Характерные черты ненормативного правового акта:
-
-
адресован конкретному лицу;
-
одержит обязательные для этого лица правила поведения.
-
Например,требование уплатить налог, пени, штраф;предписание о прекращении нарушенийтребования закона; решение о предоставленииземельного участка и т.п.
Ненормативныйправовой акт может быть оспорен нетолько лицом, которому он адресован, нои лицом, чьи права нарушены принятиемэтого акта. Ненормативный правовой актможет незаконно возлагать какие-либообязанности либо создавать препятствиядля осуществления предпринимательскойи иной экономической деятельности.
Подача заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными
Производствопо этим делам возбуждаетсяна основании заявления заинтересованноголица, обратившегося в арбитражный судс требованием о признании недействительныминенормативных правовых актов или опризнании незаконными решений и действий(бездействия) указанных органов и лиц.
Ст.198 АПКРФ устанавливает, что правом на обращениев арбитражный суд с заявлением о признанииненормативных правовых актовнедействительными, решений и действий(бездействия) незаконными обладают:
-
- граждане, организации и иные лица;
- прокурор;
- органы, осуществляющие публичные полномочия.
Заявленияо признании ненормативных правовыхактов недействительными, решений идействий (бездействия) незаконнымирассматриваются в арбитражном суде,если их рассмотрение в соответствии сфедеральным законом не отнесено ккомпетенции других судов.
Заявлениеможет быть подано в арбитражный суд втечение 3 месяцев содня, когда гражданину, организации сталоизвестно о нарушении их прав и законныхинтересов, если иное не установленофедеральным законом. Пропущенный поуважительной причине срок подачизаявления может быть восстановленсудом.
Согласност. 199 АПК РФ заявление о признанииненормативного правового актанедействительным, решений и действий(бездействия) незаконными должносоответствовать требованиям,предусмотренным ст.125 Кодекса
Походатайству заявителя арбитражный судможет приостановить действие оспариваемогоакта, решения в порядке, предусмотренномгл. 8 АПК РФ.
Заявление,поданное с соблюдением всех требований,принимается арбитражным судом кпроизводству, о чем выноситсясоответствующее определение.
Копииопределения направляются лицам,участвующим в деле. Нарушение порядкаподачи заявления влечет оставлениезаявления без движения или его возвращение(ст. 128, 129 АПК РФ). После принятия заявленияк производству судьей производятсядействия по подготовке дела к рассмотрению(гл. 14 АПК РФ).
Рассмотрение заявлений по делам об оспаривании ненормативных правовых актов
Установленыследующие правила рассмотрения заявленияпо делам об оспаривании ненормативныхправовых актов, решений и действий(бездействия) государственных органов,органов местного самоуправления, иныхорганов и должностных лиц:
-
данная категория дел рассматривается судьей единолично, арбитражные заседатели не могут быть привлечены к рассмотрению этих дел (ст. 17 АПК РФ);
-
срок рассмотрения — не более 3 месяцев (не более 10 дней — по делам об оспаривании решений и действий судебного пристава-исполнителя) с момента поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если федеральным законом не установлен иной срок (ст. 200 АПК РФ);
-
дело может быть рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, если арбитражный суд не признал их явку обязательной.
Арбитражный суд может признать обязательной явку представителей государственных органов, органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.
-
при рассмотрении дел этой категории арбитражный суд должен установить наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия (бездействие), а также установить, нарушают ли оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
-
обязанность доказывания обстоятельств, связанных с оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) (соответствие их закону, наличие полномочий и оснований для их принятия, совершения), возлагается на соответствующие орган или лицо. Арбитражный суд может истребовать названные доказательства по собственной инициативе.
Ст.201 АПК РФ решениепо делу об оспаривании ненормативныхправовых актов, решений и действий(бездействия) органов, осуществляющихпубличные полномочия, должностных лицпринимается арбитражным судом поправилам, установленным в гл.20 Кодекса.
Порезультатам рассмотрения арбитражныйсуд принимает следующие решения:
-
- о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;
- об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Решенияарбитражного суда по делам об оспариванииненормативных правовых актов, решенийи действий (бездействия) органов,осуществляющих публичные полномочия,должностных лиц подлежатнемедленному исполнению,если иные сроки не установлены в решениисуда.
Содня принятия решения арбитражного судао признании недействительным ненормативногоправового акта полностью или в частиуказанный актили отдельные его положения не подлежатприменению
Источник: https://StudFiles.net/preview/5662278/page:53/
Нормативно-правовой акт (НПА) – ключевой источник права
Нормативно правовой акт – это обладающий безоговорочной силой документ субъекта права официального порядка и определённой формы.
Он принимается различными органами: государственного или местного значения, должностными лицами.
Посредством НПА регулируются общественные отношения. Легитимность документа неоспорима и защищена государством.
В каждой стране существует единая система НПА. Хотя единого определения, как такового, нет.
- Понятие и признаки НПА
- Признаки (общие черты) НПА
- Особенности НПА
- Виды НПА
- Законы
- Стадии правового нормотворческого процесса
- Особенности подзаконных актов
- Ненормативный правовой акт
Понятие и признаки НПА
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,
как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:
8 (499) 703-15-47 — Москва
8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург
или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!
Все консультации у юристов бесплатны.
Все нормативные акты соответствуют определённой форме и процедуре принятия. НПА способен устанавливать, отменять, изменять юридические параметры права. Как предписание общего назначения, понятие такого акта распространяется на определённый вид отношений (а не на одно отдельно взятое).
Полезно знать: вся система законодательства представлена правовыми актами.
Задача НПА – сохранение информации правового направления, распространение её среди адресатов; осуществление правового регулирования, реагирования на насущные потребности общества.
Принятие НПА осуществляется:
- правотворческим органом государства;
- должностными лицами;
- органом муниципального значения;
- посредством референдума на основании законодательной процедуры;
- товариществом, другими социальными структурами.
Признаки (общие черты) НПА
Отдельные авторы выделяют различные признаки НПА.
Можно вычленить общие признаки, отмечаемые практически всеми:
- многократность применяемых государственных правил, обязательных для всех;
- установленный властью страны порядок их законного издания;
- содержание бесспорных (для неопределённого круга людей) правовых норм;
- направленность на установку, отмену, существенное изменение правоотношений;
- принцип иерархичности;
- строго установленная системность;
- властный характер (издаётся государством).
Особенности НПА
При издании, применении, распространении документов учитываются определённые особенности:
- Документы обладают силой юридически обоснованного характера.
- Прекращают, изменяют существующие правоотношения либо регулируют вновь созданные.
- Издаются конкретным образом. Оформляются официально с учётом особой структуры, обязательных реквизитов.
- В РФ акты распространяются на определённую территорию, срок, круг лиц
- Принимаются органами государственных структур (местных, локальных), народным волеизъявлением.
- Нарушение норм НПА приводит к юридической ответственности.
Действие НПА осуществляется по признакам:
- пространство действия;
- время;
- круг людей.
По этим и другим признакам различаются акты.
Виды НПА
Классификация НПА осуществляется по разным критериям:
Критерий классификации | Виды |
По характеру юридической силы | Законы, подзаконные акты |
По особенностям процедуры принятия | Принимаются коллективно государственным органом,основываются на единоначалии |
По субъекту правотворчества | Исполнительного, правоохранительного характера, контрольно-надзорный, другие |
По области действия | Федеральные документы, акты субъектов РФ, местного, локального типа |
По времени действия | Временные, неопределённо длительные |
По волеизъявлению | Право изменяющие, право устанавливающие, право прекращающие |
Нормативные акты подчинены принципу иерархии, а именно: нижестоящие правовые источники не противоречат вышестоящим.
Иерархия НПА:
- Основной закон (Конституция РФ).
- Законы федерального масштаба.
- Указы руководителя государства.
- Правительственные постановления.
- НПА министерств, ведомств.
По одной из основных градаций НПА делятся на группы законов и подзаконных актов. Те и другие тесно связаны общей концепцией.
Законы
Принятые решением законодательного органа документы высшей силы для координации отношений в обществе, называются законами.
Они являются отражением воли народа по темам государственного устройства, проблемам экономики, культурного развития, политики.
Важно понимать: Законы первичны, их юридическая сила признаётся наивысшей.
Законы существуют конституционные (иначе их называют базовыми) и обыкновенные. Конституционные нормы закрепляют государственные принципы, считаются нормативной основой законодательства.
Конституция РФ — основной правовой документ, устанавливающий законодательные принципы нормотворческого регулирования. Она предусматривает разработку федеральных законов.
Признаки закона:
- это главнейший (ведущий) источник права;
- принимается в определённом порядке;
- осуществляет регулирование значимых отношений в обществе;
- он наделён наивысшей юридической силой.
Стоит отметить: текущие законы, которые официально утверждаются Госдумой страны, имеют силу на всей её территории. Нормативные акты, созданные субъектами РФ, действительны соответственно на территории данных субъектов.
По правилам нормотворчество должно пройти несколько стадий:
- Внесение проекта на рассмотрение в Госдуму.
- Его рассмотрение.
- Принятие закона Госдумой.
- Утверждение документа Советом Федерации.
- Подписание Президентом страны.
- Обнародование (опубликование).
Вступившим официально в силу закон считается с момента опубликования.
Закон, обладающий наивысшей силой, осуществляет первичное регулирование отношений в обществе. Вторичное же урегулирование осуществляется подзаконными актами.
Особенности подзаконных актов
Подзаконный НПА является вторичным документом, который во всём соответствует закону.
Он служит конкретизации, детализации закона, обеспечению его действия.
При возникновении противоречия в приоритете оказывается закон согласно принципу иерархии.
Примите во внимание: подзаконные акты создаются разными компетентными органами на основании существующих законов.
НПА регистрируются в Министерстве юстиции по завершении правовой экспертизы и публикуются официально. Не опубликованные акты теряют юридическую силу.
Ненормативный правовой акт
На практике не всегда можно применять нормативные акты к отдельному конкретному лицу.
Ненормативный акт является решением, принятым должностным лицом, органом управления государственного либо местного. Он может иметь одноразовое действие, относиться к определённому лицу.
Пример ненормативного акта: документ о решении налоговой инспекции о нарушениях и привлечении к ответственности. Документ составляется в определённой форме, адресуется определённому лицу, содержит конкретные требования.
Обратите внимание: ненормативный правовой акт может быть признан недействительным в арбитражном суде.
В России не применяется обратная сила законных решений, то есть их действие не распространяются на обстоятельства, имеющие место до вступления в силу конкретного закона.
НПА (расшифровка выше) – распространённая форма российского права. Это понятие постоянно развивается. НПА позволяют всем гражданам быть сопричастными к деятельности государства, обязывает подчиняться его предписаниям, ограничениям, запретам.
Смотрите видео, в котором разъясняется система нормативно правовых актов в России:
Внимание!
В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите вопрос в форме ниже:
Источник: https://sovetnik.guru/grazhdanskoe-pravo/normativno-pravovoj-akt-eto.html
Понятие и виды правовых актов. Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов
Правовые акты — это официальные документы компетентных государственных органов, направленные на достижение каких-либо юридических последствий.
Общие признаки правовых актов:
- исходят от государства, связаны с его властными полномочиями;
- являются обязательными для исполнения лицами, к которым они адресованы;
- влекут юридические последствия, т.е. влияют на права и обязанности субъектов;
- поддерживаются силой государственного принуждения.
Виды правовых актов в зависимости от порождаемых юридических последствий:
- нормативно-правовые акты (НПА) — направлены на установление, изменение или отмену норм права;
- акты толкования (интерпретационные) — направлены на разъяснение норм права;
- акты применения права (или правоприменительные, индивидуально-правовые) — направлены на реализацию предписаний правовых норм.
Необходимо строго различать правоприменительные акты, нормативные акты и акты толкования норм права.
Нoрмативный правовой акт
Нoрмативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
- Позвонить:
- По всей России: +7 (800) 350-73-32
Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы:
- законы;
- подзаконные акты.
- Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
- федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
- федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
- законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
- указы Президента РФ (высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты);
- постановления Правительства РФ (акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами);
- приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов (регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры);
- решения и постановления местных органов государственной власти;
- решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
- нормативные акты муниципальных органов;
- локальные нормативные акты (нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации, например, правила внутреннего трудового распорядка).
Правоприменительный акт
Правоприменительный акт — один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.
Характерные признаки правоприменительных актов:
- имеют индивидуально-определенный характер, т.е.
относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
- являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
- не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;
- выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
- исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
- обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.
Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные «казенные бумаги» выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.
Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:
- обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);
- иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.
Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов
Часто смешивают нормативные и индивидуально-правовые акты.
Действительно, между ними много общего:
- оба они носят категоричный и властный характер, поддерживаемый силой государственного принуждения к исполнению имеющихся в них предписаний;
- их издает (принимает) строго определенный круг специально на то уполномоченных лиц;
- они имеют четкую структуру и атрибутику, нарушение требований которой делает их недействительными;
- они напрямую регулируют общественные отношения;
- имеют одинаковую направленность на упорядочение отношений, укрепление законности и обеспечения правопорядка и др.
Отличительные черты (характерные признаки) правоприменительного акта указаны выше.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-vidi-pravovich-aktov-sootnoshenie-normativnich-pravovich-i-pravoprimenitelnich-aktov
Нормативно — правовой акт: понятие и классификация
Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.
НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.
Понятие и признаки нормативно-правового акта
НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.
Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:
- направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
- создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
- имеет официальный характер;
- это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
- наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
- наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
- дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
- правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
- содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
- имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
- имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
- его исполнение гарантируется принудительной силой государства.
Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Призыв на военную службу», в которой изложены основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Или посмотрите ЗДЕСЬ, как зарегистрироваться по месту пребывания.
Классификация нормативно-правовых актов
Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:
- По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
- государственный орган;
- общественные организации;
- народ (референдум).
- По сфере их распространения:
- федеральные НПА;
- акты субъектов РФ;
- акты муниципальных органов;
- локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
- По времени их действия:
- акты, принятые на неопределенное длительное время;
- акты временные (на определенный период).
- По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.
В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.
По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.
Подзаконные акты
Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.
Виды подзаконных актов:
- Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
- Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
- Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
- Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.
- Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.
- Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).
Акты судебной власти
Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.
Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.
Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).
Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.
Источник: https://legalmap.ru/articles/kp/norma/npa-ponyatie/