Транспортное законодательство РФ в сфере грузоперевозок

В этой статье:

Правила перевозки грузов автотранспортом

Транспортное законодательство РФ в сфере грузоперевозок

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом регламентируются законодательством РФ.

Правительство России приняло ряд постановлений и законов, которые помогают транспортным компаниям вести безопасную деятельность в этой сфере.

Знание всех нормативов и регламента исключает риск возникновения избежать споров, конфликтных ситуаций и необоснованных претензионных заявлений со стороны органов надзора.

Автотранспортные перевозки регламентируются соответствующим законодательством

Постановление Правительства РФ № 272, вступившее в силу с 15 апреля 2011 года, предусматривает следующие правила и регламент перевозки товарно-материальных ценностей на территории России и за ее пределами:

Общие положения

В этом пункте Постановления Правительства прописаны все правила организации транспортировки грузов разных видов, а также условия сохранности товаров, материалов и транспортных средств вместе с контейнерами, используемыми для доставки товаров и материалов в места назначения.

Перевозка автомобильным средством в другие страны осуществляется по Правилам международных договоров РФ.

На транспортировку быстро портящихся товаров в пределах города, пригорода и за пределами страны распространяется закон от 01.09. 1970 г, подписанный в Женеве, а также действующее Постановление Правительства.

Транспортировка опасных ТМЦ производится по Правилам Европейского договора о международных дорожных перевозках от 30.09.1975 года, и действующими Правилами Постановления Правительства.

Перевозка опасных грузов регламентируется Европейскими договорами

Правила заключения двухсторонних соглашений на транспортировку ТМЦ автомобилем и договоров на их фрахт для перевозки товаров и материалов

Перевозка любого груза осуществляется после заключения договора и составления транспортной накладной отправителем заказа.

Данный документ передается перевозчику ТМЦ, который обязуется в течение сорока восьми часов ответить заказчику о своем решении – принять заказ или отказаться от его выполнения (в письменной форме).

В процессе рассмотрения заявки оговариваются все условия договора – место выезда и прибытия автомобиля, сроки и дата доставки продукции или товаров, а также их вид, габариты и стоимость всех услуг по транспортировке.

После согласования всех пунктов, отправитель заказа с перевозчиком подписывают транспортную накладную и заверяют ее печатью. На каждую отдельную единицу транспорта с контейнером составляется отдельный перевозочный документ.

Транспортная накладная заполняется на каждый автомобиль, перевозящий грузы

Регламент подачи ТС и контейнеров, приемка грузов и их погрузка в грузовые места

Данный Закон предусматривает ряд обязательств со стороны перевозчика:

  • Подача отправителю груза исправных машин для погрузки ТМЦ.
  • Их тоннаж, объёмность и габариты должны соответствовать параметрам транспортируемых товаров и материалов.
  • Неисправное транспортное средство, поданное для транспортировки, приравнивается к его неподаче.
  • Задержка предоставления автотранспорта для загрузки на два часа признается опозданием.

Загрузкой товаров и продукции занимается грузоотправитель, а его выгрузкой – получатель заказа.

Загрузка грузов осуществляется так, чтобы обеспечить максимальную сохранность перевозимых ТМЦ, безопасность их перевозки, а также целостность используемого автомобиля и контейнера.

Для погрузки ТМЦ с применением специальных механизмов, место размещения должно быть оснащено выступами, петлями, проушинами или другими специальными устройствами для сбора материалов и товаров грузоподъемниками.

Подборка средств фиксации перевозимых ТМЦ зависит от их типа и производится с целью обеспечения безопасного движения и сохранения перевозимых товаров и материалов и автомобильного средства в целостности.

Постановление Правительства предусматривает использование крепежных элементов, которые исключают риск повреждения контейнера и автомобиля в процессе транспортировки грузов. Не допускается применение гвоздей, скоб и других элементов, которые могут повредить авто.

После того как начался процесс погрузки, отправитель заказа в присутствии грузоперевозчика заполняет перевозочный документ. В данный документ вносят следующие данные: состояние товара, его общий вес, тип, факт проведения опломбировки, маркировки, количество используемых автомобилей под размещение ТМЦ, дату и точное время предоставления автотранспорта.

После доставки заказа в место назначения и его разгрузки, получатель обязан вернуть все приспособления и устройства, указанные отправителем в дорожном документе.

После разгрузки товара получатель должен вернуть отправителю всю технику, указанную в накладной

Отказ от услуг перевозчика

  • Предоставление неисправного транспорта и контейнера.
  • Предоставление автомобиля с опозданием.
  • Отсутствие необходимого по регламенту документа, удостоверяющего личность перевозчика и дорожного документа.

Расчет массы транспортируемых ТМЦ, опломбировка автомобилей и контейнеров

Постановление Правительства предусматривает внесение в транспортную накладную всех данных о состоянии перевозимого груза, его объеме, тоннажу, размерах и прочих данных

Общая масса ТМЦ, предназначенных для транспортировки, вычисляется путем взвешивания, и на основе расчетов данных замеров габаритов. Внесение этих показателей в дорожный документ проводится только в присутствии перевозчика.

После погрузки производится опломбировка транспортного средства отправителем. На оттиске пломбы указывается специальные контрольный номер или знак. Данные опломбировки вносятся в перевозочный документ.

Пломбировка, установленная на кузове автомобилей, цистернах, фургонах должны обеспечивать защиту от доступа к ТМЦ посторонним лицам. Ее крепят на специальную проволоку, и сжимают тисками с обеих сторон.

Действующее Постановление Правительства запрещает перевозку товаров и продукции с нечитаемыми оттисками кодировки. Закон запрещает перевозку ТМЦ автомобильным транспортом с неправильной опломбировкой.

Некоторые типы ТМЦ обандероливают, в соответствии с договором, заключенным между отправителем и получателем

Для установки бандеролей используют специальные ленты, которые не содержат узлов и наращиваний. Каждое место соединения при обандероливании штампуется или на нем проставляется печать отправителя заказа.

Печать — обязательный атрибут отправки товара

Сроки доставки, сдачи ТМЦ и чистка автотранспорта

Выдача груза перевозчиком осуществляется строго по указанному в дорожном документе адресу и в срок, указанный в договоре. В случае если дата поставки не оговорена в соглашении груз доставляется следующим образом:

  • В пределах города и пригорода – в течение двадцати четырех часов.
  • В межгороде и международном сообщении – на каждые триста километров даются сутки.

Действующий закон предусматривает возможность задержки заказа. Об этом поставщик должен проинформировать обе стороны – отправителя и получателя. Если данное условие не прописано в договоре отправитель и получатель заказа, имеют полное право считать его утерянным, если он не был доставлен по требованию получателю:

  • За десять дней в пределах города или пригорода.
  • За тридцать дней с момента его выдачи перевозчику в межгороде или международном сообщении.

Получатель имеет право отказаться от транспортируемого автомобильным средством груза в случае его повреждения по вине перевозчика. После таких событий получатель имеет право потребовать возмещение на сумму нанесенного ущерба. В случае возврата заказа или его переадресовки все расходы несет отправитель заказа.

В случае отказа от доставленного груза со стороны получателя, по причинам, не зависящим от грузоперевозчика, производится переадресовка транспортируемых материалов или продукции по новому адресу, указанному получателем либо возврат заказа отправителю.

В междугороднем сообщении на преодоление 300 км даются 1 сутки

Закон об особенностях транспортировки отдельных видов ТМЦ

Масса перевозимых автомобильным транспортом ТМЦ в соответствии согласно Постановлению Правительства определяется отправителем груза и указывается в перевозочном документе. Это относительно насыпных или наливных материалов, а также ТМЦ, перевозимых в контейнерах.

Однородный груз, перевозимый поштучно, не подлежит маркировке, за исключением материалов в небольшом количестве.

Общая масса автомобильного средства с поштучным грузом не должна превышать сорока тонн.

Насыпной, навальный и наливной груз после опломбировки, а также все виды быстро портящихся и опасных материалов не могут быть объявлены ценными.

При перевозке быстро портящейся продукции автомобильным средством необходимо соблюдение определенного температурного режима. Это обязательное условие, которое обеспечивает сохранность грузов с места их отправки и до места прибытия.

Составление претензионных документов

Акт составляется по нескольким причинам:

  • Утеря, частичное отсутствие или повреждение перевозимых автомобилем материалов и продукции.
  • Отсутствие всех необходимых документов на перевозку ТМЦ.
  • Неподача автомобиля и контейнера на погрузку.
  • Не произведение вывоза товаров или продукции по вине перевозчика.
  • Доставка перевозимых ТМЦ автомобильным транспортом позже указанного по договору срока.
  • Простой транспорта, предназначенного под погрузку и выгрузку.
  • Простой грузовых мест под размещение в них ТМЦ.

Акт составляется в день выявления нарушений заинтересованным лицом.

В этом документе прописывается дата выявления обстоятельств, место составления документа, ФИО всех уполномоченных лиц, а также указание причин, по которым сложились такие обстоятельства.

В акте указывается краткое описание испорченного или утраченного груза и сумма его возмещения. После его составления все участники ставят свои подписи.

Каждый участник получает по одному экземпляру акта. На основе этого документа составляется претензионное письмо, которое направляется грузоперевозчику по месту регистрации фирмы.

Претензионное письмо содержит следующие данные:

  • Место и дату составления документа.
  • ФИО, место проживания лица-предъявителя.
  • Описание причин, из-за которых была подана претензионная заявка.
  • Общая сумма нанесенного ущерба.
  • Документация, подтверждающая сложившуюся ситуацию.

Один экземпляр письма отправляется грузоперевозчику, а второй остается на руках у получателя.

Претензионное письмо изготавливается в двух экземалярах

Погрузочные работы

Постановление Правительства РФ предусматривает проведение погрузочных работ в следующей последовательности.

Сначала производится подготовка товаров или материалов, предназначенных для транспортировки и контейнеров для их погрузки.

Действующий Закон предусматривает обязательную маркировку и группировку всех мест по грузополучателям.

Затем производится размещение товаров, транспортных средств и контейнеров по указанным местам загрузки – снятие бортов, брезента, открытие дверей, приведение в работу всех необходимых механизмов для погрузки и т.д.

После подготовки производится непосредственно погрузка автомобиля, которая включает подачу товаров и материалов, контейнера на транспортное средство, размещение и укладка перевозимых товаров или материалов, и их крепление при помощи специальных крепежных устройств и механизмов.

Разгрузка ТМЦ

После прибытия на место назначения автомобиль размещают в отведенном для него месте разгрузки.

Перед выгрузкой автомобиль проходит подготовку: открываются люки, двери, снимается тент, производится запуск работы систем и устройств по выгрузке доставленных товаров и материалов, все крепежа и стопоры приводятся в нерабочее состояние.

Выгрузка автомобилей предполагает: снятие контейнера, полученных материалов или продукции, демонтаж устройств и механизмов, фиксирующих груз.

После разгрузки транспортное средство очищают, промывают и дезинфицируют, закрывают все борта, двери, надевают тенты и подготавливают все стопорные и крепежные элементы к движению автомобиля.

Источник: https://logoskop.ru/dokumenty/zakon-o-perevozke-gruzov-avtomobilnym-transportom.html

Транспортное законодательство: основные положения и требования

Транспортное законодательство РФ в сфере грузоперевозок

Транспортная сфера считается связующим элементом в экономике любой страны. Она представляет собой крупный комплекс, охватывающий существующие виды производства, обмена и распределения.

Безусловно, отношения, складывающиеся в этой отрасли, не могут оставаться без нормативного регулирования. Сегодня транспортное законодательство в РФ развивается несколько специфичным образом.

Рассмотрим далее его особенности.

Общие сведения

Как известно, правоотношения участников гражданского оборота регламентируются ГК.

В главе 40 Кодекса определены и урегулированы только самые важные положения, касающиеся перевозки пассажиров и грузов, исполнения прочих обязательств.

Соответствующие нормы должны учитываться в действующем в РФ транспортном законодательстве. При этом не имеет значения, присутствуют они в отраслевых правовых актах или нет.

Основы транспортного законодательства

Общие нормы, закрепленные гл. 40 ГК, нашли отражение в таких сравнительно новых нормативных актах, как:

  1. Воздушный кодекс.
  2. Устав железнодорожного транспорта.
  3. Кодекс торгового мореплавания.
  4. Кодекс водного внутреннего транспорта.

Вместе с действующим сегодня в России транспортным законодательством для регулирования правоотношений используются кодифицированные акты, изданные еще в период существования СССР.

Речь, в частности, об Уставе автомобильного транспорта. Он применяется только в части, не противоречащей положениям 40-й главы ГК и иных современных правовых актов.

Представляется, что его нормы будут сохранять юридическую силу до принятия нового Устава.

Стоит также сказать, что сегодня в структуру транспортного законодательства Российской Федерации включены правовые акты, изданные в развитие действовавших в советское время положений. Так, на практике применяются Правила перевозки пассажиров и грузов с указаниями Госарбитража СССР по вопросам, относящимся к транспортной отрасли.

Особенности системы регулирования

В силу объективных причин в ходе становления и совершенствования транспортное законодательство постепенно складывалось в более-менее четкую совокупность правовых актов, дифференцированных в зависимости от конкретной сферы деятельности. Так, вполне четко обозначены нормы, регламентирующие перевозку грузов морским, железнодорожным, речным, воздушным и иными видами транспорта.

Систему транспортного законодательства составляют горизонтальное и вертикальное звенья. Первая строится на основании горизонтальных связей между компонентами системы. В вертикальной структуре преобладают иерархические связи, возникающие в рамках отношений субординации.

Классификация норм

В зависимости от своего содержания, акты, относящиеся к горизонтальной и вертикальной структурам транспортного законодательства, разделяются на простые и кодификационно-комплексные.

К последним относят положения, предметом регулирования которых выступают разнородные публичные отношения. Их регулирование осуществляется с использованием нескольких правовых методов.

Примерами актов этого типа можно считать транспортные кодексы и уставы.

Простыми признаются акты, не противоречащие положениям кодификационных норм. Они предназначены для их дополнения, уточнения, конкретизации. К таким актам, к примеру, можно отнести Правила перевозки пассажиров и грузов, действующие для каждого вида транспорта. Они уточнят нормы, закрепленные в уставах и кодексах.

Горизонтальное звено системы

Эту часть транспортного законодательства составляют акты, разнообразные по форме и содержанию. Они регламентируют вопросы, связанные с использованием ТС всех видов (железнодорожного, автомобильного, морского и пр.).

Горизонтальное звено транспортного законодательства формируют федеральные нормативные акты, президентские указы, правительственные постановления. Отдельные виды отношений регламентируются специальными правовыми документами. К ним относят железнодорожное, внутреннее водное и другие законодательства.

Ключевым нормативным актом, однако, является ГК. Глава 40 Кодекса посвящена перевозке пассажиров и грузов. Статьями 784-800 закреплены положения, общие для всех транспортных средств.

Законодательством Российской Федерации урегулированы вопросы, касающиеся заключения договоров на оказание транспортных услуг, ответственности за порчу, утрату, повреждение, недостачу грузов, предъявлением претензий, исков и т. д.

Виды общих нормативных актов

В горизонтальном звене законодательства о транспортной безопасности говорится во всех общих нормах. В их числе:

  1. Постановление ВС РСФСР от 1990 г. В нем закреплены неотложные меры по улучшению обеспечения населения общественным транспортом.
  2. Указ президента от 1992 г. Он устанавливает основы обязательного страхования пассажиров.
  3. Указ президента от 1996 г. В нем закреплены положения, касающиеся совершенствования системы госуправления транспортным комплексом.
  4. Постановление правительства от 1992 г. Оно закрепляет положения, связанные с обеспечением господдержки функционирования транспортной отрасли.
  5. Постановление № 184 от 1993 г. В нем закреплены меры, направленные на обеспечение сохранности грузов и усиление борьбы с хищениями.
  6. Постановление № 876 от 1993 г. В нем предусмотрены меры по обеспечению стабильной работы морского, авиационного, автомобильного и речного транспорта. Сегодня этот нормативный акт действует в новой редакции от 1996 г.
  7. Постановление правительства от 1998 г. Согласно этому документу функции надзора за безопасностью гидротехнических судоходных сооружений возложены на Минтраспорта РФ.

Это далеко не полный перечень общих нормативных актов, включенных в транспортное законодательство. Новых правовых документов в структуре достаточно много. Это вполне объяснимо. В современных условиях транспортная отрасль не может функционировать на основании старых правил.

Нормы об отдельных видах ТС

Они стоят обособленно от прочих правовых актов. В число таких норм включены акты, изданные транспортными ведомствами и министерствами в рамках их компетенции. Среди них особое место занимают кодификационно-комплексные положения.

В них содержатся нормы не только гражданского права, но и иных юридических отраслей. Примером может являться налоговое законодательство. Транспортный налог, санкции за нарушение обязательств плательщиками и ряд других финансовых вопросов регулируются исключительно НК.

Положения, регламентирующие порядок разрешения споров в сфере транспорта, закрепляются процессуальными нормами.

Отраслевые правовые акты

Особое значение имеют уставы и кодексы, закрепляющие специальные требования транспортного законодательства:

  • Устав ж/д транспорта от 2003 года.
  • Кодекс водного внутреннего транспорта от 2001 г.
  • Устав автомобильных ТС от 1969 г.
  • Воздушный кодекс от 1997 г.
  • Кодекс торгового мореплавания (КТМ) от 1999 г.

Специфика применения норм

Как устанавливается во 2-й статье ГК, гражданское право регламентирует договорные и прочие обязательства, иные имущественные правоотношения. Проще говоря, Гражданский кодекс – нормативный акт, имеющий в определенной степени общее значение для правовых положений кодификационно-комплексного типа.

При этом необходимо учитывать, что ГК – отраслевой кодификационный акт, в отличие от Устава ж/д транспорта, Кодекса торгового мореплавания и иных специальных правовых документов, также являющихся кодификационными, но обладающих комплексным характером. В них присутствуют не только гражданско-правовые, но и иные положения, относящиеся к другим юридическим отраслям.

Для Кодекса, регулирующего торговое мореплавание, ГК будет иметь в соответствующей части общее значение. Это вытекает из положений 1-й статьи КТМ. При этом указание, аналогичное этому, в других кодификационных правовых актах отсутствует, хотя фактически они занимают такое же положение ввиду системной и логической связи между ними и ГК.

Вертикальное звено

Как выше говорилось, в его основе лежит иерархическая система норм.

Федеральное законодательство в сфере транспорта является подсистемой гражданского права. Ключевыми его элементами выступают акты, регламентирующие правоотношения, возникающие при использовании всех видов транспорта. Как правило, их издают Федеральное собрание, президент и правительство.

В основе отдельных системных звеньев транспортного законодательства лежат крупные кодификационные правовые акты. Ими являются транспортные кодексы и уставы. Прочие акты, включенные в систему, служат для регулирования более частных вопросов.

Они иерархически зависят от более крупных правовых документов, несмотря на то что их принимает и утверждает один и тот же орган власти.

Особенно явно это проявляется при анализе построения системы актов, регламентирующих правоотношения на воздушном, железнодорожном и морском транспорте.

Правовое регулирование отношений на железнодорожном транспорте

Ключевым актом в этой сфере признается Устав (УЖТ). Он регулирует отношения, касающиеся перевозки пассажиров и груза, ответственности клиентов и перевозчиков за нарушение действующих правил. Следует, однако, учитывать, что в УЖТ регламентированы далеко не все вопросы, поэтому в дополнение к нему изданы:

  1. Постановление правительства от 1992 г. В нем регламентируются вопросы, связанные с обеспечение соблюдения дисциплины работников ж/д транспорта.
  2. Постановление № 716 от 1993 г. Оно закрепляет вопросы, связанные с обеспечением бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта.
  3. Постановление правительства от 1992 г. В нем предусмотрены меры по повышению безопасности на ж/д транспорте.
  4. Постановление правительства от 1998 г. Этот акт устанавливает порядок реализации мер, направленных на совершенствование структуры ж/д транспорта.
  5. Указ президента от 1996 г., закрепляющий порядок дальнейшего развития железнодорожного транспорта.
  6. Постановление правительства от 1998 г. № 448. Им утверждена концепция структурной реформы системы федерального ж/д транспорта.
  7. Постановление правительства от 1998 г. № 507. В нем закреплены ключевые направления совершенствования госполитики на ж/д транспорте.
  8. Постановление правительства от 1998 г. № 1029. Этим нормативным документом утверждены правила расчета ставок оплаты за использование вагонов, контейнеров, тарифов для исчисления сборов.
  9. Постановление правительства от 1999 г. № 224. В нем закреплены меры по совершенствованию регулирования тарифов на потребляемую ж/д транспортом энергию.

В настоящее время в этой отрасли действует достаточно много нормативных документов. Они регламентируют и развивают отношения, не урегулированные УЖТ.

Водный транспорт

Отношения, складывающиеся в этой сфере, также регулируют разные правовые акты. Ключевым из них признается Кодекс водного внутреннего транспорта.

Им регламентируется весь комплекс отношений с потребителями услуг. Кроме Кодекса, вопросы, касающиеся транспортировки грузов на речном транспорте, закреплены и в иных правовых актах.

В частности, речь о правительственных постановлениях от 1994 г. № 780 и от 1996 г. № 464.

Особая роль в системе принадлежит Правилам перевозки грузов, багажа и пассажиров. В них урегулированы вопросы, касающиеся безопасности на внутреннем водном транспорте.

Правительственным постановлением от 2003 г. № 72 утверждены Правила предоставления услуг по транспортировке пассажиров, груза и багажа для бытовых (личных) нужд на водном транспорте.

Заключение

Система современного транспортного законодательства представляет собой совокупность нормативных актов, издаваемых органами, уполномоченными на реализацию функций надзора в сфере предоставления услуг по перевозке багажа, грузов и пассажиров всеми видами ТС. Чем совершеннее структура этой системы, тем яснее содержание положений и легче их применение на практике. Это, в свою очередь, повышает эффективность функционирования всей транспортной отрасли в стране.

Транспортное законодательство считается самым стабильным сводом нормативных актов.

Его основные положения, регламентирующие правоотношения, касающиеся заключения договоров, предоставления транспорта, ответственности за их эксплуатацию, повреждение, утрату, порчу грузов, предъявления исков и претензий, применяются без особенных изменений достаточно продолжительное время.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1402406137893751657/transportnoe-zakonodatelstvo-osnovnye-polozheniya-i-trebovaniya/

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий