Источники финансирования выборов понятие виды ограничения

Финансирование выборов

Источники финансирования выборов понятие виды ограничения

Финансирование выборов регулируется гл. VIII Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в РФ, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются ЦИКРФ, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Отчеты комиссий о расходовании бюджетных средств на выборы представляются соответственно в палаты Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы муниципальных образований.

Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.

Комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней, ведут раздельные бухгалтерский, кассовый учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов.

Порядок создания избирательных фондов

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится.

В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.

Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, избирательный фонд не создает.

Кандидаты вправе, а в случаях, установленных законом, обязаны, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется комиссиями в порядке, установленном законом.

Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, не вправе создавать собственные избирательные фонды.

Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет:

    1. собственных средств кандидата, избирательного объединения;
    2. средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
    3. добровольных пожертвований граждан;
    4. добровольных пожертвований юридических лиц;
    5. средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума:

    • иностранным государствам и иностранным организациям;
    • иностранным гражданам;
    • лицам без гражданства;
    • гражданам РФ, не достигшим возраста 18 лет на день ания (при проведении референдума — на день внесения пожертвования);
    • международным организациям и международным общественным движениям;
    • органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
    • государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
    • и др.

При внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве.

При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных п. 6 настоящей статьи.

Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, фонд референдума, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем.

 Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований пунктов 7 и 8 настоящей статьи, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный законом максимальный размер такого пожертвования, оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный законом максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата. 

Порядок расходования средств избирательных фондов, фондов референдума

Право распоряжаться средствами избирательных фондов, фондов референдума принадлежит создавшим их кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума.

Средства избирательных фондов, фондов референдума имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.

Средства избирательных фондов, фондов референдума могут использоваться на:

  • финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, инициативы проведения референдума, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, участников референдума;
  • предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
  • оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением выборов.

Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума только через соответствующие избирательные фонды, фонды референдума.

 Расходование в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, фонды референдума, запрещается.

 Запрещаются бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. 

Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов, референдума без привлечения третьих лиц.

Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. Срок представления итогового финансового отчета инициативной группой по проведению референдума устанавливается законом. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы, референдум. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/finansirovanie-viborov

Финансирование избирательного процесса

Источники финансирования выборов понятие виды ограничения

     Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

     Вятский Государственный Гуманитарный Университет

     Юридический факультет

     Кафедра государственно-правовых дисциплин       

     Курсовая работа

     Финансирование избирательного процесса             

     Киров

     2010

     Оглавление 

Введение

1. Понятие, виды и методы правового регулирования финансирования выборов

2. Особенности порядка формирования и расходования средств избирательных фондов

2.1 Понятие и правовой статус избирательного фонда

2.2 Порядок формирования избирательных фондов

2.3 Направления расходования средств избирательных фондов

3. Финансирование избирательных комиссий

4. Контроль за формирование и расходованием средств в избирательном процессе

4.1 Финансовые отчёты

4.2 Контрольно-ревизионные службы при комиссиях

Заключение

Библиографический список 

     Введение 

     Повышение роли и значения финансовых факторов при подготовке и проведении выборов в России стало возможно в условиях реформирования российского общества.

Демократические процессы в нашей стране, наиболее ярко проявившиеся в становлении многопартийности, признании и законодательном закреплении политических прав и свобод граждан, развитии института периодических свободных выборов, неразрывно связаны с развитием рыночных начал в экономике, разрушением монопольного положения государства в экономической сфере. Конкуренция различных политических сил, участвующих в выборах, неизбежно приводит их к поиску собственных источников финансирования избирательной кампании, выработке самостоятельной тактики расходования собранных средств.

     В этих условиях появилась возможность установить в избирательном законодательстве порядок, в соответствии с которым бюджетные средства более не являются единственным источником финансирования предвыборной агитации и иных действий, направленных на избрание кандидатов, а кандидаты, политические партии и движения при проведении избирательных кампаний могут расходовать денежные средства самостоятельно, руководствуясь правилами, установленными в законе.

     Проблема финансирования избирательного процесса является одной из наиболее актуальных проблем Российского избирательного права. Так как без эффективного правового регулирования данного процесса невозможны справедливые демократические выборы.

     Предметом исследования данной работы является законодательство, регулирующее финансирование избирательного процесса, его порядок, субъектный состав и полномочия субъектов. Объект — общественные отношения, возникающие в ходе выборов.

     Целью данной работы является исследование избирательного законодательства по вопросам финансирования выборов.

     Для достижения этой цели был поставлен ряд задач:

  1. выявление наиболее важных проблем связанных с финансированием избирательного процесса;
  2. определение статуса избирательных фондов и комиссий;
  3. определение степени контроля над финансированием избирательного процесса со стороны государства.

     В исследовании были использованы аналитический, сравнительный, методы исследования.

     Курсовая работа состоит из введения, четырёх глав, разделённых на параграфы, и заключения.

     1. Понятие, виды и методы правового регулирования финансирования выборов

 

     Финансирование выборов — базовое понятие, с определением которого связано его дальнейшее правовое регулирование. Законодательство пока не определяет содержание этого понятия, хотя и широко использует его.

Например, глава VIII Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» называется «Финансирование выборов и референдума», в федеральных законах «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы» есть главы, которые называются «Финансирование выборов». В литературе также употребляются такие термины, как «финансирование избирательных кампаний», «финансирование предвыборной агитации», «политическое финансирование». Они имеют право на применение, но неравнозначны понятию «финансирование выборов».

     Поскольку понятие «избирательная кампания» имеет два значения — объективное и субъективное, то финансирование выборов включает в себя как финансирование избирательной кампании в целом, так и финансирование избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений (блоков).

Разумеется, финансирование предвыборной агитации — часть финансирования избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений (блоков), так как речь идет о финансовом обеспечении хотя и важной, но только одной из составляющих финансирования выборов.

Равным образом правомерно использование термина «финансирование» применительно и к другим стадиям выборов или их составным частям: финансирование выдвижения кандидата (списка кандидатов), финансирование сбора подписей, финансирование информационного и иного обеспечения выборов и т. д.

Бюджетное финансирование осуществляется как до, во время, так и после избирательных кампаний. Прежде всего, это касается расходов на финансовую поддержку партий по итогам ания на федеральных выборах.

     Исходя из всего выше сказанного, под финансированием выборов следует понимать все действия, направленные на прямое и косвенное финансовое и поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов и не ограниченные рамками избирательных кампаний.

     В теории и на практике различают прямое и косвенное финансирование выборов.

     Прямое финансирование выборов — перечисление, поступление, расходование, учет денежных средств, отчетность и другие действия, влекущие за собой движение бюджетных и иных финансовых ресурсов государства, организаций, граждан, оказывающих влияние на волеизъявление избирателей на выборах.

     Косвенное финансирование выборов — это законодательно закреплённые права кандидатов и политических партий, предоставленные им на период избирательной компании.

Например, предоставление бесплатного эфирного времени и печатных площадей в средствах массовой информации во время избирательной кампании, распространение бесплатной информации о кандидатах, а также предоставление налоговых льгот, связанных с избирательной кампанией, содержание избирательных комиссий, информационных систем, направленных на обеспечение выборов.

     Если косвенное финансирование выборов допускает как публично-правовое, так и частноправовое регулирование, то прямое финансирование выборов должно строиться на почти полном либо полном исключении частноправового регулирования.

     Наличие косвенного и прямого финансирования выборов ставит перед теорией, законодателем и практикой проблему их соотношения и регулирования. Вопрос не может стоять так: либо косвенное, либо прямое финансирование. Теоретически и практически оба вида финансирования выборов существуют взаимосвязано. Вопрос в том, каково их регулирование.

     Косвенное финансирование выборов регулируется, прежде всего, с помощью законодательства о политических партиях, законодательства, регулирующего финансирование избирательных комиссий в период между выборами, специальных программ и организаций, связанных с решением проблем выборов и избирательного права.

Сюда следует отнести и законодательство, которое поручает выполнение связанных с выборами государственных полномочий органам местного самоуправления, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нередко такие поручения или делегирование полномочий связаны с косвенным финансированием выборов, так как речь идет о совершении действий за счет нижестоящего бюджета.

     Прямое финансирование подлежит регламентации через специальные законы о финансировании выборов.

     Центральные проблемы модели финансирования выборов связаны с отношением к государственному и негосударственному финансированию.

     Теоретически существуют два разных пути решения проблемы:

     первый — запрещение негосударственного финансирования в любой форме;

     второй — сочетание государственного и негосударственного финансирования выборов.

     Второй путь представляется более приемлемым. Во-первых, по этому пути идет большинство стран мира. Государство, так или иначе, участвует в финансировании выборов, прямо или косвенно субсидирует партии, средства массовой информации, политические фонды в связи с их участием в выборах.

     Во-вторых, этот путь позволяет использовать негосударственные средства, уменьшая тем самым нагрузку на бюджеты.

     А главное, рассматриваемый путь дает возможность использовать разные модели финансирования выборов с учетом региональных особенностей — в зависимости от условий регулировать соотношение государственного и негосударственного финансирования, ужесточать или смягчать правила использования тех и других средств.

     2.1 Понятие и правовой статус избирательного фонда

 

     Избирательные фонды — сравнительно новый институт избирательного права, который впервые появился на выборах в Федеральное Собрание Российской Федерации 1993 г. Их правовой режим регулировался Положением «О выборах депутатов Государственной Думы» в 1993 г., утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г.

, и Положением «О выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в 1993 г., также утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 г., и, кроме того, инструктивным письмом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 октября 1993 г.

«О денежных средствах избирательных фондов избирательных объединений и кандидатов в депутаты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году и учете их расходования».

Названные акты не решали многие правовые вопросы, и сами фонды не были единственным источником финансирования избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений (избирательных блоков).

     Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» сделал следующий шаг по пути регламентации избирательных фондов, определив их в качестве единственного источника финансирования предвыборной агитации.

     В настоящее время правовой статус избирательных фондов определяется ст.

58—60 рамочного Федерального закона, соответствующими нормами федеральных законов «О выборах депутатов Государственной Думы» и «О выборах Президента Российской Федерации», а также законов «О выборах субъектов Российской Федерации», инструкциями Центральной избирательной комиссии, нормативными актами Сбербанка России.

     Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации принимают по согласованию с территориальными подразделениями Банка России собственные инструкции, регламентирующие порядок открытия и ведения специальных избирательных счетов на региональных и местных выборах.

     Избирательные фонды имеют денежные средства на специальном избирательном счете кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока), которые сосредотачиваются и расходуются в установленном избирательным законодательством порядке.

Законодательство за короткое время прошло большой путь от отрицания таких фондов через их допущение посредством признания права на создание и управление со стороны кандидатов, избирательных объединений (блоков) до превращения названных фондов в обязательный атрибут всех выборов. Однако на выборах в органы местного самоуправления при определенной численности избирателей (не более 5 тыс.) создание избирательных фондов не обязательно, если отсутствует финансирование избирательной кампании конкретных кандидатов, политических партий.

     Предусмотрено три вида избирательных фондов — избирательный фонд избирательного объединения; избирательный фонд избирательного блока; избирательный фонд кандидата в Президенты Российской Федерации. Первые два создаются на парламентских выборах, последний — на президентских. На президентских выборах избирательное объединение (блок) не вправе создавать собственный избирательный фонд.

     Избирательный фонд — публично-правовое образование, имеющее строго целевое назначение и временный характер.

Поэтому вопросы владения, пользования и распоряжения избирательным фондом не могут регулироваться гражданским правом, а составляют предмет специального правового регулирования средствами избирательного и финансового права.

Кандидат не является собственником избирательного фонда, но управляет им сам либо поручает управление своему представителю.

Источник: http://stud24.ru/politology/finansirovanie-izbiratelnogo-processa/253237-748694-page1.html

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий