Государственный земельный кадастр (ГЗК) – это свод информации о местонахождении, правовом статусе и положении всех учтенных земель Российской Федерации.
С 2017 года Государственный земельный кадастр сменил официальное название на Государственный кадастровый учет земельных участков.
Информация в ГЗК регулярно обновляется за счет осуществления кадастровой деятельности (назначении кадастровой стоимости (КС), учета земель и т.д.).
Также информация в ГЗК обновляется за счет сведений о возведении (появлении) на земле объектов, неделимых с участком.
Обязанность по ведению государственного земельного кадастра возложена на Федеральную кадастровую палату (ФКП) Росреестра. Данные хранятся как на бумажных носителях, так и на электронных.
При необходимости, любой желающий может посмотреть интересующую его информацию из кадастра онлайн на сайте Росреестра. Но официальную справку, заверенную должностным лицом, может получить только владелец земельного участка (ЗУ).
История возникновения и развития
Первые упоминания о кадастровой деятельности
Кадастровая деятельность зародилась за 3000 лет до нашей эры в Древнем Египте. Уже тогда египтяне устанавливали четкие границы участков, определяли их площадь и фиксировали это в своей отчетности. Система ведется с целью получения и мониторинга достоверной информации об имеющихся в стране землях.
Само слово «кадастр» согласно истории возникновения появилось в 27 году до нашей эры в Римской империи. Тогда император Август ввел дань для населения за используемую землю и одновременно учредил перепись населения, что называлось «caputigum registrum». Из двух слов сложили одно – «capitastrum», а после оно трансформировалось в «catastrum».
Кадастр современного типа появился в 1718 году, его изобрел Джакомо Мариони.
Суть в том, чтобы учитывать не только земли и их границы, но также и качество земель, их назначение и прибыль, которую имеет с этого участка его владелец. На основе такого кадастра можно было справедливо определить сумму земельного налога.
В России земельный госкадастр начинает развиваться со становлением Киевской Руси (IX – XI века). Сборник законов тех времён «Русская правда» содержал в себе информацию, что все земли должно делить на:
- Дворовые (используемые для возведения строений);
- Пахотные (для выращивания сельскохозяйственных культур);
- Пустопорожние (для пастбищ или просто пустые);
- Охотничьи угодья (леса, поля и болота где водилась дичь).
Качественная оценка земли стала применяться уже в XII веке, когда помимо указанной классификации отдельно отмечалось качество земли в зависимости от ее плодородности, наличия дичи, пригодности для строительства и т.д.
В 1622 году был издан Писцовый указ, согласно которому ответственные писцы должны были производить учет всех имеющихся в их ведомстве земель. Помимо обычной переписи необходимо было указывать владельца земли.
На основе этого Писцовые книги стали юридическим документом, и записи, сделанные в них, являлись первейшим доказательством права владения землей.
Понятие «Земельный кадастр» в России было впервые введено в 1968 году с изданием Земельного кодекса РСФСР.
На сегодняшний день особенности ведения Государственного земельного кадастра регламентируются двумя основными законопроектами:
В каких целях ведется
Прежде всего, сведения, содержащиеся в Государственном земельном кадастре, используются для решения вопроса о правильном использовании земель.
На основе данных ГЗК принимаются решения о:
- Изменении целевого характера использования земель;
- Назначении задач по новому способу эксплуатации земли для увеличения продуктивности ее использования.
Также на основе данных ГЗК производится контроль использования земельных наделов и дается оценка эффективности потенциальных действий, которые могут быть проведены с данной землей.
Учитывая это, задачами Государственного земельного кадастра являются:
- Зонирование земель;
- Регистрация наделов;
- Учет количества и качества имеющейся земли;
- Бонитировка почв (оценка их плодородности);
- Проведение кадастровых съемок.
Всю полученную информацию необходимо систематизировать, после чего может быть осуществлена главная цель ГЗК: обеспечение всех заинтересованных лиц глубокими знаниями о хозяйственном, правовом и природном состоянии всего земельного фонда РФ в целом и каждого земельного участка в отдельности.
Под заинтересованными лицами следует понимать:
- Органы государственной власти, которые ищут способы максимально продуктивного использования земель;
- Налоговые органы, которые на основе кадастровой стоимости определяют величину налога на землю;
- Юридические и физические лица, которые используют данные из ГЗК в своих личных целях (например, на основе площади участка, его кадастровой стоимости и вида разрешенного использования определяют целесообразность приобретения земли).
Ведение Государственного кадастра основано на следующих принципах:
- Последовательная организация сбора, обработки, учета и хранения информации, полученной при помощи картографических, оценочных, топографических, землеустроительных, почвенных, картографических, топографических, геодезических, геологических и иных видов работ, связанных с постановка земли на учет.
- Единая система ведения кадастра по всей территории РФ. При этом для ведения кадастровой деятельности используются единые методы, а для отчетности – единые документы.
- Взаимодействие ГЗК с иными государственными кадастрами: лесным, градостроительным и т.д. Это необходимо для сбора всей необходимой информации о недвижимости в одно целое.
- Непрерывность осуществления кадастровой деятельности. Периодически в ГЗК должны заноситься новые сведения: постановка земель на учет, назначение новой кадастровой стоимости.
- Достоверность информации. Внесенные данные всегда должны отображать существующую реальность. Так, Росреестр не реже чем раз в 5 лет пересматривает кадастровую стоимость каждого земельного участка.
- Полнота информации. Все учтенные земли систематизируются по единому принципу. Определяется их площадь, назначается кадастровый номер (КН) и кадастровая стоимость и т.д. Не допускается пропуск одной или нескольких строк при заполнении информации.
- Ведение ГЗК на электронном и бумажном носителях и их одинаковая значимость. Но в случае, если по одному и тому же участку имеется расхождения, верным признается вариант, указанный на бумажном носителе.
- Постоянность хранения данных. Информация из ГЗК не может быть удалена. Ее можно обновить, дополнить, изменить и т.д., но старые данные не удаляются, а остаются на хранении у ответственной службы.
- Организация работы снизу вверх. Всю основную информацию в ГЗК поставляют низшие, местные структурные подразделения. Значит, любая оптимизация деятельности в первую очередь должна быть направлена на низшие уровни кадастровой службы.
- ГЗК является основой для решения большинства земельных споров. Оспорить данные, указанные в кадастре, можно только через суд.
- Доступность данных из ГЗК. Любой желающий может получить интересующую его информацию по учтенному Росреестром земельному участку.
- Централизованность в руководстве. Любое решение, принимаемое руководителем кадастровой палаты, является обязательным для исполнения всеми территориальными отделами кадастровой службы.
Какие сведения содержит
Объекты ГЗК
Объектами Государственного земельного кодекса являются все земельные участки, находящиеся в границах Российской Федерации и поставленные на учет.
Помимо этого есть еще неучтенные земли, которые также находятся в границах Российской Федерации. Пока участок не будет учтен Федеральной кадастровой палатой, он не может быть продан, его нельзя взять в аренду, подарить и т.д. Учет новых земель производится по мере необходимости.
Состав информации
Все сведения, содержащиеся в ГЗК, делятся на следующие составные части по категориям:
- Отдельные земельные участки;
- Территориальные зоны;
- Границы районов, областей и иных муниципальных образований;
- Границы субъектов РФ;
- Границы государства.
В состав последних 4 категорий входит информация по границам объекта (будь то территориальная зона или муниципальное образование) и его названию.
Категория «Земельные участки» содержит в себе следующую информацию:
- Кадастровый номер. Присваивается всем без исключения учтенным объектам недвижимости.
- Местонахождение ЗУ (его точный адрес).
- Площадь в метрах квадратных.
- Вид разрешенного использования надела.
- Категория земель, в которую он входит.
- Точное указание границ.
- Наличие зарегистрированных прав и ограничений.
- Кадастровая стоимость.
- Качественные показатели (например, плодородность почвы);
- Недвижимость, которая неделимо связана с ЗУ.
При ведении Государственного земельного кадастра необходимо руководствоваться вышеуказанными принципами, главными из которых являются: организация работы снизу вверх и единая система ведения ГЗК на всей территории РФ.
Читайте также: Статья 33. виды соучастников преступления
Основной единицей кадастровой службы являются местные отделения, которые по установленному образцу и в установленный срок осуществляют деятельность по сбору информации и заносят ее в базу данных.
Помимо этого, в обязанности местных отделений входит работа с гражданами (иными заинтересованными лицами), что подразумевает под собой предоставление необходимой информации и выдачу запрашиваемых справок согласно установленному порядку.
Основная документация
Все документы, используемые при ведении Государственного земельного кадастра, можно разделить на три группы:
- Основные;
- Вспомогательные;
- Производные.
Все документы оформляются по единому стандарту, независимо от региона страны.
К основной документации относятся:
- Реестр земель кадастрового района. Состоит из нескольких отдельных бланков. Предназначен для заполнения информации о ЗУ, получаемой в процессе кадастровой деятельности.
- Кадастровые планы. Карты, ведущиеся в электронном и бумажном вариантах с подробным указанием границ ЗУ, территориальных зон и т.д.
- Журнал учета КН. Записываются кадастровые номера всех учтенных земельных участков.
- Кадастровые дела. Подшивка всех документов, связанных с проведением кадастрового учета ЗУ.
К вспомогательным документам относятся:
- Книга учета входящих документов;
- Книга учета выданных сведений.
К производным документам относятся справки (иные документы) выданные и заверенные самой кадастровой службой. Это могут быть кадастровые паспорта, статистические отчеты и т.д.
Как уже было указано выше, кадастровая деятельность характеризуется единством используемых документов. Это значит, что все кадастровые службы составляют указанную документацию по общему образцу, утвержденному Росреестром.
Правовое регулирование
Статья 70 Земельного кодекса РФ гласит, что кадастровая деятельность, связанная с земельными участками, регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Помимо этого, нормативно-правовое регулирование земельного кадастра осуществляется на основе:
- Конституции РФ (ст. 5, 9, 15, 35, 36, 71, 72, 73, 76);
- Гражданского, Земельного, Лесного, Водного и Жилищного кодексов;
- Федеральных законов: № 221 (частично утратил силу), № 122, № 101, № 172;
- Приказов Министерства экономического развития;
- Постановлений правительства;
- Законов отдельных субъектов РФ.
Детальная схема нормативно-правового регулирования представлена на рисунке.
До 1 января 2017 года все основные особенности ведения государственного кадастрового учета ЗУ регламентировались ФЗ № 221. По состоянию на 2018 год данный Закон в своем содержании имеет лишь информацию о роли кадастровых инженеров.
Все остальные положения утратили силу с началом использования ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Служба земельного кадастра выполняет следующие функции:
- Постановка на учет земельных участков (иных объектов недвижимости). Учет новых земель производится по заявлению заинтересованных сторон. Например, юридического лица, желающего взять в аренду земельный участок.
- Учет данных о кадастровой стоимости. Не реже, чем раз в 5 лет должна производиться переоценка кадастровой стоимости всех земельных участков. Задача кадастровой службы – фиксировать все изменения в оценке ЗУ, определенные независимыми оценщиками.
- Предоставление зарегистрированной информации всем заинтересованным лицам (государственным органам, гражданам и т.д.).
Виды
Вертикаль службы земельного кадастра имеет 4 ступени:
- Федеральный центр земельного кадастра. На сегодняшний день эту функцию исполняет Федеральная кадастровая палата Росреестра. Отсюда принимаются решения об оптимизации деятельности всей кадастровой службы.
- Областной земельный кадастр. Представлен в виде филиалов ФКП Росреестра в каждой из областей. Основная функция – обеспечение связи между Федеральным центром и низшими ступенями кадастровой службы. Регулирует деятельность городских и районных служб в своем регионе.
- Городской земельный кадастр. Занимается кадастровой деятельностью непосредственно на месте, также контролирует низшую ступень кадастровой службы.
- Районный земельный кадастр. Осуществляет кадастровую деятельность на местах.
Земельный кадастр и кадастровый учет земельных участков
Государственный кадастр – это свод систематизированных данных о природном, хозяйственном и правовом положении земель.
Каждому человеку, планирующему приобрести или арендовать земельный участок, необходимо обязательно пройти через процедуру постановки земли на кадастровый учет. Абсолютно любая сделка, связанная с землей, требует, что ее статус был определенным.
Что такое государственный кадастр земельных участков
Условия ведения земельного кадастра обозначены в Земельном кодексе РФ.
При оформлении прав на недвижимость важным условием является наличие кадастрового номера. Любая сделка, связанная с землей, осуществима только в том случае, если земля стоит на кадастровом учете.
- площадь;
- границы объекта;
- вид обременения;
- вид разрешенного использования и категория земель;
- сведения о кадастровом инженере;
- кадастровая стоимость и т.д.
Данные из государственного кадастра относятся к общедоступным материалам, так как любой пользователь сети может открыть публичную карту и получить необходимые сведения, поэтому госкадастр общественное явление.
Причины по которым земля ставится на кадастровый учет:
- образование нового участка (например, при разделе участка);
- изменение его характеристик.
- Землеустройство содержит в себе процессы по планировке и координации
- рационального использования земель, их охраны, описание расположения на карте, установление границ. Более развернутое определение можно получить, опираясь на статью №78–ФЗ РФ.
Специалистами-землеустроителями рассматриваются вопросы о разработке и рассмотрении предложений о разумном использовании земельных ресурсов. Ими проводятся аэросъемки, кадастровые съемки, почвенные, геодезические, топографические обследования и измерения, межевание.
Основываясь на землеустроительной работе, составляется документация, включающая в себя схемы и планы земельных участков, картопланы и другие материалы. По каждому земельному объекту составляется землеустроительное дело.
В зависимости от вида и объема проводимых работ, земельный кадастр подразделяется на два типа:
- основной (первичный);
- текущий (последующий).
Первичный кадастр включает в себя начальный сбор, анализ и систематизацию всей документации, в которой содержится информация о площади, составе и качестве земельных участков, урожайности, издержках. Он дает самые детальные и точные сведения о состоянии земельного фонда.
Кроме того, вносятся исправления и дополнения. Одним словом, последующий кадастр помогает соответствовать данным изменяющейся действительности.
Объектами, подлежащие обязательному кадастровому учету:
- земельные участки;
- подземные построения;
- объекты незавершенного строительства;
- здания, сооружения, строения и т.д.
После постановки на учет каждому из перечисленных объектов присваивается индивидуальный, неповторяющийся индекс, по которому, в дальнейшем, объект будет легко и безошибочно идентифицировать.
Какая служба ведет кадастровый учет
Основанием для существования данной службы стало Постановление Правительства РФ №457. Росреестр является подведомством Министерства экономического развития.
Полномочия Росреестра:
- ведет ЕГРП;
- ведет ГКН;
- осуществляет земельный надзор;
- контролирует ведение землеустройства;
- проверяет землеустроительную документацию и т.д.
Как ведется кадастровый учет
С заявлением и остальными документами собственник участка может обратиться:
- в местное отделение Росреестра;
- в МФЦ;
- с помощью отправки заказного письма с вложенными в него документами;
через сайт Росреестра.
Этапы постановки на учет:
- возникновение повода для постановки участка на учет;
- выбор инженера по кадастровым работам, проведение кадастровых работ, межевание;
подача заявления и пакета документов в органы Росреестра; - получение расписки о принятии документов;
- обработка представленных документов и принятие решения о постановки на учет либо об отказе;
- в случае положительного решения выдача заявителю на руки кадастрового паспорта.
Важные моменты
Если земля перестает существовать в ранее определенных границах, разделяется на несколько участков, увеличивается или уменьшается, тогда его владельцу предстоит сняться с кадастрового учета. Обратиться можно в Росреестр или в МФЦ.
- информация об участке носила временный характер;
- происходит разделение участка на несколько новых;
- с момента постановки на учет прошло два года, а регистрации права так и не была проведена;
- в течение года так и не была проведена Процедура обременения.
Снятие с учета регулируется законом «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ.
Для снятия с учета земельного участка необходимо предоставить:
- заявление;
- документ, основываясь на котором, было установлено обременение на этот участок;
- документ, подтверждающий права заявителя на участок;
- свидетельство о праве на собственность или выписку из ЕГРП.
Читайте также: Фактическое принятие наследства образец искового заявления, судебная практика, подсудность дел
С 15 июля 2016 года Росреестр прекратил выдачу так называемой «зеленки», вместо нее появился документ под названием выписка из ЕГРП — подтверждающий, что на момент его выдачи у заявителя есть зарегистрированное право на собственность. Получить выписку можно, сделав запрос в Росреестр в бумажном или электронном варианте.
- В результате заявитель должен получить на руки кадастровую выписку о снятие с учета.
- Процедуры постановки и снятия с кадастрового учета, а так же внесение правок, достаточно сложны, однако без них владелец не сможет в полной мере распоряжаться своим участком.
Государственный кадастровый учет (ГКУ)
Описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
То есть ГКУ − это акт признания и подтверждения государством существования объекта кадастрового учета с характеристиками, включенными в государственный кадастр недвижимости.
Данная деятельность регламентируется Федеральным законом №221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».
Цели кадастрового учета
- Индивидуализация объекта для гражданского оборота, присвоение объектам недвижимости кадастровых номеров
- Подтверждение существования объекта в натуре
- Подтверждение прекращения существования учтенного ранее объекта
- Подтверждение прекращения существования иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе
Основания осуществления кадастрового учета
Кадастровый учет осуществляется в связи с:
- образованием или созданием объекта недвижимости (далее — постановка на учет объекта недвижимости);
- прекращением его существования (далее также — снятие с учета объекта недвижимости);
- изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Виды учетных действий:
- постановку на учет новых объектов;
- учет изменений (в т.ч. учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя);
- снятие с учета
Кадастровые процедуры:
- внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
- постановка на кадастровый учет объекта недвижимости;
- учет изменений объекта недвижимости;
- снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;
- внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН;
- исправление технических и кадастровых ошибок.
Выполнение кадастровых процедур сопровождается принятием соответствующего решения. Указанное решение подготавливается с использованием специального бланка, подписывается должностным лицом органа кадастрового учета и регистрируется в регистрационно-контрольной форме. Подлинник решения помещается в соответствующее кадастровое дело.
Также может быть принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета или об отказе в осуществлении кадастрового учета. Такие решения направляются заявителю, а их копии помещаются в соответствующее учетное дело.
- Документы, подготовленные по результатам осуществления кадастрового учета:
- Кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из ГКН, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости.
- Кадастровая выписка об объекте недвижимости выдается при:
- кадастровом учете новых сведений о таком объекте недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости);
- кадастровом учете сведений о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав (при учете части такого объекта недвижимости);
- кадастровом учете сведений о прекращении существования такого объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).
- Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из ГКН, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости.
- Кадастровый паспорт земельного участка, предназначен для предоставления сведений ГКН, необходимых для государственной регистрации прав и ограничений (обременении).
- Кадастровый паспорт выдается при постановке на учет объекта недвижимости.
- Кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.
- Процедура постановки на кадастровый учет объекта недвижимости
Для кадастрового учета объекта строительства или земельного участка необходимо подать заявление в территориальный орган Кадастровой Палаты вместе с пакетом документов, необходимых для кадастрового учета объекта. Прием документов регистрируется в книге учета сведений, в результате чего выдается расписка.
Этапы постановки на кадастровый учет:
- Определение границ объекта недвижимого имущества и его точных координат;
- Подготовка межевого или технического плана;
- Подготовка пакета документов:
- письменное заявление о постановке на учет, подписанное правомочным лицом;
- квитанция об оплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий границы земельного участка;
- межевой план участка;
- технический план здания или сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, а также копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
- акт обследования (при снятии объекта недвижимости с кадастрового учета);
- документ, подтверждающий полномочия представителя.
- документ или его копия о праве заявителя на соответствующий объект недвижимости;
- копии документов, подтверждающих принадлежность земельного участка к определенной категории земель, а также разрешающих установленное разрешенное использование земельного участка.
- Подача документов в орган кадастрового учета;
- Получение кадастровой выписки.
Получить более подробную информацию о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимого имущества можно пройдя по ссылке.
Государственный кадастровый учет земельных участков
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Государственный кадастровый учет земельных участков
Процедура постановки на кадастровый учет земельных участков осуществляется управлением Росреестра.
В Земельном кодексе РФ нет четко прописанных установок по вопросам государственного кадастрового учета земли. Так, статья 70 ЗК РФ предписывает обращаться за разъяснениями к Федеральному закону РФ № 221. В нем наиболее полно законодатели прописали понятие, процедуру проведения и все остальные аспекты, связанные с кадастровым учетом.
Понятие кадастрового учета участков земли
Кадастровый учет земельных участков представляет собой совокупность действий уполномоченного лица, целью которых является внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) всех полученных сведений об участке, в том числе кадастровый номер, площадь, фактический адрес местонахождения.
Условно можно подразделить все сведения на основные и дополнительные. К первым относятся:
- принадлежность объекта (его вид);
- кадастровый номер;
- дата постановки на учет;
- площадь;
- описание, где расположены границы участка.
Все эти данные являются условным паспортом участка. Из дополнительных сведений при кадастровом учете указываются:
- кадастровая стоимость участка;
- дата проведения оценки;
- категория земли (ее принадлежность);
- фактический адрес местонахождения;
- сведения о собственниках участка.
Нужна помощь юриста по земельным делам?
Как осуществляется процедура кадастрового учета участков
Процедура постановки на кадастровый учет земельных участков осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (управление Росреестра). Именно представители данной организации занимаются обработкой документов и выдачей соответствующих выписок.
Кадастровый учет участков земли осуществляется в следующем порядке:
- Заявитель обращается для постановки участка земли на кадастровый учет, предоставляет все требуемые для этого документы. В случаях если заявитель предоставил не все документы, сотрудники Росреестра вправе запрашивать их самостоятельно, путем электронного межведомственного взаимодействия.
- Росреестр обрабатывает заявку, составляет соответствующий заявке ответ.
- Организация, в которую обращался заявитель, выдает ответ в установленный законом срок.
Согласно последним изменениям в Федеральном законе РФ № 221, сроки устанавливаются следующие:
- На учет адреса заявителя (он же правообладатель земельного участка), учет изменений дается ровно три рабочих дня. При этом если заявитель обращается через МФЦ (многофункциональный центр или по новому бренду «Мои документы»), то срок начинает исчисляться с того момента, как все документы были переданы в Росреестр. Настоящим законодательством установлено, что передача документов не может занимать более одного рабочего дня.
- На постановку на учет, внесение изменений, снятие с учета и учет части земельного участка дается ровно десять рабочих дней.
- На внесение изменений и кадастровый учет, основанием для которых послужили документы, которые поступили в ведомство в порядке взаимодействия, а не по заявлению правообладателя, дается ровно тридцать рабочих дней.
Читайте также: Расторжение договора с председателем тсж
Подать документы можно несколькими способами:
- почтовым отправлением (заказным письмом, которое получает организация под роспись ответственного лица);
- в многофункциональный центр (МФЦ);
- непосредственно в Росреестре (кадастровая палата);
- через портал Росреестра на официальном сайте;
- через портал государственных услуг (gosuslugi.ru).
При обращении через Интернет требуется приложить сканированные образы документов, а также обязательно оплатить государственную пошлину. Сделать это можно прямо с сайта.
Если же реквизиты ранее выдавались в кадастровой палате, то обращаться следует именно туда. Точно такая же ситуация с многофункциональным центром.
Связано это с тем, что реквизиты для оплаты у учреждений отличаются: некоторый процент от уплаты государственной пошлины поступает в муниципальный бюджет района, в котором находится МФЦ. С кадастровой палатой такой коллизии нет, но придерживаться правил приходится, иначе организации будут перенаправлять с заявлением друг к другу.
Еще одной особенностью подачи заявления в электронном виде является обязательно удостоверение этого заявления электронной подписью. Если же в роли заявителя выступает его представитель, то именно он и будет удостоверять заявление. При этом обязательно требуется приложить и документы, подтверждающие действия представителя.
Документы, которые необходимы для постановки участков на кадастровый учет
Помимо заявления требуется предоставить следующие документы:
- План межевания. Требуется в том случае, если происходит постановка на кадастровый учет, изменение каких-либо данных в характеристике участка, учет части этого участка.
- Документ, подтверждающий разрешение земельного спора, если таковой имел место быть. В том случае, если согласование границ участка были поставлены под сомнение. В остальных случаях копия документа не требуется.
- Документ, подтверждающий право на собственность заявителя на участок.
- Документ, удостоверяющий личность или заявителя, или его представителя. В последнем случае требуется еще и документ, который подтверждает полномочия этого представителя.
- Схема, на которой указано размещение участка, если он предоставляется заявителю на правах безвозмездного пользования муниципалитетом или государством.
Большую часть документов, которая представителям кадастровой палаты требуется для вынесения решения, запрашивается ими самостоятельно путем взаимодействия с другими ведомствами.
Подаются документы только в том регионе и области, в которой находится участок, подлежащий кадастровому учету.
Если же он находится на территории сразу двух таких областей, то подать заявление и документы можно в любой из них.
Учет отдельных видов объектов кадастра
Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости четко прописаны в статье 25 Федерального закона РФ № 221. В частности, к таким особенностям относятся:
- У внесенных данных есть определенный «Срок годности». Так, законодательством предусмотрен срок в 5 лет для объекта недвижимости (а точнее его части, а не полностью всего недвижимого имущества) на земельном участке. В течение этого срока правопользователь обязан подать заявление на государственную регистрацию, в противном случае данные будут уничтожены. В течение одного года заявитель должен быть проинформирован об аннулировании сведений под роспись об ознакомлении.
- С кадастрового учета снимается тот участок, который относится к категории объекта недвижимости, подлежащего преобразованию. В этом случае на него начинает распространяться статья 24 Федерального закона РФ №221.
- С кадастрового учета снимается участок, если на нем находятся здания или хозяйственные сооружения, которые также подлежат снятию с учета в связи с их разрушением.
- Учету подлежат участки, части которых используются на особых условиях на основании соответствующих документов.
- При постановке на кадастровый учет многоквартирного дома учету подлежат все находящиеся в нем помещения, в том числе общие.
Искусственно созданный участок
Искусственно созданным земельным участком считается земельный участок, созданный на водном объекте при помощи намыва грунта или его отсыпки, а также другими способами. После того как такой объект сдается в эксплуатацию, он приобретает статус земельного участка.
Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка включают в себя несколько пунктов.
Во-первых, внесенные данные не носят временный характер, как прописано в статье 25 Федерального закона РФ № 221. Во-вторых, требовать другие документы, кроме обязательного списка документов, сотрудники кадастровой палаты не вправе.
В-третьих, кадастровая палата должна предоставить выписку об учете в орган, который выдал разрешение на образование искусственного участка земли. И дается на это ровно 5 рабочих дней.
Из обязательных документов для постановки на учет искусственного участка требуются:
- план межевания;
- план-схема размещения территорий в пределах границ искусственного земельного участка;
- разрешение на ввод в эксплуатацию;
- разрешение на создание участка;
- документы, подтверждающие право на обращение представителя, если он представляет интересы заявителя.
Случаи приостановления кадастрового учета участков земли
Существуют определенные ситуации, когда кадастровый учет приостанавливается. Основаниями для этого служат:
- разногласия в документах, которые предоставляет заявитель, и теми, которые имеются у кадастрового органа;
- граница одного участка, который подлежит учету, пересекает границу другого участка, который уже состоит на учете;
- предоставлены не все документы для постановки участка на кадастровый учет.
Наиболее полно основания для приостановления кадастрового учета прописаны в статье 26 Федерального закона РФ №221. После принятия решения о приостановлении у сотрудников кадастровой палаты есть ровно один рабочий день, чтобы уведомить собственника об этом.
Отказ в осуществлении кадастрового учета участка и его правомерность
Отказ в постановке участка на кадастровый учет возможен только при следующих условиях:
- имущество не входит в перечень кадастрового учета.
- ставящийся на учет объект образован из другого участка, сведения о котором внесены лишь временно.
- заявитель не имеет права обращаться с заявлением о кадастровом учете (не является правособственником или его представителем).
- истекли сроки действия некоторых документов.
- органы государственной или муниципальной власти не подтвердили существования достаточных и вообще каких-либо оснований для кадастрового учета конкретного участка.
Решение об отказе может быть обжаловано заявителем в судебные органы. При этом шансы на успешное разрешение дела возможны только в том случае, если права заявителя действительно были нарушены.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, Наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
между двумя смежными участками давно стоит старый забор.
в 2015 хозяин 1-го участка уточнил границы своего участка, сделав межевой план, который согласовал с хозяином 2-го участка в части границы между участками по существующему забору и зарегистрировал его в госреестре.
В 2018 году хозяин 2-го участка решил уточнить границы своего участка, заказал межевой план у другого кадастрового инженера. Подав документы на регистрацию, дело о регистрации остановили. т.к.
по результатам межевых планов обеих участков забор между участками стоит на расстоянии 0,75м между участками, хотя забор никто никуда не двигал. Оба кадастровых инженера считают свою съемку верной. Подскажите куда обратиться хозяину второго участка для решения спора.
любовь14.11.2021 16:29
Добрый день! Обратитесь к нам. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду МИП 9. Консультации бесплатны.
Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (499) 577-03-28 г. Москва, Старопименовский переулок 18 [email protected] http://advokat-malov.ru/kontakty.html
Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны
Куренкова Елена Владимировна15.11.2021 04:32
Задать дополнительный вопрос