Целостность государства понятие ее обеспечение

Целостность территории РФ и ее конституционный статус

Целостность государства понятие ее обеспечение

Суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, так как составляют его основу, без чего государство не может существовать. Их обеспечение является одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России.

Согласно сложившемуся в науке пониманию целостность — это обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой.

Понятие целостности выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью.

Оно характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития. Иногда целостностью называют и сам объект, обладающий такими свойствами, — в этом случае это понятие употребляется как синоним понятия «целое».

Указанные характеристики следует понимать не в абсолютном, а в относительном смысле, поскольку сам объект обладает множеством связей со средой, существует лишь в единстве с ней.

Кроме того, представления о целостности какого-либо объекта исторически преходящи, обусловлены предшествующим развитием научного познания данного объекта. Методологическое значение представления о целостности состоит в указании на необходимость выявления внутренней детерминации свойств целостного объекта и на недостаточность объяснения специфики объекта извне.

Территориальная целостность государства является одним из основополагающих принципов международного права, направленным на обеспечение стабильности в межгосударственных отношениях. Сущность этого принципа, утвердившегося с принятием Устава ООН в 1945 г., составляет защита территории государства от любых посягательств.

Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. Территориальная целостность государства означает незыблемость его границ и неприкосновенность территории.

Конституция РФ прямо предписывает Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность11 своей территории.

2.2 Осуществление мер территориальной целостности государства

Принцип государственной целостности не может быть поставлен под сомнение в связи с федеральным характером Российского государства.

Территориальная целостность является приоритетной по отношению к федеративному устройству Российской Федерации.

«Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти»12.

Для федеративных государств, правовое закрепление своей территории, имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение, поскольку непосредственно связано с такими понятиями как целостность территории и целостность государства. Как отмечается в Концепции национальной безопасности России, интересы государства на сегодняшний день, наряду с иными, состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России. 

Обеспечение целостности территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Существуют общие положения по обеспечению целостности территории РФ:

      1. Отделение любой части территории Российской Федерации от Российской Федерации не допускается.
      2. Передача любой части территории Российской Федерации иностранному государству, за исключением случая, указанного в пункте 4 настоящей статьи, не допускается.
      3. Обмен между Российской Федерацией и сопредельным иностранным государством равными участками территории допускается в пограничной зоне и только в целях делимитации, демаркации или редемаркации Государственной границы Российской Федерации, осуществляемых в соответствии сЗаконом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации».
      4. Обмен между Российской Федерацией и сопредельным иностранным государством равными участками территории, в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, осуществляется только при условии заключенного и ратифицированного международного договора Российской Федерации.

К числу конституционных гарантий территориальной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации можно отнести, прежде всего:

      1. провозглашение в тексте Конституции единства государства, территориальной целостности Российской Федерации (преамбула, ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 5);
      2. закрепление обязанности государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4);
      3. конституционное установление состава территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 67);
      4. включение принципов и норм международного права, международных договоров России (в том числе об установлении Государственной границы, сотрудничестве в сфере обороны и безопасности) в ее правовую систему (ч. 4 ст. 15).

Существенным фактором обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности территории федеративного государства являются правовые механизмы вмешательства федерации в компетенцию ее субъектов, в том числе осуществление федеральными органами отдельных полномочий органов субъектов федерации.

Соответствующие механизмы можно рассматривать как институт федерального вмешательства или «федеральной интервенции». Нарушение, а иногда и сама угроза нарушения территориальной целостности могут и должны вызывать ответную реакцию Российского государства.

 
Формами федерального вмешательства могут быть финансово-экономическое воздействие; отмена нормативных актов субъекта, если они противоречат федеральному законодательству, в том числе органами конституционного контроля; расформирование органов власти субъекта и управление им через специально уполномоченное должностное лицо (например, комиссара) либо непосредственно из центра (например, прямое президентское правление), а также применение вооруженной силы, т.е. ввод специальных подразделений полиции и (или) собственно вооруженных сил. Формы, пределы и процедуры федерального вмешательства в различных федерациях различаются в зависимости от угроз безопасности государства, его исторических традиций, уровня экономического и правового развития соответствующей страны, степени интегрированности общества. Кроме того, от концепции федерального вмешательства как обеспечительной, правовосстановительной или карательной меры будут зависеть и конкретные формы федерального вмешательства.

Согласно Конституции РФ в нашей стране для обеспечения государственного единства и территориальной целостности России могут быть реализованы нормы о согласительных процедурах (ст. 85), а также о чрезвычайном (ст.

88) и военном положении (ст. 87). Постоянно действующими структурами, обеспечивающими государственное единство и территориальную целостность Российской Федерации, являются уполномоченные представители Президента (п. «к» ст.

83), прежде всего, в федеральных округах

Введение военного положения, как и чрезвычайного положения, на территории Российской Федерации или части ее территории означает установление специального правового режима.

Режим военного положения определяется рассматриваемым Федеральным конституционным законом и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.13 

Неотъемлемой частью сохранения  и обеспечения территориальной целостности и единства территории страны является разрешение территориальных споров. Существует несколько правил, которые констатируют порядок мер по обеспечению целостности территории РФ:

1.

В целях обеспечения целостности территории Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией обязаны принимать необходимые меры по разрешению территориальных споров, возникших между субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и иностранным государством.

2. Территориальные споры между субъектами Российской Федерации разрешаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

3.

Территориальные споры Российской Федерации с иностранными государствами разрешаются исключительно мирными средствами путем принятия политических, дипломатических, экономических, правовых, организационных, административных, судебных и иных мер в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Существует также ответственность за нарушение настоящего Федерального закона, за которое предусматривается наказание.

За нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, касающимся обеспечения целостности территории Российской Федерации, а также за правонарушения, совершенные в период действий особого режима, устанавливаемого в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.14

Таким образом, введение специальных правовых режимов в соответствии с Конституцией и федеральным конституционным законодательством на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее частях является важным конституционно-правовым механизмом обеспечения неприкосновенности территории и территориальной целостности Российской Федерации. В целом к числу конституционно-правовых средств обеспечения неприкосновенности территории и территориальной целостности Российской Федерации относится конституционное закрепление единства, неделимости территории, территориальной целостности государства, обязанности государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории; конституционное установление состава территории государства; включение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров государства в его правовую систему; установление и реализация (при необходимости) механизмов федерального вмешательства, режимов чрезвычайного и военного положения. В целом Российская Федерация обладает широким спектром конституционно-правовых средств обеспечения неприкосновенности своей территории и территориальной целостности страны. Насущной задачей остается эффективное их использование на практике.

3.Территория РФ и ее конституционно-правовой статус

3.

1 Определение конституционно-правового статуса РФ

Конституционно-правовой статус Российской Федерации — это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации   как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:

1)Российская Федерация – суверенное государство. Государственный суверенитет принадлежит только Российской Федерации, но не субъектам Российской Федерации. Провозглашение в ст. 5 Конституции РФ республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве.

2)Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Территория Российской Федерации в включает в себя15:

      • территории ее субъектов (сухопутная территория);
      • внутренние воды — воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и других водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;
      • территориальное море — примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;
      • воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.

Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории (то есть вдоль берега) до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от берега. когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. В случае, если шельф выходит за пределы 200 миль, внешняя его граница не может простираться далее 350 морских миль от берега или далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

Исключительная экономическая зона — это прилегающий к территориальному морю морской район шириной до 200 морских миль от берега, в котором прибрежное государство имеет суверенные права в целях разведки.

разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке зоны.

Источник: http://student.zoomru.ru/grajdan/celostnost-territorii-rf-i-ee/175566.1477979.s2.html

Национальная безопасность Российской Федерации

Целостность государства понятие ее обеспечение

Тема работы актуальна на сегодняшний день, когда Россия и мировое сообщество содрогаются от террористических угроз, экономических и экологических проблем. В настоящее время они приобрели особую остроту, поскольку на современном этапе развития общества воедино слились в пространстве и во времени угрозы внешнего и внутреннего характера.

 
В российской истории немало примеров, когда целостность страны подвергалась опасности. Это и набеги хазар, и нашествие татаро-монгол, и вторжения тевтонских рыцарей, а также русско-турецкие войны, поход Наполеона, Первая и Вторая мировые войны.

Сегодня проблема целостности государства и национальной безопасности являются актуальными и требующие большого внимания.

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических вопросов государственной целостности и национальной безопасности. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

    • рассмотрение понятия и содержания целостности государства;
    • изучение актуальных и коллизионных вопросов государственной целостности России;
    • рассмотрение понятия национальной безопасности государства и национальных интересов России;
    • характеристика угрозы национальной безопасности Российской Федерации и анализ путей обеспечения национальной безопасности в современных условиях.

1.1. Понятие и содержание целостности государства

 Согласно ч.3 ст.4 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории1.

Положение о целостности и неприкосновенности территории России органично вытекает из территориального верховенства Российской Федерации.

Вопреки распространенному мнению, норма об обеспечении Российской Федерацией целостности и неприкосновенности своей территории посвящена не только внешнеполитическому, межгосударственному, но и внутригосударственному аспекту суверенитета Российской Федерации.

Государственная целостность — принцип федеративного устройства, при котором субъекты Федерации не обладают правом выхода из состава Федерации. Вопросы своей территории Российская Федерация может решать только сама. Выражением государственной целостности являются единое правовое и экономическое пространство, единое гражданство2.

Государственная целостность — неотъемлемый признак суверенного государства.

Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам.

Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из Российской Федерации. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство. 
Территориальная целостность.

В пределах своей территории государство осуществляет верховенство, которое называется территориальным и является составной частью суверенитета государств.

Верховенство государства означает, что власть данного государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории, и, кроме того, на территории государства исключается деятельность публичной власти другого государства. Высшая власть государства в пределах его территории осуществляется системой государственных органов в законодательной, исполнительной, административной и судебной сферах3.

Вся законодательная, исполнительная, административная и судебная власть государства распространяется как на собственных граждан и организации, так и на иностранных граждан и организации, а также на лиц без гражданства, находящихся в пределах территории данного государства.

Территориальное верховенство не исключает, поскольку государство на это согласно, некоторых изъятий из действия его законодательства по отношению к определенной категории иностранных лиц на всей государственной территории или в определенных районах действия иностранного законодательства на его территории.

Такое согласие может быть выражено во внутреннем законе или в международном договоре.

Территориальное верховенство выражается также в том, что в пределах своей территории государство может применять все соответствующие закону средства властного принуждения к своим гражданам и иностранцам, если международными договорами не установлено иное.

И если действие законов одного государства может распространяться за пределы его территории, то применение средств властного принуждения ограничено, как правило, лишь собственной территорией.

Никакое государство не вправе применять свои средства властного принуждения на территории иностранного государства.

 
Территориальное верховенство включает в себя, естественно, и юрисдикцию государства, то есть права судебных и административных органов по рассмотрению и разрешению всех дел на данной территории в соответствии с компетенцией этих органов.

Понятие территориального верховенства гораздо шире понятия юрисдикции, поскольку оно выражает всю полноту государственной власти во всех ее конституционных формах. Но, в то время как полная и исключительная власть государства ограничена пределами его территории, юрисдикция государства в ряде случаев распространяется за пределы его территории.

Принцип территориальной целостности государств утвердился с принятием Устава ООН в 1945 году. Процесс его развития продолжается.

Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности.

Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях. Его назначение — защита территории государства от любых посягательств.

Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст.

2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности), хотя сам этот принцип отдельно не упоминался.

В частности, устанавливалось, что каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны»4.

Отмечалось также, что «территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава»5, и что «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения»6.

В связи с этим, отмечалось далее, не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения. Однако, как известно, закон не имеет обратной силы. Поэтому в декларации оговаривалось, что вышеприведенные положения не должны толковаться как нарушающие положения Устава ООН или любые международные соглашения, заключенные до принятия Устава и имеющие юридическую силу в соответствии с международным правом.

Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников.

В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой.

Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления.

Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной»7.

Источник: http://referat.yabotanik.ru/gosudarstvo-i-pravo/nacionalnaya-bezopasnost-rossijskoj-federacii/233316/220509/page1.html

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий