Понятие служебной тайны в Российском законодательстве

В этой статье:

Служебная тайна в законодательстве и ГК РФ — что это такое, ответственность за разглашение

Понятие служебной тайны в Российском законодательстве

— Организация бизнеса — Оформление — Делопроизводство — Служебная тайна – что это такое, правовое регулирование

Понятие служебной тайны можно встретить в отдельных государственных документах и нормативных актах, а также в средствах массовой информации и личном общении – оно является достаточно широко распространенным. Однако о том, что такое служебная тайна и как обеспечивается её правовое регулирование в ГК РФ, знает не каждый. Особенно если учесть, что данный термин на текущий момент вышел из употребления в законодательстве.

Служебная тайна в ГК РФ – что это такое, правовое регулирование и нормативы

Как уже было упомянуто ранее, на текущий момент понятие и определение служебной тайны практически невозможно встретить в законодательстве – исключение составляют старые и не редактированные нормативные акты, отдельная внутренняя ведомственная документация и упоминания в прессе. Тем не менее, далеко не каждый работодатель или сотрудник знает об этом факте и тем более, понимает, что именно может или могло являться служебной тайной, а что к ней не относится и не относилось ранее.

В 2018 году под служебной тайной чаще всего подразумевают какую-либо информацию, которая должна охраняться от доступа посторонних лиц и разглашения.

В частности, к ней могут относить как коммерческую тайну, которая имеет достаточно глубокое и достоверное правовое регулирование, так и персональные данные, которые также охраняются действующим законодательством.

Кроме этого, имеет сейчас место также и профессиональная тайна, которая касается сведений, полученных в ходе трудовой деятельности.

Ранее же, служебная тайна в ГК РФ упоминалась в положениях статьи 139 ГК РФ, которая ныне утратила свою силу.

Под ней подразумевалась информация, которая относится к государственным органам и могла попасть к государственным служащим по причине исполнения ними своих непосредственных служебных обязанностей.

Определение служебной тайны, действительное на текущий момент, содержится в положениях Указа Президента РФ №188 от 06.03.

1997, который содержит в себе перечень информации, считающейся конфиденциальной – к ним относятся служебные сведения.

То есть – непосредственно связанные с государственной, муниципальной или иной службой данные с ограниченным доступом.

Что относится к служебной тайне как к служебной информации

К служебной информации с ограниченным доступом, в соответствии с законодательством РФ, относится любая информация, к которой доступ граждан ограничивается отдельными нормативными актами.

При этом к таковым сведениям относятся не являющиеся секретными данные о деятельности организаций и служб, которые не могут быть разглашены по причине законодательного запрета на разглашение именно этих данных или тех, которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Следует разделять служебную тайну с секретной информацией – к последней могут относиться сведения, составляющие собой государственную или военную тайну, но не служебную. Секретный характер для служебной информации не предусмотрен.

Следует также помнить, что законодательство строго регламентирует право граждан на доступ к определенной информации, и поэтому служебной тайной ни при каких обстоятельствах не могут являться следующие данные:

  • Информация о действующих нормативных актах, затрагивающих прямо или косвенно права или свободы граждан.
  • Сведения о деятельности органов местного самоуправления или государственной власти.
  • Данные про исполнение местного или государственного бюджета и распределение средств из них.
  • Экономические сведения и оценки потребностей населения.
  • Сведения про состояние окружающей среды и любая иная информация, способная оказать влияние на безопасность граждан.
  • Открытая архивная, библиотечная, музейная информация, а также сведения в специализированных, созданных для информирования граждан системах.

Коммерческая, профессиональная и служебная тайна и их отличия

Так как сейчас понятие служебной тайны было практически нивелировано в действующем законодательстве, во многом её функции были перенесены на коммерческую тайну.

Правовое регулирование её обеспечивается нормативными положениями Федерального закона №98 от 29.07.2004.

Под коммерческой тайной законодательство подразумевает любые сведения, полученные в ходе ведения хозяйственной деятельности и имеющие определенную ценность при условии сохранения их втайне.

Соответственно, можно выделить следующие отличия служебной тайны от коммерческой:

  • Коммерческая тайна может принадлежать как государственным организациям, так и частным компаниям, и простым гражданам, в то время как служебная тайна относится исключительно к государственным или муниципальным объектам.
  • Последствиями разглашения коммерческой тайны всегда будет являться потеря ценности информации и нанесение материального ущерба, а разглашение служебной тайны может повлечь за собой нарушение прав государства или отдельных частных лиц.
  • Коммерческая тайна в обязательном порядке должна иметь какую-либо ценность, в то время как практической ценностью служебная тайна не обладает.

Другим близким понятием к служебной тайне является профессиональная тайна. При этом данному аспекту посвящено большое количество различных нормативных документов, выделяющих отдельные виды профессиональной тайны, к которым можно отнести:

  • Тайну переписки.
  • Врачебную тайну.
  • Тайну исповеди.
  • Тайну телефонных переговоров.
  • Нотариальную тайну.
  • Адвокатскую тайну
  • и другие виды информации, которая может быть получена третьими лицами при ведении их прямо профессиональной деятельности, и разглашение которой может повлечь за собой ущерб.

При этом с определенной точки зрения, как служебная, так и профессиональная тайна являются общими, так как информация, полученная в ходе профессиональной деятельности государственных служащих, является одновременно и профессиональной, и служебной.

Персональные данные являются отдельным объектом конфиденциальной информации и не могут свободно обрабатываться и, в том числе, разглашаться без согласия предоставившего их лица.

При этом защита персональных данных касается любых субъектов хозяйствования и государственных органов, а её правовое регулирование обеспечивается положениями ФЗ №152 от 27.07.2006.

Более подробно о том, как происходит защита персональных данных работников различных предприятий можно прочитать в отдельной статье.

Последствия разглашения служебной тайны и ответственность за такие действия

Законодательство предусматривает возможность привлечения к ответственности лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих какую-либо тайну. При этом данная ответственность может носить различный характер и за нее будут предусмотрены различные санкции. Так, разглашение служебной тайны может повлечь за собой:

  • Дисциплинарную ответственность. Работник, виновный в разглашении вверенной ему должным образом тайны или персональных данных, либо информации, полученной в ходе ведения его профессиональной деятельности, может быть уволен за данные действия. При этом решение об увольнении в данной ситуации принимает непосредственно работодатель в соответствии как с федеральным трудовым законодательством, так и с законами, регламентирующими деятельность соответствующего ведомства. Следует также отметить, что в отдельных государственных ведомствах могут предусматриваться дополнительные дисциплинарные взыскания, не предусмотренные общим трудовым законодательством.
  • Административную ответственность. Она рассматривается в зависимости от обстоятельств положениями статьи 15.21 КоАП РФ в случае неправомерного использования инсайдерских сведений, а также статьи 13.11 КоАП РФ, если имело место разглашение чьих-то персональных данных. В первом случае штраф будет составлять от 30 до 50 тыс. рублей, а во второй ситуации – от 5 до 10 тыс. рублей – в данном случае учитывается статус должностных лиц.
  • Уголовную ответственность. Как преступление разглашение служебной тайны карается крайне редко. Однако, в некоторых случаях под служебную тайну может подпадать тайна усыновления. И её разглашение законодательно карается штрафом до 80 тыс. рублей или арестом вплоть до 4 месяцев. Кроме этого, подлежит наказанию и разглашение сведений о мере безопасности судей и иных участников уголовного процесса.

(10 голос., 4,70 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/sluzhebnaya-tajna-chto-eto-takoe-pravovoe-regulirovanie.html

Служебная тайна в РФ: определение, признаки, что к ней можно отнести

Понятие служебной тайны в Российском законодательстве

На сегодняшний день однозначного определения служебной тайне не дали, поэтому, для того чтобы иметь представление об информации, которая относится к этому разделу, необходимо ознакомиться с законодательством РФ. На базе анализа нормативных актов можно сделать вывод и определить основные признаки касательно данного вопроса.

Если говорить проще, то служебная тайна представляет собой информацию, к которой закрыт доступ окружающим, но ею могут воспользоваться государственные власти.

Такая информация не разглашается, исключением этому является запрашивание сведений правоохранительными органами.

Это могут быть сведения об усыновлении ребенка, характер заболевания пациента, вклады граждан РФ в банки и прочее.

В число людей, которые должны ее соблюдать, входят потенциальные носители и все сотрудники, занимающие должность в гос. органах. То есть это касается членов исполнительной, судебной и законодательной власти. Сюда же относят служащих подведомственных организаций.

Какие сведения можно к ней отнести?

К категории «служебная тайна» можно отнести информацию, которая классифицируется по следующему принципу:

  • Важная информация, которая занесена в базу данных и имеет гриф «для служебного использования». Она может включать в себя данные о деятельности муниципальных или государственных органов. В свою очередь, этот блок имеет свои разделы, которые вмещают:
    • военную тайну;
    • информацию по следствию, которая не должна быть обнародована;
    • судебную тайну, к которой относится совещание судей и прочее.
  • Сведения, которые были получены в ходе выполнения обязанностей сотрудниками учреждения. Это может быть:
    • информация, которая раскрывает некоторые аспекты личной жизни гражданина, подробности о вероисповедании, материальном положении или данные, которые были выяснены в зале суда;
    • данные об усыновлении ребенка;
    • производственные тайны и другие, касающиеся политики организации и прочее.

Установление тех должностных лиц, которые имеют доступ к информации и обязаны обеспечивать ее конфиденциальность, осуществляется руководством федеральных органов. При этом назначенные сотрудники должны относить служебную информацию к ряду той, которая не должна распространяться.

Касательно организаций к этим данным могут относиться:

  • Информация, которая включает в себя детали об учредителях компании, а также все данные прочих работников. Это могут быть данные об опыте работы, наличии судимости, свидетельство о навыках, которыми обладает лицо, наличие деловых связей и профессиональных знаний.
  • Информация, которая касается структуры управления, методики обучения набираемого на определенную должность персонала.
  • Данные об участии определенного лица в капитале другого предприятия, о том, какими ценными бумагами он владеет и какой вклад с его стороны был сделан. Сюда же стоит отнести и данные о банковских счетах и задолженностях.
  • Информация о том, кем производится финансирование компании. При этом не распространяются детали о заключающихся сделках, озвученных суммах и условиях. Сотрудники не имеют права распространять данные о кредитоспособности предприятия. Не подлежат всеобщему оглашению сведения об охране организации и состоянии технической базы.

Из вышеперечисленных примеров можно сделать вывод, что все подобные детали не являются предметом самостоятельных сделок, но при этом они могут стать причиной нанесения ущерба предприятию и существенно понизить его деловую репутацию.

Регламентация по законам РФ

Для того чтобы понять, как законом классифицируется служебная тайна, достаточно открыть первую часть статьи №139 Гражданского кодекса Российской Федерации за 2008 год.

Именно там были отражены данные об информации, которая носит потенциальную и действительную ценность.

Кроме того, описывается надобность в ее сохранности и нахождении в ограниченном доступе.

Что самое примечательное, таким же нормам соответствует и коммерческая тайна.

Чтобы понять, какое значение в законодательстве имеет служебная тайна на сегодняшний день, необходимо погрузиться в изучение пункта 3 перечня сведений, носящих конфиденциальный характер.

Он был утвержден президентом Российской Федерации в 1997 году.

Исходя из этого положения, это та информация, которая органами государственности власти была отнесена к ряду секретных материалов в соответствии с законодательством.

Более точного описания рассматриваемого понятия на сегодняшний день нет. Но тем не менее, довольно-таки внушительное количество законов, ведомственных нормативно-правовых и подзаконных актов содержит в себе пункты, которые свидетельствуют о том, что такая информация не должна распространяться.

Отличия от профессиональной тайны

Многие ошибочно считают, что профессиональная и служебная тайна – это приблизительно одно и то же. Такое предположение неверно, так как понятия совершенно неидентичны. Если ознакомиться с 4 пунктом перечня о конфиденциальных сведениях, в первую категорию входит информация, доступ к которой был ограничен конституцией, то есть это:

  • переписки, телефонные переговоры и тайна исповеди;
  • сюда же относят нотариальные данные, врачебные детали, адвокатские тайны и прочие.

Несмотря на то, что эти данные относятся к профессиональной тайне, они могут стать объектом также и служебной.

Происходит это в том случае, если информация получается сотрудниками государственных учреждений, судебных и следственных органов.

Например, это может быть запрашиваемая информация об истории болезни истца, все детали переговоров, телефонных звонков и прочее.

В этом случае служебной тайной не может стать информация, которая ввиду своего занимаемого поста была получена адвокатом или священнослужителем. Исходя из 3 и 4 пункта 56 статьи УПК Российской Федерации, они не могут выступать в качестве свидетелей. О конфиденциальности исповеди и адвокатской тайны свидетельствует также статья №69 из ГПК.

Ответственность при разглашении

Должностное лицо, которое нарушило запрет на разглашение данной тайны, ожидает наказание. Это может быть привлечение к уголовной или административной ответственности.

Степень вины и наказание назначается в зависимости от того, каким образом был нарушен режим конфиденциальности и какая информация была раскрыта.

Под административную ответственность попадают должностные лица, которые обладают защищенной информацией о юридическом положении дел определенного лица. При этом разглашение таких данных может стать причиной падения стоимости активов или ценных бумаг. Кроме того, под нее попадают сотрудники предприятия госзаказчика.

В этом случае наказание лица происходит согласно статье 15.21 КоАП РФ. С нарушителя взимается штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей. За невозможностью выплаты следует лишение служебных полномочий максимум на 2 года.

Уголовная ответственность подразумевает наказание в зависимости от степени тяжести нарушения:

  • раскрытие тайны об усыновлении подразумевает штраф в размере 80 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 120 дней;
  • раскрытие системы безопасности в отношении участников уголовного процесса или судьи карается штрафом в 200 тысяч рублей или до 5 лет заключения;
  • если раскрываются сведения о мерах безопасности, предпринимаемых в отношении лица, занимающего должность в правоохранительных органах, нарушитель обязан выплатить 200 тысяч штрафа или попасть под заключение сроком до 5 лет.

Источник: http://ZnayDelo.ru/slovar/sluzhebnaya-tajna.html

Служебная тайна и ответственность за ее разглашение в 2024 году

Понятие служебной тайны в Российском законодательстве

Что именно не могут разглашать сотрудника, и как правильно это закрепить?

Что такое служебная тайна: определение

До 2008 г. в Гражданском кодексе РФ существовало понятие и определение служебной тайны. Статья 139 ГК РФ гласила, что информация составляет служебную или коммерческую тайну, когда она имеет коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.

С принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ указанная статья ГК утратила силу. На охрану коммерческой тайны встал закон «О коммерческой тайне», а вот понятие служебной тайны растворилось в подзаконных актах.

Скачайте документы по теме:

В настоящий момент ни федеральный закон, ни какой-либо кодекс не содержит прямого определения служебной тайны, однако сам термин остается в действующем Трудовом Кодексе, КоАП и других актах. По этой причине у работодателей возникает ряд вопросов относительно применения понятия служебной тайны и защиты информации.

Служебная и коммерческая тайна

Федеральный закон 29.07.2004 № 98-ФЗ («О коммерческой тайне») определяет, что информация составляет коммерческую тайну, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу того, что она неизвестна третьим лицам и охраняется обладателем.

Например, информация о разрабатываемом продукте или маркетинговой стратегии компании является коммерческой тайной, а устав организации или трудовой договор с работником – нет (последний относится к персональным данным, охраняемым отдельным законом).

Какую информацию в этом случае следует отнести к служебной тайне? Как определяет Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188

«Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», служебная тайна – это служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

По сути, служебная тайна — это сведения конфиденциального характера о деятельности органов государственной, региональной или муниципальной власти.

В это понятие также входят сведения ограниченного характера, в отношении которых предпринимаются действия по защите конфиденциальности и которые были получены законным путем в процессе исполнения должностных обязанностей госслужащими и сотрудниками перечисленных органов власти

Таким образом, отличительная особенность информации, относящейся к служебной тайне, заключается в том, что ее носителем является какой-либо государственный орган. То есть в коммерческой организации, или у работодателя-физического лица не возникает необходимости охранять служебную тайну.

Обязанность работника не разглашать коммерческую или служебную тайну может быть установлена в трудовом договоре или в отдельном положении (см. образец Положения о коммерческой тайне):

Служебная и профессиональная тайна

Указанный выше перечень также содержит определение профессиональной тайны. К ней относится информация, связанная с профессиональной деятельностью. Доступ к ней ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В качестве примеров профессиональной тайны упоминается врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.п.

Наряду с понятием служебной тайны применяется термин «служебная информация ограниченного распространения». К ней относится*:

несекретная информация о деятельности организаций, распространение которой ограничено служебной необходимостью

 

поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами

*Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утв.Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233

Таким образом, сведения, составляющие профессиональную и служебную тайну, могут совпадать по своей сути (получены в результате исполнения трудовых обязанностей), однако служебная тайна имеет место только в государственных или муниципальных органах власти.

Так, в качестве примера служебной тайны можно рассматривать тайну переписки, или телефонных переговоров, если эти сведения используются в рамках следственного дела (то есть стали известны государственному служащему в рамках выполнения своих должностных обязанностей).

Исходя из определения, данного в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, можно выделить два вида служебных тайн:

  1. Сведения, касающиеся работы государственных органов или подведомственных организаций
     
  2. Сведения, полученные работниками этих учреждений в рамках исполнения своих должностных обязанностей о других лицах и структурах

Порядок работы со служебной тайной 

Все документы, содержащие конфиденциальные сведения, которые могут составлять служебную тайну, должны иметь соответствующую пометку: «для служебного пользования».

Право присваивать определенным документам такой статус есть у должностных лиц, уполномоченных на это руководителем федерального органа исполнительной власти. Он же организует порядок:

передачи сведений, составляющих служебную тайну, другим государственным органам или организациям

 

снятия отметки «для служебного пользования» с документов (информационных носителей и других источников)

защиты служебной информации от распространения третьим лицам

В свою очередь, сотрудники госорганов, имеющие право присваивать определенным сведениям и информации статус служебной тайны, несут ответственность за обоснованность своих действий. То есть для установления пометки «для служебного пользования» должны быть весомые основания.

Правила работы с документами, составляющими служебную тайну

К созданию, распространению, тиражированию и хранению документов, имеющих статус «для служебного пользования», предъявляются определенные требования. Они указаны в разд.

2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, и относятся только к работе сотрудников государственных органов и подведомственных учреждений.

Так, ведется обязательный учет документов, составляющих служебную тайну, а все проекты и черновики своевременно уничтожаются. Доступ к документам работникам учреждения производится только под расписку.

При необходимости передачи в другие органы или организации используется защищенный канал связи или пересылка заказными или ценными отправлениями. Копии со служебных документов разрешается делать только по распоряжению руководителя.

Все бумаги, составляющие служебную тайну, должны храниться в запираемых хранилищах (ящиках, шкафах).

Критерии, по которым сведения могут быть квалифицированы как служебная тайна

Закона, которым бы регламентировались условия и порядок ограничения доступа к служебной тайне, нет. В то же время, ст.

9 Закона об информации установлено, что условия и критерии, по которым сведения могут квалифицироваться как служебная ли профессиональная тайна должны определяться федеральными законами и иными нормативными актами государственного уровня.

Действующими на сегодняшний день нормативными правовыми актами устанавливаются обязанность субъекта хранить сведения, ставшие известными ему в силу служебного положения. В некоторых случаях этими актами определяется состав таких сведений, но ни в одном из них не перечислены критерии, по которым эти сведения могут быть отнесены к служебной тайне.

Наиболее полно условия, по которым информация, в том числе, содержащаяся в документах, может быть определена как составляющая служебную тайну, изложены в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233. Но данный документ федеральным законом не является и сфера его действия ограничивается федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, находящимися в их подчинении.

Если проанализировать действующее законодательство, можно выделить три критерия, по которым информация может быть отнесена к служебной тайне:

  1. она не составляет государственную тайну;

  2. она не является общедоступной;

  3. обеспечить ее сохранность и ограничить несанкционированный доступ можно в режиме профессиональной или служебной тайны.

Согласно определению, служебную тайну составляют сведения о деятельности органов власти, в то же время определенная информация такого рода не может по закону быть засекречена. При составлении перечня сведений, которые могут быть отнесены к служебной тайне, необходимо учитывать те ограничения, которые установлены федеральным законодательством.

Что не может являться служебной тайной

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (от 27.07.2006 № 149-ФЗ), а также Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения содержит перечень сведений, которые не могут составлять служебную тайну.

Справка

К таким сведениям относится:

  1. различныенормативно-правовые акты, которые затрагивают права, обязанности, свободы граждан;
     
  2. информации о состоянии окружающей среды (о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях), а другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, производственных объектов, граждан и населения в целом;
     
  3. информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
     
  4. порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц в органы государственной власти;
     
  5. сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
     
  6. информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.

Как ограничить доступ к служебной тайне

Любые сведения ограниченного доступа могут считаться тайной только в том случае, когда правообладатель такого рода информации предпринимает определенные действия по ее защите, например, вводит в организации соответствующий режим. Законом не установлено, какие именно действия должны быть предприняты, но определяется, с какими целями они должны предприниматься.

Меры по защите информации и ограничению доступа к ней третьих лиц, должны обеспечить:

  • защиту от несанкционированного доступа, копирования, уничтожения, внесения изменений, блокирования и тиражирования сведений, составляющих служебную тайну;
  • сохранение конфиденциальности;
  • реализацию права на доступ только ограниченному кругу лиц, имеющих официальное разрешение.

К необходимым мерам по защите служебной тайны относится разработкалокальных нормативных актов, например Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного пользования.

Этим регламентом определяются категории должностей, которым, в силу служебной необходимости, будет открыт доступ к такого рода сведениям, а также порядок обращения с ними и передачи по запросам в другие органы государственной власти.

Положением необходимо установит порядок присвоения и снятия статуса «Для служебного пользования» документам в организации, а также меры, направленные на защиту такой информации и документов.

Обратите внимание: Такой локальный нормативный акт не относится к тем, что в соответствии с ТК РФ должны согласовываться с представительным органом работников. Работодатель вправе разработать и утвердить его самостоятельно.

С работниками, имеющими доступ, также может быть заключен отдельный договор о неразглашении конфиденциальных сведений.

Ответственность за разглашение служебной тайны

За разглашение служебной тайны для должностных лиц предусмотрена различная ответственность.

В первую очередь, Трудовым кодексом установлено право работодателя применить в случае разглашения работником охраняемой тайны дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (п.6 ст.81 ТК РФ).

В этом случае в трудовой книжке указывается причина увольнения со ссылкой на статью ТК РФ. Например, при увольнении за разглашение коммерческой тайны запись в трудовой будет выглядеть так:

Скачать чистый бланк
Скачать в .doc

Скачать заполненный образец
Скачать в .doc

В действующем КоАП ст. 13.14 также предусмотрено наказание за разглашение информации с ограниченным доступом:

для граждан штраф составляет от 500 руб. до 1000 руб.

для должностных лиц – от 4000 руб. до 5000 руб.

Источник: https://www.kdelo.ru/art/381286-chto-vodit-v-ponyatie-slujebnaya-tayna-17-m9

Служебная тайна это

Понятие служебной тайны в Российском законодательстве

Что такое служебная тайна и где она применяется? В чем ее отличие от профессиональной? Как ее защитить и какова ответственность за разглашение? Обо всем читайте в нашей статье

Что такое служебная тайна

Служебная тайна — это сведения, которые должны быть доступны только государственным служащим, работающим с ними в силу должностных обязанностей. Подобное явление существовало и в советские времена, тогда были такие уровни:

  • «для служебного пользования»;
  • «секретно»;
  • самый высокий уровень — государственная тайна с грифами «особой важности» и «совершенно секретно».

Держать в секрете содержание информации, работа с которой доступна в силу должности, по большей части требуется от служащих законодательной, исполнительной и судебной властей.

Служебная тайна в законодательстве РФ

Закон об информации в ст. 9 определяет, что федеральный нормативный акт должен прописать порядок отнесения сведений к служебной тайне, предусмотреть обязанность соблюдения и ответственность. Но единого акта и механизма причисления данных к неразглашаемым все еще нет.

Федеральные органы исполвласти и их подведомственные организации могут пользоваться Положением о порядке обращения со служебной информацией, утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233. Но всех прочих этот документ не распространяется.

В отдельных законах есть упоминания о неподлежащей разглашению информации, но руководствоваться такими положениями обязаны только те профильные специалисты, для которых эти законы выступают основой организации деятельности. К примеру, закон о защите конкуренции предписывает антимонопольному органу сохранять сведения в секрете.

Служебная и профессиональная тайна: в чем разница

Признак профессиональной тайны – напрямую связана с профессией человека, не являющегося госслужащим. Основное содержание служебной – деятельность госорганов и муниципалитетов

Критерий отличия

Служебная тайна

Профессиональная тайна

Субъект

Государственные и муниципальные служащие

Работники, осуществляющие различные виды профессиональной деятельности, не связанные с государственной и муниципальной службой

Правовая регламентация деятельности субъектов

Специальные нормативные акты о государственной и муниципальной службе в части, не урегулированной трудовым законодательством

Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права

Состав тайны

1. Данные о внутренней деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, органичения на распространение которых диктуются производственной необходимостью.

2. Материалы о деятельности третьих лиц, полученные государственными органами и органами местного самоуправления при исполнении ими должностных обязанностей.

3. Сведения о физических лицах, составляющие личную, семейную тайны, персональные данные, а также тайна следствия и судопроизводства; налоговая тайна, данные, полученные служащими антимонопольного органа, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенного органа и др.

1. Данные о физических лицах (их личная и семейная тайны, персональные данные).

2. Материал, касающиеся юридических лиц и их деятельности (коммерческая, банковская тайна и т. д.), а также аудиторская, нотариальная, банковская, журналистская, адвокатская, страховая, медицинская (врачебная) и религиозная тайны, тайна связи, усыновления и др.

Кто полномочен определять состав тайны

Законодательство и руководитель государственного органа

Законодательство

При этом нужно учитывать — некоторые сведения могут одновременно относиться к разным видам тайн, в зависимости от того, кто имеет с ними дело.

Аудиторская тайна для работников аудиторских организаций относится к разряду профессиональных.

Но работники федеральных органов, работающие с этими сведениями, должны хранить их в секрете, а значит, для них — это служебная тайна.

То же самое происходит с усыновлением.

По Семейному кодексу судьи, вынесшие решение об усыновлении, должностные лица, зарегистрировавшие этот акт, а также все остальные, которые так или иначе об этом осведомлены, должны беречь эту информацию от предания огласке.

При этом для судей и других должностных лиц эти сведения будут служебной тайной. А для кадровика, к которому усыновитель, например, обратится с просьбой предоставить ему отпуск, положенный сотруднику, усыновившему ребенка, это будет профессиональная тайна.

Что не относится к служебной тайне

Любой человек должен обладать свободным информационным доступом к:

  • нормативным правовым актам, которые касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина или фиксируют правовое положение организаций и полномочия госорганов и органов местной власти;
  • сведениям о состоянии окружающей среды – о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях, экологических, демографических и прочих катастрофах;
  • данным о деятельности государственной и местной власти, включая адрес и информацию об использовании бюджета, но исключая данные, относящиеся к гостайне;
  • сведениям, содержащимся в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в информационных системах, созданных для использования юридическими и физлицами;
  • регламентам предоставления заявителям запрашиваемой информации.

Лица, обладающие подобными сведениями, но почему-то отказавшиеся сообщить их, могут понести ответственность за такой отказ, особенно если в итоге пострадают люди или их имущество. К примеру, отсутствие извещения или несвоевременное уведомление о прогнозируемом землетрясении, тайфуне или аналогичном явлении может привести к жертвам.

►Три ошибки компаний, которые ограничивают интернет-переписку

Налоговая тайна

Это вся информация о налогоплательщике, полученная подразделениями налоговой инспекции или внебюджетных фондов, или таможней. Касающиеся физлица, такие сведения будут считаться еще и личной тайной. Должны храниться в секрете любые данные, относящиеся к уплате налогов:

  • налоговые декларации по обязательным платежам;
  • документы и информация, по которым начисляются и платятся налоги;
  • подтверждение расходов компании за налоговый период и данные об отчислениях за три предшествующих года;
  • документы, по которым можно проследить корректность начисления и оплаты налогов;
  • другие сведения, передаваемые в ИФНС.

К налоговой тайне не относятся:

  • ИНН;
  • размер уставного капитала юрлица;
  • сведения, переданные самим налогоплательщиком или одобренные им к передаче;
  • информация о неисполнении или нарушении налогового законодательства и предусмотренном за это наказании;
  • сведения, предоставляемые на основании межгосударственных соглашений о взаимодействии, если одной из сторон такого соглашения будет Россия.

►Что в отделе кадров проверит налоговая инспекция

Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС)

Вся информация, которая становится известна сотрудникам ЗАГСа – это персональные сведения. А они ни в коем случае не могут распространяться или передаваться другим лица.

Исключение – запросы суда или правоохранителей.

Под актами гражданского состояния понимаются юрфакты, отображающие действия граждан, или события, порождающие, изменяющие или прекращающие права и обязанности, или характеризующие правовое состояние граждан:

  • рождение;
  • смерть;
  • усыновление;
  • перемена имени или фамилии;
  • факт установления отцовства;
  • заключение или расторжение брака.

Получается, что тайна ЗАГС одновременно личная и служебная. Сотрудник, намеревающийся нарушить режим секретности, должен помнить об этом, поскольку ответственность может наступить по обоим основаниям.

►Документы, которые подтвердят проступок работника

Врачебная тайна

Отличается от многих прочих ответственностью, установленной за нарушение секретности. Сбережение врачебной тайны предусмотрено Конституцией РФ.

У каждого гражданина есть право на семейную и личную тайны, невмешательство в частную жизнь.

Это относит врачебную тайну к разряду личных, но при этом диагноз, назначенное лечение, динамика болезни – все, что в процессе становится известно лечащему доктору, подпадает под понятие «профессиональная тайна».

Как защитить служебную тайну

Есть три группы мер, при помощи которых достигается конфиденциальность.

Меры защиты информации

Правовые меры

  1. Составление и заключение соглашений о неразглашении тайны.

  2. Включение в трудовой договор (контракт) требований о неразглашении охраняемых законодательством сведений.

  3. Разработка локальных нормативных актов по вопросам защиты данных.

Это может быть как единое Положение о профессиональной (служебной) тайне, так и несколько актов о порядке доступа к сведениям, о персональных данных, об организации конфиденциального делопроизводства и т. д.

Организационные меры

1. Организация деятельности структурных подразделений, осуществляющих работу и охрану конфиденциальных сведений.

2. Организация работы персонала с данными, в т. ч. обучения и проверки знаний персонала.

3. Организация учёта лиц, получивших доступ к конфиденциальным сведениям.

4. Организация конфиденциального делопроизводства и работы с материальными носителями информации

Меры технической защиты

Физические, аппаратные, программные средства защиты, в т. ч. криптографической

Главный способ защиты – разработка ЛНА о служебной тайне. Для этого руководитель федерального органа исполнительной власти определяет:

  • должностных лиц, которые имеют право устанавливать режим секретности для каких-либо сведений;
  • механизм передачи служебной тайны другим органам;
  • порядок отмены грифа «Для служебного пользования»;
  • как защитить секретные сведения от предания огласке.

В коммерческих структурах руководство принимает акт, согласовывая его с представительным органом работников (если предусмотрено коллективным договором или соглашением).

Благодаря таким внутренним документам сотрудник, которому стала известна секретная служебная информация обязан хранить молчание, даже если в его трудовой договор не вписали раздел о конфиденциальности. Значит, за несоблюдение секретности проштрафившемуся сотруднику придется отвечать.

►Как законно наказать работника рублем и сэкономить на премии

Однако для более действенной защиты сведений, которые нужно уберечь от широкой огласки, руководству следует проработать комплекс мер.

Помимо документа, регламентирующего обращение с не предназначенной для распространения информацией, нужно предусмотреть, как будут храниться материальные носители, содержащие эти сведения, разработать систему условных обозначений – «совершенно секретно», «для служебного пользования» и пр.

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий