Понятие и проблемы суверенитета
Министерство образования Российской Федерации
Предмет: Основы теорий международных отношений
- Понятие и проблема суверенитета
Реферат
Студента (-ки) группы___
(фамилия, имя, отчество)
Научный руководитель
(ученая степень, ученое звание)
(фамилия, имя, отчество)
2010г.
Введение
Актуальность.
Отношения, характеризуемые понятием «суверенитет», в настоящее время подвергаются критическому анализу со стороны юристов, дипломатов, политологов, с точки зрения их эффективности для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, а также для целей управления обществом. Процессы глобализации и регионализации вызвали очевидные трансформации как мировой политической системы в целом, так и внутригосударственных общественных отношений, в связи, с чем встал вопрос об актуальности понятия суверенитета как такого, поскольку последствия глобализации и регионализации подвергают сомнению всю существующую систему национальных государств, на которой построены международные отношения и существующие международные организации.
В условиях активизации процессов самоопределения народов, направленных на защиту собственного культурного и языкового пространства, государственная политика в области обеспечения актуальной задачи сохранения единства Российской Федерации и гарантий самостоятельности при определении внутренней и внешней политики, сталкивается с отсутствием достаточной теоретической базы для создания конституционно-правовых механизмов повышения экономических гарантий развития регионов России и защиты традиционного уклада жизни малочисленных народов.
Следует отметить, что в юридической науке понятие суверенитета переживает определенный терминологический кризис, который поставил вопрос об актуальности данного понятия.
Он состоит в том, что суть, вкладываемая юридической наукой в это понятие, входит в противоречие с его современным фактическим правовым содержанием.
Такое несоответствие в некоторой степени предопределено тем, что содержание данного понятия не ограничивается правовыми явлениями.
Вследствие многомерности явлений, характеризуемых понятием «суверенитет», в течение длительного периода в конституционно-правовой науке принято рассматривать суверенитет в трех аспектах: «государственный суверенитет», «народный суверенитет» и «национальный суверенитет». Каждая разновидность суверенитета, с одной стороны, имеет свои специфические особенности, с другой стороны находятся в тесной взаимосвязи.
Цель работы состоит в том, чтобы понять, что такое суверенитет и каковы его проблемы.
Объектом исследования являются внешние и внутренние взаимоотношения государства, предметом – суверенитет государства.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитета;
- дать характеристику разновидностям суверенитета;
- выявить проблемы суверенитета;
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
- изучение научной литературы;
- анализ нормативно – правовых документов регулирующих вопросы суверенитета России.
В соответствии с поставленной целью и задачами структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Глава 1. Сущность суверенитета Российской Федерации
- Понятие суверенитета Российской Федерации
Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) – это верховная власть.
Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций).1
Суверенитет является одним из важнейших свойств, неотъемлемых качеств государства. Он характеризует государство со стороны его политической независимости и самостоятельности.
Значение суверенитета определяется тем, что в нем выражается высшая воля, неограниченная власть государства, обладающего всеми необходимыми правами как внутри, так и вне границ. В принципе государств без суверенитета не существует.
Если то или иное образование утрачивает суверенитет, оно перестает быть государством как таковым и может быть отнесено к разряду государственноподобных образований или даже административных единиц.
Все сказанное может быть выражено определением: суверенитет государства – это такое общее свойство государства, в силу которого оно осуществляет самостоятельную и верховную власть внутри своих границ и является независимым на международной арене.
Соответственно, внутренняя сторона суверенитета характеризует государство с точки зрения его полновластия в осуществлении своих функций.
Известно, что не имеет смысла постановка вопроса о «внутренней независимости» государственной власти, поскольку она полностью зависит от своего носителя (народа), который наделяет ее лишь относительной самостоятельностью. В этих пределах, т.е.
выполняя волю своего носителя, государственная власть обладает верховенством, ее акты являются непререкаемыми, носят, безусловно, обязательный характер в границах всей территории государства. Что же касается внешнего проявления суверенитета, то оно предполагает полную независимость государства во внешнеполитических отношениях.
Конечно, суверенитет нельзя признать таким свойством государства, которое ставит государственную власть над системой правового регулирования общественных отношений и правового статуса личности.
Неотчуждаемость и неделимость суверенитета говорит лишь о невозможности лишения его носителя независимости от иных форм властей, права на определение своей судьбы без его воли.
Как свойство государственной власти, суверенитет представляет собой, по выражению Э.Л.
Кузьмина, «вполне осязаемое качество, реально проявляющее себя в наборе прав, возможностей, и гарантий, обеспечивающих в обществе именно государству особый, уникальный статус по сравнению с другими политическими институтами, равно как и в международном сообществе». 2
1.2. Государственный суверенитет
Государственный суверенитет – это политико-правовое свойство государства, выражающееся в верховенстве и независимости государственной власти внутри страны и за ее пределами. Этот признак принято рассматривать в качестве одного из ключевых признаков, т.к. ни одна организация в обществе суверенитетом не обладает.3
Именно суверенитет государства является высшей юридической формой воплощения полновластия народа, суверенности наций, верховенства государственной власти в границах территории России (тем самым он охватывает все стороны организации государства – население, власть, территорию).
Особый интерес к теме государственного суверенитета возник в юридической науке, политической практике в связи с попытками реформирования Советского Союза, а затем и в связи с образованием не его территории независимых государств.
Под влиянием различных обстоятельств на некоторое время категория «государственный суверенитет» утратила строгий смысл, особенно в практике государственного строительства.
Однако к настоящему времени обозначенная тенденция в значительной степени угасла, и наукой конституционного права предпринято немало усилий для формирования обновленной, основанной на закрепленных Конституцией РФ принципах, теории государственного суверенитета.
Категория государственного суверенитета не является сугубо научным феноменом. Суверенитет есть основа конституционного строя, которая закрепляется в конституционном законодательстве, т.е.
входит в предмет регулирования конституционного права как ведущей и основополагающей отрасли российского права.
В то же время свести конституционно-правовые нормы, закрепляющие государственный суверенитет, в отдельную подсистему норм в рамках структуры отрасли конституционного права представляется невозможным. Будучи формально закреплен лишь в ч. 1 ст.
4 Конституции РФ, суверенитет Российского государства фактически реализован в нормах, структурно входящих в состав многих институтов конституционного права (федеративного устройства, наименования государства, гражданства, общественных объединений, органов государственной власти, др.).
Изложенные обстоятельства позволяют рассматривать государственный суверенитет в качестве ключевой, несущей конструкции конституционного права в целом.
1.3.Суверенитет народа
Концепция народного суверенитета основана на признании народа носителем суверенитета и единственным источником власти в обществе и государстве. Формирование концепции народного суверенитета было связано со становлением Вестфальской системы и развитием «восходящих» теорий.
«Восходящие» теории предвосхитили рождение идеи нации-народа. Идея «восхождения» легитимности от народа имела древние истоки, связанные с республиканской традицией античности, а также средневековыми феодальными республиками.
«Восходящие» теории перенесли источник суверенитета с персонифицированного суверена-монарха или суверена-церкви на суверен-народ, сохранив его свойства: единство, неделимость, верховенство, неограниченность и неотчуждаемость.
Окончательная кристаллизация идеи народного суверенитета связана с германским романтизмом и ранним гегельянством.
Народный суверенитет закреплен в конституционных актах многих стран и относится к универсальным демократическим принципам, имеющим общечеловеческую ценность.4
Исходя из анализа статей Конституции РФ, можно сделать вывод, что в ней термин «народ» употребляется в двух основных значениях:
- как единый субъект народовластия и правотворчества;
- как совокупность людей, обладающих равными правами с другими народами (преамбула и ч. 3 ст. 5), определенной территорией и расположенными на ней природными ресурсами (ст. 9) и общим языком (ст. 68).
Понимание термина «народ» как единого субъекта народовластия и правотворчества нашло свое отражение в конституционной юстиции, в частности в позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в постановлении от 7 июня 2000 г.
№ 10-П: «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации»5
Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе формировать важнейший учредительный орган — Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны.
Таким образом, суверенитет народа — право народа решать важнейшие вопросы установления принципов власти и государства. Во всех кризисных ситуациях власть должна обращаться к народу.
Глава 2. Проблемы суверенитета Российской Федерации
Суверенные права Российской Федерации имеют общесоциальное назначение и могут рассматриваться как сбалансированная коллективная форма осуществления индивидуальных прав граждан.
Следует учитывать, что свою власть государство получает не непосредственно от индивидов, а от общности граждан, проживающих на данной территории, образующих устойчивое и духовно связное социальное образование – народ. Являясь генетической предпосылкой суверенных прав государства, права индивидов в области публичной власти переплавляются в особый политико-правовой субстрат – народный суверенитет. Это позволяет
Источник: http://stud24.ru/civil-law/ponyatie-i-problemy-suvereniteta/163066-475667-page1.html
Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания
Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства; это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений.
Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.
Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства.
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
- Позвонить:
- По всей России: +7 (800) 350-73-32
Нарастающие тенденции федерализации и глобализации в мире требует необходимой коррекции некоторых составляющих концепции суверенитета.
Проблемы определения понятия и содержания государственного суверенитета:
-
- отчуждаемость (или неотчуждаемость) государственного суверенитета, его делимость (или неделимость);
- соотношение верховенства государственной власти и полновластия государства;
- соотношения государственного суверенитета с суверенитетом народа и национальным суверенитетом;
- природа и характер суверенитета современного государства (относится ли суверенитет как верховенство государственной власти внутри страны и как ее независимость вовне к основным, сущностным свойствам или признакам государства, или же его следует рассматривать в качестве второстепенного признака государства?);
- положение о существовании государств, не имеющих суверенитета (речь идет о субъектах федерации, а не о национальных федеративных государствах, являющихся непосредственными участниками процесса глобализации (точнее — интеграции государств) и субъектами международного публичного права.
Федеральная теория суверенитета
Родоначальником теоретического обобщения идей федерализма считают Иоханнеса Альтузиуса (1562-1638), который выдвинул «федеральную теорию суверенитета», основанную на принципах союза, но при главенстве союза над частями.
Суверенитет в условиях федерации – вопрос достаточно спорный, относительно которого существуют следующие мнения:
-
- суверенитетом обладают только федерации в целом (но если суверенитет федерации абсолютен, то в чем тогда ее принципиальное отличие от унитарного государства?);
- суверенитет принадлежит составным частям федерации, которые обладают правом выхода из нее;
- суверенитет делится в соответствии с делением государственной власти согласно Конституции.
Источником федеративной государственности является суверенитет народа. Народ в федеративном государстве политически един, но не в полной мере.
В юридическом смысле он состоит из наций, каждая из которых претендует на известную меру политической самостоятельности.
Считается, что эти народы через референдум или своих представителей однажды дали согласие на объединение в федеративное государство. В то же время каждый из них оставил за собой долю суверенных прав.
Таким образом, ни федерации, ни ее суверенитеты не обладают полным государственным суверенитетом. Раздел суверенитета производится, прежде всего, путем распределения компетенции между федерацией и ее субъектами, т.
к. собственная компетенция выражает «собственную государственность». Следовательно, согласно Арановскому, суверенитет – это административная и политическая правоспособность территории, обладающей государственностью.
Постановление Конституционного Суда РФ от 7.06.2000 №10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и ФЗ «Об общих принципах организации законодательства (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» внесло коррективы в решение проблем федерализма и суверенитета»:
Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.
Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е.
не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.
Республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства, и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.
Федерализм создает полицентрическую систему власти, включающую автономные единицы, формально независимые друг от друга, но составляющие единое целое.
По сути, суверенитет – это выражение воли народа на единство и целостность государства, на защиту прав и свобод человека-гражданина. В России источником такого волеизъявления является единый многонациональный народ РФ. И воля этого народа едина. В этом смысле суверенитет как политическая воля всего народа федерации неделим.
Процессы глобализации безусловно оказывает влияние на функционирование государств, на их базовые институты, а значит и на суверенитет. Однако, государственный суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств.
Концепций эволюции суверенитета множество и они весьма противоречивы:
-
- Ряд исследователей считает, что глобализация, в конечном счете, приведет к исчезновению суверенитетов отдельных государств, а следовательно, и самих государств, обществом будет править всемирное правительство в сформированном Мировом государстве (теория мондиализма).
- Другие ученые утверждают, что национальное государство будет только укреплять свои позиции и наряду с существующими государствами, будут образовываться новые.
- Третьи – прогнозируют формирование государства принципиально нового типа.
Весьма обсуждаема в науке теория мондиализма как конечный результат глобализации.
Исследователи, считающие, что будущему обществу будет характерно единое мировое государство, прогнозируют два сценария перехода к мондиализму:
-
- Мягкий переход предполагает сохранение формально суверенных государств, с весьма серьёзными полномочиями у правительств этих стран в области внутренней политики, экологии, социальной сферы, образования и здравоохранения. При этом будет существовать некий Единый Планетарный Орган Власти, который будет обладать исключительной монополией на решение всех проблем глобального характера и следить за неукоснительным соблюдением любыми местными властями некоего универсального кодекса прав и свода законов, касающихся, по-видимому, прав человека, глобальных вопросов экономики и экологии, общепланетарных аспектов любых проблем человеческой жизни и деятельности. То есть, иными словами, по этому сценарию будет осуществлено некое всемирное подобие нынешнего Европейского союза.
- Жёсткий переход — в случае какого-то глобального катаклизма (экологической катастрофы или мировой войны) победившая или сумевшая сохранить в наибольшей степени свой аппарат власти насилия и принуждения организованная политическая сила может установить свою власть на планете в целом или на пригодной для жизни ее части.
Одни ученые отрицают саму возможность формирования мирового государства, другие же считают это неизбежным следствием глобализации и единственным шансом на спасение человечества.
Многие ученые считают теорию мондиализма преувеличенной, тем более, что в данный момент мы повсеместно наблюдаем сепаратистские движения в разных уголках планеты, количество государств не сокращается, а наоборот, увеличивается.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/gosudarstvenniy-suverenitet-problemi-opredeleniya-ponyatiya-i-soderzhaniya
Проект
Вид работы: Проект
Тема: Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания
Введение
На современном этапе развития суверенитет верховной власти играет важную роль в объединении государств, их взаимоотношениях, а так же укреплении внутреннего мира.
В истории понятие государственный суверенитет включает в себя два компонента: это верховенство и независимость. Юриспруденция во многом связывает суверенитет с гарантией прав и свобод человека. Другими словами, каждая научная сфера по-своему трактует данный термин.
Актуальность выбранной темы состоит в отсутствии точного понимания понятия суверенитета государства, различных трактовках. Сама проблема суверенитета на данном этапе остается актуальной в связи с условиями сложных взаимоотношений между государствами.
Целью данной работы является исследование проблем определения государственного суверенитета и его содержания.
Исходя из поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
1 – изучено понятие и признаки государственного суверенитета;
2 – исследована характеристика суверенитета России;
3 – проанализированы проблемы определения понятия и содержания государственного суверенитета.
Объектом исследования в работе является государственный суверенитет.
Предметом исследования выступают проблемы по определению понятия государственного суверенитета и его содержания.
Исследование проблем определения понятия государственного суверенитета нашло свое отражение в трудах многих отечественных экономистов: Г.В. Игнатенко, О.В. Тиунова, О.А. Омельченко, Н. Старикова и др.
К методам исследования, используемым в данной работе, относятся методы анализа и синтеза, построения гипотезы, логической оценки событий, графический и другой метод сбора и обработки информации. Исследование базируется так же на общенаучной методологи, предусматривающей использование системного и институционального подходов.
Понятие государственного суверенитета
Наиболее распространённым и признанным понятием государственного суверенитета является следующее:
Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
Таким образом понятие государственного суверенитета является юридическим, содержит юридические свойства и признаки. К юридическим признакам государственного суверенитета относят верховенство и независимость. Данные признаки отражают характер общественных отношений и особенности любого государства.
Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Другими словами, синонима суверенитета являются такие термины, как самостоятельность, неподотчетность и неподчиненность.
Стоит отметить, что суверенитет ограничен некоторыми пределами, в роли которых выступают суверенитет народа – как внутренний предел, и международные нормы взаимоотношений между государствами – как внешний.
Понятие государственного суверенитета можно рассматривать с двух сторон:
1 – внешняя сторона – как независимость государственной власти.
Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.
Внешний суверенитет проявляется в признании данного государства международным сообществом, то есть являться субъектом международных отношений, в осуществлении самостоятельной внешней политики и не вмешательство других государств во внутренние и внешние дела других государств.
2 – внутренняя – как верховенство института власти внутри государства.
Исключительное право представлять все общество, а не части. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения.
В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение.
м национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями.
Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, то есть он не является изначально любой нации присущим.
По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития.
Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество.
Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования.
Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета.
Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти.
Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства.
Признаки государственного суверенитета
Присущие государству признаки суверенитета — верховенство и независимость — неразрывно связаны между собой, предопределяют друг друга, являются взаимообусловленными.
Без верховенства в пределах государственной территории не существует независимости государства в международных отношениях с другими государствами. Без независимости от других государств неосуществимо и верховенство государства в пределах его территории.
Это не препятствует, однако, раздельному рассмотрению сущности указанных юридических признаков (свойств) государства, юридических признаков государственного суверенитета.
Территориальное верховенство. Верховенство государства на своей территории (территориальное верховенство) означает, что государство осуществляет высшую, верховную власть (юрисдикцию) в отношении всех лиц и их объединений, находящихся на его территории.
[3] Государство обладает полновластием, полнотой публичной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в пределах своей территории, исключающей деятельность в этих пределах любой иной публичной власти.
Отдельные изъятия из такого полновластия (установление иммунитета от юрисдикции государства) возможны лишь при условии согласия на то и соответствующего волеизъявления данного государства.
Веления государственной власти, выступающей от лица государства, являются обязательными для всех органов государства, должностных лиц, граждан, их объединений, иностранцев и апатридов, находящихся в пределах государственной территории.[4]
Территориальное верховенство государства есть следствие того факта, что над ним нет другой высшей власти, которая могла бы устанавливать или ограничивать правомочия государства и требовать его подчинения себе. Государство обладает верховенством в преۡдеۡлۡаۡх своей террۡиторۡиۡи исключительно в сۡиۡлу собственных сۡвоۡйстۡв, порождаемых объективными условиями жизни организованного в государство обۡщестۡвۡа.
Территориальное верховенство государства проявляется и в том, что в его руках концентрируется вся принудительная власть и все средства властного принуждения.
Властное принуждение может применяться органом государства от лица государства либо непосредственно на то управомоченной негосударственной организацией, правомочия и само существование которой зависят исключительно от воли государства.
Монополизация государством властного принуждения вовсе не означает, что государство только и делает, что принуждает исполнять свою волю, но означает, что только государство может принуждать властными методами и средствами.
Другой качественной особенностью государственной власти является ее юридическая неограниченность.
Действительно, из самого территориального верховенства государства следует неограниченность государственной власти какими-либо внешними правовыми предписаниями, иначе верховной была бы такая предписывающая власть.
Государственная власть не ограничена и национальным правом, поскольку она действует на основе ею же установленного права.
Государство в лице государственной власти может изменить или отменить те или иные нормы государственного права, издать иную конституцию. Только государство в лице государственной власти устанавливает национальное право, сам порядок правотворчества и в этом смысле стоит над правом.
Иными словами, юридическая неограниченность государственной власти означает лишь то, что над ней нет высшей власти, предписывающей ей нормы поведения.
Независимость государства. Независимость государства в международных отношениях есть признак государственного суверенитета, имеющий в виду прежде всего и главным образом его независимость во взаимоотношениях с другими государствами — основными субъектами международного права.
Если во внутригосударственных общественных отношениях государство выступает как обладающее исключительной юрисдикцией в отношении всех лиц и их объединений, находящихся на его территории, то в противоположность этому для международных отношений характерно неподчинение государств какой-либо стоящей над ними власти, обладающей компетенцией предписывать им правила поведения в международном общении. Тем самым они взаимно независимы.[6]
Поэтому в основе современного международного права лежит выраженное в его основополагающих нормах требование строгого уважения государствами суверенитета друг друга.
[7] Основными такими нормами являются нормы-принципы о суверенном равенстве государств; неприменении силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях; невмешательстве в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства; мирном разрешении межгосударственных споров; межгосударственном сотрудничестве.
В международном праве взаимная независимость государств проявляется в двух ее аспектах: в независимости государства в его внутренних делах (внутренняя независимость) и в его независимости во внешних делах (внешняя независимость).
Внутренняя независимость государства обеспечивается тем, что международное право не регулирует и в принципе не может регулировать внутригосударственные общественные отношения. Свое позитивное воплощение это находит в признании государствами недопустимости вмешательства во внутренние дела друг друга.
Прикрепленные файлы:
1_20161110_215442
Источник: https://xn--d1aux.xn--p1ai/gosudarstvennyj-suverenitet-problemy-opredeleniya-ponyatiya-i-soderzhaniya/