Понятие разновидности и правовое регулирование служебной тайны

Служебная тайна это

Понятие разновидности и правовое регулирование служебной тайны

Что такое служебная тайна и где она применяется? В чем ее отличие от профессиональной? Как ее защитить и какова ответственность за разглашение? Обо всем читайте в нашей статье

Что такое служебная тайна

Служебная тайна — это сведения, которые должны быть доступны только государственным служащим, работающим с ними в силу должностных обязанностей. Подобное явление существовало и в советские времена, тогда были такие уровни:

  • «для служебного пользования»;
  • «секретно»;
  • самый высокий уровень — государственная тайна с грифами «особой важности» и «совершенно секретно».

Держать в секрете содержание информации, работа с которой доступна в силу должности, по большей части требуется от служащих законодательной, исполнительной и судебной властей.

Служебная тайна в законодательстве РФ

Закон об информации в ст. 9 определяет, что федеральный нормативный акт должен прописать порядок отнесения сведений к служебной тайне, предусмотреть обязанность соблюдения и ответственность. Но единого акта и механизма причисления данных к неразглашаемым все еще нет.

Федеральные органы исполвласти и их подведомственные организации могут пользоваться Положением о порядке обращения со служебной информацией, утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233. Но всех прочих этот документ не распространяется.

В отдельных законах есть упоминания о неподлежащей разглашению информации, но руководствоваться такими положениями обязаны только те профильные специалисты, для которых эти законы выступают основой организации деятельности. К примеру, закон о защите конкуренции предписывает антимонопольному органу сохранять сведения в секрете.

Служебная и профессиональная тайна: в чем разница

Признак профессиональной тайны – напрямую связана с профессией человека, не являющегося госслужащим. Основное содержание служебной – деятельность госорганов и муниципалитетов

Критерий отличия Служебная тайна Профессиональная тайна
Субъект Государственные и муниципальные служащие Работники, осуществляющие различные виды профессиональной деятельности, не связанные с государственной и муниципальной службой
Правовая регламентация деятельности субъектов Специальные нормативные акты о государственной и муниципальной службе в части, не урегулированной трудовым законодательством Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права
Состав тайны 1. Данные о внутренней деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, органичения на распространение которых диктуются производственной необходимостью.2. Материалы о деятельности третьих лиц, полученные государственными органами и органами местного самоуправления при исполнении ими должностных обязанностей.3. Сведения о физических лицах, составляющие личную, семейную тайны, персональные данные, а также тайна следствия и судопроизводства; налоговая тайна, данные, полученные служащими антимонопольного органа, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенного органа и др. 1. Данные о физических лицах (их личная и семейная тайны, персональные данные).2. Материал, касающиеся юридических лиц и их деятельности (коммерческая, банковская тайна и т. д.), а также аудиторская, нотариальная, банковская, журналистская, адвокатская, страховая, медицинская (врачебная) и религиозная тайны, тайна связи, усыновления и др.
Кто полномочен определять состав тайны Законодательство и руководитель государственного органа Законодательство

При этом нужно учитывать — некоторые сведения могут одновременно относиться к разным видам тайн, в зависимости от того, кто имеет с ними дело.

Аудиторская тайна для работников аудиторских организаций относится к разряду профессиональных.

Но работники федеральных органов, работающие с этими сведениями, должны хранить их в секрете, а значит, для них — это служебная тайна.

То же самое происходит с усыновлением.

По Семейному кодексу судьи, вынесшие решение об усыновлении, должностные лица, зарегистрировавшие этот акт, а также все остальные, которые так или иначе об этом осведомлены, должны беречь эту информацию от предания огласке.

При этом для судей и других должностных лиц эти сведения будут служебной тайной. А для кадровика, к которому усыновитель, например, обратится с просьбой предоставить ему отпуск, положенный сотруднику, усыновившему ребенка, это будет профессиональная тайна.

Что не относится к служебной тайне

Любой человек должен обладать свободным информационным доступом к:

  • нормативным правовым актам, которые касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина или фиксируют правовое положение организаций и полномочия госорганов и органов местной власти;
  • сведениям о состоянии окружающей среды – о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях, экологических, демографических и прочих катастрофах;
  • данным о деятельности государственной и местной власти, включая адрес и информацию об использовании бюджета, но исключая данные, относящиеся к гостайне;
  • сведениям, содержащимся в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в информационных системах, созданных для использования юридическими и физлицами;
  • регламентам предоставления заявителям запрашиваемой информации.

Лица, обладающие подобными сведениями, но почему-то отказавшиеся сообщить их, могут понести ответственность за такой отказ, особенно если в итоге пострадают люди или их имущество. К примеру, отсутствие извещения или несвоевременное уведомление о прогнозируемом землетрясении, тайфуне или аналогичном явлении может привести к жертвам.

►Три ошибки компаний, которые ограничивают интернет-переписку

Налоговая тайна

Это вся информация о налогоплательщике, полученная подразделениями налоговой инспекции или внебюджетных фондов, или таможней. Касающиеся физлица, такие сведения будут считаться еще и личной тайной. Должны храниться в секрете любые данные, относящиеся к уплате налогов:

  • налоговые декларации по обязательным платежам;
  • документы и информация, по которым начисляются и платятся налоги;
  • подтверждение расходов компании за налоговый период и данные об отчислениях за три предшествующих года;
  • документы, по которым можно проследить корректность начисления и оплаты налогов;
  • другие сведения, передаваемые в ИФНС.

К налоговой тайне не относятся:

  • ИНН;
  • размер уставного капитала юрлица;
  • сведения, переданные самим налогоплательщиком или одобренные им к передаче;
  • информация о неисполнении или нарушении налогового законодательства и предусмотренном за это наказании;
  • сведения, предоставляемые на основании межгосударственных соглашений о взаимодействии, если одной из сторон такого соглашения будет Россия.

►Что в отделе кадров проверит налоговая инспекция

Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС)

Вся информация, которая становится известна сотрудникам ЗАГСа – это персональные сведения. А они ни в коем случае не могут распространяться или передаваться другим лица.

Исключение – запросы суда или правоохранителей.

Под актами гражданского состояния понимаются юрфакты, отображающие действия граждан, или события, порождающие, изменяющие или прекращающие права и обязанности, или характеризующие правовое состояние граждан:

  • рождение;
  • смерть;
  • усыновление;
  • перемена имени или фамилии;
  • факт установления отцовства;
  • заключение или расторжение брака.

Получается, что тайна ЗАГС одновременно личная и служебная. Сотрудник, намеревающийся нарушить режим секретности, должен помнить об этом, поскольку ответственность может наступить по обоим основаниям.

►Документы, которые подтвердят проступок работника

Врачебная тайна

Отличается от многих прочих ответственностью, установленной за нарушение секретности. Сбережение врачебной тайны предусмотрено Конституцией РФ.

У каждого гражданина есть право на семейную и личную тайны, невмешательство в частную жизнь.

Это относит врачебную тайну к разряду личных, но при этом диагноз, назначенное лечение, динамика болезни – все, что в процессе становится известно лечащему доктору, подпадает под понятие «профессиональная тайна».

Как защитить служебную тайну

Есть три группы мер, при помощи которых достигается конфиденциальность.

Меры защиты информации
Правовые меры
  1. Составление и заключение соглашений о неразглашении тайны.
  2. Включение в трудовой договор (контракт) требований о неразглашении охраняемых законодательством сведений.
  3. Разработка локальных нормативных актов по вопросам защиты данных.

Это может быть как единое Положение о профессиональной (служебной) тайне, так и несколько актов о порядке доступа к сведениям, о персональных данных, об организации конфиденциального делопроизводства и т. д.

Организационные меры 1. Организация деятельности структурных подразделений, осуществляющих работу и охрану конфиденциальных сведений.2. Организация работы персонала с данными, в т. ч. обучения и проверки знаний персонала.3. Организация учёта лиц, получивших доступ к конфиденциальным сведениям.4. Организация конфиденциального делопроизводства и работы с материальными носителями информации
Меры технической защиты Физические, аппаратные, программные средства защиты, в т. ч. криптографической

Главный способ защиты – разработка ЛНА о служебной тайне. Для этого руководитель федерального органа исполнительной власти определяет:

  • должностных лиц, которые имеют право устанавливать режим секретности для каких-либо сведений;
  • механизм передачи служебной тайны другим органам;
  • порядок отмены грифа «Для служебного пользования»;
  • как защитить секретные сведения от предания огласке.

В коммерческих структурах руководство принимает акт, согласовывая его с представительным органом работников (если предусмотрено коллективным договором или соглашением).

Благодаря таким внутренним документам сотрудник, которому стала известна секретная служебная информация обязан хранить молчание, даже если в его трудовой договор не вписали раздел о конфиденциальности. Значит, за несоблюдение секретности проштрафившемуся сотруднику придется отвечать.

►Как законно наказать работника рублем и сэкономить на премии

Однако для более действенной защиты сведений, которые нужно уберечь от широкой огласки, руководству следует проработать комплекс мер.

Помимо документа, регламентирующего обращение с не предназначенной для распространения информацией, нужно предусмотреть, как будут храниться материальные носители, содержащие эти сведения, разработать систему условных обозначений – «совершенно секретно», «для служебного пользования» и пр.

Ответственность за разглашение служебной тайны

Лица, пострадавшие от предания огласке секретных сведений, могут подать иск в суд, чтобы защитить свои права. Требование будет зависеть от того, какой урон был получен. Можно просить суд обязать ответчика возместить убытки, компенсировать моральный вред или требовать защиты чести, достоинства и деловой репутации.

Нарушения могут выражаться в собирании, распространении, разглашении, использовании, передаче, похищении, выдаче, утрате информации (материальных носителей), а также нарушении порядка обращения с материальными носителями информации. Любое несанкционированное распоряжение сведениями, полученными в режиме секретности, пресекается и подлежит наложению ответственности.

В зависимости от совершенного проступка, а также тяжести его последствий, нарушителя могут привлечь к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

Штрафы за разглашение служебной тайны: таблица

Скачать таблицу >>>

Источник: https://www.pro-personal.ru/article/11458-red-slujebnaya-tayna-opredelyaem-sohranyaem-zashchishchaem

Служебная тайна в законодательстве и ГК РФ — что это такое, ответственность за разглашение

Понятие разновидности и правовое регулирование служебной тайны

— Организация бизнеса — Оформление — Делопроизводство — Служебная тайна – что это такое, правовое регулирование

Понятие служебной тайны можно встретить в отдельных государственных документах и нормативных актах, а также в средствах массовой информации и личном общении – оно является достаточно широко распространенным. Однако о том, что такое служебная тайна и как обеспечивается её правовое регулирование в ГК РФ, знает не каждый. Особенно если учесть, что данный термин на текущий момент вышел из употребления в законодательстве.

Служебная тайна в ГК РФ – что это такое, правовое регулирование и нормативы

Как уже было упомянуто ранее, на текущий момент понятие и определение служебной тайны практически невозможно встретить в законодательстве – исключение составляют старые и не редактированные нормативные акты, отдельная внутренняя ведомственная документация и упоминания в прессе. Тем не менее, далеко не каждый работодатель или сотрудник знает об этом факте и тем более, понимает, что именно может или могло являться служебной тайной, а что к ней не относится и не относилось ранее.

В 2018 году под служебной тайной чаще всего подразумевают какую-либо информацию, которая должна охраняться от доступа посторонних лиц и разглашения.

В частности, к ней могут относить как коммерческую тайну, которая имеет достаточно глубокое и достоверное правовое регулирование, так и персональные данные, которые также охраняются действующим законодательством.

Кроме этого, имеет сейчас место также и профессиональная тайна, которая касается сведений, полученных в ходе трудовой деятельности.

Ранее же, служебная тайна в ГК РФ упоминалась в положениях статьи 139 ГК РФ, которая ныне утратила свою силу.

Под ней подразумевалась информация, которая относится к государственным органам и могла попасть к государственным служащим по причине исполнения ними своих непосредственных служебных обязанностей.

Определение служебной тайны, действительное на текущий момент, содержится в положениях Указа Президента РФ №188 от 06.03.

1997, который содержит в себе перечень информации, считающейся конфиденциальной – к ним относятся служебные сведения.

То есть – непосредственно связанные с государственной, муниципальной или иной службой данные с ограниченным доступом.

Что относится к служебной тайне как к служебной информации

К служебной информации с ограниченным доступом, в соответствии с законодательством РФ, относится любая информация, к которой доступ граждан ограничивается отдельными нормативными актами.

При этом к таковым сведениям относятся не являющиеся секретными данные о деятельности организаций и служб, которые не могут быть разглашены по причине законодательного запрета на разглашение именно этих данных или тех, которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Следует разделять служебную тайну с секретной информацией – к последней могут относиться сведения, составляющие собой государственную или военную тайну, но не служебную. Секретный характер для служебной информации не предусмотрен.

Следует также помнить, что законодательство строго регламентирует право граждан на доступ к определенной информации, и поэтому служебной тайной ни при каких обстоятельствах не могут являться следующие данные:

  • Информация о действующих нормативных актах, затрагивающих прямо или косвенно права или свободы граждан.
  • Сведения о деятельности органов местного самоуправления или государственной власти.
  • Данные про исполнение местного или государственного бюджета и распределение средств из них.
  • Экономические сведения и оценки потребностей населения.
  • Сведения про состояние окружающей среды и любая иная информация, способная оказать влияние на безопасность граждан.
  • Открытая архивная, библиотечная, музейная информация, а также сведения в специализированных, созданных для информирования граждан системах.

Коммерческая, профессиональная и служебная тайна и их отличия

Так как сейчас понятие служебной тайны было практически нивелировано в действующем законодательстве, во многом её функции были перенесены на коммерческую тайну.

Правовое регулирование её обеспечивается нормативными положениями Федерального закона №98 от 29.07.2004.

Под коммерческой тайной законодательство подразумевает любые сведения, полученные в ходе ведения хозяйственной деятельности и имеющие определенную ценность при условии сохранения их втайне.

Соответственно, можно выделить следующие отличия служебной тайны от коммерческой:

  • Коммерческая тайна может принадлежать как государственным организациям, так и частным компаниям, и простым гражданам, в то время как служебная тайна относится исключительно к государственным или муниципальным объектам.
  • Последствиями разглашения коммерческой тайны всегда будет являться потеря ценности информации и нанесение материального ущерба, а разглашение служебной тайны может повлечь за собой нарушение прав государства или отдельных частных лиц.
  • Коммерческая тайна в обязательном порядке должна иметь какую-либо ценность, в то время как практической ценностью служебная тайна не обладает.

Другим близким понятием к служебной тайне является профессиональная тайна. При этом данному аспекту посвящено большое количество различных нормативных документов, выделяющих отдельные виды профессиональной тайны, к которым можно отнести:

  • Тайну переписки.
  • Врачебную тайну.
  • Тайну исповеди.
  • Тайну телефонных переговоров.
  • Нотариальную тайну.
  • Адвокатскую тайну
  • и другие виды информации, которая может быть получена третьими лицами при ведении их прямо профессиональной деятельности, и разглашение которой может повлечь за собой ущерб.

При этом с определенной точки зрения, как служебная, так и профессиональная тайна являются общими, так как информация, полученная в ходе профессиональной деятельности государственных служащих, является одновременно и профессиональной, и служебной.

Персональные данные являются отдельным объектом конфиденциальной информации и не могут свободно обрабатываться и, в том числе, разглашаться без согласия предоставившего их лица.

При этом защита персональных данных касается любых субъектов хозяйствования и государственных органов, а её правовое регулирование обеспечивается положениями ФЗ №152 от 27.07.2006.

Более подробно о том, как происходит защита персональных данных работников различных предприятий можно прочитать в отдельной статье.

Последствия разглашения служебной тайны и ответственность за такие действия

Законодательство предусматривает возможность привлечения к ответственности лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих какую-либо тайну. При этом данная ответственность может носить различный характер и за нее будут предусмотрены различные санкции. Так, разглашение служебной тайны может повлечь за собой:

  • Дисциплинарную ответственность. Работник, виновный в разглашении вверенной ему должным образом тайны или персональных данных, либо информации, полученной в ходе ведения его профессиональной деятельности, может быть уволен за данные действия. При этом решение об увольнении в данной ситуации принимает непосредственно работодатель в соответствии как с федеральным трудовым законодательством, так и с законами, регламентирующими деятельность соответствующего ведомства. Следует также отметить, что в отдельных государственных ведомствах могут предусматриваться дополнительные дисциплинарные взыскания, не предусмотренные общим трудовым законодательством.
  • Административную ответственность. Она рассматривается в зависимости от обстоятельств положениями статьи 15.21 КоАП РФ в случае неправомерного использования инсайдерских сведений, а также статьи 13.11 КоАП РФ, если имело место разглашение чьих-то персональных данных. В первом случае штраф будет составлять от 30 до 50 тыс. рублей, а во второй ситуации – от 5 до 10 тыс. рублей – в данном случае учитывается статус должностных лиц.
  • Уголовную ответственность. Как преступление разглашение служебной тайны карается крайне редко. Однако, в некоторых случаях под служебную тайну может подпадать тайна усыновления. И её разглашение законодательно карается штрафом до 80 тыс. рублей или арестом вплоть до 4 месяцев. Кроме этого, подлежит наказанию и разглашение сведений о мере безопасности судей и иных участников уголовного процесса.

(10 голос., 4,70 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/sluzhebnaya-tajna-chto-eto-takoe-pravovoe-regulirovanie.html

Определение сведений, составляющих служебную тайну на государственной службе — реферат

Понятие разновидности и правовое регулирование служебной тайны

  

по дисциплине «Информационная безопасность налоговых систем» 

Тема «Определение сведений, составляющих служебную тайну на государственной службе»                        

ОГЛАВЛЕНИЕ:

   

Введение 

     Давно известно, что критерии идентификации конкретной информации для отнесения ее к категории ограниченного доступа должны быть определены федеральным законом.

     В России действуют Федеральные законы, регулирующие отношения по отнесению сведений к информации с ограниченным доступом, например Закон РФ «О государственной тайне», Федеральный закон «О коммерческой тайне». В то же время в настоящее время в российском законодательстве отсутствует общеправовое понятие тайны.

В отечественной литературе при определении отдельных видов тайны имеются различные спорные, порой противоречивые точки зрения. Между тем необходимо определить четкие признаки тайны, чтобы иметь возможность дать правильную правовую оценку необходимости отнесения той или иной информации под конкретную категорию тайны.

     Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     На практике встречаются случаи, когда ограничения на доступ к информации устанавливаются подзаконными актами. Одним из ярких тому примеров является Постановление Правительства РФ N 1233 от 3 ноября 1994 г.

«Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». Данное Постановление вышло в 1994 г. с пометкой «для служебного пользования» и в связи с этим не было официально опубликовано в течение 10 лет.

Издание подобным образом нормативных правовых актов вызывает множество вопросов, прежде всего, по формальным основаниям (отсутствие официального опубликования). Конституция РФ (ч. 3 ст.

15) устанавливает запрет на применение нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, если они не были опубликованы официально для всеобщего сведения. Данная норма находится в первой главе Конституции РФ и относится к основам конституционного строя Российской Федерации.

Таким образом, издание под ограничительным грифом любых нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, в том числе право на доступ к информации, противоречит основам конституционного строя России.

     Основным недостатком Постановления N 1233 является крайне нечеткое определение служебной информации ограниченного распространения в п. 1.2, поскольку категория «служебная необходимость» не определена ни в законодательстве, ни в юридической доктрине и может быть истолкована сколь угодно широко.

     Действительно, согласно п. 1.2 Постановления, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

Поскольку критерием отнесения тех или иных сведений к категории служебной информации ограниченного распространения являются не конкретные объективные факторы, а субъективная категория — «служебная необходимость», возникает повод для возможности принятия произвольных правоприменительных решений.

     Таким образом, используемая в Постановлении N 1233 формулировка обесценивает существо конституционного права граждан на доступ к информации, поскольку ставит его реализацию в зависимость от неограниченного усмотрения должностного лица.

     Неконкретность взаимосвязанных правовых норм нарушает конституционный принцип о равенстве всех перед законом (ст. 19 Конституции РФ), поскольку создает предпосылки для различных (порой противоположных друг другу) правоприменительных решений по одному и тому же вопросу.

     Критерии отнесения конкретной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления к категории ограниченного доступа должны быть определены исключительно специальным федеральным законом и только в отношении государственной или служебной тайны.

     В связи с отсутствием федерального закона о служебной тайне, несмотря на наличие Постановления N 1233, в настоящее время не существует достаточных правовых оснований относить ту или иную информацию к служебной тайне, ограничивая при этом доступ граждан или организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.  

§ 1. Развитие правового регулирования служебной тайны 

     В Советском Союзе имелась достаточно эффективная система охраны информации ограниченного доступа.

     В тот период выделялось три основных ее вида: государственная тайна (информация с грифами «особой важности» и «совершенно секретно»), служебная тайна (информация с грифом «секретно»), а также информация для служебного пользования.

     Если за разглашение «информации для служебного пользования» предусматривалась дисциплинарная ответственность, то за передачу иностранным организациям сведений, составлявших служебную тайну, согласно положениям ст. 76.1 УК РСФСР (она появилась в Уголовном кодексе 30 января 1984 г.) предусматривалась уголовная ответственность.

     Из содержания диспозиции указанной правовой нормы усматривалось, что служебная тайна — это экономические, научно-технические или иные сведения, представлявшие повышенный интерес для их держателей, но не подпадавшие под категорию государственной тайны.

Ввиду важности обеспечения защиты подобной информации передача или собирание с целью передачи иностранным организациям или их представителям экономических, научно-технических или иных сведений, составлявших служебную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены по службе или работе или стали известны другим путем, наказывались лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет. Те же действия, причинившие крупный имущественный ущерб государственным или общественным организациям либо повлекшие иные тяжкие последствия, влекли за собой лишение свободы на срок до восьми лет.

     Характерно, что содержание понятий «служебная тайна» и «информация для служебного пользования» в тот период практически не комментировалось. Толкование их сущности в каждом конкретном случае оставалось за руководителями учреждений, организаций, предприятий или представителями органов власти.

Таким образом, механизм защиты этих сведений основывался на разрешительном принципе права, поскольку большая их часть подпадала под определенные ограничительные режимы, а решение о допуске (или запрете допуска) к соответствующей информации в каждом конкретном случае принимало то или иное должностное лицо.

     Данное обстоятельство входило в прямое противоречие с нормами международного права, так как нередко служило поводом для необоснованного привлечения к дисциплинарной или уголовной ответственности, а в отдельных случаях не позволяло гражданам своевременно получать от должностных лиц необходимую информацию.

     С принятием в 1993 г. Закона РФ «О государственной тайне» гриф «секретно» был отнесен к сведениям, составляющим государственную тайну, а новый институт правовой охраны служебной тайны так и остался до конца не сформированным.

     Несовершенство правового регулирования защиты служебной тайны наглядно продемонстрировала появившаяся в 1994 г. ст. 139 Гражданского кодекса РФ, которая практически нивелировала понятия служебной и коммерческой тайн.

Согласно содержанию этой статьи информация считалась «служебной или коммерческой тайной, если она имела действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней не было свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности».

     Здесь же отмечалось, что сведения, составлявшие служебную или коммерческую тайну, защищались способами, предусмотренными Гражданским кодексом и другими законами. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляла служебную или коммерческую тайну, обязаны были возмещать причиненные убытки.

     Такая же обязанность возлагалась и на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе — контракту, и на контрагентов, сделавших это с нарушением положений гражданско-правового договора.

     Тем самым Гражданский кодекс РФ заведомо неточно трактовал круг правообязанных субъектов — держателей служебной тайны. Он относил к их числу, прежде всего работников коммерческих предприятий, поскольку именно они являлись держателями сведений, представляющих коммерческую ценность.

     Вполне возможно, что законодатели, определявшие в свое время содержание указанной статьи ГК РФ, имели в виду вовсе не служебную тайну, а всего-навсего служебный секрет производства, законодательное определение которого стало применяться лишь с момента вступления в силу в 2008 г. части четвертой Гражданского кодекса РФ. Здесь он рассматривается как результат интеллектуальной деятельности, полученный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, из чего можно сделать вывод о том, что служебный секрет производства представляет собой лишь разновидность коммерческой тайны (Статья 1470 Гражданского кодекса РФ. Ч. 4). Тем не менее в ст. 139 ГК РФ подобных разъяснений не содержалось, что приводило к неоднозначному толкованию сущности служебной тайны.

     Нужно заметить, что на сегодняшний день разработан и внесен в Государственную Думу проект Федерального закона «О служебной тайне» (Приложение).

В данном проекте служебная тайна определяется как конфиденциальная информация, образующаяся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которой нарушает права и свободы граждан, препятствует реализации органом или организацией предоставленных им полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальная информация, полученная органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке.  

§ 2. Основные признаки служебной тайны 

     Обратимся к нормативным правовым актам, определяющим статус субъектов служебной тайны. В соответствии с положениями Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г.

N 188, «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна)», отнесены к конфиденциальной информации.

     В некоторых ситуациях бывает сложно провести грань между служебной и профессиональной тайнами, поскольку последняя также является разновидностью конфиденциальной информации. Однако следует подчеркнуть, что это два разных вида сведений, отличающихся друг от друга.

     Вследствие того что в действующем законодательстве отсутствуют четкие ориентиры для определения сущности служебной тайны, следует руководствоваться научными подходами, согласно которым информация может считаться служебной тайной лишь в том случае, если она обладает рядом характерных признаков.  

§ 2.1. Субъекты служебной тайны 

     Первая особенность служебной тайны заключается в том, что ее субъектами могут являться исключительно государственные или муниципальные служащие.

Причем к служебной тайне может относиться лишь та конфиденциальная информация, которая становится им известной в силу исполнения профессиональных обязанностей, связанных с государственной или муниципальной службой.

     Определения государственной службы и государственного служащего вытекают из целого ряда положений Федерального закона от 27 мая 2003 г.

N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и Федерального закона от 28 марта 1998 г.

N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Источник: http://freepapers.ru/59/opredelenie-svedenij-sostavlyajushhih-sluzhebnuju-tajnu/72353.470809.list1.html

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий