Понятие и формы монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции — реферат
- Федеральное агентство по образованию
СТАРООСКОЛЬСКИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
- «Национальный исследовательский технологический университет
- «Московский институт стали и сплавов»
по дисциплине: «Хозяйственное право»
на тему: «Понятие и формы монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции»
Выполнила: Белянина А.А.
Группа: Эм-08-зс
Старый Оскол
2010год
1.Понятие и формы монополистической деятельности
Монополия как экономическое явление представляет собой обусловленный собственностью и властью тип экономических отношений между ее субъектами, которые реализуют собственный интерес и влияют на общественное производство или его отдельные сферы.
Ее сущность состоит в обладании субъектом (группой) собственностью на факторы производства и исключительными правами, обеспечивающими господствующее положение в определенной сфере (сферах) деятельности, контроль над рынком и диктат своих условий, регулирование цен и объемов производства, присвоение монопольной прибыли и ограничение конкуренции.
Монопольная власть обусловлена экономическими и внеэкономическими причинами. Она достигается не только благодаря особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта (производителя, продавца), но и может быть искусственно предоставлена государством, местными органами власти.
В основе советского монополизма лежит деформация так называемой общенародной собственности. Формальным собственником являлось общество в целом, а фактическим -административный аппарат.
Национализация крупных и мелких промышленных предприятий, развитие крупных коллективных хозяйств в аграрном секторе привели к тому, что во всех сферах народного хозяйства установилась государственная монополия.
Политическая надстройка закрепляла юридическими и идеологическими формами государственно-экономическую монополию, охватившую основные производственные процессы.
В ее рамках сформировались отношения, процессы, связи, взаимозависимости отраслей и предприятий, органов управления, возникли новые пропорции, иерархии.
Материальное производство и непроизводственная сфера, экономика и политика, накопление и потребление, обмен и распределение, науки практика, образ жизни и мышление — вес это испытывало воздействие единой государственно-экономической монополии.
Монопольная роль государства реализовывалась через рассредоточение по определенным ступеням иерархической лестницы властно-распорядительных функций.
В советский период она проявилась в виде монополии административно-командной системы, ее органов и штатного аппарата на средства производства и результаты труда производителя, организацию труда и производства, управление им.
Государственный сверхмонополизм характеризовался тем, что в центре принимались решения, связанные с функционированием общественной системы в целом.
Государство распоряжалось ресурсами, внутренней и внешней торговли, определяло плановые задания — “контрольные цифры”, устанавливало “государственные заказы”, каждой хозяйственной единице диктовало характер и объемы производства, посредством лимитов и материально-технического снабжения определяло адресаты, объемы и источники ресурсов, направления и количество реализуемой продукции.
С помощью централизованного планирования государство монополизировало рынок, взяв на себя функции определения потребительной стоимости каждою товара. Рынок подменялся субъективным решением группы лиц.
Такая организация хозяйствования порождала командно-бюрократические методы управления Монополия государственной собственности, которая определяла и определяет характер распоряжения се объектами, присвоения созданного на госпредприятиях продукта и монопольной прибыли, явилась главной причиной отсутствия конкуренции.
Централизованная система создавала идеальную среду для воспроизводства монополизма собственности, монополизма управления и технологического монополизма предприятии (объединений).
Это был своеобразный трехступенчатый монолит, в основании которого находился доминирующий в экономике государственный сектор.
Его составляющими выступали ведомственные гиганты, контролировавшие различные сферы производства, а также предприятия и организации, монополизировавшие выпуск отдельных товаров и услуг.
В командной экономике преобладал искусственный монополизм.
Он пронизывал все его разновидности, имевшие место в советский период и сохранившиеся до сих пор, проявлялся в монополии государственной собственности и центральных органов власти и управления, министерств и ведомств, в совокупности явлений, обусловленных искусственным созданием экономически привилегированного положения отдельных субъектов (государства, ведомства, предприятия), навязывающих своим контрагентам и обществу в целом собственные интересы, игнорируя их реальные потребности. Монополизация стала закономерностью командном системы хозяйствования, особой формой бюрократизма, способом реализации монопольной власти отдельных хозяйствующих субьектов или их групп.
При отсутствии демократии и ограниченных товарно-денежных отношениях госмонополизм представлял собой универсальный способ обеспечения управления воспроизводством в масштабе республики и каждой его подсистемы.
Предприятие, даже являясь единственным производителем определенной продукции либо доминируя в производстве пли на рынке, не обладало реальной самостоятельностью и. тем более, монопольной властью, хотя формально считалось монополистом.
Особенность такой монополии заключалась в том. что.
будучи искусственно созданной, она не выступала детерминантой своей деятельности, не могла реализовать монопольного положения ни в области ценовой политики, ни в выборе рынков сбыта, ни в способах извлечения и присвоения прибыли.
Выделяют низшие и высшие формы монополии. Низшие формы— временные союзы и соглашения, возникающие с целью достижения конкретного проекта. Высшими формами монополий являются картель, синдикат, трест, концерн.
В экономической теории выделяют четыре вида монополии: естественную, организационную, технологическую и экономическую.
Естественная монополия— складывается ситуация, когда единственная фирма обслуживает весь рынок вследствие минимизации издержек производства и высокой эффективности такой рыночной структуры (водо-, энерго-, газоснабжение).
Иногда естественная монополия обусловлена ограниченностью (уникальностью) определенных факторов и условий производства, в частности природных ресурсов. Государство предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность.
Организационная монополия— объединение однородных по профилю деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации, корпорации).
Технологическая монополия (техническая, производственная) — разновидность естественной монополии. В этом случае предприятие (объединение) контролирует производство и реализацию определенной продукции. Специфика технологии производства такой продукции обусловливает крупные размеры предприятия.
Экономическая монополия — возникает либо в силу договора между различными хозяйствующими субъектами, либо в результате конкуренции по поводу соглашений о квотах, ценах, рынках сбыта.
На практике существуют и другие виды монополий, например закрытая (защищенная юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию) и открытая (при которой одна из фирм становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции).
Предпринимательская монополия— рынок, при котором одна ил и несколько фирм контролируют основную долю производства в отрасли.
Двусторонняя монополия — представляет собой рыночную ситуацию, в которой единственному продавцу (монополисту) противостоит единственный покупатель (монопсонист).
Государственная монополия— рынок, когда государство является единственным продавцом какой-либо продукции на территории страны.
Есть несколько причин существования монополий.
Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.
Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете.
Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в -области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.
Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.
2. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных решений (предписаний) антимонопольного органа по решению суда с виновных хозяйствующих субъектов взыскивается штраф в размере до 10 процентов дохода за год, предшествующий совершению правонарушения.
Государственные органы, хозяйствующие субъекты, их должностные лица в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение настоящего Закона и иных актов законодательства.
Обжалование решений (предписаний, заключений) антимонопольного органа осуществляется в судебном и (или) ином порядке, установленном законодательством.
Полное или частичное обжалование в судебном порядке решений (предписаний) антимонопольного органа, а также решений суда о наложении административных взысканий приостанавливает их исполнение в обжалуемой части до момента окончательного вступления в силу судебного решения.
Вывод: Реализация положений антимонопольного законодательства осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
Выполнение основной части функций по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, принятию иных мер по обеспечению исполнения антимонопольного законодательства, осуществляется уполномоченным республиканским органом государственного управления.
Антимонопольный орган, создается, реорганизуются и упраздняются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.
3.НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы.
Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Основными методами являются:
— экономический (промышленный шпионаж)
— подделка продукции конкурентов
— подкуп и шантаж
Источник: http://freepapers.ru/61/ponyatie-i-formy-monopolisticheskoj-deyatelnosti/10399.98403.list1.html
Что понимать под монополистической деятельностью в современном экономическом пространстве
Все развитые страны стремятся бороться с монополизмом на финансовом и товарном рынках, вводя с этой целью собственное антимонопольное законодательство.
Далее речь пойдет о том, что в России считается монополистической деятельностью, какие признаки она имеет и как наказывают за попытки ограничить конкуренцию.
Антимонопольное законодательство было разработано с целью создания единства рыночного пространства и свободы бизнес-деятельности.
Все заложенные в него меры поддерживают конкуренцию и карают нарушителей за незаконные попытки ее ограничения.
Нарушения могут быть совершены следующими лицами:
- отечественными и зарубежными компаниями, занимающимися коммерческой деятельностью;
- некоммерческими организациями, получающими преимущества в результате правонарушений.
Монополистическая деятельность – это те действия и бездействия субъектов бизнеса и госорганов, которые осуществляются с целью ограничения или недопущения свободной конкуренции.
Все это нарушает права потребителей и самих компаний. Данная расшифровка понятия является общей для участников финансового и товарного рынков.
Источники и способы регулирования
Главными нормативными актами антимонопольного законодательства Российской Федерации являются Конституция и Гражданский кодекс.
Так, ст. 8 Конституции РФ закрепляет конкуренцию как основной принцип ведения деятельности на рынках, а ст. 10 ГК РФ содержит положения, регламентирующие запрет применения гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
Среди антимонопольных законодательных актов можно выделить:
Дополнительными источниками регулирования отношений в данной сфере могут быть:
Кроме того, отношения в антимонопольной сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, а также актами самого антимонопольного органа.
Выделяют 2 способа правового регулирования деятельности монополистов:
- Американский. Согласно акту Шермана, в США монополизм формально не запрещен. В самой попытке занятия доминирующего положения компанией американское законодательство не видит ничего плохого: карают субъекты именно за нанесенный ею вред. Чтобы монополистические объединения смогли продолжить свое существование, они должны доказать, что их деятельность является полезной для общества, в противном случае правительство вправе наказать монополии за такие действия.
- Европейский. В Европе также допускается ведение монополистической деятельности, однако она строго регламентирована. Если же будет доказано, что действия хозяйствующего субъекта несут по большей части вред, госорганы могут запретить данную монополию.
Существенные признаки
Среди признаков, наличие которых признают монополистическими, выделяют следующие:
- Доля выпускаемой одной компанией продукции на рынке не меньше 50%.
- Часть товара не превышает 50%, но доминирующее положение юридического лица на рынке установлено антимонопольным органом (т. е. компанию включили в реестр монополистов).
- Доля производимого товара 3-мя компаниями превысила 50%.
- Совокупная часть производимой продукции 5-ти компаний составила не менее 70%. Данное положение действует, если доля хотя бы одной из фирм в объединении составляет не меньше 8%.
Долгое время доли хозяйствующих субъектов не подвергались серьезным изменениям, при этом доступ на рынок остальным компаниям был ограничен.
При анализе ситуации в ФАС РФ обычно рассматривают несколько признаков:
- Имела ли место попытка ограничить конкуренцию на рынке.
- Принесли ли действия, совершенные подозреваемым, вред остальным участникам рынка (другие компании получили убытки, потребителям предоставили товар низкого качества или по завышенной цене и т.п.).
- Кто извлек выгоду из такого положения дел.
- Каковы показатели самой компании, подозреваемой в нарушении.
При этом нарушителями могут стать как индивидуальный предприниматель и коммерческая фирма, так и некоммерческая организация (при ведении деятельности, приносящей прибыль).
Однако в законодательстве практически не регламентированы условия деятельности банковских учреждений.
Распространенные формы
Все формы монополистической деятельности условно подразделяются на:
- договорные, которые ведутся согласно положениями письменного договора;
- коллективные (согласованные действия нескольких субъектов);
- индивидуальные (деятельность одной ведущей компании);
- внедоговорные (или «закулисные», устные).
Соглашения об ограничении конкуренции могут быть достигнуты конкурирующими и неконкурирующими компаниями.
Их заключение в письменной и устной форме считается допустимым, если:
- Доли сторон на рынке составляют менее 20%.
- Оно подразумевает договоренность о коммерческой цессии.
Есть разница между случаями проявления монополистической деятельности на основании «соглашения» и «согласованных действий».
Они могут осуществляться как благодаря достижению письменных договоренностей, так и в результате устных соглашений между субъектами.
Допустимые варианты
Законодательство выделяет следующие разрешенные виды монополий:
- Государственная, которая основывается на исключительном праве как федеральных органов власти, так и органов местного самоуправления заниматься некоторыми видами деятельности.
- Естественная — монополия, также санкционированная государством, но основанная на целесообразности ограничения конкуренции. Обычно она имеет место в случае нерациональности оказания определенных услуг всеми желающими. Товары, поставляемые естественными монополиями, обладают стабильным спросом независимо от их цены.
- Чрезвычайная — монопольное положение определенного предприятия или нескольких компаний, организованное государством на определенное время для решения экстренных задач.
Они вправе пользоваться в своей деятельности изобретениями, моделями и образцами техники, товарными знаками, фирменными наименованиями и проч.
Допускаются такие договора и действия субъектов, по результатам которых:
- Возрастает уровень конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
- Стимулируется научно-технический прогресс.
- Улучшается производство.
Еще одним исключением, допускающим существование монополии, являются случаи победы одного производителя в ходе добросовестной конкуренции над другими субъектами предпринимательства (включая уход последних с рынка).
В таком случае монополист может на ограниченное время стать единственным (или доминирующим) продавцом или производителем определенного товара.
С юридической точки зрения, деятельность данного субъекта не будет ограничиваться, ему предстоит и далее конкурировать с другими компаниями.
Вся монополистическая деятельность условно сводится к нескольким действиям:
- Злоупотребление доминирующим положением на рынке. Доминирующее положение – это положение хозяйствующего субъекта или нескольких компаний, продукция которых не имеет заменителей или схожих товаров, а потому они могут диктовать свои условия деятельности для остальных участников рынка либо же препятствовать доступу на рынок другим предприятиям.
- Взаимное соглашение между несколькими участниками рынка. Скоординированные действия участников рынка могут ограничить конкурентную среду за счет более низких цен на продукцию и раздела сфер влияния.
- Заключение обычных сделок, условия которых ограничивают возможности одной из сторон. Такие пункты обычно изначально не одобряются принимающей стороной, поэтому в договор включаются посредством обмана. В результате компания, хотя и может работать «в полную силу», вынуждена действовать с ограничениями. Выгоду же от этого получает другая сторона.
Среди действий, ограничивающих конкуренцию, можно выделить:
- Изъятие продукции из обращения либо же целенаправленное прекращение ее производства с целью создания искусственного дефицита на рынке и завышения цен.
- Навязывание второй стороне невыгодных условий сотрудничества, ограничивающих ее возможности.
- Создание другим компаниям препятствий в доступе к данному рынку либо же предоставление дискриминирующих условий иным хозсубъектам.
- Нарушение норм ценообразования на товары и услуги, включая необоснованно завышенные или заниженные цены.
- Необоснованный отказ от предоставления запрашиваемой продукции либо подписания соглашения с некоторыми покупателями при отсутствии проблем в производстве.
Антиконкурентные действия осуществляются и объединениями нескольких субъектов (ст. 123.8 ГК РФ).
Противоправными признаются следующие коллективные действия субъектов рынка:
- Несколько конкурирующих субъектов, общая доля на рынке которых превышает 35 %, достигли соглашения и удерживают определенные цены, вводят скидки и надбавки, либо же делят рынок между собой (по объему продаж, закупок, расположению фирм и проч.).
- Неконкурирующие субъекты, занявшие доминирующее положение на рынке, заключают обоюдовыгодное соглашение, поднимая тем самым свое положение на рынке (например, договор между поставщиком и продавцом).
Со стороны органов власти антиконкуретные действия выражаются в:
- предоставлении преимуществ одной конкретной компании;
- создании другим участникам рынка административных барьеров и иных препятствий;
- необоснованном отказе в сотрудничестве с иными участниками рынка;
- предоставлении господрядов одной компании.
В законе не установлено, что обязательным условием для наказания является заключение между нарушителями именно письменного соглашения, соблюдение которого вело бы к ограничению конкуренции.
Договора могут быть и устными, негласными, но если раскроется, что несколько компаний находятся в сговоре и пытаются таким способом избавиться от конкурентов, поделив между собой рынок, то их накажут.
Естественные монополии хотя и допускаются по решению государства, но их деятельность ограничивается законодательством и директивами от уполномоченных органов.
С этой целью могут установить конкретные требования к деятельности монополистов:
- ограничение в росте тарифов;
- установление перечня видов оказываемых работ и услуг.
Закон также закрепил, что монополистической деятельностью признают и бездействие обвиняемого, если оно идет ему на руку.
Например, уполномоченные органы предписали юридическому лицу ликвидировать препятствия, созданные для других участников рынка, но нарушитель не торопится исправлять ситуацию.
Виды ответственности
Все виды ответственности за антиконкурентные действия сводятся к следующим:
- уголовная;
- административная;
- гражданско-правовая;
- специальная.
Уголовная ответственность предусматривает изъятие дохода, полученного из-за совершенного правонарушения либо лишение свободы до 7 лет и запрет на занимание определенных должностей или ведение деятельности до 1 года (ст. 178 УК РФ).
Административная ответственность закреплена в ст. 14.31 и 14.32 КоАП РФ. Она сводится к штрафам (фиксированным и расчетным) в размере 100 тыс. руб. либо 15 % от оборота предприятия в текущем календарном году. Реже применяется дисквалификация конкретных должностных лиц.
Гражданско-правовая ответственность подразумевает взыскание через арбитражный суд понесенных убытков, включая упущенную выгоду и причиненный имуществу вред.
Чтобы добиться этих требований, пострадавшая сторона сначала подает жалобу на нарушителя в ФАС РФ.
Орган же в свою очередь проводит проверку и подает свое решение в судебную инстанцию, однако последний вид наказания напрямую законом не регламентирован.
Сюда относят, к примеру, распоряжения ФАС РФ к нарушителю о прекращении правонарушений и устранении последствий. За неисполнение предписаний компании грозят штрафы и дисквалификация.
Выводы
Итак, нормы отечественного антимонопольного законодательства во многом схожи с теми положениями, что существуют на западе. В любом случае компанию или объединение должны для начала признать монополистами.
Часть монополий законом разрешена, но попытки сузить конкуренцию на свободных рынках запрещены. Независимо от количества монополистов и способа ограничения конкуренции с их стороны, за противоправные действия в законодательстве предусмотрено наказание.
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: https://ZnayBiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/razvitie/konkurenciya/monopolisticheskie-dejstviya.html
Что не является признаком монополистической деятельности?
Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности
Понятие монополистической деятельности
Доминирующее положение
Формы монополистической деятельности
Субъекты монополистической деятельности
Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности
Основы регулирования этих экономических институтов заложены в Конституции РФ (ст. 8, 34), а также в Гражданском кодексе РФ (ст. 1, 10).
Главным актом, осуществляющим правовое регулирование монополистической деятельности и конкуренции, является закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗот 26.07.
2006(далее — закон № 135-ФЗ). Важные нормы содержатся также в других законах и подзаконных актах.
Подробно эти темы освещены в статьях «Антимонопольное законодательство РФ — основные акты» и «Закон о защите конкуренции — основные положения».
Вся административная работа по защите рынков от различных проявлений монополистической деятельности возложена на Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Подробнее об этом рассказывается в статье «Основные полномочия и функции ФАС».
Понятие монополистической деятельности
Юридическое определение монополистической деятельности (далее — МД) содержится в п. 10 ст. 4 закона № 135-ФЗ.
Под МД понимается злоупотребление предпринимателем (либо группой предпринимателей) своим доминирующим положением на рынке, выражающимся в запрещенных законодательством действиях (в случае группы предпринимателей — действиях и соглашениях) либо иных запрещенных деяниях, прямо названных законодательством МД.
Таким образом, признаки монополистической деятельности — это сочетание доминирующего положения на рынке с запрещенными деяниями, о которых мы расскажем далее.
Можно выделить 3 группы случаев, являющихся МД:
- доминирующее положение предпринимателя, сопряженное с набором запрещенных деяний;
- запрещенные законом соглашения группы предпринимателей;
- иные запрещенные законом действия.
Первые 2 группы будут рассмотрены ниже, а в 3-ю входят действия, являющиеся видами недобросовестной конкуренции (гл. 2.1 закона № 135-ФЗ). Они были рассмотрены в статье «Понятие и виды недобросовестной конкуренции».
Доминирующее положение
Доминирующим положением на рынке товаров (для финансовых рынков действуют иные правила) является положение предпринимателя:
- обладающего более чем 50-процентной долей конкретной товарной позиции на рынке;
- обладающего менее чем 50-процентной долей (но не меньше 35%) конкретной товарной позиции на рынке, прямо признанного в качестве такового ФАС;
- входящего в группу из 3 предпринимателей, совместно имеющих более чем 50-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%);
- входящего в группу из 5 предпринимателей, совместно имеющих более чем 70-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%).
Во 2-м случае нижнее пороговое значение доминирующего положения может быть снижено законом. Например, законом «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ оно установлено равным 25-процентной доле.
В 3-м и 4-м случаях доминирующее положение предпринимателя фиксируется только при условии малой изменчивости указанных долей в срок не менее 1 года (если товар новый, то берется полный срок существования его на рынке, и этот срок может быть менее 1 года) и при условии невозможности замены этого товара иным для потребителя. При этом доминирующее положение предпринимателя не фиксируется, если его выручка при реализации товаров за истекший календарный год не была больше 400 000 000 руб., но при условии, что:
- участники юрлица только физлица (если участник один, то им может быть и ИП);
- предприниматель не является естественной монополией.
Формы монополистической деятельности
Наличие доминирующего положения на рынке является важным условием МД, но недостаточным. Для констатации наличия МД при доминировании на рынке необходимы определенные деяния (выражающиеся в первую очередь в форме действия, но возможные также и в форме бездействия). Такие деяния называются формами МД.
Приведем перечень подобных деяний, определенных законом (ч. 1 ст. 10 закона № 135-ФЗ):
- монопольное манипулирование ценами на рынке товара (введение и сохранение неоправданно высоких или низких цен);
- намеренное удаление товара с рынка с целью увеличения цены на него;
- намеренное, экономически неоправданное, завершение (значительное снижение) производства товара, пользующегося спросом;
- принуждение контрагента по сделке к экономически неоправданным невыгодным условиям сделки, в т. ч. к условиям, не имеющим отношения к сделке;
- введение преград для выхода на рынок товаров других предпринимателей;
- экономически неоправданное введение различных цен на один и тот же товар;
- несоблюдение государственного ценообразования;
- создание дискриминационных условий введения на рынок и обращения на нем товаров.
Данный перечень, введенный законом, является неполным (п. 4 постановления ВАС РФ № 30 от 30.06.2008).
Кодексом об административных правонарушениях введена ответственность в отношении предпринимателей, занимающих доминирующее положение (ст. 14.31 КоАП). Ответственность наступает при наличии следующих признаков — доминирующее положение и:
- либо действия, запрещенные антимонопольным законодательством, приводящие к ограничению прав других лиц, но не связанные с нарушениями в отношении конкуренции (1-й состав);
- либо действия, обладающие теми же свойствами, но нарушающие конкуренцию (2-й состав).
Субъекты монополистической деятельности
Различают 2 вида субъектов МД:
- предприниматель в единственном числе;
- группа предпринимателей.
В число субъектов МД закон № 135-ФЗ (п. 5 ст. 4) включает:
- коммерческую организацию;
- некоммерческую организацию, занимающуюся прибыльной деятельностью;
- ИП;
- физлицо, осуществляющее прибыльную деятельность без регистрации ИП.
Группа предпринимателей (именуемая в законе картелем) может объединиться и заключить негласное соглашение о манипулировании рынком определенного товара. Подобные объединения и соглашения запрещены законом. К такого рода соглашениям закон относит договоренности:
- о манипулировании ценами;
- о территориальном разделе рынка;
- о снижении (до полного прекращения) выпуска товаров;
- о незаключении договоров с определенными поставщиками и потребителями и другие подобного рода соглашения.
Поскольку доказать наличие таких соглашений бывает часто затруднительно, закон также запрещает согласованные действия, указанные в приведенном выше перечне.
Законом также запрещены так называемые вертикальные соглашения. Под ними понимаются соглашения между поставщиком и покупателем, направленные на ограничение конкуренции.
Исключение сделано для соглашений, в которых доля каждого из контрагентов ниже 20 процентов на рынке товара.
Под запретом также находятся соглашения между участниками и заказчиками торгов, если они могут привести к ограничению конкуренции.
Подведем итоги и ответим на вопрос, вынесенный в заглавие статьи. Если ФАС не может констатировать:
- наличие любых запрещенных законом № 135-ФЗ деяний;
- доминирующее положение предпринимателя, сопряженного с запрещенными деяниями,
- то признаков МД у предпринимателя не наблюдается.
Источник: https://rusjurist.ru/zawita_konkurencii/chto_ne_yavlyaetsya_priznakom_monopolisticheskoj_deyatelnosti/
Монополистическая деятельность: понятие, виды, формы
ID: 77465
Название работы: Монополистическая деятельность: понятие, виды, формы
Категория: Доклад
Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право
Описание: Однако картельное соглашение не касалось производственной и тем более снабженческо-бытовой деятельности предприятия. При этом обычно различают одноотраслевой и комбинированный многоотраслевой трест когда объединение захватывает предприятия другой отрасли.
Комбинированный трест объединяющий предприятия разных отраслей получает возможность извлекать дополнительную прибыль вопервых за счет использования побочных продуктов и отходов другой отрасли вовторых за счет организации вертикального комбинирования когда одно предприятие.
..
Язык: Русский
Дата добавления: 2015-02-02
Размер файла: 20.37 KB
Работу скачали: 15 чел.
- Монополистическая деятельность: понятие, виды, формы.
Монополия: продаю один.
Легального определения монополии нет. В литературе определяется как исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором в его руках сосредотачивается значительная часть производства и сбыта определенного товара.
Легальное определение монополистической деятельности – это злоупотребление хозяйствующим субъектом или группы лиц доминирующим положением, а так же соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством и иные действия, которые по закону признаются монополистической деятельностью.
Термин «монополия» не окрашен отрицательно. Субъект на рынке занимает определённое положение. Сам запрет указан в «монополистической деятельности».
Виды монополистической деятельности:
1. В зависимости от субъекта:
А) индивидуальная. Злоупотребляет 1 хозяйствующий субъект
Б) коллективная. Злоупотребление доминирующим положением группы лиц, а так же соглашение и согласованные действия хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции.
Ключевым понятием для уяснения термина «монополистическая деятельность» является понятие «доминирующее положение».
Доминирующее положение ст.5 – это такое положение субъекта, группы лиц, нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, которое дает им возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на рынке, устранять или затруднять доступ на данный товарный рынок.
К естественным монополиям относят отрасли и предприятия, по отношению к которым развитие конкуренции невозможно, неэффективно и нецелесообразно. они возникают в тех отраслях, где одна фирма или корпорация обслуживает весь рынок, например, когда она владеет единственными источниками полезных ископаемых или сырья. также естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор — монополист по закону
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=77465