Некоторые законы России вызывают огромное количество рассуждений, комментариев и толков на всех уровнях – от профессионального до обывательского. Особенно часто это касается относительно новых законов или изменений, внесённых в старые.
Примером подобной ситуации может послужить правовое регулирование в области чувств приверженцев той или иной религии. Поэтому сегодня мы поговорим о том, что является оскорблением религиозных чувств верующих, есть ли статья за это, и могут ли посадить оскорбителя.
Общая информация
В УК России не отыскать статьи с заголовком об оскорблении чувств верующих. Это внутренняя формулировка, которая содержится в 148-й статье.
Понятие и виды
В законе об оскорблении чувств верующих (читать текст) речь идёт не абсолютно обо всех чувствах верующих. Лишь о тех, которые имеют отношение к их вероисповеданию, принадлежности к какой-либо религии.
Что именно можно счесть оскорблением религиозных чувств? Вот некоторые примеры:
- неуважение к религиозным канонам, догмам, например, их высмеивание;
- то же, но уже в отношении человека в свете его приверженности какой-либо религии.
Оскорбления такого рода совершаются в различных формах.
- Это может быть устное высказывание,
- статус на собственной страничке в социальных сетях,
- некий комментарий там же,
- интервью по ТВ, заметка в СМИ – ещё один вариант.
Состав преступления может содержаться и в различных действиях. Человек намеренно, прилюдно уничтожил какой-либо религиозный атрибут, осквернил его? Обвинение будет соответствующим.
У противников нормы часто возникает вопрос: а что, собственно, считать чувствами верующих? В общем смысле под это определение подпадает благоговение перед святыми предметами, местами, деяниями, а также канонами исповедуемой религии.
Уголовно-правовая характеристика
Намеренные, заведомо оскорбительные действия слагаются в объективную сторону преступления. Ответственность наступает с шестнадцати лет, как и всегда, при условии вменяемости субъекта. Умысел может быть исключительно прямым, любое действие должно иметь цель именно оскорбить религиозные чувства.
Квалифицирующие признаки
148-я статья УК РФ об оскорблении чувств верующих содержит четыре части. По тексту можно выделить два способа нарушения прав людей в области свободы совести и вероисповедания.
- В первом случае речь идёт о любых публичных действиях, которые выражают отсутствие уважения к присутствующим и одновременно оскорбляют их религиозные чувства. Квалифицирующим признаком такого злодеяния вторая часть 148-й статьи называет злодеяние в священных для приверженцев религии местах.
- Во втором случае преступлением признаются действия, которые мешают религиозной деятельности, в частности, обрядам, таинствам. Здесь квалифицирующих признаков два, они перечислены в четвёртой части статьи. Либо злодеяние совершено неким лицом на должности, либо сопряжено с насилием/угрозой насилия.
Отличия от смежных составов
Может возникнуть вопрос: религиозные мотивы в качестве квалифицирующих признаков присутствуют сразу в нескольких статьях УК. Например, о хулиганстве, вандализме, убийстве. Нужна ли ещё одна специализированная статья? Норма всё же представляется своевременной. Для объяснения можно привести такой пример.
Человек пребывает в помещении религиозного назначения, чтобы сосредоточиться на молитве, достичь просветления, исполнить некий ритуал.
Однако некий злоумышленник просто стоит рядом и словесно порочит всё, что свято. Нет ни убийства, ни физического воздействия. Не осквернён ни один предмет, то есть о вандализме речи не идёт.
А между тем приверженцу религии наносится глубочайшая душевная травма.
Вот случай, когда норма из 148-й статьи действительно необходима. Учитывая её относительную новизну, не исключаются какие-либо корректировки, разъяснения, однако в целом характер статьи понятен и теперь.
О том, «светит» ли срок или штраф за оскорбление чувств верующих, читайте ниже.
Что делать при оскорблении чувств верующих?
Практическое применение относительно новых норм всегда порождает массу вопросов. Есть они и в этом случае. Давайте для начала узнаем, куда жаловаться, если имеет место оскорбление чувств верующих.
Куда обращаться?
Оскорбительные действия, показное неуважение – это нарушение принятого порядка. Значит, логично обращаться в полицию. Ситуация может потребовать не просто письменного обращения, а немедленного вызова полицейских.
Как доказать?
Поскольку 148-я статья говорит о публичных действиях, лучший метод доказать злодеяние – это сбор как можно большего количество показаний. В таких делах всегда есть потерпевшие. Ими становятся приверженцы той или иной религии, на оскорбление чувств которых злодеяние было направлено.
Как составить жалобу?
Какой-то строгой формы в этом плане не существует. Необходимо указать:
- кто совершил злодеяние (если неизвестный преступник, потребуется его максимально подробное описание);
- конкретные действия (слова, поступки);
- перечисление пострадавших.
Не исключается, что впоследствии виновный будет обвинён по нескольким статьям УК.
Жалоба на оскорбление чувств верующих — 1
Жалоба на оскорбление чувств верующих — 2
Жалоба на оскорбление чувств верующих — 3
Жалоба на оскорбление чувств верующих — 4
Сегодня случаев, когда судят или осудили за оскорбление чувств верующих, не много, о них и поговорим.
Судебная практика
У многих людей ещё свеж в памяти так называемый панк-молебен. Однако на момент следствия и суда над участницами группы «Пусси Райот» 148-я статья звучала иначе, поэтому не инкриминировалась.
До настоящего времени уголовные дела по оскорблению чувств верующих нечастые, до суда и, соответственно, до приговора доходит редко.
- Например, житель Ижевска разместил в соцсети пост с некой картинкой. Она оказалась оскорбительной для приверженцев мусульманства. Приговором стали обязательные работы (на 200 часов).
- Оскорбительная в религиозном аспекте полемика (тоже в соцсети) обернулась для одного пользователя следствием, экспертизами и прочими действиями. Приговора по этому делу пока нет.
В любом обществе важны не только законы. Важно также их правильное понимание и применение. Порой людям действительно недостаёт взаимного уважения, в том числе и в области приверженности к той или иной религии.
Источник: http://ugolovka.com/prestupleniya/protiv-voli-i-chesti/oskorblenie/chuvstv-veruyushhih.html
Оскорбление чувств верующих – статья 148 УК РФ
- Под оскорблением чувств верующих в тексте действующей редакции УК Российской Федерации понимается следующее.
- Публичные действия или умышленные высказывания, направленные против чьей-либо религиозности.
- Умышленное непристойное, противоправное поведение, совершенное в местах богослужения.
- Незаконное вмешательство в работу религиозных организаций.
- Эти же действия, совершенные насильственно или с угрозой, а также с превышением своих рабочих обязанностей.
Включение поправок, расширивших ст. 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповедания» произошло в 2013 году. До этого лица, совершившие вышеуказанные деяния, могли попасть под ответственность статей 213 «Хулиганство», 214 «Вандализм» и 282 «Возбуждение ненависти и вражды» Уголовного кодекса.
Стоит отметить, что каждая из них содержит специальный пункт, в котором говорится о религиозных мотивах преступления.
В 2012 году, на волне резонансного дела Pussy Riot, возникла инициатива создания закона, который бы защищал духовные интересы лиц того или иного вероисповедания. Сами участницы в то время были осуждены за хулиганство.
Был разработан проект статьи 243.1 УК РФ «Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания», но в итоге была только дополнена и переименована статья 148.
Разбор понятий: что приведёт под суд?
Новые поправки по сей день вызывают немало споров как среди простых граждан, так и профессиональных юристов. Их причина — в расплывчатости терминов закона. В его тексте нет точного определения ни для слова «верующий», ни для того, что относится к спектру его чувств.
Самым очерченным из её понятий является оскорбление, то есть целенаправленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Не всякое высказывание, которое повлекло за собой чью-то обиду, можно отнести к оскорблению. Специальная экспертиза относит к таковым лишь высказывания, которые:
- Имеют явный умысел;
- Содержат непристойную лексику;
- Являются негативными по отношению к представителю (или их группе) какой-либо религиозной организации;
- Носят публичный характер;
- Направлены на унижение чести и достоинства потерпевших.
Грубо говоря, уголовное дело можно возбудить в том случае, если один человек целенаправленно оскорбляет другого на почве его религиозных предпочтений.
Этим охват закона не ограничивается. Под него также попадает непристойное поведение в местах религиозного поклонения, а также воспрепятствование деятельности духовных организаций. Остановимся на последнем понятии.
Согласно ФЗ религиозные объединения разделяются на группы и организации, и ответственность наступает лишь при вмешательстве в деятельность вторых.
В обоих случаях они построены на добровольном объединении людей, разделяющих какую-либо веру. В чём тогда разница? Организация должна пройти соответствующую регистрацию, насчитывать более 10 прихожан и существовать не менее 15 лет.
- В случае, если задеты духовные чувства представителя какой-либо группы, он может возбудить дело и по другим статьям, которые предусматривают оскорбление, либо защищать свои интересы в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
- Принадлежность потерпевшего к группе или организации, не имеет значения, если были осквернены святыни, мощи и иные объекты сакрального значения.
Ответственность
Статьёй предусмотрены следующие виды наказания:
- Штраф до полумиллиона рублей;
- Взыскание дохода осуждённого за период от одного до трёх лет;
- Общественные работы;
- Арест, ограничение или лишение свободы до трёх лет;
- Запрет на занятость в следующих сферах: педагогической (работой с детьми до 18 лет), гражданской и государственной службе (МВД, ФСИН и т. п.), авиации. Срок запрета – до двух лет.
Поправки в закон были внесены с целью защитить категории граждан, которые разделяют ту или иную веру.
К сожалению, отсутствие точных определений некоторых терминов, а также возможность отнести действия правонарушителей к ряду других аналогичных статей Уголовного кодекса затрудняют практику дел, возбуждаемых конкретно по этой статье.
Источник: https://jurysti.ru/oskorblenie-chuvstv-veruyushhih-statya-148-uk-rf/
Закон об уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих. Комментарий Юридической службы Московской Патриархии
Юридическая служба Московской Патриархии прокомментировала введенную Федеральным законом от 29 июня 2013 года новую редакцию статьи Уголовного кодекса РФ, устанавливающую уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих.
Введенная Федеральным законом № 136-ФЗ от 29 июня 2013 года новая редакция статьи 148 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) устанавливает уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих.
- Правовой основой внесения изменений в действующую статью 148 УК РФ явились положения пункта 6 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», запрещающие воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии.
- Уголовная ответственность за данное деяние не является новой в постсоветском уголовном законодательстве: такая норма в 1993 году была включена в состав статьи 143 действовавшего УК РСФСР, а в 1996 году утратила силу вследствие принятия УК РФ.
В соответствии с новой редакцией статьи 148 УК РФ уголовному преследованию подлежат действия, совершенные публично. Это означает, что уголовно наказуемые действия должны совершаться в присутствии верующих лиц, религиозные чувства которых оскорбляются (при этом не имеет значения количество этих лиц), или в их отсутствии, но с последующим опубликованием деяния, например, в сети Интернет или с использованием иных средств массовой информации.
Под явным неуважением к обществу современная правоприменительная практика понимает нарушение общепризнанных норм и правил поведения, продиктованное желанием виновного лица противопоставить себя окружающим (в данном случае в отношении их религиозных чувств), продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним (см., например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений»).
Так, характер явного неуважения к обществу носил как сам танец на солее Храма Христа Спасителя, так и непристойные телодвижения танцующих.
Оскорбление религиозных чувств граждан ранее образовывало состав административного правонарушения (ст. 5.26 КоАП РФ). В настоящее время эта административная норма получила уголовно-правовую защиту, поэтому вполне оправданно использование прежних комментариев к ст. 5.26 КоАП в применении к ч. 1 ст. 148 УК в новой редакции.
Так, под оскорблением религиозных чувств понимаются неуважительный отзыв, грубое высмеивание религиозных догм и канонов, которые исповедует гражданин, или личных качеств гражданина, связанных с его религиозной принадлежностью, осквернение почитаемых гражданами предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики (циничное поругание, унижение, опорочивание, издевательство).
Публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики или атрибутики или их порчу или уничтожение, совершенное в целях оскорбления религиозных чувств граждан, также подпадает под ч.1 ст. 148 УК РФ. Под этот состав преступления подпадают «крестоповалы», рубка и осквернение икон в «культурных целях» и иные печально известные деяния.
Особые возражения при обсуждении проекта закона вызвало понятие «религиозные чувства». Высказывались даже суждения о невозможности определить, что относится к религиозным чувствам, и об отсутствии в данном понятии правового содержания.
Однако Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержит понятия «религиозные убеждения», «религиозные чувства», «объекты религиозного почитания».
Из анализа соотношения этих понятий явствует, что религиозными являются чувства благоговейного отношения лица к тому, что в соответствии с его религиозными убеждениями является для него святыней, при этом такой святыней для лица, несомненно, являются его религиозные убеждения, догматы религии, личности и деяния святых, а также священные изображения и тексты, иные предметы религиозного назначения, места религиозного почитания (паломничества).
Часть 2 статьи 148 в новой редакции регулирует случаи, когда эти действия (оскорбление религиозных чувств) совершаются в местах, специально предназначенных для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний (например, нашумевший «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя). Также поджоги храмов, нанесение на культовые здания богохульных и оскорбительных надписей подпадают под этот состав преступления.
Для данных деяний устанавливается достаточно строгое наказание — до трех лет лишения свободы с ограничением свободы на срок 1 год или без такового.
К местам, специально предназначенным для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» относит не только культовые здания и сооружения, но и иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), в которых религиозные организации вправе беспрепятственно совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии — учреждения и предприятия религиозных организаций, кладбища и крематории, а также жилые помещения (п. 2 ст. 16).
Кроме того, это места, специально предоставленные религиозным организациям для целей совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, например, специально выделяемые администрацией:
- лечебно-профилактических и больничных учреждений
- домов-интернатов для престарелых и инвалидов
- детских домов
- учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы
- мест содержания под стражей
- воинских частей
Части 3 и 4 статьи 148 в новой редакции устанавливают уголовную ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.
Незаконным является такое воспрепятствование, которое нарушает положения статьи 28 Конституции Российской Федерации и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
При этом правомерные действия органов государственной власти по предусмотренному законом контролю за деятельностью религиозных организаций, совершенные в пределах компетенции этих органов, не охватываются составом частей 3 и 4 статьи 148 УК РФ.
Под воспрепятствованием современная правоприменительная практика понимает ограничение деятельности религиозных организаций в каких бы то ни было формах.
Это может быть создание препятствий для осуществления уставной деятельности религиозной организации (например, производству и распространению предметов религиозного назначения и религиозной литературы, благотворительной деятельности и т.д.) или реализации прав, вытекающих из содержания права на свободу совести и свободу вероисповедания (например, права обучать религии несовершеннолетних детей).
- Под воспрепятствованием проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний понимается ограничение предусмотренной законом религиозной деятельности, выражающееся, например, ввоспрепятствовании посещению храма верующими, проведению крестных ходов, а также бесчинства в храме во время проведения Божественной литургии и иные действия по срыву богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний.
- В особый состав преступления, характеризуемый большей общественной опасностью и обеспечиваемый более строгим наказанием, законодатель выделил совершение указанных действий лицом с использование своего служебного положения, а также с применением насилия или с угрозой его применения.
- Представляется, что под этот состав могут подпадать неправомерные действия должностных лиц, вследствие которых религиозная деятельность была ограничена (например, незаконное приостановление деятельности религиозной организации различными контролирующими органами).
Статья 2 Федерального закона № 136-ФЗ от 29 июня 2013 года устанавливает новую редакцию статьи 5.26 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).
- Изменения претерпел как размер санкции в части 1 (воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него влечет сейчас наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей — увеличение размера штрафа до 100 раз), так и часть 2 указанной статьи.
- Прежняя редакция (оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики) заменена на новую: умышленное публичноеосквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики или атрибутики или их порчу или уничтожение наказываются административным штрафом в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей для граждан либо обязательными работами на срок до 120 часов, а также административным штрафом в размере от ста тысяч до двухсот рублей для должностных лиц.
- При этом серьезно уточнен перечень предметов, действия которых создают состав административного правонарушения, а также перечень самих этих действий.
Особо хотелось бы отметить, что частью 2 статьи 5.26 КоАП РФ предусмотрены только деяния, совершаемые без цели оскорбления религиозных чувств верующих. Те же действия, совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, как уже отмечалось выше, являются уголовным преступлением, предусмотренным статьей 148 УК РФ.
Источник: https://www.pravmir.ru/zakon-ob-ugolovnoj-otvetstvennosti-za-oskorblenie-religioznyx-chuvstv-veruyushhix-kommentarij-yuridicheskoj-sluzhby-moskovskoj-patriarxii/
Оскорбление чувств верующих: статья 148 УК РФ
Оскорбление чувств верующих является преступлением. Если в процессе возникновения конфликтов на религиозной почве в сторону определенного физического лица были брошены оскорбления, то обидчик должен быть наказан.
Я являюсь представителем христианского вероисповедания, и недавно мои чувства были достаточно грубо оскорблены. Терпеть я это не захотел.
В связи с этим я обратился к юристу, узнал о законе, который в данном случае вступает в силу, а также какие именно действия считаются преступлением. Обо всем этом я как раз и расскажу в данной статье.
В результате мне удалось привлечь обидчика к уголовной ответственности.
Закон об оскорблении чувств верующих
В мире существует далеко не одна религия, и, соответственно, физические лица вправе самостоятельно выбирать ту, которая им ближе. На территории Российской Федерации проживают представители различных религий.
Однако не все люди умеют держать себя в руках и вести прилично. Довольно часто возникают конфликты, в результате которых представитель одной религиозной группы оскорбляет члена другой группы.
Данные действия являются противоправными, поскольку все религии в мире считаются равными.
Статья под номером 148 УК РФ посвящена оскорблению чувств верующих. Произведено данное нарушение может быть разными способами. В связи с этим акт подразделяется на четыре основных части.
Какие бывают составы преступлений
Законодательный акт под номером 148, находящийся в Уголовном кодексе, посвящен нарушению прав свободы вероисповедания. Осуществлено данное противоправное действие преступником может быть по-разному. В связи с этим в статье выделено четыре следующих состава преступления:
- Публичные оскорбления. Чувства верующих могут быть задеты в публичном порядке. То, было адресовано оскорбление в адрес конкретного представителя религии либо в сторону всей группы верующих, роли не играет. Если высказывание физического лица являлось неуважительным по отношению к обществу и было изречено с целью оскорбления чувств верующих, то в силу вступает первый пункт все той же 148 статьи.
- Оскорбления, сделанные в местах для богослужений. Кроме самой сути правонарушения, значение имеет и то, где оно было совершено. Если за действиями физического лица был замечен состав преступления, описанный в первом пункте, то необходимо сделать акцент на месте, в котором это произошло. В случаях оскорблений, сделанных в местах, которые были отведены для проведения богослужений, действует второй пункт статьи. Также данная часть акта актуальна и в случаях оскорблений в местах, предназначенных для осуществления религиозных обрядов.
- Действия по воспрепятствованию. Может быть и так, что определенное физическое (юридическое) лицо проявляет действия, направленные на препятствование деятельности каких-либо религиозных групп. Например, представителям некой религии могут не давать провести богослужение либо определенный обряд. Действия подобного характера также расцениваются как оскорбления чувств верующих. Наказания в данном случае выносятся на основании третьего пункта 148 статьи.
- Препятствование особым способом. Иногда происходит и так, что действия, которые изложены в третьей части статьи 148 за оскорбления чувств верующих, были оказаны физическим лицом путем злоупотребления служебным положением. В таких случаях актуален четвертый пункт законодательного акта. То же самое касается и случаев, когда воспрепятствование было проявлено с использованием насильственных действий, а также угрозами.
Обращаю внимание, что для того, чтобы привлечь преступника к уголовной ответственности, жертве необходимо доказать, что ее религиозные чувства были задеты. Сделать это можно с помощью свидетельских показаний, аудио- либо видеоматериалов и так далее.
Если оскорбленное физическое лицо решило предоставить аудиозапись, то юристы рекомендуют дополнительно приложить к ней документ, который содержит письменный вариант звучащего текста.
Однако если слышимость является прекрасной, то делать это вовсе не обязательно.
Какие наказания ожидают преступников
Если физическое лицо осудили по первому пункту акта под номером 148, расположенного в Уголовном кодексе, то самым мягким видом наказания является штраф. Верхний лимит удержания составляет 300 000 рублей.
Что касается минимальной суммы штрафа, то она не установлена. Также с осужденного могут вычитать его основной заработок на протяжении двух лет. Еще на год могут утвердить выполнение принудительных работ. На такой же период могут лишить свободы.
Кроме того, возможны обязательные работы, но не более 240 часов в сумме.
Если же оскорбление религиозных взглядов подлежит осуждению по второму пункту статьи № 148, то также удерживается штраф. Однако его максимальная сумма повышается до пятисот тысяч рублей.
Что касается удержания заработной платы, то производиться данное действие может в течение целых трех лет. На такой же срок (как максимум) утверждаются принудительные работы. Не более 480 часов осужденного могут заставлять трудиться на обязательных работах.
Помимо того, на три года применим такой вид наказания, как лишение свободы.
Следует отметить, что осужденного по статье № 148 (вторая часть) могут не только лишить свободы на три года, но и ограничить в ней на период, равный одному году.
Что касается ответственности по третьей части статьи 148 УК РФ за оскорбление чувств верующих, то также действуют штрафные санкции. Максимальная сумма удержания равна 300 000 рублей.
Заработок забирают в качестве альтернативы штрафа, но не более двух лет. Обязательные работы накладываются на период до 360 часов. Исправительные работы могут действовать максимум год.
Также возможно применение ареста, который накладывается на три месяца.
И максимальный штраф по последнему пункту статьи составляет не более двухсот тысяч рублей. Доход с осужденного удерживается максимум в течение года. Также судья может утвердить выполнение обязательных работ на срок до 480 часов.
Если в качестве наказания были выбраны исправительные работы, то действовать оно может не более двух лет. Что касается принудительных работ, то трудиться на них необходимо около года.
Еще на два года могут лишить свободы и наложить запрет на выполнение определенной деятельности.
Какие высказывания являются оскорблениями
Для того чтобы привлечь к уголовной ответственности за негативные высказывания в адрес верующих, необходимо доказать, что они являются именно оскорблениями.
Если определенная фраза обидна для представителя какой-то религиозной группы, всех ее членов либо физических лиц, которые просто разделяют эти же взгляды, то она расценивается как оскорбление.
Если высказывание брошено умышленно с целью обиды чувств верующих (причем даже в тех случаях, когда адресант просто рассчитывает на то, что его слова передадут адресату), то оно также относится к категории оскорблений.
Помимо того, оскорбительными считаются высказывания, сделанные лично в сторону определенного верующего. Еще сюда же относят различные изречения, содержащие матерные либо просто достаточно грубые слова.
Кроме того, оскорблениями считаются не только слова, но и некоторые действия (например, уничтожение религиозных символов).
Если негативные фразы в адрес верующих были брошены через средства массовой информации, то статья под номером 148 из Уголовного кодекса также актуальна в данном случае.
Основные выводы
- Если чувства верующего были задеты, то обидчика ожидает уголовная ответственность по статье номер 148.
- Различают четыре основных состава преступления. Это публичное оскорбление, унижение чувств верующих в местах для богослужения, препятствие проведению религиозных обрядов, а также воспрепятствование путем злоупотребления служебным положением.
- Самая мягкая форма наказания – удержание денежного штрафа, а самый жесткий вид ответственности – лишение свободы.
- Оскорбления могут выражаться не только в словесной форме.
Источник: https://grazhdaninu.com/ugolovnoe-pravo/oskorblenie-chuvstv-veruyushhih.html
Оскорбление чувств верующих Кого в России судят за обряды вуду и нападения на Будду
Видеоблогер Руслан Соколовский, ловивший покемонов в храме, обвиняется по довольно редкой статье 148 УК РФ — оскорбление чувств верующих. Статья была введена Госдумой в Уголовный кодекс в ответ на дело группы Pussy Riot (за ролик с танцами в храме трех ее участниц судили по статье «Хулиганство»). До 2015 года эта статья почти не применялась, но в последнее время появляется в новостях все чаще. По просьбе «Медузы» изучила журналистка «Новой газеты» Вера Челищева, для чего использовали 148-ю до случая с покемонами.
«Злой Христос»
В феврале 2016 года в Оренбурге суд вынес приговор в отношении бывшего преподавателя местного медицинского университета Сергея Лазарова. Еще в 2013 году он опубликовал на своем сайте статью некоего «оккультиста Белозерского» под названием «Злой Христос». В тексте присутствовали резкие эпитеты — «убийца», «бог-каратель», «тиран». РПЦ автор связывал с «сатаной».
Инициатором возбуждения уголовного дела стал сотрудник центра по борьбе с экстремизмом регионального управления МВД Артем Бекеев. Потерпевших верующих в деле не было. Бекеев передал текст статьи на экспертизу, и та показала, что «в статье содержатся высказывания, могущие способствовать возбуждению религиозной, расовой, национальной ненависти или вражды».
В апреле 2016 года суд признал Лазарова виновным по части 1 статьи 148 УК и приговорил к штрафу в 35 тысяч рублей с освобождением от наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Лазаров, который вину так и не признал, пытался обжаловать приговор — но вышестоящая инстанция оставила его в силе.
Обряды в Малиновке
В июле 2016 года суд в Кировской области признал двух местных жителей Константина Казанцева и Рустема Шайдуллина виновными в том, что осенью 2015 года они повесили самодельное чучело c оскорбительной надписью на поклонный крест в деревне Старая Малиновка.
Какие цели преследовали мужчины, неизвестно, но следствие, а потом и суд усмотрели в их действиях признаки именно первой части 148-й статьи — публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу в целях оскорбления религиозных чувств верующих.
Вердикт сообщал, что обвиняемые преследовали «цель надругаться над почитаемой верующими религиозной святыней — православным крестом как символом веры, на котором принял мучительную смерть Христос».
Оба мужчины были приговорены к 230 часам обязательных работ каждого. Они полностью согласились с предъявленным обвинением, признали себя виновными, «раскаялись в содеянном» и попросили вынести приговор без проведения судебного разбирательства.
Борец с Буддой
Признал свою вину в оскорблении религиозных чувств верующих и дагестанский спортсмен Саид Османов.
Дело в отношении него возбудили в апреле 2016 года после инцидента в Элисте, где приехавший на соревнования по вольной борьбе Османов зашел вместе с товарищами по команде в буддийский храм, помочился там и ударил ногой в нос статую Будды.
Ко всему прочему борец еще и заснял все происходящее на видео, чем очень разозлил жителей Элисты. Они приехали к зданию гостиницы, в которой остановились спортсмены, и потребовали извинений.
Османов их принес, однако в отношении него сначала возбудили уголовное дело по 148-й статье, а затем добавили к ней еще и 282-ю (возбуждение ненависти либо вражды). Спортсмен был арестован до приговора. Элистинский городской суд Калмыкии назначил ему наказание в два года условно с испытательным сроком в один год.
Магическое воздействие на власти Украины
В середине апреля 2016 года Кировский районный суд Екатеринбурга (тот же, что выносил решение об аресте видеоблогера Соколовского) направил на принудительное лечение Антона Симакова, называющего себя «магистром магии вуду». До того в отношении магистра возбудили уголовное дело по 148-й статье.
Его проступок заключался в том, что в своем офисе Симаков совершил некий обряд, цель которого, по его словам, состояла в магическом воздействии на власти Украины.
В обряде использовались кукла вуду, кровь жертвенного животного, а также предметы православного культа — погребальный покров, венчик, который надевают на покойников в церкви, печатный экземпляр разрешительной молитвы, которая читается в церкви по время отпевания, и небольшой деревянный крест.
Ранее Симаков в присутствии журналистов совершал публичный обряд жертвоприношения, обезглавив петуха. Еще он вешал на мосту чучело украинского президента Петра Порошенко, объясняя свой поступок тем, что ему нужно было «уничтожить украинского президента».
Суд заключать Симакова под стражу не стал, назначив ему принудительное лечение.
Источник: https://meduza.io/feature/2016/09/06/oskorblenie-chuvstv-veruyuschih
«Оскорбление чувств верующих» — опасная формулировка
Обсуждение проекта нового закона «О культуре» заставило общество вновь вспомнить о спорной 148 статье УК РФ — статье, карающей за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».
Авторы проекта предлагают вывести из-под действия этого закона демонстрацию произведений искусства: выставки, концерты, театральные постановки, кинофильмы и т.п. Однако представители РПЦ выступили против такого решения.
«Это все-таки публичные действия, предназначенные для публичного просмотра, и они однозначно относятся к тем публичным действиям, которые могут оскорбить религиозные чувства верующих.
Мы, конечно, будем добиваться, будем вести работу об исключении из законопроекта вот таких норм», — заявила руководительница правового управления Московской Патриархии игуменья Ксения (Чернега).
Этот спор побуждает вновь задуматься о явлении, все сильнее входящем в нашу повседневную жизнь, но по-прежнему очень неоднозначном: ограничении свободы слова и самовыражения ради того, чтобы не оскорбить чьи-либо чувства.
В частной жизни конфликт между свободой слова и уважением к чувствам ближнего решается при помощи такта, деликатности, хорошего воспитания.
«В доме повешенного не говорят о веревке», «О мертвых либо хорошо, либо ничего»: эти и другие подобные изречения учат нас, что правду-матку, рвущуюся с языка, иногда стоит придержать.
Но все осложняется, когда мы выходим в публичную сферу, где наши высказывания обращены к неопределенному кругу лиц и касаются не чьей-то личной жизни, а отвлеченных вопросов. Где «оскорбление лица» — понятие четкое и ясное, у которого есть определение в уголовном кодексе — сменяется расплывчатым «оскорблением чувств».
В самом деле, не совсем понятно, почему произведения искусства нужно резко отделять от обычных публичных высказываний, да и есть ли между ними четкая граница.
В наше время — время любительских фильмов и музыкальных групп, уличных танцев, фанфиков, перформансов и стенд-апов — все больше размывается грань между искусством профессиональным и любительским.
Творчество давно перестало быть особым видом деятельности, которым занимаются в величественных «храмах искусства» специально обученные «жрецы»: оно вышло на улицу и в интернет, для множества людей превратилось в обычное хобби, в часть их повседневной жизни.
Между картиной «актуального художника» и мемом из интернета зачастую нет разницы ни по содержанию, ни по художественному уровню — разница лишь в том, что одна висит на выставке, а другой собирает лайки, путешествуя по соцсетям. Почему же отношение к ним должно быть разным?
Уместнее задать другой вопрос: насколько оправдано вообще существование уголовной статьи, грозящей судом и тюрьмой за «оскорбление чувств»?
Статья 148, ч. 1 существует в УК РФ с 2013-го года, активно применяться начала с 2015-го.
Закон предусматривает штраф до 300 тысяч рублей, исправительные работы или тюремное заключение сроком до одного года (впрочем, реальных тюремных сроков за оскорбление чувств пока еще никто не получал).
Новый закон с самого начала был спорным и вызвал серьезное общественное неприятие; каждый случай его применения рассматривается под микроскопом и бурно обсуждается — возможно, поэтому число «пострадавших» по 148 статье пока невелико: за 2014-2017 год всего тринадцать человек.
Самый известный из попавших под статью — видеоблогер Руслан Соколовский (Сайбабтаев), знаменитый «ловец покемонов в церкви». Для полноты картины надо сказать, что он не просто покемонов в церкви ловил и процесс на видео снимал, но и происходящее там богослужение матерно комментировал.
Другие случаи: преподаватель Оренбургского медицинского университета Сергей Лазаров опубликовал у себя на сайте статью под заглавием «Злой Христос» — без неприличных выражений, но антихристианскую, в которой христианский Бог именовался «убийцей и тираном». Получил штраф в 35 тысяч рублей. Блогер из Калининграда Виктор Краснов, поспорив в соцсети с каким-то верующим о праздновании Хэллоуина, написал: «Бога нет, а Библия — сборник еврейских сказок».
Дело тянулось три года и было закрыто за истечением срока давности. Бывают и экзотические случаи: «магистр вуду» Антон Симаков из Екатеринбурга попал под суд за то, что с помощью обезглавленного петуха, деревянного креста и церковной атрибутики наводил порчу на президента Украины. Впрочем, при ближайшем рассмотрении уральского вудуиста признали невменяемым.
Предметами преследования становятся мемы, карикатуры, реплики в соцсетях.
Бросается в глаза, прежде всего, случайность и произвольность этих преследований: для любого, кто много общается в интернете, не секрет, что резких высказываний о религии или карикатур на церковь и священников там можно найти в сотни, даже в тысячи раз больше. А уж если вспомнить, что верующие бывают не только христианами, и обратить внимание на то, что неравнодушные граждане пишут порой об иудаизме или об исламе…
Словом, не только по расплывчатым формулировкам, но и по правоприменению уже хорошо видно, что перед нами «клон» печально известной статьи 282. Той, что, возможно, задумывалась как инструмент борьбы с национальной нетерпимостью; но быстро превратилась в «статью за лайки и репосты», источник бесконечных высосанных из пальца дел, курьезов и насмешек над правоохранительными органами, которые, мол, предпочитают ловить не настоящих террористов и экстремистов, а школоту в интернете. В конце концов, к общему облегчению, она была декриминализирована.
Статья «за оскорбление чувств» пока не применяется массово — видимо, правоохранители еще не очень понимают, как с ней работать, и опасаются общественного резонанса. Но и статья 282 не за один год обрела свою дурную славу.
Для того, чтобы сделаться «второй 282», у статьи 148 есть главное: крайняя расплывчатость формулировок. Фактически, все определение «преступления» состоит из оценочных суждений. Под «публичными действиями», как мы уже видели, законодатель здесь понимает и высказывания, и изображения.
«Явное неуважение к обществу» — что имеется в виду, и как оно проявляется в статье на сайте или в реплике, вырванной из интернет-холивара? Наконец, само «оскорбление религиозных чувств верующих»: как узнать, что является оскорблением, а что нет? Должно ли преступное деяние оскорблять всех верующих без исключения, или только некоторых? И как определить, правомерно ли верующий оскорбился?
Обычно на такие вопросы отвечают: «Все очевидно, чего тут мудрить! Вот человек берет икону и начинает топтать ее ногами — разумеется, он этим оскорбляет чувства православных!»
Да, когда икону и ногами — тут все очевидно. И на эту тему, кстати, давным-давно есть административная статья — 5.26.3 КоАП, «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение».
Штраф до 50 тысяч либо обязательные работы. Обратим внимание, как точно и ясно описано здесь то, за что полагается наказание.
Но за пределами таких очевидных случаев начинается обширная «серая зона».
Оскорбляет ли чувства верующих рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»? Ведь история Иисуса показана и истолкована в ней совсем не канонично. А образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита»? От одних верующих можно услышать, что роман сатанинский, и Иешуа — злая карикатура на Иисуса; от других — что в свое время эта книга привела их самих или кого-то из их знакомых к христианству.
Оскорбительна ли пушкинская «Гавриилиада»? (Вообще говоря, да; более того, ее автор явно ставил себе цель оскорбить и поглумиться. И что теперь с этим делать?) Оскорбительны ли для верующих яркие и злые антихристианские пассажи Ницше? А что, если те же мысли выскажет безвестный блогер Пупкин — без немецких литературных красот, простым русским языком?
Сойдем с высот мировой классики, вспомним околорелигиозные «холивары» последних лет: картина окажется столь же пестрой.
В 2014 году православные активисты добились отмены гастрольного тура в России польской блэк-металлической группы «Behemoth». Основание: в текстах и в визуальных образах группы пропагандируется сатанизм.
Действительно, музыканты носят перевернутые кресты, а тексты их полны «темных» и антихристианских мотивов. И это не причуда четверых поляков, а характерные составляющие музыкального стиля блэк-метал, в котором работает и немало российских музыкантов.
Обращение к «темным» темам, эстетическое тяготение к язычеству и/или антихристианству, устрашающий вид и эпатирующие высказывания, пентаграммы и перевернутые кресты на груди — почти неотъемлемые черты этого направления.
Запрещаем его целиком? И почему ограничиваемся музыкой — если уж на то пошло, не следует ли в принципе запретить антихристианство в России?
Другой пример. Год назад — тоже в Великий Пост — православный и околоправославный интернет внезапно взорвал рассказ Лоры Белоиван «Как Бог сову делал». Непритязательный юмористический скетч на страничку о том, как Бог творил сову, а потом Адам придумывал этой несуразной птице имя.
Ненависти в рассказе определенно нет — но нет и никакого благоговения перед «священными темами»: Господь и Адам наперебой прикалываются и валяют дурака, да еще и матерными выражениями не брезгуют. Оскорбляет чувства или нет? Мнения самих верующих разделились: одни писали жалобы в Роскомнадзор и в прокуратуру, слали автору угрозы и требовали удалить рассказ — другие отвечали, что юмор, быть может, низкопробный и не особенно смешной, но их не обижает и не задевает.
Что ж, мат в устах Господа Бога действительно звучит странно и многих может шокировать. Но вот следующий пример, также из прошлого года. В арт-парке в деревне Никола-Ленивец под Калугой существует традиция: уже 16 лет на Масленицу там возводят, а затем сжигают различные деревянные постройки.
Горели уже и зиккурат, и акведук, и триумфальная арка. И в прошлом году художник Николай Полисский создал «Пламенеющую готику»: построил, а затем сжег, запечатлев костер на камеру, деревянный «готический собор». Ни крестов, ни еще каких-либо религиозных символов на этом «соборе» не было, он не был копией какого-либо реального католического собора, да и вообще на реальное здание походил довольно отдаленно. Тем не менее эта акция вызвала не только массовое возмущение в соцсетях, но и протест от официального представителя РПЦ.
Пожалуй, самый яркий пример такого рода — фильм 2017 года «Матильда», вызвавший в образованном обществе невиданную ранее поляризацию мнений. Для светских людей — проходная историческая «мылодрама».
Для православных — особенно консервативно настроенных, тех, среди которых Николай Второй пользуется особым почитанием — страшное кощунство: чтимого ими святого изобразили обычным слабым человеком, запутавшимся в отношениях с женщинами!
Анекдотический, казалось бы, холивар вокруг проходного фильма поднял вдруг серьезный вопрос: последний российский царь — святой мученик, которого можно только смиренно почитать, или один из земных персонажей нашей истории, которого можно и обсуждать, и по-разному к нему относиться… и, например, сочинять про него, как и про других царей и цариц, «мыльные оперы»? И следующий, еще более важный вопрос: что вообще «можно» и что «нельзя» в художественном переосмыслении нашего прошлого?
И знаете что? Очень хорошо, что происходят такие «холивары».
Носители оскорбленных чувств, склонные Страшно Обижаться и впадать в моральную панику по любому поводу (а то и старательно выискивать поводы для обид), агрессивно требующие прекратить и запретить все, что им не по вкусу, выглядят не слишком симпатично. Но то, что они делают — проявление гражданского общества. И если вспомнить, что в иных местах гражданское общество начиналось с линчевания и вываливания в перьях, то у нас, русских, все еще очень цивилизованно.
Нынешнее общество очень разнородно. В нем нет ни единой системы ценностей, ни единых этических, эстетических, культурных норм.
У людей очень разные представления о том, что допустимо, а что нет, и как правильно вести себя в публичном пространстве — настолько разные, что порой ужасаешься культурной пропасти между жителями одного города и даже одного дома.
И единственный способ выработать единые правила или хотя бы прийти к какому-то компромиссу — разговаривать об этом и договариваться.
Это и происходит. «Оскорбленные» заявляют, что возмущены, и объясняют свои резоны. Им приходится отстаивать свою позицию внятно и рационально, приводя аргументы. Окружающие их поддерживают или не поддерживают.
В таких дискуссиях и проясняется, «что такое хорошо и что такое плохо» в пространстве общественных высказываний и символических жестов.
Что можно говорить и делать свободно, что — лучше в специально отведенных местах и «для своих», а что и вовсе не стоит выносить за пределы собственной кухни, если не хочешь, чтобы тебе «напихали в панамку».
Но все это чисто гражданская история. Ключевой ее признак тот, что общественная дискуссия идет свободно. Государство в нее не вмешивается. И самому «оскорбителю», при всех пламенных обличениях в его адрес, не грозит ничего страшнее громкого общественного осуждения.
В самом худшем случае, выставка закроется раньше времени, фильм снимут с проката, а с чересчур раскованным артистом разорвут контракт. Да и то это уже случаи экстремальные, «на грани».
Речь идет именно о моральном осуждении, о коллективном «не надо так!» — которое «большое общество» поддержит или не поддержит, а сам объект этого коллективного распекания будет свободен согласиться с ним или не согласиться.
И это нормально. Не все «плохое», «безвкусное», «оскорбительное» следует законодательно запрещать, не за каждым «нехорошим человеком» — бегать с полицией.
В здоровом обществе существует ценностная иерархия, и явления не делятся только на однозначно хорошие и уголовно наказуемые: между этими крайностями — еще множество ступенек.
Такт, вежливость, умение спорить, не задевая друг друга — все это навыки, которым полиция не учит: этому мы можем научиться только сами.
Когда за «оскорбление чувств» начинает грозить суд и тюрьма; когда решение о том, оскорблены ли верующие, принимают не сами верующие, а безличная государственная машина — это подрывает и обессмысливает саму идею общественного диалога. И неважно, обрушивается ли кара на маститого режиссера или на безвестного блогера Пупкина.
Источник: https://news.rambler.ru/other/41987930-oskorblenie-chuvstv-veruyuschih-opasnaya-formulirovka/