Тенденции развития законодательства об экологическом лицензировании

9. Основные тенденции развития экологического права

Тенденции развития законодательства об экологическом лицензировании

1этап. С IX-XVIIIв. Феодальный период никак не развивалось, законодательный акт в IX в., до 1917г.- развитие капиталистических отношений. Указы Петра I. 1917г-1990г.-социалистический период. 1917г. «Декрет о Земле». 1970г. – об охране окружающей среды. 19 декабря 1991 г.

был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» – комплексный акт прямого действия, устанавливал экологические требования к источникам вредного воздействия на окружающую среду, к охране жизни и здоровья людей от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Современный период развития российского экологического законодательства можно разделить на два этапа – до 1995 г. и с 1995 г. по настоящее время.

Первый характеризуется стремлением законодателя обновить основные акты.

Важнейшую роль сыграло принятие Конституции РФ 1993 г., предусмотревшей различные формы собственности на природные ресурсы, сформировавшей в ст. 42 три экологических права человека: на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологической информации, на возмещение ущерба здоровью или имуществу от экологических правонарушения.

Второй этап характеризуется интенсивным развитием экологического законодательства. В 1995 г.

были приняты федеральные законы о лечебных местностях и курортах, животном мире, континентальном шельфе, использовании атомной энергии, экологической экспертизе, регулировании генно-инженерной деятельности, а также Водный кодекс РФ; на различных стадиях разработки находились законы об отходах, о радиационной безопасности и многие другие.

10. Нормы экологического права

Нормы экологического правапредставляют собой требования в области охраны окружающей среды. К таким требованиям относятся требования, предъявляемые при:

 размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

 размещении, проектировании,  строительстве зданий, строений, сооружений и иных объектов;

 эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

 эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;

мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;

использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;

 обращении с отходами производства и потребления;

установлении защитных и охранных зон;

 приватизации и национализации имущества;

11.Экологические правоотношения

Экологические правоотношения — это возникающие между субъектами экологического права отношения по поводу сохранения и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий.

Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования экологопользования:

  • в сфере учета природных ресурсов (правоотношения по ведению экологического государственного мониторинга, земельного, лесного, водного кадастров, кадастра объектов животного мира и др.);
  • в сфере разрешительной системы экологопользования (правоотношения по регистрации прав на природные объекты и сделок с ними, по регистрации прав на осуществление тех или иных видов предпринимательской деятельности в сфере экологопользования, по лицензированию водопользования, лесопользования и др.);
  • в сфере охраны государством режима экологического благополучия, которые выражаются в применении судебной или административной защиты прав как природопользователей, так и государства и его органов.

Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы:

  • по приобретению природных объектов в собственность (купля-продажа земельных участков, приватизация земель в установленном законом порядке, передача государством в собственность гражданину или юридическому лицу части земельного участка с находящимися на нем природными объектами — водоемами, лесными участками и др.);
  • по осуществлению собственником своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нем природных ресурсов;
  • по прекращению права собственности на тот или иной природный объект, осуществляемые путем сделок купли-продажи, мены и других сделок, а также изъятием и принудительным выкупом нерационально используемых земель.

Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере вещных прав на землю и находящиеся на ней природные ресурсы, которые выражаются либо в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, либо в праве постоянного (бессрочного) пользования им, либо в праве сервитута (права ограниченного) пользования соседним земельным участком.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3067911/page:4/

Экологическое лицензирование: понятие и виды, оформление и выдача лицензии

Тенденции развития законодательства об экологическом лицензировании

Экологическое лицензирование — это один из самых эффективных и актуальных методов охраны и сохранения природных ресурсов, что позволяет вести над ними постоянный контроль и регулировать вопросы незаконной вырубки лесов, добычи полезных ископаемых или истребления редких животных.

Главное его предназначение – обеспечение безопасной и рациональной деятельности предприятий, способных нанести вред экологическому состоянию территорий и здоровью граждан.

Понятие и назначение

Экологическое лицензирование – это право на использование природных ресурсов (вод, земель, недр и лесов) в ходе производства с указанием природоохранных отягощений и правил рациональной с экологической точки зрения деятельности. В первую очередь оно необходимо для того, чтобы максимального ограничить вред от токсичных отходов и выбросов мусора, без которых не обходится ни одно производство.

Процесс оформления и выдачи разрешений основывается на следующих законах и правоустанавливающих нормах:

  • Закон «О животном мире».
  • «Об охране вод».
  • «Об использовании земель и недр».
  • «Об охране окружающей среды».

Субъекты лицензирования – это физические и юридические лица, желающие получить разрешение на косвенное использование природных ресурсов в ходе производства.

Объекты лицензирования – природные ресурсы, которые принадлежат государству и его гражданам, целостность которых находится под опекой природоохранных органов.

Виды лицензий

Разрешения выдаются индивидуально по каждому из видов деятельности:

  • Использование недр. Наличие данного документа дает право на поиск и добычу полезных ископаемых, а также на проведение геологических и сейсмологических исследований.
  • Лицензия на работу с металлами. Необходима в случае любых манипуляций с металлами: хранение, транспортировка, переплавка и т. д.
  • Геодезические исследования. Разрешение на полевые работы на участке с указанием используемых геодезических инструментов и проведенных процедур (установка марок, реперов и передвижных точек).
  • Использование наземных вод и подземных скважин. Разрешение необходимо в случае исследования подземных источников, а также для свободного выкачивания вод из природных водоемов.
  • Картографическая деятельность. Исследование территорий для создания и оформления топографических материалов также требует получения специальной лицензии.

Все нюансы оформления лицензии на деятельность по обращению с отходами рассмотрены на следующем видео:

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Деятельность, полностью или частично основанная на использовании природных ресурсов, наносит ущерб государству и его гражданам, а также несет экологическую угрозу, способную нанести вред здоровью жителей, проживающих на смежных территориях. Именно поэтому любая деятельность, связанная с эксплуатацией данных ресурсов должна проходить в соответствии с законом и регулироваться правовыми нормами.

Выделяют две основные группы, подлежащие обязательному лицензированию. К первой относятся виды деятельности, непосредственно связанные с эксплуатацией природных недр, а именно:

  • вырубка и использование лесов;
  • земледелие;
  • использование природных водоемов для ловли рыбы и выкачивания воды;
  • утилизация, выбросы или хранение вредных и токсичных отходов, мусора, остатков производства и других веществ;
  • картографические и геодезические исследования земель;
  • геологическое и геоморфологическое обследование недр;
  • мониторинг и наблюдение за экологической ситуацией;
  • организация спортивной ловли рыбы или соревнований по охоте;
  • сбор, обработка и продажа лечебных и других дикорастущих трав и цветов;
  • вылов диких животных;
  • деятельность экологических организаций по охране природы.

Во вторую группу входят виды деятельности, которые косвенно связаны с использованием природных ресурсов и загрязняют окружающую среду в ходе производства:

  • транспортировка грузов, которые могут нанести вред окружающей среде;
  • добыча, обработка и хранение нефтепродуктов;
  • проектирование и строительство на землях природоохранного значения;
  • производство, хранение, а также использование токсичных веществ, предназначенных для истребления крыс и других паразитов;
  • транспортировка и хранение военной техники;
  • производство веществ, способных провоцировать инфекционные и другие заболевания человека и животных.

Данная классификация позволяет тщательно вести учет и контроль над эксплуатацией природных ресурсов, поскольку он ведется не только уполномоченными государственными органами, но и природоохранными организациями.

Необходимые документы и порядок выдачи

Процесс оформления и выдачи экологической лицензии начинается со сбора и систематизации всей необходимой информации. Это очень важный этап, ведь к перечню документов предъявляются большие требования, а наличие всей необходимой информации обязательно.

В бланке заявления физические лица должны указать:

  • свое имя, фамилию и отчество;
  • серию и номер паспорта;
  • идентификационный номер;
  • место прописки и проживания;
  • место работы и должность;
  • срок, на который требуется получить разрешительную лицензию.

Юридические лица должны предоставить полную информацию о своей компании:

  • данные владельцев;
  • адрес;
  • наименования и виды деятельности;
  • контакты юристов, банка и номер счета, по которому будет идти оплата за оформление разрешения.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • чек об оплате за предоставленные юридические услуги и подачу заявления;
  • документы, подтверждающие юридическую деятельность предприятия, или же заверенные штампом юриста копии;
  • заверенное подтверждение регистрации компании в государственной системе;
  • справка из налоговой службы.

Это основной перечень документов, который в зависимости от конкретной ситуации может быть дополнен следующими материалами:

  • Данные о специалистах и сотрудниках компании, отвечающих за виды деятельности, попадающих под лицензирование, а также документы, подтверждающие их квалификационный уровень подготовки (аттестаты, дипломы и др.). В случае, если документы не будут предоставлены, персонал пройдет аттестацию в обязательном порядке.
  • Данные о техническом и нормативно-правовом обеспечении производства, особенно если речь идет о хранении и изготовлении опасных и токсичных веществ.
  • Обоснование необходимости использования природных недр и земель с экологической точки зрения.

Когда все необходимые документы вместе с заявлением будут предоставлены в соответствующий орган для регистрации, они поступают на очередь к рассмотрению.

В течение 30 рабочих дней орган, ответственный за ведение лицензионной деятельности, обязан вынести решение по делу.

В случае, если проверка информации требует больше усилий и дополнительного времени, этот срок может быть продлен до 90 дней, но не дольше.

Отказ в выдаче лицензии должен иметь законные основание и существенные причины, указанные в письменном виде. Существенным поводом для отказа может стать одно из нарушений:

  • Неверность предоставленной информации – умышленно или случайно.
  • Недостаточный профессиональный уровень персонала, не прошедшего аттестацию.
  • Экспертное заключение, не подтверждающее наличие необходимой технической и нормативно-правовой базы для безопасной деятельности предприятия.

лицензии

Перечень информации, которая должна быть указана в разрешении, постановлен законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и состоит из следующих пунктов:

  • Данные о юридическом или физическом лице, которому оно выдано.
  • Сроки начала и окончания действия лицензии.
  • Вид использования окружающей среды, на который дается разрешение.
  • Условия и ограничения природоохранной деятельности предприятия.
  • Номенклатура документа и дата выдачи.

Лицензия вступает в силу с момента ее выдачи и до окончания срока, указанного в заявлении. Минимальный срок действия – 3 года, но в особых случаях он может быть сокращен. По окончанию действия документ необходимо продлить в том же порядке, в котором он выдавался в первый раз.

В случае, если владелец разрешения не придерживается указанных в нем условий, оно может быть аннулировано той организацией, которой было выдано. Также документ ликвидируется после смерти физического лица или после прекращения существования предприятия.

Источник: http://ZnayDelo.ru/document/licenziya/ekologicheskaya.html

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий