Обязанности государства по охране экологических прав граждан

Экологические права граждан РФ. Способы защиты экологических прав граждан :

Обязанности государства по охране экологических прав граждан

Экологические права и обязанности граждан РФ обеспечивают удовлетворение различных потребностей индивидов и выполнение ими установленных требований в области взаимодействия их с окружающей средой. Они классифицируются в зависимости от степени нормативного регулирования. Рассмотрим далее, какие существуют экологические права и обязанности граждан РФ.

Юридический аспект

Основные экологические права граждан именуют также фундаментальными. Они фиксируются в различных нормативных актах. Ключевым из них выступает Конституция РФ. Экологические права граждан определены и международными документами. Согласно действующему в стране законодательству, они также выступают как элемент нормативной системы.

Среди международных документов следует в первую очередь назвать Всеобщую декларацию прав человека. Она была принята в 1948 г. Также экологические права человека, гражданина зафиксированы в Европейской конвенции. Она была утверждена в 1950 г. Кроме этого, экологические права граждан закреплены в Европейской хартии, принятой в 1961 г.

Общая характеристика

Экологические права граждан Конституция описывает в ст. 17, ч. 2. В соответствии с нормой, эти юридические возможности субъектов считаются неотчуждаемыми и естественными.

Законодательство акцентирует внимание на недопустимости лишения граждан их прав.

Субъективность и естественность проявляется в том, что рассматриваемые юридические возможности возникают в момент рождения.

Виды

Экологические права граждан РФ затрагивают самые разные сферы общественной жизни. Так, непосредственное отношение они имеют к трудовой деятельности людей. В ст.

37 Конституции зафиксировано право граждан на работу в условиях, соответствующих требованиям гигиены и безопасности. Каждому субъекту гарантируется возможность получить медицинскую помощь.

Граждане могут получить медицинскую помощь и компенсацию ущерба, нанесенного имуществу или здоровью вследствие экологического правонарушения. Каждому субъекту предоставляется достоверная информация о состоянии окружающей среды.

В законодательстве предусматриваются экологические права и обязанности граждан в области природопользования. Речь, в частности, идет о радиационной безопасности, возможности пребывать в лесах и так далее.

Нормативное регулирование

Экологические права граждан признаны действующим законодательством наряду с прочими неотчуждаемыми естественными юридическими возможностями.

В законодательстве развиты и конкретизированы категории, зафиксированные в международных актах. Право каждого человека на благоприятную окружающую среду выступает как одно из всеобъемлющих и фундаментальных.

Оно затрагивает ключевые сферы жизнедеятельности субъектов, связанные с поддержанием нормальных условий существования.

Федеральное законодательство

В ФЗ «Об охране природы» не только зафиксированы экологические права и обязанности граждан, но и определены некоторые полномочия, способствующие их реализации. Так, в законе предусмотрены следующие возможности:

  1. Формировать общественные объединения и прочие некоммерческие организации для осуществления деятельности в сфере охраны природы.
  2. Направлять в органы федеральные, территориальные, региональные органы госвласти, иные организации, а также должностным лицам обращения о получении достоверных, полных, своевременных сведений о состоянии среды на территории проживания, а также мерах, предпринимаемых по ее охране.
  3. Участвовать в пикетированиях, митингах, шествиях, собраниях, демонстрациях, сборе подписей, референдумах, касающихся обсуждения вопросов охраны природы.
  4. Направлять предложения о выполнении экологических экспертиз, привлекаться к их проведению в предусмотренном законом порядке.
  5. Оказывать органам госвласти содействие при решении вопросов, касающихся охраны природы.
  6. Обращаться в уполномоченные инстанции с заявлениями, жалобами по поводу защиты окружающей среды.
  7. Направлять иски в судебные органы о возмещении вреда природе.
  8. Реализовывать иные предусмотренные ФЗ возможности и использовать допустимые законом способы защиты экологических прав граждан.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

В ФЗ №52 зафиксированы следующие экологические права граждан:

1. На благоприятные условия обитания. Их факторы не должны негативно влиять на здоровье людей настоящего и будущего поколений.

К таким условиям, в числе прочего, относят окружающую природу, атмосферу на предприятии, в быту, в образовательном учреждении.

Немаловажное значение для нормальной жизнедеятельности имеет обеспеченность качественными продуктами питания.

2. На своевременное полное возмещение вреда, нанесенного здоровью вследствие нарушения санитарных норм, повлекшего массовую инфекционную или неинфекционную заболеваемость, отравления, профзаболевания.

3. На получение достоверных данных от предприятий и организаций о:

  • состоянии природы и здоровья населения, действующих санитарно-гигиенических требованиях, эпидемиологической обстановке;
  • реализуемых мероприятиях по сохранению благоприятной окружающей среды и их результатах;
  • качестве создаваемой продукции народного потребления, в том числе питьевой воды и пищевых товаров.

Непосредственное либо через представителей (общественные объединения) участие в разработке, обсуждении и утверждении органами госвласти и управления решений, ориентированных на поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия.

Радиационная безопасность

В ФЗ №3 также предусматриваются экологические права граждан. Общественные объединения и физлица имеют возможность получать объективные сведения от предприятий, осуществляющих деятельность с применением источников излучения, о радиационной обстановке и мерах, которые принимаются для обеспечения безопасности.

В соответствии со ст. 26 указанного Закона, осуществляется защита экологических прав граждан. В частности, в норме определено, что субъекты могут требовать возмещения вреда, причиненного здоровью или жизни либо убытков, обусловленных облучением сверх предусмотренных предельных доз.

Данное положение распространяется и на случаи радиационной аварии.

Фз № 2300-i

В Законе, регламентирующем защиту потребительских прав, также предусматриваются положения, касающиеся взаимодействия субъектов с окружающей средой. Они обеспечиваются посредством включения требований в ГОСТы и профессиональные и общеобразовательные программы, а также путем организации системы информирования населения.

Потребителями считаются физлица, которые имеют намерение приобрести/заказать или покупающий/использующий продукцию, услуги либо работы исключительно для бытовых (индивидуальных) нужд, не связанных с получением дохода. В Фз № 2300-i определены важнейшие экологические права и обязанности граждан.

План реализации юридических возможностей четко регламентируется национальными и международными стандартами, предусматривается ответственность всех участников отношений.

Ключевым положением в законе выступает требование обеспечения безопасности для здоровья, жизни людей, их имущества и среды обитания при использовании, хранении, утилизации и транспортировке любого потребительского товара, услуги или работы.

Природопользование

В законодательстве зафиксированы положения, касающиеся использования естественных ресурсов.

Экологические права граждан в сфере природопользования обеспечивают реализацию самых различных нужд: экономических, рекреационных, оздоровительных, культурных, научных, эстетических.

Юридические возможности населения регламентируются отраслевыми нормативными актами: Водным, Земельным, Лесным кодексами, Законами «О животном мире», «О недрах» и пр. Вместе с этим в нормативных актах фиксируются и обязанности граждан.

В частности, используя природные ресурсы, люди должны бережно относиться к природе, не допускать причинения ей вреда, пресекать нарушения и содействовать уполномоченным органам в выявлении незаконных действий.

Защита прав

В законодательстве предусматриваются юридические гарантии реализации зафиксированных в нем же полномочий физлиц и организаций. Нормативными актами определяются конкретные процедуры, в рамках которых осуществляется защита экологических прав. В частности, все субъекты могут:

  1. Обращаться в судебные инстанции.
  2. Обжаловать принятые уполномоченными органами решения, бездействия/действия госструктур или их должностных лиц.
  3. Получать квалифицированную юридическую помощь.
  4. Требовать компенсации вреда, нанесенного действиями/бездействиями госорганов или их служащих.
  5. Обращаться в межгосударственные структуры для защиты свобод и прав в случае исчерпания существующих внутригосударственных средств юридической защиты.

Обеспечивая гарантии, законодательство определяет, что каждый субъект может выступать за сохранность своих интересов всеми методами, не запрещенными нормами.

В данном случае следует обратить внимание на то, что обращение за судебной защитой допускается только в том случае, если решения, бездействия/действия противоречат существующим правовым документам.

Роль исполнительной власти

В настоящее время актуальность приобрел вопрос, касающийся конкретных средств и способов защиты интересов и прав граждан в сфере взаимодействия с окружающей средой административными структурами.

Проблема сегодня заключается в том, что зачастую возможность их реализации зависит от усмотрения исполнительных органов. При этом ряд должностных лиц, совершающих незаконные действия, не несет за них ответственности.

Среди средств и способов защиты экологических прав следует выделить:

  1. Обеспечение судебного контроля за деятельностью администраций. Речь, в частности, идет о полномочиях инстанций общей юрисдикции по рассмотрению возникающих споров.
  2. Над- и внутриведомственный надзор. Он осуществляется в рамках компетенции исполнительных органов. К надзору следует относить и президентский контроль деятельности подчиненной главе страны системы госструктур.
  3. Организацию приема и рассмотрения заявлений, жалоб и прочих обращений населения в исполнительные органы.
  4. Прокурорский надзор за законностью функционирования административных структур (ведомств и министерств), в том числе на уровне местного самоуправления.
  5. Контроль представительных органов за деятельностью аппарата управления в пределах, определенных законодательством и с учетом принципа разделения власти на три ветви.

Особенности обращения

Законодательство предоставляет гражданам право выбрать орган, в который будет направлено заявление с требованием обеспечения защиты экологических прав.

Так, субъект может обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий госорган, административную структуру, на предприятие, в учреждение или объединение, а также к конкретному должностному лицу в порядке подчиненности. Последние в соответствии с законодательством обязаны рассмотреть заявление (жалобу) в течение месяца.

Если гражданину в удовлетворении требований было отказано или он не получил ответа, он вправе обратиться с иском в суд. При этом субъекту дается месяц на направление соответствующего заявления. Исчисление срока начинается с даты получения письменного ответа от госоргана.

Если он не был отправлен, начало периода начинается по окончании установленного для инстанции времени на рассмотрение заявления. Если субъект сразу решает обратиться в суд, то он может сделать это в течение 3-х мес. с даты, когда ему стало известно о нарушении.

Если указанный срок был пропущен по уважительной причине, нормативными актами предусмотрено его восстановление. После рассмотрения жалобы судебная инстанция принимает решение. Если требования будут обоснованы, то акт, бездействие/действие будут признаны незаконными, а права гражданина восстановлены.

Общественные объединения

Законодательство наделяет граждан возможностью формировать организации для обеспечения реализации и защиты их экологических прав. Общественные объединения при этом наделяются более широким кругом полномочий в сравнении с отдельными субъектами.

Права экологических организаций определяются несколькими нормативными актами. Наиболее четко они отражены в ФЗ, регламентирующем сферу охраны природы.

Экологические и прочие общественные объединения, реализующие права в сфере природопользования, могут:

  1. Разрабатывать, осуществлять, пропагандировать в предусмотренном порядке программы в области охраны природы.
  2. Защищать интересы и права граждан в сфере природопользования.
  3. Привлекать население на добровольной основе к деятельности, связанной с охраной окружающей среды.
  4. Оказывать органам госвласти содействие в решении экологических вопросов.
  5. Организовывать демонстрации, шествия, собрания, митинги, пикетирования, участвовать в прочих мероприятиях, собирать подписи под петициями в соответствии с действующими нормами, направлять в уполномоченные органы предложения о проведении референдума по вопросам природопользования, обсуждать связанные с ним проекты.
  6. Обращаться в компетентные инстанции и к должностным лицам за получением достоверных, своевременных и полных сведений о состоянии природы, мероприятиях по обеспечению ее охраны, фактах и обстоятельствах осуществления хозяйственной и прочей деятельности, угрожающей имуществу, здоровью, жизни людей, а также среде их обитания.
  7. Участвовать в принятии решений, при реализации которых может возникнуть вред природе.
  8. Направлять жалобы, иски, заявления и предложения, касающиеся вопросов охраны среды обитания.
  9. Организовывать и участвовать в проведении экологической экспертизы, слушаниях по проблемам размещения объектов, функционирование которых может негативно повлиять на состояние природы.

В настоящее время в России действует достаточно много объединений, чья деятельность связана с охраной природы.

Эти организации играют важнейшую роль в сфере реализации гражданами их экологических прав. Законодательство наделяет объединения достаточно широкими полномочиями.

Реализуя их, организации могут оказывать существенное влияние на экологическую обстановку в стране.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-ekologicheskie-prava-grazhdan-rf-sposoby-zashhity-ekologicheskix-prav-grazhdan.html

Экологические обязанности граждан. Права и обязанности экологических объединений

Обязанности государства по охране экологических прав граждан

Экологические обязанности граждан регулируются Конституцией (статья 58). Обязанности граждан в этой сфере заключаются в обязанности сохранять природу и окружающую среду, проявлять бережное отношение к богатствам природы.

Закон об охране окружающей среды (ООС) в 11 статье почти дословно дублирует рассмотренную выше норму Конституции, вменяя в гражданские обязанности соблюдение и прочих требований российского законодательства, которые могут обладать как прямым, так и опосредованным характером с закреплением в законах и подзаконных актах.

Так, ст. 65 ВК напрямую вменяет обязанность гражданам водопользователям соблюдать определенный режим при использовании водоохранных зон. ДАнный режим устанавливает Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах. Наряду с этим ст.

66 Закона об охране окружающей среды дает право государственным экологическим инспекторам требовать и осуществлять выдачу предписаний физическим лицам, касающихся устранения нарушений закона в области охраны окружающей среды и нарушения требований по охране природы, которые были обнаружены государственным экологическим контролем.

Замечание 1

Круг гражданских экологических обязанностей является достаточно широким, он может быть установлен органами публичной власти в соответствии с их компетенцией через принятие (издание) нормативных правовых актов (законы, постановления и др.).

Особенности прав экологических объединений

В соответствии со ст. 12 Закона об ООС общественное (прочее некоммерческое объединение), которое ведет работу в сфере охраны окружающей среды, имеет право:

  • разработки, пропаганды и реализации в соответствующем порядке программы в сфере охраны окружающей среды, защиты прав и законных интересов граждан в сфере охраны окружающей среды, добровольного привлечения граждан к работе по охране окружающей среды;
  • осуществления и пропаганды за счет собственных и привлеченных средств работы в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства ресурсов природы, обеспечения безопасности экологии;
  • содействия органам власти РФ, субъектов, местного самоуправления в решении проблем охраны окружающей среды;
  • организации собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, сбора подписей под петициями и участия в таких мероприятиях по закону РФ, внесения предложений о проведении референдумов по проблемам ООС и обсуждения проектов, которые касаются ООС;
  • обращения в органы власти государства, местного самоуправления, субъектов РФ, иные организации и к любому должностному лицу о получении своевременных, полных и достоверных сведений о состоянии окружающей среды, о мероприятиях ее охраны, об обстоятельствах и о фактах производственной деятельности, которые способны создать угрозу окружающей среде, здоровью, имуществу и жизни граждан;
  • участия в установленном порядке в принятии различных решений, реализация которых способна негативно влиять на жизнь, здоровье людей, окружающую среду и имущество граждан;
  • обращения в различные государственные органы с иском, жалобой, заявлением и предложением по вопросам, которые относятся к ООС, отрицательному воздействию на ОС, получения своевременных и обоснованных ответов;
  • организации и проведения в соответствующем порядке слушаний, касающихся размещения и проектирования объектов, которые в процессе своей хозяйственной деятельности наносят вред окружающей среде, создают жизненную угрозу;
  • организации и проведения в установленном порядке мероприятия (например, общественная экологическая экспертиза);
  • рекомендации своих представителей с целью участия в осуществлении государственной экологической экспертизы;
  • подачи в государственные органы любого уровня, а также в суд обращений об отмене решений в области строительства, проектирования, размещения, реконструкции, эксплуатации объектов, работа которых способна отрицательным образом повлиять на ОС;
  • предъявления в судебные инстанции исков на возмещение вреда ОС;
  • осуществление других прав, которые предусмотрены законом.

Отметим, что перечень полномочий общественных экологических объединений нельзя считать исчерпывающим. Ежегодно этот список может дополняться нормами, которые включены в новые или действующие правовые акты.

Существенное условие реализации своих экологических прав со стороны общественных экологических объединений заключается в соблюдении ими законодательных требований.

В первую очередь сюда необходимо включить Федеральный закон № 82 «Об общественных объединениях».

Этот закон представляет общественные объединения в виде добровольного, самоуправляемого, некоммерческого формирования, которое образуется по инициативе граждан.

Замечание 2

Образование общественного объединения происходит на основе общих интересов. Его целями является реализация общих задач, которые прописаны уставом. 

Не все общественные объединения могут реализовать экологические права. Подобная деятельность характерна только для тех объединений, в уставе которых точно прописаны экологические цели.

Закон об экологической экспертизе напрямую уточняет то, что общественная экологическая экспертиза может проводиться только теми организациями (объединениями), которые в основе своей работы занимаются охраной окружающей среды.

Сюда можно включить организацию и осуществление экологических экспертиз. Также такие организации должны пройти регистрацию в порядке, который установлен законодательством РФ.

Особенности работы экологических объединений

Обязанности экологических объединений регулируются Законом об охране окружающей среды, в соответствии с которым общественные и прочие некоммерческие объединения в случае работы в сфере охраны окружающей среды должны соблюдать определенные требования.

Замечание 3

В этом случае законодательная позиция не способна отразить всю полноту требований, которые предъявляются к общественным объединениям, ведущим эту деятельность.

Подобное положение обусловлено тем, что реализация общественными объединениями большей части предоставляемых им экологических прав связана с потребностью соблюдать требования и других законов, которые регламентируют процедурные вопросы.

Так, проведение митингов, связанных с экологией, должно быть в соответствии с установленным федеральным законом, включая предварительное уведомление властных органов о целях, месте, времени проведения, предполагаемое количество участников и др.

В процессе внесения предложений о референдуме по проблемам ООС также нельзя обойтись без того, чтобы соблюдать жесткие требования федеральных законов о референдуме, в первую очередь, о порядке инициатив его проведения.

Также в процессе предъявления в суд иска о возмещении вреда ОС, важно учесть требования процессуального законодательства, включая форму и сроки предъявления исков.

Помимо этого, важный элемент взаимодействия общественных экологических объединений и органов публичной власти, включая контролирующие и правоохранительные органы, представлен соблюдением подобными объединениями принципа невмешательства в компетенцию органов.

На практике это, к сожалению, имеет место, а также характерен отказ от чрезмерного прессинга по отношению к соответствующим органам, принимая во внимание мотив их недостаточной активности. В частности, это осуществляется посредством использования средств массовой информации.

Подобные действия способны оказать серьезное влияние на создание ложного общественного мнения, что не всегда способствует охране окружающей среды.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ekologicheskoe-pravo/ekologicheskie-objazannosti-grazhdan/

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий