательства было проще, мы рекомендуем обратиться к юристам «СНТклуба». Они помогут вам подготовить документы для суда и правильно составить исковое заявление, а также будут сопровождать вас в суде. Используйте все возможности нашего сервиса, чтобы работа председателя стала проще и удобнее!

В кадастровой палате пояснили, зачем нужен публичный сервитут и что с ним делать | последние новости

Понятие «публичного сервитута» не распространено в гражданском обороте, поэтому у людей возникают вопросы, когда государственный орган требует через земельный участок провести общественный водопровод или электрические провода.

Что делать, когда на участке просят установить публичный сервитут? Для чего это нужно, что это такое и можно ли от этого отказаться? Эксперты Кадастровой палаты по Нижегородской области объяснили значение термина «публичный сервитут», как он регулируется, с какой целью устанавливается и как снять это обременение.

Публичный сервитут регулируют ст. 23 Земельного кодекса РФ и ст. 9 Лесного кодекса РФ. Решение об установлении публичного сервитута принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Основная цель публичного сервитута — удовлетворение государственных, муниципальных и общественных нужд.

Например, через дачный участок хотят провести системы газоснабжения, чтобы собственник и другие дачники могли в дальнейшем провести газ к себе на участок.

Для чего публичный сервитут может быть установлен на участке:

  • для проведения через участок объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
  • для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры размещаются строительная техника, временные или вспомогательные сооружения, такие как навесы, ограждения и бытовки;
  • для проведения инженерных работ: подготовка документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Также установление сервитута возможно для прохода или проезда через участок, свободного доступа к водоёмам, забора водных ресурсов и водопоя, прогона животных, сенокошения, выпаса животных, а также охоты, рыболовства и рыбоводства.

Публичный сервитут может быть установлен на конкретный срок. Например, на время дорожных строительных работ на участке могут расположить строительные материалы и временные постройки. 

Кроме того, публичный сервитут может быть бессрочным, если на участке проводят водопровод и электросети. 

Собственник не лишается прав владения, пользования и распоряжения участком. Такое обременение только ограничивает владельца в использовании земли. В частности, столб электросети помешает копать огород в конкретном месте. 

Для установления публичного сервитута на участке заключается письменное соглашение с подписями обладателя публичного сервитута и собственника участка.

Владелец участка имеет право отказаться от установления на участке такого обременения или требовать от органа, установившего обременение, соразмерную плату, если это создаёт серьёзные трудности в использовании земельного участка.

Также собственник имеет право контролировать процесс установки на своём участке сооружений и построек, для которых осуществляется публичный сервитут. К примеру, владелец участка может обозначить границы, где можно будет установить временные постройки или столбы электропередач. 

После установления публичного сервитута, в течении пяти рабочих дней орган государственный власти или орган местного самоуправления направляет копию решения в орган регистрации прав. После этого сведения вносятся в ЕГРН, а публичный сервитут считается установленным.

«Граждане должны помнить, что публичный сервитут не регистрируется в ЕГРН.

В сведениях ЕГРН о земельном участке, формируется часть земельного участка, а также отметка о полном, либо частичном расположении земельного участка в границах публичного сервитута.

В сведениях указываются характеристики части участка, где указаны цель и сроки публичного сервитута», – пояснила начальник отдела инфраструктуры пространственных данных Кадастровой палаты по Нижегородской области Татьяна Орлова.

Публичный сервитут. Что это такое и каков порядок его установления. Аппарат прокуратуры области

Разъясняет старший Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе М.А. Васильева.

В соответствии со ст. 274 Гражданского кодекса РФ земельный сервитут дает право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается по соглашению сторон или судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.

Цели установления публичного сервитута закреплены в ч. 4 ст. 23 Земельного кодекса РФ, среди которых наиболее распространенная – проход или проезд через земельный участок.

Основанием для установления публичного сервитута является необходимость защиты интересов неопределенного круга лиц, которую нельзя обеспечить другим способом.

Обременение в виде публичного сервитута возможно в отношении земельных участков, находящихся как в частной, так в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданных в срочное или бессрочное пользование.

После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом, силу ч. ч. 5, 6 ст.

23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся.

Срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования.

Основными принципами установления публичного сервитута являются его оптимальность и установление на наименее обременительных условиях для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Изложенное означает, что до принятия решения об установлении публичного сервитута орган государственной власти или местного самоуправления проверяет, что иных способов обеспечить проход, проезд к социально-значимым объектам для неопределенного круга лиц не имеется, либо устанавливаемое обременение (проезд, проход) является наиболее коротким (удобным), а также убеждается в том, что сервитут установлен на наименее обременительных условиях и собственник или иной законный владелец земельного участка не будет лишен возможности использовать земельный участок по целевому назначению.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Земельного кодекса РФ публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен.

Публичный сервитут, установленный на определенный срок согласно ч. 3 ст. 48 Земельного кодекса РФ считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок публичного сервитута.

Решение уполномоченного органа в данном случае не требуется.

  • Кроме этого, рассматриваемое вещное право можно прекратить в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка, к примеру, если из-за осуществления публичного сервитута невозможно использовать такой участок по его целевому назначению.
  • По общему правилу плата за установленный публичный сервитут не взимается, однако в случае если его установление существенно затрудняет использование земельного участка, соответствующая соразмерная плата может быть установлена.
  • Сведения о публичном сервитуте вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Вернуться назад

Минэкономразвития о публичном сервитуте и ЗОУИТ – ИГП

В рамках информационной помощи кадастровым инженерам, а также всем заинтересованным лицам, приводим официальный текст письма Департамента недвижимости Министерства экономического развития РФ от 03.09.2019 №Д23и-30058 по вопросам, касающимся установления и внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о публичном сервитуте и зонах с особыми условиями использования территорий.

Текст письма

Департамент недвижимости и Минэкономразвития рассмотрел обращение, касающееся установления публичного сервитута и зон с особыми условиями использования территорий (далее — ЗОУИТ), и в части установленной компетенции сообщает.

Читайте также:  Предоставление сведений о доходах в банк

3 августа 2018 г.

был принят Федеральный закон № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные Законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее — Закон № 341-ФЗ), При этом до вступления в силу Закона №341-ФЗ действовала редакция статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ), пунктом 10 которой предусматривалось, что порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженершах коммуникаций. их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 257-ФЗ).

В соответствии с указанной ранее действовавшей нормой был издан приказ Минтранса России от 17 октября 2012 г.

№ 373 «Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требований к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута».

Вместе с тем, Законом № 341-ФЗ введен новый подход к внесению сведений о публичных сервитутах в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) и общий порядок их установления, которые содержатся в статье 23 и главе V.7 ЗК РФ. Указанный порядок не предполагает образования земельных участков (частей земельных участков), постановки их на государственный кадастровый учет и регистрации прав на них.

При этом в соответствия с пунктом 19 действующей редакции статьи 23 ЗК РФ Закона № 257-ФЗ устанавливаются особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог.

Однако, в данном случае особенности установлены не законом, а нормативным правовым актом, принятым в его исполнение, который должен учитывать и положения Закона №341-ФЗ. До настоящего времени соответствующие изменения в Закон № 257-ФЗ и нормативно-правовые акты, принятые во исполнение Закона № 257-ФЗ, не внесены.

В соответствии с пунктами 1, 5.2.53.27 Положения о Министерстве транспорта Российской Федераций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г.

№395, Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, и самостоятельно принимает порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения.

На основании изложенного описание публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, определяется главой V.7 ЗК РФ.

Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.41 ЗК РФ к ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, установлены приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2018 г. № 541 в соответствии с пунктом 7 статьи 39.41 ЗК РФ (далее — Требования).

Согласно пункту 10 Требований схемы, используемые для формирования файлов описания границ в формате XML (XML-схемы), признаются введенными в действие со дня их размещения на официальном сайте Роерееетра в информационно­ телекоммуникационной сети «Интернет».

До размещения XML-схемы на официальном сайте Роерееетра в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в целях внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута могут быть использованы XML-схемы, применяемые для формирования документов, содержащих сведения о ЗОУИТ, утвержденные приказом Роерееетра от 15 сентября 2016 г. №П/0465 (далее — Приказ) (Приложение № 1 к Приказу, XML-схема ZoneToGKN_v05 и Приложение №4 к Приказу, XML-схема TerritoryToGKN_v01); при этом в элементе «Содержание ограничений» (ContentRestrictions) реквизита «Зона с особыми условиями использования территорий, территория объекта культурного наследия» (SpecialZone) XML-схемы ZoneToGKN_v05 следует отображать слова: «публичный сервитут» и информацию о цели установления публичного сервитута и его сроке.

В соответствии с пунктами 5 и 8 статьи 39.43 ЗК РФ границы публичного сервитута утверждаются решением об установлении публичного сервитута, сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута; публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН.

Согласно статье 3.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ) органы государственной власти обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений об установлении или прекращении публичных сервитутов.

При этом в соответствии с частью 15.

1 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении или о прекращении публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.

Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1.3 — 13, 15.

15 (1) статьи 32 Закона № 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1532.

В соответствии со статьей 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида ЗОУИТ, за исключением ЗОУИТ, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).

В силу части 16 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г.

№ 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до утверждения Правительством Российской Федерации положения о ЗОУИТ соответствующего вида в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации решение об установлении такой зоны принимается илди ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ для ЗОУИТ соответствующего вида.

В силу пункта 10 статьи 106 ЗК РФ обязательным приложением к решению об установлении ЗОУИТ, а также к решению об изменении ЗОУИТ, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Форма графического описания местоположения границ ЗОУИТ, требования к точности определения координат характерных точек границ ЗОУИТ, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2018 г. № 650.

При этом в силу пункта 11 статьи 106 ЗК РФ подготовка указанных сведений обеспечивается собственниками зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие ЗОУИТ, иным правообладателем таких здания, сооружения, если данная обязанность предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, застройщиками в случае установления ЗОУИТ в связи с размещением планируемого к строительству объекта, а при отсутствии правообладателей, застройщиков или в случае установления ЗОУИТ по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, — органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования ЗОУИТ, органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на установление границ ЗОУИТ, возникающей в силу федерального закона.

Ссылка на официальную версию письма Министерства экономического развития РФ от 03.09.2019 №Д23и-30058 по вопросам, касающимся установления и внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о публичном сервитуте и зонах с особыми условиями использования территорий

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий