Непосредственным объектом общественные отношения направленные на нормальное функционирование конкретного звена публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений или же аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.
Объективная сторона включает в себя три обязательных признака:
- использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;
- наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
- причинную связь между деянием и последствием.
Субъект- должностное лицоДолжностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ
Характеристика злоупотребления должностными полномочиями
Субъективная сторона прямой умысел и мотив(корыстный или личный).
Состав данного преступления предполагает наличие следующих признаков, характеризующих его объективную и субъективную стороны:
- использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;
- совершение деяния из корыстной или иной личной заинтересованности;
- наступление конкретных последствий деяния, а именно: существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
- наличие причинной связи между действием либо бездействием должностного лица и указанными выше последствиями.
Отсутствие хотя бы одного из этих признаков исключает ответственность
Формы и способы злоупотреблений должностными полномочиями могут быть самыми разнообразными: издание противоречащих закону либо иному нормативному правовому акту приказов и распоряжений, повлекших указанные в комментируемой статье последствия; неосновательное расходование денежных и других ресурсов без признаков хищения; сокрытие совершенных в государственном органе, органе местного самоуправления либо в государственном или муниципальном учреждении хищений, недостач, злоупотреблений по службе (например, сокрытие должностными лицами органов расследования преступлений в целях создания видимости благополучия в криминогенной обстановке в районе, городе и т.д.).
Частью 2 статьи предусмотрена ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.
Уголовно-правовая характеристика получения взятки (ст.290 УК РФ).
Объект преступления — общественные отношения направленные на сохранение законной деятельности публичного аппарата власти и управления.
Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.), различные услуги (выгоды) имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые взяткополучателю безвозмездно либо по явно заниженной стоимости (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковским кредитом и т.д.)
Объективная сторона — получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки.
Часть 1 ст. 290 УК РФ указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку:
- совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица;
- совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом;
- общее покровительство по службе;
- общее попустительство по службе.
Под действиями (бездействием),входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями
Состав получения взятки является формальнымПреступление является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.Мотивом получения взятки является корысть.
Субъект преступления специальный — должностное лицо.
- часть 2 получение взятки в значительном размере
- часть 3 получение взятки за незаконные действия бездействия
- часть 5
- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- с вымогательством взятки;
- в крупном размере;
- часть 6 в особо крупном размере
Уголовно-правовая характеристика дачи и посредничества во взяточничестве (291 и 291.1 УК РФ).
Ст. 291
Объект преступления — общественные отношения направленные на сохранение законной деятельности публичного аппарата власти и управления.
Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.), различные услуги (выгоды) имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые взяткополучателю безвозмездно либо по явно заниженной стоимости (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковским кредитом и т.д.)
Объективная сторона данного преступного деяния заключается в даче (незаконном вручении, пересылке и т.д.) должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.
Субъектом данного преступления могут быть как частные, так и должностные лица, достигшие 16-летнего возраста.
С субъективной стороны дача взятки характеризуется только прямым умыслом
Состав преступления является оконченным с момента получения взятки должностным лицом. Поэтому если взятка была передана посреднику, отправлена по почте или на финансовый счет должностного лица, но еще не была принята должностным лицом, действия виновного надлежит квалифицировать как покушение на дачу взятки.
Лицо, давшее взятку и посредник(т.е для обоих статей), освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Квалиф. признаки
- дача взятки в значителньом размере
- за совершенние незаконных действий. бездействий
- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- в крупном размере,
- в особо крупном размере
Объект предмет такой же
Объективная сторона передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю
Квал признаки
- посредничество за совешение незаконных действий
- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- в крупном размере,
- в особо крупном размере,
Обещание или предложение посредничества во взяточничестве.
Источник: https://lektsia.com/2x9dbd.html
Превышение и злоупотребление должностными полномочиями: оценка общественной опасности и общая уголовно-правовая характеристика
Оценка общественной опасности превышения и злоупотребления должностными полномочиями должностными лицами своим служебным положением или своими служебными полномочиями или их превышение, а также установление адекватной правовой ответственности за них на сегодня в РФ приобрели чрезвычайно актуальный характер. Причиной тому является прежде всего принятые в последние годы изменения и дополнения законодательства, направленные на предотвращение и противодействие коррупции,
Так, например, с 19 апреля 2014 года начал действовать Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226[i]в соответствии с которым Правительству РФ, руководителю Администрации Президента РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, высшим должностным лицам субъектов РФ, Председателю Банка России, руководителям ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ, государственных корпораций (компаний), иных организаций, создаваемых РФ на основании федеральных законов, поставлены соответствующие задачи по противодействию коррупции в пределах своей компетенции и сроки представления докладов о результатах исполнения этих задач.
Утвержденный Национальный план направлен на решение следующих основных задач, в том числе: совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ; активизация антикоррупционного просвещения граждан; обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции.
Кроме того, в последнее время, в РФ прошел ряд судебных процессов в отношении нескольких, в недалеком прошлом, высокопоставленных должностных лиц органов государственной власти.
Сегодня государственные служащие являются не только субъектами современных изменений в обществе, но и объектами пристального внимания как со стороны государства, так и со стороны граждан. Они находятся на службе у государства и народа.
А так называемый «дефицит доверия», вызванный раскрытием фактов злоупотребления служебным положением частью государственных служащих, обуславливает снижение уровня доверия граждан к власти, нуждается в пересмотре старых подходов и выработки новой системы ценностных ориентаций, согласование элементов, составляющих ее содержание [[ii]].
Важное место в этом процессе должно принадлежать и науке уголовного права, задачей которой является и исследование социальных процессов, связанных со сферой служебной деятельности должностных лиц, изучения фактов злоупотребления служебными полномочиями или их превышение, а также их негативных последствий и степени общественной опасности, причин и условий, которые им способствовали, разработка научно обоснованных рекомендаций относительно уголовно-правового предотвращения и противодействия их проявлениям.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ[iii] органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, что предусмотрены Конституцией и законами РФ.
А согласно ст. 53, государство несет ответственность за незаконные действия должностных лиц.
Следовательно, деяния, которые совершаются вопреки Конституции и законам РФ, являются нарушением их предписаний и должны приводить к наступлению юридической ответственности.
Злоупотребления должностными лицами своим служебным положением или совершения ими действий, выходящих за пределы их полномочий, посягают на установленный порядок функционирования этих должностных лиц, а также на нормальное функционирование юридических лиц, представителями которых они являются, их авторитет.
Они могут наносить не только материальный, но и нематериальный ущерб не только юридическим лицам, но и посягать на права и законные интересы других лиц.
Общественная опасность злоупотребления должностными лицами своими полномочиями и их превышение может быть чрезвычайно высокой, а потому установление различных видов юридической ответственности за такие деяния является обязательным условием существования правового общества[iv].
Целью установления юридической ответственности должностных лиц является побуждение должностных лиц придерживаться служебной дисциплины, предотвращения небрежного отношения к выполнению служебных обязанностей, а также злоупотребления служебными полномочиями и их превышению.
Юридическая ответственность за них является одним из наиболее действенных инструментов государственного управления, а также обеспечения реализации функций общественного контроля выполнения своих обязанностей должностными лицами, противодействия фактам ненадлежащего их выполнения и использования во вред обществу.
Юридическая ответственность должностных лиц может быть дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной. Ее вид зависит от проявления правонарушения и его последствий[v].
Источник: http://human.snauka.ru/2015/11/13167
Проблемы квалификации злоупотребления должностными полномочиями
В последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую ситуацию в Российской Федерации, а также положение дел в области борьбы с преступностью, не обходится без упоминания о коррупции.
Перспективными направлениями уголовно-правовой борьбы с ней являются совершенствование содержащихся в уголовном законе норм об ответственности за коррупционную деятельность и правоприменительной практики по составам коррупционных преступлений.
Одним из самых распространенных и опасных коррупционных преступлений является злоупотребление должностными полномочиями, поскольку оно существенно подрывает авторитет государственной власти, негативно влияет на эффективность ее отправления, способствует совершению других преступлений, обладающих повышенной общественной опасностью, является фактором развития организованной преступности. Определенную настороженность вызывает высокий уровень латентности злоупотреблений по службе, что приводит к безответственности виновных лиц и порождает в обществе неблагоприятную для борьбы с преступностью морально-психологическую атмосферу.
Сегодня назрела необходимость рассмотреть законодательную модель состава преступления, предусматривающего ответственность за злоупотребление должностными полномочиями с позиций современных реалий, механизм реализации которой, как показывает практика, не совершенен.
Применение ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» на практике сталкивается с целым рядом трудностей, обусловленных как несовершенством ее редакции, так и ошибками правоприменителя, привлекающего к уголовной ответственности за должностные злоупотребления.
Уголовный закон определяет злоупотребление должностными полномочиями как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или, иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства.
В настоящее время лица, применяющие уголовный закон, сталкиваются с целым рядом проблем при квалификации злоупотребления должностными полномочиями. Их лишь отчасти решает постановление Пленума Верховного суда РФ от 16 октября 2009 г.№ 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», дающее официальное разъяснение особенностей применения уголовно-правовой нормы об ответственности за данный состав.
Особенностью законодательного оформления ст. 285 УК РФ является наличие в ней целого ряда оценочных признаков, уяснение содержания которых затрудняет квалификацию деяния как злоупотребления должностными полномочиями.
Так, используемый в тексте рассматриваемой статьи термин «использование полномочий» в юридической литературе толкуется неоднозначно. Общепризнанно, что использование можно совершить путем активных действий виновного. Однако вопрос о возможности злоупотребления должностными полномочиями путем бездействия является дискуссионным.
Официальная позиция Пленума Верховного суда РФ предлагает понимать под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.
Между тем совершение преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, возможно посредством, как действия, так и бездействия.
Для вменения бездействия как разновидности злоупотребления полномочиями необходимо определить, какие обязательные предписания необходимо было выполнить должностному лицу, входило ли совершение невыполненных действий в его компетенцию и возлагалась ли на него обязанность их совершения, а также выяснить, имелась ли у соответствующего лица фактическая возможность совершения ожидаемых от него действий. При совокупности всех этих условий может быть поставлен вопрос о должностном бездействии лица.
В силу того, что термин «использовать» означает активные действия, а не пассивные, в ч. 1 ст. 285 УК РФ, на наш взгляд, следует воспользоваться словосочетанием «использование и (или) неиспользование…». Это позволит охватить разнообразные формы злоупотреблений должностными полномочиями.
Другой законодательной особенностью ст. 285 УК РФ является указание в наименовании статьи на «должностные полномочия», а непосредственно в диспозиции ст. 285 УК РФ — на «служебные полномочия». Законодатель в диспозиции ч.1 ст. 285 УК РФ конкретизирует, что служебные полномочия принадлежат должностному лицу, определяя тем самым специфику последних.
По мнению Авдеева СВ., понятия «должностные полномочия» и «служебные полномочия должностного лица», представляются равнозначными3. Однако как показывает практика применения ст.
285 УК РФ указанное различие в названии и тексте статьи приводит к расширительному толкованию должностных полномочий, которые превращаются в служебные.
Как следствие этого использование служебного положения, которое занимает должностное лицо в соответствующем органе или организации для совершения преступления необоснованно квалифицируется по ст. 285 УК РФ.
По справедливому утверждению Н.П. Кузнецова «уголовная ответственность исключается за использование должностным лицом авторитета занимаемой должности, служебных связей, доверительных отношений с другими должностными лицами и т.п.
В связи с этим представляется необходимым привести в соответствие наименование и диспозицию ст. 285 УК РФ в части единообразного использования термина «должностные полномочия».
Для правильной квалификации по ст. 285 УК РФ необходимо выяснять, были ли преступные действия связаны с использованием должностных полномочий, устанавливать, что должностное лицо действовало в пределах своих полномочий.
В каждом случае необходимо установить, какие именно права и обязанности и в каком объеме предоставлены данному должностному лицу.
Для этого следует выяснить, какими законами и другими нормативными актами (инструкциями, уставами) определен круг полномочий должностного лица.
В процессуальных документах должны содержаться ссылки на правовые акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, конкретные обязанности и права, злоупотребление которыми вопреки интересам службы ставится ему в вину.
Деяние, предусмотренное ст. 285 УК РФ должно быть совершено вопреки интересам службы, что означает, прежде всего, его незаконность.
Любое должностное преступление нарушает определенные правовые предписания, при этом деяние формально может осуществляться в пределах должностных полномочий, однако с нарушением закона либо при противоречии выполненных действий общим задачам, требованиям, предъявляемым к соответствующим государственным органам, органам местного самоуправления, их назначению, принципам и методам функционирования, порядку принятия решения.
Другой проблемой в квалификации злоупотребления должностными полномочиями является установление ущерба, причиняемого преступлением. Обязательным элементом объективной стороны данного состава является причинение существенного вреда охраняемым законом правам и интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
Понятие «существенности» охраняемых ст. 285 УК РФ общественных отношений является оценочным и является более широким, чем материальный ущерб, не имея официально установленных количественных критериев для его исчисления.
Ориентиром для оценки существенности нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства служит постановление Пленума Верховного Суда от 16 октября 2009 года №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
Пленум подчеркивает, что под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате зло…потребления должностными полномочиями следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.).
При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.
Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).
Поскольку существенный вред является оценочным понятием, в соответствующих обвинительных документах органов предварительного следствия и суда такая оценка причиненного ущерба должна быть мотивирована.
Не менее сложным в квалификации злоупотребления должностными полномочиями является установление субъективных признаков данного состава. По смыслу ст. 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями является умышленным преступлением, совершаемым из корыстной или личной заинтересованности.
Злоупотребление должностными полномочиями характеризуется как преступление, совершаемое с прямым или косвенным умыслом. Так, А.В.Галахова отмечает, что виновное лицо сознает общественную опасность деяния, сознает, что совершает его благодаря использованию своего служебного положения и вопреки интересам службы, предвидит, что в результате этого могут наступить указанные вредные последствия, и желает их наступления либо относится к ним безразлично или сознательно их допускает6.
Подтверждении того, что должностное злоупотребление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом, служит тот факт, что должностное лицо, умышленно используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы не всегда желает причинения существенного вреда, очень часто относится к последствиям безразлично.
Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.
По мнению Б. В. Волженкина: «Злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной заинтересованности следует считать такие неправомерные действия должностного лица, которые совершены с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою собственность или собственность других лиц».7
Понятие корыстной и или иной личной заинтересованности как мотив данного преступления разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», согласно которому корыстная заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.)8.
Согласно указанному постановлению иная личная заинтересованность -это стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
Отсутствие корыстной или иной личной заинтересованности, даже при наличии существенного вреда, причиненного в результате злоупотребления должностными полномочиями, превращает последнее в дисциплинарный проступок.
Другой проблемой в квалификации злоупотребления должностными полномочиями является определение круга субъектов данного преступления. Согласно уголовному законодательству субъектом является должностное лицо, понятие которого раскрывается в примечании к ст. 285 УК РФ.
Однако в правоприменительной практике имеют место случаи злоупотребления полномочиями государственными служащими, которые к должностным лицам не относятся. В связи с этим представляется необходимым расширить перечень субъектов злоупотребления должностными полномочиями за счет дополнения ч.1 ст. 285 УК РФ «использование должностным лицом» словами «а также государственным служащим или служащим органов местного самоуправления, не являющимся должностным лицом».
Такое дополнение позволит эффективнее противодействовать должностным злоупотреблениям на различных должностях государственной службы.
Указанные проблемы не являются исчерпывающими в квалификации злоупотребления должностными полномочиями.
Трудности вызывают определение специфики субъекта данного преступления, уяснение особо квалифицирующего признака данного состава – причинение тяжких последствий, установление умысла и мотивов виновного в злоупотреблении лица, а также квалификация ст.285 УК РФ по совокупности с другими должностными преступлениями и хищениями и др. Привлечение к ответственности виновных осложняется процессуальными особенностями расследования уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями, а также высокой степенью латентности данных преступлений.
Анализ положений уголовного законодательства, разъяснений Пленума Верховного суда РФ позволяет сделать вывод, что вопрос о правильном толковании и квалификации ст. 285 УК РФ остается весьма дискуссионным, а правоприменительная практика далеко не всегда складывается однозначно.
Рассмотренные объективные и субъективные признаки должностного злоупотребления, главным образом «существенность нарушения» и «корыстная или иная личная заинтересованность», позволяют судить о степени общественной опасности содеянного и тем самым отграничить его от административного или дисциплинарного правонарушения.
Определенные корректировки уголовного законодательства давно назрели.
Решение же проблемы повышения эффективности борьбы с коррупцией видится в обеспечении неотвратимости наказания, особенно для высокопоставленных чиновников, ибо примеры их безнаказанности как ничто другое деморализуют представителей иных, более многочисленных общественных слоев и групп, способствуют повсеместному распространению «низовой» коррупции9.
В определенной степени достижению этих целей будет способствовать знание правоприменителем особенностей толкования и квалификации злоупотребления должностными полномочиями, умение законно и своевременно применить нормы, направленные на борьбу с коррупцией.
Источник: https://zakoniros.ru/?p=15212