Судопроизводство в суде евразийского экономического союза

Компетенция Суда Евразийского экономического союза

Судопроизводство в суде евразийского экономического союза

Принципиальной характеристикой Евразийского экономического союза является то, что в его рамках существует таможенный союз — форма торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной. В указанной форме интеграции существует Суд Евразийского экономического союза.

Суд Евразийского экономического союза является постоянно действующим судебным органом Союза и располагается в городе Минск Республики Беларусь.

Статус, состав, компетенция, порядок функционирования и формирования Суда Союза определяются Статутом Суда Евразийского экономического союза согласно приложению № 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе
(ратифицирован Федеральным законом РФ от 03.10.2014 года № 279-ФЗ, вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2015 года).

Согласно Статута Суда Евразийского экономического союза (далее — Статута) целью деятельности Суда является обеспечение единообразного применения государствами-членами и органами Союза Договора, международных договоров в рамках Союза, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Союза.

Компетенция Суда Евразийского экономического союза.

Компетенция Суда Евразийского экономического союза определена главой 4 Статута, из которой следует, что суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза:

1) по заявлению государства-члена:

  • о соответствии международного договора в рамках Союза или его отдельных положений Договору,
  • о соблюдении другим государством-членом (другими государствами-членами) Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, а также отдельных положений указанных международных договоров и (или) решений;
  • о соответствии решения Комиссии или его отдельных положении Договору, международным договорам в рамках Союза и (или)
  • решениям органов Союза;
  • об оспаривании действия (бездействия) Комиссии;

2) по заявлению хозяйствующего субъекта:

  • о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений, непосредственно затрагивающих права и законные интересы
  • хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Договору и (или) международным договорам в рамках Союза, если такое решение или его отдельные положения повлекли нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта;
  • об оспаривании действия (бездействия) Комиссии, непосредственно затрагивающего права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если такое действие (бездействие) повлекло нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.

Для целей настоящего Статута под хозяйствующим субъектом понимается юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена или третьего государства, либо физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством государства- II члена или третьего государства.

Сформулировано важное правило о том, что государства-члены могут отнести к компетенции Суда иные споры, разрешение которых Судом прямо предусмотрено Договором, международными договорами в рамках Союза, международными договорами Союза с третьей стороной или иными международными договорами между государствами-членами.

Вопрос о наличии компетенции Суда по разрешению спора разрешается Судом. Суд при определении того, обладает ли он компетенцией рассматривать спор, руководствуется Договором, международными договорами в рамках Союза и (или) международными договорами Союза с третьей стороной.

Спор не принимается к рассмотрению Судом без предварительного обращения заявителя к государству-члену или Комиссии для урегулирования вопроса в досудебном порядке путем консультаций, переговоров или иными способами, предусмотренными Договором и международными договорами в рамках Союза, за исключением случаев, прямо предусмотренных Договором.

Если государство-член или Комиссия в течение 3 месяцев со дня поступления к ним обращения заявителя не приняли мер по урегулированию вопроса в досудебном порядке, заявление о рассмотрении спора может быть направлено в Суд. Однако по взаимному согласию сторон спора спор может быть передан на рассмотрение Суда до истечения срока, указанного выше.

Суд по заявлению государства-члена или органа Союза осуществляет разъяснение положении Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, а также по заявлению сотрудников и должностных лиц органов Союза и Суда положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, связанных с трудовыми правоотношениями.

Осуществление Судом разъяснения означает предоставление консультативного заключения и не лишает государства-члены права на совместное толкование ими международных договоров.

Суд осуществляет разъяснение положений международного договора Союза с третьей стороной, если это предусмотрено таким международным договором.

Суд Евразийского экономического союза при осуществлении правосудия применяет:

  1. общепризнанные принципы и нормы международного права,
  2. Договор, международные договоры в рамках Союза и иные международные договоры, участниками которых являются государства-стороны спора;
  3. решения и распоряжения органов Союза;
  4. международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

Порядок рассмотрения дел о разрешении споров в Суде Евразийского экономического союза определяется Регламентом.

Обращение хозяйствующего субъекта в Суд облагается пошлиной размер, валюта платежа, порядок зачисления, использования и возврата которой определяются Высшим Евразийским экономическим советом.

Суд Евразийского экономического союза оставляет без рассмотрения требования о возмещении убытков или иные требования имущественного характера.

Суд в сроки, установленные Регламентом, принимает по процедурным вопросам деятельности Суда постановления, включая постановления:

  1. о принятии либо об отказе в принятии заявления к производству;
  2. о приостановлении или возобновлении производства по делу;
  3. о прекращении производства по делу.

В срок не позднее 90 дней со дня поступления заявления Суд по результатам рассмотрения спора выносит решение, а по заявлению о разъяснении предоставляет консультативное заключение. Срок вынесения решения может быть продлен в случаях, предусмотренных Регламентом.

Следует отметить, что Договор о Евразийском экономическом союзе вступает в силу с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Источник: http://protvet.ru/st034/

Компетенция Суда ЕАЭС

Судопроизводство в суде евразийского экономического союза

Суд ЕАЭС (Суд Евразийского экономического союза) является международным судом, призванным разрешать споры по применению права ЕАЭС по заявлению государства-члена ЕАЭС или хозяйствующего субъекта. В своей деятельности он руководствуется Договором ЕАЭС, международными договорами с третьими странами и Регламентом. Согласно сведениям официального сайта Суда ЕАЭС уже было рассмотрено 18 дел.

Важно отметить, что договором о ЕАЭС предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, который все же имеет существенные пробелы. Так Договор ЕАЭС отсылает к п. 44, который устанавливает трехмесячный срок урегулирования спора.

Однако не закреплены сроки и правила направления требования, а также обязательные условия к требованию.

В качестве органа, уполномоченного на подачу заявления от имени России в Суд ЕАЭС по вопросам рассмотрения спора или предоставления разъяснений положений Договора ЕАЭС или решений органов ЕАЭС, в соответствии с Указом Президента РФ № 252 от 21 мая 2015 г. является Министерство юстиции РФ.

В компетенции Суда ЕАЭС находятся следующие вопросы:

  • Толкование норм Договора о ЕАЭС, а также иных норм и правил в рамках договоренностей ЕАЭС.
  • Разрешение споров между государствами-членами и хозяйствующими субъектами. К хозяйствующим субъектам отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в государствах-членах, а также субъекты предпринимательства третьих стран, которые осуществляют деятельность на территории государств-членов. При этом, перечень рассматриваемых споров весьма ограничен.

Государства-члены вправе подать заявление в Суд Евразийского экономического союза о рассмотрении следующих споров:

  • Соответствие международного договора ЕАЭС и решений органов Договору о ЕАЭС.
  • Соблюдение государством-членом договоренностей в рамках ЕАЭС.
  • Соответствие решений ЕЭК положениям Договора о ЕАЭС.
  • Оспаривание действий (бездействий) ЕЭК.

Хозяйствующие субъекты вправе подать заявление в Суд ЕАЭС о рассмотрении следующих вопросов:

  • Соответствие решений ЕЭК положениям Договора о ЕАЭС, если решение нарушает право хозяйствующего субъекта при осуществлении предпринимательской деятельности.
  • Оспаривание решений ЕЭК, отдельных положений, если они повлекли нарушение прав субъекта предпринимательской деятельности.

 Структура Суда ЕАЭС

  • Высший Евразийский экономический совет.
  • По 2 судьи от каждого государства-члена ЕАЭС (10 судей).
  • Председатель Суда.
  • Заместитель Председателя Суда.
  • Аппарат Суда.
  • Секретариаты судей.
  • Секретариат Суда.
  • Советник судьи.
  • Помощник судьи.
  • Руководитель Секретариата
  • Заместители Секретариата

 Судопроизводство

В соответствии с Регламентом судопроизводство ведется на русском языке, соответственно, судьи должны владеть русским языком. При этом стороны могут пользоваться услугами переводчика.

В отличие от многих международных экономических судов Суд ЕАЭС, по общему правилу, является открытым.

Названный принцип может быть ограничен по ходатайству стороны разбирательства и по собственной инициативе Суда Евразийского экономического союза, если в материалах дела находится информация ограниченного распространения.

заявления практически идентично содержанию заявления в рамках арбитражного производства России. К нему следует приложить документы, обосновывающие требование истца, подтверждающие досудебный порядок урегулирования спора, полномочия на подписание заявление, а также уведомление ответчика.

По результатам рассмотрения заявления Суд ЕАЭС в течение 10 календарных дней по результатам рассмотрения заявления выносит постановление и уведомляет стороны о своем решении принять заявление к производству, об оставлении заявления без движения или об отказе в принятии заявления.

В случае, если заявление было подано неуполномоченным лицом, то Суд ЕАЭС отказывает в принятии заявления и уведомляет об этом государство-члена по дипломатическим каналам.

По итогам уведомления ответчика о принятии заявления к производству, ответчик вправе в течение 15 календарных дней предоставить возражения в Суд ЕАЭС. Однако это является правом ответчика, и отсутствие возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся материалам.

Суд ЕАЭС по своему усмотрению,  уже приняв дело к производству, может на стадии подготовки дела к рассмотрению предоставить ответчику дополнительное время на предоставление возражения. 

 Решение по делу принимается в совещательной комнате простым большинством . Как и в большинстве коллегиальных заседаниях, судья, выразивший отличное от  принятого решения мнение, может его изложить отдельно.

Итак, в результате рассмотрения дела Суд ЕАЭС выносит следующие виды судебных актов:

  • Решение Большой коллегии Суда (вступает в силу с момента вынесения решения).
  • Решение Коллегии Суда (вступает в силу по истечении 15 календарных дней).
  • Решение Апелляционной палаты Суда (вступает в силу с момента вынесения решения).
  • Постановление Суда.
  • Консультативное заключение Суда.
  • Разъяснение Суда.

Судебная практика

Справедливо отметить, что Суд ЕАЭС не так часто рассматривает дела и дает разъяснения. Дела, которые опубликованы на официальном сайте, и Суд ЕАЭС вынес по ним акты, все без исключения относятся к 2014 г., когда Суд ЕАЭС функционировал согласно Регламенту.

Так, к примеру, дела были рассмотрены в составе 3 судей: судьи-докладчика и двух судей. Примечательно, что все 18 дел инициированы субъектами предпринимательства, где ответчиком выступала ЕЭК.

По своей структуре акты Суда ЕАЭС соответствуют общепризнанным стандартам международных судов: в обязательном порядке Суд ЕАЭС указывает и мотивирует применимое право.

Услуги юридической фирмы «BRACE»

Суд ЕАЭС является относительно новой структурой, сложно говорить о судебной практике и тенденциях, которых придерживаются судьи.

Юристы BRACE выступают в качестве представителей в МКАС, МАК, имеют опыт взаимодействия с международными судами, также сопровождают внешнеторговые сделки, в том числе с учетом решений ЕЭК. В рамках оспаривания решений ЕЭК или соответствия отдельных положений Договору о ЕАЭС, могут быть представлены следующие юридические услуги:

  • Анализ влияния решений ЕЭК на предпринимательскую деятельность субъекта предпринимательства.
  • Мониторинг возможных действий и выбор наиболее рационального средств и способа правовой защиты.
  • Сопровождение досудебного порядка урегулирования спора.
  • Подготовка заявлений/жалоб/ходатайств в Суд ЕАЭС.
  • Непосредственное представление интересов в  Суде ЕАЭС.

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/289-kompetentsiya-suda-eaes

Статут Суда Евразийского экономического союза

Судопроизводство в суде евразийского экономического союза

1. СудЕвразийского экономического союза(далее – Суд) является судебным органомЕвразийского экономического союза(далее – Союз), который образуется идействует на постоянной основе всоответствии с Договором о Евразийскомэкономическом союзе (далее – Договор)и настоящим Статутом.

2. Цельюдеятельности Суда является обеспечениев соответствии с положениями настоящегоСтатута единообразного применениягосударствами-членами и органами СоюзаДоговора, международных договоров врамках Союза, международных договоровСоюза с третьей стороной и решенийорганов Союза.

Дляцелей настоящего Статута под органамиСоюза понимаютсяорганыСоюза, за исключением Суда.

3. Судпользуется правами юридического лица.

4. Судведет свою документацию, имеет печатьи бланки со своим наименованием, учреждаетсвой официальный интернет-сайт иофициальный бюллетень.

5. Судразрабатывает предложения о финансированиидеятельности Суда и распоряжаетсясредствами, выделенными на обеспечениеего деятельности, в соответствии сПоложением о бюджете Союза.

6. Условияоплаты труда судей, должностных лиц исотрудников Суда определяются ВысшимЕвразийским экономическим советом.

Глава II. Состав Суда

7. Всостав Суда входят по два судьи откаждого государства-члена.

8. Срокполномочий судьи – девять лет.

9. Судьидолжны обладать высокими моральнымикачествами, являться специалистамивысокой квалификации в областимеждународного и внутригосударственногоправа, а также, как правило, соответствоватьтребованиям, предъявляемым к судьямвысших судебных органов государств-членов.

10. Судьиназначаются на должности ВысшимЕвразийским экономическим советом попредставлению государств-членов. Судьяпри вступлении в должность приноситприсягу.

11. Судьиосвобождаются от должности ВысшимЕвразийским экономическим советом.

12. Полномочиясудьи могут прекращаться по следующимоснованиям:

1) прекращениедеятельности Суда;

2) истечениесрока полномочий судьи;

3) письменноезаявление судьи о сложении полномочийв связи с переходом на другую работуили по иным причинам;

4) неспособностьпо состоянию здоровья или по инымуважительным причинам осуществлятьполномочия судьи;

5) занятиедеятельностью, несовместимой с должностьюсудьи;

6) прекращениечленства в Союзе государства, которымпредставлен судья;

7) утратасудьей гражданства государства-члена,которым представлен судья;

8) совершениесудьей серьезного проступка, несовместимогос высоким статусом судьи;

9) вступлениев законную силу обвинительного приговорасуда в отношении судьи либо решениясуда о применении к нему принудительныхмер медицинского характера;

10) вступлениев законную силу решения суда об ограничениидееспособности судьи либо о признанииего недееспособным;

11) смертьсудьи или вступление в законную силурешения суда об объявлении его умершимлибо признании безвестно отсутствующим.

13. Синициативой о прекращении полномочийсудьи по основаниям, предусмотреннымпунктом 12 настоящего Статута, могутвыступать государство-член, представившеесудью, Суд или сам судья.

Вопросывнесения инициативы о прекращенииполномочий судьи определяются РегламентомСуда Евразийского экономического союза,который утверждается Высшим Евразийскимэкономическим советом (далее – Регламент).

14. Руководстводеятельностью Суда осуществляетПредседатель Суда. Председатель Судаимеет заместителя.

Привременной невозможности участияПредседателя Суда в деятельности Судаего обязанности исполняет заместительПредседателя Суда.

15. ПредседательСуда и его заместитель избираются надолжности из состава Суда судьями Судав соответствии с Регламентом и утверждаютсяВысшим Евразийским экономическимсоветом.

ПредседательСуда и его заместитель не могут являтьсягражданами одного и того же государства-члена.

Припрекращении полномочий ПредседательСуда или его заместитель избираются изчисла судей, представленных инымигосударствами-членами, нежели те,которыми были представлены предшествующийПредседатель Суда и его заместительсоответственно.

16. ПредседательСуда и его заместитель осуществляютсвои полномочия в течение трех лет.

17. ПредседательСуда:

1) утверждаетпорядок организации и деятельностиСуда и судей;

2) организуетдеятельность Суда;

3) впределах полномочий обеспечиваетвзаимодействие Суда с уполномоченнымиорганами государств-членов, иностраннымии международными судебными органами;

4) назначаетна должность и освобождает от должностисотрудников и должностных лиц Суда вустановленном настоящим Статутомпорядке;

5) организуетпредоставление средствам массовойинформации сведений о деятельностиСуда;

6) осуществляетиные полномочия в пределах настоящегоСтатута.

18. Судьине могут представлять интересыгосударственных или межгосударственныхорганов и организаций, коммерческихструктур, политических партий и движений,а также территорий, наций, народностей,социальных и религиозных групп иотдельных лиц.

Судьине вправе заниматься любой деятельностью,связанной с получением доходов, кроменаучной, творческой и преподавательской.

19. Судьяне может участвовать в разрешениикакого-либо дела, в котором он ранееучаствовал в качестве представителя,поверенного или адвоката одной из сторонспора, члена национального илимеждународного суда, следственнойкомиссии или в каком-либо ином качестве.

20. Судьипри отправлении правосудия равны иобладают одинаковым статусом. ПредседательСуда и его заместитель не вправепредпринимать действия, направленныена получение любого неправомерногопреимущества по сравнению с другимисудьями.

21. Судьякак при исполнении своих полномочий,так и во внеслужебных отношениях долженизбегать конфликта интересов, а такжевсего того, что может умалить авторитетсудебной власти, достоинство судьи иливызвать сомнение в его объективности,справедливости, беспристрастности.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6327655/page:5/

Оцените статью
Суд и право