Принципы уголовно-исполнительного права: их понятие, значение, система и виды. Формы закрепления уголовно-исполнительных принципов в законе
В ч. 2 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ указано, что уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, помимо прочего, «устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации».
Ст.
8 УИК РФ устанавливает, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах
-
- законности,
- гуманизма,
- демократизма,
- равенства осужденных перед законом,
- дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний,
- рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения,
- соединения наказания с исправительным воздействием.
Содержание самих принципов, в отличие от указанных в УК РФ принципов уголовного права, Уголовно-исполнительный кодекс не раскрывает.
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
- Позвонить:
- По всей России: +7 (800) 350-73-32
Большинство авторов при определении понятия принципа исходят из общетеоретического его толкования как «основной (руководящей) идеи», «руководящего положения», «исходного начала», «основного свойства», «определяющего требования» и т.д.
Хотя при этом обычно констатируется, что принципы права и его отдельных отраслей в конечном счете носят объективный характер, такой подход не может не порождать немало споров в юридической литературе, какие же из «руководящих идей» все же являются принципами.
И здесь не исчерпаны возможности системного подхода. Общая теория систем нередко интерпретирует принцип как «отношение, от которого зависят все другие отношения системы».
С таких позиций принципы (и прежде всего — отраслевые) не идентичны целям, задачам, функциям, методам.
Хотя и последние могут выступать и закрепляться в законе в качестве «руководящих идей», их роль не идентична роли правовых принципов.
Значение принципов уголовно-исполнительного права
Принципы, помимо прочего, являются в отрасли ее непосредственными системообразующими элементами и факторами в том смысле, что при соответствующей цели, необходимости и возможности правового регулирования они образуют системность (целостность, единство и целенаправленность действия) той совокупности институтов, которая используется для регламентации конкретной сферы общественных отношений.
Принципы как своего рода «несущая конструкция», благодаря которой обеспечивается целостность всех нормативно-правовых основ исполнения уголовных наказаний и реализации иных мер уголовно-правового характера.
Трудно переоценить роль принципов в нормотворческой деятельности как необходимой предпосылке правового регулирования. Хотя их нельзя в собственном смысле слова считать принципами правотворчества, принципы уголовно-исполнительного права определяют направления, перспективы, сферы и границы последнего.
Принципы уголовно-исполнительного права важны для правильного понимания конкретных институтов и норм данной отрасли права, для их толкования, в том числе при помощи аналогии права и аналогии закона, что, в отличие от уголовного права, применительно к уголовно-исполнительному праву не запрещено.
Наконец, они значимы для обеспечения конкретных форм взаимодействия внутри российских основ исполнения уголовных наказаний с международными актами. Некоторые из них также именуются «принципами» (например, принятые в 1990 г.
Генеральной Ассамблеей ООН «Основные принципы обращения с заключенными» или «Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме», утвержденный ГА ООН в декабре 1988 г.).
Методологически правильно рассматривать приведенные в ст.
8 УИК руководящие положения не только в качестве принципов уголовно-исполнительного законодательства, но и более широко — как принципы уголовно-исполнительного правового регулирования.
Вместе с тем их требования должны учитываться и при издании новых, отмене или изменении существующих уголовно-исполнительных предписаний законодательного или подзаконного уровня.
Виды принципов уголовно-исполнительного права
В общей теории права принято классифицировать принципы по широте их действия на
-
- общеправовые,
- межотраслевые,
- отраслевые и
- принципы отдельных институтов той или иной правовой отрасли.
Анализ ст.
8 УИК приводит к выводу, что во всяком случае такие предусмотренные ею руководящие положения, как «законность», «гуманизм», «демократизм», — это общеправовые принципы в уголовно-исполнительном праве, хотя со специфическим их содержанием и формами реализации. Что касается иных содержащихся в ст. 8 принципов, то они, по замыслу законодателя, должны составлять систему отраслевых принципов уголовно-исполнительного права.
Общеправовые принципы уголовно-исполнительного права
К общеправовым принципам уголовно-исполнительного права, судя по содержанию ст. 8 УИК, следует отнести
-
- законность,
- гуманизм,
- демократизм.
Принцип законности в уголовно-исполнительном праве
Первым среди рассматриваемых общеправовых принципов в ст. 8 УИК указан принцип законности. Как и иные упомянутые в данной статье общеправовые принципы, принцип законности относится к числу конституционных, и его наиболее общее содержание определяется ст. 15 Конституции России.
Она, в частности, указывает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15).
Принцип законности отражен и в целом ряде других статей Конституции, в частности, — в ч. 3 ст.
55, определяющей, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
принципа законности в уголовно-исполнительном праве различными авторами понимается по-разному с различной степенью конкретизации его требований (от верховенства закона в числе источников уголовно-исполнительного права до соответствия закону порядка освобождения осужденных от наказания). Справедливо отмечаются такие основные черты законности, как всеобщность, единство, верховенство Конституции и федеральных законов, неотвратимость реализации законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, неразрывность законности и правовой культуры и другие.
В свете сказанного выше о сфере распространения принципов уголовно-исполнительного права понятно, что сформулированный в ст. 8 принцип законности как принцип уголовно-исполнительного законодательства выступает принципом всей системы (механизма) уголовно-исполнительного правового регулирования, охватывая его стадии (этапы): от создания (принятия) закона до фактической деятельности по исполнению (отбыванию) уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом.
С этих позиций принцип законности предполагает:
-
- соответствие законов в области исполнения наказаний Конституции, федеральным конституционным законам;
- верховенство законов среди источников уголовно-исполнительного права (недопустимость принятия противоречащих федеральному закону подзаконных нормативных правовых актов по вопросам исполнения наказаний, а в случае противоречия — их своевременное изменение или отмену);
- соответствие закону правоприменительных (индивидуальных правовых) актов в области исполнения наказаний с точки зрения компетенции принимающих их учреждений, органов и должностных лиц, оснований, порядка, содержания, формы актов и юридических последствий их принятия;
- соответствие закону фактической деятельности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, причем как специфических или основных (государство в лице учреждений, органов, должностные лица и иные сотрудники и осужденные), так и неспецифических (родственники осужденных, адвокаты, иные лица, общественные объединения, муниципальные органы и т.д.), недопустимость коррупции;
- законность средств обеспечения законности, в частности со стороны тех субъектов, которые предусмотрены ст. 19-24 УИК РФ.
В сфере исполнения уголовных наказаний и реализации иных мер уголовно-правового характера принцип законности приобретает особое значение, поскольку эта деятельность по реализации государственного принуждения осуществляется в строго регламентированных формах и границах и в относительно большей степени чревата нарушением прав и законных интересов осужденных.
Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном праве
С таких позиций соблюдение законности является неотъемлемым условием реализации другого рассмотренного ниже принципа — принципа гуманизма.
Последний, как известно, включает в себя запрет пыток и другого жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания. Устанавливая такой запрет на международном уровне, Конвенция ООН против пыток от 10 декабря 1984 г.
не включает в определение пытки «боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются случайно».
Важно и то, что исполнение наказания, преследуя, помимо прочего, формирование у осужденных уважительного отношения к «нормам, правилам и традициям человеческого общежития» (ст. 9 УИК), само по себе морально оправдано только в режиме законности. В принятом в 1979 г.
Генеральной Ассамблеей ООН Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка подчеркивается, что «правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если они не могут или не хотят обеспечивать соблюдение законности их собственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений».
Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном праве также имеет прочную конституционную основу. В ст. 2 Конституции установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Идея гуманизма пронизывает ряд общепризнанных международных актов, которые в соответствии с ч. 4 ст.
15 Конституции являются составной частью правовой системы России. В ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. говорится, что «все лица, лишенные свободы, имеют права на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности».
Гуманизм лежит в основе большого числа авторитетных международных документов об обращении с осужденными.
принципа гуманизма, как и иных принципов уголовно-исполнительного права, в законе специально не определяется. Вместе с тем в ч. 2 ст. 12 УИК («Основные права осужденных») указано, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию.
В Уголовном кодексе (ст. 7) принцип гуманизма раскрывается следующим образом: «1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. 2.
Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинения физических страданий или унижение человеческого достоинства».
Такая трактовка гуманизма основана на «двусторонней» концепции гуманизма, согласно которой гуманизм имеет два аспекта:
-
- обеспечение безопасности общества от преступных посягательств;
- обеспечение прав человека, совершившего преступление.
Тем самым гуманизм одной стороной обращен к преступнику, а другой — к обществу, в том числе — к потерпевшим от преступления.
https://www.youtube.com/watch?v=HfLcZX622aQ
Для правильного понимания принципа гуманизма категория «человеческое достоинство» является определяющей. При этом нужно иметь в виду, что понятия «достоинство человека» и «достоинство личности» по сути не равнозначны.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/printsipi-ugolovno-ispolnitelnogo-prava-ich-ponyatie-znachenie-sistema-i-vidi-formi-zakrepleniya-ugolovno-ispolnitelnich-printsipov-v-zakone
Принципы уголовно-исполнительного права
Принципы права представляют собой основополагающие идеи, руководящие начала соответствующей системы нормативных положений. Они имеют большое значение в законотворческой деятельности органов государственной власти, поскольку создание новых правовых актов должно основываться на соблюдении установленных принципов.
Специфика уголовно-исполнительного права заключается в том, что оно определяет стандарты обращения с заключенными. Принципы данной отрасли права отражают нормативные положения, согласно которым функционируют органы исполнения наказаний.
Понятие принципов уголовно-исполнительного права
Рисунок 1. Принципы уголовно-исполнительного законодательства РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замечание 1
Система принципов уголовно-исполнительного права России соответствует важнейшим международным актам, действующим в этой сфере.
В первую очередь, речь идет о Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых на Конгрессе ООН в 1956 году, и Своде принципов защиты всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 1984 года.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Принципы уголовно-исполнительного права – это руководящие основополагающие идеи, отражающие основные положения уголовно-исполнительной политики государства. Они тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, поэтому их реализация в законотворческой и правоприменительной практике носит комплексный характер.
Отличительной особенностью принципов уголовно-исполнительного права является недопустимость каких-либо исключений из них, поскольку эти основополагающие начала затрагивают приоритетные права человека, лишенного свободы, которые должны соблюдаться безусловно.
В соответствии с международными стандартами, даже исключительные обстоятельства не могут послужить основанием для применения, а тем более оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения с заключенными.
Система принципов уголовно-исполнительного права базируется на Конституции России, поскольку закрепленные в ней положения, в первую очередь, определяют основные права и свободы человека.
В совокупности, принципы уголовно-исполнительного права предопределяют стратегию развития, а также содержание соответствующей отрасли законодательства, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний.
Классификация принципов уголовно-исполнительного права
Вопреки представлениям, принципы уголовно-исполнительного права не являются застывшими, незыблемыми положениями. Они трансформируются вместе с развитием общественного сознания, гуманизацией работы исправительных учреждений.
Замечание 2
Принципы не только создают ориентиры для принятия новых законодательных и подзаконных нормативных актов, регулирующих исполнение различных видов наказаний, но и влияют на правоприменительную практику, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей демократизма, гуманизма и равенства граждан перед законом.
В юридической науке принято классифицировать основополагающие начала уголовно-исполнительного права, подразделяя их на следующие группы:
-
общеправовые:
- принцип законности;
- принцип гуманизма;
- принцип демократизма;
- принцип равенства осужденных перед законом;
-
межотраслевые:
- принцип дифференциации исполнения наказания;
- принцип индивидуализации исполнения наказания;
-
отраслевые:
- рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных;
- стимулирование правопослушного поведения лиц, отбывающих наказание.
Основополагающие начала уголовно-исполнительного права
Рассмотрим вышеперечисленные основополагающие начала уголовно-исполнительного права более подробно.
-
Принцип законности закреплен в Конституции России, а также в ряде международных документов. В уголовно-исполнительном праве он означает верховенство закона и его приоритет над другими нормативными актами, действующими в данной сфере.
Данный принцип реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства исправительными учреждениями, органами государственной власти и управления, должностными лицами, всеми субъектами этой отрасли права, в том числе и осужденными.
-
Принцип гуманизма имеет большое значение в уголовно-исполнительном праве.
Например, в УИК РФ закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
Существенно расширены возможности поддержания и развития социально-полезных связей лиц, отбывающих наказание, с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их полезной инициативы.
Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения самих осужденных, от их желания вести себя правомерно, а следовательно, рассчитывать на предусмотренную законом широкую систему льгот.
-
Принцип демократизма определяет содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права.
Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права.
В статье 16 Международного пакта о гражданских и политических правах подчеркивается, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.
Гражданин, приговоренный к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности.
Принцип демократизма выражается в организации процесса исправления осужденных, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с заключенными, а также в открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание.
-
Принцип равенства осужденных перед законом отражен во многих международных правовых актах, в том числе в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых ООН.
В этом документе говорится, что недопустима любая дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, а также имущественного положения.
- Принцип дифференциации исполнения наказаний предполагает рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правомерного поведения. Дифференциация осужденных осуществляется по разным основаниям: в зависимости от возраста, состояния здоровья, отбытого срока и поведения, уровня образования и многим другим характеристикам.
- Принцип индивидуализации исполнения наказаний тесно взаимосвязан с предыдущим. Он касается определения личностных особенностей каждого осужденного, как положительных, так и отрицательных его качеств. Задача сотрудников исправительных учреждений заключается в применении к заключенному только тех мер воспитательного воздействия, которые способны наилучшим образом повлиять именно на него.
- Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения закреплен в нормах, устанавливающих ответственность лиц, отбывающих наказание, за различные нарушения. При этом закон требует учитывать обстоятельства совершенного деяния, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения.
- Принцип соединения наказания с исправительным воздействием относится почти ко всем мерам принудительного характера. Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс воспитательных мероприятий: труд, обучение, профессиональная подготовка, участие осужденных в художественной самодеятельности и многое другое.
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ugolovno-ispolnitelnoe_pravo/principy_ugolovno-ispolnitelnogo_prava/