Механизм уголовно процессуального регулирования понятие и структура

Механизм уголовно-процессуального регулирования: понятие, стадии, юридические средства

Механизм уголовно процессуального регулирования понятие и структура

Правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств специально-юридическое воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения.

Механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Цель механизма правового регулирования — обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов.

Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей.

Механизм правового регулирования — специфический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

Правовое регулирование должно отвечать требованиям обоснованности и формальной определенности, ясности, точности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования с тем, чтобы не допускать возможности их неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного применения.

Можно выделить следующие основные элементы (юридические средства) механизма правового регулирования:

    1. норма права;
    2. юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);
    3. правоотношение;
    4. акты реализации прав и обязанностей;
    5. охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

Уголовно-процессуальное регулирование определяется как осуществляемое при помощи уголовно-процессуального права и всей совокупности процессуальных средств, образующих его механизм, юридическое воздействие государства на общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства.

Посредством уголовно-процессуального регулирования осуществляется государственное управление деятельностью компетентных органов и их должностных лиц по возбуждению уголовного преследования, привлечению и освобождению от уголовной ответственности лиц, совершивших общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом.

Правовое регулирование уголовно-процессуальной деятельности осуществляется с помощью специфического метода и механизма правового регулирования.

Юридические средства механизма уголовно-процессуального регулирования

Основными элементами процессуально-правового механизма являются:

    1. нормы процессуального права;
    2. юридические факты, опосредующие процессуальные правоотношения, или процессуальная фактическая система;
    3. процессуальные правоотношения (юридический процесс).

Стадии механизма уголовно-процессуального регулирования

Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию. Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться. Поэтому пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами.

К стадиям механизма уголовно-процессуального регулирования относят:

    1. стадия формулирования общего правила поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения  (названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права);
    2. стадия определения специальных условий перехода от общих правил к более детальным (элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт). Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт. Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта;
    3. стадия установления конкретной юридической связи с разделением субъектов на управомоченных и обязанных (данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение);
    4. стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей — позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании;
    5. правоприменительная деятельность (возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения; факультативная стадия, отражается в охранительных правоприменительных актах).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/mechanizm-ugolovno-protsessualnogo-regulirovaniya-ponyatie-stadii-iuridicheskie-sredstva

Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского

Механизм уголовно процессуального регулирования понятие и структура

Правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств специально-юридическое воздействие на общественные отношения в целях их упорядоченияi.

Уголовно-процессуальное регулирование определяется как «осуществляемое при помощи уголовно-процессуального права и всей совокупности процессуальных средств, образующих его механизм, юридическое воздействие государства на общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства»ii. Правовое регулирование должно отвечать, в частности, требованиям обоснованности и формальной определенности, ясности, точности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования с тем, чтобы не допускать возможности их неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного примененияiii.

Посредством уголовно-процессуального регулирования осуществляется государственное управление деятельностью компетентных органов и их должностных лиц по возбуждению уголовного преследования, привлечению и освобождению от уголовной ответственности лиц, совершивших общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом.

Правовое регулирование уголовно-процессуальной деятельности осуществляется с помощью специфического метода и механизма правового регулирования.

Под механизмом правового регулирования понимается взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечиваются: «результативное правовое воздействие на общественные отношения»iv, «комплексное регулятивное воздействие на поведение людей и их объединений с целью достижения общественно полезных целей»v.

«Процессуально-правовой механизм — это динамическая система правовых средств, при помощи которой упорядочивается охранительная деятельность уполномоченных органов в области юрисдикционного правоприменения»vi.

Правовые средства в теории права определяются как: 1) институционные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центровvii; 2) все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей, а в конечном счете — справедливая упорядоченность общественных отношенийviii; 3) «совокупность правовых установлений (инструментов) и форм правореализационной практики, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечивается достижение социально полезных целей»ix.

Рассматривая механизм правового регулирования (МПР) в плоскости инструментальной теории права, А.В. Малько и К.В. Шундиков указывают, что главной отличительной чертой МПР является его функциональная, регулятивная, динамическая сущность.

МПР представляет собой механизм поэтапного «развертывания» объективного права вовне, в область реальных общественных отношений.

В правовой системе общества он играет роль своеобразного постоянно действующего «привода», «регулятивной цепи», связывающей право (должное) и жизнь (сущее), идеальные модели и реальные процессы и явленияx.

С точки зрения названных авторов, структура механизма правового регулирования складывается из четырех основных звеньев: юридических средств нормативного характера (юридические нормы), юридических фактов, правовых отношений, юридических средств правореализационного характера (акты реализации прав и обязанностей)xi.

Механизм уголовно-процессуального регулирования представляет собой систему заложенных (содержащихся) в нормах уголовно-процессуального права правовых средств регулирования деятельности (правовых инструментов), характеризующихся своими способами воздействия на деятельность и общественные отношения, возникающие при производстве по уголовным деламxii. В механизм уголовно-процессуального регулирования входят следующие, определяемые законом процессуальные средства регулирования: задачи деятельности; полномочия, права и обязанности участников уголовного судопроизводства; юридические факты; уголовно-процессуальные правоотношения; уголовно-процессуальная форма; санкции и ответственность. Что касается традиционно включаемых в механизм процессуального регулирования норм права, а также индивидуальных актов реализации права в форме соблюдения, исполнения, использования и правопримененияxiii, то они не являются самостоятельными элементами указанного механизма. Поскольку речь идет о правовом регулировании, то само собой разумеется, что система его создана правовыми нормами и, следовательно, излишне указанием на правовые нормы подчеркивать юридические качества такого регулирования. Для механизма правового регулирования характерен не факт существования норм права, а то конкретное содержание правового воздействия, которое вложено в каждое правовое предписание, то есть заложенные в нормы права средства регулирования. В механизм уголовно-процессуального регулирования также нет необходимости включать (пусть даже в качестве дополнительного, факультативного элемента) акты реализации (применения) права, то есть действия и решения должностных лиц органов уголовного преследования и суда, производимые на основе и во исполнение правовых норм. Указанные акты — действия и решения — в своей совокупности образуют процессуальную деятельность и в этом отношении выступают либо в качестве предмета правового регулирования, либо в качестве юридических фактов.

Задачи правового регулирования в сфере уголовного судопроизводства вытекают из положений ст. 2 Конституции РФ, провозгласившей человека, его права и свободы высшей ценностью и возложившей обязанность признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина на государство.

Такими задачами являются: установление надлежащего порядка (процедуры) судопроизводства, то есть такого порядка возбуждения, расследования и рассмотрения уголовных дел, соблюдение которого обеспечивало бы: защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод; эффективное (результативное) уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания, отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитацию каждого, кто незаконно или необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Уголовно-процессуальное регулирование всегда являлось составной частью государственной политики. Так, в эпоху существования СССР деятельность всех государственных органов, включая суд, была подчинена задаче борьбы с преступностью и изобличения виновных (ст. 2 УПК РСФСР).

О защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод законодатель в тот период особо не задумывался. После распада СССР в России сформировалась совершенно новая государственная политика в части правового регулирования организации и деятельности органов уголовного преследования и суда.

Основные ее положения были сформулированы в Концепции, разработанной рабочей группой в составе С.Е. Вицина, А.М. Ларина, И.Б. Михайловской, С.А. Пашина, И.Л. Петрухина, Ю.И. Стецовского под руководством Б.А. Золотухина, одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. «О Концепции судебной реформы в РСФСР»xiv.

Основные идеи Концепции сводились к следующему: разделение властей, создание сильной и независимой судебной власти, презумпция невиновности, состязательность уголовного судопроизводства, обеспечение неприкосновенности личности и частной жизни участников судопроизводства, контроль суда за состоянием законности и соблюдением прав граждан на предварительном следствии, введение суда присяжных на всей территории Российской Федерации и др. Положения данной Концепции имели существенное значение для совершенствования всей системы правового регулирования, уголовно-процессуальной науки, формирования нового уголовно-процессуального законодательства. В дальнейшем многие из них получили свое закрепление и развитие в Конституции РФ и принятом Государственной Думой 22 ноября 2001 г. Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ).

Вместе с тем отдельные положения Концепции были скорректированы в процессе обсуждения проекта УПК РФ, а некоторые и вовсе не были реализованы. Не случайно новый УПК РФ за непродолжительный промежуток времени подвергся существенной корректировке.

Это происходило, с одной стороны, за счет внесения в Кодекс многочисленных изменений и дополнений, обусловленных результатами проводившегося Государственной Думой мониторинга по его применению, а с другой, — за счет признания Конституционным Судом РФ ряда положений Кодекса не соответствующими Конституции РФ.

Однако ни многочисленные изменения и дополнения, внесенные в УПК РФ за 4 года, прошедших после его введения в действие, ни констатация Конституционным Судом неконституционности отдельных положений Кодекса не устранили всех проблем правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел как общего (концептуального), так и частного характера.

Сноски и примечания

i См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. С. 622.

ii Зусь Л.Б. Проблемы правового регулирования в сфере уголовного судопроизводства. Владивосток, 1978. С. 8, 26; Он же. Правовое регулирование в сфере уголовного судопроизводства. Владивосток, 1984. С. 32, 71.

iii См.: Пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 27. Ст.

2804; пункт 5.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 30. Ст. 3200.

iv Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966; Он же. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 9.

v Кулапов В.Л. Теория государства и права. Саратов, 2005. С. 283.

vi Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М., 2003. С. 163.

vii См.: Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Советское государство и право. 1987. № 6. С. 14.

viii См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. С. 621 (автор лекции 28 — А.В. Малько).

ix Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2006. С. 67.

x См.: Малько А.В., Шундиков К.В. Указ. соч. С. 98.

xi См.: Малько А.В., Шундиков К.В. Указ. соч. С. 102–114.

xii Подробно о понятии и элементах механизма уголовно-процессуального регулирования см.: Зусь Л.Б. Механизм уголовно-процессуального регулирования. Владивосток, 1976; Он же: Правовое регулирование в сфере уголовного судопроизводства. Владивосток, 1984. С.

31–42; Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности / Отв. ред. В.М. Савицкий. М., 1979. С. 146–151 (автор главы IV — Л.Б. Алексеева); Холоденко В.Д. Уголовно-процессуальное регулирование деятельности следователя: Автореф. дис. … канд. юрид. наук.

Саратов, 1985; Еникеев З.Д. Механизм уголовного преследования: Учебное пособие. Уфа, 2002; Батуев Н.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в механизме уголовно-процессуального регулирования: Дис. … канд. юрид. наук. Ижевск, 2003; Королев Г.Н.

Прокурорское уголовное преследование в российском уголовном процессе. М., 2006. С. 122–178.

xiii См.: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 155–172; Он же. Теория права. М., 1995. С. 216, 251–265; Зусь Л.Б. Механизм уголовно-процессуального регулирования. С. 97; Он же. Правовое регулирование в сфере уголовного судопроизводства. С. 36–40, 94–113.

xiv См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. М., 1992.

Источник: http://kalinovsky-k.narod.ru/b/holodenko_2007/01.htm

Механизм осуществления уголовно-процессуального права

Механизм уголовно процессуального регулирования понятие и структура

Определение 1

Уголовно-процессуальное право представляет собой социально обусловленную совокупность законных норм, отражающих работу по расследованию, обсуждению и разрешению уголовных дел с целью выполнения задач уголовного процесса. Данные нормы устанавливаются государством и воплощаются в издаваемых законах.

Уголовно-процессуальное право по своей природе выполняет следующие функции:

  • выражает задачи и основы уголовного процесса,
  • определяет права и гарантии их реализации для всех субъектов уголовно-процессуальной работы,
  • устанавливает систему стадий уголовного судопроизводства, а также порядок производства в любой из них и каждого процессуального действия;
  • определяет основания и порядок принятия решений по делу.

Социальная значимость и значение уголовно-процессуального права ориентируется тем, что оно:

  • обеспечивает использование уголовно-правовых норм, которые по своей сути ограждают личность, общество и государство в целом от беззаконных посягательств, используя метод регламентации работы органов дознания, следствия, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел;
  • устанавливает основания, условия и виды внедрения мер принуждения;
  • имеет гарантии личностных прав (например, обеспечивает обвиняемому конституционное право на защиту, неприкосновенность, тайну переписки, право на объективное правосудие и т.д.);
  • описывает порядок судебной защиты людей от посягательств на их жизнь и здоровье, имущество и индивидуальную свободу, на честь и достоинство;
  • оберегает права лиц, которым причинен какой-либо ущерб (моральный, физический или материальный);
  • позволяет создать порядок и условия работы, ограждающие невиновного от привлечения к ответственности и санкции, а в случае несправедливого привлечения к ответственности — отмену состоявшегося решения и реабилитацию данного лица;
  • имеет правовосстановительные и карательные наказания, которые обеспечивают соблюдение правовых предписаний.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Механизм уголовно-процессуального регулирования

Уголовно-процессуальная регулировка понимается как осуществляемое посредством уголовно-процессуального права и всей системы процессуальных средств, образующих его механизм, юридическое действие страны на социальные дела в области уголовного судопроизводства.Именно при помощи уголовно-процессуального регулирования осуществляется государственное управление работой компетентных органов и их должностных лиц по следующим направлениям:

  • возбуждению уголовного преследования,
  • привлечению к уголовной ответственности лиц, осуществивших преступные деяния;
  • освобождению от уголовной ответственности.

Правовая регулировка уголовно-процессуальной работы осуществляется при помощи специфического способа и особенностей механизма правового регулирования.

Так, ключевыми юридическими средствами механизма уголовно-процессуального регулирования выступают его составляющие элементы:

  1. нормы процессуального права;
  2. юридические прецеденты, опосредующие процессуальные правоотношения;
  3. процессуальные правоотношения, которые также именуются юридическим процессом.

Стадии механизма уголовно-процессуального регулирования

Замечание 1

Каждый элемент механизма правовой регулировки представляет наиболее подходящую для него стадию. Более того, конкретно в масштабах тех или же других стадий указанные элементы могут реализоваться. Вследствие этого 5 стадий механизма уголовно-процессуального регулирования тесно связаны с его элементами.

Итак, к стадиям механизма уголовно-процессуального регулирования относят:

  1. стадию формулирования единого правила поведения как модель, которая ориентирована на удовлетворение тех либо других интересов в области права и требующая их правосудного упорядочения (названная стадия отражается в механизме правовой регулировки через нормы права);
  2. стадию определения специализированных критериев перехода от совокупных инструкций к более детализированным (элементом для этой стадии служит юридический прецедент).

    Однако зачастую для этого нужна целая система юридических прецедентов, образующих фактический состав, где один из них должен быть непременно главным.

    В качестве такого главного юридического прецедента выступает правоприменительный акт (например, для получения пенсии по старости акт внедрения нужен уже тогда, когда наступает соответствующий возраст, есть стаж и утверждение, то есть имеются три предшествующих факта);

  3. стадию установления точной юридической взаимосвязи с разделением субъектов на управомоченных и обязанных (данная стадия имеет связь с элементом юридических правоотношений);

  4. стадию реализации субъективных прав и юридических прямых обязанностей. При этом правовая регулировка достигает собственных целей — дает возможность интересу субъекта удовлетвориться. Акты же реализации субъективных прав и прямых обязанностей могут быть выражены в 3 формах:

    • соблюдении,
    • выполнении,
    • использовании;
  5. стадию правоприменительной работы (возникновение правоприменения в таком случае уже связывается с жизненными обстоятельствами отрицательного характера, выражающимися в наличии угрозы нарушений закона или прямого правонарушения).

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/mehanizm_osuschestvleniya_ugolovno-processualnogo_prava/

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий