Законодательство регулирующее торговую деятельность

Закон о торговле с последними изменениями

Законодательство регулирующее торговую деятельность

Экономика состоит из внутренней и внешней торговли, которую осуществляет государство. Именно поэтому торговля продукцией на внутренних рынках России должна развиваться и контролироваться органами. Так как эта область постоянно меняется, в регулирующий ее закон номер 381 постоянно вносятся новые изменения.

Основные положения закона о торговле

ФЗ 381 о регулировании торговой деятельности был принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года, а одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Последние изменения в него были внесены 3 июля 2016 года.

Федеральный закон 381 содержит 5 глав и 22 статьи. Этот закон регламентирует процессы контроля и регулирования торговли на всей территории России.

Также он определяет правоотношения, возникающие между участниками торговли.

ФЗ №164 читайте тут:

Краткое содержание Федерального закона номер 381 о госрегулировании торговли на территории Российской Федерации:

  • Первая глава описывает общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера регулирования настоящего закона. Дан список понятий, терминов и их определений, используемых в законе. Перечислены другие акты, законы и нормативы, касающиеся некоторых положений описываемой области и регулирующие некоторые сферы торговли. Оформлены используемые органами методы для контроля над торговлей. Даны списки полномочий Правительства, федер. органов исполн. власти, органов местного самоуправления и субъектов РФ и т. д. Помощь и участие в процессах осуществления и исполнения указов гос. органов согласно гос. политики некоммерческими компаниями, организациями и хоз. субъектами;
  • Во второй главе оформлены и перечислены требования и условия для осуществления торговой деятельности. Дан список прав и обязанностей субъектов, занимающихся поставкой товаров, хоз. деятельностью и торговлей в этой области. Дан список прав и обязанностей хоз. субъектов, которые осуществляют торговлю и поставку товаров в связи с подписанным договором. Описаны нюансы и основные принципы размещения передвижных торговых площадок. Перечислены и описаны условия организации ярмарки, а также предоставлены требования участникам, торгующим на ярмарке. Оформлены нюансы и форма соглашений между различными хозяйственными субъектами и некоммерческими организациями, которые ведут деятельность в области торговли;
  • В главе три оформлена антимонопольная система, гос. и муницип. контроль в описываемой сфере. Перечислены и описаны правила антимонопольной системы для хозяйственных субъектов, торгующих и поставляющих продукты питания. Описаны ограничения и запреты аренды, купли-продажи в сфере осуществления торговли. Требования антимонопольной службы к различным категориям гос. органов. Способы и процессы, меры и деятельность по контролю за исполнением положений настоящего ФЗ;
  • В главе номер четыре оформлены меры развития и меры по контролю за торговой деятельностью. Описаны процессы организации мероприятий для развития описываемой области. Перечислены системы государственных и муниципальных программ по развитию эффективности торговли и улучшению конкурентоспособности. Оформлено обеспечение граждан информацией в настоящей области деятельности и торговыми площадками в различных регионах страны;
  • В пятой г. оформлены заключительные условия и дополнительные требования и положения настоящего Федерального закона.

ФЗ об адвокатуре в последней редакции тут:

Согласно 1 статье закона, он преследует следующие цели:

  • При помощи оформления общих требований для всех торговых процессов объединение экономического рынка страны;
  • Установление границ между полномочиями разных сотрудников различных государственных органов;
  • Обеспечение соблюдения прав всех торгующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • Развитие отрасли торговли для удовлетворения потребности населения и гос. учреждений, а также для развития конкурентоспособности на рынке.

ФЗ о референдуме в Российской Федерации 2018 г. Последние изменения здесь:

ФЗ о торговле с 1 января 2017 года претерпел определенные изменения. Если договор на поставку товара или работ был заключен до 15 июля 2016 года, до 1 января 2017 года информация в договоре должна быть изменена и в итоге должна соответствовать требованиям положений закона. В противном случае договор будет признан недействительным и аннулирован.

Скачать Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-ФЗ можно по ссылке.

Последние изменения

Последние изменения в закон о торговле были внесены 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 273.

Согласно изменениям в первую статью была добавлена шестая часть. В этой части написано, что все требования и условия, расписанные в главе номер 3 об антимонопольной системе касаются не только хозяйствующих субъектов, но и других лиц, входящих с ними в одну группу. Это условие регулируется 135 ФЗ о защите конкуренции.

Во второй статье были изменены пункты 8 и 10, определяющие понятия «торговая сеть» и «услуги по продвижению товаров». Торговая сеть — это несколько объектов торговли, принадлежащие одному хоз. субъекту, группе хоз.

субъектов или продающиеся под одной коммерческой маркой. Услуги по продвижению товаров — это оказываемые хоз.

субъектам услуги по продвижению их продовольственных товаров, при помощи рекламы, системы выкладки в торговых центрах и магазинах, отчетности и других действий рекламного характера.

Множество изменений произошло в статье номер 9:

  • В первой и второй части были исключены фразы о запросе и получении информации при сроке в 14 дней с момента получения запроса;
  • В другом виде изложена часть 4 девятой статьи. В этой части написано, что при осуществлении закупки продовольственных товаров у хоз. субъектов, клиент имеет право назначить поставщику денежное вознаграждение. Вознаграждение обсуждается сторонами и вписывается в договор. Также согласно закону любые дополнительные работы, как упаковка товара, выплата вознаграждения, подготовка товара, реклама и т. д. в совокупности не должны превышать 5% от общей суммы заказа. За дополнительную оплату вознаграждений не начисляется налог;
  • Согласно шестой части запрещены случаи, когда клиент выплачивает не оформленные в законе виды денежных средств, за несуществующие услуги или в качестве вознаграждения за то, чего поставщик не делал. В таких случаях обе стороны будут нести ответственность;
  • В седьмой части были изменены три пункта. В первом пункте оформлена информация о торговле продуктами питания, срок годности которых не превышает десяти дней. Такие товары должны быть оплачены максимум через 8 рабочих дней после получения клиентом. Во втором пункте оформлена информация о торговле продуктами питания, срок годности которых не превышает 30 дней. Такие товары должны быть оплачены максимум через 25 рабочих дней после получения клиентом. В третьем пункте оформлена информация о торговле продуктами питания, срок годности которых превышает 30 дней и алкогольной продукцией. Эта продукция и товары должны быть оплачены через 40 дней после получения клиентом;
  • В восьмой части написано, что все сроки, оформленные в части 7 начинают исчисление с момента получения клиентом товара. С этого момента в течение трех рабочих дней должны быть переданы все бумаги на товар и подписана вся необходимая документация;
  • 9 часть 9 статьи утратила силу и была исключена из закона;
  • В 10 часть была добавлена фраза «Исполнение (реализация) указанного договора в соответствующей части не допускается»;
  • В 11 части информация об услугах рекламы и продвижения продовольственной продукции была изменена и дополнена сведениями об услугах продвижения, подготовки, упаковки и доставки продукции;
  • В части 12 оформлена информация о том, что хоз. субъекты, которые осуществляют деятельность по поставке продовольственной продукции или по торговле этой продукцией запрещено в договоре размещать информацию о дополнительных услугах, как упаковка, реклама, подготовка и т. д. Также запрещено принуждение к заключению договора с контрагентом о перечисленных дополнительных услугах;
  • В 13 части дан список запретов на определенные ситуации и деятельность для хозяйствующих субъектов. Запрещается брать или вносить оплату за торговлю или поставку продукции на объектах, оплачивать расходы услуг, не оговоренных в договоре, брать или вносить плату за изменение категорий и вида товаров;
  • Согласно 14 части настоящей статьи все описанные в ней изменения, требования и условия касаются групп лиц, среди которых хозяйствующие субъекты. Группы лиц регулируются по закону о защите конкуренции.

Также изменилась 1 часть 13 статьи. В этой части перечислены ограничения для хоз. субъектов, организовывающих торговые сети или поставляющие в них товары:

  • Дискриминировать граждан или другие лица, нарушая ФЗ о защите конкуренции;
  • Передавать товар или продукцию клиенту через третьи лица без оформления с третьим лицом договора о собственности. Принимается произвольный письменный документ с информацией о третьем лице;
  • Ограничивать в доступе или на выходе из объектов других хозяйствующих субъектов;
  • Запрещено навязывать контрагенту условия запретов оформления договоров с другими хоз. субъектами, условия возврата непроданной продукции или товаров обратно хозяйствующим субъектам, предложения о снижении ответственности за невыполнение условий договора, условия о неприемлемом понижении цен, не описанном в настоящем законе, условия со сведениями о передаче информации о договорах хоз. субъектам;
  • Запрещено нарушать систему ценообразованию, установленную согласно нормативам, принятым в РФ.

Во второй части 13 статьи сократилась информация о Федеральном законе «О защите конкуренции». Была исключена дополнительная информация о нем, как номер, дата принятия, дата внесения последних изменений. В 13 статье осталось лишь название этого закона.

В 16 статье, в части 2 была изменена информация о проведении государственного контроля федер. органами. Федер. органы исполн. власти имеют право оформлять и принимать нормативы и акты, а также вести надзор за соблюдением правил антимонопольной системы.

Имеют право подключать в разбирательства другие территориальные органы. Обладают полномочиями, согласно антимонопольному законодательству России, выдавать предписания и советы по улучшению работы.

В 3 части этой же статьи изменилась информация, согласно которой описанные выше органы могут принять меры, описанные в законодательстве РФ.

В 18 статью был добавлен 4 пункт в 4 часть.

Согласно этому изменению одним из показателей развития эффективности описанных программ является увеличение спроса на определенную продукцию на российском рынке.

В 19 статье, части 3 фраза о документах, описывающих реализацию развития субъектов РФ, была изменена на фразу «нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

Отсрочка платежа по закону о торговле

Важнейшим критерием оценки рассрочки является дата поставки товара, получения его на руки и срок хранения товара. При помощи этого критерия правоотношения между поставщиком и клиентом становятся более легитимными и открытыми, что позволяет процессу торговли быть более эффективным.

Вся информация о рассрочке и о ее сроках оформлена в 9 статье, в пункте номер 7. Дан список самых поздних сроков оплаты продовольственных товаров:

  • Продукция с наименьшим сроком хранения оплачивается в первую очередь. Все товары, которые можно хранить менее чем 10 суток должны быть оплачены в течение 8 рабочих дней. Срок оплаты начинается с момента получения продукции клиентом;
  • Продукция со средней продолжительностью срока хранения оплачивается во вторую очередь. Все товары, которые можно хранить менее чем 30 суток, но дальше 10, должны быть оплачены в течение 25 рабочих дней. Срок оплаты начинается с момента получения продукции клиентом;
  • Продукция с длительной продолжительностью срока хранения оплачивается в последнюю очередь. Все товары, которые можно хранить дольше 30 суток, должны быть оплачены в течение 40 рабочих дней. Срок оплаты начинается с момента получения продукции клиентом.

В прошлые года сроки рассрочки были более длительными, для улучшения качества продаваемого товара было принято решение о внесении изменений в закон. Согласно изменениям сроки были сокращены на 5-10 рабочих дней.

Особенности выездной торговли

Выездная торговля является одним из самых контролируемых аспектов ведения торговли, согласно описываемому закону.

Важнейшим условием и требованием, при котором позволяется вести выездную торговлю является то, что транспорт, в котором располагается продукция, не должен нарушать ПДД, не должен мешать движению на дорогах, и самое главное, не должен представлять риск здоровью и жизни населения РФ.

В транспорте или на руках у продавца обязательным считается наличие документации, в которой описана лицензия или подписано разрешение на осуществление торговли на улицах города. Необходимые бумаги продавец имеет право получить у поставщика товаров или владельца транспортного средства.

В бумагах должны быть прописаны сведения о технических и санитарных характеристиках транспорта, также передвижное средство должно этим характеристикам и нормам соответствовать. Если при проверке будут выявлены нарушения, лицо, занимающееся продажей, будет привлечено к ответственности, согласно положениям настоящего и других законов России.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-torgovle/

Государственное регулирование торговой деятельности в России

Законодательство регулирующее торговую деятельность

Источник: Российская правовая газета «эж-ЮРИСТ»

Проблема государственного регулирования торговой деятельности стала актуальной в последние годы в связи с необходимостью упорядочения отношений по ее организации и устранению излишних административных барьеров в торговле, формирования конкурентной среды, рыночной и недискриминационной системы реализации товаров.

Функция государства по регулированию торговой деятельности реализуется с помощью различных экономических и административных методов, которые получают юридическое оформление в нормативно-правовых актах, образующих правовую основу ее осуществления.

Особенностью нормативно правового регулирования торговой деятельности в России является формирование правовой базы регулирования в рамках гражданского законодательства. Отраслевое торговое законодательство развивается под сильным влиянием гражданского права.

К законодательным актам общего регулирования относится ГК РФ, который регулирует имущественные отношения, складывающиеся между субъектами хозяйственной деятельности, определяет их гражданско-правовой статус, порядок совершения сделок по купле-продаже и является базой для специального законодательства в сфере предпринимательства.

Однако ГК РФ, будучи частноправовым нормативным актом, включает лишь те нормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер. Публичноправовые нормы по организации торговой деятельности им не охватываются. Торговая деятельность нуждается в развитии собственного торгового законодательства.

В настоящее время основной задачей, как представляется, направленной на повышение эффективности правового регулирования торговых отношений, является проведение кодификации торгового законодательства.

Принятие торгового кодекса позволило бы ликвидировать существующие пробелы в нормативном правовом регулировании коммерческих отношений, повысить социальную значимость торговли, систематизировать торговое законодательство.

Так, правовой статус многих субъектов оптовой торговли, реально существующих на рынке, вообще ничем не урегулирован. Это касается дилеров, дистрибьютеров, торговых домов и т. д. Федеральный закон от 28.12.

2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет государственную торговую политику, но не решает существующих проблем в области договорного регулирования торговых отношений.

Необходимо законодательное закрепление договорных форм, отражающих специфику торговли, таких как дистрибьюторская, маркетинг, в области электронной торговли, а также иных правил, отражающих особенности заключения, изменения и расторжения торговых договоров, исполнения договорных обязательств.

Электронная торговля

Электронная торговля — это сложное явление современного этапа глобализации. Эта торговля имеет ряд преимуществ: она позволяет даже самым маленьким фирмам выходить на рынки разного уровня независимо от местоположения, повышает конкурентоспособность, от этого эластичность спроса выше, чем на традиционных рынках.

Как известно, потребители тоже получают ряд преимуществ: покупатель независимо от его местоположения может выбрать товар, который пожелает; может заказать товар в удобное для него время, доставку товара в любое время и место.

Однако кроме вышеперечисленных преимуществ электронная торговля обладает рядом недостатков: проблемы, связанные с правовым регулированием, невозможность непосредственного контакта с предметом, недоверие к электронным платежам и др.

С одной стороны, электронная торговля — это предпринимательская деятельность, отвечающая определенным в гражданском законодательстве признакам предпринимательской деятельности, а с другой — это использование информационно-телекоммуникационных сетей в целях осуществления торговой деятельности специфичным способом.

В связи с этим в Законе Р Ф «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» целесообразно дать понятие электронной торговли. Электронную торговлю следует признать формой торговой деятельности.

Безопасность потребителя

В связи с актуальностью проблемы фальсификации товаров необходимо перейти к разработке и, как следствие, принятию программ на федеральном и региональном уровне по обеспечению безопасности, защите потребителя, созданию нормативно-технической документации, подготовке специалистов нового уровня, широкой пропаганде простейших методов обнаружения фальсификации на предприятии и в домашних условиях. В Законе «О защите прав потребителей» ничего не сказано о фальсификации и наносимом ею ущербе, поэтому необходимо в срочном порядке принять закон о фальсификации продуктов потребления. Отсутствуют четкие критерии, позволяющие должным образом идентифицировать товары, обнаруживать по результатам идентификации подделки. Поэтому появился рынок сбыта фальсифицированных товаров как отечественного, так и импортного производства .

В сентябре прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий введение запрета на использование при производстве продуктов пальмового масла, ГМО и ряда пищевых добавок.

Однако Правительство подготовило отрицательный отзыв на законопроект, в котором говорится, что по договору о Евразийском экономическом союзе требования к продуктам устанавливаются на уровне союза и Россия не может ввести дополнительные обязательные требования на своей территории.

Есть очень серьезная проблема, связанная с фальсификацией продуктов пальмовым маслом. Вреда для здоровья от употребления качественного

пальмового масла не будет. Другой вопрос в том, что неизвестно, какого качества и какие именно заменители молочного жира используют недобросовестные производители. Ведь существует как пищевое, так и техническое пальмовое масло.

Если это техническое, плохо очищенное пальмовое масло, то оно может содержать вредные для здоровья продукты перекис- ного окисления жира. При этом фальсификат (то есть продукт, в который внесено неуказанное на этикетке пальмовое масло) можно распознать только по итогам лабораторных исследований.

А простой потребитель никогда сам не сможет определить присутствие в продукте заменителя молочного жира. Необходимо также отметить, что помимо фальсифицированных товаров рынки сбыта заполняют еще товары — заменители натуральных продуктов (суррогаты).

Из-за отсутствия действующих законов, в которых бы устанавливалась административная и уголовная ответственность за фальсификацию товаров, из-за несогласованности деятельности органов государственного контроля, а порой и его отсутствия потребитель остается не защищенным от обмана.

Контроль ценообразования

Государственное регулирование в торговле в настоящее время приобретает особое значение ввиду злоупотреблений в вопросах ценообразования.

Цены не регулируются государством, за исключением отдельных видов товаров, на которые федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен, торговых надбавок к ценам на них, в том числе установление их предельных (максимального и/или минимального) уровней. Устанавливать цены на свою продукцию, которые обеспечивают достойную прибыль, — это естественное стремление предпринимателя, более того, это смысл его деятельности в соответствии с ГК РФ. Однако потребитель нередко сталкивается со случаями неоправданного завышения цен на товар недобросовестными участниками торгового оборота.

Часть магазинной стоимости продукта оседает в кошельках людей, не имеющих прямого отношения к его изготовлению, упаковке, рекламе и транспортировке, поскольку в ходе производства изготовителей попросту принуждают заключать кулуарные сделки с регулирующими все вокруг органами и местными властями. Нетрудно догадаться, кто в финале компенсирует производителю те самые внеплановые расходы.

Наиболее актуальной и неразрешенной является проблема качества товара и качества торгового обслуживания населения. Существующий Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» нормирует, но не определяет четкого

механизма управления данным явлением. Российские потребители имеют минимальную степень защищенности собственных прав в области обеспечения качества товаров и услуг по причине отсутствия реально работающих государственных контролирующих организаций в данном направлении.

Некачественное питание — это мина замедленного действия. Задача государства — оберегать здоровье людей.

Введение Россией продуктового эмбарго на ряд товаров из стран Запада в ответ на санкции ЕС еще больше ухудшило ситуацию, поскольку возникший на полках магазинов дефицит пришлось спешно закрывать. При этом государственные контрольные органы оказались не в силах справиться с потоком новой продукции.

В условиях сложной современной ситуации в экономике нашей страны в целом и в отрасли торговли в частности возрастает потребление товаров отечественного производства. В связи с этим повышается роль ярмарочной торговли и торговли на рынках. Традиционная проблема — это проблема взаимоотношений поставщиков и розничных сетей.

Чтобы пробиться на прилавки магазинов, изготовителю приходится платить продавцу. И чем крупнее оборот магазина или сети, тем крупнее так называемая плата за вход на полку.

Немалых денег стоит и правильное местонахождение товара на полке, чтобы мерчандайзер сети поместил его на особо проходном месте или на нужной высоте, а не над потолком или на нижней полке.

Именно отсутствие доступа к конечному потребителю препятствует развитию российских мелких и средних хозяйств и ухудшает положение с продовольственной безопасностью страны, а также приводит к увеличению зависимости России от импортных поставок продуктов питания и лишает население нашей страны возможности приобретать качественные продукты российского производства. Таким образом, хотелось бы сказать, что существует острая необходимость в контроле за продовольственным рынком. Законы, такие как «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», «О техническом регулировании», должны работать более эффективно.

Впрочем, установление требований к субъектам торговой деятельности при отсутствии эффективной системы государственного контроля не имеет смысла.

Что касается государственного контроля (надзора) в области торговой деятельности как метода государственного регулирования, то основные принципы его реализации изложены в ст. 16 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Поскольку нормы названной статьи содержат отсылки к законодательству РФ, государственный контроль (надзор) в области торговой деятельности организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и другими федеральными законами, входящими в состав законодательства о государственном контроле (надзоре).

Государственный контроль реализуется посредством различных мероприятий по контролю, представляющих собой совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

Проблема создания эффективного механизма государственного контроля (надзора) в сфере торговой деятельности представляет собой важную задачу государства.

В то же время попытки ее решения не носят системного характера. Так, остались неразрешенными проблемы малой эффективности системы контроля (надзора).

Как показывает анализ правоприменительной практики, при осуществлении

контрольно-надзорных мероприятий нередко нарушаются права субъектов предпринимательства со стороны публичных органов власти, что влечет за собой неблагоприятные последствия для хозяйствующих субъектов.

Среди наиболее распространенных нарушений прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) можно назвать нарушение сроков проведения контроля, нарушение порядка привлечения к ответственности, осуществление проверок без соответствующего правового основания и т. д.

Таким образом, характеризуя деятельность органов государственного регулирования вторговле, можно считать ее слабовыраженной и не имеющей точных стратегических целей развития.

Источник: https://abkazakov.ru/comments/gosudarstvennoe-regulirovanie-torgovoj-deyatelnosti-v-rossii/

Правовое регулирование коммерческой деятельности

Законодательство регулирующее торговую деятельность

Определение 1

Коммерческое право представляет собой под отрасль Гражданского права, с помощью которой регулируются общественные отношения, возникающие в ходе коммерческой деятельности. Любая коммерческая деятельность направлена всегда на продвижение продукции от производителя к потребителю через оптовую торговую сеть.

Коммерческая деятельность, как и предпринимательская деятельность, характеризуется несколькими отличительными признаками:

  • самостоятельная деятельность в сфере торгового оборота,
  • направленная деятельность на систематическое получение прибыли,
  • деятельность, которая осуществляется на свой риск,
  • деятельностью, которая подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке.

Замечание 1

Если отсутствует один из названных признаков, то это лишает деятельность характера коммерческой деятельности. По этой причине коммерческая деятельность представляет собой предпринимательство, включая все его признаки. Она осуществляется в особой сфере хозяйственной деятельности — в товарном обращении.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Обязательными участниками товарного оборота, которые регулируются нормами коммерческого права, являются:

  • производители своей продукции,
  • функционирование оптовых и посреднических звеньев,
  • действия граждан по приобретению продукции, обеспечение себя необходимыми товарами.

Розничная торговая деятельность в полной мере регулируется с помощью гражданского законодательства. Можно сказать, что коммерческая деятельность включает отношения по оптовой купле-продаже продукции, а также отношения в сфере оказания услуг, которые связаны с продвижением продукции на рынке от изготовителей к оптовым потребителям.

Торговое законодательство РФ

В нашей стране не существует и не существовало торгового кодекса.

Для Российской Федерации отношения коммерческого характера регулируются единым Гражданским кодексом, а также несколькими специальными иными актами.

Замечание 2

Торговое законодательство представляет собой относительно обособленную систему норм гражданского законодательства, которые регулируют торговую деятельность. Классификатором правовых актов выделяются торговые нормы из общего перечня правовых актов, подчеркивая их специфику.

Нормы коммерческого права включены в нормативные акты, обладающие различной юридической силой.

Основным законодательным документом является Конституция Российской Федерации, с помощью которой устанавливаются фундаментальные положения экономической государственные основы.

Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободу получения продукции и услуг, а также финансовых средств. Конституция поддерживает конкуренцию, обеспечивает свободу экономической деятельности. В ней признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и прочие формы собственности.

В соответствии с Конституцией на территории нашей страны не допускается установка таможенных границ и пошлин, а также препятствий для свободного перемещения продукции, услуг и др.

Каждый гражданин обладает свободным использованием своих способностей и имущества для предпринимательской и коммерческой деятельности, которая не запрещена законом.

В ведении Российской Федерации находится установление прав единого рынка, основ гражданского законодательства и ценовой политики.

Гражданский Кодекс и Законы Российской Федерации

Основной документ, который устанавливает правовые основы коммерческой деятельности, является Гражданский кодекс. Посредством Гражданского кодекса определено правовое положение участников коммерческого оборота, включая основы возникновения, осуществления прав собственности и других вещных прав.

Кодекс регулирует договорные и прочие обязательства, имущественные права и связанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на равенстве и имущественной самостоятельности их участников. Можно выделить еще несколько законов в области коммерческого права, которые имеют большое значение:

  • Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
  • Закон «О товарных биржах и биржевой торговле»;
  • Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;
  • ФЗ «О техническом регулировании».
  • Подзаконные акты РФ.

Субъекты Федерации могут создавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции. Эти акты призваны регулировать торговую и коммерческую деятельность.

Правовые основы товарного рынка в Российской Федерации

Сферой исследования коммерческого права является товарный рынок, который рассматривается в узком и широком смысле.

Определение 2

В широком смысле товарный рынок включает систему субъектов экономики и их отношения. Цель субъектов заключается в обеспечении обращения продукции конечного потребления и производственного назначения.

В узком смысле товарный рынок представляет собой рынок отдельных видов продукции, которые сходны по производственным или потребительским признакам, являясь элементами внутреннего рынка продукции и услуг.

Российский товарный рынок обладает соответствующей структурой, которая еще не в полной мере организована и сформирована.

Структура включает совокупность звеньев, основная задача которых заключается в продвижении товара от производителей к потребителям. Все звенья товарного рынка обладают определенной организационно-правовой самостоятельностью.

Они могут быть представлены в виде хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов государственных и муниципальных предприятий.

Все эти предприятия являются коммерческими организациями, основная цель которых заключается в извлечении прибыли.

Особая группа участников оптовой торговли представлена организаторами оптовой торговли, которые сами не осуществляют торговую деятельность, а создают условия для других участников.

Например, товарная биржа является регулярно функционирующим оптовым рынком продукции, главной целью которого является провести свободные торги по закупкам и продаже продукции. Отношения здесь складываются под влиянием спроса и предложения.

Товарная биржа выступает в качестве развитой формы оптового рынка продукции, которая определяется родовыми признаками (к примеру, биржа леса, металла, зерна, угля).

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika_predpriyatiya/kommercheskaya_deyatelnost_predpriyatiya/pravovoe_regulirovanie_kommercheskoy_deyatelnosti/

Новое в законе о торговле

Законодательство регулирующее торговую деятельность

Торговля представляет собой важнейшую отрасль хозяйства. Оборот товаров, осуществляемый как в пределах государства, так и на международном рынке, является основной составляющей государственной экономики.

И тем не менее, торговля не является экономически устойчивой отраслью. Учитывая стремительно меняющуюся экономическую обстановку в стране, закон о торговле требует регулярного внесения актуальных изменений.

Новый закон о торговле

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ принят Госдумой 18 декабря и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Рассматриваемый закон вступил в силу 28 декабря того же года.

Действительный нормативный акт состоит из 5 глав и 22 статей. Как и остальные Федеральный законы Российской Федерации, ФЗ-381 регулярно претерпевает серию необходимых поправок. Последние поправки в действительный документ введены 3 июля 2016 года. Изменения, введённые таким образом в ФЗ о торговле, с 1 января 2017 года вступили в силу.

Положения рассматриваемого нормативного акта регламентируют финансово-экономические, юридические и социальные отношения, возникающие в сфере торговли. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы федерального упорядочивания торговой деятельности на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон о торговле преследует следующие цели:

  • Обеспечение синтеза субъектов экономического пространства РФ посредством установления свода правил в сфере торговли;
  • Содействие расширению экономических связей для удовлетворения потребностей экономических отраслей;
  • Гарантия соблюдения юридических прав участников торговой деятельности;
  • Разделение полномочий органов государственной и региональной власти в отношении торговли.

Нормативы, установленные действительным законом о торговле, не относятся к отношениям, сформированным в результате:

  • Внешней торговли;
  • Организации торгов;
  • Сбыта продукции на рынках в розницу;
  • Приобретения и продажи акций, недвижимости, тепловой и электрической энергии.

В дополнение предлагаем изучить нормы ФЗ 208 об акционерных обществах. Последняя редакция здесь: 

Основные понятия

В перечень основной терминологии, используемой в настоящем Федеральном законе о торговле входят следующие понятия:

  • Торговая деятельность (торговля) — вид деятельности, заключающейся в покупкой и реализацией товаров;
  • Оптовая торговля — скупка или продажа товаров большими партиями;
  • Розничная торговля — продажа или приобретение товаров в единично экземпляре или небольшими партиями для личных целей;
  • Торговый объект — место, предназначенное для демонстрации и реализации продаваемой продукции;
  • Стационарный торговый объект — ТО, располагающийся в здании;
  • Нестационарный торговый объект — мобильный или передвижной ТО;
  • Торговая сеть — комплекс из двух и более ТО, принадлежащих определённому субъекту или субъектам, согласно положениям Федерального закона «О защите конкуренции»;
  • Продовольственные товары — съестные продукты, алкоголь и напитки;
  • Услуги по продвижению товаров — услуги в сфере рекламы с целью продвижения в условиях рынка той или иной продукции.

Полный перечень используемой в ФЗ-381 терминологии предоставляется в ст. 2 настоящего Федерального закона.

В целях детального изучения положений рассматриваемого закона необходимо ознакомиться с его текстом. Актуальный текст Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ в последней редакции можно скачать по ссылке:

Ознакомьтесь  61 ФЗ «Об обороне»

Поправки в закон о торговле

Последние существенные поправки в Федеральный закон о торговле внесены 3 июля 2016 года.

Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» N 273-ФЗ.

Согласно действительным поправкам, текст пункта 4 статьи 9 гласит, что хозяйствующему субъекту может быть начислено денежное вознаграждение за осуществление необходимых операций по предоставлению продовольственных товаров. Сумма вознаграждения определяется и согласовывается сторонами-участниками торговли.

Поправками, внесёнными в статью 13 действительного Федерального закона, уточняются запреты, наложенные в отношении субъекта-хозяина. Хозяйствующее предприятие, поставляющее продовольственные товары, не уполномочено:

  • Нарушать постановления действующего нормативного акта «О защите конкуренции»;
  • Неправомерно завышать или занижать цены;
  • Запрещать контрагенту сотрудничать с другими поставщиками;
  • Блокировать другим поставщикам возможность внедрения в рыночные отношения.

Выездная торговля

Выездная торговля — деятельность, строго регламентируемая настоящим нормативным актом. В первую очередь, передвижное сооружение, на котором располагается товар, не должно препятствовать автомобильному движению и представлять опасность для здоровья и жизней покупателей.

У продавца-реализатора должен быть в наличии сертификат соответствия или декларация, позволяющая ему заниматься торговой деятельностью. В большинстве случаев вся необходимая документация предоставляется реализатору поставщиком товаров или хозяином передвижной лавки.

Передвижное сооружение должно соответствовать техническим и санитарным нормам. В случае нарушений, лицо, осуществляемое деятельность в рассматриваемой сфере, будет призвано к ответственности в соответствии с положениями действительного закона.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/zakon-o-torgovle-2/

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий