Межбюджетные трансферты понятие формы условия предоставления

В этой статье:

Что такое межбюджетные трансферты – определение и понятие — Юридический справочник бизнеса

Межбюджетные трансферты понятие формы условия предоставления

В каждой стране есть территории с различным уровнем развития – как менее, так и более развитые. Для того чтобы обеспечить их равномерность, используются разные виды межбюджетных трансфертов.

В федеративных странах, к которым относится Россия, эффективная компенсация неравномерного развития регионов обеспечивается за счет системы управления, которая включает в себя не только центральные и местные органы власти, но и промежуточные звенья управления, осуществляющие полномочия в пределах конкретных субъектов федерации.

Таким образом, межбюджетные трансферты являются действенным инструментом перераспределения финансовых ресурсов между всеми регионами государства для обеспечения равномерного развития его территорий.

Функции межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты бывают нескольких видов.

Но все они используются для достижения следующих целей:

  • для устранения диспропорций между районами страны и ликвидации социальной напряженности, связанной с временными финансовыми спадами;
  • для возмещения бюджетов регионов, развитых меньше, и компенсации денежных средств, направленных на обеспечение выполнения задач общегосударственного значения;
  • для устранения недостатков системы налогообложения.

Можно утверждать, что межбюджетные трансферты являются важнейшей частью бюджетной системы, поскольку ежегодно у вышестоящих органов власти возникает потребность в утверждении отчислений в нижестоящие бюджеты для сбалансированности их доходов и расходов.

Формы межбюджетных трансфертов

Порядок распределения финансовых ресурсов между регионами и основные виды трансфертов закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Согласно этому документу, основными формами трансфертов являются субсидии, дотации, субвенции и иные межбюджетные трансферты.

Субсидии

Предоставляются территориальным единицам (субъектам РФ) на безвозмездной основе для компенсации расходов местных фондов, или иными словами, для софинансирования затратных обязательств для выполнения задач, определенных законодательством РФ и ее субъектов. К примеру, субсидии могут выдаваться на развитие социальной инфраструктуры регионов.

Субсидии могут выделяться из Федерального фонда софинансирования расходов или из резервных фондов правительства России.

Дотации

Предоставляются на безвозмездной основе (не требующей возврата), при этом их назначение заранее не определено.

Дотации, полученные субъектом РФ, могут быть использованы им по собственному усмотрению.

Дотации выделяются из Федерального фонда финансовой поддержки, который формируется исходя из наименьшего уровня обеспеченности финансовыми ресурсами регионов РФ. Сумма выделяемых дотаций рассчитывается и утверждается отдельно на каждый финансовый год. Эти средства позволяют уменьшать диспропорции в развитии регионов России.

Субвенции

Предоставляются бюджетам субъектов РФ для восполнения расходов, которые связаны с исполнением муниципальными образованиями функций центрального аппарата. Выделяются из Федерального фонда компенсаций. Распределение средств из данного фонда осуществляется на основании требований нормативно-правовых актов.

Субвенции, как и субсидии с дотациями, предоставляются на безвозмездной основе.

При этом субвенции и субсидии имеют целевой характер и отличаются лишь по объему финансирования (субвенции компенсируют целевые расходы, а субсидии – только их некоторую часть).

Иные межбюджетные трансферты

К иным межбюджетным трансфертам относится особая группа финансовых ресурсов, появившаяся в новом Бюджетном кодексе РФ (ранее такая форма перераспределения бюджетных средств не предусматривалась законодательством). Иные межбюджетные трансферты являются безвозмездными и безвозвратными. К ним относятся, к примеру, трансферты различным закрытым административно-территориальным единицам.

Все перечисленные виды трансфертов могут выделяться из федерального бюджета, местных бюджетов, бюджетов субъектов РФ, а также из внебюджетных фондов (к примеру, из Фонда обязательного медицинского страхования).

Из федерального бюджета трансферты могут предоставляться в таких формах:

  • в форме дотаций, предоставляемых на выравнивание обеспеченности бюджетов территориальных единиц высшего уровня (субъектов РФ);
  • в форме субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов РФ;
  • в форме субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ;
  • в форме иных межбюджетных трансфертов, которые направляются бюджетам субъектов РФ;
  • в форме межбюджетных трансфертов, которые перечисляются бюджетам внебюджетных государственных фондов.

Трансферты из бюджетов субъектов РФ

Межбюджетные трансферты, которые перечисляются из бюджетов субъектов РФ, могут выражаться в определенных формах.

Межбюджетные трансферты могут выражаться:

  • в форме дотаций, направляемых на выравнивание обеспеченности бюджетов населенных пунктов и дотаций на выравнивание обеспеченности бюджетов районов или округов;
  • в форме субсидий, предоставляемых местным бюджетам;
  • в форме субвенций, направляемых местным бюджетам и бюджетам АО, входящих в состав областей (либо краев), для осуществления полномочий органов госвласти субъектов РФ;
  • в форме субсидий, направляемых федеральному бюджету из бюджетов субъектов России;
  • в форме иных межбюджетных трансфертов, которые предоставляются различным бюджетам финансовой системы РФ.

Трансферты из бюджетов местных органов власти предоставляются в таких формах:

  • в форме дотаций, перечисляемых из бюджетов муниципальных районов, которые предоставляются на выравнивание обеспеченности бюджетов населенных пунктов;
  • в форме субсидий, перечисляемых из бюджетов населенных пунктов в бюджеты муниципальных районов для решения вопросов местной значимости межмуниципального характера;
  • в форме субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ для образования региональных фондов финансовой поддержки населенных пунктов и муниципальных районов;
  • в форме иных межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты из Фонда ОМС предоставляются в таких формах:

  • в форме субвенций, перечисляемых бюджетам территориальных фондов ОМС;
  • в форме иных трансфертов бюджетам различных территориальных фондов ОМС.

Условия предоставления

В законодательстве Российской Федерации определен порядок выделения межбюджетных трансфертов. В частности, условия предоставления каждого вида трансфертов прописаны в Бюджетном кодексе РФ. Данными условиями установлен ряд ограничений.

Основными условиями являются следующие:

  • субъект не может принимать на себя новые затратные обязательства в том случае, если 20% его бюджета приходится на трансферты;
  • в случае получения дополнительных финансовых ресурсов регион-получатель должен тщательно соблюдать финансовую дисциплину;
  • Счетная палата России и Федеральная служба бюджетного надзора могут в любое время осуществить проверку субъекта, получившего трансферты;
  • трансферты из бюджетов территориальных единиц РФ предоставляются исключительно при соблюдении органами местной власти законодательства РФ;
  • при предоставлении трансфертов из бюджетов субъектов РФ у потенциальных получателей должны отсутствовать просроченные долги;
  • законодательством субъектов РФ могут быть установлены дополнительные условия для предоставления и получения трансфертов.

Источник: http://bizjurist.com/likbez/mezhbyudzhetnye-transferty.html

Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления

Межбюджетные трансферты понятие формы условия предоставления

Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов определены в гл. 16 («Межбюджетные трансферты»)  БК РФ.

В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации:

  1. Дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (направлены на на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ).
  2. Субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета — межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
  3. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета — межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
  4. Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
  5. Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ.

На основании гл. 16 можно выделить следующие межбюджетные трансферты:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
  1. из федерального бюджета;
  2. из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  3. из местных бюджетов;
  4. из внебюджетных фондов (в частности, Федерального фонда обязательного медицинского страхования).

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
  • субсидий местным бюджетам;
  • субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

  • дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
  • субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
  • иных межбюджетных трансфертов.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета ФОМС

Межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предоставляются в форме:

  • субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами государственной власти бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Более подробно условия предоставления отражены в ст. 130, 136, 142 БК РФ.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/mezhbiudzhetnie-transferti-ponyatie-formi-usloviya-predostavleniya

Особенности межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты понятие формы условия предоставления

Одной из ключевых характеристик статистики бюджета являются межбюджетные трансферты (далее МТ). На их долю приходится большая часть совокупных расходов федерального бюджета (более трети).

Необходимость межбюджетных отношений для органов власти разных уровней возникает в связи с разным экономическим развитием отдельных территорий.

Природные ресурсы и иные факторы, расположенные неравномерно, принадлежат всем гражданам страны. Поэтому при несбалансированности бюджетов возникает необходимость в МТ.

  • Что это такое
  • Функции МТ
  • Виды МТ
  • Безусловные трансферты
  • Обусловленные трансферты
  • Формы и условия предоставления
  • Заключение

Что это такое

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,

как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-15-47 — Москва
8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Межбюджетные трансферты (далее МТ) — это инструмент поддержания общего межбюджетного баланса внутри страны путём передачи средств из резерва одного бюджета другому.

Функции МТ

МТ важны для бюджетного регулирования по причине выполнения ими ряда характерных функций:

  1. Поддержка бюджетов нижних уровней в выполнении общенациональных задач при недостатке их собственных финансовых поступлений.
  2. Регулирование межбюджетных диспропорций в сфере решения социально значимых вопросов по причине региональных спадов в экономике.
  3. Стимуляция налоговых отчислений местных властей.

Уровни развития систем регионов (экономический, социальный), их финансовых потенциалов сильно разнятся. Это вызывает необходимость выравнивания их бюджетов. Правительственные группы разных уровней не всегда быстро достигают согласия в таких вопросах, провоцируя своеобразные торги.

Доводы федерального центра: следует жёстче контролировать использование МТ. Доводы местных представителей: в центре плохо понимают местные приоритеты, у нас мало свободы.

Поэтому технологии выделения и получения МТ должны быть стабильными.

С этой целью следует учитывать принципы:

  1. Государственные пакеты услуг местного значения обязаны обеспечивать местные органы власти.
  2. Услуги, предоставляющиеся нескольким территориальным образованиям, обеспечиваются областным уровнем.
  3. Услуги в масштабах страны предоставляются властями федерального значения.

При дефиците федеральных средств, объёмы трансфертов, соответственно, сокращаются. Субъекты Федерации в результате также испытывают нехватку средств.

Виды МТ

МТ бывают двух видов: безусловные и обусловленные.

Безусловные трансферты

Это финансовые отчисления в бюджеты-получатели для реализации их по собственным планам. Направлены они, как правило, на повышение жизненного уровня населения, обеспечение конституционных гарантий.

Обусловленные трансферты

Обусловленными являются МТ, ограниченные определёнными условиями:

  • соответствие финансируемых проектов интересам национального значения (например, при дорожно-ремонтных работах, в сфере экологической безопасности);
  • невозможность реализации данных проектов в рамках своего бюджета, без МТ.

Стоит отметить: общими признаками всех обусловленных трансфертов считается финансовая ответственность и отчётность.

Трансферты представлены несколькими формами: субсидиями, субвенциями, дотациями и др.

Формы и условия предоставления

Дотации – это безвозмездные нецелевые МТ, не требующие возврата, без указания условий и регламентации направлений применения. Предоставляются в случае недостаточности собственных доходов в бюджет. Объём их определяется бюджетными нормативами;

Субсидии – безвозмездные целевые МТ, направляемые в субъекты для софинансирования расходов страны, субъектов РФ и органов местного самоуправления;

Субвенции – безвозмездные целевые МТ, выделяемые субъектам РФ из фонда федерального бюджета. Их целью является обеспечение целевых расходов с учётом налогового законодательства. Целевое назначение определяется государством.

Кредит бюджетный – предоставление требуемого финансирования другому бюджету с обязательством возврата.

Следует учесть: идеальной модели принципов распределения МТ не существует. Как правило, чьи-либо интересы оказываются ущемлёнными.

Основными направлениями трансфертной политики считаются:

  • снижение зависимости субъектов от федерального центра;
  • повышение региональных бюджетных потенциалов;
  • реализация максимальной бюджетной сбалансированности.

Заключение

МТ — важное средство поддержки регионов из федерального бюджета. Принцип сбалансированности ценен для всей бюджетной системы страны. Финансовая помощь посредством МТ вносит существенный вклад в устранение бюджетного дефицита.

Смотрите видео, в котором специалист разъясняет, что такое межбюджетные трансферты и их виды:

Внимание!

