Нормативно-правовые акты, регламентирующие внутренние перевозки грузов
Введение……………………………………………………………………………………2
Транспортное законодательство…………………………………………………………2
Транспортная документация……………………………………………………..………5
Перевозка грузов железнодорожным и автомобильным транспортом…………….…10
Заключение…………………………………………………………………………….…15
Список использованной литературы и нормативных актов……………………..……16
ВВЕДЕНИЕ
Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.
В настоящее время развитие и совершенствование транспортного законодательства в нашей стране осуществляется несколько своеобразно. Гражданский кодекс Российской Федерации в гл.40 определяет и регулирует лишь наиболее важные, принципиальные положения, касающиеся перевозок грузов, пассажиров, а также иных транспортных обязательств.
Эти положения должны обязательно учитываться действующим транспортным законодательством, независимо от того, включены они в транспортные кодексы и уставы или нет. Так, они нашли свое отражение в принятых Воздушном кодексе Российской Федерации (1997 г.,), Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.
,), Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.,), Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.,). В то же время сохраняют силу кодификационные акты транспортного законодательства, принятые в период существования СССР, например Устав автомобильного транспорта (1969 г.,).
Он применяется в части, не противоречащей положениям гл.40 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующему законодательству, и будет иметь силу до принятия нового устава.
Вместе с ними продолжают действовать нормативные акты, изданные в их развитие, — Правила перевозок грузов, пассажиров, инструктивные указания Государственного арбитража СССР по вопросам, имеющим отношение к транспорту.
ТРАНСПОРТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ЕГО СИСТЕМА И СТРУКТУРА
В силу определенных причин в процессе своего становления и развития транспортное законодательство сложилось в более или менее четкую систему нормативных актов, сгруппированных по сферам деятельности (перевозки грузов железнодорожным, морским, речным, воздушным, автомобильным транспортом, перевозка пассажиров и т.д.).
Система транспортного законодательства может быть подразделена на горизонтальную и вертикальную структуры.
В основе первой лежат горизонтальные связи между элементами системы транспортного законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования.
Для вертикальной же структуры транспортного законодательства характерна взаимосвязь законодательного материала по другому признаку — по вертикальным, иерархическим связям между его элементами, по отношениям субординации.
По своему содержанию акты, входящие в горизонтальную и вертикальную структуры системы транспортного законодательства, делятся на кодификационно-комплексные и простые.
К кодификационно-комплексным актам относятся такие акты, которые имеют своим предметом разнородные общественные отношения, что предполагает использование двух или нескольких юридических методов.
Примером таких актов являются транспортные уставы и кодексы.
Простыми являются такие акты, которые не противоречат кодификационным актам и могут лишь уточнять, дополнять и конкретизировать их.
Например, такими актами на транспорте являются Правила перевозок грузов и пассажиров, действующие на каждом виде транспорта, которые уточняют и конкретизируют положения, закрепленные в транспортных уставах и кодексах.
В основе горизонтальной структуры транспортного законодательства лежит система законодательных актов, отличающихся большим разнообразием по содержанию и форме.
Она регулирует вопросы, которые касаются всех видов транспорта (железнодорожного, речного, морского, воздушного, автомобильного).
В эту систему входят законодательные акты самого высокого уровня: законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также акты об отдельных видах транспорта (железнодорожно-транспортное законодательство, внутренневодное транспортное законодательство, морское транспортное законодательство, воздушно-транспортное законодательство, автомобильно-транспортное законодательство).
Систему указанных актов возглавляет Гражданский кодекс Российской Федерации, гл.40 которого посвящена перевозке грузов и пассажиров.
В статьях 784-800 ГК РФ регулируются положения, являющиеся общими для всех видов транспорта: понятие договора перевозки грузов и пассажиров; вопросы ответственности за утрату, порчу, недостачу и повреждение груза или багажа; порядок предъявления претензий и исков и т.д.
В систему актов данной структуры входят также постановление Верховного Совета РСФСР от 3 октября 1990 г. «О неотложных мерах по улучшению обеспеченности транспортом общего пользования РСФСР», Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 г.
№ 750 «О государственном обязательном страховании пассажиров»; Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 1 996 г. № 382 «О совершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации» (с изменениями от 9 июля 1997 г); постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г.
№ 411 «О государственной поддержке функционирования транспорта в Российской Федерации в 1992 году»; постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г.
№ 184 «О мерах по обеспечению сохранности перевозимых грузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте»; постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30 августа 1993 г.
№ 876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году» (с изменениями от 26 июня и от 4 августа 1995 г., от 12 февраля 1996 г); постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 466 «О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации» и целый ряд подобных актов.
Особенностью этих актов является то, что в них регулируются положения, касающиеся всех видов транспорта.
В системе горизонтальной структуры транспортного законодательства следует выделить законодательство, которое регулирует непосредственно вопросы об отдельных видах транспорта.
Оно состоит из актов об управлении транспортными министерствами и ведомствами, их компетенции, структуре. В эту систему входят также кодификационно-комплексные акты, содержащие не только гражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права.
К ним следует отнести все транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время на территории нашей страны. Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г.; Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации 2001 г.
; Воздушный кодекс Российской Федерации 1997 г.; Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации 1999 г.; Устав автомобильного транспорта 1969 г.
Каково же соотношение этих кодификационных актов с Гражданским кодексом Российской Федерации?
В соответствии со ст.2 ГК РФ гражданским законодательством регулируются договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения, т.е. Гражданский кодекс по своей сути является актом, имеющим в определенной части общее значение для кодификационно-комплексных транспортных актов.
Вместе с тем следует иметь в виду, что Гражданский кодекс — отраслевой (гражданско-правовой) кодификационный акт, а Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Устав железнодорожного транспорта, Кодекс внутреннего водного транспорта — кодификационные акты комплексного характера, содержащие не только гражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права. Гражданский кодекс приобретает, например, для Кодекса торгового мореплавания в соответствующей его части общее значение, согласно прямому указанию на это в ст.1 Кодекса торгового мореплавания. Хотя указание, аналогичное ст.1 Кодекса торгового мореплавания, отсутствует в других кодификационных транспортных актах, фактически они находятся в таком же положении в силу существующей логической и системной связи между ними и Гражданским кодексом.
В основе вертикальной структуры системы транспортного законодательства лежит иерархическое построение его нормативных актов.
Федеральное транспортное законодательство представляет собой единую взаимосвязанную подсистему гражданского законодательства.
Ее составными элементами являются важнейшие акты, регулирующие транспортные отношения на всех видах транспорта.
Как правило, эти акты принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
Во главе отдельных системных образований транспортного законодательства стоят крупные кодификационные акты. Это транспортные уставы и кодексы.
Остальные акты, входящие в эту систему, регулируют более частные вопросы и находятся в иерархической зависимости от такого крупного акта, хотя и принимаются и утверждаются одним и тем же органом.
Особенно четко это можно проследить при изучении иерархического строения системы актов, регулирующих отношения на железнодорожном, морском и воздушном транспорте.
ТРАНСПОРТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Обобщенный перечень документов, сопровождающих груз:
- Товарно–транспортная накладная
- Счет-фактура
- Акт загрузки автотранспортного средства
- Сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение
- Карантинный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение
- Сертификат о происхождении
- Доверенность на перевозку
- Накладные
- Сводные ведомости (перечень мест, поштучный перечень продукции с заводскими номерами).
Товарно-транспортная накладная — документ, подтверждающий заключение договора перевозки, характеризующий перевозимый груз, место его погрузки и разгрузки, протяженность маршрута перевозки и содержащий отметки грузоотправителя и грузополучателя.
Будучи основным документом на перевозку груза, товарно-транспортная накладная также служит основанием:
• для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя;
• для оприходования этих товарно-материальных ценностей у грузополучателя;
• для учета транспортной работы и других услуг, предоставляемых транспортным предприятием для грузоотправителей и грузополучателей;
• для проведения расчетов между транспортным предприятием и его клиентурой за предоставленные услуги.
Товарно- транспортная накладная содержит следующие данные:
• дата и место составления накладной;
• наименование и адрес отправителя груза;
• наименование и адрес перевозчика;
• дата и место принятия груза;
• место, предназначенное для доставки (место назначения);
• наименование и адрес получателя груза;
• общепринятое обозначение характера груза и род его упаковки, а в случае перевозки опасных грузов — их обычно принятое обозначение;
• вес груза брутто или выраженное в других единицах измерений количество груза;
• число грузовых мест, наличие их специальной маркировки нумерация мест;
• платежи, связанные с перевозкой (провозные платежи, дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы), и другие платежи, взимаемые с момента заключения договора перевозки и до момента сдачи груза получателю;
• сведения о наличии инструкций, требуемых для выполнения процедуры таможенного оформления и других процедур.
Товарно-транспортная накладная может содержать также дополнительные данные:
• указание, что перегрузка в процессе перевозки не разрешается;
Источник: http://freepapers.ru/98/normativnopravovye-akty-reglamentirujushhie-vnutrennie-perevozki/111426.721308.list1.html
Акты в транспортном праве
Определение 1
Акт в переводе с латинского означает документ или официальный документ. Таким образом, под актом понимается официальный документ, издаваемый компетентным на то органом.
Юридические акты издаются специализированными государственными органами, а также должностными лицами, в пределах их компетенции.
Например, соответствующие органы могут создать указ, постановление, или даже закон.
Необходимо отметить, что данные документы имеют обязательную юридическую силу, что означает, что они обеспечивается силой принуждения государства.
Замечание 1
В акте возможно установление прав и свобод человека и гражданина, физических и юридических лиц. Он обеспечивает исполнение отдельных положений правопорядка и законности, дисциплины в государстве.
Исполнение актов обеспечивается принудительной силой государства. За неисполнение норм, указанных в актах, следует определенный вид ответственности:
- административная;
- уголовная;
- гражданская;
- конституционная и так далее.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Акт всегда издается в письменном виде уполномоченным на то органом власти, к компетенции которого данное положение относится. Сила юридического акта в первую очередь зависит от того, какой орган власти принял данный акт.
Акты, которые издаются нижестоящими органами, должны соответствовать актам вышестоящих органов по принципу иерархии. Право издавать законы имеют не любые лица, а лишь те, правотворческая функция на кого возложена законодательным органом.
В системе правотворческих органов также определяется место соответствующего органа, исходя из этого, определяется сила нормативного акта.
Выделяют помимо акта нижестоящих органов и вышестоящих органов акты гражданского состояния. В частности, это сведения о рождении детей, регистрации смерти или брака, а переменных имен и фамилий, о случаях разводов, усыновление или удочерение.
Акты транспортного права
Изменения, которые произошли в нашей стране, мы затронули различные правовые аспекты, коснувшись, в том числе, и транспортной системы.
Изменилась не только системой и структурой или управления, но и нормативная база, регулирующая транспортные правоотношения.
Если раньше управление транспортом характеризовалось больше наличием административных правоотношений, то на сегодняшний день всё строится на рыночных отношениях.
Совершенствование правовой основы способствует также совершенствованию и улучшению деятельности транспорта, повышению качества оказываемых в данной сфере услуг.
Очевидно, что транспорт и его функции нужны любому государству, особенно в условиях развития рыночных отношений.
Подобная ситуация актуальна и связана с тем, что любым торговым субъектам необходимо перемещение товаров от поставщика к покупателю, в связи с чем многие пользуются услугами общественного транспорта.
Так как данная деятельность стала особо актуальной, ее необходимо было узаконить. Поэтому и возникла целая отрасль права, отвечающая за данную задачу.
Главным в списке актов транспортного права является Конституция РФ, выступающая в качестве главного закона нашей страны и юридической базы для развития данной отрасли права.
Также нормы Конституции РФ закрепляют в статье 15 приоритет норм международного права по отношению к национальному законодательству. Однако это не означает, что нормы международного права являются высшими на территории нашего государства.
В частности, Конституция преобладает перед любыми нормами международного права, обладает приоритетом перед ними. Это ставит международные договора на второе место после Конституции.
Поэтому международные акты, регламентирующие положения, касающиеся транспорта, будут стоять на втором месте в системе иерархии актов.
Замечание 2
Важную роль среди актов транспортного права играет Гражданский кодекс РФ. В частности, он регламентирует положение относительно перевозки грузов и багажа, пассажиров, вопросы ответственности сторон, в том числе в случае возникновения каких-либо конфликтных ситуаций.
Периодически Президент Российской Федерации также выпускает отдельные акты, регулирующие транспортную сферу и транспортную деятельность в целом.
Немаловажное значение играют также акты Правительства РФ, различные министерства и ведомства, которые разрабатывают нормативные акты в данной сфере.
Например, ими разрабатываются инструкции по перевозке отдельных видов грузов и так далее.
Таким образом, можны выделить следующие виды актов:
- Конституция РФ;
- федеральные законы;
- иные нормативные акты.
Подзаконные акты
Вопросы правового регулирования транспорта отнесены к ведению Российской Федерации в статье 71 Конституции РФ. Это означает, что лишь федеральные органы могут издавать основные нормативные акты в сфере транспорта.
Например, деятельность транспорта регламентируется различными уставами и кодексами, которые также выступают в качестве актов и источников транспортного права. Например, существует Железнодорожный устав, регламентирующий вопросы перевозок пассажиров и грузов.
Замечание 3
Специализированными актами также урегулирована деятельность морского и автомобильного транспорта, воздушного транспорта. Однако все указанные положения регулируются в большей степени нормами Гражданского кодекса РФ.
Немаловажное значение играют акты Министерства транспорта.
В частности, им регулируются такие положения, как вопросы перевозок грузов, актуальный вопрос продажи билетов, установление тарифов и такс на транспорте, процесса выдачи накладных и оформления, установление специальных разрешений на перевозку тех или иных грузов, в том числе и на перевозку их за территорию страны, а также ответственность за нарушение указанных положений.
Также сюда можно отнести такие акты, которые не закреплены нормами действующего законодательства, однако оказывает важное влияние. Например, это деловые обычаи, то есть негласно действующие правила. Для них отсутствует регламентация в нормативно-правовой базе, однако все они используются субъектами транспортного права.
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/transportnoe_pravo_i_ego_vidy/akty_v_transportnom_prave/