Окончание исполнительного производства, каковы юридические последствия?
Приветствую уважаемые подписчики и посетители нашего персонального юридического блога.
Появился часок свободного времени, я решил подготовить для Вас материал, посвященный окончанию исполнительного производства.
Я давно хотел рассказать об этом, в интернете на форумах люди часто задают вопросы подобной тематики(особенно должники).
В общем приступим! Кто такие приставы и какую функцию выполняют думаю рассказывать не нужно, многие о них знают, думаю не по наслышке.
Финальной стадией взаимодействия пристава с должником принято считать окончание исполнительного производства. Очень важная стадия, она подводит итог всей проделанной работы.
По закону с момента возбуждения и до окончания производства должностному лицу дается два месяца.
Достаточно сжатые сроки, они не являются пресекательными, в основном за нарушение этих сроков не наказывают, если конечно производство вообще не «голое».
За два месяца должны быть выполнены основные мероприятия направленные возврат долга или выполнение неимущественного требования. Причины для завершения описаны в статье 47 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Проанализировав содержание статьи делаю вывод, что вся процедура завершается полным взысканием долга или выполнение неимущественного требования. Вторая ситуация — долг не взыскан. Более подробно о каждой.
Пристав окончил исполнительное производство фактическим исполнением
Полный перечень оснований содержится в статье 47 Закона. Ниже я сделал полную выписку из статьи, для Вашего удобства. Вот собственно сами основания:
- Исполнительное производство может быть окончено фактическим исполнением. Это значит, что долг взыскан полностью или требования неимущественного характера должником исполнены. Это касается и солидарного взыскания (когда один долг взыскивается с нескольких человек). Фактически закон допускает расчеты напрямую между должником и взыскателем без необходимости уплаты через кассу приставов. Однако для окончания приставу понадобится письменные сведения об исполнении требований (доказательства получения денежных средств).
- В некоторых случаях судебный орган самостоятельно отзывает исполнительный документ (например, в случае его отмены) исполнительное производство подлежит окончанию. В законодательстве закреплено право отменять судебные приказы и ответчики активно этим правом пользуются.
- Если должник — юридическое лицо ликвидировано и существует запись в ЕГРЮЛ, такое событие влечет окончание исполнительного производства.
Далее полный перечень ниже. Комментировать все я не вижу смысла, поскольку самые распространённые основания это фактическое исполнение (статья 47 пункт 2 часть и статья 46 Закона)
Отличие окончания от прекращения
Не стоит путать эти два понятия. Окончание подразумевает под собой стадию исполнительного производства при которой процесс взыскания приходит к логическому концу.
Основания прекращения исполнительного производства подробно описаны в статье 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» Исполнительное производство может быть прекращено как судом так и судебным приставом.
Пристав окончил исполнительное производство невозможностью взыскания
Далее самая распространенной ситуации — приставы не взыскали задолженность возвратив исполнительный документ взыскателю с формулировкой невозможности взыскания.
Несомненно должнику это на руку, долг фактически некуда не денется, но господа в погонах на некоторое время отстанут.
А вот заявителю фактически ничего не остается кроме как смериться или обжаловать постановление. Не секрет, что система органов принудительного исполнения работает довольно слабо.
Посмотрите официальную статистику, более половины всех вынесенных решений не исполняются.
Приставы не утруждая себя, оканчивают исполнительные производства невозможностью взыскания долга.
В моей практике встречался случай, когда пристав окончил производство с невозможностью исполнения, собственность отсутствовала, а счета были пустые, позже выяснилось — по счетам проходили деньги, около миллиона рублей. Постановление об окончании было отменено и должностное лицо было наказано. Но не всегда удается доказать вину пристава. Пункт 2 и 3 статьи 46 пожалуй самое распространенное основание, которое применяют исполнители чтобы не взыскивать долг.
Давайте разберемся как работает закон.
На практике приставы для взыскания долга направляют запросы в регистрационные органы для установления собственности (квартиры, автомобили, заработная плата, наличие счета, ценные бумаги). В итоге, не найдя ни денег ни имущества все заканчивается. Следовательно, долг фактически не взыскивается, а взыскатель не получает присужденного. Совсем не означает, что лицо утрачивает возможность обращаться в ФССП повторно. Такое право предоставляется не раньше, чем через шесть месяцев.
Судебные приставы могут вернуть исполнительный документ без взыскания, если об этом попросит сам заявитель.
На любом этапе лицо имеет возможность обратиться в службу и отозвать исполнительный документ на любом этапе производства.
Это право гарантированно пунктом 1 части 1 статьи 46 ФЗ «Об исполнительном производстве». Приходилось наблюдать как стороны мирятся и взыскатель отзывает исполнительный документ.
В будущем договоренности нарушаются и человек или юридическое лицо снова предъявляет претензии.
Помните, ничего не мешает предъявить лист повторно, это можно сделать сразу, однако придется доказать, что имущественное положение должника изменилось. Если Вы решили мириться, то делайте это правильно, через суд!
Часто приставы оканчивают исполнительное производство в связи с отказом взыскателя принять нереализованное имущество.
Наблюдал однажды, когда один крупный банк отказался принять нереализованное имущество с торгов на баланс (ипотечная комната), посчитав, что затраты по принятию на баланс превысят стоимость комнаты.
И такое бывает, должнику повезло, ведь он мог остаться без комнаты и выплаченных по ипотеке денег. В итоге исполнительное производство оканчивалось, а залог банка на комнату прекращен.
Как памятка для должников — не стоит рассчитывать на это основание, в практике это случается крайне редко.
Последствия окончания исполнительного производства сводятся к тому, что все материалы направляются в архив (срок хранения 5 лет) и существующие ограничения снимаются (отменяются аресты, запреты, ограничения).
Если Вы не согласны с окончанием исполнительного производства пишите жалобу или административный иск на действие и обжалуйте постановление.
Жалобу можно направить по подчиненности (вышестоящему должностному лицу). Обычно основанием для обжалования является не полный объем принятых мер по производству.
Если будет подан административный иск, то ответчиком будет являться судебный пристав и старший судебный пристав, поскольку именно старший утверждает постановление об окончании.
Административный иск будет рассматриваться по правилам административного судопроизводства.
Не забывайте, что жалобу нужно направить в течение 10 дней с момента когда стало известно о нарушении прав! Пропуск срока может явиться основанием для отказа удовлетворения жалобы (не совсем правильно приводить в качестве судебной практики решения судов первой инстанции, но все же оценка факта пропуска сроков была дана Костромским районным судом Костромской области по делу № 2а-994/2015).
Источник: https://www.uk-vertum.ru/2017/10/30/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2-%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B8%D0%BB/
Порядок окончания исполнительного производства
В юридической практике окончание процесса инициируется объективными причинами, которые должны изменить состояние дела по причине исполнения решения и выполнения всех обязательств сторон, указанных в исполнительном листе, а прекращение инициируется при отмене определения по делу, апелляции, вновь возникшими непреодолимыми причинами, связанными и не связанными с решением, которые делают невозможным его выполнение.
Окончание и прекращение мер принудительного характера отличаются по причинам и процедуре использования.
В идеальном случае окончание исполнительного производства (далее ИП) связано с урегулированием всех претензий, восстановлением прав истца и достижением службой приставов цели судебного вердикта. Порядок окончания процесса регулируется статьей 46 и 47 Федерального Закона №229.
Для жителей МОСКВЫ доступны БЕСПЛАТНЫЕ консультации в офисе, оказываемые профессиональными юристами на основании Федерального закона № 324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Не ждите — запишитесь на прием или задайте вопрос-онлайн.
Так как целью службы ФССП является выполнение заключения суда или органа власти, в ее компетенцию входит наложение взыскания, а результатом ее работы является закрытый исполнительный лист (далее ИЛ), выплаченный штраф, подтвержденный платежными документами, осуществленный судебный приказ либо предписание на исполнение действий.
Эти действия сопровождаются документами, подтверждающими завершение процесса.
В ИЛ приставом, осуществляющим производство, вносится отметка о полном или частичном выполнении с объяснением сумм взыскания и лиц, с которых оно было получено.
По окончании исполнения выносится постановление с направлением его копий всем возможным участникам процесса:
- взыскателю и ответчику;
- в судебные или исполнительные органы, которые явились инициаторами производства;
- органам, осуществлявшим ограничения в отношении лиц, нарушавшим процедуру взыскания, осуществлявшим розыск или исполнявшим решение суда, связанного с такими ограничениями и утратившими силу в результате окончания действий;
- кредитным организациям, выполнявшим требования ССП или работодателю ответчика, который удерживал с его зарплаты денежные средства.
Основания
Остановить дело может суд, выдавший документы, арбитражный суд высшей инстанции либо судебный пристав, руководствуясь статьями 46 и 47 ФЗ №229. Основаниями для окончания исполнительного производства, по которым выносится постановление о его завершении являются:
- Полное и всеобъемлющее выполнение требований, на основе которых производство было возбуждено. В этом случае были урегулированы все долги и претензии сторон разрешены.
- Ходатайство об окончании от истца по причине примирения и заключения мирового соглашения или исчерпания претензий, наступившего до начала производства по судебным документам.
- Отказ от исполнения приставами и возвращение заявителю бумаг по причинам указанным в ст. 46 ФЗ №229.
- Инициатива органов, выдавших исполнительные акты, для возвращения их на пересмотр или отмену заключения или возврат документов по желанию заявителя по другим причинам.
- Невозможность выполнить требования по причине смерти ответчика или ликвидации организации задолжника.
- Осуществления процедуры банкротства в отношении лица или организации, являющихся должниками. В этом случае с них снимается долговое обременение, но решение о банкротстве принимается судом непросто и крайне редко.
- В случае назначения периодических платежей, которые инициируются отправкой копии исполнительных документов организации плательщику. Поскольку функции СП фактически при этом выполнены, то дело может быть закрыто.
- Наступления срока давности по исполнительным документам судов или других органов, уполномоченных к их выдаче, независимо от того, окончены они или нет.
Основания окончания процесса подразделяются на приведшие к исполнению предписанных действий и на завершившие его без проведения этих действий. Они должны быть подтверждены документально и предоставлены ведущему производство приставу к рассмотрению.
В случае их обоснованности ФССП выносит требования об окончании ИП с вручением копий постановления в срок не позже следующего за его вынесением дня.
Примером частичного завершения и возврата по требованию суда дела на пересмотр может служить разбирательство, произошедшее в Ставропольском крае.
Директором одной из поселковых школ Курского района Ставропольского края Ивановой К.К.
по причине систематического нарушения трудовой дисциплины и несоответствия занимаемой должности был в одностороннем порядке уволен учитель русского языка и литературы Петрова Д.Д.
с назначением взыскания в размере месячной премии. Нарушения трудовой дисциплины были зафиксированы документально.
Петрова Д.Д. не согласилась с формулировкой причины увольнения и оспорила ее в судебном порядке.
Судом правомерность увольнения была подтверждена и выдан исполнительный лист на взыскание денежной суммы в размере месячной премии, так как бухгалтер уже ошибочно начислила ее Петровой Д.Д., а та ее получила. Петрова Д.Д.
подала апелляцию с формулировкой о нарушении порядка взысканий по КЗоТ и отсутствию комиссионной фиксации нарушения трудовой дисциплины.
Суд подтвердил правоту Петровой Д.Д. и отозвал исполнительные документы с требованием восстановить ее в должности. Однако Иванова К.К. собрав обращения работников школы с подтверждением нарушений Петровой Д.Д.
Обратилась к суду с требованием оставить в силе штраф в размере месячной премии.
Судом было принято решение о сохранении штрафа в силе, но так как участниками процесса было заключено мировое соглашение и об окончании производства.
Постановление
Порядок вынесения и последовательность действий при этом описывается согласно со статьей 47 ФЗ № 229.
Форма, в которой постановление об окончании исполнительного производства предоставляется суду и сторонам участницам, а также примерный образец постановления содержится в приложении №110 приказа № 318 по ФССП России.
Определение обязательно должно содержать следующие пункты:
- Наименование подразделения, проводившего действия взыскания.
- Личные данные пристава.
- Реквизиты суда, выдавшего исполнительный лист.
- Данные о лице, инициировавшем производство.
- Данные о полноте выполнении решения суда, суммы выплат, описание реализованного имущества, описание сопроводительных документов.
- Сведения о подзаконных актах, на основе которых проходило взыскание.
Согласно ст. 47 ФЗ № 229 в определении на ИЛ пристав обязан указать полноту выполнение обязательств и период проведения исполнительных действий.
В случае частичного исполнения и возврата дела ответчику по причинам, описанным в ст.
46 на документе, указывается причина и обстоятельства ее вызвавшие.
Когда постановление об окончании производства уже вынесено судом на его основании снимаются все ограничения, которые могли быть установлены в отношении ответчика по делу, такие как ограничение на выезд за границу, ограничение на регистрационные действия для транспорта, арест движимого и недвижимого имущества.
Обжалование постановления об окончании исполнительного производства
Часто результаты работы представителей ФССП не удовлетворяют одну из сторон и она изъявляет желание изменить положение дел, признав работу приставов несоответствующей судебному решению.
В большинстве случаев причиной обжалования постановлений становятся нерадивые работники ФССП нарушающие права граждан на справедливые вердикты властей и судебные ошибки. Так как заключение по делу уже вынесено, то отмена постановления об окончании исполнительного должна сопровождаться серьезной, обоснованной причиной.
Ею может стать:
Заявление на имя вышестоящего органа над тем, | который вынес постановление об окончании производства. |
Решение суда, принятое на основании заявления | о возобновлении исполнительного дела. |
В случае когда обжалуется постановление об окончании производства важно соблюсти сроки.
Жалобу необходимо подать не позже десятидневного срока с момента вынесения определения.
Законом не устанавливаются правовые аспекты процесса обжалования, поэтому в таких случаях необходимо обращаться к судебной практике.
Срок окончания исполнительного производства регулирует статья 36 ФЗ № 229.
Все требования приставы обязаны выполнить в двухмесячный срок.
Если же требования по срокам подпадают под другие законодательные акты, то срок должен определяться ими.
Поступившее в региональное отделение ФССП постановление, должно быть отработано не позже пятнадцати дней если иной порядок исполнения не определяется законодательством РФ.
Однако процесс может происходить в другие сроки если им препятствуют объективные причины, делающие выполнение обязанностей пристава невозможными. Например, исполнению могут помещать погодные условия, создающие непреодолимые обстоятельства.
В случае их возникновения служба судебных приставов приостанавливает деятельность по взысканию прилагая к документам акт метеослужб, фиксирующий данные обстоятельства.
Ко времени, на которое исполнение было приостановлено в рамках закона и не входящее в установленный ФЗ № 229 промежуток относятся:
- Период приостановки производства по независящим от ФССП причинам.
- Период приостановки или отсрочки исполнения.
- Время, необходимое на реализацию имущества, которое явилось обеспечением по делу.
- Время, на которое было отложено взыскание или оно затянулось по причинам, источником которых явились работники ФССП.
Если решение суда касается нематериального гражданского состояния, то оно должно быть выполнено немедленно или не позднее первого рабочего дня, следующего за поступлением документов в ФССП.
Жалоба
Действия приставов нередко вызывают несогласие граждан и часто носят противоправный характер.
Пользуясь, низкой правовой грамотностью населения некоторые нечистые на руку работники ФССП пытаются получить личные выгоды от своей деятельности.
Они предлагают разного рода способы обхода определений суда либо запугивают граждан несуществующими санкциями.
Обжаловать решение, вынесение постановления либо доказанное бездействие приставов необходимо в десятидневный срок с момента его происшествия.
Порядок составления жалобы должен учитывать иерархию подчиненности работников, на чьи действия она подается.
Поскольку непосредственно с гражданами работают приставы исполнители, то их действия должны обжаловаться у старшего пристава и так далее по ступеням подчиненности.
Если жалоба на постановление об окончании исполнительного производства по объективным причинам не может быть рассмотрена в отделении ФССП куда она была подана, то работник, ответственный за этот документ обязан направить его в трехдневный срок в тот орган, у которого есть полномочия на это рассмотрение.
Если бездействие ФССП наносит ущерб стороне истца и угрожает срывом исполнения решения суда, то оно также может быть обжаловано в вышестоящем органе.
Возобновление исполнительного производства после его окончания
Встречаются случаи, когда исполнительное производство требует возобновления после его формального окончания.
Примером могут служить случаи смены места работы ответчиком, в отношении которых проводятся принудительные меры периодического характера.
Так как производство после направления исполнительного листа работодателю плательщика алиментов или компенсации за вред здоровью формально считается оконченным, а дело закрывается, то при смене работы плательщиком может потребоваться его возобновление.
Кроме того, должник часто сам препятствует исполнению судебного решения скрывая собственность, подлежащую обращению взыскания, изменения места жительства и трудоустройства.
Скрывая новое место работы и доход, ответчик по делу совершает противоправные действия, которые мешают исполнению судебного обязательства. В этом случае повторного обращения в суд не требуется, так как фактически его решение выполнено не было.
В этом случае решением проблемы является письмо судебному приставу с просьбой о возвращении исполнительного производства по делу с описанием нарушений плательщика.
Если требования обоснованы, а должник не известил ФССП о смене своего гражданского состояния и новом месте работы, то исполнительный лист открывается вновь, а приставы проводят действия по поиску нарушителя всеми доступными им способами, вплоть до объявления его в розыск.
Кроме того, приставы обяжут задолжника погасить всю накопившуюся сумму и потребуют с него штраф в размере затрат ФССП на его поиск и дополнительные исполнительные действия.
Заключение
С появлением в процессуальном производстве Российской Федерации службы, отвечающей за исполнение судебных вердиктов был сделан большой шаг на пути к правовому обществу. До этого момента добиться выполнения решения было непросто, а путаница с полномочиями органов власти, осуществлявших взыскание, давало возможность для злоупотреблений.
При современной организации службы судебных приставов юридические процедуры стали прозрачны, а их контроль теперь доступен и рядовым гражданам. Благодаря развитию концепции электронного правительства процесс судопроизводства начал автоматизироваться.
Рутинные задачи, делавшие исполнительное производство неудобным и громоздким исключены либо упрощены.
Это дает надежду на еще большее сокращение времени рассмотрения в будущем и реализации арбитража без которого невозможно стабильное и максимально легитимное экономическое развитие государства.
Благодаря интернет уменьшается время получения государственной услуги, что не дает возможности недобросовестным чиновникам в злоупотреблении.
Развитие сайта fssprus.ru дало возможность подать жалобу, ознакомиться с постановлением и законодательной базой, оценить работу ФССП.
Источник: https://propristavov.ru/poryadok-okonchaniya-ispolnitelnogo-proizvodstva/
Окончание исполнительного производства
Окончание исполнительного производства может быть в двух формах: окончание или прекращение. Две названные формы отличаются по правовым последствиям.
Прекращенное исполнительное производство не может быть возобновлено в отличие от оконченного производства — это основное отличие двух форм окончания исполнительного производства.
Разнятся не только правовые последствия окончания и прекращения исполнительного производства, но и основания.
Окончание исполнительного производства. Закон устанавливает исчерпывающий перечень оснований для окончания исполнительного производства.
Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях, указанных в ст. 47 Закона Об исполнительном производстве.
- 1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Это идеальный вариант исполнения требований исполнительного документа, однако, к сожалению, он не всегда имеет место;
- 2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;
- 3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Закона об исполнительном производстве и проч.
Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.
При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.
Прекращение исполнительного производства может быть осуществлено как судом, так и судебным приставом-исполнителем по предусмотренным в законе основаниям.
Суд прекращает исполнительное производство в случаях, предусмотренных ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве»:
- 1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
- 2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
- 3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
- 4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Судебный пристав-исполнитель прекращает исполнительное производство в случаях, указанных в ч 2 ст. 43 того же закона.
Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России. Неисполнение постановления суда влечет ответственность, предусмотренную ч. 1, 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
Данные положения воспроизведены в ГПК РФ (ч. 2, 3 ст. 13), АПК РФ (ч. 1, 2 ст. 16) и УПК РФ (ст. 392).
Нормы об ответственности за правонарушения, допущенные в сфере исполнительного производства, сосредоточены в гл. 15 «Исполнительский сбор.
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве» Закона об исполнительном производстве.
В зависимости от правовой природы ответственность в исполнительном производстве подразделяется на три вида.
1. Административная ответственность.
Такая ответственность предусмотрена за нарушение установленного порядка исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также деятельности судебного пристава-исполнителя по их исполнению.
К административным (в широком смысле) санкциям в исполнительном производстве относятся:
исполнительский сбор (ст. 112 Закона об исполнительном производстве);
штраф за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (ст. 17.15 КоАП РФ);
штраф за иное нарушение законодательства об исполнительном производстве должником, банком, иной кредитной организацией, а также иными лицами (ст. 17.14 КоАП РФ)2;
2. Уголовная ответственность. Такая ответственность наступает за правонарушение, прямо предусмотренное Особенной частью УК РФ.
Уголовная ответственность предусмотрена за следующие преступления в исполнительном производстве:
злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ);
злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ);
разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ);
неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).
3. Гражданско-правовая ответственность. Такая ответственность наступает за правонарушения, имеющие место в сфере имущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством Российской Федерации.
Данная ответственность одновременно выступает формой защиты прав потерпевшего (взыскателя, должника, иного лица).
К гражданско-правовой ответственности в исполнительном производстве относятся:
выплата исполнительским агентом взыскателю (по его иску) подлежавшей удержанию с должника денежной суммы, не удержанной агентом (ст. 118 Закона об исполнительном производстве, ст. 1064 ГК РФ)1;
возмещение руководителем (иным работником) организации-должника этой организации (по ее иску) ущерба, причиненного выплатой работнику-взыскателю денежных сумм в связи с неисполнением содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе такого работника (ст. 120 Закона об исполнительном производстве, ст. 396 ТК РФ)2;
возмещение государством (Российской Федерацией) гражданам и организациям вреда, причиненного судебным приставом-исполнителем (п. 3 ст. 19 Закона о судебных приставах, ст. 1064 ГК РФ)3;
взыскание ущерба, причиненного руководителем, иным работником организации-должника последней неисполнением содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе (ст. 120 Закона об исполнительном производстве).
Page 3
Состав участников исполнительного производства определяется Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Всех участников можно разделить на несколько групп: исполнительные органы, стороны, другие участники.
Исполнительные органы в зависимости от их компетенции делятся на две группы:
- 1) органы принудительного исполнения — служба судебных приставов в лице судебных приставов-исполнителей;
- 2) другие органы, исполняющие судебные акты, — в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями, а также другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами.
Сторонами исполнительного производства выступают взыскатель и должник.
Взыскателем являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ, а должником — гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.
В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников.
Каждый из них по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников.
К другим участникам исполнительного производства относятся: представители сторон, переводчики, понятые, специалисты.
Их процессуальное положение, а также права и обязанности также установлены Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Исполнительное право — самостоятельная отрасль права, занимающая особое место в системе основных отраслей права, а не комплексная, поскольку обладает специфически предметом, методом правового регулирования, специфическими принципами, в силу чего, нет оснований отнесения ее к комплексным отраслям.
Исполнительное право следует целиком относить к предмету ведения Российской Федерации, исходя из того, что изначально нормы, составляющие гражданское исполнительное право, являлись составной частью гражданско-процессуального права и, безусловно, относились к предметам ведения федерации. Принятие ФЗ «Об исполнительном производстве» внесло изменения в систему федерального законодательства, но никоим образом не могло изменить распределение полномочий между федеральным законодателем и законодателями субъектов федерации. Кроме того, исходя из смысла ст. ст. 71-72 Конституции РФ, регулирование прав и свобод граждан относится к исключительной прерогативе федерального законодателя, и очевидно, что, формализуя процесс исполнения судебных решений, законодатель, так или иначе, осуществляет регулирование прав и свобод граждан. Соответственно, гражданское исполнительное законодательство не может быть отнесено к какой-либо другой сфере компетенции помимо федеральной.
Для отнесения кого-либо к участникам исполнительного производства необходим критерий участия в действиях, составляющих исполнительное производство. Если при этом сама деятельность, права и обязанности участника регулируются нормами исполнительного права.
Суд и прокурор не являются участниками исполнительного производства, поскольку они не осуществляют исполнительную деятельность, их права и обязанности регулируются нормами ГПК РФ. АПК РФ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Деятельность суда и деятельность прокурора в предмет регулирования исполнительного права не входит.
Не являются участниками исполнительного производства субъекты, заключившие со службой судебных приставов гражданско-правовой договор (специализированные организации, осуществляющие реализацию имущества), поскольку их действия также не входят в предмет регулирования исполнительного права.
Органом принудительного исполнения следует считать службу судебных приставов.
Свои действия судебный пристав-исполнитель совершает от имени соответствующей службы, являясь должностным лицом органа принудительного исполнения.
Иные органы и организации (банки, кредитные организации), исполняющие требования судебных актов и актов других юрисдикционных органов, как и органы принудительного исполнения, наделяются определенными властными полномочиями по исполнению определенных исполнительных документов, и не относятся к лицам, содействующим исполнительному производству.
Предлагаю усилить ответственность должника путем внесения изменений в ст.
315 УК РФ, установив уголовную ответственность за злостное неисполнение исполнительного документа не только в отношении представителя власти, государственного служащего, служащего органа местного самоуправления, других органов и организаций, но и в отношении граждан, не являющихся должностными лицами. При этом привлечение к уголовной ответственности должно быть возможным только при условии злостности действия или бездействия должника, что исключит несправедливое применение строгого наказания;
Предлагаю усилить ответственность Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований, в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления по своим обязательствам, изменив нормы Бюджетного кодекса РФ об иммунитете бюджета, путем исключения распространения иммунитета бюджетов на взыскание денежных средств, подлежащих взысканию на основании решения суда. При этом суд при вынесении решения должен определять порядок исполнения решения, а не сам должник решать вопрос о списании собственных денежных средств.
Page 4
Перейти к загрузке файла |
|
Источник: https://studwood.ru/806567/pravo/okonchanie_ispolnitelnogo_proizvodstva
Какой срок давности исполнительного производства судебных приставов?
Исполнительное производство регламентируется статьями ФЗ РФ.
В нем предусмотрены нормы и стандарты его проведения, сроки реализации и давности, по истечению которой происходит окончание взыскательных действий.
Также основания для прекращения или возобновления. Все это определяет четкий алгоритм действий каждой участвующей в процессе взыскания стороны при различных обстоятельствах.
Подробнее о постановлении о возбуждении исполнительного производства читайте в статье:
Срок давности исполнительного производства судебных приставов
В отношении исполнительного производства срок давности составляет три года. При этом то время, пока ответчик избегал выполнения обязательств, в данный срок не входит.
Оно возобновляется после установления места, где находится он или его имущество (о том, как оформить иск об обращении взыскания на имущество должника читайте здесь:).
То есть, как такового срока давности окончания исполнительного производства нет. Существует срок вручения исполнительного листа.
По факту его получения отвечающей стороной, исчисление оканчивается.
Время совершения исполнительных действий по общему правилу допускается в течение трех лет с даты принятия судом соответствующего решения. Контроль над этим вопросом возложен на судебных приставов, являющихся исполнителями.
Место и время совершения исполнительных действий
Меры по принудительному выполнению решения суда, место, а также допустимое время их проведения регламентируются 35-ой статьей Федерального Законодательства.
Согласно ей применение взыскательных мер производится судебными приставами в будние дни, в период с 6 утра до 10 вечера. Исключения составляют критичные ситуации.
Таковыми могут быть те, которые угрожают целостности жизни или здоровья людей, связанные с необходимостью принудительного выдворения из страны гражданина, или лица, не имеющего гражданства.
А также если взыскиваемое имущество подлежит быстрой порче.
Само судебное решение может быть признано немедленным к исполнению. Тогда время действий по нему может выходить за рамки предусмотренного законодательством.
Исключения составляют случаи взыскания по алиментам.
При этом, для проведения действий по взысканию, за пределами установленных временных периодов, судебный пристав обязан иметь письменное разрешение на это со стороны уполномоченного лица – старшего пристава. Согласно все той же статье ФЗ РФ, взыскивающая и отвечающая стороны, имеют право предлагать судебному приставу аналогичное время, которое является удобным для совершения исполнительных действий.
Места исполнения судебного решения регламентированы тридцать третьей статьей Федерального Законодательства РФ. Ею регламентированы следующие положения.
- Если отвечающая по решению суда сторона выступает как физическое лицо, то совершение исполнительных мер происходит по месту его прописки, пребывания или нахождения взыскиваемых ценностей.
- Когда юридическое лицо является должником, местом проведения исполнительных действий становится юридический адрес самой организации, а также ее филиалов, или место расположения взыскиваемых материальных ценностей, принадлежащих ей.
Прекращение исполнительного производства ст 46 ч 1 п 4 — причина окончания
Сорок шестая статья Федерального Законодательства регламентирует порядок принимаемых мер в случае возвращения исполнительного листа взыскателю по принятому судебному решению.
Также в ней оговорены случаи, при которых может быть прекращено взыскание до окончания срока давности или выполнения обязательств.
К ним относится и тот случай, когда должник не имеет материальных ценностей, на которые могло бы быть обращено взыскание. Об этом говорится в части первой, четвертом пункте вышеуказанной статьи.
Данную норму зачастую используют многие ответчики, переписывая свои вещи на родственников и друзей, или скрывая факт его наличия от судебных приставов до окончания давности.
Приостановление взыскательных действий также возможно по ходатайству взыскивающей стороны или при условии, что не стала оставлять себе материальные ценности должника.
Окончание исполнительного производства в связи с исполнением
Прекращение мер по взысканию долговых обязательств может быть связано с его фактическим исполнением, предусмотренным административным правонарушением. Об этом сказано в ст. 47 ФЗ РФ. Также она предусматривает следующие случаи, при которых производство прекращается и считается завершенным.
1. Истечение срока давности исполнительного листа.2. Солидарное погашение задолженности одним, а также несколькими лицами.
3. Банкротство отвечающей стороны или ликвидация юридического лица, если речь идет о предприятии.
В данных ситуациях судебный пристав составляет акт об исполнении принудительного взыскания и отмечает, в соответствии с какой частью 47 статьи производство считается выполненным. После чего копия этого документа направляется взыскивающей и отвечающей стороне, в органы производящие розыск должника и его имущества, если таковые имеются.
Заявление об окончании исполнительного производства образец 2025
Взыскивающая сторона вправе подать заявление судебному приставу об окончании взыскательного производства до истечения его давности. В нем указывается следующая информация:
- судебный пристав, на чье имя заявление пишется;
- фамилия, имя и отчество взыскателя, подающего заявление (читайте: Как найти судебное производство по фамилии);
- фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого необходимо прекратить производство;
- номер и дата принятия решения о взыскании, кем оно было принято;
- основание для окончания производства;
- просьба его остановить;
- инициалы заявителя, дата и подпись.
Основаниями для подачи такого рода заявления могут послужить ситуации, предусмотренные Федеральным Законодательством в статьях 47 и 46.
Скачать образец об окончании исполнительного производства можно здесь:
Возобновление исполнительного производства после его окончания — основания
Если наступило окончание взыскательных действий за истечением давности, это не означает, что истец не может его возобновить. Четких сроков, в которые это может быть сделано, законодательством не указано.
Основание для возбуждения производства по взысканию задолженности может стать приобретенное имущество должника, которое пригодно для взыскания в качестве уплаты долга.
Для того, чтобы восстановить этот процесс, требуется написать соответствующее заявление в Управление Федеральной службы судебных приставов. Оно должно быть рассмотрено в течение десяти дней.
Если этого по каким-то причинам пристав не возобновил своих действий, то можно подать жалобу на невыполнение в вышестоящие органы. Само заявление стоит перенаправить в суд.
По факту возобновления процесса срок давности исчисляется заново. Контроль за ним остается за приставом.
Обжалование постановления об окончании исполнительного производства образец 2025
Гражданин может обжаловать решение об окончании исполнительных действий до окончания их давности. Для этого законодательством отведен срок в 10 дней.
Обжалование может быть совершено при помощи обращения к старшему приставу, в прокуратуру или суд. Также возможна подача соответствующего заявления в региональную службу судебных приставов.
Это гарантирует взятие решения по данному вопросу на контроль. Взыскатель же в сжатый срок получит письменное уведомление о принятых мерах для взыскания приставом-исполнителем долга.
В зависимости от инстанции, в которую направлено заявление, срок его рассмотрения может различаться. Так для УФССП и суда он составит 10 дней, для прокуратуры – 30.
Наиболее эффективным способом является единовременная подача жалобы во все указанные службы. На законодательном уровне это не запрещено.
Обжалование должно содержать в себе следующую информацию:
- детальное и структурированное описание произошедшего;
- перечень действий, совершенных приставом-исполнителем;
- указание правонарушений, которые были совершены;
- список требований заявителя на основании вышеизложенного.
Таким образом, существует множество различных вариантов, помимо окончания производственной давности, для прекращения взыскательных мер.
Однако даже, если дело было закрыто, то оно может быть возобновлено соответствующими должностными лицами при наличии материальных ценностей, пригодных в качестве уплаты, у должника.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (4 4,00 из 5)
Загрузка…
Источник: https://classomsk.com/vzyskanie-zadolzhennosti/kakoj-srok-davnosti-ispolnitelnogo-proizvodstva-sudebnyx-pristavov.html