Порядок рассмотрения административного дела в мировом суде

В этой статье:

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Порядок рассмотрения административного дела в мировом суде

Нарушение действующих правил ДД и фиксация такого факта автоматическими средствами или сотрудниками автоинспекции лично влекут за собой составление протокола.

Последующее рассмотрение протокола об административном правонарушении в суде производится на основании основных положений относительно таких действий в КоАП РФ и имеет ограниченные сроки, перечень необходимых процедур, в которых определяются все возможные нюансы такого дела.

Где происходит рассмотрение дела

Место рассмотрения заведенного дела устанавливается на основании Статьи 29.5 КоАП РФ и применимо к протоколам, направление на рассмотрение которых осуществило управление ГИБДД РФ, определяется такими факторами:

  • Рассмотрение вопросов по зафиксированным нарушениям происходит непосредственно по месту их совершения. По отдельному ходатайству того, на кого составлен протокол (посредством оформления заявления), возможен перенос дела по месту его постоянного проживания;
  • При оформлении протоколов применимо к жителям (гражданам) других государств рассмотрение дела происходит также именно там, где факт нарушения был зафиксирован;
  • Если в процессе ведения дела проводилось дополнительное расследование, местом рассмотрения является орган, расположенный по месту его проведения;
  • Составленные протоколы по отношению к несовершеннолетним заслушиваются по месту их фактического проживания;
  • Нарушение в области ДД, что было зафиксировано посредством специальных технических средств (выполнения фото- или видеосъемки) рассматриваются по местонахождению того органа, в который поступили данные материалы.

Стоит отметить, что в определенном порядке дела могут подлежать рассмотрению исключительно в мировом суде – такие нарушения определяются списком статей (12.2, 12.4, 127., 12.8 и т.д.). Также в мировом суде могут разбираться дела, которые поступили из органов внутренних дел.

В отдельных ситуациях те решения, которые будут приняты мировым судьей, могут подлежать обжалованию. Срок действия (наличия такого права) в такой ситуации составляет 10 дней и уже после рассмотрения второй инстанцией вступает в силу, хоть и в отдельном порядке может подлежать обжалованию в порядке надзора.

  Если же нарушение разбирается в отношении военнослужащего, то дело будет заслушиваться именно в военном суде.

Сроки разбора дела судьями могут быть такими:

  • 15 дней с того момента, как материалы были получены сотрудником органа, который уполномочен к его рассмотрению;
  • 2 месяца с того момента, как судьей был получен протокол, содержащий факты нарушения.

Ход дела

Порядок самого процесса представляет собой поэтапное прохождение следующих стадий:

  • Извещение лица, относительно которого будет проводиться заседание, о его дате и времени;
  • Объявление того, кто будет рассматривать дело, а также на основании каких законодательных актов привлекается;
  • Установление факта явки лица, виновного в нарушении, или же его представителя. При разборе тех дел, какие заведены в результате фиксации нарушений посредством технических средств, имеют некоторые особенности – они могут осуществляться в отсутствие лица, по действиям которого открыто дело;
  • Осуществление проверки наличия полномочий у представителя физ. или юр. лица, а также его защитника. Стоит отметить, что если проводится закрытое рассмотрение, которое может быть связано с определенными факторами, такими как неразглашение государственной тайны, представление опасности для жизни лиц и прочих случаев, отдельно предусмотренных законодательством, на заседание не допускается присутствие лиц, не причастных к нарушению или не пребывающих на нем для выполнения обязанностей или дачи свидетельских показаний;
  • Суд выясняет, была ли направлена информация по делу. При отсутствии кого-либо из тех, кто должен был явиться отдельно решают, будет ли рассмотрено дело в их отсутствии или предстоит отложение рассмотрения на срок, отдельно определенный судьями;
  • Осуществление разъяснения прав тем лицам, какие участвуют в разборе данного дела;
  • В случае отводов разбираются полученные данные и прочие ходатайства, имеющие отношение к делу;
  • Определяется необходимость отложения дела. Такое действие становится возможным в тех ситуациях, когда от сотрудников суда, разбирающих дело, поступил самоотвод или при прочих факторах, отдельно отраженных в регулирующем законодательстве. Также переносить дело могут при возникновении необходимости проведения дополнительной экспертизы;
  • Выносится решение о приводе лица, присутствие какого при разборе данного протокола обязательно;
  • Объявляется решение о том, что дело передается на рассмотрение в определенный орган (такое действие в большинстве случаев происходит в порядке подведомственности).

Дальнейшее делопроизводство заключается в оглашении протокола о разбираемом нарушении и при наличии такой необходимости дополнительно зачитываются другие имеющиеся сведения и информация относительно дела.

Правила разбора таких дел предполагают заслушивание объяснений гражданина, в отношении какого заведено дело, показаний других лиц, если они имеют значение, дополнительные данные от специалистов и участвовавших в рассмотрении обстоятельств дела экспертов, принимаются во внимание имеющиеся доказательства.

Возможные постановления, которые могут быть вынесены

В результате разбора дела о нарушении могут быть вынесены такого рода постановления:

  • О прекращении производства дела о зафиксированном нарушении;
  • Об определении (назначении) положенного по закону наказания, которое будет применяться к лицам и гражданам, совершившим конкретное нарушение. Отдельно могут быть озвучены условия и причины нарушения, которые требуют немедленного устранения для обеспечения отсутствия аналогичных случаев как в отношении данного лица, так и применимо к определенному месту нарушения или территории.

Постановления о том, что производство относительно протокола, разбор какого осуществлялся, подлежит прекращению, могут выноситься в следующих ситуациях:

  • Если присутствует хотя бы одно обстоятельство, которое предусмотрено статьей 24.5 КоАП;
  • При объявлении устного замечания. Подобные меры предусмотрены статьей 2.9 КоАП РФ, где отражен факт того, что при не особой значительности нарушения орган или лицо, которое производит разбор всех факторов дела, может не применять меру наказания, а ограничиться лишь таким действием.

Основные пункты содержания

При формировании по делу к его содержанию также предъявляются определенные требования. Так, в частности, такой официальный документ должен содержать такую информацию:

  • ФИО, а также должность того судьи, который разбирал дело. Также указывается название и состав органа, который осуществлял рассмотрение в коллегиальном порядке;
  • Дата, на какую осуществлялся разбор дела о нарушении и место, где оно проходило;
  • Данные о том лице или организации, относительно которого рассматривалось дело;
  • Особые обстоятельства, какие были установлены судом;
  • Та статья, на основании какой за совершение такого нарушения предусматривается несение ответственности, характеристики и обстоятельства которого подпадают под разбираемое дело;
  • Какое по делу было сформировано решение. Тут отражается факт виновности лица и то, какое может последовать наказание;
  • В каком порядке допустимо обжаловать данное постановление, а также сроки подобной процедуры;
  • Информация о том, кто будет являться конечным получателем штрафа в ситуациях, когда наказание будет заключаться в такой форме. Несмотря на то, что все подобные платежи идут в бюджет Российской Федерации, направляться средства могут на различные счета, вид которых может зависеть от региона, где нарушение было зафиксировано, а также прочих обстоятельство дела;
  • Величина ущерба, которая может подлежать возмещению. В таком случае также отдельно отражается порядок возмещения, его сроки и прочие нюансы, которые понадобятся по мнению суда.

Источник: http://pddgarazh.ru/shtrafy/rassmotreniye-protokola-gibdd-ob-administrativnom-pravonarushenii.html

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в суде

Порядок рассмотрения административного дела в мировом суде

Любой человек, чаще всего автолюбитель, может получить штраф за административное правонарушение.

Виды административных нарушений, ответственность за их совершение и размер наказания прописаны в Кодексе административных нарушений.

Административное законодательство регламентирует все сферы жизни людей, но дорожно-транспортная сфера наиболее часто подвергается штрафованию.

Виды административных правонарушений

В правовой сфере административная ответственность наступает намного чаще уголовной. К популярным видам нарушений относят:

  • Несоблюдение норм дорожного движения.
  • Нецензурные высказывания, оскорбление других людей.
  • Распитие алкогольных напитков и оставление мусора в общественных местах.
  • Хищения небольших размеров и так далее.

Все нарушения и ответственность за них расписана в Кодексе РФ.

Размеры взысканий различаются в зависимости от вида нарушения. Условно штрафы можно разделить на две группы:

  1. Определенные — взыскания имеют конкретные размеры, которые установлены законом, например, за проезд без билета в общественном транспорте.
  2. Относительные — не имеют точной суммы, определенной законом. Существуют лишь рамки, в пределах которых располагается сумма, уплачиваемая за правонарушение.

Кроме того, статус правонарушителя увеличивает сумму налагаемого штрафа. За одно и то же нарушение отдельный человек или организация будут платить разную сумму. Наибольший размер штрафных санкций у юридических лиц, а именно:

  • ответственность физических лиц не превышает 5000 рублей;
  • должностных — 50 000 р.;
  • юридических — не выше миллиона рублей.

Административное наказание за ДТП в зависимости от тяжести происшествия составляет от 500 до 30 000 рублей.

За несоблюдение ПДД, ставшее причиной ДТП, полагается штраф в 1 000 рублей

Как происходит рассмотрение дела в ГИБДД

Рассмотрение дела об административном правонарушении в ГИБДД менее эффективно, чем в суде. Это объясняется тем, что при быстром составлении протокола многие водители не успевают понять, что подвергаются административному наказанию. В суде весь порядок соблюдается четко, все доказательства и документы рассматриваются тщательно.

Возбуждение дела об административном правонарушении

По факту несоблюдения ПДД или возникновения ДТП виновнику выдается постановление. Его возможно обжаловать либо в суде, либо в ГИБДД.

При получении постановления на руки, по почте или от инспектора, важно указать дату. С этого момента начинается десятидневный срок обжалования постановления.

Обратившись в ГИБДД, нужно посмотреть имеющиеся материалы и на их основе выстраивать свою защиту и аргументы.

Важно! Если срок обжалования постановления истек, но правонарушитель поздно его получил и ознакомился, то его можно восстановить.

Для этого нужно написать ходатайство, в котором необходимо аргументировать причины пропуска уважительными причинами и приложить доказательства (например, билеты на самолет или выписку из больницы).

Эти документы должны быть приложены к делу.

Судебное разбирательство административных правонарушений

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Судебное разбирательство имеет последовательный и логичный порядок. Комплексное рассмотрение дела с учетом всех доказательств позволяет вынести справедливое решение.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Рассмотрение административных дел — основная стадия административно судопроизводства. Перед этим мировой судья подготавливает дело, проверяет его:

  • на соответствие области его компетенции;
  • на наличие причин для самоотвода — если судья родственник участников дела или имеет личную заинтересованность в исходе;
  • на корректность составления документов, в частности протокола и материалов дела;
  • на наличие обстоятельств, которые могут иметь отношение к прекращению рассмотрения;
  • достаточное ли количество материалов собрано для объективного и полного рассмотрения;
  • включены ли в дело ходатайства и отводы.

Обратите внимание! Дело, которое будет рассматривать мировой судья, должно быть подготовлено, подшито и пронумеровано. Предполагаемый нарушитель, подавая документы на имя судьи, должен убедиться в наличии приложения, всех доказательств и документов, в правильном и логичном их заполнении.

На этапе подготовки дела к рассмотрению на судебном закрытом слушании должны быть оформлены необходимые ходатайства и добавлены к материалам дела.

Для этого правонарушитель должен их принести лично в судебный орган или отправить по почте. Судебное разбирательство проводится по месту фиксации правонарушения или может быть осуществлено по месту проживания водителя.

Во втором случае нарушителю нужно написать соответствующее ходатайство.

Также учитывается ходатайство об отсутствии на судебном слушании. Тогда заседание проводится без участия правонарушителя, но для этого нужно иметь весомую причину — болезнь, проживание в отдалении.

По желанию водителя его интересы в суде может представлять адвокат, либо присутствовать его доверенное лицо. В первом случае необходимо прикрепить ордер, во втором — доверенность, которая подтверждена и оформлена у нотариуса.

Прикрепленные ходатайства рассматриваются судьей незамедлительно. По их итогам он выносит определение заявителю — результат рассмотрения ходатайства.

Все ходатайства прикрепляются к делу

Судья может вынести решение об отложении рассмотрения дела, если:

  1. поступило заявление об отводе или самоотводе судьи;
  2. отвод эксперта или переводчика мешает рассмотрению дела;
  3. есть необходимость в явке участника процесса, в запросе дополнительных сведений или установления экспертизы.

Если есть основания, исключающие судебное производство, без рассмотрения дела принимается решение о прекращении производства. Это постановление принимается по ходатайству сторон или по инициативе судьи.

Правила рассмотрения административных дел содержат срок, в течение которого оно должно быть завершено — 15 дней с момента получения протокола судьей. Если необходима дополнительная экспертиза и выяснение всех обстоятельств, то срок продлевается, но не больше чем на месяц.

Важно! Если водителю за совершенное правонарушение грозит арест, то дело изучается судьей в краткий срок — в течение 1 дня, при задержании — за 48 часов.

Схема проведения процесса начинается с оглашения имеющихся материалов и протокола, объяснения прав, разъяснения, какое дело подлежит рассмотрению. Заслушиваются показания свидетелей, объяснения сторон обстоятельств происшествия, результаты экспертиз. На основе всех данных судья выносит постановление, которое объявляется по окончании заседания.

Наказания за повторные нарушения

Место рассмотрения дела об административном правонарушении

При повторении нарушения административного права наказание может быть ужесточено вплоть до лишения прав.

Если водитель уже подвергался административному наказанию за вождение в пьяном состоянии, привлекался к уголовной ответственности или отказался от медицинской проверки на алкоголь, то ему грозит уголовное наказание — тюремный срок до 2 лет.

Привлечение к административной ответственности с последующим рассмотрением в суде отнимает много времени и денег.

Чтобы избежать волокиты, следует соблюдать правила дорожного движения и быть аккуратным, внимательным на дороге.

Это предостережет не только от мелких штрафных санкций, но и от серьезных дорожных происшествий. От водителя зависит безопасность его самого и других участников движения.

Источник: https://shtrafsud.ru/gibdd/dela-administrativ-pravonarusenii.html

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении кратко :

Порядок рассмотрения административного дела в мировом суде

Правонарушения в нашем государстве совершаются гораздо чаще, чем преступления. Существует ли какой-то особый порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

Подготовка к рассмотрению дела

Рассмотрение дела о нарушении закона является основной стадией в судопроизводстве.

Деятельность государственных органов носит здесь комплексный характер, который определяется необходимостью верно установить предмет административного нарушения.

Подготовка к порядку рассмотрения дела об административном правонарушении фиксируется в статье 29.1 КоАП РФ. Эта статья содержит положения:

  • о компетенции суда, судьи, отдельного органа или должностного лица в установленной сфере;
  • о наличии обстоятельств, которые могли бы исключать сам факт рассмотрения дела судьей;
  • о правильности составленного административного протокола;
  • о наличии обстоятельств, смягчающих, отягчающих или исключающих производство;
  • о наличии отводов и ходатайств.

Здесь же могут быть выделены и многие другие обстоятельства по делу.

Процессуальные основания для рассмотрения дела

Процессуальная база для рассмотрения дела о правонарушении зафиксирована в статье 28.7 КоАП РФ. Основанием здесь является надлежащим образом оформленный протокол о нарушении права. Составляется такой документ уполномоченным должностным лицом. Выносится решение прокурора о возбуждении административного производства.

Прокурорский протокол направляется судье или другому лицу, в чьи обязанности входит рассмотрение дела. Максимальный срок передачи документа — трое суток.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении включает в себя судебное заключение. После передачи протокола в судебную инстанцию судья выносит решение об административном аресте, выдворении, штрафе или любом другом виде санкции.

Рассмотрение дела

При непосредственном рассмотрении дела наиболее полно и ярко раскрывается все содержание правоприменительной процедуры. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении обусловлен целенаправленностью задач и предметностью.

Что служит непосредственным предметом правоприменения в административном производстве? Согласно заключениям юристов, это конкретный случай. Здесь проявляется нормативно-правовая урегулированность общественных отношений и действенность юридических гарантий. Необходимо это для четкого и неукоснительного соблюдения законных интересов и прав граждан.

Что является целью рассмотрения дела? Согласно закону, это установление конкретных обстоятельств нарушения закона. Должны быть выяснены факты с последующим их оцениванием. В конечном итоге к виновному лицу применяются меры административного взыскания.

Согласно статьям 29.7-29.13 КоАП РФ, процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях включает в себя слушание дела, установление явки субъектов производства, проведение экспертизы (судебно-медицинской, лингвистической или другой) и вынесение соответствующего определения.

О материалах дела

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в суде состоит из множества различных этапов. Каждый этап подлежит обязательной регламентации. Большую роль играет процедура разъяснения участникам производства их обязанностей и прав. Обязательному рассмотрению подлежат ходатайства и отводы, поданные различными заявителями.

Нередко в ходе судопроизводства принимается заявление об отводе или самоотводе. Речь идет о ситуациях, когда судья или иное должностное лицо решает приостановить производство на определенный срок. Надо сказать, что причины для отвода должны быть очень веские. В противном случае появится риск неправильного вынесения постановления.

Порядок рассмотрения судом дел об административных правонарушениях включает в себя огромный бюрократический пласт. Разные бумаги формируются и регистрируются почти на каждом этапе судопроизводства. Однако самую важную роль играет конечный документ. Именно о нем будет рассказано далее.

Постановление по делу

Согласно КоАП, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления. Это нормативный акт, который обладает высшей правовой силой для всех участников судопроизводства. Нормы постановления императивны, то есть обладают обязательным характером. Существуют две основные формы постановления:

  • о прекращении делопроизводства;
  • о назначении наказания в виде административной санкции.

Постановление должно выноситься в следующих случаях:

  • появление исключающих вину факторов;
  • объявление устного замечания и освобождение привлеченного к ответственности лица;
  • передача дел прокурору, следственному органу, дознавателю или любому другому лицу, в чьи обязанности входит поиск признаков преступления.

По окончании делопроизводства постановление должно быть немедленно оглашено участникам судебного процесса. Копия документа передается ответчику.

Определение по делу

По результатам рассмотрения административного дела может быть вынесено определение. Это специальный документ, указывающий на некомпетентность судьи или иного должностного лица в отношении ответчика.

Самый частый пример — порядок рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей. В процессе судопроизводства раскрывается все больше новых обстоятельств. Суд понимает, что ответчик совершил гораздо больше преступных деяний, чем указано в протоколе.

Следовательно, и санкции за нарушения должны быть установлены более строгие. Компетенция представителей мирового суда не содержит вынесения наказания в виде ареста сроком более чем 3 года. Именно поэтому выносится определение — документ, указывающий на передачу делопроизводства другому органу.

Нередко представленный документ выносится коллегиальным органом путем ания. По итогу определение подписывается судьей.

Определение, постановление, протокол о нарушении — список итоговых судебных документов на этом не исчерпывается.

Стоит также выделить представление — нормативный акт, в котором указываются условия и причины выявленного правонарушения. По сути, представление необходимо для дальнейшей профилактики преступлений закона.

Часто документ выносится и при нарушении порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.

Исключающие обстоятельства

Нередко судебные заседания заканчиваются вынесением постановления о самоотводе. Немалую роль в этом играют исключающие обстоятельства. Судья, члены коллегии, различные должностные лица не имеют возможности продолжить рассмотрение дела в случае обнаружения фактов следующего характера:

  • наличие косвенного, прямого или личного интереса в разрешении дела;
  • судья или какой-то работник судебного органа является родственником ответчика.

Как только представленные обстоятельства были обнаружены, дело передается в другую инстанцию. Сам судья или какое-то из должностных лиц принимают решение об отводе от дела.

О сроках рассмотрения дела

Официально установленный срок административного делопроизводства — 15 суток. Отсчет этого срока начинается в момент получения судьей протокола по делу и дополнительных материалов.

Столь краткий порядок рассмотрения дела об административного правонарушения может быть продлен. Однако решение о продлении должен принять сам судья, но только при наличии действительно веских причин. Выносится мотивированное определение судебного органа, в котором указываются требования к продлению срока не более чем на месяц.

Существует конституционная норма (статья 22), в которой указывается срок задержания лица за административное нарушение. Так, до вынесения судебного постановления гражданин не может находиться под административным задержанием сроком более чем 48 часов.

О стадиях расследования

Каков порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях? Здесь все зависит от того, в какой общественной сфере было допущено нарушение закона и какая установлена степень тяжести.

Решение о возбуждении делопроизводства принимается должностным лицом. Составляется протокол согласно статье 28.3 КоАП РФ. Исключение лишь составляют ситуации, когда дело возбуждается прокурором.

В таком случае выносится постановление.

Сразу после возбуждения дела проводится расследование. Оно включает в себя экспертизу или иное процессуальное действие. Согласно закону, экспертиза реализуется далеко не всегда. В статье 28.

7 КоАП РФ закреплены основные общественные сферы, в которых она необходима.

Это экспортный надзор, валютное производство, охрана здоровья, налоговые или тарифные сборы, таможенное дело и многое другое.

Само расследование должно проводиться по месту совершения правонарушения. Максимальный срок расследования — один месяц. Все данные о проведенных работах вносятся в протокол, а в дальнейшем и в постановление.

Где рассматривается дело?

Предположим, что гражданин, официально проживающий в Московской области, совершает правонарушение в Калининграде.

Где именно провинившегося гражданина будут судить? Согласно КоАП РФ, рассмотрение правонарушения допускается лишь в месте его совершения.

Однако сам гражданин может подать ходатайство с прошением о проведении судебного заседания по месту жительства.

А что делать российским судам, если правонарушение совершил иностранный гражданин? В этом случае стоит руководствоваться международным договором, в котором указывается возможность рассматривать нарушения закона на территории чужого государства. Однако все представленные правила не распространяются на несовершеннолетних лиц. Об этом указано в статьях 20.22 и 6.10 административного Кодекса.

Продление срока изучения дела

Выше уже было указано, что срок административного правонарушения может быть продлен. Но какие на то должны быть причины? Закон говорит о случае, когда участники судопроизводство подают ходатайство о пересмотре дела.

Это самый распространенный сценарий продления производства. Еще одна причина заключается в появлении новых обстоятельств. В таких случаях необходимо проведение дополнительного расследования сроком не более, чем на месяц.

Таким образом, безосновательное продления сроков запрещается.

В Российской Федерации действует презумпция невиновности, согласно которой человек, чья вина не доказана в судебном порядке, считается невиновным.

А невиновному человеку не очень хочется пребывать в заточении. Поэтому обязательно должны быть основания для продления делопроизводства, и касаться они должны самого ответчика.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в ГИБДД

Самая частая форма административного правонарушения связана с транспортом и правилами дорожного движения. Протоколы о нарушении составляются инспекторами ГАИ, после чего направляются либо в ГИБДД, либо в суд. Каков порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях по ПДД?

Составленный инспектором протокол передается в региональное отделение ГИБДД, где должностные лица проводят объективное расследование.

По итогу на водителя накладываются санкции: это, как правило, штраф или лишение профессионального права (вождение автомобилем). Нередко дело передается в мировой суд.

В этой инстанции может быть вынесено решение об исправительных работах или административном аресте.

О правилах общения с сотрудниками ГАИ и защите своих прав составлено немало материалов. ПДД — довольно обширный сборник, который является, к тому же, частью КоАП. Если водитель уверен в своей правоте и не желает получать санкции, то он может обратиться к специалисту в области права.

Источник: https://BusinessMan.ru/poryadok-rassmotreniya-dela-ob-administrativnom-pravonarushenii-kratko.html

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении — подробная информация

Порядок рассмотрения административного дела в мировом суде

С вопросами административного права сталкиваются все граждане, независимо от своего статуса, занимаемой должности или рода деятельности.

Данная отрасль охватывает такие сферы как: работа в государственных учреждениях на госслужбе, отношения на дорогах, взаимоотношения граждан, общественный порядок и многое другое.

Соответственно, в силу большого количества предусмотренных норм и правил, в данной области устанавливается наибольшее число нарушений.

Правонарушением принято называть противоправное действие (либо же бездействие) лица (физ., юр.), за которое законодательством предусматривается ответственность. Административным называют то, что рассматривается и предусматривает выбор наказания по КоАП.

Правонарушения в данной сфере расцениваются как представляющие наименьшую опасность общественности, поэтому слишком строгих последствий такой деликт не повлечёт. Но стоит знать об особенностях рассмотрения таких дел, чтобы в случае неприятностей уметь отстоять свои права и сохранить справедливость.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Органы, в компетенцию которых входит рассмотрение подобного плана дела

В отличие от уголовных дел, являющихся исключительной компетенцией судебной системы, административные правонарушения с присуждением наказания для лиц, совершивших их, рассматриваются многочисленными органами. Это определяется сферой, которой был нанесён ущерб вследствие виновных деяний.

Гражданам следует, как минимум, понимать, к компетенции какого органа относится то или иное дело – это поможет избежать ошибок и манипуляций со стороны представителей законодательной власти.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Итак, приведем несколько примеров:

  • органы внутренних дел, осуществляющие контроль за общественным порядком, уполномочены решать большое количество деликтов. Например, к компетенции полиции относится контроль за соблюдением правопорядка относительно: запрета о курении или распитии алкогольных напитков в общественных местах, мелкого хулиганства, использования технических приспособлений, способных нарушить нормы экологического права или нанести вред окружающим людям, шумоограничивающих предписаний, охраны посевов и так далее;
  • комиссиями по делам несовершеннолетних рассматриваются некоторые дела относительно воспитания и поведения подростков и юношей, не достигших 18-летнего возраста, нарушения обязанностей опекуном и пр.;
  • органы уголовно-исполнительной системы рассматривают некоторые дела в части нарушения правил обращения с изъятыми из свободного оборота вещами. Не пугайтесь названия учреждения – это не влияет на форму постановления по итогам процесса. Также в рассмотрении подобных дел принимают участие налоговые органы;
  • у судебной власти, безусловно, наибольшая доля компетенции. Судами рассматриваются дела практически во всех сферах, начиная от трудового права, где решаются вопросы об ответственности работодателей, например, за допущение работника несоответствующей квалификации к особо опасным работам или неправильное оформление трудовых правоотношений. На судебном заседании рассматриваются все спорные вопросы и имеющие неоднозначность определений, мер ответственности и т.д., в том числе смежные дела.

Особенности процессуального порядка

Порядок рассмотрения, если данное дело касается административного правонарушения, четко регламентирован на законодательном уровне и прописан в ст. 29.7 КоАП.

Ещё на этапе подготовки к предстоящему рассмотрению, соответствующий орган определяет несколько существенных моментов:

  • наличие документальных оснований;
  • возможность начала производства (то есть соответствие своей компетенции и категории деликта);
  • наличие/отсутствие обстоятельств, исключающих саму возможность рассмотрения (о них поговорим в следующем разделе), также решается вопрос об обстоятельствах, лишающих возможности участия отдельных лиц (судей, экспертов);
  • правильность составления и полноту заполнения документации, прилагаемой к делу;
  • достаточность собранных материалов для объективности принятия решения.

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

В обязательном порядке учитывается наличие ходатайств сторон, отводы/самоотводы и прочие нюансы. После этого начинается непосредственное разбирательство.

В ходе рассмотрения дела уполномоченный орган обязан установить все обстоятельства и принять их к вниманию.

В частности, заслушать показания сторон, рассмотреть ходатайства, особенно важны меры по привлечению свидетелей и назначение судебной экспертизы (данный механизм существенно увеличил шансы отстоять свою правоту, ведь каждый может даже нанять независимого специалиста и предать его заключение судье).

Закон обязывает произвести также формальные процессуальные действия: объявить, кто рассматривает, какой деликт является предметом исследования, установить явку участников (ведь в некоторых случаях она влияет на порядок дальнейшего развития событий и принятых решений). Крайне важно разъяснить представителям обеих сторон процессуальные права. Нарушение любого из указанных пунктов прямо влияет на процесс, ведь может стать поводом для начала нового рассмотрения или пересмотра дела в дальнейшем.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Срок, на протяжении которого могут рассматриваться дела о деликтах, составляет пятнадцать дней от даты получения судом или другим органом всех собранных материалов и непосредственно самого протокола о совершённом проступке.

Данный срок может быть продолжен до одного месяца при наличии мотивированного определения.

Если санкция статьи предусматривает возможность ареста, и лицо, совершившее нарушение, задержано, то рассмотрение проводится в день получения.

Обычно рассмотрение проводится по месту совершения, однако могут быть исключения.

Например, в отношении несовершеннолетних рассмотрение происходит по месту их жительства, хотя и по ходатайству сторон-участников события, в некоторых случаях дело может быть передано другому судебному органу.

Если перед непосредственным рассмотрением проводилось админ. расследование, то разбираться дело будет по месту расположения органа, совершающего действие.

В процессе заседания оглашается Протокол, составленный по факту самого правонарушения, детально рассматриваются приложенные материалы.

Важно! В Протоколе должен быть указан не только номер статьи, а и четко расписано её название, т.к. влияет на определение ведомственности, а затем – на установление меры ответственности.

Пример заполнения протокола об административном задержании за мелкое хулиганство

В процессе рассмотрения дела подлежат заслушиванию объяснения физлица по совершенному факту противоправного деяния или представителя на законных основаниях юрлица, в отношении которого было открыто рассматриваемое производство, кроме того, принимаются показания иных лиц-участников производства. Особенное внимание уделяется пояснениям специалистов и заключению эксперта, изучаются все предъявленные доказательства, а при участии прокурора в процессе заслушивается и его заключение.

Результаты любого админпроцесса оформляются постановлением, предписывающим определённое наказание или содержащим заключение о закрытии производства. Все вынесенные решения должны быть оглашены сразу по окончанию процесса (это тоже процессуальное требование).

Копии документа вручаются физическому или юрлицу, его законному представителю или защитнику, обязательно под расписку о получении. Если указанные лица не присутствовали при рассмотрении дела, то копия документа может высылаться по почте в течение трёх дней.

Как должна выглядеть копия постановления, выдаваемая участникам процесса

Есть ли случаи, при которых производства может и не быть?

Некоторые факты законодательно исключают саму возможность проведения производства по рассмотрению админправонарушения. Их нужно всегда помнить, ведь в отдельных ситуациях они спасают людей от произвола (или просто позволяют выиграть время).

  1. Наиболее очевидный повод – отсутствие самого факта деликта или же состава правонарушения (здесь прибавляется фактор вины).
  2. Если лицо действовало в ситуации крайней необходимости, не причинив вреда общественности, то его деяния не могут наказываться вне зависимости от сферы нарушения и отрасли права, поскольку отсутствует общественная опасность.
  3. Априори не может существовать процесс против умершего человека или юрлица, о котором в реестр внесены сведения о прекращении деятельности.
  4. Интересно, что, если будет издан новый законодательный акт, отменяющий положение, по которому рассматривается нарушение, процесс прекращается за неимением фактического нарушения.
  5. Издание амнистии также включено в этот перечень, однако довольно редко данный акт касается админправонарушений.
  6. Истечение сроков давности события.

Этапы административного процесса

Заключение

В КоАП слишком много статей и видов ответственности, предусмотренных за то или иное правонарушение. Каждый случай индивидуален и подлежит отдельному рассмотрению с учетом всех нюансов и малейших деталей.

Попав в неприятную ситуацию, не стоит пускать её «на самотёк», обязательно проконсультируйтесь с юристом.

Компетентный в правовых вопросах специалист обязательно подскажет, на что стоит обратить внимание, как защитить вам собственные интересы, как подать апелляцию (если будет нужно) и т.д.

Источник: https://law-world.ru/raznoe/poryadok-rassmotreniya-dela-ob-administrativnom-pravonarushenii.html

Особенности административного судопроизводства: отличия, специфика | Правоведус

Порядок рассмотрения административного дела в мировом суде

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца. 

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений: 

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд.

В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев.

Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства.

При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу.

Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии.

Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания. 

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья.

Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости.

Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику.

Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям: 

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица. 

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта.

Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются: 

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

https://www.youtube.com/watch?v=GDTbBFwo8-8

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения.

Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства.

При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации. 

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает.

При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора.

Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней.

Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно. В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано.

В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия.

На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней. В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/administrative/osobennosti-administrativnogo-sudoproizvodstva/

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий