Компетенция Суда Евразийского экономического союза
Принципиальной характеристикой Евразийского экономического союза является то, что в его рамках существует таможенный союз — форма торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной. В указанной форме интеграции существует Суд Евразийского экономического союза.
Суд Евразийского экономического союза является постоянно действующим судебным органом Союза и располагается в городе Минск Республики Беларусь.
Статус, состав, компетенция, порядок функционирования и формирования Суда Союза определяются Статутом Суда Евразийского экономического союза согласно приложению № 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе
(ратифицирован Федеральным законом РФ от 03.10.2014 года № 279-ФЗ, вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2015 года).
Согласно Статута Суда Евразийского экономического союза (далее — Статута) целью деятельности Суда является обеспечение единообразного применения государствами-членами и органами Союза Договора, международных договоров в рамках Союза, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Союза.
Компетенция Суда Евразийского экономического союза.
Компетенция Суда Евразийского экономического союза определена главой 4 Статута, из которой следует, что суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза:
1) по заявлению государства-члена:
- о соответствии международного договора в рамках Союза или его отдельных положений Договору,
- о соблюдении другим государством-членом (другими государствами-членами) Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, а также отдельных положений указанных международных договоров и (или) решений;
- о соответствии решения Комиссии или его отдельных положении Договору, международным договорам в рамках Союза и (или)
- решениям органов Союза;
- об оспаривании действия (бездействия) Комиссии;
2) по заявлению хозяйствующего субъекта:
- о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений, непосредственно затрагивающих права и законные интересы
- хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Договору и (или) международным договорам в рамках Союза, если такое решение или его отдельные положения повлекли нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта;
- об оспаривании действия (бездействия) Комиссии, непосредственно затрагивающего права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если такое действие (бездействие) повлекло нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.
Для целей настоящего Статута под хозяйствующим субъектом понимается юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена или третьего государства, либо физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством государства- II члена или третьего государства.
Сформулировано важное правило о том, что государства-члены могут отнести к компетенции Суда иные споры, разрешение которых Судом прямо предусмотрено Договором, международными договорами в рамках Союза, международными договорами Союза с третьей стороной или иными международными договорами между государствами-членами.
Вопрос о наличии компетенции Суда по разрешению спора разрешается Судом. Суд при определении того, обладает ли он компетенцией рассматривать спор, руководствуется Договором, международными договорами в рамках Союза и (или) международными договорами Союза с третьей стороной.
Спор не принимается к рассмотрению Судом без предварительного обращения заявителя к государству-члену или Комиссии для урегулирования вопроса в досудебном порядке путем консультаций, переговоров или иными способами, предусмотренными Договором и международными договорами в рамках Союза, за исключением случаев, прямо предусмотренных Договором.
Если государство-член или Комиссия в течение 3 месяцев со дня поступления к ним обращения заявителя не приняли мер по урегулированию вопроса в досудебном порядке, заявление о рассмотрении спора может быть направлено в Суд. Однако по взаимному согласию сторон спора спор может быть передан на рассмотрение Суда до истечения срока, указанного выше.
Суд по заявлению государства-члена или органа Союза осуществляет разъяснение положении Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, а также по заявлению сотрудников и должностных лиц органов Союза и Суда положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, связанных с трудовыми правоотношениями.
Осуществление Судом разъяснения означает предоставление консультативного заключения и не лишает государства-члены права на совместное толкование ими международных договоров.
Суд осуществляет разъяснение положений международного договора Союза с третьей стороной, если это предусмотрено таким международным договором.
Суд Евразийского экономического союза при осуществлении правосудия применяет:
- общепризнанные принципы и нормы международного права,
- Договор, международные договоры в рамках Союза и иные международные договоры, участниками которых являются государства-стороны спора;
- решения и распоряжения органов Союза;
- международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.
Порядок рассмотрения дел о разрешении споров в Суде Евразийского экономического союза определяется Регламентом.
Обращение хозяйствующего субъекта в Суд облагается пошлиной размер, валюта платежа, порядок зачисления, использования и возврата которой определяются Высшим Евразийским экономическим советом.
Суд Евразийского экономического союза оставляет без рассмотрения требования о возмещении убытков или иные требования имущественного характера.
Суд в сроки, установленные Регламентом, принимает по процедурным вопросам деятельности Суда постановления, включая постановления:
- о принятии либо об отказе в принятии заявления к производству;
- о приостановлении или возобновлении производства по делу;
- о прекращении производства по делу.
В срок не позднее 90 дней со дня поступления заявления Суд по результатам рассмотрения спора выносит решение, а по заявлению о разъяснении предоставляет консультативное заключение. Срок вынесения решения может быть продлен в случаях, предусмотренных Регламентом.
Следует отметить, что Договор о Евразийском экономическом союзе вступает в силу с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Источник: http://protvet.ru/st034/
Компетенция Суда ЕАЭС
Суд ЕАЭС (Суд Евразийского экономического союза) является международным судом, призванным разрешать споры по применению права ЕАЭС по заявлению государства-члена ЕАЭС или хозяйствующего субъекта. В своей деятельности он руководствуется Договором ЕАЭС, международными договорами с третьими странами и Регламентом. Согласно сведениям официального сайта Суда ЕАЭС уже было рассмотрено 18 дел.
Важно отметить, что договором о ЕАЭС предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, который все же имеет существенные пробелы. Так Договор ЕАЭС отсылает к п. 44, который устанавливает трехмесячный срок урегулирования спора.
Однако не закреплены сроки и правила направления требования, а также обязательные условия к требованию.
В качестве органа, уполномоченного на подачу заявления от имени России в Суд ЕАЭС по вопросам рассмотрения спора или предоставления разъяснений положений Договора ЕАЭС или решений органов ЕАЭС, в соответствии с Указом Президента РФ № 252 от 21 мая 2015 г. является Министерство юстиции РФ.
В компетенции Суда ЕАЭС находятся следующие вопросы:
- Толкование норм Договора о ЕАЭС, а также иных норм и правил в рамках договоренностей ЕАЭС.
- Разрешение споров между государствами-членами и хозяйствующими субъектами. К хозяйствующим субъектам отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в государствах-членах, а также субъекты предпринимательства третьих стран, которые осуществляют деятельность на территории государств-членов. При этом, перечень рассматриваемых споров весьма ограничен.
Государства-члены вправе подать заявление в Суд Евразийского экономического союза о рассмотрении следующих споров:
- Соответствие международного договора ЕАЭС и решений органов Договору о ЕАЭС.
- Соблюдение государством-членом договоренностей в рамках ЕАЭС.
- Соответствие решений ЕЭК положениям Договора о ЕАЭС.
- Оспаривание действий (бездействий) ЕЭК.
Хозяйствующие субъекты вправе подать заявление в Суд ЕАЭС о рассмотрении следующих вопросов:
- Соответствие решений ЕЭК положениям Договора о ЕАЭС, если решение нарушает право хозяйствующего субъекта при осуществлении предпринимательской деятельности.
- Оспаривание решений ЕЭК, отдельных положений, если они повлекли нарушение прав субъекта предпринимательской деятельности.
Структура Суда ЕАЭС
- Высший Евразийский экономический совет.
- По 2 судьи от каждого государства-члена ЕАЭС (10 судей).
- Председатель Суда.
- Заместитель Председателя Суда.
- Аппарат Суда.
- Секретариаты судей.
- Секретариат Суда.
- Советник судьи.
- Помощник судьи.
- Руководитель Секретариата
- Заместители Секретариата
Судопроизводство
В соответствии с Регламентом судопроизводство ведется на русском языке, соответственно, судьи должны владеть русским языком. При этом стороны могут пользоваться услугами переводчика.
В отличие от многих международных экономических судов Суд ЕАЭС, по общему правилу, является открытым.
Названный принцип может быть ограничен по ходатайству стороны разбирательства и по собственной инициативе Суда Евразийского экономического союза, если в материалах дела находится информация ограниченного распространения.
заявления практически идентично содержанию заявления в рамках арбитражного производства России. К нему следует приложить документы, обосновывающие требование истца, подтверждающие досудебный порядок урегулирования спора, полномочия на подписание заявление, а также уведомление ответчика.
По результатам рассмотрения заявления Суд ЕАЭС в течение 10 календарных дней по результатам рассмотрения заявления выносит постановление и уведомляет стороны о своем решении принять заявление к производству, об оставлении заявления без движения или об отказе в принятии заявления.
В случае, если заявление было подано неуполномоченным лицом, то Суд ЕАЭС отказывает в принятии заявления и уведомляет об этом государство-члена по дипломатическим каналам.
По итогам уведомления ответчика о принятии заявления к производству, ответчик вправе в течение 15 календарных дней предоставить возражения в Суд ЕАЭС. Однако это является правом ответчика, и отсутствие возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся материалам.
Суд ЕАЭС по своему усмотрению, уже приняв дело к производству, может на стадии подготовки дела к рассмотрению предоставить ответчику дополнительное время на предоставление возражения.
Решение по делу принимается в совещательной комнате простым большинством . Как и в большинстве коллегиальных заседаниях, судья, выразивший отличное от принятого решения мнение, может его изложить отдельно.
Итак, в результате рассмотрения дела Суд ЕАЭС выносит следующие виды судебных актов:
- Решение Большой коллегии Суда (вступает в силу с момента вынесения решения).
- Решение Коллегии Суда (вступает в силу по истечении 15 календарных дней).
- Решение Апелляционной палаты Суда (вступает в силу с момента вынесения решения).
- Постановление Суда.
- Консультативное заключение Суда.
- Разъяснение Суда.
Судебная практика
Справедливо отметить, что Суд ЕАЭС не так часто рассматривает дела и дает разъяснения. Дела, которые опубликованы на официальном сайте, и Суд ЕАЭС вынес по ним акты, все без исключения относятся к 2014 г., когда Суд ЕАЭС функционировал согласно Регламенту.
Так, к примеру, дела были рассмотрены в составе 3 судей: судьи-докладчика и двух судей. Примечательно, что все 18 дел инициированы субъектами предпринимательства, где ответчиком выступала ЕЭК.
По своей структуре акты Суда ЕАЭС соответствуют общепризнанным стандартам международных судов: в обязательном порядке Суд ЕАЭС указывает и мотивирует применимое право.
Услуги юридической фирмы «BRACE»
Суд ЕАЭС является относительно новой структурой, сложно говорить о судебной практике и тенденциях, которых придерживаются судьи.
Юристы BRACE выступают в качестве представителей в МКАС, МАК, имеют опыт взаимодействия с международными судами, также сопровождают внешнеторговые сделки, в том числе с учетом решений ЕЭК. В рамках оспаривания решений ЕЭК или соответствия отдельных положений Договору о ЕАЭС, могут быть представлены следующие юридические услуги:
- Анализ влияния решений ЕЭК на предпринимательскую деятельность субъекта предпринимательства.
- Мониторинг возможных действий и выбор наиболее рационального средств и способа правовой защиты.
- Сопровождение досудебного порядка урегулирования спора.
- Подготовка заявлений/жалоб/ходатайств в Суд ЕАЭС.
- Непосредственное представление интересов в Суде ЕАЭС.
Источник: https://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/289-kompetentsiya-suda-eaes
Статут Суда Евразийского экономического союза
1. СудЕвразийского экономического союза(далее – Суд) является судебным органомЕвразийского экономического союза(далее – Союз), который образуется идействует на постоянной основе всоответствии с Договором о Евразийскомэкономическом союзе (далее – Договор)и настоящим Статутом.
2. Цельюдеятельности Суда является обеспечениев соответствии с положениями настоящегоСтатута единообразного применениягосударствами-членами и органами СоюзаДоговора, международных договоров врамках Союза, международных договоровСоюза с третьей стороной и решенийорганов Союза.
Дляцелей настоящего Статута под органамиСоюза понимаютсяорганыСоюза, за исключением Суда.
3. Судпользуется правами юридического лица.
4. Судведет свою документацию, имеет печатьи бланки со своим наименованием, учреждаетсвой официальный интернет-сайт иофициальный бюллетень.
5. Судразрабатывает предложения о финансированиидеятельности Суда и распоряжаетсясредствами, выделенными на обеспечениеего деятельности, в соответствии сПоложением о бюджете Союза.
6. Условияоплаты труда судей, должностных лиц исотрудников Суда определяются ВысшимЕвразийским экономическим советом.
Глава II. Состав Суда
7. Всостав Суда входят по два судьи откаждого государства-члена.
8. Срокполномочий судьи – девять лет.
9. Судьидолжны обладать высокими моральнымикачествами, являться специалистамивысокой квалификации в областимеждународного и внутригосударственногоправа, а также, как правило, соответствоватьтребованиям, предъявляемым к судьямвысших судебных органов государств-членов.
10. Судьиназначаются на должности ВысшимЕвразийским экономическим советом попредставлению государств-членов. Судьяпри вступлении в должность приноситприсягу.
11. Судьиосвобождаются от должности ВысшимЕвразийским экономическим советом.
12. Полномочиясудьи могут прекращаться по следующимоснованиям:
1) прекращениедеятельности Суда;
2) истечениесрока полномочий судьи;
3) письменноезаявление судьи о сложении полномочийв связи с переходом на другую работуили по иным причинам;
4) неспособностьпо состоянию здоровья или по инымуважительным причинам осуществлятьполномочия судьи;
5) занятиедеятельностью, несовместимой с должностьюсудьи;
6) прекращениечленства в Союзе государства, которымпредставлен судья;
7) утратасудьей гражданства государства-члена,которым представлен судья;
8) совершениесудьей серьезного проступка, несовместимогос высоким статусом судьи;
9) вступлениев законную силу обвинительного приговорасуда в отношении судьи либо решениясуда о применении к нему принудительныхмер медицинского характера;
10) вступлениев законную силу решения суда об ограничениидееспособности судьи либо о признанииего недееспособным;
11) смертьсудьи или вступление в законную силурешения суда об объявлении его умершимлибо признании безвестно отсутствующим.
13. Синициативой о прекращении полномочийсудьи по основаниям, предусмотреннымпунктом 12 настоящего Статута, могутвыступать государство-член, представившеесудью, Суд или сам судья.
Вопросывнесения инициативы о прекращенииполномочий судьи определяются РегламентомСуда Евразийского экономического союза,который утверждается Высшим Евразийскимэкономическим советом (далее – Регламент).
14. Руководстводеятельностью Суда осуществляетПредседатель Суда. Председатель Судаимеет заместителя.
Привременной невозможности участияПредседателя Суда в деятельности Судаего обязанности исполняет заместительПредседателя Суда.
15. ПредседательСуда и его заместитель избираются надолжности из состава Суда судьями Судав соответствии с Регламентом и утверждаютсяВысшим Евразийским экономическимсоветом.
ПредседательСуда и его заместитель не могут являтьсягражданами одного и того же государства-члена.
Припрекращении полномочий ПредседательСуда или его заместитель избираются изчисла судей, представленных инымигосударствами-членами, нежели те,которыми были представлены предшествующийПредседатель Суда и его заместительсоответственно.
16. ПредседательСуда и его заместитель осуществляютсвои полномочия в течение трех лет.
17. ПредседательСуда:
1) утверждаетпорядок организации и деятельностиСуда и судей;
2) организуетдеятельность Суда;
3) впределах полномочий обеспечиваетвзаимодействие Суда с уполномоченнымиорганами государств-членов, иностраннымии международными судебными органами;
4) назначаетна должность и освобождает от должностисотрудников и должностных лиц Суда вустановленном настоящим Статутомпорядке;
5) организуетпредоставление средствам массовойинформации сведений о деятельностиСуда;
6) осуществляетиные полномочия в пределах настоящегоСтатута.
18. Судьине могут представлять интересыгосударственных или межгосударственныхорганов и организаций, коммерческихструктур, политических партий и движений,а также территорий, наций, народностей,социальных и религиозных групп иотдельных лиц.
Судьине вправе заниматься любой деятельностью,связанной с получением доходов, кроменаучной, творческой и преподавательской.
19. Судьяне может участвовать в разрешениикакого-либо дела, в котором он ранееучаствовал в качестве представителя,поверенного или адвоката одной из сторонспора, члена национального илимеждународного суда, следственнойкомиссии или в каком-либо ином качестве.
20. Судьипри отправлении правосудия равны иобладают одинаковым статусом. ПредседательСуда и его заместитель не вправепредпринимать действия, направленныена получение любого неправомерногопреимущества по сравнению с другимисудьями.
21. Судьякак при исполнении своих полномочий,так и во внеслужебных отношениях долженизбегать конфликта интересов, а такжевсего того, что может умалить авторитетсудебной власти, достоинство судьи иливызвать сомнение в его объективности,справедливости, беспристрастности.
Источник: https://StudFiles.net/preview/6327655/page:5/