Понятие и признаки монополистической деятельности

Определение понятия монополистическая деятельность содержится в

Понятие и признаки монополистической деятельности

Монополистическая Деятельность — действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти (органов местного самоуправления), направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и в силу этого противоречащие антимонопольному законодательству (ст.

4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» — далее Закон о конкуренции). Данное определение, если строго следовать сфере применения Закона о конкуренции, относится только к товарным рынкам. Общего определения термина «М.Д.

» в законодательстве не содержится. Кроме того, не всякие действия, например, хозяйствующих субъектов. формально подпадающие под указанные признаки, могут быть квалифицированы как м.д. (например, не относятся к М.д действия, образующие состав недобросовестной конкуренции).

Признание деятельности монополистической зависит не только от состава деяния, но и от того, кто это деяние совершает. Не субъект становится монополией от того. что начинает заниматься М.д. а наоборот — деятельность становится монополистической из-за того, что ею начинает заниматься монополия.

Природа (причина появления) этой монополии может быть различной. Обыкновенно монополией называется хозяйствующий субъект или несколько взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее, т.е.

 исключительное, положение на рынке товара, не имеющего аналога, либо взаимозаменяемых товаров(далее — определенного товара), дающее ему (им) возможность влиять на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

55. Понятие и признаки недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция — это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. (ФЗ «О защите конкуренции»).

В определении недобросовестной конкуренции отсутствует фигура потребителя. Если же ущерб причинён именно им — их права защищаются потребительским законодательством.

Парижская Конвенция по охране промышленной собственности 1883 года. Недобросовестная конкуренция — это правонарушение, которое посягает на правопорядок в сфере предпринимательства, нарушая запрет, установленный Конституцией.

Признаки недобросовестной конкуренции: 1. Недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена.

2. Данные действия будут рассматриваться как правонаруше­ния, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям до­бропорядочности, разумности, справедливости;

3. Целью активных действий субъектов недобросовестной конку­ренции является приобретение преимуществ в предприниматель­ский деятельности;

4. В результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен вред их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения вреда деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

StudFiles.ru

Вопрос 3.Понятие, признаки и виды монополистической деятельности на товарных рынках

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п.10 ст.4 Закона о конкуренции).

Монополистическая деятельность является противоправным поведением субъектов и рассматривается как правонарушение. Для характеристики правонарушения теорией права выработана категория юридического состава правонарушения, который следует раскрыть применительно к монополистической деятельности.

Объектом данного правонарушения являются охраняемые нормами антимонопольного законодательства конкурентные правоотношения. При этом недобросовестные проявления конкуренции являются противоправными и не подлежат правовой защите.

С объективной стороны монополистическая деятельность характеризуется как противоправное деяние, выраженное в активном (действие) или пассивном (бездействие) поведении.

Субъектами данного правонарушения являются хозяйствующие субъекты и субъекты, действующие как группы лиц.

Субъективная сторона монополистической деятельности находит проявление в умышленной форме вины, поскольку законодательное определение содержит указание на направленность (цель) такого противоправного поведения1.

Законом о конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке и на заключение (осуществление) ограничивающих конкуренцию соглашений (согласованных действий) хозяйствующими субъектами. По существу речь идет об индивидуальных и коллективных проявлениях монополистической деятельности.

Статьей 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

— установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

— изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

— навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

— экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

— экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

— экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

— создание дискриминационных условий;

— создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

— нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

При рассмотрении дел, связанных с нарушением ст. 10 Закона о конкуренции, является обязательным установление факта наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц)1.

Но следует обратить внимание, что удерживание доминирующего положения само по себе не является антиконкурентным, в качестве противоправного рассматривается факт злоупотребления доминирующим положением.

В соответствии с п.2 ст.10 Закона о конкуренции действия (бездействия) хозяйствующего субъекта в исключительных случаях могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет последнее.

Статьей 11 Закона о конкуренции установлен запрет на заключение (осуществление) соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

— установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

— повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

— разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

— экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

— навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

— экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

— сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

— созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

— установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Допускается заключение вертикальных соглашений между хозяйствующими субъектами, если их доля на рынке не превышает двадцати процентов.

Нормы антимонопольного законодательства устанавливают требования, направленные не только хозяйствующим субъектам, но и органам власти, иным организациям, допускающим в своей деятельности антиконкурентные проявления. Форма таких проявлений может быть индивидуальной или коллективной (согласованной)1.

Согласно ст.

15 Закона о конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

— введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

— необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

— установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

— дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

— установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Коллективные формы антиконкурентной деятельности органов власти, иных организаций выражаются в заключении в любой форме соглашений органами власти, иными организациями между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов (ст.16 Закона о конкуренции).

studopedia.ru

33. Понятие, формы монополистической деятельности на товарном рынке и на рынке финансовых услуг

ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ;

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках

Источник: https://zna4enie.ru/opredelenie/opredelenie-ponjatija-monopolisticheskaja.html

Что понимать под монополистической деятельностью в современном экономическом пространстве

Понятие и признаки монополистической деятельности

Все развитые страны стремятся бороться с монополизмом на финансовом и товарном рынках, вводя с этой целью собственное антимонопольное законодательство.

Далее речь пойдет о том, что в России считается монополистической деятельностью, какие признаки она имеет и как наказывают за попытки ограничить конкуренцию.

Антимонопольное законодательство было разработано с целью создания единства рыночного пространства и свободы бизнес-деятельности.

Все заложенные в него меры поддерживают конкуренцию и карают нарушителей за незаконные попытки ее ограничения.

Нарушения могут быть совершены следующими лицами:

  • отечественными и зарубежными компаниями, занимающимися коммерческой деятельностью;
  • некоммерческими организациями, получающими преимущества в результате правонарушений.

Монополистическая деятельность – это те действия и бездействия субъектов бизнеса и госорганов, которые осуществляются с целью ограничения или недопущения свободной конкуренции.

Все это нарушает права потребителей и самих компаний. Данная расшифровка понятия является общей для участников финансового и товарного рынков.

Источники и способы регулирования

Главными нормативными актами антимонопольного законодательства Российской Федерации являются Конституция и Гражданский кодекс.

Так, ст. 8 Конституции РФ закрепляет конкуренцию как основной принцип ведения деятельности на рынках, а ст. 10 ГК РФ содержит положения, регламентирующие запрет применения гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Среди антимонопольных законодательных актов можно выделить:

Дополнительными источниками регулирования отношений в данной сфере могут быть:

Кроме того, отношения в антимонопольной сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, а также актами самого антимонопольного органа.

Выделяют 2 способа правового регулирования деятельности монополистов:

  1. Американский. Согласно акту Шермана, в США монополизм формально не запрещен. В самой попытке занятия доминирующего положения компанией американское законодательство не видит ничего плохого: карают субъекты именно за нанесенный ею вред. Чтобы монополистические объединения смогли продолжить свое существование, они должны доказать, что их деятельность является полезной для общества, в противном случае правительство вправе наказать монополии за такие действия.
  2. Европейский. В Европе также допускается ведение монополистической деятельности, однако она строго регламентирована. Если же будет доказано, что действия хозяйствующего субъекта несут по большей части вред, госорганы могут запретить данную монополию.

Существенные признаки

Среди признаков, наличие которых признают монополистическими, выделяют следующие:

  1. Доля выпускаемой одной компанией продукции на рынке не меньше 50%.
  2. Часть товара не превышает 50%, но доминирующее положение юридического лица на рынке установлено антимонопольным органом (т. е. компанию включили в реестр монополистов).
  3. Доля производимого товара 3-мя компаниями превысила 50%.
  4. Совокупная часть производимой продукции 5-ти компаний составила не менее 70%. Данное положение действует, если доля хотя бы одной из фирм в объединении составляет не меньше 8%.

Долгое время доли хозяйствующих субъектов не подвергались серьезным изменениям, при этом доступ на рынок остальным компаниям был ограничен.

При анализе ситуации в ФАС РФ обычно рассматривают несколько признаков:

  1. Имела ли место попытка ограничить конкуренцию на рынке.
  2. Принесли ли действия, совершенные подозреваемым, вред остальным участникам рынка (другие компании получили убытки, потребителям предоставили товар низкого качества или по завышенной цене и т.п.).
  3. Кто извлек выгоду из такого положения дел.
  4. Каковы показатели самой компании, подозреваемой в нарушении.

При этом нарушителями могут стать как индивидуальный предприниматель и коммерческая фирма, так и некоммерческая организация (при ведении деятельности, приносящей прибыль).

Однако в законодательстве практически не регламентированы условия деятельности банковских учреждений.

Распространенные формы

Все формы монополистической деятельности условно подразделяются на:

  • договорные, которые ведутся согласно положениями письменного договора;
  • коллективные (согласованные действия нескольких субъектов);
  • индивидуальные (деятельность одной ведущей компании);
  • внедоговорные (или «закулисные», устные).

Соглашения об ограничении конкуренции могут быть достигнуты конкурирующими и неконкурирующими компаниями.

Их заключение в письменной и устной форме считается допустимым, если:

  1. Доли сторон на рынке составляют менее 20%.
  2. Оно подразумевает договоренность о коммерческой цессии.

Есть разница между случаями проявления монополистической деятельности на основании «соглашения» и «согласованных действий».

Они могут осуществляться как благодаря достижению письменных договоренностей, так и в результате устных соглашений между субъектами.

Допустимые варианты

Законодательство выделяет следующие разрешенные виды монополий:

  1. Государственная, которая основывается на исключительном праве как федеральных органов власти, так и органов местного самоуправления заниматься некоторыми видами деятельности.
  2. Естественная — монополия, также санкционированная государством, но основанная на целесообразности ограничения конкуренции. Обычно она имеет место в случае нерациональности оказания определенных услуг всеми желающими. Товары, поставляемые естественными монополиями, обладают стабильным спросом независимо от их цены.
  3. Чрезвычайная — монопольное положение определенного предприятия или нескольких компаний, организованное государством на определенное время для решения экстренных задач.

Они вправе пользоваться в своей деятельности изобретениями, моделями и образцами техники, товарными знаками, фирменными наименованиями и проч.

Допускаются такие договора и действия субъектов, по результатам которых:

  1. Возрастает уровень конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
  2. Стимулируется научно-технический прогресс.
  3. Улучшается производство.

Еще одним исключением, допускающим существование монополии, являются случаи победы одного производителя в ходе добросовестной конкуренции над другими субъектами предпринимательства (включая уход последних с рынка).

В таком случае монополист может на ограниченное время стать единственным (или доминирующим) продавцом или производителем определенного товара.

С юридической точки зрения, деятельность данного субъекта не будет ограничиваться, ему предстоит и далее конкурировать с другими компаниями.

Вся монополистическая деятельность условно сводится к нескольким действиям:

  1. Злоупотребление доминирующим положением на рынке. Доминирующее положение – это положение хозяйствующего субъекта или нескольких компаний, продукция которых не имеет заменителей или схожих товаров, а потому они могут диктовать свои условия деятельности для остальных участников рынка либо же препятствовать доступу на рынок другим предприятиям.
  2. Взаимное соглашение между несколькими участниками рынка. Скоординированные действия участников рынка могут ограничить конкурентную среду за счет более низких цен на продукцию и раздела сфер влияния.
  3. Заключение обычных сделок, условия которых ограничивают возможности одной из сторон. Такие пункты обычно изначально не одобряются принимающей стороной, поэтому в договор включаются посредством обмана. В результате компания, хотя и может работать «в полную силу», вынуждена действовать с ограничениями. Выгоду же от этого получает другая сторона.

Среди действий, ограничивающих конкуренцию, можно выделить:

  1. Изъятие продукции из обращения либо же целенаправленное прекращение ее производства с целью создания искусственного дефицита на рынке и завышения цен.
  2. Навязывание второй стороне невыгодных условий сотрудничества, ограничивающих ее возможности.
  3. Создание другим компаниям препятствий в доступе к данному рынку либо же предоставление дискриминирующих условий иным хозсубъектам.
  4. Нарушение норм ценообразования на товары и услуги, включая необоснованно завышенные или заниженные цены.
  5. Необоснованный отказ от предоставления запрашиваемой продукции либо подписания соглашения с некоторыми покупателями при отсутствии проблем в производстве.

Антиконкурентные действия осуществляются и объединениями нескольких субъектов (ст. 123.8 ГК РФ).

Противоправными признаются следующие коллективные действия субъектов рынка:

  1. Несколько конкурирующих субъектов, общая доля на рынке которых превышает 35 %, достигли соглашения и удерживают определенные цены, вводят скидки и надбавки, либо же делят рынок между собой (по объему продаж, закупок, расположению фирм и проч.).
  2. Неконкурирующие субъекты, занявшие доминирующее положение на рынке, заключают обоюдовыгодное соглашение, поднимая тем самым свое положение на рынке (например, договор между поставщиком и продавцом).

Со стороны органов власти антиконкуретные действия выражаются в:

  • предоставлении преимуществ одной конкретной компании;
  • создании другим участникам рынка административных барьеров и иных препятствий;
  • необоснованном отказе в сотрудничестве с иными участниками рынка;
  • предоставлении господрядов одной компании.

В законе не установлено, что обязательным условием для наказания является заключение между нарушителями именно письменного соглашения, соблюдение которого вело бы к ограничению конкуренции.

Договора могут быть и устными, негласными, но если раскроется, что несколько компаний находятся в сговоре и пытаются таким способом избавиться от конкурентов, поделив между собой рынок, то их накажут.

Естественные монополии хотя и допускаются по решению государства, но их деятельность ограничивается законодательством и директивами от уполномоченных органов.

С этой целью могут установить конкретные требования к деятельности монополистов:

  • ограничение в росте тарифов;
  • установление перечня видов оказываемых работ и услуг.

Закон также закрепил, что монополистической деятельностью признают и бездействие обвиняемого, если оно идет ему на руку.

Например, уполномоченные органы предписали юридическому лицу ликвидировать препятствия, созданные для других участников рынка, но нарушитель не торопится исправлять ситуацию.

Виды ответственности

Все виды ответственности за антиконкурентные действия сводятся к следующим:

  • уголовная;
  • административная;
  • гражданско-правовая;
  • специальная.

Уголовная ответственность предусматривает изъятие дохода, полученного из-за совершенного правонарушения либо лишение свободы до 7 лет и запрет на занимание определенных должностей или ведение деятельности до 1 года (ст. 178 УК РФ).

Административная ответственность закреплена в ст. 14.31 и 14.32 КоАП РФ. Она сводится к штрафам (фиксированным и расчетным) в размере 100 тыс. руб. либо 15 % от оборота предприятия в текущем календарном году. Реже применяется дисквалификация конкретных должностных лиц.

Гражданско-правовая ответственность подразумевает взыскание через арбитражный суд понесенных убытков, включая упущенную выгоду и причиненный имуществу вред.

Чтобы добиться этих требований, пострадавшая сторона сначала подает жалобу на нарушителя в ФАС РФ.

Орган же в свою очередь проводит проверку и подает свое решение в судебную инстанцию, однако последний вид наказания напрямую законом не регламентирован.

Сюда относят, к примеру, распоряжения ФАС РФ к нарушителю о прекращении правонарушений и устранении последствий. За неисполнение предписаний компании грозят штрафы и дисквалификация.

Выводы

Итак, нормы отечественного антимонопольного законодательства во многом схожи с теми положениями, что существуют на западе. В любом случае компанию или объединение должны для начала признать монополистами.

Часть монополий законом разрешена, но попытки сузить конкуренцию на свободных рынках запрещены. Независимо от количества монополистов и способа ограничения конкуренции с их стороны, за противоправные действия в законодательстве предусмотрено наказание.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://ZnayBiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/razvitie/konkurenciya/monopolisticheskie-dejstviya.html

Что не является признаком монополистической деятельности?

Понятие и признаки монополистической деятельности

Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности

Понятие монополистической деятельности

Доминирующее положение

Формы монополистической деятельности

Субъекты монополистической деятельности

Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности

Основы регулирования этих экономических институтов заложены в Конституции РФ (ст. 8, 34), а также в Гражданском кодексе РФ (ст. 1, 10).

Главным актом, осуществляющим правовое регулирование монополистической деятельности и конкуренции, является закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗот 26.07.

2006(далее — закон № 135-ФЗ). Важные нормы содержатся также в других законах и подзаконных актах.

Подробно эти темы освещены в статьях «Антимонопольное законодательство РФ — основные акты» и «Закон о защите конкуренции — основные положения».

Вся административная работа по защите рынков от различных проявлений монополистической деятельности возложена на Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Подробнее об этом рассказывается в статье «Основные полномочия и функции ФАС».

Понятие монополистической деятельности

Юридическое определение монополистической деятельности (далее — МД) содержится в п. 10 ст. 4 закона № 135-ФЗ.

Под МД понимается злоупотребление предпринимателем (либо группой предпринимателей) своим доминирующим положением на рынке, выражающимся в запрещенных законодательством действиях (в случае группы предпринимателей — действиях и соглашениях) либо иных запрещенных деяниях, прямо названных законодательством МД.

Таким образом, признаки монополистической деятельности — это сочетание доминирующего положения на рынке с запрещенными деяниями, о которых мы расскажем далее.

Можно выделить 3 группы случаев, являющихся МД:

  • доминирующее положение предпринимателя, сопряженное с набором запрещенных деяний;
  • запрещенные законом соглашения группы предпринимателей;
  • иные запрещенные законом действия.

Первые 2 группы будут рассмотрены ниже, а в 3-ю входят действия, являющиеся видами недобросовестной конкуренции (гл. 2.1 закона № 135-ФЗ). Они были рассмотрены в статье «Понятие и виды недобросовестной конкуренции».

Доминирующее положение

Доминирующим положением на рынке товаров (для финансовых рынков действуют иные правила) является положение предпринимателя:

  • обладающего более чем 50-процентной долей конкретной товарной позиции на рынке;
  • обладающего менее чем 50-процентной долей (но не меньше 35%) конкретной товарной позиции на рынке, прямо признанного в качестве такового ФАС;
  • входящего в группу из 3 предпринимателей, совместно имеющих более чем 50-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%);
  • входящего в группу из 5 предпринимателей, совместно имеющих более чем 70-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%).

Во 2-м случае нижнее пороговое значение доминирующего положения может быть снижено законом. Например, законом «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ оно установлено равным 25-процентной доле.

В 3-м и 4-м случаях доминирующее положение предпринимателя фиксируется только при условии малой изменчивости указанных долей в срок не менее 1 года (если товар новый, то берется полный срок существования его на рынке, и этот срок может быть менее 1 года) и при условии невозможности замены этого товара иным для потребителя. При этом доминирующее положение предпринимателя не фиксируется, если его выручка при реализации товаров за истекший календарный год не была больше 400 000 000 руб., но при условии, что:

  • участники юрлица только физлица (если участник один, то им может быть и ИП);
  • предприниматель не является естественной монополией.

Формы монополистической деятельности

Наличие доминирующего положения на рынке является важным условием МД, но недостаточным. Для констатации наличия МД при доминировании на рынке необходимы определенные деяния (выражающиеся в первую очередь в форме действия, но возможные также и в форме бездействия). Такие деяния называются формами МД.

Приведем перечень подобных деяний, определенных законом (ч. 1 ст. 10 закона № 135-ФЗ):

  • монопольное манипулирование ценами на рынке товара (введение и сохранение неоправданно высоких или низких цен);
  • намеренное удаление товара с рынка с целью увеличения цены на него;
  • намеренное, экономически неоправданное, завершение (значительное снижение) производства товара, пользующегося спросом;
  • принуждение контрагента по сделке к экономически неоправданным невыгодным условиям сделки, в т. ч. к условиям, не имеющим отношения к сделке;
  • введение преград для выхода на рынок товаров других предпринимателей;
  • экономически неоправданное введение различных цен на один и тот же товар;
  • несоблюдение государственного ценообразования;
  • создание дискриминационных условий введения на рынок и обращения на нем товаров.

Данный перечень, введенный законом, является неполным (п. 4 постановления ВАС РФ № 30 от 30.06.2008).

Кодексом об административных правонарушениях введена ответственность в отношении предпринимателей, занимающих доминирующее положение (ст. 14.31 КоАП). Ответственность наступает при наличии следующих признаков — доминирующее положение и:

  • либо действия, запрещенные антимонопольным законодательством, приводящие к ограничению прав других лиц, но не связанные с нарушениями в отношении конкуренции (1-й состав);
  • либо действия, обладающие теми же свойствами, но нарушающие конкуренцию (2-й состав).

Субъекты монополистической деятельности

Различают 2 вида субъектов МД:

  • предприниматель в единственном числе;
  • группа предпринимателей.

В число субъектов МД закон № 135-ФЗ (п. 5 ст. 4) включает:

  • коммерческую организацию;
  • некоммерческую организацию, занимающуюся прибыльной деятельностью;
  • ИП;
  • физлицо, осуществляющее прибыльную деятельность без регистрации ИП.

Группа предпринимателей (именуемая в законе картелем) может объединиться и заключить негласное соглашение о манипулировании рынком определенного товара. Подобные объединения и соглашения запрещены законом. К такого рода соглашениям закон относит договоренности:

  • о манипулировании ценами;
  • о территориальном разделе рынка;
  • о снижении (до полного прекращения) выпуска товаров;
  • о незаключении договоров с определенными поставщиками и потребителями и другие подобного рода соглашения.

Поскольку доказать наличие таких соглашений бывает часто затруднительно, закон также запрещает согласованные действия, указанные в приведенном выше перечне.

Законом также запрещены так называемые вертикальные соглашения. Под ними понимаются соглашения между поставщиком и покупателем, направленные на ограничение конкуренции.

Исключение сделано для соглашений, в которых доля каждого из контрагентов ниже 20 процентов на рынке товара.

Под запретом также находятся соглашения между участниками и заказчиками торгов, если они могут привести к ограничению конкуренции.

Подведем итоги и ответим на вопрос, вынесенный в заглавие статьи. Если ФАС не может констатировать:

  • наличие любых запрещенных законом № 135-ФЗ деяний;
  • доминирующее положение предпринимателя, сопряженного с запрещенными деяниями,
  • то признаков МД у предпринимателя не наблюдается.

Источник: https://rusjurist.ru/zawita_konkurencii/chto_ne_yavlyaetsya_priznakom_monopolisticheskoj_deyatelnosti/

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий