Основные принципы социального партнерства: понятие, формы, система и особенности :
Социальным партнерством называют цивилизованное взаимодействие между организациями — защитниками интересов трудящихся (профсоюзами), работодателями и госорганами.
Посредством сотрудничества достигается регулирование трудовых отношений, исходя из договоров и законодательства.
За счет функционирования социального партнерства повышается уровень гарантий для работников.
Самое краткое определение социального партнерства звучит так. Это система взаимодействия на рынке труда между основными агентами. Понятие и принципы социального партнерства мы рассмотрим в этой статье. Начать изучение этой рыночной категории общества следует с толкования.
Подробнее о разных трактовках понятия
Выделяют две трактовки социального партнерства. Глобальный вариант, основанный на исторических закономерностях, гласит, что классовая борьба трансформировалась в систему партнерских отношений между работниками и работодателями.
В развитых странах цивилизованные социально-трудовые взаимодействия способствовали развитию экономики и стиранию классовых противоречий. Конфликты в современном мире возникают не между классами, а между организациями. Споры решаются цивилизованным путем.
Таким образом, социальное партнерство по данной трактовке – один из методов достижения согласованности интересов.
По другому аспекту понимания социальное партнерство обеспечивает решение социально-экономических проблем и урегулирование спорных моментов между работниками и работодателями.
Эти две точки зрения не противоречат друг другу, поэтому можно для широты понимания системы учитывать глобальную и конкретную трактовку.
Социальное партнерство до конца не может исключить колебания в трудовой сфере из-за классовых различий. Оно только смягчает конфронтацию.
Важность социального партнерства
Становление социального партнерства протекало сложно и происходит до сих пор. В РФ законодательство в данной нише развивалось с нуля. Сначала защищенность трудового населения в результате стремительных реформ упала, но это привело к толчку для развития социальной системы. Возникло ослабление государственного контроля.
В настоящее время любому специалисту ясно, что система и принципы социального партнерства – эффективный способ оптимизации баланса интересов работодателей и работников. Данное понятие описано в Трудовом кодексе РФ (ст. 23). Там же указаны его виды.
Принципы социального партнерства
Социальное партнерство регулирует интересы государства, бизнеса и наемных работников в сфере труда.
Его прямая функция заключается в стабилизации отношений в социуме, что способствует сохранению баланса и мира.
Система оказывает влияние на развитие гражданского общества и демократии в экономике, обеспечивает социально-экономическую безопасность и справедливость в разрешении противоречий в трудовой нише.
Основными принципами социального партнерства являются следующие:
- Любая сторона может инициировать переговоры (равноправие).
- Учитываются интересы всех участников.
- Законодательство предоставляет возможность договариваться самостоятельно по многим вопросам.
- Государство укрепляет демократическую составляющую социального партнерства за счет создания специальных органов содействия.
- Подписание договора требует от сторон соблюдения пунктов, составляемых с учетом норм трудового права и прописанных в законодательстве, а также других правовых актов.
- Назначение представителей сторон происходит с помощью собрания работников и составления протокола (делегация профсоюза) или приказа (участники от работодателя). В результате избранные приобретают полномочия для отстаивания интересов.
- Выбор обсуждаемых вопросов зависит от участников. Принципом социального партнерства является свобода выбора.
- Обязательство сторонами принимаются добровольно, без давления, они должны быть реальны, то есть по силам.
- Коллективные договоры требуют неизбежного выполнения. Контроль за этим осуществляют надзорные органы.
- При невыполнении обязательств наступает административная ответственность, которая устанавливается при заключении договора.
Функции
Процессы, происходящие в социально-трудовой сфере, обеспечивают стабильность экономики и политики общества и способствуют развитию демократических институтов.
Принципы социального партнерства в сфере труда ориентированы на устранение радикального подхода по решению проблем. На это направлена мировая практика и деятельность МОТ (Международной организации труда).
Задача заключается в ведении конструктивного диалога с учетом интересов всех участников.
Согласование разнообразных социально-групповых интересов, урегулирование противоречий, конфликтов и их предотвращение посредством методов социального партнерства способствуют миру, развитию экономики и общественного порядку.
История возникновения
Развитие социального партнерства началось с момента появления МОТ. В России данная система закрепилась после появления Указа № 212 от 15.11.1991. На ней базируется разрешение трудовых споров, обсуждение и составление соглашений.
Формы социального партнерства
- Коллективные переговоры при составлении общих соглашений.
- Составление коллективных договоров.
- Взаимные консультации, например при несогласии между профсоюзом и работодателем.
- Управление организацией работниками и профсоюзом.
- Досудебные разбирательства представителей работников и работодателей.
Примеры действия социального партнерства
Диалог между работодателями и работниками или их представителями относится к двустороннему типу.
Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот.
Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат. Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.
В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме.
Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним.
Согласовывать проблемы допускается с местными (территориальными, региональными), отраслевыми и/или общенациональными органами.
В России организована комиссия, куда входят представители объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Структура выполняет функции урегулирования социально-трудовых отношений.
В субъектах государства также существуют возможности организации комиссий разного уровня, функционирующих на основе законов РФ и особых указаний, утвержденных органами местного самоуправления.
Роль государства
Особую роль в регулировании социального партнерства принимает государство:
- Контролирует законодательство.
- Принимает новые правовые акты.
- Определяет особенности организации объединений работников и работодателей.
- Устанавливает формы и методы взаимодействия партнеров, правовые рамки их деятельности и законодательный регламент.
- Выступает в качестве посредника при решении конфликтных ситуаций.
- Является социальным партнером при оформлении коллективных соглашений особого уровня.
- Создает условия для создания ассоциаций между работниками и/или работодателями.
задача государства
В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.
В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.
Социальное партнерство: принципы, уровни
В Трудовом кодексе (ст. 26) выделяют 5 уровней социального партнерства:
- Федеральный (основы урегулирования отношений).
- Региональный (порядок регуляции в субъектах).
- Отраслевой (управление в конкретной отрасли).
- Территориальный (для конкретного населенного пункта или его зоны).
- Локальный (в рамках определенной организации).
Действующие принципы социального партнерства должны функционировать в соответствии с законодательством на любом из уровней.
Заключение
Таким образом, если описать формы и принципы социального партнерства, то можно вывести следующие ключевые особенности правильной работы структуры:
- Это крепкая идеология партнерства в классах рабочих и собственников, где наемные работники не стремятся разрушить существующий строй, а стимулируют создание новых реформ и соглашений для улучшения своего положения.
- Принципы социального партнерства и их система функционируют исключительно в развитой экономике, когда государство не только поддерживает определенный класс, а выполняет политику по учету интересов многих представителей населения. Основным принципом социального партнерства является принцип равноправия сторон.
- Необходим интерес сообществ от рабочего класса (партий, профсоюзов) и наличие у них достаточной силы и авторитета, чтобы работодатели и госорганы считались с мнением организаций. Поэтому некоторые специалисты считают уважение и учет интересов сторон основным принципом социального партнерства.
- Экономические проблемы, потеря капитала и нестабильность в социуме – основные причины, заставляющие государство и собственников прислушиваться к организациям работников.
Источник: https://BusinessMan.ru/new-osnovnye-principy-socialnogo-partnerstva-ponyatie-formy-sistema-i-osobennosti.html
Социальное партнёрство в сфере труда – сущность, особенности, принципы
— Организация бизнеса — Кадры — Социальное партнерство
Понятие социального партнерства в сфере труда, его формы и принципы являются основополагающими для формирования всех трудовых взаимоотношений.
Социальное партнерство – это система взаимоотношений между потребителем трудовой функции в виде работодателя и непосредственным её исполнителем в виде сотрудника, которые и являются основными сторонами взаимоотношений, несущими ответственность друг перед другом.
Третью сторону социального партнерства представляют отдельные независимые органы и государство, обеспечивающие защиту интересов каждого из участников этих отношений.
Социальное партнерство – общие принципы и законодательное регулирование
Понятие соцпартнерства зародилось в начале 20-го века, когда развитие общества и экономики стало свидетельствовать о необходимости защиты интересов всех сторон трудовых взаимоотношений, а не только непосредственных работодателей и предпринимателей. Институты такового партнерства стали развиваться с появлением первых профсоюзов рабочих и впоследствии нашли применение во многих мировых государствах. Понятие соцпартнерства сейчас определяется следующим образом:
Социальное партнерство – это система взаимоотношений всех сторон трудовой деятельности, включающая работодателей, трудящихся и государство. Главной целью его является обеспечение трудящихся определенными гарантиями.
Не все мировые государства используют соцпартнёрство в качестве основополагающих принципов реализации трудовых взаимоотношений в полной мере.
Однако, даже США, где вопрос трудовых взаимоотношений решается в преимущественно политической сфере, реализует большинство практических принципов соцпартнерства, так как государство регулирует сферу труда в любом случае.
Фактически же в качестве юридической базы соцпартнерства в мире выступило создание Международной организации труда – МОТ, в основе которой и были документально заложены принципы трехстороннего участия в труде государства, сотрудников и работодателей.
Данный принцип называется трипартизмом. Социальное партнерство в сфере труда базируется на ряде международных документов, к которым можно отнести следующие рекомендации и конвенции МОТ:
- Конвенция №98, принятая в 1949 году.
- Рек. №91 от 1952 г.
- Рек. №94 от 1952 г.
- Рек. №113 от 1960 г.
- Рек. №149 от 1975 г.
- Рек. №152 от 1976 г.
- Рек. №151 от 1978 г.
- Рек. №159 от 1978 г.
- Конвенция №154 от 1981 г.
- Рек. №163 от 1981 г.
Вышеозначенные документы в полной мере приняты и ратифицированы РФ, и именно на основании международного законодательства было сформировано российское национальное трудовое законодательство. Так, следует первоочередно обратить внимание на Указ Президента РСФСР №212 от 15.11.1991.
Данный указ Президента, хоть на текущий момент и утратил свою юридическую силу, но заложил основные современные принципы соцпартнерства на территории России.
На текущий момент правовое регулирование данного аспекта трудовых взаимоотношений обеспечивается преимущественно нормативными положениями Трудового кодекса, к которым можно отнести:
- Раздел II в целом. данного раздела так или иначе, но посвящены непосредственно соцпартнёрству в России. Далее будут рассмотрены ключевые документы данного раздела.
- Ст.23. Данная статья предоставляет определение термина «социальное партнерство» в качестве системы взаимоотношений работодателей, сотрудников, органов власти и местного самоуправления.
- Ст.24. В означенной статье устанавливаются основополагающие принципы партнёрства.
- Ст.25. Её положения определяют стороны социального партнёрства.
- Ст.26. В означенной статье регулируются уровни социального партнёрства.
- Ст.27. В ней регламентируются возможные формы социального партнёрства.
- Ст.35. Она устанавливает органы социального партнёрства.
- Ст.54. Её нормативами регулируется ответственность сторон социального партнёрства за уклонение от необходимых мероприятий.
- Ст.55. Данной статьей регламентируется ответственность сторон соцпартнёрства за нарушение действующих его принципов.
Соцпартнёрство является, в первую очередь, базовым теоретическим термином, характеризующим трудовые взаимоотношения, а не каким-либо обособленным видом взаимоотношений.
Принципы социального партнёрства
Социальное партнёрство в сфере труда основывается на определенных принципах, являющихся основными и необходимыми для соблюдения всеми сторонами взаимоотношений. Базируются в России они на положениях вышеозначенной статьи 24 Трудового кодекса. Согласно ей, принципы социального партнёрства являются следующими:
- Равноправие. Данный принцип предусматривает равенство всех сторон соцпартнерства с административной точки зрения.
- Уважение и учет интересов. Под этим подразумевается поиск компромиссных решений, а не тех, которые будут актуальны лишь для одного из участников
- Заинтересованность. Стороны должны фактически быть заинтересованы во взаимоотношениях.
- Государственное содействие. Органы власти должны содействовать активному развитию и укреплению соцпартнёрства.
- Законность. Главенство права над иными принципами партнёрства является основополагающим.
- Полномочность. Лица, представляющие интересы каждой из сторон должны обладать всеми предусмотренными законом полномочиями и быть законно назначенными.
- Свобода выбора. Участники взаимоотношений должны быть вправе свободно обсуждать друг с другом любые вопросы, касающиеся сферы труда.
- Добровольность. Принятие определенных обязательств любой из сторон должно происходить исключительно добровольно, и каждая сторона должна иметь возможность отказаться от такового принятия.
- Реальность. Все принимаемые обязательства любой из сторон должны быть фактически исполнимыми.
- Обязательность. Все заключенные в рамках соцпартнёрства соглашения и договоры должны выполняться в обязательном порядке.
- Контроль. Стороны должны иметь возможность контроля действий друг друга по выполнению обязательств.
- Ответственность. Стороны несут ответственность за свои действия и заключенные документы.
Уровни, формы и органы социального партнерства
Соцпартнёрство в России имеет несколько уровней, на которых обеспечивается как реализация его принципов, так и непосредственное правовое регулирование трудовых взаимоотношений. При этом для нижестоящих уровней является обязательным соблюдение всех вышестоящих нормативов. К уровням социального партнёрства относят:
- Федеральный. Это – нормативы и правовые принципы, действующие на всей территории РФ.
- Межрегиональный. Этот уровень соцпартнёрства предполагает участие в формировании взаимоотношений нескольких субъектов РФ.
- Региональный. На данном уровне решения принимаются и влияют в рамках одного субъекта федерации.
- Отраслевой. Этот уровень является обособленным и регламентирует взаимоотношения в отдельных отраслях, в том числе на территории всех субъектов РФ.
- Территориальный. Данным уровнем регулируются взаимоотношения в пределах одного муниципального образования.
- Локальный. На предприятиях и отдельных субъектах хозяйствования также могут действовать свои принципы соцпартнерства, при условии соблюдения всех требований, регламентированных на вышестоящих уровнях.
Практическая же реализация принципов соцпартнерства имеет следующие формы:
- Коллективные переговоры. Стороны соцпартнёрства могут вести переговоры относительно оформления соглашений и коллективных договоров.
- Взаимные консультации. В рамках соцпартнёрства могут обсуждаться сами трудовые взаимоотношения, гарантии, получаемые сторонами, а также возможные изменения в механизмы регулирования труда, в том числе и законодательные.
- Участие трудящихся в управлении. Сотрудники имеют возможность получать определенную административную власть в рамках организации.
- Участие представителей сторон в спорах. Трудовые споры могут разрешаться в соцпартнерстве при участии непосредственных сторон трудовых взаимоотношений.
Важнейшим из практических инструментов, благодаря которым реализуется соцпартнёрство, является коллективный договор.
Основными же органами социального партнёрства в Российской Федерации всегда выступают комиссии по регулированию социально-трудовых взаимоотношений, которые также могут формироваться на различных вышеозначенных уровнях. (10 голос., 4,60 из 5)
Загрузка…
Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/sotsialnoe-partnerstvo.html