Граждане СНГ это кто?

Статус Украины в СНГ. Досье

Граждане СНГ это кто?

ТАСС-ДОСЬЕ.

12 апреля 2018 года президент Украины Петр Порошенко в ходе Киевского форума по безопасности заявил, что поручил правительству подготовить предложения по выходу страны из Содружества Независимых Государств (СНГ). В пресс-службе Исполкома СНГ заявили, что официального уведомления от Украины относительно ее выхода из организации пока не поступало.

Что такое СНГ

Содружество Независимых Государств — региональная межгосударственная организация, действующая с декабря 1991 года.

В настоящее время объединяет 11 государств постсоветского пространства: Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Россию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан и Украину (с 1993 по 2009 год в СНГ входила также Грузия).

Организация была образована на основе Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, а также протокола к нему и Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 года.

Основными задачами объединения являются сотрудничество в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях, создание общего экономического пространства, обеспечение прав и свобод человека, мира и безопасности, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ и т. д.

Статус стран СНГ

Согласно уставу СНГ от 22 января 1993 ода., все страны, подписавшие и ратифицировавшие документы о создании организации в декабре 1991 года, являются ее учредителями или государствами-участниками.

При этом так называемыми членами Содружества являются только государства-участники, присоединившиеся к уставу организации в течение одного года после его принятия.

В 1993 году устав подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, а также Азербайджан и Грузия. В 1994 году к ним присоединилась Молдавия.

И лишь две страны — Украина и Туркмения — не присоединились к уставу и формально не имеют статуса члена СНГ. Несмотря на это, и государство-участник, и член Содружества обладают в организации равными правами.

Единственное государство СНГ, которое имеет статус ассоциированного члена при организации (позволяет участвовать лишь в отдельных видах деятельности организации) — Туркмения (с 2005 года).

Процедура вступления и выхода из СНГ

Членом СНГ может стать любое государство, разделяющее цели и принципы организации и принимающее на себя обязательства, содержащиеся в ее уставе.

Для выхода из Содружества участник организации должен письменно уведомить о своем намерении депозитарий устава СНГ (Минск, Белоруссия) — за 12 месяцев до предполагаемого выхода.

При этом все обязательства данного государства, возникшие в период его участия в СНГ, должны быть полностью выполнены.

Ранее правом выхода из СНГ воспользовалась лишь одна страна — Грузия. Это решение было принято властями Грузии после грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 года.

12 августа 2008 года президент страны Михаил Саакашвили сделал заявление о выходе из СНГ, 14 августа парламент республики принял постановление о выходе ее из уставных документов организации, а 18 августа МИД Грузии направил соответствующую ноту Минск. Решение вступило в силу 18 августа 2009 года.

Инициативы Украины о выходе из СНГ

С 2014 года, после смены власти на Украине и вхождения Крыма а в состав России, официальный Киев фактически не принимает участия в деятельности СНГ. В украинских СМИ неоднократно появлялись сообщения о возможном выходе страны из Содружества.

19 марта 2014 года Киев приостановил свое председательство в Содружестве (согласно ротации, Украина председательствовала в уставных органах СНГ с 1 января 2014 года — прим. ТАСС-ДОСЬЕ).

Одновременно Совет национальной безопасности и обороны Украины заявил, что страны начнет процедуру выхода из СНГ. Однако официальное заявление в депозитарий организации направлено не было.

В ноябре 2014 года в Верховную раду был внесен законопроект о прекращении участия Украины в органах Содружества, который, однако, так и не был вынесен на ание.

В апреле 2015 года глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что считает нецелесообразным выход страны из СНГ. По словам министра, Киев принимает участие в мероприятиях Содружества, только когда ему необходимо «чего-то достичь».

В марте 2018 года депутат Верховной рады от Блока Петра Порошенко Светлана Залищук сообщила, что МИД Украины намерен представить президенту страны Петру Порошенко предложения о выходе из органов СНГ и денонсации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией.

Статистика

Украина — третье по величине государство СНГ после России и Казахстана. Ее площадь составляет 603 тыс. 700 кв. км.

По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, территория Украины занимает 2,7% общей площади Содружества (22 млн 66 тыс. 252 кв. км). По численности населения — 42,2 млн.

человек — Украина на втором месте в СНГ после России (14,7% от совокупного населения СНГ, которое составляет 287,6 млн человек).

Доля Украины в общем товарообороте между странами СНГ за январь-ноябрь 2017 года составила 11,17% — $16,5 млрд из $147,7 млрд. Экспорт в страны Содружества — $6,3 млрд, импорт Украины из стран СНГ за тот же период — $10,2 млрд. 

Источник: https://tass.ru/info/5118836

Содружество Независимых Государств

Граждане СНГ это кто?

Содружество Независимых Государств (СНГ) – межгосударственная региональная организация, объединяющая 11 независимых, суверенных государств.

8 декабря 1991 года лидерами России, Белоруссии и Украины было подписано двухстороннее Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к этим странам присоединилось большинство государств Содружества.

В состав СНГ входят Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан;Украина и Туркменистан на правах ассоциированного членства.

Грузия вышла из СНГ в августе 2009 г.

Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов Содружества.

Одним из основополагающих правовых актов, регламентирующих деятельность Содружества Независимых Государств, является Устав СНГ, принятый Советом глав государств СНГ 22 января 1993 г. Этим документом определены цели и задачи Содружества.

СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Важнейшая задача — всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и интеграция.

Особо выделена необходимость взаимодействия в обеспечении международного мира и безопасности, осуществления эффективных мер для сокращения вооружений и военных расходов, ликвидация оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения.

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние международные договоры в различных областях взаимоотношений государств — участников Содружества.

К уставным органам Содружества Независимых Государств относятся Совет глав государств СНГ, Совет глав правительств СНГ, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны СНГ, Совет командующих Пограничными войсками СНГ, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, Экономический суд СНГ, Исполнительный комитет СНГ, отраслевые органы сотрудничества.

Совет глав государств, Совет глав правительств — высшие органы Содружества Независимых Государств

Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств, подписанным главами государств 21 декабря 1991 года, определено, что высшими органами СНГ являются Совет глав  государств СНГ и Совет глав правительств СНГ. В Уставе СНГ также закреплено это положение.

Совет глав государств СНГ — высший орган Содружества, в котором на уровне глав государства представлены все государства-участники Содружества Независимых Государств.

Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов.

Согласно Уставу   СНГ к сферам совместной деятельности государств-участников Содружества, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евроазиатского рынков, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

На заседания Совета глав государств СНГ вносятся на рассмотрение вопросы, определяющие стратегические направления развития Содружества в политическом, экономическом и военном сотрудничестве.

Совет глав государств собирается на заседания, как правило, два раза в год. По инициативе одного из государств-участников СНГ могут созываться внеочередные заседания Совета.

В Совете глав правительств СНГ все государства-участники представлены премьер-министрами.

Совет координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов и собирается на заседания, как правило, два раза в год.

Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе правительства одного из государств.

Решения Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ принимаются с общего согласия — консенсусом, при этом любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения. Могут проводиться совместные заседания Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ.

Деятельность высших органов Содружества регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., Уставом Содружества (утвержден 22 января 1993 г.

), документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ, утвержденными 7 октября 2002 г.

Согласно Правилам процедуры главы государств СНГ и главы правительств СНГ председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств-участников соответственно в Совете глав государств СНГ и Совете глав правительств СНГ. Срок председательства определяется в двенадцать месяцев, если иное не установлено решением Совета глав государств СНГ.

Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ осуществляет свою деятельность на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, территориальной целостности и нерушимости существующих границ, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Источник: http://www.ved.gov.ru/sng/

Гражданство для граждан СНГ

Граждане СНГ это кто?

При рождении в России каждый человек автоматически приобретает гражданство. Но проживающие в СНГ лица для получения российского подданства должны собрать и предоставить пакет документов. Для них с 2014 года процедура получения гражданства была упрощена.

Официальные данные свидетельствуют о том факте, что среди желающих оформить гражданство России присутствует много лиц из бывшего союза независимых государств. В основном это жители Беларуси, Украины и остальных соседних государств.

Нестабильная сложившаяся экономическая ситуация, постепенное снижение уровня жизни и активные протекающие политические процессы в таких регионах серьезно усиливают негативную тенденцию.

Гражданство в результате становится необходимым для вполне законного проживания в России.

Статус гражданина РФ дает человеку возможность получить:

  • необходимую социальную защиту;
  • стабильную работу с высокой оплатой;
  • права и свободы, которые предусмотрены Конституцией России для российских граждан.

Основные положения

В настоящее время основные положения присутствуют в двух ФЗ – «О гражданстве РФ» и «О внесении некоторых изменений в ФЗ «О гражданстве РФ» и отдельные действующие законодательные акты РФ».

  1. Основными условиями для оформления российского гражданства по возможной упрощенной процедуре являются свободное и грамотное владение русским языком, необходимый отказ от уже имеющегося гражданства другой страны и проживающие раньше в России предки иностранца.
  2. Специальное собеседование вместо тестирования с лицами, которые знают русский язык.
  3. Поданное ходатайство о получении российского гражданства рассматривается в течение трех месяцев.
  4. Процедура предусмотрена для жителей стран, входящих в СНГ.

Этапы получения гражданства

При невозможности получения российского гражданства по разработанной упрощенной процедуре применяется общий порядок:

  1. Получение визы перед предстоящим пересечением российской границы, а затем оформление необходимой миграционной карты.
  2. Проведение регистрации прибытия в течение семи суток в действующем отделе МВД выбранного района проживания.
  3. Получение РВП на трехлетний период, продлеваемое при необходимости.
  4. Оформление ВНЖ, которое позволяет мигранту легально находиться на российской территории и заниматься какой-либо деятельностью.
  5. Окончательное получение необходимого гражданства.

Программа добровольного переселения

Для многих граждан других государств, которые ранее были в составе СССР, самым доступным путем оформления российского паспорта считается участие в программе так называемого добровольного переселения.

Такая процедура обладает рядом преимуществ, например, возможностью пропуска этапа получения ВНЖ.

В таком случае подготовленное заявление на получение необходимого гражданства РФ может быть подано после подготовки РВП и обязательной регистрации по месту своего проживания в российском субъекте, который выбран из представленного списка Государственной программы.

Такая схема не заставляет переселенцев выполнять подтверждение законного источника получения постоянного дохода на российской территории и грамотное владение русским языком.

Все нюансы серьезно ускоряют процедуру получения подданства нашей страны, но действующая Программа добровольного переселения также обладает некоторыми недостатками, одним из которых стал ограниченный выбор возможной территории вселения.

При оформлении гражданства должно соблюдаться одно из трех следующих условий:

  • человек ранее являлся гражданином своей республики в составе СССР и появился на свет на территории России;
  • человек ранее был гражданином своей республики в составе СССР и жил в России до 21.12 1991;
  • человек имеет одного родственника первой линии, являющегося в данный момент гражданином России.

Перед началом оформления гражданства РФ рекомендуется составление подробного плана предстоящих действий. Для этого информация о таком вопросе изучается самостоятельно или помощь оказывает квалифицированный специалист.

Важно! В Москве все необходимые документы можно сделать более быстро, так как некоторые бумаги из российских городов направляются именно сюда, а время их изготовления возрастает из-за длительной совершаемой пересылки.

Еще одним положительным моментом является наличие в Москве высококвалифицированных юристов, оказывающих информативную консультацию и помогающих на всех этапах проведения этой важной юридической процедуры.

Для получения гражданства в Москве гражданин Белоруссии, Киргизии или Казахстана должен выехать на ПМЖ с документальным оформлением этого действия и постоянно проживать на территории России.

Источник: https://ufms-gov.ru/articles/49-grazhdanstvo-dlya-grazhdan-sng.html

Страны СНГ

Граждане СНГ это кто?

После распада Советского Союза на его просторах образовались независимые страны. На постсоветском пространстве возникла международная организация, куда входят 10 государств, — Содружество Независимых Государств.

В Содружество Независимых Государств входит 10 стран

До 2009 года членом была Грузия. Не присоединились к Соглашению 1991 г. республики Балтии. Официально не вошла Украина, исполнявшая обязанности ассоциированного члена.

Организационные аспекты Содружества

Международный договор был подписан в декабре 1991 г., через два года приняли Устав организации. В документе указывалось, что на территории бывшего СССР возникает новое образование — Содружество Независимых Государств.

В течение первых лет сотрудничество стран СНГ происходило в организационной сфере.

В частности, создавались институции, структуры, отвечающие за отношения между государствами, их экономическую и политическую интеграцию.

А также определялись цели и задачи Содружества, направления внешней и внутренней деятельности, проводилось согласование правовых, нормативных актов, договоров.

История создания СНГ

Это было необходимо для того, чтобы население бывшего Советского Союза могло быть защищено в каждой из стран Содружества.

Характеристики СНГ

Границы организации включают следующие государства:

  1. Россию.
  2. Беларусь.
  3. Среднеазиатские: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан.
  4. Молдову.
  5. Азербайджан.
  6. Армению.
  7. Казахстан.

Богатейшими странами являются Россия, Азербайджан, Туркменистан.

Характеристика стран СНГ

В некоторых государствах невозможно уточнить количество постоянных жителей, поскольку переписи населения не проводятся из-за бедности и постоянных экономических кризисов. Грузия, Украина и страны Прибалтики на сегодняшний день не входят в состав СНГ.

Обзор стран СНГ по численности населения:

  • Россия — 146,8 млн человек.
  • Таджикистан — почти 8,7 млн человек.
  • Узбекистан — 32,2 млн чел.
  • Азербайджан — 9,6 млн чел.
  • Армения — почти 3 млн чел.
  • Беларусь — почти 9,5 млн чел.
  • Казахстан — 6,5 млн чел.
  • Кыргызстан — 6 млн чел.
  • Молдова — 2,9 млн чел.
  • Туркменистан — около 5 млн человек.

Страны, входящие в состав СНГ, имеют разные статусы. Так, Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Россия являются полноправными членами.

Туркменистан получил статус ассоциированного члена, поскольку планирует развивать только двухсторонние отношения со странами СНГ и Балтии.

Молдова не подписывала Устав и не провела процесс его ратификации.

Подобные тонкости, касающиеся членства, не отражаются на деятельности организации.

Рекомендуем посмотреть видео:

Стараются установить связи со странами СНГ соседние государства и объединения: ЕС, АСЕАН, Китай, Корея, Индия. Чтобы отношения между государствами осуществлялись правильно, был создан ряд институций, к которым относятся:

  • Совет глав государств.
  • Совет глав правительств.
  • Межпарламентская ассамблея.
  • Экономический суд.
  • Исполнительный комитет.

Подобные органы координации существуют при министерствах отраслевых направлений экономики.

Это позволяет осуществлять координацию в интеграционной сфере, сельском хозяйстве, промышленности, производстве, строительстве.

Много внимания общие органы отраслевого сотрудничества уделяют таможенной и финансовой сферам, борьбе с преступностью, энергетике, миграционным проблемам.

Все решения по тем или иным вопросам принимаются через консенсус, по процедурным вопросам — большинством .

Принятое решение является обязательным только для тех государств, которые подписали документы.

Такой принцип позволяет странам — членам СНГ проводить выборочную политику внутри сообщества и не ограничивать проведение своей внешней политики.

Этапы деятельности

Список стран, входящих в Содружество и приведенный ниже, остается стабильным в течение 27 лет. Прекращение участия Грузии и Украины не пошатнуло устои организации, которая с 1991 г. постоянно находится в процессе развития. Такая стабильность в странах СНГ связана с поэтапным развитием Содружества.

ВВП в странах бывшего СССР

В деятельности организации выделяют три больших этапа, характеристика которых приводится ниже:

  1. 1991–1993 — разделение территорий, формирование границ и национальных армий, введение собственных валют. В это же время была создана Организация Договора о коллективной безопасности, которая занимается военным сотрудничеством между Средней Азией, Россией и другими бывшими республиками Советского Союза.
  2. 1993–1997 — происходил поиск инструментов и механизмов, которые должны помогать в межгосударственном развитии отношений России со странами СНГ. Это было необходимо для того, чтобы унифицировать экономику и политическое развитие в государствах, которые отличались по размеру территории, развитости транспорта и железных дорог, других коммуникаций, валютных систем. В указанный период удалось подписать ряд межгосударственных договоров, которые отвечали за интеграцию в таможенной, платежной, торговой сферах, формировании общего рынка капитала, услуг, рабочей силы. Экономический союз так и не удалось сформировать, поскольку подписанные документы не выполнялись. Страны сотрудничали с другими государствами и не были заинтересованы в развитии отношений внутри СНГ.
  3. С 1997 года — идет формирование Зоны свободной торговли, начат процесс глубокого реформирования Содружества. По результатам реформы произошла реорганизация органов СНГ, сократился их штат, изменены полномочия, появился Экономический совет.

Европейские и страны Азии, объединенные в рамках организации в течение 1991–2019, продемонстрировали стремление к диалогу, постоянной дискуссии, улучшению качества жизни населения.

Была проделана огромная работа по укреплению внутренней структуры и адаптации стран к единому валютному, таможенному, налоговому законодательству, созданию договорной базы.

Появление Таможенного союза и формирование Зоны свободной торговли, Евроазиатского пространства помогли устранить преграды на пути движения товаров, услуг, улучшения транспортной инфраструктуры и дорог в странах СНГ, решения миграционных вопросов и проблем, связанных с перераспределением наследия бывшего СССР.

Рекомендуем посмотреть видео:

Направления деятельности

Политическое и экономическое развитие стран СНГ различно, поэтому акценты во внутренней и внешней политике делаются на то, чтобы сохранить национальное разнообразие и создать действенные унифицированные органы, институты. Это необходимо для успешного проведения реформ в странах СНГ и реализации различных проектов. В том числе экономических, инвестиционных, строительных, энергетических.

Основные векторы работы стран Содружества на 2019 год:

  • Поддержка демографической ситуации в странах.
  • Развитие институтов семьи и семейных ценностей.
  • Борьба с дискриминацией и религиозной нетерпимостью.
  • Развитие товарооборота, который постоянно растет. Следствием этого становится повышение ВВП, увеличение прироста производства и промышленности.
  • Унификация основ функционирования налоговой, валютной, финансовой систем. Это необходимо для того, чтобы снизить НДС на товары, услуги, импорт и экспорт в СНГ. Деятельность Таможенного союза и Зоны свободной торговли направлена на снижение налогов.
  • Разработка нормативно-правовой базы, которая улучшит экономическое сотрудничество между странами и предоставление многим компаниям преференциальных условий торговли.
  • В гуманитарную сферу входит культура, наука, образование, где происходит реализация крупных проектов, программ обмена, повышения квалификации, внедрения инновационных разработок и технологий.
  • Создание условий для приема и адаптации мигрантов, в связи с чем принимаются постоянно правоохранительные меры и действия в сфере безопасности.
  • Проведение активной внешней политики со странами Евросоюза, Азии, Америки, Австралией. Внешнеполитическая деятельность сводится к торговле, проведению совместных экономических форумов, реализации инвестиционных и строительных проектов.

Внутренняя политика стран СНГ

Главное внимание уделяется развитию экономического сотрудничества, поскольку не все члены СНГ развиты одинаково. Самая богатая страна Содружества Россия.

Из Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана сюда постоянно приезжает большое количество мигрантов, желающих найти работу в РФ.

Эти государства постоянно попадают в перечень самых бедных стран СНГ.

А также многочисленную группу приезжих составляют казахи.

В связи с наплывом граждан других стран, занятых на строительстве автодорог, объектов жилищной и социальной инфраструктуры, торговых центров, на складах, в торговле, в России и других странах СНГ разработаны специальные нормативные акты. Они направлены на то, чтобы улучшить положение мигрантов, обеспечить пенсионеров социальными выплатами, вынужденных переселенцев — пособиями по безработице.

А также соответствующими документами предусмотрено обеспечение матерей с детьми льготами.

Экономическая сфера является камнем преткновения в межгосударственных отношениях, поскольку более богатые державы тянут бедные, где наблюдается низкий уровень жизни, в основном в Средней Азии.

Поэтому страны-лидеры делают все возможное, чтобы активизировать деятельность Таможенного союза, установив единые тарифы, пошлины на услуги, товары, экспорт и импорт. Это поможет наполнить бюджеты республик, установить адекватные цены на бензин, нефть, газ, и вывести бедные государства организации на новый уровень экономического развития.

Рекомендуем посмотреть видео:

Кроме того, правительства РФ, Беларуси, Казахстана стремятся развивать в отстающих странах новые отрасли производства, создавать рабочие места, открывать промышленные объекты. Чем стабильней будет экономика в странах СНГ, тем выше будут зарплаты и доходы населения, выплаты на детей, инвалидам, пенсионерам, беженцам, военнослужащим.

Источник: https://VisaSam.ru/emigration/pereezdsng/spisok-stran-sng.html

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий