Гражданское право — Тема 34. Авторское право
Автор в отношении его произведения наделяется личными неимущественными правами:
— право признаваться автором произведения (право авторства);
— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя);
— право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные имущественные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
Эти исключительные права означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
— воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
— распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и, т.д. (право на распространение);
— импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с — разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
— публично показывать произведение (право на публичный показ);
— публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
— сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
— сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
— переводить произведение (право на перевод);
— переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).
Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (право доступа).
Смежные права: понятие, субъекты, содержание, защита
Смежные права – это примыкающие к авторским и обладающие сходством с ними. Они подразделяются на три категории: права исполнителей, производителей фонограмм, права организаций эфирного и кабельного вещания.
Под исполнителями понимаются актеры, певцы, музыканты, танцоры и иные лица, которые играют роли, читают, декламируют, поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняют произведения литературы, науки, искусства, а также режиссеры—постановщики спектакля и дирижеры.
Смежное право исполнителя возникает с момента первого исполнения и истекает через 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом возникновения права.
Исполнителю принадлежат личные неимущественные права (право на имя и право на защиту исполнения или постановки от искажения или иного посягательства, способного умалить честь и достоинство исполнителя), а также имущественные права, которые включают: право на передачу в эфир или по кабелю, право на первую запись исполнения, право на воспроизведение записи, право сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записано исполнение.
Производителем фонограмм является физическое или юридическое лицо, которое осуществило или заказало первую звуковую запись какого-либо материала.
Производитель фонограммы получает на нее исключительные смежные права, которые действуют в течение 50 лет после записи фонограммы, но если они были опубликованы в течение этого срока, права действуют в течение 50 лет с момента первого опубликования.
Производитель фонограммы имеет следующие исключительные права на использование фонограммы: права на воспроизведение, на получение вознаграждения за публичное исполнение, на передачу в эфир и по кабелю, на переделку фонограммы, на распространение экземпляров фонограммы, на импорт экземпляров.
Под организациями эфирного и кабельного вещания понимаются радиостанции, телевизионные организации, организации кабельного вещания.
Эти организации получают исключительные права на использование передач, которые действуют в течение 50 лет со дня первой передачи в эфир или по кабелю.
Исключительные права включают в себя: право одновременного выпуска в эфир или по кабелю, право записывать передачу, право воспроизводить ее запись, право сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.
Авторский договор. Защита авторских и смежных прав
Авторский договор — договор о передаче определенных имущественных прав на произведение для использования.
Сторонами авторского договора являются автор или иной обладатель авторских имущественных прав, с одной стороны, и пользователь — с другой.
Авторский договор является консенсуальным, возмездным, двусторонне-обязывающим.
Авторский договор должен заключаться в письменной форме, за исключением договоров об использовании произведения в периодической печати, для которых допустима письменная форма.
Условиями авторского договора являются способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по договору); срок и территория, на которые передается право; размер вознаграждения или порядок его определения.
При отсутствии условия о сроке авторский договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения при условии письменного уведомления пользователя не менее чем за шесть месяцев до расторжения договора.
При отсутствии условия о территории использования произведения таковой считается территория РФ.
Авторские договоры подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и на договоры о передаче неисключительных прав. Различают также договор об использовании уже созданного произведения и договор заказа, согласно которому автор обязуется создать произведение к определенному сроку.
Гражданско-правовая защита нарушенных или оспариваемых авторских и смежных прав осуществляется в судебном порядке следующими способами:
— признание права;
— восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и прекращение действий, нарушающих — право или создающих угрозу его нарушению;
— возмещение убытков, включая упущенную выгоду;
— взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;
— выплата компенсации, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;
— принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой прав.
Контрафактные, т.е. изготавливаемые или распространяемые с нарушением авторских и смежных прав экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда и уничтожению, кроме случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.
Изобретение: понятие, условия патентоспособности, объекты. Защита прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы
Под изобретением понимается новое, имеющее изобретательский уровень и промышленно применимое техническое решение задачи в любой отрасли общественно полезной деятельности.
Условия патентоспособности изобретения, т.е. предоставления ему правовой охраны, определены в Патентном законе РФ.
Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Изобретение является новым, если оно не известно имеющимся в мире техническим решениям на дату поступления заявки. Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно не известно специалисту из уровня техники.
При этом уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения.
При установлении новизны изобретения в уровень техники включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в РФ другими лицами заявки на изобретения и полезные модели (кроме отозванных), а также запатентованные в РФ изобретения и полезные модели.
Изобретение промышленно применимо, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.
Не признается обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, такое раскрытие информации, относящейся к изобретению, автором, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, при котором сведения о сущности изобретения стали общедоступными, если заявка на изобретение подана в Патентное ведомство не позднее шести месяцев с даты раскрытия информации. Бремя доказывания этого факта лежит на заявителе.
Объектами изобретения могут являться: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.
Не признаются патентоспособными изобретениями: научные теории и математические методы; методы организации и управления хозяйством; условные обозначения, расписания, правила; методы выполнения умственных операций; алгоритмы и программы для вычислительных машин; проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий; решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей; топологии интегральных микросхем; сорта растений и породы животных; решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Защита прав авторов и патентообладателей осуществляется как в судебном, так и в административном порядке. В судебном порядке рассматриваются, в частности, споры:
— об авторстве на изобретение, полезную модель, промышленный образец;
— об установлении патентообладателя;
— о нарушении исключительного права на использование охраняемого объекта промышленной собственности и других имущественных прав патентообладателя;
— о заключении и исполнении лицензионных договоров на использование охраняемого объекта промышленной собственности;
— о праве преждепользования и др.
Полезные модели и промышленные образцы: понятие, условия патентоспособности
Условия патентоспособности полезных моделей и промышленных образцов определены в Патентном законе РФ.
К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой.
Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из имеющегося уровня техники.
При этом уровень техники включает ставшие общедоступными до даты приоритета полезной модели, опубликованные в мире сведения о средствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, а также сведения об их применении в РФ.
В уровень техники включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в РФ другими лицами заявки на изобретения и полезные модели (кроме отозванных), а также запатентованные в РФ изобретения и полезные модели.
Полезная модель промышленно применима, если может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.
В качестве полезных моделей не охраняются: способы, вещества, штаммы микроорганизмов, культур клеток растений и животных, а также их применение по новому назначению; научные теории и математические методы; методы организации и управления хозяйством; условные обозначения, расписания, правила; методы выполнения умственных операций; алгоритмы и программы для вычислительных машин; проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий; решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей; топологии интегральных микросхем; сорта растений и породы животных; решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
К промышленным образцам относится художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.
Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым.
Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца. При установлении новизны промышленного образца учитываются при условии их более раннего приоритета все поданные в РФ другими лицами заявки на промышленные образцы (кроме отозванных), а также запатентованные в РФ промышленные образцы.
Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер эстетических особенностей изделия.
Промышленный образец признается промышленно применимым, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления соответствующего изделия.
Не признается обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности полезной модели или промышленного образца, такое раскрытие информации, относящейся к этим объектам, автором, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, при котором сведения о сущности полезной модели или промышленного образца стали общедоступными, если заявка на полезную модель или промышленный образец подана в Патентное ведомство не позднее шести месяцев с даты раскрытия информации. Бремя доказывания этого факта лежит на заявителе.
Не признаются патентоспособными промышленными образцами решения: обусловленные исключительно технической функцией изделия; объектов архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений; печатной продукции как таковой; объектов неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ; изделий, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Источник: http://webmyoffice.ru/site/16/341/
Понятие авторского права (стр. 1 из 7)
Введение
Глава 1. Развитие авторского права
Глава 2. Понятие авторского права и сфера его регулирования
2.1 Понятие и значение авторского права
2.2 Источники авторского права
Глава 3. Виды авторских прав
Заключение
Список использованных источников
Введение
В настоящее время в большинстве стран мира сложилась комплексная отрасль общественного производства — индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав.
В соответствии со ст.1259 Гражданского Кодекса — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а так же от способа его выражения.
Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру оно может быть признано самостоятельным результатом творческого труда автора и выражено в объективной форме также является объектом авторского права.
Субъектами авторского права являются соответственно авторы произведений науки, литературы и искусства, исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. К ним относятся также компьютерные программы, базы данных, кинофильмы, видеофильмы и аудиопроизведения, полиграфическая продукция и т.д.
Создание и использование объектов авторского права привело к формированию и развитию новой отрасли общественного производства — авторского права.
Понимание этой особенности экономического развития РФ позволяет оценить особую важность данной комплексной отрасли общественного производства и принять меры для ее приоритетного развития, как это уже сделано в большинстве стран мира.
Как только идеи воплощаются в произведения, возникает авторско-правовая охрана их формы — в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует формы, являющиеся оригинальным созданием автора.
Практическая ценность закона зависит в первую очередь от того, насколько эффективно он исполняется.
Так как авторам порой очень непросто самостоятельно реализовать свои права, то весьма распространённым является создание специальных организаций авторов, которые от их имени управляют определёнными авторскими правами.
В частности, такие организации могут выдавать разрешения на копирование произведений и на этом основании получать для авторов гонорары.
Вся система охраны авторских прав будет лишена смысла, если творческая деятельность не будет поощряться и поддерживаться. С точки зрения автора охраняемого произведения, защита авторских прав имеет смысл тогда, когда от результата своей работы он получает доход, но это невозможно без опубликования и распространения произведения.
Суть авторско-правовой охраны сводится в конечном итоге к поиску баланса между интересами творческой личности и общества. Автор произведения вправе получать адекватное вознаграждение, а размер этого вознаграждения не должен противоречить общественным интересам и потребностям.
Одной из задач курсовой работы является исследование вопроса об исключительной природе авторских прав, напрямую связанного с целым рядом актуальных проблем, имеющих большое практическое значение.
Глава 1. Развитие авторского права
В средние века предшественниками авторского права были так называемые «привилегии». Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой.
Многие учёные и люди искусства придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом творения; они являются лишь «проводниками» божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно.
Появление и широкое распространение печатной техники зачастую определяют как причину развития авторского права. Использование печатного станка сделало копии литературных произведений дешевыми. При этом не всегда упоминалось имя автора, что сделало защиту его прав необходимым.
Появляются права автора, издателя, книготорговца — лиц-участников создания, печати и распространения произведений, — которые в скором времени во многих европейских государствах урегулируются властью.
Так, первым законодательным актом, наделившим издателя произведения правом воспроизводить и распространять его, стал Статут королевы Анны, принятый 10 апреля 1710 года. Это явилось переходом от системы привилегий к авторскому праву.
Следовательно, авторские права сначала как в европейских странах, так и в России существовали только по отношению к литературным произведениям. Затем объектами авторских прав стали также музыкальные, художественные и другие виды произведений.
Причиной возникновения авторского права в России стала не необходимость защиты интересов издателей, книготорговцев или авторов, а тесная связь с цензурным законодательством. Что явилось значимой особенностью регулирования данных отношений в России.
В 1771 году книгоиздательское дело в России перестало быть государственной монополией, так как в Петербурге была выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также была установлена цензура. Деятельность частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 года и отменена через 13 лет.
В 1828 году появилась специальная глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В более позднем своде законов нормы авторского права были оформлены как приложение ст.420 т. Х ч.1.
, где сохранились положения, в которых говорилось о том, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати.
В XIX веке Россия не присоединилась к Бернской конвенции, причинами чего стали экономические интересы российского правительства и неспособность плохо организованных авторских сообществ защищать интересы русских авторов.
В 1830 году вышел закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», который фактически приравнивал авторские права и права собственности.20 марта 1911 года приняты Положения об авторском праве, что стало важным событием, так как этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права.
29 октября 1917 года в постреволюционный период декрет «О государственном издательстве» предоставлял право устанавливать на произведения некоторых авторов государственную монополию сроком до 5 лет.26 ноября 1918 года декрет «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» объявлял произведения многих писателей и композиторов собственностью государства.30 ноября 1925 года во время нэпа вышел закон «Об основах авторского права».16 мая 1928 года приняты Основы авторского права, в которых за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет. Основами авторского права разрешалось использовать произведения только по договору с его автором. В 1960-80-х годах отношения, связанные с правами автора, регулировались:
Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года;
Типовыми авторскими договорами;
Разделами «Авторское право», содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР — статьи 475-516 ГК);
Многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре.
Несмотря на то, что данные составляющие законодательства СССР содержали существенные изъятия из сферы авторских прав, они вполне соответствовали запросам административно-командной системе СССР.
3 августа 1992 года, в период смены законодательства в Российской Федерации, в действие введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик.
Новая регламентация авторских прав была предусмотрена Разделом IV Основ («Авторское право»), где появилось понятие охраны смежных прав.9 июля 1993 года президент Российской федерации подписал Закон «Об авторском праве и смежных правах».
Изменения и дополнения были внесены 19 июля 1995 года. Это центральный акт авторского права РФ утратил свою силу 1 января 2008 года в связи с введением 4 части ГК РФ.
2.1 Понятие и значение авторского права
Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.
Термин «авторское право» понимается в двух значениях:
а) в объективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;
б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.
Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.
Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов:
Источник: http://MirZnanii.com/a/29928/ponyatie-avtorskogo-prava
Понятие и функции авторского права. Источники
Говоря о системе интеллектуального права, мы выяснили, что она включает в себя следующие элементы: институт авторских и смежных прав, институт права промышленной собственности. Сегодня более подробно охарактеризуем первый. Смежные права ввиду их специфичности целесообразнее рассмотреть в отдельной статье.
Понятие и особенности
Итак, авторское право – институт интеллектуального права, объединяющий группу общественных отношений, связанных с созданием, охраной, защитой произведений и приравненных к ним компьютерных программ (программ для ЭВМ). Как видно, здесь есть специальный объект – произведения науки, литературы, искусства и программы для ЭВМ. Им присущи особенности, отличающие их от всех иных охраняемых законом объектов:
- Наличие творческого характера. Понятие творческого характера в Гражданском кодексе не раскрывается, но очевидно, что под ним понимается такая особенность интеллектуальной деятельности, благодаря наличию которой объект получается непохожим на другие и имеет некоторые художественные особенности. Так, обычный пересказ новостей не будет объектом авторского права, а при наличии творческого подхода это будет результат интеллектуальной деятельности, охраняемый авторским правом.
- Отсутствие прямой связи с промышленной и предпринимательской сферой. Здесь можно говорить о связи с культурной сферой общества: произведения авторов могут относиться к литературе, архитектуре, науке, программированию и т.д.
- Охрана формы, а не содержания. Поскольку мы имеем дело не с изобретениями и не с иными подобными объектами (промышленная собственность), нам не важно, что написано в произведении. Важно, что объект отвечает признакам интеллектуальной собственности и подлежит охране. Творческий характер при этом предполагается.
- Предоставление охраны с момента создания. Это обуславливается предыдущим признаком. Если важна только форма, то необходимость в регистрации отпадает, поскольку автору не нужно доказывать охрану: она действует сразу же.
Более подробно об объектах можно посмотреть эту статью.
На практике вопросы в сфере авторского права возникают значительно чаще, чем, допустим, в сфере патентного права.
Думается, подавляющее большинство читателей так или иначе сталкивались с ним: были авторами стихотворений, курсовых работ, выкладывали собственное видео в Интернет и т.д.
Именно поэтому институт авторского права стоит в четвертой части ГК РФ первым (глава 70).
К прочим особенностям можно отнести наличие дополнительных прав у субъектов: права следования, доступа, на вознаграждение и т.д. Также в законе уделено место специальным договорам в этой сфере: в частности, издательскому договору, авторского заказа и т.д.
Важно отметить, что Гражданский кодекс допускает в отдельных случаях использовать объекты авторского права третьими лицами.
Например, в личных, информационных, учебных, культурных целях, а также библиотеками, архивами и образовательными организациями, и в некоторых иных случаях.
Вероятно, это связано с широким распространением произведений, в отличие от тех же объектов промышленной собственности.
Представляется, что авторское право несколько трансформировалось в рамках цифровой среды.
Так, есть Интернет-ресурсы, которые предоставляют возможность фактической регистрации произведений, чтобы защитить авторов в Интернете от нарушений интеллектуальных прав, которых сегодня очень много.
Регистрация – признак объектов промышленной собственности, однако ввиду специфики Интернета и объекты авторского права зачастую фиксируются для надежности.
Основные функции авторского права
Являясь важнейшим институтом интеллектуального права, авторское право выполняет ряд значимых функций:
- Содействие в формировании культурного уровня общества. Произведения оказывает огромное влияние на культурное сознание населения, а авторское право – главный регулятор общественных отношений в этой сфере. Отдельные произведения выводят культуру на новый уровень («Преступление и наказание», «Бесы» Ф.М. Достоевского).
- Возможность получения авторами доходов с результатов их творческой деятельности. В связи с наличием исключительного права, они в течение своей жизни могут любым образом извлекать прибыль из своих произведений: например, предоставлять возможность другим лицам возмездно использовать их, публиковать и т.д. Это в свою очередь стимулирует авторов к дальнейшей интеллектуальной деятельности.
- Осуществление баланса между интересами авторов (правообладателей) и обществом. Хотя на объекты авторского права действует режим исключительных прав, однако в ряде случаев (см. статьи 1273-1278 ГК РФ) допускается использование их без разрешения автора и без выплаты ему вознаграждения.
Международно-правовые акты
В соответствии с Конституцией РФ, международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством. Источниками авторского права являются, прежде всего, некоторые важные международные документы.
Бернская конвенция 1886 года. Многие принципы, закрепленные в ней, сохранились и по сей день. В частности, важнейшее значение имеет презумпция авторства. Россия подписала конвенцию в 1994 году. Более подробно см. статью.
Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. (Женевская конвенция). К важным положениям этого документа можно отнести введение знака охраны авторского права, который состоит из значка ©, указания имени, даты первой публикации. Ряд норм закрепляет статус авторов, не являющихся гражданами государства, где создано произведение.
Договор Всемирной организации по интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву 1996 г. В этом договоре закреплены уже более современные аспекты: например, регулирование компьютерных программ.
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 г. Из соглашения явствует, что для возникновения авторских прав не требуются никакие формальные процедуры. Наиболее важное положение касается определения равенства интеллектуальных прав иностранцев и граждан государства.
Национальное законодательство РФ
В статье 44 Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и иного вида творчества.
Обратим внимание читателей: Закон РФ «Об авторских и смежных правах» утратил силу: сегодня основным источником является глава 70 Четвертой части Гражданского кодекса РФ.
Если рассмотреть содержание этой главы, то можно обратить внимание на подробное регулирование всех вопросов, связанных с авторским правом: субъектов, объектов, договоров, режима исключительных прав и т.д.
На практике конвенции и Конституция применяются крайне редко, используются, в основном, соответствующие положения ГК РФ.
Других федеральных законов, прямо посвященных регламентации вопросов в сфере авторского права, в России нет. Законы субъектов федерации не могут регулировать гражданское законодательство в соответствии с Конституцией РФ.
Источник: http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/avtorskoe-pravo-kak-institut-intellektualnogo-prava/
Авторское право
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права, которые и являются основанием для авторских договоров.
Основным нормативным актом в области авторского права является Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г.
Объекты
Объекты. Авторское право охраняет произведения науки, литературы и искусства, под которыми понимаются результаты творческой деятельности человека.
Эти результаты охраняются авторским правом, если имеют оригинальный характер и выражены в какой-либо объективной форме, доступной другим лицам.
Если произведение состоит из нескольких оригинальных частей, то каждая из них охраняется авторским правом, причем сама по себе.
произведения (сюжет, идея произведения, факты и т.п.) охраняются лишь через оригинальную форму.
Авторское право охраняет произведение независимо от его достоинств.
Закон содержит примерный перечень произведений, охраняемых авторским правом.
Это литературные (включая компьютерные программы) и драматические произведения, кино-, теле- и видеофильмы, живопись, скульптура, графика, фотографии, произведения архитектуры и т.п.
К объектам авторского права относятся также производные произведения (переводы, обработки, инсценировки) и сборники произведений и материалов (энциклопедии, базы данных).
Не пользуются охраной по авторскому праву официальные материалы и документы (флаги, гербы, ордена, законы и т.п.), а также произведения народного творчества.
Иностранные произведения, впервые опубликованные за рубежом, охраняются в России не во всех случаях, а только на основе международных договоров об авторских правах, в которых участвует Россия.
Субъекты
Субъекты. Первоначальным носителем авторских прав всегда является автор, которым может быть только гражданин.
Однако по ранее действовавшему законодательству в некоторых случаях первоначальными носителями авторских прав признавались юридические лица (киностудии, телестудии, издатели энциклопедий и др.
); их авторские права сохраняют силу и в настоящее время.
Если произведение является результатом творчества двух или нескольких авторов, то все они считаются соавторами. Соавторство бывает нераздельным (если создан неделимый объект) или раздельным. Взаимоотношения соавторов определяются соглашением между ними.
Авторы зависимых произведений (переводчик, обработчик, составитель) могут использовать свое авторское право лишь в том случае, если получено согласие от автора основного (первоначального) произведения, например от автора оригинала.
авторских прав
авторских прав. Авторские права включают несколько различных правомочий. Некоторые авторские правомочия являются личными. Это право авторства (право считаться автором, право защищаться от присвоения авторства, т.
е. от плагиата), право на имя (т.е. право на использование произведения под своим именем, под своим псевдонимом или без указания имени, анонимно), право на опубликование произведения, право на защиту произведения от искажений.
Личные права всегда принадлежат только автору; они не могут быть уступлены другим лицам. Кроме личных прав, автору принадлежит имущественное право, которое в законе названо «исключительное право на использование произведения».
Своим исключительным характером это право напоминает право собственности. Опираясь на это имущественное право, автор может осуществлять сам либо разрешать другим лицам:
воспроизводить произведение (тиражировать книгу, пластинку и т.п.);
распространять (продавать, сдавать в прокат и т.п.) экземпляры произведения;
публично показывать произведение;
публично исполнять произведение в театрах, концертных залах и т.п.;
сообщать произведение по радио, телевидению и т.п.;
переводить произведение на другие языки;
переделывать (перерабатывать) произведение.
Если какое–либо лицо осуществляет эти действия без согласия автора или иного владельца исключительных авторских прав, то оно нарушает авторские права.
Однако в некоторых случаях, прямо указанных в законе, произведение может быть использовано свободно, без согласия владельца авторских прав.
К числу таких случаев относятся: цитирование, воспроизведение произведения в личных целях, воспроизведение некоторых актуальных произведений в газетах, по радио и телевидению, воспроизведение произведений для чисто информационных целей в газетах, по радио и телевидению, репродуцирование (ксерокопирование) в единичном экземпляре некоторых произведений без извлечения прибыли.
Срок действия авторского права
Срок действия авторского права. По общему правилу авторское право действует в течение всей жизни автора, а после его смерти в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
Однако ранее действовавшее законодательство предусматривало, что авторское право после смерти автора действует только 25 лет. Поэтому произведения авторов, умерших в 1967 г.
или ранее, не охватываются новым законодательством и не охраняются.
Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, охраняется вплоть до истечения 50 лет с даты смерти того соавтора, который пережил остальных соавторов. Если автор был репрессирован и посмертно реабилитирован, то датой его смерти считается дата реабилитации.
Произведение, опубликованное анонимно, под псевдонимом либо после смерти автора, охраняется в течение 50 лет, считая с даты первой публикации.
Авторское право на служебные произведения и сложные составные произведения
Авторское право на служебные произведения и сложные составные произведения. Если произведение создано по служебному заданию, в рамках трудового договора (например, штатный фотограф журнала изготовил фотографию, журналист написал статью по заданию газеты), то такое произведение называется служебным.
По общему правилу личные авторские права на служебное произведение сохраняются за автором. А право на использование служебного произведения переходит к работодателю согласно трудовому договору, причем на весь срок действия авторского права.
Таким образом, работодатель не обязан спрашивать согласие автора на использование служебного произведения или выплачивать ему какое-либо вознаграждение (кроме оплаты по трудовому договору).
Однако это правило может быть изменено особым договором между автором и работодателем.
Особые правила определения владельца авторских прав установлены в отношении сложных составных произведений кино-, теле-, видеофильмов, называемых аудиовизуальными. В их создании участвует большое количество авторов (режиссер, сценарист, композитор, художник и др.).
Закон исходит из того, что, участвуя в создании аудиовизуального произведения, все они передали свои исключительные авторские права изготовителю такого произведения (киностудии, продюсеру и т.п.), причем на весь срок действия авторских прав.
Однако договором между изготовителем и автором может быть предусмотрен иной порядок использования произведения автора.
Авторские договоры
Авторские договоры. Это гражданско-правовые договоры, предусматривающие передачу отдельных прав на использование произведения. Они заключаются, как правило, в письменной форме. Срок действия договора определяют сами стороны.
Авторские права могут передаваться по договору в разном объеме. Например, по договору может быть передано только авторское право на издание произведения на русском языке, причем только в книжной форме. Но договор может предусматривать и более широкий объем передаваемых прав вплоть до передачи всех прав на использование произведения.
Авторские права на использование произведения могут передаваться как исключительные, и тогда автор лишается этих прав, а получатель становится монополистом в их использовании. Но авторские права по договору могут быть переданы и как неисключительные. В этом случае автор может передавать те же права третьим лицам.
Выплачиваемое по договору вознаграждение за передачу авторских прав определяется соглашением сторон. Закон ориентирует договаривающиеся стороны устанавливать вознаграждение в виде процента от дохода, получаемого от использования произведения.
Организация, получившая по договору исключительные права, может в свою очередь передать их другому лицу по новому договору, который тоже является авторским договором.
Коллективное управление имущественными авторскими правами
Коллективное управление имущественными авторскими правами. В некоторых сферах культуры и информации (радио, телевидение, концерты и т.п.) количество используемых произведений различных авторов очень велико, поэтому заключение индивидуальных договоров с каждым автором практически неосуществимо.
В этой связи в соответствии с законом об авторском праве авторы, создающие произведения, которые обычно используются в этих сферах (прежде всего — песни), поручили специальной организации — Российскому авторскому обществу (РАО) представлять их интересы в этих сферах и заключать от их имени авторские договоры. В свою очередь РАО заключает с организациями, действующими в указанных сферах (радио- и телеорганизации, концертные объединения и т.п.), генеральные авторские договоры. В соответствии с такими договорами организации получают право использовать любые авторские произведения, но обязаны периодически выплачивать РАО определенные суммы и, кроме того, сообщать РАО, какие именно произведения были ими фактически использованы. РАО выплачивает указанные суммы авторам использованных произведений. РАО имеет филиалы в основных регионах страны.
Защита авторских прав
Защита авторских прав. Защита производится в суде или арбитражном суде. Владелец исключительных авторских прав может требовать от нарушителя прекращения нарушения и возмещения причиненных ему убытков.
Вместо взыскания убытков владелец авторских прав может потребовать в свою пользу доходы, полученные нарушителем от незаконного использования авторских прав, либо выплаты ему так называемой законной компенсации в размере до 50000 минимальных месячных оплат труда.
Конкретный размер этой компенсации устанавливается судом.
Кроме того, владелец исключительных авторских прав может потребовать либо уничтожения всех экземпляров произведения, изготовленных незаконным способом, либо передачу ему этих экземпляров.
Смежные права
Смежные права. По правилам, которые весьма сходны с авторским правом, охраняются так называемые «смежные права», под которыми понимаются права артистов-исполнителей на свои исполнения, права звукозаписывающих организаций на свои звукозаписи, а также права радио — и телестанций на свои передачи.
Крылова З.Г. Основы права. 2010
Источник: http://be5.biz/pravo/p006/136.htm