Закон об экологии в Российской Федерации
Защита экологии является первоочередной задачей человечества, так как от её состояния зависит здоровье и общее благосостояние людей.
Эти положения установлены Конституцией Российской Федерации, как главные права граждан.
В соответствии с этим в России существует множество законодательных документов, регламентирующих различные сферы деятельности как государства, так и общества с целью охраны окружающей среды.
Какие в РФ есть экологические законы?
Экологическая ситуация в Российской Федерации контролируется большим количеством федеральных законов, правительственных постановлений и других правовых актов, которые призваны не только контролировать состояние окружающей среды и ограничивать деятельность людей с целью предотвращения её загрязнения и нарушения баланса, но также и обеспечивать восстановление природы после климатических и техногенных катастроф. Рассмотрим кратко ряд основных законов из данной сферы:
ФЗ 59 в последней редакции.
Федеральный закон № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”, принятый 23 ноября 1995 года, направлен на соблюдение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Законодательство устанавливает производить в обязательном порядке соответствующую природоохранную экспертизу на стадии сдачи проекта в реализацию, для того чтобы проверить планируемый объект на соответствие экологическим стандартам, и его влияние на окружающую среду. Закон описывает следующие положения:
- Порядок осуществления экологической экспертизы ;
- Правила оформления документации;
- Полномочия президента, правительства и других государственных органов власти в сфере экологии;
- Права граждан при проведении природоохранной экспертизы;
- Финансирование экологических проверок;
Последняя редакция ФЗ 116. Подробности по ссылке:
Федеральный закон № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, принятый 24 июня 1998 года, устанавливает правила обращения с производственными и потребительскими отходами, порядок их утилизации и повторного использования с целью защиты окружающей среды и здоровья населения от вредного воздействия. Закон предусматривает следующие аспекты:
- Общие требования к работе с разными классами отходов;
- Нормирование и учёт в сфере переработки и утилизации отходов;
- Государственный надзор;
- Экономическое регулирование в сфере обращения с отходами;
- Полномочия государства и его субъектов в области переработки и уничтожения отходов.
Федеральный закон № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, принятый 20 марта 1999 года, предназначен обеспечивать благоприятные условия окружающей среды для проживания граждан и защиты их здоровья и жизни. Законодательный документ регулирует следующие сферы:
- Санитарные и эпидемиологические требования для обеспечения безопасной среды обитания и здоровья человека;
- Санитарно-профилактические действия;
- Права и обязанности граждан и организаций в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
- Государственный контроль за соблюдением санитарных и эпидемиологических норм.
Федеральный закон № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”, принятый 4 мая 1999 года, регламентирует деятельность граждан, учреждений и промышленных организаций с целью охраны чистоты атмосферного воздуха и предотвращения его загрязнения. Законодательство устанавливает следующие требования:
- Регламентирование различных видов деятельности, включая хозяйственную, промышленную и другую активность, которая осуществляет выброс веществ в атмосферу;
- Государственный контроль источников вредного воздействия на атмосферный воздух;
- Принципы управления в области защиты атмосферного воздуха;
- Права физических и юридических лиц, а также различных промышленных и хозяйственных организаций в сфере защиты благосостояния воздуха.
Также существует ряд кодексов: земельный, лесной и водный, направленные за защиту данных сфер экологии и регулирующие деятельность в этих областях.
В дополнение к ним созданы узконаправленные федеральные законы, которые контролируют использование отдельных видов природных ресурсов: ФЗ “о животном мире”, ФЗ “О рыболовстве”, ФЗ “Об охоте”, ФЗ “О недрах”, ФЗ “О континентальном шельфе РФ”, а также законодательства об использовании атомной энергии, о водоснабжении и использовании водных ресурсов и другие, которые направлены соблюдать экологический баланс как на территории Российской Федерации, так и на евразийском континенте и планете в целом.
ФЗ №33 в последней редакции 2018 года смотрите по ссылке:
Основным законодательством в сфере экологии в Российской Федерации является Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, определяющий государственную политику в природоохранной сфере с целью обеспечения благоприятных экологических условий для проживания, сохранения биологического разнообразия и природных ресурсов, а также установления правоохранных мер в области защиты окружающей среды и оптимального решения социально-экономических проблем настоящего и будущих поколений.
Об защите прав юридических лиц можно узнать подробнее здесь:
Общие положения закона об экологии
Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 декабря 2001 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 10 января 2002 года.
Закон направлен на обеспечение конституционного права граждан о благоприятной окружающей среде и соблюдение выполнения конституционных обязанностей по защите природы и бережного использования её ресурсов. Законодательством регламентируются взаимоотношения природы и общества, которые возникают при осуществлении промышленных, хозяйских и других видов деятельности, оказывающих влияние на окружающую среду.
ФЗ-7 состоит из 84 статей и 16 глав следующего содержания:
- Глава 1 определяет основные принципы закона, а также классифицирует охраняемые объекты и загрязняющие вещества;
- Глава 2 устанавливает принципы управления и полномочия различных государственных органов власти в сфере защиты окружающей среды;
- Глава 3 предусматривает права и обязанности граждан, организаций и различных объединений в природоохранной сфере;
- Глава 4 описывает особенности экономического обеспечения природоохранных мероприятий и организаций;
- Глава 5 устанавливает экологические нормы для всех видов деятельности, загрязняющих окружающую среду, а также допустимый уровень вредных выбросов;
- Глава 6 определяет порядок оценивания влияния человека и его деятельности на экологию;
- Глава 7 предусматривает требования экологической безопасности для всех видов хозяйственной, промышленной и другой деятельности, воздействующей на окружающую среду, а также описываются правила работы с различными опасными для природы и человеческого здоровья веществами;
- Глава 8 описывает порядок установления статуса зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также работы в данных ограниченных территориях;
- Глава 9 устанавливает статус особых охраняемых природных объектов и природных заповедников, а также меры охраны данных территорий;
- Глава 9.1 отдельно определяет порядок создания лесопарковых зелёных поясов и их защиту от незаконной вырубки;
- Глава 10 предусматривает порядок мониторинга в сфере экологического благополучия;
- Глава 11 определяет правила осуществления государственного надзора в сфере защиты окружающей среды;
- Глава 12 описывает необходимость проведения научных исследований в области экологической безопасности;
- Глава 13 устанавливает правила воспитания экологической культуры;
- Глава 14 предусматривает меры ответственности за нарушение требования настоящего законодательства;
- Глава 14.1 определяет правила ликвидации накопленного ущерба экологии;
- Глава 15 описывает принципы международного сотрудничества в сфере защиты окружающей среды;
- Глава 16 содержит заключительные положения о вступлении закона в силу и поправках других правовых документов в соответствии с настоящим законодательством.
Хозяйственная, промышленная и другие виды деятельности, которые влияют на состояние окружающей среды, должны разворачиваться в соответствии со следующими принципами:
- соблюдение конституционных прав граждан на благоприятное состояние окружающей среды;
- создание благополучных условий для жизнедеятельности населения;
- защита и разумное использование природных ресурсов;
- принцип платного использования объектов окружающей среды и её ресурсов, а также возмещение нанесённого вреда;
- непредвзятый экологический надзор;
- принцип презумпции угрозы экологической безопасности планируемых видов деятельности;
- обязательная оценка воздействия на состояние окружающей среды хозяйственной и других видов человеческой деятельности;
- естественные экологические системы, природные ландшафты и комплексы сохраняются в первую очередь;
- установка допустимого воздействия на экологию при осуществлении хозяйственной и промышленной деятельности;
- уменьшения вредного влияния на окружающую среду в результате человеческой деятельности с помощью введения улучшенных технологий производства;
- обязательное участие в природоохранных мероприятиях всех органов власти и всех граждан государства;
- сохранение биологического разнообразия;
- комплексный подход к защите окружающей среды;
- запрет деятельности, которая негативно воздействует на экологию, и воздействие которой невозможно предвидеть;
- всеобщая доступность достоверной информации об окружающей среде и планируемых мероприятий, связанных с её защитой и восстановлением;
- экологическое образование населения с целью воспитания и формирования экологической культуры.
Сотрудничество с международными природоохранными организациями и объединениями с целью объединения усилий и координирования действий, направленных на охрану окружающей среды.
Какие были внесены изменения?
Последние поправки в законодательстве № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, были сделаны 31 декабря 2017 года. В ходе редактирования были произведены следующие изменения:
Изложена в новой редакции статья 7, предусматривающая полномочия органов местного самоуправления в области защиты экологии. В новом варианте устанавливаются следующие положения:
- местными муниципальными вопросами являются мероприятия по защите и восстановлению окружающей среды;
- местными задачами городского округа являются природоохранные действия в пределах данного округа;
- компетенции местных органов в городах федерального значения и субъектах Российской Федерации могут быть переданы государственным организациям, если существует необходимость сохранить единое городское хозяйство, в соответствии с местными законодательными документами;
- политические субъекты РФ и города федерального значения самостоятельно определяют соответствующими правовыми актами полномочия внутригородских органов самоуправления.
В статье 51, устанавливающей требования к обращению с производственными и потребительскими отходами, во втором пункте об определении опасных отходов было ограничено отходами I-IV классов опасности.
Скачать текст закона об экологической безопасности
Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 “Об охране окружающей среды” рекомендуется скачать документ, содержащий последние изменения, по ссылке.
Также для ознакомления с другими законами об экологической безопасности рекомендуется пройти по следующим ссылкам:
- Федеральный закон № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” — скачать тут.
- Федеральный закон № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” — скачать тут.
- Федеральный закон № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” — скачать здесь.
- Федеральный закон № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” — скачать тут.
Все предоставленные документы содержат актуальные на 2018 год поправки.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
Источник: https://lawlinks.ru/zakon-ob-ekologii/
Изменения в экологическом законодательстве в 2018 г
В 2018 году продолжается большая реформа природоохранного законодательства.
Перечень новых законов и поправок в действующие нормативно-правовые акты, принятые в последние дни 2017 года, вносят существенные изменения в процесс проведения экологической экспертизы и обращения с отходами.
Рассмотрим главные изменения в экологическом законодательстве 2018 года, о которых необходимо знать, чтобы избежать штрафов и санкций со стороны контролирующих органов.
Федеральный закон от 28.12.2017 N 422-ФЗ
Этот закон вносит изменения в ст.14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и ст.12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
В соответствии с этими изменениями, объекты капитального строительства I категории и предприятия, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в воздух, получают год отсрочки на проведение экологической экспертизы проектной документации и разработку обоснования для получения экологического разрешения.
До принятия Федерального закона от 28.12.2017 N 422-ФЗ все компании, осуществляющие хозяйственную и производственную деятельность, связанную с загрязнением атмосферы, должны были до 1 января 2018 года установить системы измерения и учета выбросов в воздух вредных веществ.
Этот закон касался в первую очередь стационарных источников загрязнения атмосферы – газодобывающих компаний, нефтеперерабатывающих комплексов, предприятий, производящих минеральные удобрения и т.д.
В соответствии с принятыми изменениями, срок установки специального оборудования для учета выбросов откладывается до 1 января 2019 года.
Еще одно изменение – отмена обязательного проведения экологической экспертизы при осуществлении капитального ремонта объектов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. В соответствии с новым законом отменено требование передачи документов на экологическую экспертизу федерального и регионального уровня при планировании капитального ремонта.
Федеральный закон от 30.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Этот законодательный акт меняет правила регулирующие оборот отходов на предприятиях и обращение твердых коммунальных отходов (ТКО). Также был изменен порядок расчета суммы экологических платежей, которые предприятие вносит в бюджет в качестве компенсации за негативное воздействие на окружающую среду.
Главное нововведение касается компаний, занимающихся деятельностью по обращению с отходами I-IV класса.
Теперь можно получить лицензию на обращение сразу группы или подгруппы отходов, а не на один конкретный вид. Кроме того, принятый закон по-новому трактует термин «сбор отходов».
Под эту категорию теперь подпадают только предприятия, занимающиеся обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов.
Федеральный закон N 503-ФЗ возлагает новые обязательства на органы местного самоуправления, которые теперь занимаются размещением площадок накопления ТКО.
Также местные власти обязаны вести общий реестр всех мест накопления твердых коммунальных отходов.
В этом документе указывается место расположения, информация о собственниках, общие технические характеристик ТКО и перечень источников отходов, которые используют площадку для складирования своих отходов.
В соответствии с ФЗ N 503 платежи за негативное воздействие на окружающую среду (ПНВОС) при размещении ТКО за 2016 и 2017 годы взыматься не будут.
Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»
В этом распоряжении приводится перечень товаров и материалов для упаковки выпускаемой продукции, которые подлежат обязательной утилизации. Всем товарам присваивается код товара (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и код по ТН ВЭД ЕАЭС.
Если нормативы по утилизации выпущенных товаров и упаковки предприятием не выполняются, начисляется экологический сбор. Сумма этого платежа должна соответствовать расходам на создание мощностей по утилизации товаров и упаковки.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2017 N 1690 «О внесении изменений в ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности»
Этим постановлением устанавливаются ставки платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Ставка для каждого водного объекта определяется в рублях за 1 тыс. кВт·ч электроэнергии. Постановление вступило в силу с 1 января 2018 г.
Источник: https://ecobez.ru/izmenenija-v-jekologicheskom-zakonodatelstve-2018/
Актуальные изменения природоохранного законодательства за 2017 год: что нужно знать экологу | Центр профессионального образования
На вебинаре будут рассмотрены:
- Новая Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года.
- Проблемы внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в 2018 году. Новые информационно-технические справочники (ИТС) по НДТ.
- Изменение правовых норм Федерального закона «Об охране окружающей среды. Перенос срока внедрения автоматических средств измерений на источниках объектов I категории. Изменение правовых норм в отношении благоустройства территории.
- Обзор изменений норм законодательства в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду и возмещения вреда, причиняемого окружающей среде.
- Основные изменения законодательства в области государственного экологического надзора. Мероприятия по надзору без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Риск-ориентированный подход. Проверочные листы.
- Новые правовые нормы, регулирующие земельные отношения. Особенности применения требований охраны окружающей среды при использовании и охране земель различных категорий. Экологизация лесного законодательства.
- Изменения законодательства в области нормирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Новые правила эксплуатации пылегазоулавливающих установок. Обновление ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
- Изменения водного законодательства (в части договорных отношений по поводу водопользования) и законодательства о водоснабжении и водоотведении (в части обязательств абонентов централизованных систем водоотведения и охраны окружающей среды).
- Изменения законодательства в области обращения с отходами. Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ. Уточнение понятий в области обращения с отходами. Изменения в условиях лицензирования деятельности в области обращения с отходами. Новые полномочия Российской Федерации (в отношении территориальных схем обращения с отходами и установления правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) и органов местного самоуправления (в отношении мест накопления ТБО и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО). Установление требований к местам накопления отходов. Уточнение требований территориальной схемы обращения с отходами, порядка расчета и уплаты экологического сбора, полномочий региональных операторов по обращению с ТКО. Проблемы реализации норм по обращению с ТКО.
- Новые подзаконные правовые акты в области обращения с отходами. Определение перечня видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. Новые акты Правительства РФ в отношении готовых товаров и упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
На вебинаре с точки зрения инженера-эколога и юриста будут рассмотрены:
- нюансы правоприменения, в том числе в свете новых принятых норм;
- конкретные случаи по заявкам участников вебинара;
- «безвыходные» ситуации;
- подводные камни нового законодательства и его реализации на практике
Целевая аудитория
- руководители и специалисты экологических служб предприятий, специалисты, осуществляющие профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды;
- технические руководители и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Результат для слушателей
Участники вебинара смогут:
- Получить обобщенную и конкретную информацию по изменениям природоохранного законодательства за 2017 год и последствиям, к которым данные изменения могут привести.
- Понять свои обязанности и скорректировать свои действия в связи с вступлением в силу новых требований экологического законодательства и принятием новых правовых норм в 2017 году
- Задать свои вопросы лектору и получить на них ответы
Лекторы:
Бабина Юлия Витальевна – докт.экон.наук, профессор, аудитор-эколог АЭА «Национальная экологическая аудиторская палата», ведущий научный сотрудник отдела проблем природопользования Института географии РАН;
Дудникова Алла Геннадьевна – заместитель генерального директора ООО «ЭКОТИМ» по правовым вопросам, член Ассоциации европейского бизнеса, инженер-эколог, юрист.
Источник: http://webinar.paradigma.center/product/aktualnye-izmeneniya-prirodoohrannogo-zakonodatelstva-chto-nuzhno-znat-ekologu/