Конституция РФ о праве граждан на жилище

В этой статье:

Какие жилищные права гарантированы каждому гражданину РФ

Конституция РФ о праве граждан на жилище

Жилищные права граждан России – это одни из базовых прав , гарантированные государством и Конституцией. Без их реализации невозможна полноценная жизнь.

Они подтверждают, что любой человек имеет право иметь собственно жилище, и никто не может произвольно лишить его этого права.

Помимо этого, реализация прав на жилище подразумевает, что человек волен сам распоряжаться своим имуществом, а также защищать его в случае необходимости (например, в случае несанкционированного проникновения).

Основу жилищных прав составляют Конституция и Жилищный кодекс. Помимо них, отдельные вопросы жилищной политики регулируются Гражданским и Налоговым кодексом, а также отдельными подзаконными актами – к примеру, законом «О приватизации», федеральными целевыми программами и т.д.

Что такое жилищные права

В 40 статье Конституции закреплено, что права на жилье должны поддерживаться государственными органами и органами местного самоуправления. Гражданину должны быть созданы все условия для успешной реализации данных прав.

В этой же статье предусмотрено право закрепления за малоимущими гражданами доступного и бесплатного жилья – в данном случае речь идет о социальном найме.

Таким образом провозглашается, что государство берет на себя заботу об определенных категориях граждан.

Так, подзаконными актами закреплены правила передачи в безвозмездное пользование квартир отдельным социальным группам – инвалидам, ветеранам, детям-сиротам и т.д.

Однако жилищные права – это не только право на владение и распоряжение квартирой, домом или другой недвижимостью.

В Конституции закреплено, что никто не может быть принудительно и своевольно выселен из принадлежащего ему жилища, имеет право на защиту от преступных посягательств – главным образом, незаконного проникновения.

Кроме того, в случае выявления мошеннических действий собственник жилища имеет право на обращение в суд и восстановление справедливости.

Реализация прав граждан на жилище

Реализация гражданами своих прав на жилище не ограничивается только возможностями покупки и продажи недвижимости и правом на защиту собственности. Так, россияне имеют право:

  • постоянно пользоваться жилым помещением на условиях приобретениями ими прав собственности на него или при заключении договора социального найма;
  • продавать, дарить, менять, оставлять в наследство принадлежащую им жилплощадь;
  • передавать квартиру в залог;
  • получать коммерческую выгоду от использования недвижимости (проще говоря – сдавать ее в аренду);
  • предоставлять свою жилплощадь для пользования членам семьи и третьим лицам (т.е. прописывать людей в своей квартире);
  • улучшать жилищные условия путем проведения ремонта, реконструкции, перепланировки (если при этом не нарушаются санитарные нормы и права соседей);
  • требовать компенсации при порче имущества третьими лицами;
  • на замену своего жилища в случае признания его ветхим для проживания (эта обязанность закреплена за муниципалитетом).

Затопление квартиры: как поступить

Вашу квартиру затопило. Как правильно остановить этот процесс, а в последствии возместить в полной мере полученный ущерб?

Стоит ли создавать ТСЖ: за и против такого решения

Часто жильцы дома не могут определиться, какой способ управления им выбрать: обратиться в управляющую компанию или создать ТСЖ. Стоит рассмотреть преимущества последнего вариант и правила создания товарищества

Что делать, если соседи шумят ночью

Каждый человек, живущий в многоквартирном доме, хоть раз, но сталкивался с проблемой шумных соседей. Всем известно, что шуметь в вечернее и ночное время запрещено. Но большинство наших сограждан считает, что они могут делать все что угодно

С какого и до какого времени запрещено шуметь в квартире

Шум в ночное время в соседских квартирах никто не любит. Следует знать, как законными методами приструнить соседа, решившего устроить вечеринку или ремонт

Утрата правом пользования жилым помещением: случаи

Потерять право использовать жильё можно вполне законным образом, только во многих случаях необходимо будет предоставить весомые доказательства в пользу такого решения в суде. Что это за ситуации? Рассмотрим подробнее этот вопрос в статье

Когда имеют право отключить воду за неуплату

Длительная неуплата квартплаты грозит не только штрафными санкциями и пени. Для злостных неплательщиков у поставщиков припасена крайняя мера – отключение горячей воды за неуплату. Однако в данном случае должно выполняться немало требований

Полный набор необходимых документов для ликвидации ТСЖ

На практике часто складывается ситуация, когда деятельность товарищества неэффективна и приносит только отрицательные результаты

Блокировка канализации должникам

Наказание должников в виде отключения канализации. Виды блокировки и законность даддного наказания – все это в нашей статье

Оплата коммунальных услуг через интернет

Оплата квартплаты через интернет обладает немалыми преимуществами. Это экономия времени, нервов, сил, а в отдельных случаях – и средств. Тем не менее, не все готовы платить за коммуналку онлайн, что обычно связано с незнанием, как это делается

Классические риски при страховании квартиры: пожар, затопление, гражданская ответственность

Полис страхования квартиры от пожара или затопления. Что он дает владельцу недвижимости? Какие пункты следует внести и как получить страховую сумму?

Как и где получить поквартирную карточку

Сведения, содержащиеся в поквартирной карточке, могут понадобится во многих учреждениях. Выписку из поквартирной карты может получить собственник помещения при предъявлении пакета документов. Иногда выписку называют справкой о составе семьи

Намеренное ухудшение жилищных условий — понятие, признаки и последствия

Намеренное ухудшение жилищных условий чаще всего совершается с целью получения от государства социального жилья. Этот факт доказывается в судебном порядке и несет определенные последствия

Условия участия в программе расселения коммунальных квартир в Санкт-Петербурге

С 2008 года в Санкт-Петербурге действует специальная программа расселения коммунальных квартир. Она направлена на решение жилищного вопроса петербуржцев. Чтобы стать участником программы, нужно собрать пакет документов и встать на специальный учет

Как узнать, когда был построен дом

Год постройки дома может быть не известен жильцам квартир. Где получить нужную информацию, требующуюся при оформлении ипотечного кредита или для других личных нужд?

От чего зависит налоговая ставка на квартиру

Обзор изменений Налогового кодекса РФ, касающихся налога на имущество физических лиц. Расчет налоговой ставки на квартиру

Ликвидация задолженности по квартплате

Задолженность по ЖКХ достаточно неприятный момент. Как узнать о ней вовремя, чтобы избежать визита судебных приставов

Порядок получения технического паспорта на квартиру

Технический паспорт – важный документ, который необходимо получить каждому новоиспеченному владельцу квартиры

Как присваивается почтовый адрес жилому дому

Присвоение почтового адреса – процедура, относительно недавно урегулированная в РФ на законодательном уровне. Какие особенности присвоения адреса жилому дому?

Расселение из аварийного жилья: решения для собственников квартир

Как быть собственнику приватизированной квартиры, если дом признан аварийным? Определение ветхого и аварийного жилья. Способы материальных компенсаций за изымаемое у собственника жилье

Как уберечь квартиру от рейдеров

Захват квартиры или её доли – достаточно распространённый в наше время вид мошенничества. Как бороться с рейдерским захватом?

Обеспечение населения жильем – одно из ключевых направлений политики любого государства.

Если у жителей страны не будет возможностей приобретения собственного жилища, либо если не будут продуманы и сбалансированы принципы реализации прав на альтернативное жилье, то государству придется столкнуться с многими социальными и политическими проблемами. В России, к сожалению, по сравнению с развитыми странами проблема обеспечения граждан жилищем стоит остро.

Однако государством целенаправленно проводится жилищная политика, направленная:

  • на реализацию основных положений статьи 40 Конституции РФ;
  • на защиту прав собственности;
  • на формирование прозрачных рыночных механизмов, обеспечивающих возможность приобретения собственного жилья гражданам с различным уровнем дохода.

Из целей политики вытекают ключевые задачи:

  • постоянный рост жилого фонда, который происходит за счет ввода в эксплуатацию новых площадей различных параметров;
  • воспроизводство жилого фонда, которое происходит за счет капитального ремонта зданий, восстановление ветхого жилья.

Для реализации целей и задач в 2010 году Правительством была разработана, а в 2013 году – существенно дополнена федеральная целевая программа «Жилище». Она предусматривает следующие положения:

  • строительство жилья так называемого экономкласса, отвечающее всем стандартам и в то же время являющее относительно недорогим;
  • безвозмездное обеспечение жильем ветеранов, инвалидов, детей-сирот, многодетных семей при условии, что они признаны нуждающимися в улучшении своих жилищных условий;
  • разработка специальных программ кредитования, что свою квартиру себе могли позволить семьи с небольшим доходом;
  • упрощение процесса регистрации прав на квартиру;
  • защиту интересов участников долевого строительства и обеспечение максимальной прозрачности механизма долевого участия.

Кроме того, государство поддерживает семьи, решившие приобрести собственные квартиры, следующими способами:

  • предоставление субсидий (самая крупная – материнский капитал);
  • предоставление возможности оформить налоговый вычет;
  • разработка программ кредитования с госучастием.

Источник: https://zakonometr.ru/prava

Конституционное право граждан на жилье (стр. 1 из 5)

Конституция РФ о праве граждан на жилище

Введение

1. Природа и право граждан на жилище

2. Участия государства в осуществлении конституционного права на жилище

3. Государственное обеспечение жилищем в настоящее время

Заключение

Библиографический список литературы

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что право на жилье — это одно из прав, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации, причем, пожалуй, одно из важнейших в социальном аспекте.

Поэтому неслучайно жилищные тяжбы между гражданами, а также между гражданами и организациями либо органами власти являются одной из самых «популярных» категорий судебных споров. Интересно, что подход граждан ко многим жилищным проблемам с правовой точки зрения неверен, причем многие заблуждения весьма типичны.

Зачастую граждане просто не знают своих прав и не умеют их защищать, поэтому представляется полезным исследовать эту тему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации право на жилище обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги.

Задачами жилищного законодательства являются регулирование жилищных отношений в целях обеспечения гарантируемого Конституцией права на жилище, надлежащего использования и сохранности жилищного фонда, а также укрепление законности в области жилищных отношений.

Жилищное строительство — важнейшая составляющая государственных приоритетов социально-экономического развития.

Решение проблемы наращивания темпов жилищного строительства имеет многоцелевой результат: удовлетворение потребностей общества в жилье, создание нормальных и безопасных условий жизнедеятельности, снятие социальной напряженности в обществе.

Именно поэтому жилищная реформа рассматривается как составная часть комплекса мер по стабилизации и выводу экономики из кризиса, так как отсутствие почти у одной трети граждан нормальных жилищных условий превратило эту проблему в одну из самых острых социальных проблем.

Целью исследования является изучение особенностей конституционных прав на жильё.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

раскрыть природу и право граждан на жилище;

исследовать порядок участия государства в осуществлении конституционного права на жилище;

рассмотреть государственное обеспечение жилищем в настоящее время.

Методы исследования. Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического анализа и частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).

Структурно работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка литературы.

1. Природа и право граждан на жилище

Конституция Российской Федерации в ст.

40 закрепила за гражданами право на жилище, в связи с чем перед наукой гражданского права возникла весьма сложная как в правовом, так и в экономическом, социально-политическом и нравственном смысле проблема, связанная с понятием, содержанием и правовой природой права на жилище, механизмом его реализации и особенностей защиты.

Нередко ученые, исследующие данную проблему, не предпринимают усилий по анализу правовой природы права на жилище. Так, Л.М.

Пчелинцева пишет: «Одна из самых распространенных на практике форм реализации гражданами права на жилище — получение жилья по договору социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда социального использования»[1].

При этом автор достаточно подробно излагает процесс реализации указанного права, но совершенно оставляет без внимания природу права на жилище[2].

Именно сложностью проблемы, возникшей в связи с закреплением в Конституции РФ права граждан на жилище, можно объяснить тот факт, что, например, Ю.К. Толстой в своей книге «Жилищное право» даже не упомянул о праве граждан на жилище[3]. П.В. Крашенинников, анализируя природу названного права, констатировал, что это право является конституционным[4].

На мой взгляд, наиболее полно проанализировал содержание права на жилище П.И.

Седугин, по мнению которого, данное право имеет шесть юридически значимых возможностей: стабильность пользования имеющимся жильем; улучшение своих жилищных условий; использование жилья в интересах других граждан; обеспечение жильцам здоровой среды обитания; недопустимость произвольного лишения граждан жилья; неприкосновенность жилища[5]. При этом П.И.

Седугин утверждает, что право на жилище на стадии пользования жилым помещением реализуется в конкретных правоотношениях, в которых соответствующие органы государства, частные, кооперативные и общественные организации, иные лица выступают в качестве наймодателей, а граждане — в качестве нанимателей жилых помещений.

В то время как право на получение гражданами жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда социального использования реализуется в основном в правоотношениях административно-правового характера, а в домах частного жилищного фонда — в отношениях гражданско-правового характера[6].

Тем не менее, и по результатам исследования П.И. Седугина остаются вопросы о природе, содержании права на жилище и специфики его отдельных проявлений. Недостаток исследований феномена права на жилище сказывается в первую очередь на состоянии жилищного законодательства в целом.

Видимо, трудности разработки и принятия Жилищного кодекса РФ также в некоторой степени объясняются данным обстоятельством. Естественно, что эта задача не может быть разрешена в рамках одной статьи и тем более одним исследователем.

Необходима глубокая теоретическая проработка указанной проблемы.

Есть необходимость в том, чтобы, прежде всего, снять иронический оттенок самого понятия «право на жилище», поскольку рядом исследователей данная правовая категория представляется не иначе как выдумкой коммунистов. И в свое время некоторые ученые предлагали отказаться от закрепления данного права в конституции[7].

Поскольку же этого не случилось и право на жилище было закреплено за гражданами в Конституции РФ, в настоящее время предпринимаются попытки выхолостить содержание этого права, объявляя его не более чем политической декларацией, поскольку у государства нет достаточных средств для обеспечения жильем даже тех категорий нуждающихся граждан, которые указаны в ч.3 ст.40 Конституции РФ.

Термин «право на жилище» появился в России в конце XIX века. В этот период времени обозначилась тенденция к выкристаллизации нового личного сервитута — права на жилище, закрепляющего за гражданами право пользования жилым помещением собственника. Данный сервитут, как утверждал И.

Горонович, в законодательстве еще не встречался, но уже стал охраняться судебными властями[8].

В XX веке право на жилище как одно из социально-экономических прав человека получило закрепление в Конституции СССР 1977 года, Конституции РСФСР 1978 года и в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Как относиться к данному обстоятельству, в частности к закреплению за гражданами права на жилище в Конституции РФ 1993 года? Сейчас чуть ли не правилом хорошего тона признается критика классиков марксизма-ленинизма. Однако Ф. Энгельс сказал, что «…

Маркс открыл закон развития человеческой истории, тот до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.п. «[9].

Исключить право на жилище из числа социально-экономических прав человека можно только в том случае, если считать, что у человека на жилище не больше прав, чем у зверя или птицы. Это только его личное дело, только его личное горе.

Что это — новое толкование гуманизма? То новое, счастливое будущее, которое обещали народу перед началом реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям? Человек должен иметь свое пристанище. Жилище для него является средой обитания, предпосылкой существования.

Не говоря уже о важности жилья для создания и функционирования семьи, воспитания детей и т.п. Вряд ли можно усомниться, что к правам человека следует отнести и право на жилище. Очевидно, не случайно в ст.25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

, говорится, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи[10]. Примерно такая же формулировка содержится в ст.

11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. [11]

Если разговоры о демократии, гуманизме, общечеловеческих ценностях и т.п.

ведутся всерьез, а не с целью одурачивания народа в интересах политической игры; если проводимые экономические реформы действительно (как об этом говорят политики и политологи) направлены на улучшение уровня жизни народа по сравнению с тем, которым они обладали до начала этих реформ (стоит вспомнить знаменитый лозунг начала 90-х годов XX века: «Так жить нельзя!»), государство просто обязано в национальном законодательстве, во исполнение указанных международно-правовых документов, установить за гражданами признанные международным сообществом права человека, в том числе и право на жилище.

Источник: http://MirZnanii.com/a/27860/konstitutsionnoe-pravo-grazhdan-na-zhile

Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Конституция РФ о праве граждан на жилище

Энциклопедия МИП » Жилищное право » Жилищные споры » Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Одним из ключевых социально-экономических прав гражданина считается право на жилище, которое определяет Конституция России.

Одним из ключевых социально-экономических прав гражданина считается право на жилище, которое определяет Конституция России (п.1 ст. 40). Определить содержание права на жилище возможно, указав на его ключевые составляющие:

  • Данное право заключается в том, что государство дает гарантию каждому человеку, проживающему на территории России, иметь возможность использовать то жилище, которым он владеет. Конституционное право граждан на жилище закрепляет ст. 23 Основного закона про неприкосновенность личной жизни и ст. 25, в которой провозглашены принципы жилищной неприкосновенности.
  • Право человека на жилище состоит в том, что государство берет обязательства оказывать содействие в том, чтобы каждый гражданин России был обеспечен жилищем, а также создает условия для приобретения иного жилья, для улучшения своих жилищных условий.

Ст. 673 Гражданского кодекса РФ определяет жилище, как жилое помещение, которое является изолированным и пригодным для проживания.

В широком смысле – это все жилые помещения, при этом форма собственности не имеет значения: квартиры, коттеджи, общежития, дома-интернаты, отдельные изолированные комнаты, служебные помещения и т.д.

Определение пригодности для проживания проводится в порядке, который предусмотрен ст. 15-16 Жилищного кодекса.

Гарантии реализации права на жилище

Политика государства, в том числе и жилищная, сегодня обусловлена состоянием экономики и сложившейся социально-политической ситуацией, поэтому переориентация на рыночные отношения является неизбежной. Это значит, что человек в первую очередь сам несет ответственность за создание для себя соответствующих условий проживания.

Также неизбежными являются ограничения в использовании льгот в этой сфере, так как одна категория лиц получает их за счет остальных категорий.

И, тем не менее, государство старается обеспечить право на жилище каждого человека минимальными гарантиями, в связи с чем на органы государственной власти и местного самоуправления возлагаются обязательства обеспечить базу.

Через создание условий, позволяющих человеку осуществлять право на жилище, государство решает несколько задач:

  • Формируется базис для развития рыночных отношений в жилищной сфере: происходит развитие рынка недвижимого имущества, рынка земельных участков для возведения жилья и т.д. Одновременно предоставляется поддержка нуждающимся и малообеспеченным через предоставление им льготного жилья, например, заключается договор социального найма.
  • Обеспечивается надзор за внедрением жилищного законодательства и защитой прав и интересов человека в жилищной сфере: ведется учет лиц, которые нуждаются в жилье, обеспечивается контроль за соответствием санитарным и техническим нормативам, за эксплуатацией и сохранностью жилищного фонда, обеспечивается защита и гарантия прав и интересов лиц, которые покупают жилье и эксплуатируют его на законных основаниях и т.д.

Согласно ст. 40 Конституции России любой человек обладает определенными гарантиями осуществления своего права на жилище:

  • гарантия постоянного использования помещения, которое занимает человек на условиях найма в зданиях различных жилищных фондов, участия в кооперативах, приобретенного на основании различных договоров и на других основаниях, которые допускаются законодательной базой России;
  • гарантия улучшения легитимными способами жилищных условий для человека;
  • гарантия возможности строить или покупать жилое помещение за счет личных сбережений, привлекая государственные денежные субсидии или банковские кредиты;
  • гарантия передачи помещения третьим лицам на основании контракта коммерческого найма;
  • создание для жителей безопасной среды проживания;
  • невозможность произвольно лишать человека его права на жилище.

Способы реализации конституционного права на жилище

Конституционное право граждан на жилище внедряется через систему мер содействия лицам, которые хотят сделать лучше условия проживания. В п. 2 ст. 40 Конституции России зафиксировано, что поощряется возведение жилья и создание условий для использования человеком своего права на жилище.

Так, граждане, которые не имеют жилья, могут рассчитывать на поддержку государства, которое развивает постройку домов различных жилищных фондов, предназначенных для предоставления по договору найма, а также через использование системы льгот и субсидий по оплате строительных и ремонтных работ.

Органы государственной власти и местного самоуправления должны:

  • дать возможность гражданам получить налоговую льготу или кредитную поддержку при возведении или покупке жилья;
  • обеспечить продажу участков земли для жилищного строительства на соответствующих территориях;
  • помочь в получении различных льгот предпринимателям и организациям, которые осуществляют строительные работы, ремонт жилищного фонда; 
  • поддерживать финансовые учреждения, которые выдают льготные кредиты и т.д.

Граждане, проживающие в России, могут рассчитывать на получение субсидий, которые позволяют оплачивать жилье в рамках определенных нормативов, с учетом общего дохода семьи.

При строительстве или покупке можно рассчитывать на взятие ссуды под залог, например, недвижимого имущества, а также под гарантии органов государственной власти или же под гарантии общественных объединений.

Человеку, который проводит строительство или покупает жилье за личные средства или за счет целевого займа, предоставляются налоговые льготы.

Лица, которые осуществляют индивидуальное строительство без использования наемного труда, в случае потери работы не по своей вине в течение двух лет получают дотации в порядке, определенном законодательством России для безработных, которые принимают участие в общественных работах.

Рыночная система экономики вызвала необходимость внедрения государством вспомогательных гарантий оказания помощи нуждающимся в жилье, в том числе малоимущим.

Для некоторых категорий, таких как инвалиды ВОВ и лица, которые к ним приравниваются, ветераны войны, семьи, чей доход ниже прожиточного минимума и др.

, предусмотрена возможность получить жилье на условиях подписания договора найма в домах, принадлежащих государственному, муниципальному и прочим жилищным фондам, безвозмездно или за приемлемую цену.

Анализируя положения Основного закона России и прочих нормативных актов, можно выделить также формы реализации права на жилище. А именно:

  • покупка или возведение жилища за личные средства без ограничения жилой площади;
  • приобретение жилого помещения за счет использования безвозмездных субсидий, банковской ипотеки, различных ссуд и на прочих законных основаниях, таких как принятие в дар, наследование и т.д.;
  • приобретение жилого помещения в доме, принадлежащем государственному или муниципальному жилищному фонду социального назначения на условиях договора найма.

Прочие формы жилищного обеспечения в России имеют временный характер. К ним относятся:

  • служебные помещения;
  • специализированные помещения: общежитие, дом-интернат и т.д.;
  • жилое помещение, предоставленное по контракту безвозмездного пользования;
  • помещения, которые предоставляются на условиях коммерческого найма в домах, принадлежащих к различным фондам.

Таким образом, в законодательстве сформирована мощная база для обеспечения условий реализации права человека на жилище.

Источник: https://advokat-malov.ru/zhilishhnoe-pravo/uslovij-dlya-osushhestvleniya-prava-na-zhilishhe.html

Право на жилище конституция рф

Конституция РФ о праве граждан на жилище

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

на жилище реализуется в разветвленной системе жилищного законодательства, прежде всего в ЖК, а также в комплексных законах и иных актах. С законодательством о праве на жилище связана большая правоприменительная практика судов общей юрисдикции, Конституционного Суда*(7), органов исполнительной власти.

Тема 1

В российском законодательстве понятие «жилище» раскрывается не полно, что вызывает на практике различные споры.

Термин «жилище» обозначает, обычно, особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей, жилой дом, квартира, комната вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т.п.), а также различного рода другими объектами жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, иное инженерное оборудование). Право граждан на закреплено также в конституционных законах отдельных субъектов РФ.

Статья 40 Конституции провозглашает право каждого гражданина Российской Федерации на жилище.

Посредством реализации данного права обеспечивается удовлетворение жизненно важной потребности человека в жилье. В соответствии с Всеобщей декларацией человека от 10 декабря 1948 г.

«каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи»

(ст. 25)

Статья 40 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) закрепляет каждого гражданина России на жилище. Во ис­полнение данного конституционного положения Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает основные принципы и механизмы реализации конституционного россий­ских граждан на жилище.

Жилищное законодательство, регулирующее соответствующие отношения, исходит из необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправле­ния условий для осуществления гражданами на жилище.

Конституционное право граждан на жилище

Конституция РФ (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище.

Право на жилище — одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку оно затрагивает основы жизни людей. В соответствии с Всеобщей декларацией человека

«каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду,, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи»

[8].

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

1. Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни человека (наряду с пищей, водой, одеждой и др.). О праве на жилище говорится в ст.

11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Право на жилье в России превратилось в тыкву?

В Конституции РФ граждан на жилье является одним из самых основных. Юристы говорят, что с такими климатическими условиями, как в России, наличие жилища — это вопрос жизни и смерти.

Однако по тому, как в нашей стране решается «жилищный вопрос», можно подумать, что мы все живем на экваторе (хотя и на экваторе без крыши над головой жить несладко). Жилищный вопрос на данный момент является одним из наиболее болезненных для россиян.

Конституция РФ о праве граждан на жилище

Конституция РФ (ст. 40) провозгласила в числе основных и свобод человека и гражданина право на.

Право на жилище – одно из важнейших социально-экономических граждан России, поскольку оно затрагивает самые основы жизни людей.

Жилище, как и пища, одежда, вода, относится к основным материальным условиям жизни человека. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека

«каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи»

(ст.

25)

Статья 40 Конституции РФ относит право на жилище к числу основных прав человека и гражданина. Согласно ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Право на жилище не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения (ст.

56). Конституция РФ предусматривает вполне определенные гарантии этого права на, что делает его незыблемым, стабильным и устойчивым. на универсально.

Источник: http://juridicheskii.ru/pravo-na-zhilische-konstitucija-rf-38415/

Кто имеет право на бесплатное жилье?

Конституция РФ о праве граждан на жилище

Максим Астапов

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В этой колонке рассмотрю общие основания, по которым россияне могут бесплатно получить жилое помещение из государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
 

Конституция РФ о праве на бесплатное обеспечение жильем

Правовые нормы Конституции и положения федерального законодательства позволяют реализовать право граждан на жилище различными способами.

Жилые помещения могут предоставляться по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда отдельным категориям граждан.

Жилые помещения могут предоставляться по договору коммерческого найма широкому кругу лиц. Граждане могут приобретать жилые помещения в частную собственность в домах различных жилищных фондов за собственные средства.

Жилые помещения могут возводиться за счет собственных средств граждан.

Правила о бесплатном обеспечении граждан жильем за счет государственных и муниципальных жилищных фондов закреплены Конституцией РФ, более детально эти правила разработаны в Жилищном кодексе. Часть 3 ст.

40 Конституции РФ гласит: «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Из текста Основного Закона следует, что государство бесплатно или за доступную плату обеспечивает жильем граждан, отвечающим двум главным критериям.

Во-первых, это те, кто нуждается в жилье, то есть не имеет жилого помещения, или имеет его в недостаточном размере, и признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством. Это главный критерий общий для всех категорий граждан, которые могут обеспечиваться жилыми помещениями за счет государства или муниципалитетов, без исключения.

Второй важный критерий – имущественный. Жильем могут быть обеспечены малоимущие граждане, признанные таковыми в установленном законодательством порядке. Из этого критерия есть исключение.

Таким исключением является включение отдельных социальных групп граждан в какой-то конкретный закон в качестве лиц, которые могут обеспечиваться жильем за счет государства и без учета их имущественного положения.

Чтобы претендовать на получение жилья за счет государственных или муниципальных жилищных фондов нужно отвечать одновременно сразу двум критериям: обязательно первому – обеспеченность жильем менее установленных норм, и одному признаку на выбор из второго критерия – быть малоимущим или подпадать под действие одного из законов, наделяющих граждан таким правом независимо от их имущественного положения (перечень таких нормативных актов, дающих право, на получение жилья независимо от имущественного положения будет приведён в последующих публикациях на эту тему).
 

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях

Как указывалось выше, главным критерием необходимым для получения жилья является определение уровня обеспеченности жилым помещением.

Обеспеченность жилыми помещениями оценивается исходя из соответствия площади имеющегося у претендующих на получение жилья граждан жилого помещения учетной норме жилого помещения, а также условиям, установленным в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетную норму для каждого населенного пункта определяет орган местного самоуправления (п. 5 ст. 50 Жилищного кодекса).

Например, для Москвы учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв.

м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям (п. 3-4 ст. 9 Закона г.

Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

В Перми учетная норма установлена в размере 12 кв. м площади жилого помещения на одного человека (Решение Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма»).

Согласно п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

  • не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  • проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»).

Следует также остановиться на так называемом обязательном сроке проживания, устанавливаемом некоторыми субъектами Российской Федерации в качестве обязательных условий для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

В Москве, например, обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, наряду с условиями, перечисленными в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса и в Законе города Москвы от 14 июня 2006 г.

№ 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», является срок проживания в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет. В связи с этим п. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 11 , ч. 2 ст. 38 закона города Москвы от 14 июня 2006 г.

№ 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», устанавливающего такие сроки проживания, стали предметом рассмотрения Судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации.

Рассмотрев жалобы граждан на вышеуказанные положения закона города Москвы, сопоставив нормы закона с федеральным законодательством, судебная коллегия пришла к выводу о том, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным кодексом РФ не решен.

Вместе с тем, по мнению Судебной коллегии, Москва как субъект Российской Федерации вправе был своим законом в опережающем порядке в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г.

№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» урегулировать этот вопрос. (Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 г.

№ 5-Г07-56 «Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 13 марта 2007 года»).

При определении уровня обеспеченности жилыми помещениями учитывается суммарная площадь всех принадлежащих гражданину и членам его семьи жилых помещений (п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

В следующих частях мы рассмотрим вопросы признания граждан малоимущими для целей обеспечения жильем, учет граждан для целей обеспечения жильем, порядок предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/astapov/1114799/

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий