Новое в законодательстве о самовольных постройках

В этой статье:

Начал работать закон о борьбе с самостроем: утверждены новые правила сноса самовольных строений

Новое в законодательстве о самовольных постройках

Большинство граждан, да и представители бизнеса часто возводят объекты недвижимости без необходимой на то документации. Как следствие, нарушается облик населенных пунктов и повышаются риски обрушения строений. Неудивительно, что борьба с самостроем ведется на законодательном и других уровнях.

На днях Владимир Путин поставил свою визу под законом о самострое от 03.08.2018 г. № 339-ФЗ, призванным упорядочить некоторые моменты, связанные с самовольным строительством. Документ официально обнародован 4 августа и с этого момента считается действующим.

Если говорить кратко, законодательные поправки вводят определение понятия «самострой», устанавливают последствия его возведения. Кроме того появились условия, при которых возведенный объект допускается легализовать. Но обо всем расскажем по порядку.

В соответствии с новой редакцией статьи 222 Российского Гражданского кодекса есть сразу несколько критериев, по которым недвижимость будет считаться незаконно возведенной.

Часть из признаков самовольного строения связаны с режимом использования земельного участка, на котором он расположен.

Итак, недвижимость считается самовольно возведенной, если:

  • она построена на участке, который не предоставлен в установленном порядке, или его целевое назначение не предполагает строительства;
  • строительные работы велись без необходимой разрешительной документации или с несоблюдением строительных нормативов.

Есть такой интересный нюанс. Чтобы объект признали самовольной постройкой, ограничения должны действовать как на момент начала работ, так и на дату выявления незаконного строительства.

Иными словами, если на момент начала строительства режим использования земельного участка не разрешал этого делать, однако на момент обнаружения объекта препятствия исчезли, недвижимость не будут считать самостроем.

Сказанное касается и случаев, когда со временем изменились строительные нормы. Поэтому если на день выявления постройки она соответствует стандартам, она не будет рассматриваться как самострой.

Если обладатель земельного участка не знал о существующих по нему ограничениях на момент начала строительных работ, объект также не признается самостроем. Соответствующая оговорка прямо сделана в законодательстве.

Ответственность за незарегистрированный объект недвижимости

В первую очередь, санкции к собственнику здания (сооружения) содержатся в законодательстве в сфере градостроительства, а также правовых нормах об административных правонарушениях. В принятых поправках в законодательство имеются свои меры воздействия к нарушителям.

Прежде всего, предусматривается, что незаконно построенный объект подлежит сносу или демонтажу. Кроме того, у собственника может быть изъят земельный участок в том случае, если требование по ликвидации недвижимости не будет выполнено.

Кто принимает решение о сносе самовольных построек

В соответствии с нововведениями в законодательстве решить судьбу самовольным строительством могут как суд, так и орган местного самоуправления. При этом поправки в в ч. 4 ст. 222 ГК РФ четко устанавливают компетенцию местных властей в этом вопросе.

Так, по решению чиновников на местном уровне объект может быть снесен в том случае, если он построен на земле, не имеющей правоустанавливающих документов. Кроме того, местный совет может принять решение о сносе самовольной постройки в том случае, если постройка находится на территориях особых зон или отведенных для общего пользования.

Местные властные структуры не вправе инициировать снос незаконного строительства в том случае, если оно расположено не на государственной (муниципальной) земле. Исключение составляют ситуации, когда объект прямо угрожает жизни или здоровью людей.

Кроме того, не уполномочены местные органы принимать решения по сносу самовольно возведенной постройки, если права на нее зарегистрированы или признаны решением суда.

Какие сроки дают для осуществления сноса постройки или приведения ее в соответствии с нормами

Вынося решение по сносу самостроя, уполномоченный орган одновременно устанавливает срок проведения всех работ. С учетом типа объекта, на его демонтаж отводится от 3 месяцев до полугода.

Недвижимость утратит статус незаконной в том случае, если ее собственник приведет объект в состояние, отвечающее строительным нормативам. Сделать это можно в срок от 6 месяцев до 3 лет в зависимости от характеристик недвижимости.

Поправки, внесенные в законодательство

Помимо определения статуса самостроя, механизма его сноса или приведения в надлежащее состояние, принятым законом урегулировано еще несколько важных моментов.

Так, определено, что если собственник самовольной постройки уклоняется от выполнения предписания по ее сносу или приведению в соответствии с действующими требованиями, земельный участок может быть изъят в принудительном порядке.

В законе также содержатся нормы относительно правового статуса самовольных построек, числящихся за религиозными организациями. Кроме того, усовершенствовано применение так называемой «дачной амнистии». Речь идет об индивидуальных жилых, дачных, садовых домах, права на которые будут оформлены до 1 сентября 2018 года.

Можно ли узаконить: мнение эксперта

Теоретически, большинство объектов незаконного строительства можно оформить юридически. Есть два пути решения проблемы.

Первый из них – это добиться изменения статуса земли, ее целевого назначения. И здесь многое будет зависеть от способности наладить диалог с представителями власти на местах.

Второй вариант – это привести недвижимость в состояние, отвечающее существующим строительным нормативам. Здесь важно привлечь опытных специалистов, которые будут курировать выполнение всех работ.

Одним словом, чтобы узаконить самострой следует быть готовым к значительным затратам времени и финансов. Иначе что-либо сделать вряд ли удастся.

Олег Росляков, источник sud-isk.ru

Обязательно поделитесь с друзьями!

Источник: https://sud-isk.ru/novosti/zakon-o-samostroe-2018.html

Это неправда, что с 1 июля 2018 года у россиян начнут отнимать земельные участки по «закону о самострое», последние новости

Новое в законодательстве о самовольных постройках

Проект закона, предполагающий жесткие меры в отношении самовольных построек на дачных участках (вплоть до их сноса), а также многотысячные штрафы для владельцев самостроя, должен был вступить в силу 1 июля 2018 года, однако был принят Госдумой только 26 июля и подписан президентом РФ 4 августа. Опасаясь последствий закона, дачники с ужасом ждали лета в полной уверенности, что с 1 июля 2018 года у россиян начнут отнимать земельные участки и сносить незарегистрированные дачи. На данный момент эти опасения беспочвенны. Смысл закона, как это обычно бывает, многие истолковали неправильно.

Расскажем, что из себя представляет так называемый закон о самострое и какие санкции для владельцев земельных участков с самостроем он предполагает.

«Закон о самострое» с 1 июля 2018 года – последние новости

Законопроект № 301924-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)» был внесен в Государственную думу РФ 1 ноября 2017 года.

В этот же день законопроект был направлен на нулевое чтение в Комитет по государственному строительству и законодательству. Принятие законопроекта в первом чтении состоялось 23 мая 2018 года, в третьем чтении – 26 июля. Документ одобрен Совфедом 28 июля и президентом РФ – 4 августа.

Данные о документе содержатся в системе обеспечения законодательной деятельности http://sozd.parliament.gov.ru/bill/301924-7

Скачать текст проекта закона о самострое 2018 года

В соответствии с положениями законопроекта предполагается внести изменения в Гражданский кодекс РФ, в частности, уточнить понятие «самовольная постройка».

«Самовольная постройка – это сооружение или другое строение, возведенное, созданное на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенное, созданное без получения на это необходимых согласований, разрешений и (или) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, исключительно в случае, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки».

«Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные с нарушением установленных ограничений по использованию земельного участка, если данные здание, сооружение, строение возведены, созданы на основании необходимых для этого согласований и (или) разрешений и в соответствии с ними и (или) собственник данного объекта не знал и не мог или не обязан был знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка»

По мнению законодателей, пользоваться и распоряжаться самостроем нельзя (ни продавать, ни дарить, ни эксплуатировать) – его необходимо снести или привести в соответствие с требованиями закона.

Естественно, все издержки ложатся на плечи владельца незаконной постройки или участка, на котором она возведена. Владелец должен узаконить постройку или снести ее.

Законопроект определяет сроки, когда это необходимо сделать.

Срок сноса самостроя:

  • от 3-х до 12 месяцев в зависимости от специфики объекта.

Срок реконструкции-легализации

  • от 6-и месяцев до 3-х лет в зависимости от специфики.

После приведения постройки в соответствие с требованиями закона можно будет оформить на нее право собственности.

Оговаривается, что орган местного самоуправления не вправе принимать решение о сносе самовольных построек без решения суда:

  • если отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, «в отношении зданий, сооружений, других строений, созданных на таком земельном участке до дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации»;
  • «в связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении зданий, сооружений, других строений, созданных до дня вступления в силу Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 года № 73-Ф3».

Налог на бани и сараи платить надо, если это объекты недвижимости — Минфин

Штраф за самострой

23 мая был принят еще один законопроект № 301854-7 (на 31 июля 2018 года принят только в первом чтении), устанавливающий административную ответственность за эксплуатацию самостроя и за неисполнение решения суда в отношении самовольной постройки – если владелец не снес вовремя ее или не реконструировал как того требует Градостроительный кодекс РФ. Штрафы в нем действительно внушительные.

За эксплуатацию самовольной постройки:

  • на граждан – от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на ИП – от 20 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

За неисполнение решения суда или органа местного самоуправления о реконструкции или сносе самостроя:

  • на граждан в размере от 20 000 до 50 000 рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов;
  • на ИП – от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 300 000 рублей.

Скачать проект закона о штрафах за самострой

Разъяснения Минстроя РФ

Опасения дачников за свои земли и постройки оказались настолько серьезными, что Минстрою пришлось давать специальное разъяснение на счет законопроекта и объяснять, что с 1 июля 2018 года у россиян не начнут отнимать земельные участки и сносить дома.

«Появившаяся в ряде СМИ информация о сносе домов без ограничений не соответствует действительности», — подчеркивается в сообщении ведомства.

«Возможность принятия решений о сносе самовольных построек во внесудебном порядке сужается до случаев очевидных недопустимых нарушений при строительстве: отсутствия разрешений на строительство или правоустанавливающих документов на землю.

При этом можно избежать сноса, если привести объект в соответствие с градостроительными требованиями.

Кроме того, законом предусматривается возмещение убытков правообладателям земельных участков и недвижимости, которые расположены в зонах с особыми условиями использования до вступления в силу этого закона.

На сегодняшний день в России 23 такие зоны: зоны охраны объектов культурного наследия, охранные зоны объектов электроэнергетики, железных дорог, объектов трубопровода, линий сооружения связи, приаэродромные территории, придорожные полосы и т.д», – разъяснили в Минстрое.

Госпошлина за регистрацию права на недвижимое имущество – сколько платить?

Вопросы юристам

Разъяснения Минстроя были даны еще до внесения законопроекта в Госдуму. Однако юристам продолжают поступать вопросы от граждан на счет возможного сноса дач и изъятия земельных участков. Вот некоторые из них.

«Подскажите, я не успел оформить дом по дачной амнистии до 1 июля 2018 года. У меня нет ни разрешения на строительство, ни разрешения на ввод в эксплуатацию. Будут сносить постройки на садовых участках с 1 июля 2018 года?» – спрашивает Кирилл из Московской области.

«Прочитал в интернете, что с 1 июля 2018 года у россиян начнут отнимать земельные участки, если они попадают в особые зоны с газопроводами и прочими коммуникациями. У меня газ идет по границе участка, как и у всех соседей. В Правлении ничего объяснить не могут. Коснется нас новый закон или нет?» – спрашивает Владимир из Санкт-Петербурга.

«Будут ли сносить дачи по закону о самостроях 2018 года, если не реконструировать под все требования. Денег на реконструкцию и снос у меня нет», – пишет Игорь из Краснодара.

Отвечаем сразу всем.

  1. Механизм выявления и сноса самовольных построек существует и сегодня. В соответствии со ст. 222 ГК РФ «самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи».
  2. Новый закон сокращает количество случаев, когда решение о сносе самовольной постройки может быть принято местными властями без решения суда. Если приобретатель земельного участка с постройкой не мог знать, что она является незаконной, то финансовые потери в связи с ее сносом или реконструкцией он не понесет.
  3. «Дачная амнистия» действует до 2020 года. Если дом не оформлен, то время сделать это в упрощенном порядке еще есть.
  4. Изъятие земельных участков с самостроем данными законопроектами не предусмотрено. Но вполне возможно, что такая норма появится в законодательстве по аналогии со ст 293 ГК РФ, в соответствии с которой возможно выселение из жилого помещения собственника, который использует его не по назначению либо разрушает его, при этом не исполняя решение органа местного самоуправления по устранению нарушений.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Источник: https://takovzakon.ru/zakon-o-samostroe-s-1-ijulja-2018-goda-u-rossijan-ne-budut-otnimat-zemelnye-uchastki/

Юридическая помощь по недвижимости

Новое в законодательстве о самовольных постройках

Снос самовольных построек притормозили: изменения Гражданского кодекса от августа 2018г.

Госдума в очередной раз порадовала изменениями правил о самовольных постройках. Соответствующий законопроект уже прошел третье чтение, одобрен в Совфеде, и можно не сомневаться, что в итоге вступит в силу.

Что изменилось:

Для начала хорошие новости:

1. Предусмотрена защита прав добросовестных владельцев самовольных построек:1.1.

Если собственник при возведении постройки на участке, для которого установлены ограничения по строительству (охранные зоны, особые условия использования) не знал и не мог знать, что строит незаконно, то такая постройка не является самовольной.

Что означает сакраментальная фраза «не знал и не мог знать» в данном случае? Не могу сказать. Покажет практика. Думаю, речь идет о ситуациях, когда выполняются одновременно два обстоятельства:

  • наличие у владельца самовольной постройки прав на землю, разрешения на строительство и всех необходимых согласований. Если всего этого не было на момент строительства, то о добросовестности не может быть и речи (п. 1 ст. 222 ГК РФ в новой редакции).
  • данные об особых условиях использования земли не внесены в ЕГРН;

1.2. Установлен прямой запрет для органов местного самоуправления принимать решения о сносе самовольных построек, право собственности на которые зарегистрировано.

Такой решение теперь может быть вынесено только судом. Таким образом, московская ситуация массового сноса зарегистрированных объектов по решению городской администрации повториться не должна (абз. 6 п.

4 ст. 222 ГК РФ в новой редакции).

2. Порядок признания судом права собственности на самовольную постройку (п. 3 ст. 222 ГК РФ) сохранен.

3. Особого внимания заслуживает новый подход к ситуации, когда суд не находит оснований признания права собственности на самовольную постройку.

Установив факт самовольного строительства объекта, не соответствующего требованиям нормативов, суд теперь вправе вынести не только решение о сносе, но и другое решение: о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями (какой из этих вариантов выполнять впоследствии решает владелец самовольной постройки). Таким образом, шансы сохранить постройку резко повышаются.
Специальные критерии, позволяющие понять, в каких случаях суд должен принять то или другое решение (о сносе; о сносе или приведении в соответствие), законом почему-то не установлены. Так же не предусмотрено требование для суда определить, какие именно действия должен предпринять владелец самовольной постройки, чтобы привести постройку в соответствие (пункты 3.1, 3.2. ст. 222 ГК РФ).

4. Похожие правила теперь действуют для органов местного самоуправления.
ОМСУ теперь тоже могут принять в отношении самовольной постройки одно из двух решений:

  • о сносе;
  • о сносе или о приведении в соответствие. 

В случае, если ОМСУ принял решение о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями, выбор о том, что с постройкой делать: приводить в соответствие или сносить, опять же остается за владельцем.

В отличие от суда, орган местного самоуправления при принятии таких решений связан определенными критериями.

Решение о сносе без права владельца привести постройку в соответствие с требованиями может быть вынесено органом местного самоуправления только в двух случаях:

  • полного отсутствия у владельца правоустанавливающих документов на землю (кроме случаев, когда здание возведено до введения в действие ЗК РФ — п.5 ст. 22 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»);
  • расположения земельного участка в границах земель общего пользования.

Решение о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями принимается ОМСУ, если постройка находится в границах зоны с особыми условиями, границы которой установлены в соответствии с законодательством (видимо, внесены в ЕГРН) и при этом:

  • на нее отсутствует разрешение на строительство (кроме случаев, если здание возведено до 14 мая 1998 года — п. 5 ст. 22 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации») или;
  • разрешенное использование участка не предполагает строительства такого объекта.

ОМСУ не обладают полномочиями сносить самовольные постройки, расположенные на земельных участках, относящихся к частной собственности (абз. 5 п. 4 ст. 222 ГК РФ в новой редакции).

Так же ОМСУ не могут принимать таких решений в отношении жилых домой (индивидуальных и многоквартирных), садовых домов (абз. 6 п. 4 ст. 222 ГК РФ в новой редакции), объектов религиозного назначения (ст.

22 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

5. Запрещен снос (в том числе по решению суда) самовольных индивидуальных жилых домов и жилых строений на дачных участках, обладающих следующими признаками одновременно:

  • право собственности на них зарегистрировано до 01.09.2018 (успевайте, есть еще месяц);
  • параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, жилых домов, жилых строений, установленным федеральным законом;
  • эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений. 

Это правило так же применяется в случае перехода прав на такие объекты, состоявшегося после 01.09.2018 (пункты 3, 4 ст. 22 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

5. И наконец, самая хорошая новость! Если владелец самовольной постройки приведет ее в соответствии с установленными требованиями, он приобретает на постройку право собственности (пункт 3.2. ст.

222 ГК РФ в новой редакции)! Таким образом, возник новый порядок узаконения самовольных построек. Подробнее мы разберем его в следующих статьях.

Непонятно только, каким документом будет подтверждаться выполнение владельцем установленных требований, и на основании чего именно будет проводиться государственная регистрация прав на такие объекты.

Плохая новость:

1. Придуман новый способ, как заставить владельцев сносить самоволки за свой счет: если в установленный срок самовольная постройка не будет приведена в соответствие с установленными требованиями или снесена, земельный участок смогут изъять у собственника (ст. 285 ГК РФ в новой редакции).

В целом, изменения конечно очень позитивны для множества граждан и предприятий. Осталось только понять, как именно все эти механизмы будут работать в реальной жизни.

Материал подготовила Татьяна Скворцова

Источник: https://www.cab74.ru/news/1441/

Изменения в правовом регулировании самовольных построек

Новое в законодательстве о самовольных постройках

13.08.2018

4 августа 2018 г.

вступили в силу изменения законодательства в части регулирования самовольных построек: уточнено понятие самовольной постройки, введен исчерпывающий перечень оснований для внесудебного порядка их сноса, предусмотрена возможность приведения самовольной постройки в соответствие с обязательными требованиями с последующим оформление такой постройки в собственность[1].

Основные нововведения

Понятие «самовольная постройка» дополнено следующим признаком – требования, которым не соответствует самовольная постройка, должны быть приняты на дату начала ее возведения или создания и являться действующими на дату выявления самовольной постройки.

Иными словами, если здание (строение) не соответствует требованиям, которые были приняты после начала его возведения (создания) или такие требования утратили силу к моменту выявления такого здания (строения), то оно не может быть признано самовольной постройкой.

Самовольной постройкой не может быть признан объект, собственник которого не знал и не мог знать о действии установленных в соответствии с законом ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Прямо установлен запрет на использование самовольной постройки.

Согласно новым правилам суд, а в определенных случаях орган местного самоуправления, может принять: а) решение о сносе самовольной постройки; либо б) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

При этом самовольная постройка будет подлежать сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем – лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица. Исключение составляют случаи, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Новыми правилами установлена возможность приобретения права собственности на самовольную постройку лицом, которому во временное владение и пользование в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка. Данное лицо вправе приобрести право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору о предоставлении участка.

Ограничен перечень случаев, когда органы местного самоуправления вправе принять решение о сносе самовольной постройки или решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями. В частности, органы местного самоуправления не вправе принять такие решения:

  • в отношении самовольных построек на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности (кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан);
  • в отношении объектов, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки;
  • в отношении объектов, являющихся многоквартирным домом, жилым домом или садовым домом;
  • в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на земельном участке до дня вступления в силу Земельного кодекса РФ;
  • в связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 г.

В перечисленных случаях решение о сносе или решение о сносе или приведении в соответствие с требованиями должен принимать суд.

Определен срок для сноса самовольной постройки — от 3 до 12 месяцев, и срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – от 6 месяцев до 3 лет. Конкретный срок для каждой самовольной постройки определяется органом местного самоуправления или судом с учетом характера этой постройки.

Введено новое правило, согласно которому решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с требованиями не может быть принято в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, построенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, и в отношении жилых домов и жилых строений, созданных соответственно на дачных и садовых земельных участках, при наличии одновременно следующих условий:

  • права на эти объекты, жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 1 сентября 2018 г.;
  • параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам, установленным в отношении таких объектов;
  • эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений.
Вступившие в силу изменения в целом смягчают подход к сносу самовольных построек. При этом некоторые нововведения в отсутствие правоприменительной практики недостаточно ясны, в частности:
  • не ясны критерии добросовестности собственника объекта, возведенного в нарушении требований и ограничений на данном земельном участке, о которых собственник не знал и не мог знать;
  • нет четко выраженных критериев для определения срока для сноса самовольной постройки или приведения ее в соответствие с обязательными требованиями.


О чем подумать, что сделать

Лицам, владеющим объектами с признаками самовольной постройки, целесообразно оценить (с учетом вступивших в силу изменений законодательства) риск признания таких объектов самовольными постройками.

Лицам, владеющим земельными участками с расположенными на них объектами, обладающим признаками самовольной постройки, целесообразно оценить риск несения расходов на снос таких самовольных построек или приведение их в соответствие с установленными требованиями в случае отсутствия сведений о лицах, осуществивших данные самовольные постройки.

Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» оказывают комплекс услуг по оценке возможностей приведения самовольной постройки в соответствие с требованиями, анализу статуса самовольных построек, проверке соблюдения норм законодательства, подготовке необходимых документов, а также ведению судебных дел по вопросам сноса и приведения самовольных построек в соответствие с требованиями.

Источник: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/changes-in-the-legal-regulation-of-unauthorized-constructions/

Самострой на собственном участке в 2019 году в России: что это такое, штраф, ИЖС

Новое в законодательстве о самовольных постройках

Под занавес прошедшего года на рассмотрение Госдумой поступил инициированный Кабинетом министров проект закона о самовольных постройках. Имеется в виду не только снос незаконных строений, но и лишение права собственности на землю, занятую под строительство.

Кроме того, согласно законопроекту застройщики-нарушители, не ликвидирующие вовремя объекты строительства, будут обязаны выплатить солидный штраф – до полусотни тысяч рублей. Эти контрмеры в качестве противостояния самострою планируется ввести с июля 2018 года.

В российский Гражданский кодекс будут внесены поправки, затрагивающие интересы очень многих граждан. По новому закону незаконным может быть объявлен и дом для жилья, и гараж, и баня, и павильончик или киоск мелкого предпринимателя.

Действующие российские нормы считают незаконным строение на участке, которое не предназначено для этого, либо если участок не оформлен должным образом. Сюда же относятся постройки, выполненные с нарушением технических норм.

Проектные нормодокументы запрещают использование незаконных сооружений или распоряжение ими. Все придется ликвидировать или произвести реконструкцию по законам и правилам, разумеется за свой счет.

Кроме того, если автор строительства не объявляется, все затраты на ликвидацию или реконструкцию самостройки ложатся на владельца участка земли.

Суд вершить по новым законам полномочны не только судебные, но и органы самоуправления.

Не вся недвижимость будет снесена

Жилые дома на дачных и садовых землях сносить не будут, чтобы не множить число бездомных, но чтобы жилье не ликвидировали, необходимо соблюсти следующее:

  • дом должен иметь собственника;
  • соответствовать градостроительным требованиям;
  • иметь регистрацию. Причем успеть зарегистрировать жилое сооружение необходимо до начала весны – дня окончания «дачной амнистии», предусматривающей более простой процесс легализации недвижимой собственности. На сегодняшний день неизвестно, будет ли продлено действие этого закона.

А позитивно новой видится компенсационная сумма из стоимости ликвидированной постройки (рыночной причем стоимости), это произойдет в том случае, если покупатель зарегистрированного в свое время строения был не в курсе его самовольного возведения, а обязательство о ликвидации/реконструкции строения будет получено после 01.07.2018.

Кстати, в новых документах оговаривается объем возведенного с нарушениями объекта. Речь идет о случаях, когда на своем участке землевладелец возводит многоквартирные хоромы.

Это строение будет подлежать сносу или реконструкции, если имеет более трех этажей (подземная часть не рассматривается), составляющих в высоту более двадцати метров, и занимает площадь более пятисот квадратных метров.

Собственникам, впрочем, предложен выход из ситуации: привести строение в соответствие требованиям, установленным при реконструкции объектов капстроительства. Но подобные решения, их законность должны быть приняты судом.

Злоупотребления органов самоуправления в области запретов возведения и обязательств сноса построек тоже значительно сокращены соответствующими новоразработанными документами.

Не подлежат, в частности, сносу самовольные постройки, право на существование которых определено судом (равно как и регистрацией органом ЕГРН), либо этот объект строительства ранее рассматривался в суде как объект сноса, но в иске о ликвидации было отказано.

… Подробнее

В новом законопроекте разъясняется, что и ранние самовольные постройки не имеют права на жизнь, если созданы с нарушениями, мешают соседям, «портят лицо» населенного пункта. Известно, как застройщик обходил острые углы, получал согласие соседей, соответствующих инстанций и т.д. Процедура объявления самостройки законной была несложной.

В наше новое время при определении поселковым начальством высоты частного дома не больше двух этажей трехэтажный особняк законное право на жизнь уже не получит. Органы самоуправления получили право на снесение самовольных сооружений при соблюдении следующего порядка:

  1. Изучить ситуацию, выявить незаконность постройки.
  2. Принять официальное решение о сносе.
  3. Довести до сведения владельца решение администрации. Дать срок исполнения (не более чем на год).

В случае отсутствия хозяина – довести информацию до населения и спустя два месяца приступить к ликвидации незаконной самоволки.

Все эти меры направлены на активизацию действий и властей и владельцев построек к оформлению их законности, что должно привести в конечном итоге к порядку в учете недвижимости.

Куда сложнее вопрос регистрации в соответствующем органе самовольно возведенного не единоличного владения, а, к примеру, коллективного гаража. При отказе в пользовании обделенным окажется не один боксовладелец.

Аналогичная ситуация происходит и с многоквартирным домом, возведенным ретивым застройщиком. Здесь новоселам-бедолагам и в суде не помогут – стройка была незаконной, оснований для регистрации не было и нет.

Судебные органы, таким образом, требуют, чтобы самовольное строительство еще до обращения застройщика в суд с просьбой о придании статуса законности прошло административные инстанции. Если попыток оформить стройку законной в органах самоуправления не было, суд не примет дело в производство.

Кстати, неподсудны новым более жестким законам оказываются сравнительно старые постройки, требующие легализации. К ним, считает Верховный Суд, должны применяться нормативные акты, принятые в том времени.

Времена не выбирают…

Четыре года назад была проведена законотворческая кампания о «самоволках», принятый пакет документ отличался от нынешнего проекта большей лояльностью.

И в новых законах прописана возможность легализовать незаконное строительство.

Но если Гражданский кодекс будет совершенствоваться в сторону запретов, любое неучтенное Госпланом строительство в один прекрасный момент будет объявленным незаконным, т.е. лишенным права на существование.

Примерно этим и руководствовался президентский совет по кодификации и совершенствованию ГК, давая негативную оценку предложениям правительства относительно новых законов.

В частности, вызвало несогласие предложение о выплате компенсации новому владельцу при покупке незаконного сооружения.

А изъятие земельной собственности на обсуждении проекта было сочтено советом ущемлением прав человека, безосновательной мерой.

Налоговая не дремлет

С нового года в соответствии с новшествами в законопроекте о самостройках правительство работает над поправками в соответствующих кодексах (Градостроительном и Гражданском), на что незамедлительно должна отреагировать налоговая служба, планируется автоматически обложить владельца участка двойным налогом на землю при обнаружении неразрешенной постройки.

Порядок расчета земельного налога тоже обновляется и не в сторону уменьшения.

Позитив

Радует в новом законодательстве забота об инвалидах. Если раньше дом не принимался комиссией при отсутствии оборудованной придомовой территории, то нынешняя новостройка, по подписанному президентом закону, не будет сдана в эксплуатацию при отсутствии специальных въездов/выездов в многоэтажку для инвалидов-колясочников.

Полезная публикация? Проголосуй!

+27-9

Источник: https://pravodnik.net/zemelnoe/samostroj-na-sobstvennom-uchastke/

Самозастрой и его легализация

Новое в законодательстве о самовольных постройках

К самовольному строительству застройщики прибегают по разным причинам и проблему права собственности на такую постройку они решают с учетом действующих правовых основ. Рынок недвижимости со временем побуждает власть вносить изменения в законодательство, регулирующее эту отрасль хозяйственной деятельности страны.

3 августа 2018 года Президентом РФ подписан закон № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона „О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“».

Этим законом внесены изменения, в том числе в ст. 222 ГК РФ «Самовольная постройка», в которой уточнены правовой режим самовольных построек и внесены новеллы, которых не было в прежней редакции законодательства.

1.Важным является изменение, когда наряду со сносом самовольных построек, становится возможным приведение их в соответствие с правилами застройки и землепользования.

2.Новым является положение, когда при отсутствии сведений о лице, построившем самовольную постройку, снос или приведение ее в соответствие с правилами производится лицом, владеющим земельным участком на праве собственности или ином праве.

3.По новому закону теперь уже не является самовольной постройкой строение, возведенное с нарушением установленных ограничений использования земельного участка, если собственник не знал и не мог знать о таких ограничениях.

4.Решение о сносе или о приведении постройки в соответствие с правилами принимается судом или органами местного самоуправления. Но муниципалитет может принять такое решение, только если постройка расположена на земельном участке:

— в отношении которого нет правоустанавливающих документов, либо, если вид разрешенного участка не допускает строительство объекта и только при условии расположении такого участка в границах территории общего пользования;

— вид разрешенного использования, которого не допускает возведения объекта и данный объект расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, на которой запрещено строительство.

5.Самовольная постройка подлежит сносу за счет застройщика, либо постройка подлежит приведению в соответствие с действующими правилами застройщиком или владельцем земельного участка, на котором она расположена.

6.В судебном порядке, при наличии соответствующих обстоятельств, самовольная постройка может быть признана собственностью застройщика — собственника участка.

Во всех случаях решения вопроса в судебном или в административном порядке признаками самовольного строительства являются нарушения. Это несоблюдение земельного законодательства, градостроительных, строительных, архитектурных норм и правил. Которые были установленных на момент начала возведения и действующих на дату выявления нарушения.

Если же решение требует устранения недостатков незаконного объекта или приведение его в соответствие с действующими правилами, то несоблюдение указанных земельных и градостроительных норм и правил влечет и применение административного наказания.

Исключения из правил

Но при этом, согласно указанному выше закону № 339-ФЗ теперь запрещено сносить все самовольные постройки индивидуальных жилых домов, когда:

  • права на эти объекты, жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 1 сентября 2018 года;
  • параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, жилых домов, жилых строений, установленным федеральным законом;
  • эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений.

Легализация самовольной постройки

Действующее российское законодательство предусматривает два способа легализации самовольно возведенной постройки:

  • в административном порядке
  • в судебном порядке

Административный порядок легализации

Административный порядок возможен только для самовольных построек, не нуждающихся в официальном вводе в эксплуатацию.

Примером административного порядка признания прав на самовольную постройку является так называемая «дачная амнистия», предусмотренная законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке…». Для его применения достаточно:

  • заявления на госрегистрацию прав
  • правоустанавливающего документа на землю
  • технического плана строения

При этом, согласно Градостроительного кодекса РФ, получать разрешение на строительство не требуется.

Судебный порядок легализации

Судебный порядок признания прав на самовольную постройку используется в случаях предусмотренных законом, либо в случае гражданского спора о праве и при наследовании самозастроя.

В судебном порядке признание права собственности на самовольную постройку производится в порядке искового производства.

Споры о признании права собственности на самовольную постройку для физических лиц подведомственны судам общей юрисдикции, а для юридических — арбитражным судам.

Подсудность дел зависит от цены иска (стоимости самовольной постройки). Для физических лиц иск до 50 тыс. рублей подается мировому судье, при большей цене — в районный федеральный суд по месту нахождения самовольной постройки.

Для юридических лиц — в арбитражный суд региона, в котором находится самовольная постройка.

Особенности легализации в третейском суде

Кроме того, по желанию и выбору сторон иски по спорам о правах на самовольную постройку, подведомственные арбитражному суду или суду общей юрисдикции, могут быть рассмотрены в третейском суде независимыми арбитрами независимо от места нахождения арбитров или самовольной постройки.

Внимание! Третейский суд вправе разрешить спор о правах на самовольную постройку в случае, если спор вытекает не из публичных, а из гражданских правоотношений спорящих сторон.

Например, истец из Севастополя может предъявить к ответчику из Брянска иск о признании права собственности на самовольную постройку ответчика, расположенную на острове Сахалин. И такой иск вправе будет рассмотреть независимый арбитр из Ростова-на-Дону, например.

Для исполнения такого третейского решения (регистрации права в Росреестре) требуется получение исполнительного листа арбитражного суда или суда общей юрисдикции. Такие исполнительные листы выдаются взыскателю по его заявлению:

  • по месту жительства или месту нахождения должника
  • либо, если его место жительства или место нахождения неизвестно, то по месту нахождения имущества должника — стороны третейского разбирательства
  • по соглашению сторон третейского разбирательства заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда может быть подано в арбитражный суд или в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда
  • либо в соответствующий суд по месту нахождения стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда.

Например, на решение ростовского арбитра относительно права на самовольную постройку на Сахалине заявитель из Севастополя может получить исполнительный лист в соответствующем суде по месту жительства должника — в Брянске или по месту нахождения его имущества — на Сахалине, или по месту нахождения заявителя — в Севастополе.

Если в третейский суд неправильно сформулирован иск и требования заявлены неверно, то с получением исполнительного листа могут возникнуть проблемы.

В таких случаях государственные суды могут отказать в выдаче исполнительного листа. Суд может указать, что независимый арбитраж или не вправе рассматривать эти иски из-за наличия публичного элемента.

Или решение арбитража будет квалифицировано как нарушение основополагающих принципов российского права.

Важно! Поэтому особое внимание при формировании иска следует уделить части 2 ст. 222 ГК РФ, где указано, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Реализация судебных решений о правах на самовольную постройку, вынесенных арбитражным судом или судом общей юрисдикции или третейским судом заключается в регистрации прав в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ

Для этого требуется через территориальный офис Росреестра или МФЦ подать на регистрацию следующие документы:

  • заявление о госрегистрации
  • удостоверение личности заявителя или доверенность на представителя
  • решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции о признании права или решение третейского суда о признании права вместе с определением о выдаче исполнительного листа

При этом надо учитывать, что без исполнительного листа и определения компетентного суда о выдаче исполнительного листа, регистрационные действия на основании третейского решения не производятся.

Таким образом, основанием для регистрации прав на самовольную постройку, признанную третейским судом, является определение госсуда на основании которого выдан исполнительный лист.

Правоприменительная практика

Согласно ст.

 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Таким образом, самовольная постройка обладает любым из перечисленных признаков:

  • оно создано без соответствующего на то разрешения
  • с нарушением градо- и/или архитектурно-строительных норм
  • возведено на непредоставленном земельном участке или построено на участке вопреки его целевому использованию

при условии, что эти признаки были установлены на дату начала возведения постройки и является действующим на дату ее выявления.

То есть, застройщик-нарушитель с самого начала осуществлял строительство с этими нарушениями, знал о них, продолжал такое строительство с нарушениями. Он не исправляя нарушения вплоть до выявления их на любом этапе строительства или его окончания.

Позиции судов

В действующей правоприменительной практике в настоящее время существует несколько позиций когда строение имеет признаки самовольной постройки, а именно:

  • самовольной постройкой может быть признан объект недвижимости, возведенный без согласия собственника земли (определение ВС РФ от 28.06.2016 по делу № 305-ЭС15−6246);
  • основанием для признания сооружения самовольной постройкой является частно-правовое нарушение (когда строительство ведется на земле в отсутствие права на землю). Либо публично-правовое нарушение (когда строительство ведется без необходимых разрешений). Либо содержательное

Источник: https://advokatfap.ru/samovolnaya-postrojka/

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий