Понятие и порядок проведения коллективных переговоров

В этой статье:

Порядок проведения коллективных переговоров

Понятие и порядок проведения коллективных переговоров

Нужно максимально предусмотреть процедуры на случай появления потенциальных «камней преткновения», например:

  • порядок и время предоставления информации по запросам сторон;
  • обязательства о неразглашении охраняемых законом тайн, могущих «всплыть» в ходе переговоров;
  • вопросы взаимной ответственности и др.

4 этап. Время, место, регламент. Согласование сроков проведения, места, где будут проходить переговоры, и порядка налаживания диалога. В качестве даты окончания переговоров следует наметить день подписания колдоговора после достижения согласия.

Сами переговоры не могут длиться долее 3 месяцев. 5 этап. Обсуждение проекта колдоговора, то есть сами переговоры. Если оговорены конкретные изменения, они вносятся в текст договора, то есть производится его корректировка.

Все это время продолжает действовать старый колдоговор, даже если срок его уже истек. 6 этап.

Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

  • Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий.
  • Утверждение разработанного единого проекта коллективного договора и подписание его сторонами. Не позднее трех месяцев с начала переговоров стороны обязательно должны утвердить и подписать коллективный договор на согласованных условиях.

Проведение коллективных переговоров

Стороны не вправе уклониться от ведения коллективных переговоров или прекратить их в одностороннем порядке. ШАГ 2 Создание комиссии для ведения коллективных переговоров из уполномоченных представителей сторон. Комиссия образуется на паритетной (равной) основе, что означает одинаковое количество представителей от каждой из сторон.

Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами коллективных трудовых отношений. Руководителем организации издается приказ, определяющий представителей от нанимателя. Одновременно с приказом по этому же вопросу принимается решение представительного органа работников (например, на заседании профкома).

Возможен вариант издания единого решения сторон путем издания нанимателем приказа, согласованного с профсоюзом. Здесь же определяются порядок и сроки разработки проекта коллективного договора, а также его заключения.

Коллективные переговоры: порядок проведения, образцы документов

Внимание

Этапы ведения коллективных переговоров Необходимость в проведении коллективных переговоров может возникнуть перед первичным заключением колдоговора либо незадолго до того, как срок предыдущего коллективного договора должен истечь, но не ранее чем за 3 месяца. Процесс организации и проведения коллективных переговоров протекает в несколько этапов. 1 этап. Право на представительство. Одна из сторон принимает решение о том, что необходимо провести коллективные переговоры.

Для этого нужно сначала выбрать представителей. От работодателей может выступать руководство или уполномоченные им лица, наделенные правом подписи.

Статья 37. порядок ведения коллективных переговоров

  • Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.
  • Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной).

Коллективные переговоры: понятие, стороны, порядок ведения

Проведение коллективных переговоров по обсуждению проекта нового договора может повлиять на продление или укорочение этого срока:

  • если срок договора истекает в процессе проведения коолективных переговоров, его действие пролонгируется;
  • при реорганизации компании колдоговор остается в силе, если одна из сторон не выказала возражений;
  • при смене собственника сила договора сохраняется;
  • при ликвидации компании договор продолжает действовать до окончания процедуры.

Гарантии и компенсации Достижение общего мнения не всегда проходит гладко, иногда социальный диалог может дорого стоить его участникам как в плане времени, так и финансов, а иногда и моральных затрат.

Порядок ведения коллективных переговоров

Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размере и составе их имущества, их расходах, численности и оплате труда их работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;- о перечне лиц, имеющих право действовать по доверенности от имени юридического лица, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. На основании Федерального закона от 29 июля 2004 г. в ряде организаций руководство начало утверждать локальные положения о коммерческой тайне, не всегда советуясь с представителями работников (профкомами).

Коллективные переговоры (понятие, виды, порядок ведения, гарантии участникам)

Важно

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов).

При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см.

Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия.

При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа.

В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.
(часть пятая в ред.

Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см.

Порядок проведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным анием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным анием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями. (часть четвертая в ред.

Источник: http://1privilege.ru/poryadok-provedeniya-kollektivnyh-peregovorov/

Коллективные переговоры – порядок ведения

Понятие и порядок проведения коллективных переговоров

— Организация бизнеса — Кадры — Коллективные переговоры

В Российской Федерации коллективные переговоры являются одним из важнейших элементов системы трудовых взаимоотношений.

Порядок ведения коллективных переговоров в трудовом праве отражен достаточно полно, а процессуальные требования к их проведению являются крайне строгими – необходимо знать, как определяется день начала обсуждения, кому и в какие сроки направляется уведомление.

Ведение коллективных переговоров осуществляют различные стороны – как представители работодателя, так и сотрудников, а также иные представительские структуры.

Коллективные переговоры в трудовом праве – нормативы ТК РФ

Как и многие другие вопросы, связанные с практической имплементацией законодательства в сфере взаимоотношений трудящихся и работодателей, коллективные переговоры в трудовом праве регулируются положениями ТК РФ. В частности, оказывают влияние на данный аспект деятельности следующие статьи этого документа:

  • Ст.36. Положения означенной статьи регулируют общие принципы ведения коллективных переговоров. Они закрепляют право инициации их проведения за любой из сторон трудовых взаимоотношений и устанавливают основные сроки, используемые в данном аспекте, равно как и ограничения на участие в них.
  • Ст.37. В нормативах данной статьи устанавливается непосредственно порядок ведения коллективных переговоров, определения представителей в них и обязанности сторон друг перед другом в рамках рассматриваемых взаимоотношений.
  • Ст.38. Эта статья регламентирует разрешение возможных разногласий, проявляющихся в ходе ведения переговоров, и устанавливает общий порядок их разрешения в рамках коллективных трудовых споров.
  • Ст.39. Принципы, которые изложены в этой статье, затрагивают вопросы компенсаций и гарантий для сторон, участвующих в коллективных переговорах.

Понятие коллективных переговоров в России тесно связано с понятием коллективного договора, более подробно о котором можно прочитать в отдельной статье.

Кто осуществляет коллективные переговоры

Согласно требованиям трудового законодательства, осуществлять ведение трудовых переговоров могут лишь две стороны, являющиеся непосредственно участниками трудовых взаимоотношений, а именно – работники и работодатели.

При этом, нормативы предусматривают, что интересы сотрудников в данном случае реализуются при помощи представительского органа.

Процесс формирования представительского органа является достаточно сложным и предусматривает следующие варианты организации:

  • Если на предприятии действует первичная профсоюзная организация, и в ней состоит более 50% от трудового коллектива, то данная организация является представительским органом для сотрудников.
  • В случае наличия нескольких профсоюзных организаций, они могут создавать общий представительский орган, но только при условии, что в данных организациях находится более половины от штатной численности работников.
  • Если же на предприятии нет профсоюзных организаций, или, когда численность работников в готовых составить общий представительский орган профсоюзах составляет менее 50%, работники вправе сформировать путем тайного ания отдельный представительский орган.

Кто не может участвовать в коллективных переговорах

Требования статьи 36 ТК РФ ограничивают круг лиц, которые имеют возможность участвовать в коллективных переговорах.

Данные ограничения приняты с целью максимальной защиты прав трудящихся и обеспечения беспристрастного проведения рассматриваемой процедуры.

В частности, не могут участвовать в коллективных переговорах следующие лица:

  • Трудящиеся, представляющие интересы работодателя, но собирающиеся участвовать в переговорах со стороны рабочего коллектива.
  • Организации, прямо или косвенно финансируемые за счет работодателя и зависимые от него.
  • Партии, органы самоуправления и представители исполнительной власти также не могут участвовать в коллективных переговорах.

Из данного порядка могут иметь место исключения, рассматриваемые федеральным законодательством. В первую очередь, означенные исключения касаются особого порядка регулирования деятельности отдельных категорий госслужащих, сотрудников МВД и других государственных органов.

Как определяется день начала коллективных переговоров

Особый порядок в законодательстве предусматривается и для определения сроков и дат ведения коллективных переговоров. В частности, инициировать их может любая из сторон трудовых взаимоотношений.

Однако она должна направить второй стороне уведомление. На данное уведомление вторая сторона взаимоотношений обязана ответить в течение семи дней с момента получения ей письма или иного уведомления.

Непосредственно день начала коллективных переговоров определяется как следующий после дня получения рассматриваемого ответа стороной-инициатором переговоров. Нарушение означенных сроков работодателем может повлечь за собой привлечение к административной ответственности соответственно статье 5.27 КоАП РФ.

Если день, приходящийся на день начала коллективных переговоров является выходным для работодателя или профсоюза, то днем их начала считается следующий за ним ближайший рабочий день для обеих сторон.

Коллективные переговоры: порядок ведения, день начала, уведомление, понятие, значение, схема

Понятие и порядок проведения коллективных переговоров

В процессе работы любой компании часто возникают моменты, когда требуется проведение диалога между представителями работодателя и работниками.

Такие ситуации могут быть обусловлены необходимостью составления либо внесения необходимых изменений в уже имеющийся коллективный договор, осуществления разработки планов для лучшего функционирования организации и существования социального партнерства.

В этом случае идеальным станет проведение предметных коллективных переговоров, осуществление которые подразумевает проведение дискуссии и последовательное принятие необходимых решений.

Понятие коллективных переговоров прочно вошло в практику большинства современных компаний, позволяя оптимизировать процессы и добиваться повышения производительности любого вида деятельности.

Понятие и назначение КП

Коллективные переговоры представляют собой обмен мнениями между работодателем и работниками обеспечивает возможность ведения двустороннего диалога.

Это дает широкие возможности для улучшения качества работы отдельно взятого сотрудника или подразделения.

Также с помощью регулярного проведения коллективных переговоров можно добиться получения более высокого результата работы всей компании.

Начинаться и проводиться такие переговоры могут по инициативе любой из сторон. На них обычно решаются все текущие вопросы, разрабатываются договора для внутреннего применения.

Результативность работы при проведении коллективных переговоров повышается, устраняются вероятные конфликты и разногласия как между сотрудниками, так и между представителями работодателя и представителями работников фирмы.

Нормативное регулирование

Инициативу к проведению такого вида переговоров может выдвигать профсоюзная организация, которая выполняет данную функцию, если она имеется в компании. Для осуществления такого вида переговоров инициатором может стать как работодатель (его представители), так и работник фирмы.

Конвенцией Международной организации труда №154 регламентируется понятие коллективных переговоров.

Согласно ее положениям, коллективные переговоры следует отнести к типу переговоров, для ведения в которых принимают участие предприниматели, а также группы предпринимателей, одна или несколько организаций в виде представителей с одной стороны.

Любые виды переговоров предполагают наличие двух сторон. С другой стороны могут участвовать в коллективных переговорах одна или несколько организаций.

Вопросами за повестке дня при проведении данного типа переговоров может стать составление, внесение изменений и утверждение договоров для внутреннего применения, рассмотрение вопросов, касающихся занятости работников.

При наличии в компании профсоюзов право на ведение коллективных переговоров предоставляется ее членам, которые выбирают председателя. Составляется повестка дня, на которой будут рассмотрены наиболее важные вопросы. Результаты осуществленных коллективных переговоров фиксируются в виде документально оформленных решений.

Кто может участвовать

Для осуществления коллективных переговоров требуется участие двух сторон.

  • Это могут быть предприниматели, группы предпринимателей, одна либо несколько организаций с одной стороны.
  • С другой стороны могут участвовать в коллективных переговорах одна или несколько организаций.

Что понадобится для проведения

При проведении запланированных коллективных переговоров рассматриваются вопросы, касающиеся работы конкретной компании и взаимодействия работодателя и работников. Для проведения переговоров разрабатывается положение о порядке проведения переговоров.

Такое Положение утверждается руководителем предприятия с одной стороны, а с другой — представителем работников. Это может быть член профсоюзной организации. Скачать бланк-пример документа можно здесь.

Примерное положение о порядке ведения коллективных переговоров по подготовке, заключению, изменению и дополнению коллективного договора (образец)

Алгоритм проведения

К такому Положению по законодательству должен прилагаться график проведения переговоров, что помогает оптимизировать время и процесс рассмотрения рабочих вопросов, которые будут присутствовать на повестке дня.

Члены таких переговоров на время их ведения могут быть освобождены от осуществления основных обязанностей, этот вопрос предварительно согласовывается с руководством предприятия.

На принятие решения по поставленным вопросам в процессе ведения коллективных переговоров выделяется максимум три месяца, на протяжении которых обеими сторонами решаются все вопросы, поставленные на повестку дня в начале ведения данного вида переговоров.

Предложение о проведении коллективных переговоров можно скачать здесь.

Предложение о проведении коллективных переговоров (образец)

Уведомление о начале КП вы найдете здесь.

Уведомление о начале коллективных переговоров (образец)

Бланк приказа скачайте тут.

Приказы на КП

Результаты

Грамотно выполненные коллективные переговоры заканчиваются подписанием рассматриваемых документов. Это могут стать такие вопросы, как порядок ведения рабочего процесса, рассмотрение дисциплинарных взысканий, регулирование текущих правовых и рабочих взаимоотношений между работодателем и нанятыми работниками.

При неурегулировании любого из вопросов должен быть составлен протокол разногласий, в котором указываются текущие вопросы, стоявшие на повестке дня и по которым в ходе диалога не было принято конструктивного решения.

Проведенный коллективный договор после его согласования подписывается представителями обеих сторон, их представителям предоставляются оригиналы решений (в виде официального документа) по всем рассмотренным в ходе проведенного диалога вопросам.

Действие его распространяется и проводится в рабочий процесс для всех участников проведенных коллективных переговоров.

Алгоритм проведения коллективных переговоров

Ответственность за невыполнение достигнутых договоренностей

Контроль за точностью реализации обязательств сторонами проведенных коллективных переговоров осуществляется сторонами и органом по труду, который занимается регулированием трудовых взаимоотношений. По статье 51 Трудового кодекса России в течение не больше одного месяца сторонами предоставляются данные о выполнении достигнутых договоренностей.

В этом видео изложена процедура организации и проведения коллективных переговоров работников с работодателем:

Источник: http://uriston.com/trudovoe-pravo/vzyskaniya/reshenie-sporov/kollektivnye-peregovory.html

Коллективные переговоры. Ведение, сроки

Понятие и порядок проведения коллективных переговоров

Работники и работодатели регулируют свои отношения посредством заключаемых договоров, индивидуальных и/или коллективных. Но как быть, если по поводу положений коллективного договора у сторон возникают различные мнения? Ведь в этом документе нужно закрепить условия труда, устраивающие весь коллектив.

Привести к единой точке зрения по этому поводу призваны коллективные переговоры. В чем их особенности, как они регламентированы в законодательстве, какие этапы проходят на пути проведения, проанализируем в статье.

Что такое коллективные переговоры

Любые переговоры представляют собой обмен мнениями до достижения приемлемого соглашения. Коллективные переговоры не исключение.

Это основанный на социальном партнерстве обмен точками зрения между представителями работодателя и сотрудников относительно общего мнения по положениям коллективного договора. Они регламентируются Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г.

(с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ) «О коллективных договорах и соглашениях», а также ст. 27, 36-40 ТК РФ.

Сам термин «коллективные переговоры» был официально введен в трудовой обиход 19 июля 1981 г. Конвенцией Международной Организации Труда № 154 от «О содействии коллективным переговорам».

Нет договора – нет переговоров

Предметом коллективных переговоров являются те или иные пункты документа, согласовывающего отношения персонала и работодателя – коллективного договора. Но этот нормативный акт не является обязательным для заключения.

Трудовой Кодекс РФ не предписывает его оформлять в обязательном порядке. Часть 1 ст. 21 ТК РФ и ч. 1 ст. 22 ТК РФ говорит о том, что стороны имеют право заключать коллективный трудовой договор и, соответственно, вести переговоры о его содержании. А часть 2 ст.

36 ТК РФ утверждает обязанность ответа на письменное предложение о начале коллективных переговоров. Но если такое предложение не направлялось, то и заключать коллективный договор нет необходимости.

Нигде в законе не сказано обратного, так же, как и нет никаких санкций за незаключение коллективного договора.

Следовательно, если организация не считает нужным, она может обойтись и без этого документа, а значит, и не принимать участия в коллективных переговорах. Другое дело, что на практике установлена целесообразность этого документа, поэтому организации предпочитают его оформлять, а значит, проводить перед этой процедурой коллективные переговоры.

Основные признаки коллективных переговоров:

  • общая цель – выработка отвечающего интересам обеих сторон проекта колдоговора;
  • могут быть инициированы любой стороной трудовых отношений, в процессе ведения инициатива может передаваться;
  • обе стороны являются равноправными в процессе переговоров;
  • обсуждаться могут любые вопросы, выбор «острых углов» для обсуждения не лимитируется;
  • обязанность другой стороны в недельный срок после предложения о переговорах письменно ответить на это предложение и вступить в них.

Принципы ведения коллективных переговоров

Данная процедура проводится на основании следующих принципов:

  • следование действующему законодательству РФ (федеральным законам и соответствующим статьям Трудового Кодекса;
  • полномочия в рамках переговоров распределяются между равноправными сторонами;
  • необходимо уважать интересы противоположной стороны – на то и договор, чтобы прийти к обоюдоприемлемому решению;
  • решения принимаются по доброй воле, но принятые ­– обязательны к исполнению, что контролируется, а неисполнение карается;
  • принцип «хуже не будет»: какие бы вопросы не обсуждались и не пересматривались, из решение не вправе ухудшить условия, которые были у работников по предыдущему колдоговору или до его принятия.

К СВЕДЕНИЮ! Ответ на предложение о переговорах не может быть отрицательным – в нем должны содержаться данные о представителях для ведения переговоров. Сам диалог обязан начаться не позднее следующего за получением ответа рабочего дня.

Финал коллективных переговоров предусматривает подписание одного из двух документов:

  • коллективного договора, который и являлся предметом обсуждения – если стороны договорились;
  • протокола разногласий – если достичь общей точки зрения по одному или нескольким принципиальным вопросам не удалось (это является основанием для открытия вместо переговоров коллективного трудового спора).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Выработанные в результате переговоров реальные обязательства принимаются сторонами на себя по доброй воле. За их исполнением должен быть систематический контроль, а за неисполнение предусмотрена ответственность.

Кто не может быть представителем работодателя на коллективных переговорах

Представители должны однозначно представлять одну из сторон. Участвовать в переговорах и принимать решения от имени сотрудников никак не могут представители работодателя, то есть лица, выражающие его интересы. Не могут принимать участие в коллективных переговорах:

  • организации, созданные или финансируемые нанимающей стороной;
  • исполнительные органы;
  • местное самоуправление;
  • политические партии.

ВАЖНО! Для некоторых категорий в случаях, предусмотренных законом, Трудовой кодекс делает исключение.

По закону инициатива может принадлежать любой стороне, но на практике чаще изменение колдоговора интересует работников. Если работодатель игнорирует предложение о коллективных переговорах, будут организованы не они, а коллективный трудовой спор, проходящий уже по другому регламенту.

Этапы ведения коллективных переговоров

Необходимость в проведении коллективных переговоров может возникнуть перед первичным заключением колдоговора либо незадолго до того, как срок предыдущего коллективного договора должен истечь, но не ранее чем за 3 месяца.

Процесс организации и проведения коллективных переговоров протекает в несколько этапов.

1 этап. Право на представительство. Одна из сторон принимает решение о том, что необходимо провести коллективные переговоры. Для этого нужно сначала выбрать представителей. От работодателей может выступать руководство или уполномоченные им лица, наделенные правом подписи. Что касается сотрудников, тут выбор несколько сложнее:

  • если в компании нет профсоюза, необходимо выбрать представителя тайным анием на общем собрании;
  • если профсоюз есть, но в него входит менее 50% работников, также будет необходимо тайное ание о наделении профсоюзной организации полномочиями выделить представителя для коллективных переговоров;
  • профсоюзная организация, членство в которой поддерживают более половины персонала, вправе выбрать представителя для переговоров самостоятельно;
  • если профсоюзных организаций в компании несколько, они могут сформировать единый орган для представительства на коллективных переговорах, в котором от каждой организации будет равное число представителей.

2 этап. Предложение о переговорах. Наделенный правомочиями представитель или представительский орган выступает с переговорной инициативой. Она заключается в направлении письменного предложения.

После его получения у другой стороны есть неделя на формирование ответа и подготовку к переговорам, то есть выбрать своих представителей. Переговоры считаются начатыми на следующий день после получения ответа на предложение о переговорах, то есть максимум на 8 день со дня его отправления.

Ответ от работодателя должен быть в форме приказа о создании комиссии для ведения переговоров с перечислением ее членов.

3 этап. Уточнение полномочий. После выбора представителей стороны должны оговорить значимые факторы права и обязанностей представителей сторон на будущих переговорах. Нужно максимально предусмотреть процедуры на случай появления потенциальных «камней преткновения», например:

  • порядок и время предоставления информации по запросам сторон;
  • обязательства о неразглашении охраняемых законом тайн, могущих «всплыть» в ходе переговоров;
  • вопросы взаимной ответственности и др.

4 этап. Время, место, регламент. Согласование сроков проведения, места, где будут проходить переговоры, и порядка налаживания диалога. В качестве даты окончания переговоров следует наметить день подписания колдоговора после достижения согласия. Сами переговоры не могут длиться долее 3 месяцев.

5 этап. Обсуждение проекта колдоговора, то есть сами переговоры. Если оговорены конкретные изменения, они вносятся в текст договора, то есть производится его корректировка. Все это время продолжает действовать старый колдоговор, даже если срок его уже истек.

6 этап. Заключение нового колдоговора. После того как проект разработан, его утверждают (подписывают представители обеих сторон). Со стороны персонала должны быть подписи каждого участника переговоров как членов представительского органа.

ВНИМАНИЕ! Если соглашения по каким-либо пунктам колдоговора к указанному сроку достичь не удалось, вместо последнего этапа открывается коллективный трудовой спор.

7 этап. Актуализация коллективного договора. Это уже не вполне элемент переговоров, но их завершающая чать.

Работодатель обязан направить подписанный текст колдоговора в территориальный орган контроля труда (Департамент труда). Это нужно сделать не позже чем в течение недели после подписания.

Регистрация формальна, отказов в ней не предусмотрено.

Протоколирование переговоров

Поскольку коллективные переговоры – регламентированная законом процедура, их ведение должно документально фиксироваться. В ходе переговоров обязательно ведется их протокол. Он должен обязательно содержать:

  • номер официального документа, под которым он регистрируется;
  • наименование заседания;
  • его дата и время проведения;
  • состав комиссии по переговорам (ФИО и должности участников);
  • повестка дня;
  • кто выступал по каждому вопросу;
  • что именно решили;
  • сколько было «за» и «против» (если производилось ание) по каждому конкретному вопросу;
  • подписи участников переговоров (в конце протокола).

Действие колдоговора в зависимости от статуса организации

Обычным сроком действия коллективного договора является период от 1 до 3 лет. Проведение коллективных переговоров по обсуждению проекта нового договора может повлиять на продление или укорочение этого срока:

  • если срок договора истекает в процессе проведения коолективных переговоров, его действие пролонгируется;
  • при реорганизации компании колдоговор остается в силе, если одна из сторон не выказала возражений;
  • при смене собственника сила договора сохраняется;
  • при ликвидации компании договор продолжает действовать до окончания процедуры.

Начальство не идет на переговоры?

Закон не разрешает руководству уклоняться от переговоров, если персонал направил соответствующий запрос.

Не имеет права начальствующая сторона и нарушать установленный регламентом ход переговоров. Если же такие нарушения допускаются, ст.

54 ТК РФ встает на стражу интересов трудового коллектива, предусматривая для строптивого работодателя ряд санкций, применяющихся, когда:

  • сторона уклоняется от участия в коллективных переговорах;
  • сторона отказывается вносить согласованные изменения в текст коллективного договора;
  • сторона отказывается ратифицировать итоговый документ своей подписью.

КоАп РФ в ст. 5.28 детально разъясняет, что имеется в виду под «уклонением сторон от коллективных переговоров», а также озвучивает размер возможного штрафа – от 1000 до 3000 рублей за каждое доказанное нарушение.

Гарантии и компенсации

Достижение общего мнения не всегда проходит гладко, иногда социальный диалог может дорого стоить его участникам как в плане времени, так и финансов, а иногда и моральных затрат. Поэтому государство предусмотрело для представителей сторон определенные преференции:

  • освобождение от основной работы на весь срок ведения переговоров (до 3 месяцев), при этом заработная плата сохраняется на среднем уровне;
  • запрет на дисциплинарные взыскания, переводы и увольнения представителей работников в период переговоров (кроме случаев, предусмотренных в ТК РФ).

Компенсацию понесенных затрат производят согласно действующих в компании нормативных актов. По общему правилу, услуги посредников и экспертов, если они требуются, оплачивает сторона, являющаяся инициатором переговоров.

Источник: https://assistentus.ru/trudovoe-pravo/kollektivnye-peregovory/

Трудовой кодекс РФ. Глава 6. Коллективные переговоры

Понятие и порядок проведения коллективных переговоров

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

(часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным анием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным анием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй — четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов).

При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Статья 38. Урегулирование разногласий

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 39. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

Источник: https://www.SuperJob.ru/trudovoj-kodeks/06-kollektivnye-peregovory.html

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий