Понятие и особенности правового регулирования экологического аудита

Правовые основы экологического аудита в рф

Понятие и особенности правового регулирования экологического аудита

содержание   ..   104  105  106  107  108  109  110  ..

Понятие и цели экологического аудита

в РФ

Под экологическим аудитом понимается проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

В научной литературе употребляется также понятие экологического аудирования*, которое является синонимом экологического аудита.

___________________________

* Макаров С. В., Каменская Ю.Ю. Экологическое аудирование. М., 1995.

Экологический аудит как инструмент экологического права и охраны окружающей среды, достаточно развитый в мире, является пока еще новым для России.

Пожалуй, у нас вряд ли найдется инвестиционная компания или банк, который, давая предприятию кредит, изучает вероятность инвестиционного риска с точки зрения экологической защищенности той деятельности, которую ведет потенциальный заемщик.

На современном этапе нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне почти отсутствуют.

Упоминание об экологическом аудировании имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г.

В соответствии с Государственной программой порядок учета экологического фактора, условий безопасного ведения работ на химически опасных, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектах при приватизации государственных и муниципальных предприятий, включая вопросы экологического аудирования, отражения в условиях конкурса и планах приватизации, предъявления требований по экологической санации предприятий, установления льготной стоимости природоохранного имущества, создания на предприятиях фондов экологической санации, должен устанавливаться Госкомимуществом и Минприроды России с учетом предложений соответствующих отраслевых министерств и ведомств.

Экоаудит упоминается также в постановлении Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» применительно к лицензированию данного вида деятельности.

 Одним из немногих действующих нормативных правовых актов в этой сфере являются Временные правила по проведению экологического аудита на территории Томской области, утвержденные решением Томской областной Думы от 29 февраля 1996 г.

Это решение принято на основании Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г.

«Об аудиторской деятельности в Российской Федерации»* и названного выше постановления Правительства РФ в целях совершенствования системы охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов на территории Томской области.

___________________________

* САПП РФ. 1993. №52. Ст. 5069.

На федеральном уровне подготовлен раздел об экологическом аудите в проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Правовые основы применения данного организационно-правового инструмента будут рассмотрены в учебнике с учетом этого проекта.

 Чтобы определить место экологического аудита в механизме права окружающей среды, нужно выяснить – применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится.

Экологический аудит проводится в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий; при реализации процедуры банкротства; при проведении обязательного экологического страхования; при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.

С учетом видов деятельности, в рамках которых проводится экологический аудит, определяются его содержание и цели. Преимущественно это:

·  оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;

·  выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;

·  определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;

·  выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;

·  оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;

·  выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

содержание   ..   104  105  106  107  108  109  110  ..

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/04000pravo/000_00_ekologicheskoe_pravo_brinchuk_1998/109.htm

Экологический аудит: понятие, правовой режим

Понятие и особенности правового регулирования экологического аудита

Ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» дает следующее определение экологического аудита:

Это мероприятия по поводу соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов, а именно:

1) независимая, комплексная, документированная оценка такой деятельности;

2) подготовка рекомендаций по ее улучшению.

Вызовы перед законодателем

К сожалению, Российская Федерация находится на более отдаленной стадии эволюции природоохранного законодательства, с чем и связано неудовлетворительное состояние регулирования аудиторской деятельности в области экологии.

В том числе, политические интересы препятствуют соответствующей оценки природоохранных отношений, эволюции экологических норм. Как показывает практика зарубежных стран, аудит не должен быть просто проверкой соответствия деятельности проверяемых предприятий на предмет ненарушения экологического законодательства.

Экологический аудит не должен сводиться к контролю, надзору, мониторингу или сертификации. Отождествление этих понятий – ранняя стадия экологического регулирования. Действие стимулирующих механизмов – вот что должно быть в основе правового регулирования экологической аудиторской деятельности.

Необходимо не просто организовывать проверки, контролировать, выявлять степень соответствия той или иной активности предприятий, наложение штрафных санкций, — это пройденный этап, который российское законодательство должно перешагнуть.

Следует организовать в рамках установления института экологического аудита систему стимулов и ограничений, действие которых привело бы к менее финансово затратному функционированию вышеобозначенных институтов проверки соответствия деятельности предприятий природоохранному законодательству.

Необходимость регулирования

Стимулы и ограничения присутствуют и в других механизмах экологической проверки, но, зачастую, они просто сводятся к рычагу устрашения, демонстрации карательной силы.

Да, это также необходимо, но пример эволюции принципов зарубежного экологического законодательства говорит о том, что нужен и стимулирующий, а не только устрашающий, подход к регулированию экологических правоотношений.

Переход к эволюционной стадии правового установления экологического аудита является следствием взаимопроникновения и взаимовлияния законодательства разных стран, функционирования международного законодательства. Именно выход за пределы определенного государства, на международный рынок того или иного сегмента экономики приводит к необходимости восприятия норм более прогрессивного законодательства.

Данный механизм, в свою очередь, требует предварительного прогнозирования, нельзя учиться только на своих ошибках. Эволюция российского экологического законодательства требует не просто восприятия норм правового регулирования белорусского экологического аудита, когда будет уже некуда дальше идти.

Российский правовой регуляторный механизм должен воспринять загодякризисной в этом плане стадии экономических отношений необходимость установления в российской правовой системе институт экологического аудита.

Пока же лишь потребность в получении зарубежных кредитов и столкновение с необходимостью при выходе на международный рынок подтверждать соответствие деятельности производителя того или иного продукта экологическим нормам, приводят к осознанию резкой потребности в институте экологического аудита.

В этом случае отечественные компании сталкиваются с констатацией проведения экологического аудита по методикам международных банков. Действие же отечественного законодательства связано лишь с декларативной формулой ФЗ «Об охране окружающей среды», дающей дефиницию понятия экологического аудита.

Принципы, объекты и цели экологического аудита

При нахождении более емкого определения сущности экологического аудита представляется необходимым определить принципы регулирования данного правового института.

Возможность обратиться лишь к ФЗ «Об охране окружающей среды» доводит до нас принципы документированности, комплексности и независимости. Более абстрактное восприятие этого понятия дает принципы конфиденциальности и ответственности.

Объектами экологического аудита является отнюдь не документация в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности, а деятельность того или иного субъекта, вступающего в экологическое правоотношение. При этом важным является институт экологического нормирования. Экологические нормативы и стандарты должны стать непреложным инструментом осуществления экологического аудита.

Целями экологического аудита должно быть благоприятное состояние окружающей среды после взаимодействия с субъектом экологического правоотношения.

Достигнутые плюсы и минусы

В сложившейся ситуации в обозримом поле правовой системы России необходимо констатировать присутствие заинтересованности в создании института экологического аудита, что не может не радовать.

Данный факт свидетельствует о развитии природоохранного законодательства в нужном направлении, что, в свою очередь, говорит о правильной модели, выбранной для эволюции всей экономико-правовой системы.

В проведении экологического аудита заинтересован банковский сектор, организации в области связанной с взаимодействием с природной средой промышленности, а также организации, получившие доступ к природным ресурсам  результате приватизации.

Впервые экологический аудит получил упоминание в лицензионном законодательстве. Затем такие начинания были отменены. В результате мы пришли к полному отсутствию какого-либо даже изначального регулирования экологического аудита. Присутствуют лишь несколько упоминаний в подзаконных актах.

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/ekologicheskoe-pravo/296-ekologicheskij-audit-ponyatie-pravovoj-rezhim

Экологический аудит

Понятие и особенности правового регулирования экологического аудита

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Экологический аудит

Экологический аудит — это проверка отчетности организации в части соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, анализ экологических рисков, а также в целом деятельности предприятия в области обеспечения экологической безопасности

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в правовой оборот было введено понятие «экологический аудит».

Под экологическим аудитом понимается самостоятельная, комплексная, объективная, документированная оценка соблюдения субъектом аудиторской деятельности правил, в том числе нормативных актов, в области охраны окружающей среды и природопользования, а также требований международных положений и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологическая аудиторская деятельность – это вид деятельности, который представляет собой услугу, оказываемую организации, содержащую в себе комплекс специальных мероприятий, которые обеспечивают проведение экологического аудита.

Как и любая услуга, экологическая аудиторская деятельность осуществляется на основании договора между субъектами аудита, в котором содержатся обязательства сторон, способствующие достижению определенных целей.

Отличительными особенностями экологического аудита является его независимость, объективность, системность, компетентность, лицензионная обеспеченность и соответствие целям и задачам, которые определяются сторонами при заключении соглашения о проведении экологического аудита.

Помимо национального законодательства, основные характеристики экологического аудита содержатся в международных стандартах ISO серии 14000, которые включают в себя общие принципы и руководящие указания по экологическому аудиту, а также регламентированную процедуру проведения экологического аудита.

Виды и принципы экологического аудита

Законодательство РФ предусматривает два вида экологического аудита: инициативный и обязательный.

Инициативный экологический аудит осуществляется в интересах организаций и индивидуальных предпринимателей для получения научно-обоснованных рекомендаций касаемо оптимальной организации деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Особенности добровольного аудита заключаются в представлении аудитором рекомендаций и предложений по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, предложения по развитию системы экологического контроля и управления.

Обязательный экологический аудит является государственным. Проводится такой аудит специально уполномоченными на то государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Данный вид аудита может также проводиться в рамках определенных предписаний, установленных государственными органами в предусмотренном законом порядке, например, в процессе получения лицензии определенного вида или в процессе сертификации качества продукции.

Нужно отметить, что обязательный экологический аудит может быть осуществлен по решению органов государственной власти для отдельных видов деятельности, которые оказывают существенное воздействия на природную среду и здоровье населения.

По характеру деятельности экологический аудит подразделяется на:

  1. Внутренний – проводится собственной аудиторской службой внутри предприятия.
  2. Внешний – проводится аудиторской фирмой, которая не имеет отношения к проверяемой организации.

При осуществлении экологического аудита должен быть соблюден ряд принципов, которые являются общеобязательными и не могут быть нарушены его субъектами. К таким принципам относятся:

  • объективность и независимость аудиторов от проверяемого предприятия и руководства;
  • компетентность аудитора;
  • достоверность и полнота информации, представляемой субъектами аудиторской деятельности;
  • обязательность проведения экологического аудита (в случаях, установленных законодательством);
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологического аудита;
  • научная обоснованность, объективность и законность заключений;
  • учет общественного мнения, участие общественных организаций, открытость;
  • ответственность субъектов экологического аудита, а также третьих лиц за нарушение процедуры проведения аудита.

Объекты, цель и функции экологического аудита

Экологический аудит осуществляется в целях проведения независимой оценки соответствия документов, а также проектов документов требованиям национальных и международных стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом, основная цель экологического аудита — помощь субъектам хозяйственной деятельности в установлении надлежащей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, которые направлены на выполнение предусмотренных законодательством экологических требований, а также реализация механизма правомерного регулирования природопользования и обеспечения надлежащего уровня жизни населения.

Для осуществления данных целей экологический аудит выполняет ряд функций, таких, как:

  • оценка экологической безопасности на предприятии (материалов, веществ, технологий, оборудования, промышленных производств и промышленных объектов);
  • оценка соответствия деятельности организации требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользовании;
  • экологическое консультирование;
  • оценка экологического риска;
  • оценка уже причиненного экологического ущерба;
  • составление ряда рекомендаций по природоохранной деятельности;
  • иные независимые действия аудиторов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Объект экологического аудита — это  предприятия, их подразделения, организации и учреждения, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

В качестве объекта могут выступать проектная документация, планы развития отрасли, хозяйственные и административные решения, воплощение которых сопряжено с экологическим риском, связанным с загрязнением окружающей среды и нанесением вреда здоровью населения.

Также объектами аудита являются состояние окружающей среды на предприятии и в зоне его воздействия, системы экологического менеджмента на предприятии, системы экологического мониторинга, места хранения отходов на производстве и т.п.  

Объекты экоаудита определяются в зависимости от целей и задач проверки, которые устанавливает заказчик.  

Процедура экологического аудита

Экологическая аудиторская деятельность проводится поэтапно.

На первом этапе происходит планирование экологического аудита, которое подразумевает формулировку его цели, конкретизацию области исследования, объема, методологического обеспечения, критериев и порядка проведения, для выполнения экологического аудита с минимальными затратами, высоким качеством и в надлежащие сроки.

На втором этапе в обязанности аудитора входит составление и документальное оформление программы аудита, которая предусматривает в себе наличие конкретизированного плана проведения аудита.

В процессе разработки программы аудитор обязан учитывать:

  • требования, предусмотренные законодательством в области деятельности организации (если такие имеются);
  • временные рамки, установленные для осуществления деятельности;
  • необходимость взаимодействия с членами организации;
  • разумность привлечения технических экспертов;
  • другие особенности условий деятельности организации.

Заключительный этап деятельности аудитора представляет собой непосредственный анализ проверяемой организации путем проведения аудита «на месте». На этом этапе деятельность аудитора заключается в анализе документации организации, проводимых ей работ; разработке предложений по улучшению деятельности организации; формировании выводов аудитора.

Результатом экологического аудита служит аудиторское заключение – акт, который содержит в себе результаты проверки деятельности организации или индивидуального предпринимателя, а также иную информацию в соответствии с условиями соглашения, заключенного между субъектами аудиторской деятельности.

Экологический аудит считается завершенным после предоставления аудиторского заключения хозяйствующему субъекту.

Источник: https://advokat-malov.ru/ekologicheskoe-pravo/ekologicheskij-audit.html

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий