Основы транспортного и гражданского законодательства

Транспортное право в гражданском праве

Основы транспортного и гражданского законодательства

Определение 1

Под транспортным правом понимают комплексную отрасль права, которая представляет собой совокупность норм права, регламентирующих общественные отношения в сфере транспорта и транспортной деятельности.

Нормы транспортного права сформированы на основе нормативно-правовых актов комплексного транспортного законодательства. В данном случае к нормативно правовым актам относятся различные акты из фундаментальных отраслей права, в том числе и гражданского.

Под предметом транспортного права понимается то, на что непосредственно направлено регулирование в данной сфере. Регулирование может быть направлено на следующие аспекты:

  • оказание услуг в транспортной сфере перевозки багажа, транспортировки грузов, причём как в коммерческих, так и в некоммерческих целях;
  • выполнение различных функций и задач с использованием транспорта;
  • эксплуатация путей и сообщений железнодорожного транспорта и так далее.

Рисунок 1. Транспортное право. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Данная отрасль права не считается самостоятельной, так как не обладает самостоятельным предметом и методом правового регулирования, позаимствовав их из гражданского права.

Несмотря на то, что сферой регулирования гражданского права являются, в основном, имущественные отношения, гражданское право регулирует также и транспортные правоотношения, что обусловлено их спецификой.

Связь гражданского и транспортного права

Связь гражданского и транспортного права проявляется в возникновении различного рода правоотношений на пересечении данных отраслей права.

Их связь наблюдается в едином методе и способе правового регулирования общественных отношений, так как транспортное право берёт свою основу из гражданского права. В частности, гражданское право регламентирует правоотношение теми методами, которые закреплены в нормах гражданского кодекса.

Среди таких методов можно выделить императивный и диспозитивный метод правового регулирования, которые также свойственны и транспортному праву.

При этом отношения далеко не всегда могут быть связаны с имущественными, однако охраняются сферой гражданского и транспортного права. У гражданского и транспортного права одинаковые источники нормативно-правового регулирования, что также отражает специфику данных отраслей права.

Под осуществлением гражданских прав понимает процесс реализации этих прав и свобод, которые предоставлены лицу законодательством на основании имеющегося у него субъективного права.

Замечание 2

В транспортном и гражданском праве субъекты права обладают субъективными гражданскими правами и обязанностями, которые обладают неразрывной связью друг с другом. Причём под субъективным правом понимают такое гражданское право, которое предоставляет возможность объектом права вести себя определенным образом.

Общие понятия гражданского и транспортного права

Гражданское и транспортное право содержит ряд общих понятий, то есть того понятийного аппарата, который использует и та, и другая отрасль права. Например, обе отрасли содержит такой термин как правонарушение.

Под ним понимается нарушение норм права определённым образом, а именно виновно-совершенное деяние, в результате совершения которого лицо вынуждено терпеть определенные нарушения, выраженные в санкции государства.

То есть это своеобразные правоотношения, возникающие между гражданином, нарушившим норма права, с одной стороны, и государством в лице компетентных органов с другой стороны.

Регламентация правонарушений в транспортной сфере осуществляется не только нормами Гражданского кодекса РФ, но и нормами иного законодательства.

Уголовный кодекс РФ в статья 264 содержит состав преступления, который регламентирует случаи нарушения водителем норм права, а именно правил дорожного движения, которые приводят к резким негативным последствиям, например, нанесению тяжких телесных повреждений человеку, его смерти и так далее. Однако необходимо учитывать, что нормы Уголовного кодекса являются крайними мерами на тот случай, когда нормы иных отраслей права просто не подействовали на нарушителя.

Кроме того, правовое регулирование транспортной сферы обеспечено наличием следующего вида транспорта:

  • гражданской авиации;
  • морского и внутреннего водного транспорта;
  • автомобильного транспорта;
  • городского электрического транспорта, в том числе метро;
  • промышленного и дорожного транспорта, находящегося на балансе у физических и юридических лиц.

Гражданское право взаимосвязано с нормами торгового транспортного права, в частности, можно найти следующие положения. Например, предусмотрена ответственность за просрочку доставки груза железнодорожным транспортом. В частности, на перевозчика возлагается обязанность уплатить пени за каждый день просрочки.

Данная просрочка уплачивается пассажиру в виде компенсации за нарушение его субъективных прав. Однако размер платы не должен превышать стоимость багажа. Это положение, в свою очередь, защищает перевозчиков.В различных отраслях права предусмотрена ответственность за несохранность груза или багажа, доставляемых в определенное место.

Между тем перевозчик несет ответственность за сохранность багажа.

Если багаж был утрачен или его не достает, то потерпевшему должны быть возмещены стоимость данного товара, а также потерянные денежные средства. Если перевозчик отказывается вернуть соответствующую сумму, можно обратиться к нему с претензиями в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

В частности, по штрафам и пеням можно обратиться в течение 45 дней, по иным случаем, касающиеся транспорта, с претензиями можно обратиться в течение 6 месяцев.

Если мы рассматриваем воздушный транспорт, то здесь срок предъявления претензий также составляет 6 месяцев, что, вероятно, обусловлено спецификой возникающих правоотношений.

Таким образом, нормы гражданского и транспортного права имеют не только значительное сходство, но и общее основание и источники правового регулирования, общие методы правового регулирования, что не только сближает данные отрасли права, но и устанавливают основные положения в сфере правового регулирования данных отраслей права.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/transportnoe_pravo_i_ego_vidy/transportnoe_pravo_v_grazhdanskom_prave/

Билет №1

Основы транспортного и гражданского законодательства

1)Транспортная система России— совокупность транспортных средств,инфраструктуры и управления, функционирующихна территории Российской Федерации.

Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной.

Ж/д— транспорт наиболее эффективен дляперевозки массовых видов грузов насредние и дальние расстояния с высокойконцентрацией грузовых потоков, а такжедля перевозки пассажиров на средниерасстояния и в пригородном сообщении.

Авто— выступает как самостоятельный, и каквспомогательный транспорт. Накороткометражных перевозках являетсянаиболее экономичным, благодарязначительно меньшим расходам поначальным/конченым операциям по сравнениюс ж/д.

Морской– обслуживает внешние гос-ые перевозки.Объем внутригос-ых перевозок незначителен.

ВВТ(речной)– предназначен для перевозок отдельныхмассовых видов грузов на средние идальние расстояния. В последние 10 летне выдерживает конкуренцию с другимивидами транспорта и практическипревратился в специфический видтехнологического транспорта,предназначенного для перевозкиминерально-строительных материалов.

Трубопроводный– узкоспециализированный, предназначендля транспортировки на дальние расстоянияжидких и газообразных продуктов с местдобычи . По трубопроводам перемещаетсяболее 95% добываемой нефти.

Воздушный- транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов. 

2 ) Норма суточного пробега речного судна, ее определение

Нормойсуточного пробега считается гарантируемаяперевозчиком средняя путевая скоростьдвижения судна или плота.

Нормырассчитывают на основе анализа фактическихпутевых скоростей с учетом условийсудоходства на том или ином участкеводных путей, эксплуатационно-техническиххарактеристик флота и методов организацииперевозок.

Нормы суточного пробегаустанавливают раздельно для сухогрузови нефтегрузов, перевозимых в самоходныхи несамоходных судах, для направлениявверх и вниз по течению, а также дляплотов. Они опубликованы в правилахперевозок грузов.

1) Основы транспортного права и законодательства

Системанормативных актов, содержащих нормы,регулирующие транспортные отношенияназывается транспортным законодательством.

Правоотношениямежду транспортными организациями июридическими и физическими лицами,пользующимися их услугами, регулируютсязаконодательством в области транспорта,которое состоит из Конституции,Гражданского кодекса, федеральныхзаконов Российской Федерации в видетранспортных уставов и кодексов, а такжезаконов Российской Федерации отранспортно-экспедиционной деятельности,прямых смешанных (комбинированных)перевозках и о лицензировании отдельныхвидов деятельности.

Основнымнормативным правовым актом, регулирующимдеятельность внутреннего водноготранспорта, является Федеральный закон«Кодекс внутреннего водного транспортаРоссийской Федерации», на основаниикоторого действуют общие и специальныеправила перевозок.

Общиеправила перевозок включают:

-правила перевозок пассажиров;

-правила перевозок грузов;

-правила оказания услуг по перевозкепассажиров, багажа, грузов для личных(бытовых) нужд.

Кодексвнутреннего водного транспорта РоссийскойФедерации

Составляетоснову нормативной базы правовогорегулирования деятельности внутреннеговодного транспорта и позволяет болееполно регламентировать взаимоотношенияорганизаций внутреннего водноготранспорта с органами государственногоконтроля и надзора, с пользователямиуслуг внутреннего водного транспортаи другими физическими и юридическимилицами при осуществлении судоходствана внутренних водных путях РоссийскойФедерации и определяет их права,обязанности и ответственность.

Онрегулирует широкий круг имущественных,административных, трудовых и иныхотношений, возникающих в областисудоходства на внутренних водных путяхи деятельности на внутреннем водномтранспорте Российской Федерации всоответствии с законодательством вобласти внутреннего водного транспортаРоссийской Федерации и нормамигражданского и международного права.

Кодексориентирован на осуществление в условияхрыночных отношений транспортных работи услуг на договорной основе и развитиедобросовестной конкуренции междусубъектами внутреннего водноготранспорта.

Воснову правовых принципов Кодексаположена обоснованная сбалансированностьимперативных (обязательных) и диспозитивных(договорных) норм.

Императивные нормывводятся в тех случаях, когда этонеобходимо для обеспечения общественнойбезопасности.

В то же время, Кодексоставляет широкое поле для применениядоговорных методов регулированияотношений, возникающих в связи сдеятельностью субъектов внутреннеговодного транспорта.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6459178/

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий