Понятие должностного лица и преступления в уголовном праве
Должностные лица выполняют свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию.
Следовательно и временное, то есть в течение определенного срока выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций или занятие должностей, так же может служить основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Страны в уголовном законодательстве которых содержится понятие преступления? К представителям власти относятся те работники государственных органов, которые наделены правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями), независимо от их ведомственной подчиненности. Представителями власти являются представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК). Следовательно, представителями власти являются сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы, налоговой полиции.
Должностные преступления как вид преступлений
Большая часть должностных преступлений совершается, как правило. путем действия, некоторые из них (злоупотребление властью или служебным положением, халатность), некоторые выражаются в бездействии.
Любое должностное преступление всегда нарушает определенные правовые установления. При этом действие (бездействие) применительно к некоторым должностным преступлениям может иметь место формально в пределах служебной компетенции лица.
Субъективная сторона всех должностных преступлений (кроме халатности) характеризуется только умышленной виной.
Объективная сторона должностного преступления заключается в общественно опасных действиях (бездействии) виновного, которые совершаются вопреки интересам службы и единственно в силу занимаемого должностного положения.
В свете выше изложенного необходимо остановиться на двух спорных законодательных решениях, создающих или могущих создать значительные трудности для правоприменительной практики.
Родовым объектом должностного преступления является совокупность общественных отношений, регулирующих деятельность государственного (а также общественного) аппарата.
Государственный аппарат — совокупность всех элементов государства, включающий органы государственной власти всех звеньев и органы государственного управления, а также аппарат управления предприятиями, учреждениями и организациями. 2. Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность.
Исходя из данного понятия, можно выделить следующие три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным: Последствия- это существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. А) разовое, однократное поручение (н-р: по доверенности лицо выполняет не будучи ДЛ, конкретное поручение представителя власти, А-Х функцию. Понятия этого квалифицирующего признака в Уголовном кодексе нет. Поэтому следует обратиться к нормативным актам других отраслей права.
Так, в п. 1 ст.
16 Закона Российской Федерации «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации № 154-ФЗ от 28 августа 1995 года под главой муниципального образования понимается выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. преступлений выступают должностные лица. Уголовный кодекс Российской Федерации дал определение должностного лица в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. В соответствии с ним должностными лицами признаются лица, постоянно осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [7].
Необходимость разрешения этих вопросов, а также некоторых других сопутствующих проблем, и предопределила актуальность и выбор темы настоящего исследования.
Вместе с тем, несмотря на значительный и не утихающий интерес со стороны ученых и практических работников к данной теме, нельзя сказать, что все основные проблемы решены.
История развития понятия состав преступления в уголовном праве? Разумеется, общее учение о субъекте должностных преступлений постепенно развивается.
По мере накопления эмпирического материала, исследования отдельных вопросов государственного и общественного устройства в науке собственно уголовного права предлагаются пути совершенствования и новые направления развития соответствующего института.
- представитель власти;
- имеет организационные и распорядительные компетенции;
- административно-хозяйственные полномочия;
- специальное полномочие.
Приведем примеры должностных лиц: это депутаты Парламента, Государственной думы, Совета Федерации, также это депутаты законодательных органов власти на уровне субъекта, члены Правительства на всех уровнях, судьи, как мировые, так и федеральные.
Юридические статьи
Признание субъекта преступления должностным лицом предполагает решение ряда практических вопросов, касающихся определения должностного лица в соответствии со ст. 285 УК РФ, которая указывает на общие признаки должностного лица, не раскрывая их. [2]
Крепицкий И. «Должностное лицо в уголовном праве (эволюция понятия) //Законность, 1997, № 10, С. 25.
Думается, что дело здесь — в самой специфике реализации государственной власти, в специфике управления общества соответствующими органами.[3] Курс уголовного права. Особенная часть. Том 5. Учебник для вузов / Под ред.
Г. И. Борзенкова и B.C. Комиссарова. — М., 2002.
Уголовно-правовая характеристика субъекта должностных преступлений Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются: 2) участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо — это деятельность в качестве члена органа управления организацией (совета директоров, правления и т. п.). Доверенное лицо, через которое виновный участвует в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, несет ответственность за пособничество в незаконном участии в предпринимательской деятельности. Лица, хотя и имеющие отношение к имуществу, но выполняющие технические или производственные функции, не являются должностными. Заключение договора между работником и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не может служить основанием для признания такого лица субъектом должностного преступления, если при этом оно не осуществляет функций по управлению или распоряжению этими ценностями (например, организует их доставку, распределяет по другим снабженческим точкам)*. Думается, необходимо внести изменения также в примечание к ст. 318 УК РФ, поскольку в нем нарушен логический запрет давать определение через подобное: в примечании к ст.
По сравнению с общим субъектом преступления, являющимся физическим вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности, установленного уголовным законом, он, обладая этими признаками, характеризуется еще и дополнительным признаком, обусловленным тем или иным статусом лица, занимающего то или иное служебное положение. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.». ции. Понятие преступления и правонарушения в современном уголовном праве? Привлекая лицо к уголовной ответственности за должностное преступление, суд должен указывать тот признак, ко-•
Следует иметь в виду, что законодатель в УК РСФСР 1922 года под должностными преступлениями понимает такие общественно опасные деяния, которые могут быть совершены исключительно должностным лицом. Поэтому среди составов должностных преступлений мы встречаем не только собственно должностные преступления, посягающие на порядок работы органов власти и управления, но и иные виды преступлений, где нормальное функционирование государственного аппарата выступает дополнительным объектом преступного посягательства.
В этой связи представляется целесообразным определить историко-социальные предпосылки, обусловившие появление и законодательное закрепление понятия «должностное лицо в уголовном праве.
Еще в конце ХIХ в. известный русский криминалист А. Ф. Кистяковский указывал, что «без света истории как науки, трактующей о постепенном развитии рода человеческого, уголовное право прежних формаций являлось бы во многих пунктах произведением умопомешанного [13, с. 41].
Начатые во второй половине 1980-х годов экономические реформы, принципиальное изменение политических институтов и государственной идеологии привели к иному взгляду на должностное лицо.
Реформирование экономической и политической системы российского общества выявили ограниченность системы должностных преступлений, и в частности – понятия должностного лица. Рассмотренная выше тенденция к ограничению круга лиц, признаваемых должностными, и была законодательно закреплена в УК РСФСР 1960 года. Принятый в 1926 г.
второй УК РСФСР [18] не внес каких-либо принципиальных изменений в определение понятия должностного лица и в легально определенную систему должностных преступлений.
Понятие должностного лица в уголовном праве
Примечания. 1.
Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
ции в государственных органах,органах местного самоуправле-ния, государственных и муниципальных учреждениях, государст-венных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других вой-сках и воинских формированиях РФ; в) лица, выполняющиеадминистративно-хозяйственные функции в тех же органах,Отечественное право не содержит единого понятия должно-стного лица. Уголовно -правовое понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст.
285 УК, из которого следует, что должностными лицами признаются три категории граждан: (я думаю понятие которое ты назвала будет достаточно я там разберусь) просто можешь сказать ) а) лица, осуществляющие функции представителя власти;3.
Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Читайте другие статьи на сайте:
Источник: https://urist-onlain.ru/ugolovnaya-otvetstvennost/ponjatie-dolzhnostnogo-lica-i-prestuplenija-v.html
Признаки, виды и понятие должностного лица в уголовном праве :
Должностное лицо – это общее понятие, имеющее свои особенности и индивидуальные характеристики в зависимости от аспектов, в которых оно рассматривается. При этом понятие должностного лица в уголовном праве отличается своими нюансами.
Связано это с тем, что совершение преступления простым субъектом – человеком без особых признаков, становится покушением на один объект.
Преступление, совершенное должностным лицом, – покушение не только на основной объект, но и на отношения власти, соподчинения и иерархии, что более опасно по природе своей. Поэтому рассмотрим, что понимается под должностным лицом.
Понятие в уголовном праве России
В примечании к статье 285 Уголовного Кодекса России указывается, что под должностным лицом понимается человек (именно физическое лицо), который временно или на постоянной основе осуществляет полномочия представителя власти по специальному представлению.
Понятие должностного лица в уголовном праве включает в себя возможность выполнения организационно-распорядительной или административно-хозяйственной деятельности.
Среди органов власти, в которых может действовать такое определение, есть органы местного самоуправления, государственной власти, муниципальные объединения, учреждения, корпорации, Вооруженные Силы России или другие военные формирования, что действуют в нашем государстве.
Признаки должностного лица
Признаки должностного лица в уголовном праве выделяются, исходя из определения. Они отражают сущность и особенности этой категории служащих:
- представитель власти;
- имеет организационные и распорядительные компетенции;
- административно-хозяйственные полномочия;
- специальное полномочие.
Особенность рассматриваемого института заключается в том, что его признаки и проводят черту между видами должностных лиц. Все вышеперечисленные признаки не только выделяют особенности, но и формируют принципиально новые институты, входящие в один, именуемый должностным лицом.
Представители власти: классификация
Как отмечено выше, понятие должностного лица в уголовном праве предусматривает наличие такой составляющей, как представитель власти. То есть к нему относятся люди, наделенные компетенцией по осуществлению функций органов судебной, представительной властей и законодательной.
Сюда же относятся сотрудники любых правоохранительных органов или органов, осуществляющих контроль и надзор.
Основной особенностью является право принимать решения, исполнение которых обязательно не только для тех, кто находится в подчинении должностного лица, но и для всех граждан, независимо от того, работают они в той или иной структуре или нет.
Представитель власти является первым из двух видов должностных лиц в уголовном праве. Вторым является лицо, у которого есть специальное полномочие или разного рода функции, описанные далее.
Приведем примеры должностных лиц: это депутаты Парламента, Государственной думы, Совета Федерации, также это депутаты законодательных органов власти на уровне субъекта, члены Правительства на всех уровнях, судьи, как мировые, так и федеральные.
Организационные и распорядительные полномочия
Вторым структурным звеном понятия должностного лица в уголовном праве является исполнение разного рода функций, разберем их более подробно.
В данную категорию входят люди, которые руководят коллективом органа власти на любом уровне или другими людьми, находящихся в непосредственном подчинении.
При этом организационные функции подразумевают решение кадровых вопросов, определение трудовых функций, наложение взысканий за нарушение дисциплины и иное. Сюда будет входить принятие решений, которые имеют юридическое значение и повлекут за собой последствия.
Например, выдача листа о временной или постоянной нетрудоспособности, установление факта инвалидности и определение ее степени, выставление оценок на экзамене.
Например, директор школы, ректор какого-либо института, руководитель учреждения, работники медицинских или социальных служб.
Административные и хозяйственные компетенции
Понятие должностного лица в уголовном праве имеет многогранное значение, мы раскрыли лишь два аспекта. Перейдем к третьему, который так же включает исполнение функций.
К административно-хозяйственной деятельности относятся распределение имущества, денег в любом виде, принятие решений о размере и периоде начисления заработной платы, отпускных выплат, пособий.
Все действия, которые направлены на контроль за движением имущества, ценностей или денег относятся к данному виду полномочий.
Яркими примерами будут являться заведующие складами, бухгалтера, начальники стипендиального, финансового отдела, заведующие базами и т. п.
Специальное полномочие
Раскрывая определение должностного лица в уголовном праве, мы упомянули о специальном полномочии (или специальном представлении). Под ним понимается возложение обязанностей и прав должностного лица законом или локальным нормативным актом.
То есть не допускается ситуация, когда один человек назначил другого начальником и даровал ему полномочия. Все четко регламентируется законодательством, в котором прописывается порядок и сущность той или иной должности. Специальное полномочие также может даваться распоряжением вышестоящей инстанции.
Процедура практически всегда распространяется на конкретный период времени либо используется одноразово. Это прописывается в нормативном акте.
Например, преподаватель, который участвует в аттестационной или квалификационной комиссии, или врач, который заседает в комиссии, присваивающей инвалидность. Также примером должностного лица со специальным полномочием считаются присяжные заседатели.
Охарактеризовав все структурные части, мы дали полноценное понятие должностного лица в уголовном праве РФ. Для сравнения рассмотрим данный институт в уголовном праве Республики Беларусь.
Кто такое должностное лицо в праве РБ?
На территории Республики Беларусь действует закон, который называется «О борьбе с коррупцией», именно в нем и дается характеристика основным понятиям. К ним относятся коррупция, должностное лицо, субъекты коррупционных правонарушений и другие.
Остановимся более подробно на понятии должностного лица в уголовном праве РБ. Понятие, данное в вышеуказанном законе, распространяется на уголовно-правовое поле.
Под должностным лицом понимается человек, который временно, постоянно или же по специальному полномочию осуществляет функции, аналогичные описанным выше. Еще сюда относятся категории граждан, которые могут отдавать распоряжения, приказы, указания лицам, не находящимся от них в прямой зависимости.
По большому счету продублировано понятие, прописанное в российском уголовном законодательстве, то есть никаких принципиальных изменений нет.
Категории должностных лиц в Республике Беларусь
Должностное лицо в уголовном праве РБ подразумевает несколько категорий, которые в совокупности образуют полноценный институт. Каждая из этих категорий отдельная и не зависит друг от друга:
- представители власти, например, депутаты Палаты Национального собрания или депутаты местных органов власти;
- представители общественности (люди, которые выполняют охрану общественного порядка) – различные патрули;
- лица со специальным полномочием, например, начальники воинских формирований;
- представители из других государств, например, российский судья, судьи международных судов.
Отметим особенность уголовного права этого государства, которая заключается в том, что граждане иностранных государств находятся в общем списке: они не облекаются в особенную группу, отличную от других.
Под ними же понимаются и те люди, которые активно работают в международных органах. В российском уголовном праве эта категория исключена из общего понятия должностного лица, которое дано в Уголовном Кодексе.
Это указывает на особенности каждой системы законов.
Источник: https://BusinessMan.ru/priznaki-vidyi-i-ponyatie-doljnostnogo-litsa-v-ugolovnom-prave.html
Виды должностных преступлений
Нарушение законодательных нормативов сотрудниками государственного аппарата и органов муниципального управления объединены в единое понятие должностных преступлений. Законом установлены признаки, условия и порядок взыскания при совершении должностными лицами противоправных поступков.
Согласно последним поправкам к закону, должностными лицами не являются сотрудники негосударственных и коммерческих структур.
Определение должностного лица
Согласно ст.285 УК РФ, существует перечень лиц, являющихся субъектами должностных преступлений.
Сотрудники государственного аппарата, административных и управленческих структур, наделенные распорядительными и управленческими полномочиями могут привлекаться к ответственности при наличии состава должностного преступления.
Например, ответственности подвергаются сотрудники ГИБДД, полиции, воинских подразделений, муниципальных и федеральных исполнительных и надзорных органов.
К данной категории лиц относится руководящий состав государственных структур, который управляет подчиненным коллективом и при этом дает указания независимым гражданам.
Должностным проступком является нарушение финансовой дисциплины руководителей, приводящей к уголовному преследованию. Внутренние проступки, совершаемые в организациях, являются дисциплинарными, могут преследоваться по административному кодексу.
Должностному лицу сопутствуют два обязательных признака. Гражданин осуществляет трудовые обязанности в качестве представителя государства в соответствии со строго установленными правовыми нормами.
Совершая официальные поступки от уполномочившего его органа, лицо воздействует на правовые взаимоотношения юридических и физических лиц.
Государственный исполнитель действует в соответствии с выделенными ему полномочиями: на временной, постоянной основе или по одноразовому назначению.
Признаки должностного преступления
Согласно ст.30 УК РФ, юридически обозначены необходимые для квалификации признаки должностных противоправных деяний:
- субъектом является государственный или муниципальный служащий;
- проступок возможен с использованием служебного положения;
- производится нарушение деятельности органов в результате проступка служащего;
- совершенные действия не связаны со служебной необходимостью.
Причиняя существенный вред государственным интересам и нарушая законные права граждан, должностное лицо может быть обвинено в следующих видах должностных преступлений:
- совершаемые лицами, наделенными должностными полномочиями;
- государственными служащими;
- муниципальными сотрудниками;
- общими субъектами наказания.
Существует три вида противоправных поступков государственных служащих. В первую очередь ответственность накладывается за проступки, совершенные с использованием должностных полномочий в любой сфере деятельности самой структуры. Подобные общие преступления классифицируются по соответствующим статьям УК РФ, не зависимо от статуса организации.
Вторым видом являются специальные преступления, которые могут быть совершены исключительно внутри подразделений государственных служб с использованием предоставленных полномочий. Третий вид должностных противоправных деяний обозначен как альтернативный, присущий любому гражданину, но совершенный лицом при исполнении служебных обязанностей.
Правоохранительные действия
Наиболее частыми уголовно наказуемыми проступками сотрудников являются дела о взятках. Доказать и привлечь к ответственности виновного бывает достаточно сложно, особенно в случае преступного сговора.
Чаще всего возбуждение дела происходит по заявлению лица, у которого вымогают взятку или ставят в условия, когда он вынужден идти на преступление.
Определить виновность можно по официальному заявлению потерпевшего, которое является основанием для возбуждения дела.
Заявитель освобождается от ответственности и при согласии участвует в операции при передаче денег подозреваемому.
При этом применяются современные средства фиксации и наблюдения, поскольку доказательства передачи денег должны быть официально отображены.
Дела о противоправных деяниях государственных служащих требуют выполнения основных условий оперативной работы.
Важное значение имеют место и время совершения преступления, которое должно происходить в служебное время. Определяется осведомленность других сотрудников, возможность группового сговора и содействия преступным планам.
На квалификацию влияют мотивы проступка, непредумышленное нарушение повлечет более мягкое наказание. Осознанность и корыстность поступка, особенного в крупных размерах, приводит к значительному уголовному наказанию, связанному с лишением свободы.
Источник: https://alljus.ru/ugolovnoe-pravo/vidy-dolzhnostnyx-prestuplenij.html