Понятие особенности правового положения структура органов МСУ

Структура и элементы муниципального права

Понятие особенности правового положения структура органов МСУ

Муниципальное право, являясь отраслью права, обладает своей системой, в которой размещаются комплексы однородных норм, которые регулируют конкретные группы общественных правоотношений, составляющих его предмет.

Структура муниципального права – совмещение муниципально-правовых норм в муниципальные правовые институты, которые расположены в конкретной последовательности в зависимости от назначения, ролей при регулировании муниципальных правоотношений.

Структурирование муниципального права предусматривает включение в себя следующих частей:

  • местного самоуправления в системе народовластия;
  • основ местного самоуправления;
  • территориальных, организационных и финансово-экономических;
  • предметов ведения и полномочий местного самоуправления;
  • гарантий местного самоуправления;
  • ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц МСУ.

Замечание 1

Структура муниципального права проявляется в логическом, последовательном расчленении муниципальных правовых норм и их объединений в схожие по признакам правовые группы, институты, учитывая их содержание и характер отношений, которые урегулированы ими в сфере местного самоуправления.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

На основании вышесказанного следует понимать, что система муниципального права представляет собой соединение муниципальных правовых норм в муниципальные правовые институты, которые расположены в конкретной последовательности, исходя от их значений, ролей при регулировании муниципальных правоотношений.

Элементы муниципального права

Определение 1

Элементами муниципального права называются отдельные правила поведения, из которых построена система муниципального права.

Рассмотрим подробнее элементы муниципального права.

Одним из главных элементов представляются муниципальные правовые нормы, которые закрепляют положение местного самоуправления в структуре народной власти, которые определяют его значение при развитии демократических основ управления обществом и государством. Эта группа норм включает в себя нормы, которые содержат определения основополагающих понятий и терминологии, которые используются в законодательстве о местном самоуправлении.

Вторым немаловажным элементом системы представлены нормы, которые закрепляют основополагающие начала жизнедеятельности местного самоуправления, которые подразделяются на группы: территориальная, организационная, финансово-экономическая.

Данные группы определяют порядок формирования, соединения, улучшения или устранения муниципальных образований, а так же деятельность по установлению и изменению их границ и названий, устанавливают основополагающие начала структуры местного самоуправления, основы взаимодействия избираемых и прочих органов местного самоуправления.

Третьим основным элементом системы муниципального права представлена группировка норм, которые закрепляют предметы ведения и полномочий местного самоуправления. Эта группа норм устанавливает личные полномочия местного самоуправления, некоторые государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления.

Четвертым элементом системы муниципального права представлены нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления.

Их функция — закреплять отношений и связи гарантий, которые обеспечивают организационную и денежную независимость органов местного самоуправления, судебную самостоятельность и остальные формы правовой защиты местного самоуправления.

Пятый элемент образован нормами, которые устанавливают ответственность органов МСУ, должностных лиц МСУ. Эти нормы устанавливают формы, порядок, условия наступления ответственности перед населением муниципальной единицы, перед всей федерацией, а также перед юр., физ. лицами.

Система муниципального права

Определение 2

Система муниципального права представлена совокупностью группировок однородных нормативно-правовых норм муниципального права, которые регулируют определенные общественные отношения, составляющие предмет муниципального права.

Система муниципального права состоит из следующих частей. Рассмотрим их особенности.

Общая часть содержит принципиальные основополагающие положения о муниципальном праве, публичной власти на местах, ее особенностях, правовом положении в системе органов государственной власти и в обществе, так же в общей части содержится исторический блок, описывающий развитие муниципального права через его предметность, методику и систему принципов.

Особенная часть содержит в себе наиболее массивные блоки норм публичного и частного права, которые регулируют правоотношения в системе публичной власти на местах в целом, и группы отношений, которые составляют в отдельности каждую из основ местного самоуправления.

Важно не упустить тот факт, что данные отношения урегулированы нормами конституционного, налогового, административного права и т.п. Именно в связи с этим нормы и отношения зачастую сложно разложить на правовые институты, как например это происходит в административном праве, которое признано самостоятельной отраслью.

Муниципальное право, как научная дисциплина, структурирована на следующие подразделения:

  1. Введение в муниципальное право, которое раскрывает понятие муниципального права как отрасли права, научной дисциплины, предмет и источники муниципального права, исторические и теоретические основы местного самоуправления;
  2. Понятие, основополагающие принципы местного самоуправления, формы непосредственного народовластия, систему органов местного самоуправления.
  3. Источники местного самоуправления, включая правовые, территориальные, экономические.
  4. Список вопросов местного значения, права органов МСУ по их разрешению, которые включают в себя: понятие, формы осуществления органами местного самоуправления полномочий, некоторые группы права органов МСУ в разных сферах деятельности населения муниципального образования.
  5. Гарантии МСУ, включают в себя: единство гарантий; гарантии, которые обеспечивают организационную и финансовую экономическую независимость МСУ; судебную и иные формы правовой защиты МСУ.
  6. Осуществление контроля над деятельностью органов и должностных лиц МСУ.
  7. Ответственность органов и должностных лиц МСУ: виды ответственности, ответственность перед населением муниципального образования, федерацией, юр. и физ. лицами.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_municipalnoe_pravo/struktura_i_elementy_municipalnogo_prava/

Органы местного самоуправления и их виды. Модели организации местной власти

Понятие особенности правового положения структура органов МСУ

Ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») устанавливает, что структуру органов местного самоуправления составляют:

    1. представительный орган муниципального образования;
    2. глава муниципального образования;
    3. местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
    4. контрольно-счетный орган муниципального образования;
    5. иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек — на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта РФ при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ о проведении местного референдума.

При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта РФ.

Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

решения о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан):

    1. структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
    2. порядок избрания и полномочия главы муниципального образования (в соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона).

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Модели организации местной власти

Первая модель предусматривает, что глава муниципального образования и представительный орган местного самоуправления избираются непосредственно населением.

Глава выступает одновременно и высшим должностным лицом своего муниципального образования, его официальным представителем, и главой местной администрации.

Работу представительного органа организует председатель, избираемый из числа депутатов.

Вторая модель предусматривает, что глава муниципального образования избирается непосредственно населением и соединяет в своем статусе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и председателя представительного органа.

Функции главы администрации исполняет иное лицо, замещающее свою должность по контракту. Здесь глава в определенном смысле противопоставляется исполнительному органу местной власти — он взаимодействует с администрацией как официальный представитель жителей и представительного органа.

Положительная сторона такой модели заключается в ограничении концентрации всей местной власти в одних руках.

В то же время в ней заложен возможный конфликт главы администрации (управляющего), непосредственно возглавляющего реализацию исполнительно-распорядительных функций по распоряжению средствами местного бюджета, объектами муниципальной собственности с главой муниципального образования, отделенного от этих важных полномочий.

Третья модель предусматривает, что глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления и является его председателем. Местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе.

Это разновидность второй модели с тем отличием, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава.

Глава муниципального образования, представляющего муниципальное образование в целом, подотчетен в первую очередь населению муниципального образования, а также представительному органу как его председатель.

Четвертая модель предусматривает, что представительный орган избирается непосредственно населением. Глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно является председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации.

Глава муниципального образования выступает одновременно в трех лицах: как высшее должностное лицо своего муниципального образования; как глава местной администрации; как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности, функциональная специализация представительных и исполнительных органов в данной модели осуществляется в том же виде, что и в предыдущих моделях. Расширение полномочий главы муниципального образования влечет расширение форм его подотчетности. Во всей полноте своих полномочий он подотчетен населению. Представительному органу он подотчетен как глава местной администрации и как его руководитель. Такая модель может иметь место в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек.

Пятая модель принципиально отличается от других тем, что представительный орган муниципального образования в ней отсутствует. Его полномочия осуществляются сходом граждан. Такая модель предусмотрена для поселений, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек.

Шестая модель предусматривает, что представительный орган муниципального образования формируется в ходе непрямых выборов. Этот вариант предусмотрен для муниципальных районов.

Представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений.

Глава муниципального района входит в состав представительного органа, являясь его председателем.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/organi-mestnogo-samoupravleniya-i-ich-vidi-modeli-organizatsii-mestnoy-vlasti

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий