Понятие и виды служебной тайны

В этой статье:

Служебная тайна в РФ: определение, признаки, что к ней можно отнести

Понятие и виды служебной тайны

На сегодняшний день однозначного определения служебной тайне не дали, поэтому, для того чтобы иметь представление об информации, которая относится к этому разделу, необходимо ознакомиться с законодательством РФ. На базе анализа нормативных актов можно сделать вывод и определить основные признаки касательно данного вопроса.

Если говорить проще, то служебная тайна представляет собой информацию, к которой закрыт доступ окружающим, но ею могут воспользоваться государственные власти.

Такая информация не разглашается, исключением этому является запрашивание сведений правоохранительными органами.

Это могут быть сведения об усыновлении ребенка, характер заболевания пациента, вклады граждан РФ в банки и прочее.

В число людей, которые должны ее соблюдать, входят потенциальные носители и все сотрудники, занимающие должность в гос. органах. То есть это касается членов исполнительной, судебной и законодательной власти. Сюда же относят служащих подведомственных организаций.

Какие сведения можно к ней отнести?

К категории «служебная тайна» можно отнести информацию, которая классифицируется по следующему принципу:

  • Важная информация, которая занесена в базу данных и имеет гриф «для служебного использования». Она может включать в себя данные о деятельности муниципальных или государственных органов. В свою очередь, этот блок имеет свои разделы, которые вмещают:
    • военную тайну;
    • информацию по следствию, которая не должна быть обнародована;
    • судебную тайну, к которой относится совещание судей и прочее.
  • Сведения, которые были получены в ходе выполнения обязанностей сотрудниками учреждения. Это может быть:
    • информация, которая раскрывает некоторые аспекты личной жизни гражданина, подробности о вероисповедании, материальном положении или данные, которые были выяснены в зале суда;
    • данные об усыновлении ребенка;
    • производственные тайны и другие, касающиеся политики организации и прочее.

Установление тех должностных лиц, которые имеют доступ к информации и обязаны обеспечивать ее конфиденциальность, осуществляется руководством федеральных органов. При этом назначенные сотрудники должны относить служебную информацию к ряду той, которая не должна распространяться.

Касательно организаций к этим данным могут относиться:

  • Информация, которая включает в себя детали об учредителях компании, а также все данные прочих работников. Это могут быть данные об опыте работы, наличии судимости, свидетельство о навыках, которыми обладает лицо, наличие деловых связей и профессиональных знаний.
  • Информация, которая касается структуры управления, методики обучения набираемого на определенную должность персонала.
  • Данные об участии определенного лица в капитале другого предприятия, о том, какими ценными бумагами он владеет и какой вклад с его стороны был сделан. Сюда же стоит отнести и данные о банковских счетах и задолженностях.
  • Информация о том, кем производится финансирование компании. При этом не распространяются детали о заключающихся сделках, озвученных суммах и условиях. Сотрудники не имеют права распространять данные о кредитоспособности предприятия. Не подлежат всеобщему оглашению сведения об охране организации и состоянии технической базы.

Из вышеперечисленных примеров можно сделать вывод, что все подобные детали не являются предметом самостоятельных сделок, но при этом они могут стать причиной нанесения ущерба предприятию и существенно понизить его деловую репутацию.

Регламентация по законам РФ

Для того чтобы понять, как законом классифицируется служебная тайна, достаточно открыть первую часть статьи №139 Гражданского кодекса Российской Федерации за 2008 год.

Именно там были отражены данные об информации, которая носит потенциальную и действительную ценность.

Кроме того, описывается надобность в ее сохранности и нахождении в ограниченном доступе.

Что самое примечательное, таким же нормам соответствует и коммерческая тайна.

Чтобы понять, какое значение в законодательстве имеет служебная тайна на сегодняшний день, необходимо погрузиться в изучение пункта 3 перечня сведений, носящих конфиденциальный характер.

Он был утвержден президентом Российской Федерации в 1997 году.

Исходя из этого положения, это та информация, которая органами государственности власти была отнесена к ряду секретных материалов в соответствии с законодательством.

Более точного описания рассматриваемого понятия на сегодняшний день нет. Но тем не менее, довольно-таки внушительное количество законов, ведомственных нормативно-правовых и подзаконных актов содержит в себе пункты, которые свидетельствуют о том, что такая информация не должна распространяться.

Отличия от профессиональной тайны

Многие ошибочно считают, что профессиональная и служебная тайна – это приблизительно одно и то же. Такое предположение неверно, так как понятия совершенно неидентичны. Если ознакомиться с 4 пунктом перечня о конфиденциальных сведениях, в первую категорию входит информация, доступ к которой был ограничен конституцией, то есть это:

  • переписки, телефонные переговоры и тайна исповеди;
  • сюда же относят нотариальные данные, врачебные детали, адвокатские тайны и прочие.

Несмотря на то, что эти данные относятся к профессиональной тайне, они могут стать объектом также и служебной.

Происходит это в том случае, если информация получается сотрудниками государственных учреждений, судебных и следственных органов.

Например, это может быть запрашиваемая информация об истории болезни истца, все детали переговоров, телефонных звонков и прочее.

В этом случае служебной тайной не может стать информация, которая ввиду своего занимаемого поста была получена адвокатом или священнослужителем. Исходя из 3 и 4 пункта 56 статьи УПК Российской Федерации, они не могут выступать в качестве свидетелей. О конфиденциальности исповеди и адвокатской тайны свидетельствует также статья №69 из ГПК.

Ответственность при разглашении

Должностное лицо, которое нарушило запрет на разглашение данной тайны, ожидает наказание. Это может быть привлечение к уголовной или административной ответственности.

Степень вины и наказание назначается в зависимости от того, каким образом был нарушен режим конфиденциальности и какая информация была раскрыта.

Под административную ответственность попадают должностные лица, которые обладают защищенной информацией о юридическом положении дел определенного лица. При этом разглашение таких данных может стать причиной падения стоимости активов или ценных бумаг. Кроме того, под нее попадают сотрудники предприятия госзаказчика.

В этом случае наказание лица происходит согласно статье 15.21 КоАП РФ. С нарушителя взимается штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей. За невозможностью выплаты следует лишение служебных полномочий максимум на 2 года.

Уголовная ответственность подразумевает наказание в зависимости от степени тяжести нарушения:

  • раскрытие тайны об усыновлении подразумевает штраф в размере 80 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 120 дней;
  • раскрытие системы безопасности в отношении участников уголовного процесса или судьи карается штрафом в 200 тысяч рублей или до 5 лет заключения;
  • если раскрываются сведения о мерах безопасности, предпринимаемых в отношении лица, занимающего должность в правоохранительных органах, нарушитель обязан выплатить 200 тысяч штрафа или попасть под заключение сроком до 5 лет.

Источник: http://ZnayDelo.ru/slovar/sluzhebnaya-tajna.html

Служебная и профессиональная тайна

Понятие и виды служебной тайны

Информация – неосязаемая, но очень хрупкая ценность, независимо от того является она лишь устными сведениями или предстает в виде документов. Защитить данные от разглашения – главная задача для хранителей служебной и профессиональной тайн.

Законодательство не смогло сформулировать эти определения в форме исчерпывающих списков, однако из нормативных актов можно выделить ряд признаков информации, которая и разграничивает эти виды.

Служебная тайна – данные, право доступа, к которым было ограничено не только нормами законодательства на уровне федерации, но и различными органами в составе государственной власти (данные о банковских вкладах, подробности усыновлений, следственная информация). Все, что касается служебных секретов, не подлежит широкой огласке.

Доступ ко всем конфиденциальным материалам, когда это необходимо, могут получить лишь сотрудники правоохранительных структур, и только на основании соответствующего запроса.

Конфиденциальность служебных сведений регламентируется перечнем действующих законодательных актов:

  1. Конституция РФ – в части обеспечения прав и свобод человека.
  2. Гражданский кодекс — ограничивает доступ к материалам в части коммерческой деятельности и частной жизни.
  3. Указ Президента № 188 (ред. 2015 г.) — рассматривает информацию конфиденциального характера, в частности, персональные данные и события личного характера (это особенно актуально в работе сотрудников органов ЗАГСа).
  4. Федеральный закон № 45 (1995 г.) – касается госзащиты и сохранности от разглашения подробностей проведения следственных мероприятий, процесса и участников судопроизводства (судей и иных работников).
  5. Федеральный закон № 119 от 2004 г. – в ст. 9 касается сохранности данных о потерпевших.
  6. Постановление Правительства № 1233 — регламентирует доступ к служебным материалам и обращение с ними.

Профессиональная тайна – информация, находящаяся под защитой закона, доступ и использование которой ограничены числом сотрудников в силу выполнения ими определенных обязанностей, доверенная им в связи с исполнением должностных инструкций.

Принадлежащие к этому виду материалы не пересекаются с госслужбой или работой в муниципальной структуре. Однако их передача и распространение способно причинить реальный ущерб другому лицу (доверителю), нарушив его законные интересы и права.

В каждой профессии существует регламент составляющий основу их профессиональных секретов в конкретной сфере деятельности, например:

информации, защищаемой законом

Если исходить из профессиональной принадлежности и конфиденциальности используемой информации, сгруппировав их по основным объединяющим признакам, возможно выделить ряд следующих объектов:

  1. Врачебная: все, что касается количества обращений за медпомощью, поставленных диагнозов и результатов обследования, особенностей выполненной процедуры оплодотворения и подсадки эмбриона, сведения о личности донора, материалы об имеющихся психиатрических отклонениях и обращениях к психиатру, иные записи из медицинских карт и историй болезни.
  2. Нотариальная: гарантирует сохранность частной жизни, подробности которой гражданин доверяет, обращаясь к нотариусу, для совершения им определенного рода действий в рамках своей компетенции.
  3. Тайна связи: защите от незаконного (несанкционированного) использования прослушивающих устройств, средств аудио/видео фиксации либо использованием современных технологий, в том числе скрытого наблюдения, подлежат телефонные переговоры и секреты текущей переписки, переданной посредством отправки почтовых отправлений, телеграмм, сообщений с использованием сети Интернет.
  4. Тайна усыновления: личности детей и их усыновителей не подлежат огласке в связи с требованиями закона. Доступ для контакта с ними имеют лишь уполномоченные на это сотрудники опеки и попечительства, судьи и другие работники, которые выполняют функции регистрации факта усыновления.
  5. Адвокатская: материалы и секреты клиента, если они были доверены юристу для рассмотрения и оказания необходимых услуг, подлежат сохранению в силу своей конфиденциальности или по желанию обратившегося за помощью.
  6. Тайна исповеди: все сказанное священнику во время покаяния на исповеди должно храниться в секрете.
  7. Тайна страхования: подробности о личности страхователя и клиента (застрахованного гражданина), включая и выгодоприобретателя, имеют ограниченный доступ для ознакомления. Сюда входят материалы о состоянии здоровья человека, его финансовом положении, то есть все, что специалист узнал, выполняя свои должностные задачи.

Критерии оценки информации

Для того чтобы понимать степень секретности доверяемых сведений и разграничить их в соответствии с принадлежностью к служебной, профессиональной или другой конфиденциальной информации, нужно разобраться в методах оценки данных.

Читайте так же:   Обеспечение режима налоговой тайны на предприятии

Информация, относящаяся к служебной

Материалы, образующие основу служебной тайны в обязательном порядке должны отвечать ряду следующих характерных особенностей:

  • доступ к ним ограничен в соответствии с федеральным законом или по служебной необходимости;
  • они относится к «чужой тайне», то есть к числу сведений, касающихся других лиц (секреты частной жизни, коммерческие показатели и прочее);
  • содержание документов не считается госинформацией, не является данными ограниченного пользования;
  • бумаги получены в силу выполнения служебных функций сотрудниками госоргана или учреждения местного самоуправления.

Характеристики профессиональной тайны

Исходя из сути определения, становится, очевидно, что оно включает в себя множество аспектов и особенностей. Однако, далеко не все, сказанное на приеме у узкого специалиста является профессиональным секретом. Под этот статус подпадает лишь то, что отвечает следующим критериям:

  • информация была получена держателем при осуществлении своих должностных обязанностей;
  • получатель сведений не относится к государственным или муниципальным служащим;
  • разглашение профессиональных секретов несет потенциально возможный вред для общества и конкретных граждан.

Субъекты правоотношений

Перечень носителей чужих секретов довольно велик, а информация, доверяемая узконаправленным специалистам, слишком разнообразна, чтобы ее можно было жестко ограничить в рамках однозначного списка профессий и видов документов. В то же время, есть сферы, в которых цена за излишнюю откровенность слишком высока.

Список наиболее распространенных держателей профессиональной информации и ее состав:

Получатель Доверитель Вид тайны
Врач, медработник Пациент Врачебная Сам факт обращения в учреждение здравоохранения, данные о доноре и реципиенте, медицинская документация (анализы, справки, карточки).
Юрист, адвокат Клиент, обвиняемый Адвокатская Данные гражданина, сведения, полученные в ходе изучения материалов дела или консультации, документы, пояснения.
Нотариус Участники сделки или правочина Нотариальная Подробности о клиенте, причине обращения, содержание и суть оказанной услуги.
Страховой агент Застрахованное лицо Тайна страхования Все, что касается состояния здоровья, материального положения, прав собственности на имущество и др. информация, которая была получена от гражданина.

Носители служебных секретов

Материалы, которые соотносятся со служебной тайной, имеют более широкие границы, нежели государственные секреты, поскольку к потенциальным носителям данных сведений можно причислить всех служащих, которые имеют отношение к госорганам и ведомствам как законодательной, так и судебно-исполнительной власти.

К ним можно отнести и сотрудников из числа учреждений и организаций, которые состоят в подчинении у соответствующих ведомств.

Основу служебной информации составляют документы с грифом «Для служебного пользования».

Сюда входят данные о ходе следствия и совещании судей, а также сведения об усыновлении, персональные данные гражданина, в том числе частная жизнь человека, то есть все, что могут получить госслужащие при исполнении своих непосредственных обязанностей.

Посвящая своих близких или малознакомых людей в подробности жизни своих посетителей, клиентов или пациентов, специалист должен понимать, что это считается намеренным разглашением конфиденциальной информации. Если же это было сделано с целью получить личную выгоду, то тогда ответственности не избежать.

Административная

Меры административной ответственности, в виде материального наказания, могут применять исключительно в отношении лиц, чья должность предусматривает наличие сведений относительно материальных вопросов юрлиц (госзаказчик).

Распространение такого вида данных способно понизить стоимость активов и других ценных бумаг. КоАП в ст. 15.21 предусмотрел наказание в виде штрафа за подобные вольности – 30-50 тыс. рублей. Также в качестве ответственности за содеянное сотрудник может лишиться занимаемой должности на срок 1-2 года (ст. 14.24 КоАП РФ).

Читайте так же:   Виды ответственности за разглашение коммерческой тайны

Уголовная

Ответственность за разглашение сведений по части служебных материалов включает оплату штрафа до 80 тыс., а если это касается данных об усыновлении, то может быть применен и арест на срок до 120 дней, ст. 155 УК РФ.

Обнародованные без согласия хозяина данные, которые касаются безопасности участников уголовного процесса, повлекут наказание в виде заключения на 4 мес. или штраф до 200 тыс. руб.

Распространение данных о сотруднике правоохранительных органов, если это может стать угрозой его безопасности, карается лишением свободы до 120 дней или штрафом – максимум 200 тыс.

Судебная практика

Человек, доверивший специалисту информацию, составляющую служебную тайну, за защитой нарушенных интересов может обратиться в правоохранительные органы и суд. Однако факты разглашения или намеренного распространения данной информации ответственными сотрудниками требует основательной доказательной базы:

  • должна быть обоснована причинно-следственная связь;
  • проанализированы показания свидетелей;
  • дана оценка сохранности информации самим потерпевшим и его окружением;
  • предоставлены другие материалы, подтверждающие вину (видео, аудиозаписи, сделанные не противоречащим закону способом, и прочее).

При рассмотрении данной категории дел в качестве наказания применяется штраф в зависимости от оснований и тяжести содеянного, а также наступивших последствий, и, лишь в качестве крайней меры, выносят решение о лишении свободы.

Подробнее о соблюдении врачебной тайны рассказано в видео.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://ZnayBiz.ru/licenzirovanie/nematerialnye-aktivy/drugie-aktivy/sluzhebnaya-tajna.html

Служебная тайна и ответственность за ее разглашение в 2024 году

Понятие и виды служебной тайны

Что именно не могут разглашать сотрудника, и как правильно это закрепить?

Что такое служебная тайна: определение

До 2008 г. в Гражданском кодексе РФ существовало понятие и определение служебной тайны. Статья 139 ГК РФ гласила, что информация составляет служебную или коммерческую тайну, когда она имеет коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.

С принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ указанная статья ГК утратила силу. На охрану коммерческой тайны встал закон «О коммерческой тайне», а вот понятие служебной тайны растворилось в подзаконных актах.

Скачайте документы по теме:

В настоящий момент ни федеральный закон, ни какой-либо кодекс не содержит прямого определения служебной тайны, однако сам термин остается в действующем Трудовом Кодексе, КоАП и других актах. По этой причине у работодателей возникает ряд вопросов относительно применения понятия служебной тайны и защиты информации.

Служебная и коммерческая тайна

Федеральный закон 29.07.2004 № 98-ФЗ («О коммерческой тайне») определяет, что информация составляет коммерческую тайну, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу того, что она неизвестна третьим лицам и охраняется обладателем.

Например, информация о разрабатываемом продукте или маркетинговой стратегии компании является коммерческой тайной, а устав организации или трудовой договор с работником – нет (последний относится к персональным данным, охраняемым отдельным законом).

Какую информацию в этом случае следует отнести к служебной тайне? Как определяет Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188

«Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», служебная тайна – это служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

По сути, служебная тайна — это сведения конфиденциального характера о деятельности органов государственной, региональной или муниципальной власти.

В это понятие также входят сведения ограниченного характера, в отношении которых предпринимаются действия по защите конфиденциальности и которые были получены законным путем в процессе исполнения должностных обязанностей госслужащими и сотрудниками перечисленных органов власти

Таким образом, отличительная особенность информации, относящейся к служебной тайне, заключается в том, что ее носителем является какой-либо государственный орган. То есть в коммерческой организации, или у работодателя-физического лица не возникает необходимости охранять служебную тайну.

Обязанность работника не разглашать коммерческую или служебную тайну может быть установлена в трудовом договоре или в отдельном положении (см. образец Положения о коммерческой тайне):

Служебная и профессиональная тайна

Указанный выше перечень также содержит определение профессиональной тайны. К ней относится информация, связанная с профессиональной деятельностью. Доступ к ней ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В качестве примеров профессиональной тайны упоминается врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.п.

Наряду с понятием служебной тайны применяется термин «служебная информация ограниченного распространения». К ней относится*:

несекретная информация о деятельности организаций, распространение которой ограничено служебной необходимостью

поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами

*Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утв.Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233

Таким образом, сведения, составляющие профессиональную и служебную тайну, могут совпадать по своей сути (получены в результате исполнения трудовых обязанностей), однако служебная тайна имеет место только в государственных или муниципальных органах власти.

Так, в качестве примера служебной тайны можно рассматривать тайну переписки, или телефонных переговоров, если эти сведения используются в рамках следственного дела (то есть стали известны государственному служащему в рамках выполнения своих должностных обязанностей).

Исходя из определения, данного в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, можно выделить два вида служебных тайн:

  1. Сведения, касающиеся работы государственных органов или подведомственных организаций
     
  2. Сведения, полученные работниками этих учреждений в рамках исполнения своих должностных обязанностей о других лицах и структурах

Порядок работы со служебной тайной 

Все документы, содержащие конфиденциальные сведения, которые могут составлять служебную тайну, должны иметь соответствующую пометку: «для служебного пользования».

Право присваивать определенным документам такой статус есть у должностных лиц, уполномоченных на это руководителем федерального органа исполнительной власти. Он же организует порядок:

передачи сведений, составляющих служебную тайну, другим государственным органам или организациям

 

снятия отметки «для служебного пользования» с документов (информационных носителей и других источников)

 

защиты служебной информации от распространения третьим лицам

В свою очередь, сотрудники госорганов, имеющие право присваивать определенным сведениям и информации статус служебной тайны, несут ответственность за обоснованность своих действий. То есть для установления пометки «для служебного пользования» должны быть весомые основания.

Правила работы с документами, составляющими служебную тайну

К созданию, распространению, тиражированию и хранению документов, имеющих статус «для служебного пользования», предъявляются определенные требования. Они указаны в разд.

2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, и относятся только к работе сотрудников государственных органов и подведомственных учреждений.

Так, ведется обязательный учет документов, составляющих служебную тайну, а все проекты и черновики своевременно уничтожаются. Доступ к документам работникам учреждения производится только под расписку.

При необходимости передачи в другие органы или организации используется защищенный канал связи или пересылка заказными или ценными отправлениями. Копии со служебных документов разрешается делать только по распоряжению руководителя.

Все бумаги, составляющие служебную тайну, должны храниться в запираемых хранилищах (ящиках, шкафах).

Критерии, по которым сведения могут быть квалифицированы как служебная тайна

Закона, которым бы регламентировались условия и порядок ограничения доступа к служебной тайне, нет. В то же время, ст.

9 Закона об информации установлено, что условия и критерии, по которым сведения могут квалифицироваться как служебная ли профессиональная тайна должны определяться федеральными законами и иными нормативными актами государственного уровня.

Действующими на сегодняшний день нормативными правовыми актами устанавливаются обязанность субъекта хранить сведения, ставшие известными ему в силу служебного положения. В некоторых случаях этими актами определяется состав таких сведений, но ни в одном из них не перечислены критерии, по которым эти сведения могут быть отнесены к служебной тайне.

Наиболее полно условия, по которым информация, в том числе, содержащаяся в документах, может быть определена как составляющая служебную тайну, изложены в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233. Но данный документ федеральным законом не является и сфера его действия ограничивается федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, находящимися в их подчинении.

Если проанализировать действующее законодательство, можно выделить три критерия, по которым информация может быть отнесена к служебной тайне:

  1. она не составляет государственную тайну;

  2. она не является общедоступной;

  3. обеспечить ее сохранность и ограничить несанкционированный доступ можно в режиме профессиональной или служебной тайны.

Согласно определению, служебную тайну составляют сведения о деятельности органов власти, в то же время определенная информация такого рода не может по закону быть засекречена. При составлении перечня сведений, которые могут быть отнесены к служебной тайне, необходимо учитывать те ограничения, которые установлены федеральным законодательством.

Что не может являться служебной тайной

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (от 27.07.2006 № 149-ФЗ), а также Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения содержит перечень сведений, которые не могут составлять служебную тайну.

Справка

К таким сведениям относится:

  1. различныенормативно-правовые акты, которые затрагивают права, обязанности, свободы граждан;
     
  2. информации о состоянии окружающей среды (о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях), а другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, производственных объектов, граждан и населения в целом;
     
  3. информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
     
  4. порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц в органы государственной власти;
     
  5. сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
     
  6. информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.

Как ограничить доступ к служебной тайне

Любые сведения ограниченного доступа могут считаться тайной только в том случае, когда правообладатель такого рода информации предпринимает определенные действия по ее защите, например, вводит в организации соответствующий режим. Законом не установлено, какие именно действия должны быть предприняты, но определяется, с какими целями они должны предприниматься.

Меры по защите информации и ограничению доступа к ней третьих лиц, должны обеспечить:

  • защиту от несанкционированного доступа, копирования, уничтожения, внесения изменений, блокирования и тиражирования сведений, составляющих служебную тайну;

  • сохранение конфиденциальности;

  • реализацию права на доступ только ограниченному кругу лиц, имеющих официальное разрешение.

К необходимым мерам по защите служебной тайны относится разработкалокальных нормативных актов, например Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного пользования.

Этим регламентом определяются категории должностей, которым, в силу служебной необходимости, будет открыт доступ к такого рода сведениям, а также порядок обращения с ними и передачи по запросам в другие органы государственной власти.

Положением необходимо установит порядок присвоения и снятия статуса «Для служебного пользования» документам в организации, а также меры, направленные на защиту такой информации и документов.

Обратите внимание: Такой локальный нормативный акт не относится к тем, что в соответствии с ТК РФ должны согласовываться с представительным органом работников. Работодатель вправе разработать и утвердить его самостоятельно.

С работниками, имеющими доступ, также может быть заключен отдельный договор о неразглашении конфиденциальных сведений.

Ответственность за разглашение служебной тайны

За разглашение служебной тайны для должностных лиц предусмотрена различная ответственность.

В первую очередь, Трудовым кодексом установлено право работодателя применить в случае разглашения работником охраняемой тайны дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (п.6 ст.81 ТК РФ).

В этом случае в трудовой книжке указывается причина увольнения со ссылкой на статью ТК РФ. Например, при увольнении за разглашение коммерческой тайны запись в трудовой будет выглядеть так:

Скачать чистый бланк
Скачать в .doc

Скачать заполненный образец
Скачать в .doc

В действующем КоАП ст. 13.14 также предусмотрено наказание за разглашение информации с ограниченным доступом:

для граждан штраф составляет от 500 руб. до 1000 руб.

для должностных лиц – от 4000 руб. до 5000 руб.

Источник: https://www.kdelo.ru/art/381286-chto-vodit-v-ponyatie-slujebnaya-tayna-17-m9

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий