Светское государство понятие и признаки

Светское государство

Светское государство понятие и признаки

                 

КУРСОВАЯ РАБОТА               

ВВЕДЕНИЕ

    Современный мир в условиях стремительного процесса глобализации с каждым днем становится более унифицированным. Данный процесс нельзя однозначно охарактеризовать как положительный или отрицательный.

    Ценность светского государства состоит в создании и сохранении баланса интересов как верующих, так и неверующих, способного обеспечить независимость и невмешательство в сферу своей компетенции религиозных объединений и государства. Идеи светскости государства начали формироваться во Франции и США XVIII–XIX вв. и получили свое широкое практическое распространение в XX в.

    Светский характер государства — одна из важнейших основ конституционного строя. Она, хотя и не является универсальной основой, как, например, демократическое или правовое государство, но играет существенную роль в развитии страны.

Благодаря светскости религиозные объединения не находятся в конфронтации с государственной властью и функционируют, руководствуясь принципом совместного невмешательства во внутренние дела друг друга, что предупреждает, с одной стороны, клерикализацию власти, а с другой — огосударствление церкви.

Указанные проблемы предопределили актуальность данного исследования, направленное, прежде всего, на анализ понятия и рассмотрение концепции светского государства.

    Цель курсовой работы состоит в определении концепции светского государства и места светского характера государства в системе основ конституционного строя и характеристика современного светского государства как в России, так и в других странах мира.

    Исследование проводилось посредством сбора информации по выбранной теме, ее обработке и применению для раскрытия теоретических вопросов.

При раскрытии темы курсовой работы использовался системный метод исследования, посредством которого была рассмотрена концепция светского государства.

Также использовался метод сравнения, метод диалектического материализма, метод сравнительного правоведения; комплексного анализа, системного анализа  и другие.

    Объектом исследования является светское государство, его основные принципы и признаки. Предметом исследования являются правовые нормы, в которых закрепляются основные положения светского государства в разных странах мира. В ходе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие и содержание светского государства;
  • Рассмотреть условия формирования светского государства;
  • Рассмотреть место и роль светского государства в типологии государств;
  • Определить особенности развития светского государства за рубежом;
  • Рассмотреть развитие России как светского государства.

      Цели и задачи исследования определили структуру и логику построения курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка.           

§ 1.1. Понятие и содержание светского государства

 

    Впервые юридическое закрепление принципов светскости произошло 26 августа 1789 г. в ст. 10 французской Декларации прав человека и гражданина, установившей запрет преследовать за религиозные взгляды и убеждения.

Затем 15 декабря 1789 г. был принят Билль о правах, в котором первая поправка к Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 г. провозгласила право каждого гражданина свободно исповедовать религию либо не исповедовать никакой.

    Специфика принципов государственной светскости на североамериканской земле обусловлена ее колониальной историей формирования, когда религиозные традиции сложились позже правовых. Французская модель государственной светскости отличается от американской тем, что зарождалась в условиях существования государственной религии.

    П.Н. Дозорцев – один из первых современных российских специалистов провел комплексное историко- правовое исследование светского государства, отмечает, что, прежде всего, светское государство – это государство нецерковное, противоположное государству теократическому, в котором власть светская (мирская, гражданская) находится у главы церкви1.

На наш взгляд, данное определение отражает только этимологическую сущность термина «светское» как «нецерковное, мирское»2.

Но в сочетании понятий «светское» и «государство» происходит смысловая трансформация словосочетания, которая приобретает несколько иной смысл и отражает не религиозный антипод церковности, которым является скорее атеистическое государство, нежели светское, а нейтральную позицию к любой религии или идеологии.

Таким образом, этимологическая противоположность религиозности термина «светскость» в сочетании с понятием «государство» приобретает нейтральность как в отношении верующих, так и неверующих, выступая своеобразной золотой серединой в типологии государственно-конфессиональных отношений между теократическим и атеистическим режимами.

В этой связи хотелось бы отметить уникальность богатого исторического опыта России, которая пережила как периоды официального провозглашения государственной религии, так запрета какого бы то ни было вероучения, публичной пропаганды атеизма и сегодня находится на пути формирования светской модели государства.

    В юридической литературе предлагаются самые различные определения термина «светское государство». При этом многие исследователи делают акцент на таком его признаке, как отсутствие государственной или официальной религии. Так, Е.И. Козлова, О.Е Кутафин, Ю.И.

Стецовский рассматривают светское государство как государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным3. Такого же мнения придерживается А.Е. Постников. Он пишет, что «Российская Федерация является светским государством, т.е.

никакая религия не устанавливается в качестве государственной или обязательной»4.

    Ряд авторов выделяют другой признак светскости — отделение религиозных объединений от государства. Например, по мнению М.В. Баглая, данная характеристика означает, что «государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е.

взаимно не вмешиваются в дела друг друга»5. В Энциклопедическом словаре по конституционному праву под редакцией Г.Г. Арутюняна находим: «Светское государство — государство, свободное от какого-либо влияния религии на его организацию и деятельность.

В светском государстве последовательно проведено отделение церкви от государства»6. Н.А. Придворов и Е.В.

Тихонова также полагают, что «понятие «светское государство» характеризует отношение государства к религии и означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга»7.

    Однако выделение при характеристике светского государства лишь признаков отделения религиозных организаций и отсутствия государственной или иной общеобязательной религии, с нашей точки зрения, не раскрывает полного содержания этого многоаспектного правового явления.

    Как известно, в мировой практике при выстраивании государственно-конфессиональных отношений используются две основные модели: сепарационная и кооперационная8.

При первом типе отношений, который можно назвать жестким, между государством и религиозными объединениями устанавливаются твердые, непрозрачные границы.

Кооперационный тип отношений при формальном отделении церкви от государства допускает их тесное сотрудничество.

    Таким образом, среди существенных признаков светского государства в научной литературе можно выделить следующие:

    1) отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии;

    2) правовое равенство религиозных объединений;

    3) недопустимость установления общеобязательной религии или идеологии.

    Остальное множество выделяемых в литературе признаков светского государства так или иначе вытекает из указанных выше существенных признаков.

    Дадим определение светского государства. Светское государство — это конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение его от церкви и разграничение сфер их деятельности.

Вопрос, однако, в том, каковы должны быть эти разграничения и как они могут реально проявляться на практике, скажем, в сфере образования. Однозначного ответа на этот вопрос, как считают специалисты, нет.

Для российского законодательства понятия «светскость» и, например, «веротерпимость», как принцип, определяющие основания отношений государства и религии, достаточно новы и только ещё складываются; в мировой же практике светскость включает в себя различные модели взаимоотношений между государством и религиозными организациями во многих сферах — от полного разделения сфер действий до возможных вариантов тесного сотрудничества.

    Светскость означает признание в качестве ценности и фактическое наличие в общественных отношениях свободы верования, свободы совести, убеждений и мысли и выступает как ценностная этическая категория, идеал, неразложимый без остатка на формальные и статические признаки, точно так же, как понятие свободолюбия или понятие веры. Как утверждает Н. Ф. Козырев, понимание светскости должно вызревать в недрах общественного сознания методом проб и ошибок, поскольку подлинная светскость — это одна из важнейших общественных добродетелей, продукт гражданского самосознания, социального творчества граждан9.

    Принцип светскости в образовании подразумевает соблюдение равновесия между правами на свободное религиозное самовыражение, право на образование в соответствии с семейными традициями и право на свободу совести и убеждений.

     светскости органов государственной власти включает такие элементы, как: 1) светскость формирования органов государственной власти; 2) светскость функционирования органов государственной власти; 3) светскость конституционно-правового статуса лиц, наделенных властными полномочиями; 4) светскость этики должностных лиц; 5) светскость государственной символики.

    К сожалению, в современной действительности иногда происходят коллизии, свидетельствующие о нарушениях указанных требований. Например, становится нормой участие священнослужителей в различных светских мероприятиях, а также публичное осуществление государственными деятелями религиозных обрядов и церемоний.

Безусловно, должностные лица могут исповедовать любое учение в частном порядке.

Но когда на государственных телевизионных каналах, финансируемых из бюджетных средств, периодически транслируются православные богослужения с участием представителей государственной власти, в массовом сознании создается впечатление, что профессиональная деятельность чиновников наделяется каким-то сакральным смыслом10.

    Таким образом, политика светского государства должна быть, в первую очередь, направлена на создание таких условий, при которых обеспечивается разумный баланс интересов личности, государственных институтов и религиозных объединений в различных сферах общественной жизни. Баланс интересов в сфере государственно-конфессиональных отношений — это узаконенное оптимальное и разумное соотношение потребностей и приоритетов, прав и обязанностей личности, государства, религиозных объединений.

    Несмотря на существующую дистанцию между государством и церковью, оно оставляет за собой право в исключительных случаях вмешиваться в деятельность религиозного объединения.

Любое вмешательство нарушает баланс интересов, поэтому оно осуществляется в той мере, в какой это необходимо для защиты прав и свобод личности, законной деятельности религиозного объединения, собственного суверенитета, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

§ 1.2. Типология светских государств

    Несмотря на провозглашение светскости во многих современных государствах, ее реализация происходит неоднозначно.

В теории государства и права существует множество противоречивых классификаций светской модели государства в зависимости от сформировавшихся национальных правовых систем, культурных традиций и обычаев, сложившихся государственно-конфессиональных отношений.

Классификационная противоречивость обусловлена изменением правового содержания и понимания светскости государства во времени и в пространстве, которые закономерно не являются одинаковыми для разных демократических государств, выбор конкретного типа и особенностей светского государства находится в компетенции государства и зависит от состояния правового и социально-политического развития, а также исторических и национально-культурных традиций государства. Хотя иногда встречаются классификационные противоречия, обусловленные теоретическими ошибками, когда границы светскости государства полностью размываются, диаметрально противоположные признаки светскости государства характеризуют общее понятие. Так, Е.Ю. Кривошеина пишет, что в ряде светских государств сохраняется государственная церковь11.

    Среди основных типов светской модели государства можно выделить классический (Франция, Россия), индифферентный (США, Япония), преференциальный (Италия, Израиль, Германия, Польша, Испания).

    Классический тип светской модели государства характеризуется широким сотрудничеством государства с религиозными объединениями.

Партнерские отношения государства и религиозных объединений в рамках данного типа способны, с одной стороны, позитивно влиять на развитие общественных отношений в различных сферах отношений, в том числе в социальной (образование, культура и т.д.

), с другой – гасить межнациональные конфликты по религиозным и иным причинам, способствовать формированию общественного согласия. Классический тип по своей позитивной направленности является оптимальным вариантом светской модели государства среди остальных.

Вместе с тем для стран данного типа характерен как исторический синтез светского и религиозного, так и борьба между ними за независимость.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_64/svetskoe-gosudarstvo/41848.1273404.page1.html

Светское государство: понятие,сущность и признаки, право и юриспруденция — контрольная работа

Светское государство понятие и признаки

Введение…3

1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА… 5

1.1. Понятие и содержание светского государства…5

1.2. Типология светских государств…10

2. СУЩНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА…15

2.1. Сущность и признаки светского государства…15

2.2. Принципы светского государства в РФ…18

Заключение…23

Список использованной литературы…25

Выдержка из текста

Введение

Актуальность темы «Светское государство: понятие и сущность» заключается в том, что светское государство в объективном значении — один из фундаментальных принципов механизма строения и функционирования современного правового государства в подавляющем большинстве стран. В Российской Федерации о светском государстве упомянуто в части 1 статье

1. Конституции Российской Федерации как одна из основ конституционного строя РФ.

В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика, которая определяет и закрепляет некоторую определенную самостоятельность и баланс интересов государств и религиозных организаций в определенных областях их полномочий, на данный момент мало раскрыта.

Не полная конкретность правового содержания принципа светской природы государства нередко провоцирует нарушение данного принципа в деятельности определенных государственных органов и сводится к нарушениям прав и свобод гражданина и человека, дискриминации граждан по показателю их убеждений.

Объект данной работы — система общественно-правовых отношений, которые складываются в сфере взаимоотношений государства с церковью.

Предмет данной работы — понятие и сущность светского государства как конституционно-правовые основы светского государства.

Целью данной работы является рассмотрение понятия и сущности светского государства.

Список использованной литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст / Российская Федерация. — М.: Элит, 2008. — 36 с.

Монографии / Книги

2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. — М.:РЮИД «Сашко», 2009. — 528 с.

3. Боберо Жан. Светскость: французская исключительность или универсальная ценность / пер. с фран. Т. Голиченко. — М.: Норма, 2010. — 361с.

4. Брольо Ф.М., Мирабели Ч., Онида Ф. Религии и юридические системы: Введение в сравнительное церковное право: [пер. с итал.]

/ Пер. с ит. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея. — 2010. — 438 с.

5. Бурьянов С.А. Конституционные гарантии, законодательство, законотворчество в сфере свободы совести // Свобода убеждений, совести и религии в современной России: специализир. информ.-аналит. докл. / сост. и общ. ред. Н.В. Костенко. — М.: Московская Хельсинская группа, 2011. — 138 с.

6. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Иллюстрированный словарь современного русского языка. — М.: Эксмо, 2009. — 928 с.

7. Луховицкий В.В. Свобода убеждений, совести и религии в современной России / В.В. Луховицкий // Права человека в Российской Федерации. — М.: Московская Хельсинская группа, 2009. — 272 с.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений / Рос. фонд культуры. — М.: Азъ, 2011. — 995 с.

9. Понкин И.В. Светскость государства. / И.В. Понкин. — М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2010. — 466 с.

10. Придворов Н.А. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России / Н.А. Придворов, Е.В. Тихонова // Права человека в Российской Федерации. Сборник докладов о событиях 2007 года. — М.: Московская Хельсинская группа, 2009. — 280 с.

11. Ю.И. Стецовский. Право на свободу и личную неприкосновенность: нормы и действительность: монография / отв. ред. С. А. Пашин. — Москва: Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. — М.: Дело, 2009. — 719 с.

Учебники / учебные пособия

12. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть: Учебник для вузов / А.Ш. Будагова, Б.А. Страшун, И.А. Андреева. — М.: Норма, 2009. — 896 с.

13. Конституционное право: Учебник для вузов / Под ред. А.Е. Козлова. — М.: Норма, 2011.- 464 с.

14. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2009. — 624 с.

15. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / В.Е. Чиркин. — М.: Юристъ, 2010. — 568 с.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/kontrolnaya-rabota/svetskoe-gosudarstvo-ponyatie-suschnost-i-priznaki/

Сущность светского государства

Закон светского государства может полностью или частично соответствовать религиозным нормам; «светскость» определена не присутствием противоречий с религиозными установками, а свободой от них.

К примеру, запрет абортов представляется светским решением, если это обосновано общими гуманистическими соображениями, а точнее будет сказать медико-биологической целесообразностью, а не предпосылками религиозного характера.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В светском государстве любой человек обладает правом рассчитывать на то, что он может жить, не приходя к религиозным институтам. К примеру, заключение браков и реализация правосудия япредставляется в нём государственной прерогативой. Последователи всех религий в светском государстве являются равными перед законом.

Государства, не обладающие статусом светских

Большая часть мусульманских государств не отвечают критериям «светскости». Так, Саудовская Аравия и Иран официальным образом объявлены теократическими государствами, в конституциях большей части арабских государств отмечено, что их законодательство основывается на шариате и Коране, религиозная форма брака представляется единственной возможной.

В Малайзии в последний временной период произошёл отход от светского государства, речь идет о появлении религиозной полиции, разбирающей дела мусульман.

Из государств с преобладающей долей мусульманского населения светскими являются, к примеру, Азербайджан и Турция.

Кроме этого, известны случаи, когда государство обладает государственной религией, совместно с этим провозглашает себя светским, речь идет об:

  • Англии;
  • Дании;
  • Египте;
  • Тунисе;
  • Бангладеш и некоторых других странах.

Не полностью религия отделена от государства в Израиле.

Замечание 1

Принцип светскости подразумевает отделение государства от догм религиозного характера, но не значит полное удаление религии из жизни общества. Также он помогает разграничивать сферы влияния государства и религиозных организаций в сохранении государственной роли, как главной формы организации общественной политической власти.

Типология светских государств

В социологической науке существует типология светских и несветских государств по разнообразным параметрам. Критериями классификации светских государств являются:

  • присутствие отношений партнёрства государства с религиозными организациями;
  • уровень воздействия религии на государственную систему права.

Названные критерии дает возможность выделения четырех типов государств светского типа:

  1. Эквипотенциальный тип, то есть здесь государство устремлено к максимально возможной изоляции религиозных организаций от жизни государства;
  2. Преференциальный тип;
  3. Идентификационный тип, то есть выражаемый в сотрудничестве государства и религиозных организаций;
  4. Контаминационный тип.

Различные типологии светских государств, которые существуют в мире современности, представляются закономерным результатом общественного развития. Образование конкретного типа светского государства обуславливается определенными политическими, историческими, культурными и иными особенностями общественной динамики.

Замечание 2

Светским государством признано такое государство, в котором религия и государство, а точнее религиозные объединения и государство отделены друг от друга, и ни коим образом не вмешиваются в дела друг друга.

Конституция РФ 1 частью 14 статьи не только провозгласила Россию в качестве светского государства, но и раскрыла сущность данной характеристики. Согласно ей никакая религия не может быть установлена в форме обязательной или государственной.

А далее во 2-ой части этой же 14 статьи сказано, что религиозные объединения отделяются от государства и обладают равными правами перед законом..Данные конституционные положения находят собственное развитие в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях».

Заводя речь о взаимоотношениях религиозных объединений и государства, данный закон установил, что государство:

  • Не может вмешиваться в определение гражданином собственного отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями согласно своим убеждениям, при учете прав ребенка на свободу вероисповедания и свободу совести;
  • Не может возлагать на религиозные объединения исполнение функций власти государства и органов МСУ;
  • Не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не находит противоречий законодательству;
  • Обязано обеспечивать светский характер образования в муниципальных и государственных образовательных учреждениях.

В свою очередь, и религиозные объединения согласно конституционным принципам формируют и реализуют собственную деятельность вне зависимости от государства.

Согласно своей собственной институциональной и иерархической структуре, они избирают, назначают и заменяют свой персонал.

Здесь надо отметить, что действуя в соответствии со своими собственными уставами, они обязаны обеспечивать своим работникам условия труда и его оплату, согласно нормам установленным законодательством РФ и оговоренным в трудовом контракте (договоре).

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/svetskoe_gosudarstvo/

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий