Платность природопользования
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Платность природопользования
Настоящая статья раскрывает сущность принципа платности природопользования и порядок определения платежей.
Принцип, предполагающий платность природопользования, входит в состав основных принципов в экологическом праве. Все платежи в данной сфере базируются на делении природопользования на позитивное и негативное. Исходя из этого, различается понятие платы за пользование природными ресурсами и возмещение отрицательного влияния на окружающую природу.
Общая характеристика принципа платности природопользования
Согласно положениям ст.
3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» деятельность всяких хозяйствующих субъектов, осуществляемая на территории Российской Федерации, должна совершаться с учетом принципов платного природопользования и компенсирования вреда, нанесенного природной среде, если хозяйствование оказывает малейшее влияние на окружающую среду. Посредством платного пользования природой обеспечивается экономическое стимулирование рационального пользования природными ресурсами. Понятие ключевой мотивации платности природопользования предполагает экологический мотив, способствующий более бережному отношению к природным благам. Но существует и мотивация фискальная, носящая целевой характер. Полученные в счет оплаты средства направляются на сохранение окружающей среды, а также на восстановление и воспроизводство затраченных ресурсов. Говоря о платном природопользовании, надлежит отличать формы оплаты. В частности: • плата за пользование природой; • оплата за отрицательное влияние на окружающую среду; • компенсирование в качестве покрытия вреда окружающей среде.
Плата за использование природных ресурсов
Платное пользование природными ресурсами помогает решить экологические задачи, направленные на эффективное использование ресурсов природы. Это обеспечивает материальную заинтересованность со стороны непосредственных природопользователей.
Они более заинтересованы в сохранении природных ресурсов и их воспроизводстве. Получение платежей способствует получению дополнительного капитала на охрану природы и поддержанию ее естественного состояния. Применение нормативов платной формы регулируется на правительственном уровне.
Так платежи за пользование недрами определяются ст. 39 Федерального закона «О недрах». При этом различается плата за разовое использование, регулярное пользование, за получение геологической информации, добычу разнообразных полезных ископаемых и т.д. Формы платы за водные ресурсы регламентированы гл. 25.
2 Налогового кодекса РФ. В гл.13 Лесного кодекса РФ определены нормы платы за пользование лесным фондом, как за краткосрочное использование, так и аренду участков лесного фонда. Платежная политика за использование животного мира базируется на ст.52 Федерального закона «О животном мире».
При этом учитывается не только пользование фауной, но также нерациональность и сверхлимитность использования.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
В ст.16 закона «Об охране окружающей среды» предопределяются формы отрицательного влияния на природу. К таковым причисляются:
- выбросы в атмосферную среду, обладающие загрязняющим характером;
- сбрасывание загрязнений в водную среду, причем не только в воды поверхностного вида, но и в подземные воды или водосборные резервуары;
- процессы, загрязняющие почвенную среду и недра;
- размещение производственных отходов и разнообразных остатков потребления;
- загрязнение природы посредством теплового, шумового, ионизирующего, электромагнитного или другого типа физического воздействия; • прочее отрицательное влияние.
Законодателем предусмотрено, что оплата за отрицательное влияние на природу не становится для хозяйствующих субъектов освобождением от реализации мероприятий, направленных на сохранность среды и компенсацию нанесенного ущерба.
Получение платежей за отрицательное влияние на природную среду становится источником пополнения соответствующего бюджета. В это же время платность природопользования стимулирует предприятия к сокращению объемов вредных выбросов и образованию отходов.
Тем самым минимизируется вред для природы и здоровья населения.
Система правовых форм платы за природопользование
На сегодня система правовых форм по реализации платы состоит из:
- налоговых сборов;
- оплаты за пользование природными ресурсами.
К налоговым платежам причисляются:
- формы платежей федерального значения – налоговые платежи за добычу различных полезных ископаемых, водопользование, использование мира животного и биологических водных ресурсов;
- местные налоги. Например, земельный налог.
Подробно объекты налогообложения определяются в гл. 25.1 «О пользовании животным миром и водными биологическими ресурсами», гл.25.2 «О водном налоге», гл.26 «О налоге на добычу полезных ископаемых», гл.31 «О земельном налоге» Налогового кодекса РФ.
Оплата за распоряжение природными ресурсами предполагает платежи за аренду природных объектов и за разовое использование. Граждане обладают правом на бесплатное и свободное пребывание на определенных природных объектах. Законом дозволено осуществление заготовки питательных природных ресурсов. Исключение представляют древесные лесные ресурсы.
Принцип платности природопользования таков, что любое коммерческое пользование ресурсами природы подлежит оплате.
Порядок определения платежей
Размеры платежей за природопользование учреждаются для хозяйствующих субъектов государственными органами власти.
Формы платы могут устанавливаться органами местного самоуправления при непосредственном участии региональных представительств Роспотребнадзора, Ростехнадзора и самого загрязнителя.
Органы представительной власти, определяющие ставки за природопользование, могут поднимать коэффициенты по экологии. При сверхлимитности загрязнения природы оплата для организации увеличивается.
Например, в больших промышленных центрах ставка оплаты может увеличиваться на 20 %.
Хозяйственное распоряжение природными ресурсами в областях экологического бедствия, в оберегаемых заповедниках, на территориях государственных национальных парков или в курортных районах предполагает двойную оплату. Платежи за загрязнение атмосферы выбросами и разместительство производственных отходов реализуются за счет параметров себестоимости производимой продукции. Сверхлимитное загрязнение компенсируется из доходов загрязнителя. Сроки оплаты регулируются местными органами по охране природной среды.
Источник: https://advokat-malov.ru/ekologicheskoe-pravo/platnost-prirodopolzovaniya.html
31.Реализация принципа платности использования земли
Правовой основойпринципа платности стал Закон «О платеза землю». Установление платностинаправлено на решение экономических иэкологических задач и позволяет:
— повыситьзаинтересованность в эффективномиспользовании земель;
— формироватьдополнительные финансовые источникидля воспроизводства плодородия земли.
Согласно конвенцииООН «По окружающей среде и развитию»1992 г. мировое сообщество идет к введениюсистемы цен на все виды ресурсов с учетомущерба наносимого природной среде ибудущим поколениям.
Правовое регулированиеплаты на сегодняшний день осуществляется:Земельным кодексом, Налоговым кодексоми нормативными актами органов местногосамоуправления.
Цели введенияплаты:
— Стимулированиерационального использования охраны иосвоения земель.
— Повышениеплодородия почв.
— Выравниваниесоциально-экономических условийхозяйствования на землях различногокачества.
— Формированиеспециальных фондов финансирования этихмероприятий.
Три основныхкритерия определения хозяйственнойценности земли
1) целевое назначениеи разрешенное использование земли(категории);
2) качество земли(степень пригодности участка дляудовлетворения определенных хозяйственныхнужд);
3) местоположениеземельного участка в данномхозяйственно-экономическом пространстве(минимум эксплутационных затрат имаксимальная экономическая эффективность).
Земельные участки,как и любой другой объект недвижимости,по сути, являются товаром, а, следовательно,должны иметь свою цену. Цена земельногоучастка будет зависеть от того, в какомвиде товарного оборота он участвует.
Виды платы заземлю:
— земельный налог
— арендная плата
33.Земельный налог
Земельный налог является формойплаты за землю иустанавливается НК РФ и нормативнымиправовыми актами представительныхорганов муниципальных образований,вводится в действие и прекращаетдействовать в соответствии с НК РФ иправовыми актами представительныхорганов муниципальных образований иобязателен к уплате на территориях этихмуниципальных образований. Аналогичныйпорядок установления и введения налогадействует в городах федеральногозначения.
Устанавливая земельный налог,представительные органы муниципальныхобразований (городов федеральногозначения) определяют налоговые ставкив пределах, установленных НК РФ, порядоки сроки уплаты налога, налоговые льготы,основания и порядок их применения.
Налогоплательщиками признаютсяорганизации и физические лица, обладающиеземельными участками на правесобственности, праве постоянного(бессрочного) пользования или правепожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщикамиорганизации и физические лица в отношенииземельных участков, находящихся направе безвозмездного срочного пользованияили переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаютсяземельные участки, расположенные впределах муниципального образования(городов федерального значения), натерритории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложенияземельные участки:
-
изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
-
ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
-
ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
-
из состава земель лесного фонда;
-
ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Налоговая база определяетсякак кадастровая стоимость земельныхучастков, признаваемых объектомналогообложения. Кадастровая стоимостьземельного участка определяется всоответствии с земельным законодательствомРФ.
Налоговая база (кадастровая стоимостьземельного участка) определяется вотношении каждого земельного участка(долей в праве общей собственности наземельный участок) по состоянию на 1января года, являющегося налоговымпериодом. Налоговая база определяетсяотдельно в отношении земельных участков,собственниками которых признаютсяразные лица или установлены различныеналоговые ставки.
Организации и индивидуальныепредприниматели (в отношении земельныхучастков, используемых в предпринимательскойдеятельности) определяют налоговуюбазу самостоятельно на основаниисведений государственного земельногокадастра о каждом земельном участке,принадлежащем им. Налоговая база длякаждого физического лица определяетсяналоговыми органами.
В отношении участков, находящихся вобщей долевой собственности, базаопределяется для каждого изналогоплательщиков, являющихсясобственниками данного земельногоучастка, пропорционально его доле вобщей собственности.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5185401/page:22/