В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите вопрос в форме ниже:

Источник: https://sovetnik.guru/finansovoe-pravo/mezhbyudzhetnye-transferty.html

Межбюджетные трансферты: понятие, виды межбюджетных трансфертов, назначение, формы, условия предоставления :

Межбюджетные трансферты понятие формы условия предоставления

В пределах любой страны есть более и менее развитые территории. Для обеспечения равномерности используются различные виды межбюджетных трансфертов. Управление в современных государствах обычно осуществляется на разных уровнях.

Имеется не только аппарат центрального правительства, но и местные органы власти.

В федеральных государствах существует еще и третий промежуточный уровень управления, который осуществляет свои полномочия в пределах отдельного штата, провинции, кантона или другого субъекта.

Такая система помогает обеспечить эффективную компенсацию неодинакового развития регионов. В статье будут рассмотрены следующие вопросы: понятие, формы, виды межбюджетных трансфертов, их значение и способы регулирования их распределения.

Понятие и его экономический смысл

Межбюджетные трансферты – это один из инструментов перераспределения средств между регионами страны. Их основная функция – это обеспечение равномерности развития различных территорий в пределах одного государства.

Бюджет является централизованным фондом, в котором содержатся все денежные ресурсы страны. От их эффективного использования зависит не только настоящее, но и будущее государства.

Однако важно не только то, куда вкладывать эти средства, но и где именно это делать.

Функции

Различные виды межбюджетных трансфертов используют для достижения следующих целей:

  • Устранение горизонтальных диспропорций между регионами. Таким образом, различные виды межбюджетных трансфертов в местные бюджеты позволяют ликвидировать социальную напряженность, связанную с экономическими спадами.
  • Возмещение бюджетов менее развитых регионов средств, потраченных на выполнение задач общегосударственного значения. Таким образом, они не позволяют диспропорциям увеличиваться во время осуществления масштабных проектов.
  • Устранение недостатков системы взимания налогов.

Формы трансфертов

В 16-й главе Бюджетного кодекса РФ объясняется порядок перераспределения средств между регионами. В статье 6 дано определение понятия. Выделяются такие виды межбюджетных трансфертов в России:

  1. Дотации, направленные на выравнивание обеспеченности средствами субъектов РФ.
  2. Субсидии федеральным бюджетам.
  3. Иные межбюджетные трансферты, виды и назначение которых рассматриваются в главе 16.
  4. Субвенции субъектам РФ.
  5. Трансферты, направленные во внебюджетные фонды.

Виды иных межбюджетных трансфертов

Отдельно законодательство выделяет еще одну группу средств. Их называют иными межбюджетными трансфертами.

Данная группа появилась только в новом кодексе, до этого законодательство РФ не предусматривало такую форму перераспределения средств. Они носят также безвозвратный и безвозмездный характер.

К этой группе, например, относят трансферты закрытым административно-территориальным территориям.

Из местных бюджетов

Трансферты могут распределяться не только через центральный аппарат власти. Отдельные субъекты РФ также могут предоставлять их друг другу. Формы трансфертов аналогичны тем, которые могут предоставляться из федерального бюджета. Среди них выделяют:

  • Дотации на выравнивание денежной обеспеченности различных поселений и муниципальных районов.
  • Субсидии центрального аппарата местным бюджетам.
  • Субвенции автономным округам и другим субъектам РФ, федеральному бюджету.
  • Иные трансферты.

Роль в региональном бюджете

Основная цель существования органов власти – это обеспечение комплексного развития государства. Все виды межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, как и другим субъектам, необходимы именно для выполнения этой задачи.

На сегодняшний день во многих странах проводится децентрализация управления. Считается, что органы местного самоуправления лучше знают, куда вкладывать деньги, чтобы добиться максимального эффекта. Поэтому возможности субъектов РФ все больше расширяются, в том числе и за счет трансфертов.

Для России характерна дотационность большинства регионов. Такое положение дел вызывает недовольство субъектов-доноров, ведь трансферты за последние десять лет так и не улучшили ситуацию.

Решение проблемы лежит в освоении природных ресурсов, которые имеются во многих дотационных регионах, их использование гарантировало бы динамичное развитие экономики, если не в кратко-, то в среднесрочном периоде.

Нормативно-правовая база

Процесс совершенствования сферы межбюджетных отношений в России начался с распадом СССР. С течением времени этот вопрос становился все более актуальным. В законодательстве РФ определены понятие, виды и значение межбюджетных трансфертов. Описаны и основные условия их представления.

Все виды трансфертов подробно рассмотрены в главе 16 Бюджетного кодекса РФ. Также они описываются в постановлениях и распоряжениях Правительства.

Основные условия предоставления

Законодательство РФ определяет порядок того, как выделяются межбюджетные трансферты. Виды, условия предоставления каждого из них также описаны в Кодексе. Рассмотрим сначала ограничения, выдвигаемые законодателем к трансфертам из федерального бюджета. Среди них:

  1. Субъект не может брать на себя новые расходные обязательства, если 20 % его бюджета приходится на трансферты.
  2. При получении дополнительных средств регион обязуется более тщательно следить за финансовой дисциплиной.
  3. Счетная палата РФ, как и Федеральная служба бюджетного надзора, может в любой момент осуществить внешнюю проверку субъекта, который получил трансферты.

Несколько иным является порядок получения средств от отдельных субъектов с более высоким уровнем развития. Среди основных условий:

  1. Трансферты из бюджетов субъектов федерации предоставляются только при соблюдении органами местного самоуправлении законодательства РФ.
  2. Отсутствие просроченной задолженности у потенциального получателя.
  3. Законодательством субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия получения и предоставления трансфертов.

Направления совершенствования

С каждым годом в России происходит расширение количества форм поддержки регионов. Все более распространенными становятся узкоцелевые виды межбюджетных трансфертов РФ. Последнее может негативно сказываться на укреплении финансовой самостоятельности отдельных субъектов.

Поэтому рациональным является введения блочных трансфертов. Таким образом могла бы осуществляться модернизация всей отрасли в регионе в целом. В этом случае федеральные власти устанавливают формулу распределения средств и условия их расходования, а местные – пропорции использования на нужды каждого из направлений.

Важна и методика расчета объема трансфертов.

Одним из направлений совершенствования могло бы стать использование индекса благосостояния населения. При этом распределение дотаций должно быть ориентировано исключительно на выравнивание обеспеченности денежными средствами регионов.

Задачи вроде стимулирования расширения налоговой базы субъектов РФ и повышения финансовой дисциплины лучше решать с помощью иных инструментов. Только в этом случае трансферты могут эффективно выполнять свою основную функцию.

В России необходимо создание обоснованных принципов распределения средств. Только так можно обеспечить устойчивость экономики государства.

Пока система распределения бюджетных трансфертов в России работает неэффективно, поэтому вопрос её совершенствования как нельзя актуален.

Выводы

Различные области в пределах одной страны всегда развиваются неравномерно. На это есть причины – как исторического характера, так и природно-климатические.

Поэтому одной из основных задач органов центральной власти является снятие напряженности между отдельными регионами за счет перераспределения средств. В РФ выделяют следующие основные виды межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии и субвенции.

Все они не подлежат возврату. Отличительной особенностью дотаций является то, что они не имеют целевого назначения.

Субсидии и субвенции выделяются для выполнения конкретных задач, установленных федеральным правительством. Две последние категории отличаются тем, что первые покрывают только часть расходов местных бюджетов, а вторые – все полностью.

Значительное внимание понятию трансфертов, их видам, формам и условиям предоставления уделено в Бюджетном кодексе РФ, а также в постановлениях и распоряжениях Правительства. В целом система выравнивания доходов в стране не является эффективной.

Среди направлений ее совершенствования можно выделить:

  • Применение блочных трансфертов.
  • Использование индекса благосостояния населения при определении необходимых региону трансфертов.
  • Стремление к выравниванию уровня бюджетной обеспеченности регионов.
  • Создание обоснованных принципов распределения денежных средств между различными субъектами федерации, чтобы обеспечить большую устойчивость экономики.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-mezhbyudzhetnye-transferty-ponyatie-vidy-mezhbyudzhetnyx-transfertov-naznachenie-formy-usloviya-predostavleniya.html

Межбюджетные трансферты

Межбюджетные трансферты понятие формы условия предоставления

Межбюджетные трансферты – понятие, характеризующее перемещение финансовых потоков внутри одной страны.

Россия – самое большое государство в мире по занимаемой площади. И вполне очевидно, что управлять таким большим пространством – это задача повышенной сложности.

Особенно это касается бюджетной сферы и всего, что связано с перемещением финансов внутри страны. Ведь российские регионы имеют различные потенциалы и возможности для обеспечения населения.

На это оказывают влияние стратегическое положение, наличие и характер природных ресурсов, уровень развития промышленности.

Эти и другие факторы обуславливают необходимость перераспределять финансы внутри страны. Для этого и существует такой инструмент в руках Правительства, как межбюджетные трансферты.

Понятие межбюджетных трансферов

Межбюджетные трансферты – сложная система отношений, возникающая при перемещении денежных потоков из одного бюджета в другой. Иными словами, это понятие относится к передаче финансов из федерального бюджета в бюджет региона, из бюджета региона в бюджет муниципалитета и так далее.

Эти денежные бюджетные перемещения осуществляются через ряд Фондов, и каждое такое действие регламентировано законодательством Российской Федерации. Кроме того, любой трансферт подвергается тщательной проверке на отсутствие нарушений и противоречий Бюджетному Кодексу РФ.

Среди основных функций межбюджетных трансфертов можно выделить следующие:

  • восполнить бюджетам нижних уровней траты на услуги общенационального назначения, если эти расходы превышают другие поступления в эти бюджеты;
  • устранение дисбаланса в экономике между региональными и муниципальными бюджетами; с
  • стимулирование региональных и местных властей на проведение реформ, способствующих росту уровня жизни населения за счёт внедрения Федеральных программ;
  • финансовая помощь социально-незащищённым слоям общества на федеральном и региональном уровне.

Формы межбюджетных трансферов

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет несколько форм межбюджетных трансфертов:

  • Бюджетный кредит — форма финансирования, которая предполагает возмездную и возвратную основу, то есть заёмщик обязан не только вернуть всю сумму долга, но и выплатить проценты за возможность пользоваться средствами заимодавца.

    В данном действует тот же принцип, что и во всех привычных для нас кредитах;

  • Дотация — вид бюджетных выплат на безвозмездной и безвозвратной основе. В этом случае возвращать деньги и платить за их пользование проценты не придётся.

    Выдают дотации чаще всего с целью компенсировать расходы местных бюджетов на реализацию общегосударственных программ, а также с целью восполнить дефицит средств в региональных бюджетах;

  • Субвенция – этот вид выплат похож на дотации, но имеет ряд существенных отличий.

    Во-первых, субвенции носят строго целевой характер – выплачиваются региональным и местным бюджетам для осуществления конкретных мероприятий. Во-вторых, такая выплата даётся на строго определённый срок, в течение которого данные денежные средства должны быть реализованы.

    В случае использования финансов не по назначению или неиспользования в назначенный срок, получатель субвенции обязан вернуть их в федеральный бюджет.

Условия предоставления межбюджетных трансферов

Надо понимать, что между бюджетами одного уровня возможна конкуренция при получении той или иной выплаты из федерального бюджета. И было бы неправильным, если при распределении федеральных бюджетных средств не было бы никаких правил или условий.

В Бюджетном Кодексе Российской Федерации предусмотрено множество условий для выплат как в региональные, так и в муниципальные бюджеты. Остановимся лишь на самых важных:

  • отсутствие в действиях органов региональной власти и в работе органов местного самоуправления несоответствия предписаниям действующему законодательству.

    Прежде всего речь идёт о нарушениях Бюджетного Кодекса РФ и законодательства о налогах и сборах;

  • отсутствие задолженности по ранее выданным кредитам также является существенным условием для последующих межбюджетных выплат;
  • чем больше доля выплат дотаций из федерального бюджета в бюджет низшего уровня за предшествующие два отчётных года из трёх по отношению к собственным доходам субъекта, тем больше дополнительных условий ставится перед органами исполнительной власти региона для получения новых средств.

Источник: http://2mir-istorii.ru/ekonomika/8721-mezhbyudzhetnye-transferty.html

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий