Часть 3 статьи 212 УК РФ: состав и характеристика преступления, ответственность и действия правоохранительных органов, наказание и судебная практика

По характеру и степени общественной опасности массовые беспорядки близки к преступлениям, связанным с созданием общественно опасных организаций.

Массовые беспорядки представляют собой нарушение установленного порядка поведения в публичных местах, которые совершаются множеством лиц. «Под массовыми беспорядками следует понимать в целом беспорядочные, стихийные действия значительного числа лиц, заключающиеся в применении насилия к иным лицам, погромах (т. е.разорении и разграблении жилых зданий, помещений, хранилищ), поджогах, уничтожении имущества, бессмысленном и нецеленаправленном применении огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, оказании вооруженного (т. е. сопровождающегося применением оружия либо угрозой его применения) сопротивления представителю власти».

Часть 3 статьи 212 УК РФ

Общественная опасность массовых беспорядков обусловлена, прежде всего, численным составом их участников (большая масса людей, толпа).

Толпа — это «скопление людей, сборище»[3]. «Что касается определения количества людей, составляющих толпу, то оно должно быть достаточным, чтобы в любой момент прекратить движение, сорвать проведение массового мероприятия, нарушить работу различных учреждений и организаций, т. е. контролировать положение на значительной территории»[4].

При этом толпу, которая принимает участие в массовых беспорядках, отличает наличие:

  • управления;
  • немногочисленной группы «активистов», которые являются ее основой;
  • общей идеи.

Конечно, толпа трудно поддается управлению, что может привести к потере контроля и эксцессу отдельных исполнителей преступлений. С увеличением численности участников опасность потери управления увеличивается. При этом сдерживающим фактором является общая идея, которая объединяет людей, дает им возможность быстро реагировать на очередную установку со стороны руководителей.

Так, в июне 2002 г. на Манежной площади Москвы после проигрыша национальной сборной в матче с Японией в ходе чемпионата мира по футболу были учинены массовые беспорядки.

По мнению правоохранительных органов, фанатов спровоцировал показ компанией «Атор» рекламного ролика со «сценой вандализма» на уличных мониторах Манежной площади.

В массовых беспорядках принимали участие около восьми тысяч человек.

Об уголовной ответственности по ст. 212 УК РФ идет речь в том случае, когда деяние сопровождается насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Насилие может быть как физическим, так и психическим. Физическое насилие может выражаться в истязании, ограничении свободы, причинении физической боли, легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств.

Причинение при этом умышленного тяжкого вреда здоровью при особо отягчающих обстоятельствах, а также совершение убийства влекут за собой квалификацию еще и по ч. 3 и 4 ст. 111 или по ст. 105 УК РФ.

Психическое насилие предполагает угрозу применения любого по характеру насилия.

Понятием «погромы» охватываются следующие действия: разрушение помещений, умышленное уничтожение и похищение имущества, применение насилия. Выделение термина «погромы» является не совсем удачным, так как понятия «насилие» и «уничтожение имущества» выделены законодателем в самостоятельные. «Погромами охватываются как тайное, так и открытое завладение чужим имуществом».

«Поджоги — это действия, которые приводят к воспламенению имущества или пожару, включая неудачные попытки этого».

Уничтожение имущества означает приведение его в полную негодность «независимо от его стоимости и формы собственности». Например, уничтожение жилых домой, зданий, сооружений, транспортных средств и иного имущества.

Применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств предполагает их использование в соответствии с его конструктивным предназначением в целях физического или психического воздействия.

Оказание вооруженного сопротивления представителю власти означает «активное противодействие организаторов и участников массовых беспорядков законным требованиям представителей власти или принуждение этих лиц к выполнению незаконных действий путем применения или угрозы применения любого вида оружия, когда создается угроза их жизни или здоровью».

Представителем власти признается «должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».

Например, в отношении сотрудника милиции или военнослужащего, привлеченного к охране общественного порядка.

Объект преступлениягруппа общественных отношений, обеспечивающих защиту общественной безопасности.

«Во время массовых беспорядков на значительной территории нарушается общественный порядок, нарушается, а то и вовсе парализуется деятельность органов государственной власти»[12], нормальное функционирование систем жизнеобеспечения (энергоснабжения, транспорта), может быть причинен вред здоровью значительного числа людей.

Дополнительный (факультативный) объект:

  • жизнь и здоровье людей;
  • собственность;
  • нормальное функционирование предприятий, учреждений, организаций и органов власти.

Объективная сторона совершается путем активных действий, в которые вовлечен широкий круг людей. «Законодатель дифференцирует ответственность за массовые беспорядки в зависимости от той роли, которую выполняет лицо в процессе совершении преступления»[13]. Каждая из частей анализируемой статьи представляет собой самостоятельный состав преступления и выражается:

  • в организации массовых беспорядков (ч. 1);
  • в участии в массовых беспорядках (ч. 2);
  • в осуществлении призывов к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно в призывах к насилию над гражданами (ч. 3).

Организационная деятельность включает в себя совершение активных действий как на стадии подготовки, так и в процессе осуществления массовых беспорядков. Она может заключаться в организации массовых беспорядков и в руководстве ими.

Подготовка к массовым беспорядкам включает широкий комплекс мероприятий по планированию и подготовке беспорядков: выбор места и времени совершения преступления; создание групп людей для провоцирования и разжигания массовых беспорядков; сбор толпы; определение ответственных за отдельные акции; снабжение оружием, транспортом и т. д. Если лицо ограничивается только призывами к толпе, группе лиц, не предпринимая усилий для осуществления иных конкретных (организационных) действий, содеянное квалифицируют по ч. 3 ст. 212 УК РФ.

Второй разновидностью организационных действий является руководство участниками в целях их вовлечения в погромы, поджоги, вооруженное сопротивление представителям власти и т. д.

Участие предполагает непосредственное совершение в ходе массовых беспорядков действий, предусмотренных в диспозиции ч. 1 ст. 212 УК РФ (насилие, погромы, взрывы, поджоги, уничтожение имущества, применение оружия, оказание вооруженного сопротивления властям).

Преступление считается оконченным с момента совершения соответствующих действий. В случае совершения участником массовых беспорядков умышленного убийства, причинения тяжкого вреда здоровью при наличии квалифицирующих признаков, изнасилования и др. преступлений содеянное подлежит дополнительной квалификации по иным статьям УК РФ.

Состав по законодательной конструкции формальный. Организатор и руководитель могут не принимать непосредственного участия в совершении массовых беспорядков.

Для организатора преступление признается оконченным с момента начала беспорядков, для руководителя — с момента отдачи первого распоряжения в этом качестве, для участника — с момента осуществления любого из противоправных действий, перечисленных в диспозиции статьи (применение насилия, осуществление поджога и др.).

«Присутствующие при совершении беспорядков, в том числе и одобрительно к ним относящиеся, но не принимавшие в совершении перечисленных в ч. 1 ст. 212 УК РФ действий и не содействовавшие их выполнению, уголовной ответственности по ст. 212 УК не несут»[14].

Осуществление призывов к активному неподчинению законным требованиям представителей власти, к насилию над гражданами и к массовым беспорядкам является специальным видом подстрекательства, т. е. однократным или многократным обращением к участникам массовых беспорядков либо широкому кругу посторонних лиц в целях возбуждения у них желания совершить определенные действия.

Причем подстрекательство к насилию над гражданами и подстрекательство к активному неподчинению требованиям представителей власти являются разновидностью подстрекательства к массовым беспорядкам.

Призыв — это «обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, политическое требование, лозунг»[15].

Форма распространения призывов может быть устной (выступление), письменной (листовки, плакаты), в том числе и с применением технических средств.

Речь идет о призывах к совершению активных действий, направленных против законных требований представителей власти, т. е. о призывах к насилию, погромам, поджогам и др.

«Если призывы к насилию над гражданами и другим формам массовых беспорядков сопряжены с подстрекательством толпы на убийство граждан, причинение их здоровью тяжкого или средней тяжести вреда, на изнасилование, то такое подстрекательство квалифицируется самостоятельно по совокупности со ст. 212 УК»[14].

Преступление окончено с момента осуществления призыва независимо от того, удалось ли побудить адресатов к соответствующим действиям.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

Лицо сознает, что организует беспорядки (либо участвует в беспорядках), которые сопровождаются насилием, погромами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, и желает совершить эти действия.

Цели и мотивы содеянного относятся к факультативным признакам и на квалификацию не влияют, однако учитываются при назначении наказания. Среди мотивов обычно различают «хулиганские побуждения, устремления политического, националистического, религиозного, социального характера и т. п.»[14].

Субъектом анализируемого преступления являются организаторы, руководители и активные участники массовых беспорядков, а также лица, осуществляющие призывы к массовым беспорядкам, т. е. речь идет об общем субъекте преступления: физическом вменяемом лице, достигшем 16-лет- него возраста. Но при этом каждый из субъектов составов преступлений, предусмотренных ч. 1, 2 и 3 ст. 212 УК РФ, «обладает своей спецификой, которая подлежит обязательному установлению при расследовании каждого уголовного дела о совершении массовых беспорядков».

Субъект, выступающий в роли организатора и (или) руководителя массовых беспорядков, совершает совокупность активных действий, которые непосредственно направлены на их подготовку и (или) руководство толпой в ходе совершения массовых беспорядков.

Как было отмечено, к уголовной ответственности привлекаются не все участники массовых беспорядков, а лишь «активные».

Это лица, которые нарушают общественный порядок и общественную безопасность путем осуществления насилия, погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств либо путем оказания вооруженного сопротивления представителю власти.

«Участники конкретных актов насилия, погромов, поджогов и т. д. могут привлекаться к ответственности с 14 лет, если в соответствии с законом ответственность за эти конкретные преступления установлена с этого возраста»[19].

Субъект ч. 3 ст. 212 УК РФ — это подстрекатель к массовым беспорядкам, т. е. «лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом»[20]. Если лицо являлось организатором или руководителем массовых беспорядков и при этом призывало к их совершению, а также участвовало в них, его действия следует квалифицировать только по ч. 1 ст. 212 УК РФ.

Источник: https://ozlib.com/882350/pravo/ugolovnaya_otvetstvennost_massovye_besporyadki

 Статья 212 УК РФ

Столичные органы СК РФ возбудили уголовные дела по фактам призывов к массовым беспорядкам и причинения вреда здоровью полицейским на Болотной площади в Москве, сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. «Возбуждены уголовные дела по ст. 212 УК РФ (призывы к массовым беспорядкам) и ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти)», — сказал Маркин в воскресенье «Интерфаксу».

Статья 212 УК РФ за призывы к массовым беспорядкам предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Генеральный прокурор России Юрий Чайка установил личный контроль за расследованием уголовных дел, возбужденных в связи с беспорядками в ходе оппозиционной акции в центре Москвы.

«Генеральный прокурор Юрий Чайка взял под личный контроль расследование уголовных дел, возбужденных в связи с беспорядками в центре Москвы в районе Болотной площади», — сообщила «Интерфаксу» в воскресенье официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева.

Она подчеркнула, что уголовные дела были возбуждены по результатам прокурорских материалов. По словам М.Гридневой, с самого начала органы прокуратуры «внимательно отслеживали за подготовкой и непосредственным проведением массового мероприятия».

«В результате прокурорами были усмотрены признаки состава преступления в действиях участников акции, и по требованию Генеральной прокуратуры России Следственный комитет возбудил уголовные дела по двум статьям УК РФ — призывы к беспорядкам и применение насилия в отношении представителя власти», — отметила Гриднева. По ее словам, «в настоящее время совместными усилиями прокуратуры, органов внутренних дел и Следственного комитета России ведется активный сбор доказательной базы». «Ход расследования контролируется», — добавила официальный представитель Генпрокуратуры.

Никому из организаторов провокации в центре Москвы в воскресенье не удастся уйти от ответственности, после проверки будут возбуждены уголовные дела, заявили «Интерфаксу» в пресс-службе ГУ МВД России по Москве.

«Все факты преступных проявлений будут расследованы в соответствии с законодательством. Никому не удастся уйти от ответственности.

После дачи квалификации преступным действиям будут возбуждены уголовные дела», — заявил представитель пресс-службы.

Как сообщалось, в ходе воскресного «марша миллионов» несколько сотен активистов оппозиции отказались пройти на санкционированный митинг на Болотной площади и объявили сидячую забастовку.

Оппозиционер Сергей Удальцов со сцены предложил участникам Марша не расходиться до выполнения требований оппозиции.

После этих слов Удальцов, а за ним оппозиционеры Алексей Навальный и Борис Немцов были задержаны полицией и доставлены в ОВД.

Отпускать их не планируют, на них составляются протоколы об административном правонарушении, в ближайшее время их отвезут в судебный участок, сообщила «Интерфаксу» адвокат Виолетта Волкова.

«В данный момент я нахожусь в ОВД «Якиманка», где находятся задержанные во время акции на Болотной площади Удальцов, Навальный и Немцов.

У них у всех изъяты личные вещи, что делается в случаях, когда человека задерживают на 48 часов», — сказала она.

По словам адвоката, полицейские составляют протоколы и собираются вменить им нарушение ст.19.3 (неподчинение законным требованиям сотрудников полиции) КоАП. Сразу после составления протоколов их планируют отвезти в судебный участок для рассмотрения данных административных дел.

«Протокол пока не составляют. Провели личный досмотр, изъяли личные вещи. Собираются вменить статью 19.3 КоАП (неповиновение сотрудникам полиции)», — сообщил, в свою очередь адвокат Навального Вадим Кобзев.

Комментариями полиции на этот счет «Интерфакс» не располагает.

Одному из задержанных вручили повестку в военкомат. Как сообщил «Интерфаксу» участник акции, доставленный в ОВД «Таганский», полицейские потребовали от него подписать повестку в военкомат, несмотря на то, что с 2003 г. он не является военнообязанным в связи с состоянием здоровья.

Активист оппозиции сообщил, что полицейские грозят отказавшимся подписать повестки дополнить протокол еще одной статьей КоАП РФ о нецензурной брани (мелкое хулиганство).

Обращение к Нургалиеву

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов направит депутатский запрос на имя министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева с требованием разобраться, по чьей вине произошла провокация во время акции.

«Считаю, что сложившаяся ситуация находится в компетенции правоохранительных органов. Сейчас необходимо тщательно разобраться в том, по чьей вине произошла эта провокация. Полиция должна максимально детально выяснить, кто виновен в провокации.

Я буду обращаться к министру внутренних дел Рашиду Гумаровичу Нургалиеву с требованием разобраться в ситуации, взять проверку под свой личный контроль и наказать виновных в провокации. Завтра на его имя будет направлен депутатский запрос.

Мое мнение — виновны организаторы», — приводит пресс-служба слова Бурматова в сообщении, поступившем в «Интерфакс» в воскресенье.

Обманутые надежды

Произошедшее является трагедией, ее организаторы обманули сторонников оппозиции, считает глава Общественного совета (ОС) при ГУ МВД России по Москве Ольга Костина. «Окончательный вывод делать ещё рано. Есть факт широко объявленной заранее и совершенной сегодня провокации.

Это не первая работа господина Удальцова в этом направлении», — сказала Костина «Интерфаксу» в воскресенье. на считает, что организаторы беспорядков обманули своих сторонников. «Обманутые люди, чьи желания показать властям свое определенное несогласие, были сегодня раздавлены.

Люди в шоке, мы видели людей травмированных, со слезами», — отметила Костина.

Глава ОС считает очевидным, что в воскресенье в центре Москвы провокаторы воспользовались людьми с оппозиционными взглядами, пригласив их на акцию, которая целенаправленно была переведена в противозаконное русло.

Общественные наблюдатели позднее проанализируют происходящее на акции оппозиции, после чего сделают свои выводы.

«Но, тем не менее, то, что сегодня произошло, не иначе, чем трагедией я назвать не могу», — подчеркнула Костина.

Напомним, в ходе «Марша миллионов» были задержаны более 250 человек. По предварительным данным, в ходе акции 27 человек пострадали, среди них 20 – полицейские.

Пресс-секретарь премьера РФ Владимира Путина Дмитрий Песков считает, что хакерские атаки на сайт правительства и провокации в ходе «Марша миллионов» — явления одного порядка, и их организаторы должны быть наказаны в соответствии с законом. «И хакерские атаки, и провокации в ходе акции, и то, и другое — это хулиганские действия, которые должны быть наказаны», — заявил Песков «Интерфаксу» в воскресенье.

По его мнению, полиция, столкнувшаяся с провокациями на митинге, могла бы действовать жестче. «Полиция умеет действовать жестко, но таким образом, чтобы избежать жертв», — подчеркнул он.

По его мнению, некоторые организаторы «Марша миллионов» пришли на акцию с единственной целью — чтобы устроить провокацию. «Это люди, которые не имеют отношения ни к лозунгам, ни к целям акции, а просто хотят устроить провокацию», — сказал он.

Источник: https://www.discred.ru/news/nu_dela_a_a_ugolovnye_statja_212_uk_rf/2012-05-07-1358

Общая характеристика преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов

Немаловажную роль в защите человека, его прав и свобод от противоправных посягательств принадлежит правоохранительным органам. Как утверждает Тамазов Э. И., «именно поэтому совершение преступлений лицами, на которых возложены функции обеспечения безопасности и защиты других людей, не только подрывает основы демократического правового государства, препятствует построению гражданского общества, наносит ущерб авторитету государственной власти, препятствует нормальному функционированию органов власти и управления, ухудшает имидж правоохранительных органов, но и содействует деформации правосознания граждан, морально развращает общество, приучая его к мысли, что несправедливость стороны власти допустимы и естественны» .

Совершение преступлений сотрудниками правоохранительных органов не просто увеличивает общее количество преступлений, а также обуславливает совершение преступлений другими лицами.

Большинство исследователей, которые занимаются изучением преступности в сфере правоохранительной деятельности чаще всего выделяют две группы преступлений среди сотрудников правоохранительных органов: «профессиональные» преступления, связанные с выполнением своих служебных обязанностей (превышение должностных полномочий вследствие азарта, неправильной оценки обстановки; преступления, имеющие своей целью получение имущественной или иной выгоды; преступления, совершаемые из иных низменных побуждений), и общеуголовные преступления (совершаемые умышленно или по неосторожности).

Использование служебного положения в сфере правоохранительной деятельности делится на два вида действий:

  1. Совершение сотрудником действий, связанных с предоставленными ему полномочиями, с выполняемыми функциями, т. е. осуществление их в сфере служебной деятельности (например, фальсификация материалов уголовного дела, незаконное содержание под стражей и т. д.);
  2. Совершение сотрудником действий вне служебных обязанностей, но благодаря занимаемому служебному положению (например, злоупотребление служебным положением (ст. 285 УК РФ), превышение служебных полномочий (ст. 286 УК РФ), присвоение полномочий должностного лица (ст.288 УК РФ), получение взятки (ст.290 УК РФ), служебный подлог (ст.292 УК РФ), совершаемые из корыстной заинтересованности» [3,с.5].

Согласно статистике Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2017–2018 годы, больше всего выявленных правонарушений совершены в Министерстве внутренних дел (далее — МВД) — 3819, меньше всего сотрудниками прокуратуры — 38. При этом необходимо отметить, что общая штатная численность МВД более чем в десять раз превышает штатную численность органов прокуратуры.

Статистика общего количества уголовных дел против сотрудников правоохранительных органов, возбужденных в 2018 году, выглядит так: МВД — 3819 (рост на 10,4 % по сравнению с 2017 годом), Федеральная служба исполнения наказаний — 1018 (рост 2,3 %), Федеральная служба судебных приставов — 681 (уменьшение на 18 %), Министерство чрезвычайных ситуаций — 391 (рост 23,3 %), Федеральная служба безопасности (далее — ФСБ) — 178 (рост 69,5 %), Федеральная таможенная служба — 177 (уменьшение на 15,7 %), сотрудники судов — 118 (рост 118,5 %), Следственный комитет — 110 уголовных дел (рост 52,8 %), войска национальной гвардии Российской Федерации — 83 (рост 277 %), Генеральная прокуратура — 38 (уменьшение на 5 %).

Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать вывод о том, что лидирующие позиции по уровню роста числа уголовных дел против своих сотрудников занимают: войска национальной гвардии Российской Федерации, судебные органы, ФСБ и Следственный комитет.

Преступления, совершаемые сотрудниками правоохранительных органов весьма разнообразны. Наиболее распространенными преступлениями чаще всего являются: мелкое взяточничество (ст. 2912 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ч.ч. 1, 2, п. «в» ч. 3 ст.286 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 2911УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ), дача взятки (ст.291 УК РФ), незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 2281 УК РФ), служебный подлог (ст.292 УК РФ).

Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ), воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ), внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст.2853 УК РФ), организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ч. 3 ст. 210 УК РФ), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ), оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса (ч. 1,2 ст. 184 УК РФ), присвоение или растрата (ч.ч. 3, 4 ст. 160 УК РФ).

По результатам статистики в 2018 году сотрудники правоохранительных органов совершили 1258 эпизодов мошенничества, 85 грабежей, 78 нападений с умышленным причинением вреда здоровью, 32 убийства и покушения на убийства, а также 26 разбоев. Необходимо отметить, что большое количество преступлений связано с управлением транспортными средствами (1158).

В качестве отдельной группы преступлений, по мнению автора, следует рассматривать коррупционные преступления сотрудников правоохранительных органов. Коррупционные преступления будут относится к «профессиональным» преступлениям, т. е. к таким преступлениям, которые непосредственно связаны с исполнением сотрудниками своих профессиональных или служебных полномочий.

Данные преступления совершаются при исполнении сотрудниками своих полномочий как правило, в рабочее время или же вне его, но когда виновный выполнял обязанности, вытекающие из его правового положения сотрудника, например, при задержании правонарушителя, пресечении преступления.

Корыстные побуждения этих деяний, ориентированность на извлечение имущественной выгоды, конечно, отличаются от должностных обязанностей, которые возложены на сотрудников правоохранительных органов в соответствии с законом, зачастую указанные деяния совершаются в совокупности с другими преступлениями. Учитывая специфику служебного статуса сотрудники правоохранительных органов имеют реальные возможности для осуществления длительной безнаказанной преступной деятельности.

Сотрудник правоохранительного органа наделен специфическими полномочиями, обладает соответствующими знаниями уголовного, уголовно-процессуального закона, а также специальными навыками, которые могут быть использованы как при совершении преступления, так и при сокрытии своего участия в преступлении, следов преступления и т. д..

Необходимо отметить, что особенностями криминологической характеристики преступлений сотрудников правоохранительных органов на сегодняшний день являются: чрезвычайно высокий уровень латентности, повышенная общественная опасность, взаимосвязь с правовым статусом сотрудника, умышленная форма вины и корыстная мотивация как основные характеристики субъективной стороны большинства деяний, а также связь преступной деятельности сотрудников с организованной преступностью, коррупционная направленность.

Режим секретности и недостаточность общественного контроля дает правоохранительным органам поддерживать кажущуюся видимость благополучия относительно состояния преступности в целом, и состояния законности в самих правоохранительных органах в частности.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Несмотря на принятые меры профилактики преступлений среди правоохранительных органов, наблюдается значительный рост числа этих преступлений. Совершение преступлений сотрудниками правоохранительных органов негативно сказывается на доверии граждан правоохранительной системе.

Действующие формы статистической отчетности не дают полного анализа данных о состоянии преступности в соответствии с разными формами их деятельности, а несут в себе лишь обобщенные данные. Наиболее высокий уровень латентности существует среди таких преступлений, как взяточничество (ст. 290–2912 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) и превышение должностных полномочий (ч.ч. 1, 2, п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ), а также мошенничество (ст.159 УК РФ)

Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (п. «б“ ч. 4, ч. 5 ст. 2281 УК РФ), служебный подлог (ст.292 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. Высокий уровень латентности преступности среди сотрудников правоохранительных органов связан с той или иной степенью секретности деятельности этих органов [9, c.77].

Исходя из анализа судебно-следственной практики, преступления среди сотрудников правоохранительных органов чаще всего обусловлены корыстной мотивацией и носят коррупционный характер, а также характерной чертой совершения преступлений сотрудников правоохранительных органов является совершение ими преступлений в составе группы лиц.

Следует также отметить, что при совершении сотрудником правоохранительного органа общеуголовного преступления, не связанного с исполнением служебных обязанностей, он может предпринять действия, которые могут значительно затруднить расследование преступлений, т. к. знает всю специфику деятельности.

Увеличение количества преступлений не только снижает эффективность деятельности правоохранительных органов, но и объясняет формирование в массовом сознании мнения о некомпетентности, коррумпированности сотрудников данных органов. Также положительная динамика привлечения сотрудников правоохранительных органов к уголовной ответственности говорит о недостаточности принимаемых мер профилактического характера и необходимости разработки дополнительных мер, направленных на усовершенствование механизма противодействия указанным преступлениям.

Источник: https://moluch.ru/archive/284/64088/

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий