Дискуссии о том, что можно сделать со старейшей в Москве Бутырской тюрьмой, не утихают последние несколько лет. Она объективно нуждается в ремонте, а потому многие эксперты предлагают закрыть ее и построить вместо нее современный изолятор. Есть и предложения отдать ее под арт-кластер. Какова история Бутырки и что может возникнуть на ее месте в будущем?
Не так давно заместитель главы ФСИН РФ Валерий Максименко сделал заявление, которое заинтересовало всех: правоохранителей, правозащитников, заключенных, их адвокатов, историков, да и просто горожан. Старейшую в Москве Бутырскую тюрьму закрывают, а вместо нее построят современный следственный изолятор в Новой Москве.
Тюрьма «Бутырка»
Однако вскоре после этого начальник Бутырского СИЗО Сергей Телятников в беседе с российскими журналистами отметил, что «сейчас идет только обсуждение того, каким будет выглядеть новый изолятор, а Бутырка в ближайшие несколько лет будет на месте».
Таким образом было официально подтверждено, что старая тюрьма без особых изменений доживет до своего 260-летия.
Началась история изолятора в 1771 году, когда Екатерина II распорядилась построить в Москве новую крупную тюрьму. Ее проект поручили выдающемуся архитектору Матвею Казакову, создателю здания МГУ на Моховой и Сенатского дворца Московского Кремля.
Мастер сделал Бутырку по канонам классического замка — с четырьмя башнями, при этом ее конфигурация с тех пор не претерпела капитальных изменений. Официальной датой открытия тюрьмы принято считать 1775 год. Тогда же там появился первый известный узник: именно в Бутырке ждал казни предводитель восставших казаков Емельян Пугачев.
Башня, где его содержали, и поныне носит имя казачьего атамана. А Казаков после этого спроектировал внутри тюрьмы храм. В XX веке он будет разобран большевиками.
|
|
Через сто лет после своего создания Бутырка стала не только местом отбытия наказания, но и пересыльной тюрьмой. Там ждали отправки на каторгу осужденные на долгие сроки наказания. Тогда же на территории изолятора произошло формирование одного из первых преступных сообществ.
Его участники наладили производство прямо на территории тюрьмы фальшивых денег, которые сбывали уже на воле. Преступники законно приобретали в банках билеты малых номиналов, вытравливали цифры и вписывали поверх них новые, большие суммы. Оборудование для подделки денег хранилось тайком в одной из камер.
Связь с внешним миром злоумышленникам обеспечивал адвокат одного из сидельцев Лазарев.
По воспоминаниям известного адвоката Федора Плевако, преступная группа была интернациональной: в нее входили русские, немцы, евреи, армяне и поляки. Как сказано в обвинительном акте 1877 года, раскрыть деятельность преступного сообщества помог один из его членов по фамилии Матусевич, который был тайным агентом полиции.
1902
Во второй половине XIX века Бутырку неоднократно посещал Лев Толстой. «Он неоднократно бывал в этом изоляторе, когда работал над своим романом “Воскресение”. В частности, он общался с осужденным народовольцем Егором Лазаревым, ставшим прототипом революционера Набатова.
Также Лев Николаевич много беседовал с одним из надзирателей тюрьмы Михаилом Виноградовым.
Последний оставил письменные воспоминания о своих встречах с писателем на территории тюрьмы, из которых мы можем сделать вывод, что Толстой подробно интересовался бытом арестантов и даже проследовал с ними пешком от здания Бутырки до Николаевского вокзала», — рассказывает библиотекарь музея Толстого в Москве Валентина Бастрыкина.
С началом XX века Бутырская тюрьма и ее сотрудники оказались в эпицентре революционных событий. В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 года рабочие Миусского трамвайного парка (где ныне работает крупнейший в Москве фудкорт) решили захватить тюрьму и освободить политзаключенных. Они предприняли несколько атак, но всякий раз охрана отбивала штурм.
«Сегодня была стрельба около Миусского парка, на Лесной улице и на Бронной, где устроены баррикады… Революционеры, ворвавшись в квартиру начальника сыскной полиции Войлочникова, вытащили его во двор и, несмотря на мольбы детей, расстреляли.
В Миусском парке пальбой сильно попорчено техническое училище. Арестовано до ста революционеров» — так описаны события в номере газеты «Новое время» от 15 декабря 1905 года.
По злой иронии судьбы один из организаторов восстания Николай Шмит также был заключен в Бутырскую тюрьму и был там убит при невыясненных обстоятельствах.
В 1910–1917 годах Бутырка пополняется новыми политзаключенными. Это анархист Нестор Махно, убийца князя Сергея Александровича Романова Иван Каляев и поэт Владимир Маяковский. «Важнейшее для меня время. После трех лет теории и практики — бросился на беллетристику. Перечел все новейшее. Символисты — Белый, Бальмонт.
Разобрала формальная новизна. Но было чуждо… Попробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось, так же про другое — нельзя. Вышло ходульно и ревплаксиво. Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали.
А то б еще напечатал!» — так описал в своих воспоминаниях бутырский период Владимир Владимирович.
Учетная карточка Владимира Маяковского
Одиночная камера №103, в которой сидел заключенный Владимир Маяковский
При этом Маяковский оказался не единственным литератором, который занимался в стенах изолятора самообразованием.
Много читал там и репрессированный в советские годы писатель Варлам Шаламов, которого держали в Бутырке уже в 1930-е годы. В то время тюрьма оказалась в ведении ОГПУ, а затем НКВД.
Примерно тогда же в тюрьме организуют и женский блок. Его разместили отдельно от мужского, так, чтобы узники двух отделений не пересекались.
«К услугам арестантов была удивительная бутырская библиотека, единственная библиотека Москвы, а может быть, и страны, не испытавшая всевозможных изъятий, уничтожений и конфискаций, которые в сталинское время навеки разрушили книжные фонды сотен тысяч библиотек… Там можно было достать и “Интернационал” Илеса, и “Записки масона”, и Бакунина, и “Повесть непогашенной луны” Пильняка, и “Белую гвардию” Булгакова. Там было много книг научного содержания, много самоучителей, и наша камерная “книжная комиссия” выбирала порядочно книг для занятий… Занимались языками — кто хотел, просто читали», — вспоминает свое пребывание в Бутырской тюрьме Шаламов.
Фотография с учетной карточки Варлама Шаламова
Прямо перед войной через Бутырку прошел и будущий прославленный конструктор ракет Сергей Королев, запустивший Гагарина в космос. Что касается Великой Отечественной войны, то изолятор сыграл свою роль и в этом событии в истории СССР.
В 1941 году немцы разворачивают наступление на Москву, которое закончилось поражением. Под Волоколамском Московской области в окружение попадает 23-я Потсдамская дивизия вермахта. Часть ее военнослужащих оказалась в советском плену.
Среди них был и Хайнц, любимый племянник Адольфа Гитлера. Как следует из документов, дошедших до нашего времени, Хайнца отправляют в Бутырскую тюрьму, где он и погибает в феврале 1942 года.
Обстоятельства его смерти остаются до сих пор неизвестными.
В годы застоя политических узников в Бутырской тюрьме содержалось сравнительно немного. Она окончательно превращается в следственный изолятор, наказания там с этого момента практически никто уже не отбывает. Однако в начале 1970-х начинается еще одна страница истории СИЗО — кинематографическая.
Режиссер Татьяна Лиознова тогда приступила к работе над сериалом «Семнадцать мгновений весны». Серии, где изображены камеры гестапо, она решает снять именно в Бутырке. По воспоминаниям режиссера, ей не хватило статистов, исполнявших роли охранников. И для этого пришлось пригласить нескольких охранников СИЗО, которым выдали гестаповскую форму.
«Ой, “наши” приехали», — так, по словам Лиозновой, подшучивали над коллегами те тюремщики, которым сниматься в кино не пришлось.
1970
В 1990-е годы Бутырка начинает пользоваться у арестантов дурной славой. И дело не только и не столько в жестокости надзирателей. Возраст изолятора все больше дает о себе знать, а пребывание в переполненных камерах превращалось в пытку. «Никогда не забуду камеры, переполненные в разы.
Вот смотрите, она рассчитана на восемь человек, а там сидит двадцать. Спали тогда по очереди. Естественно, там стояла жуткая духота, вонь и антисанитария. Кроме того, особенности Бутырского изолятора в том, что прогулочный дворик у него расположен наверху — туда именно поднимают людей из камер.
Когда выводили арестантов на прогулку, начинался гвалт и бардак. И на моей памяти один ловкач воспользовался неразберихой, умудрился спрыгнуть вниз за внешнюю стену и сбежать. Как выяснилось, он был профессиональным акробатом. Что с ним стало потом — я не в курсе», — рассказывает сейчас Алексей, сидевший в те годы в изоляторе за мошенничество.
Довелось ему побывать и в бывшем женском блоке. «В мое время там сделали отделение для тех арестантов, кому суд назначил психолого-психиатрическую экспертизу. В их числе был и я. Окна этого блока выходили во двор жилого дома, и туда приходили родственники узников.
Можно было прокричать что-то, слышимость позволяла разобрать слова, которые тебе адресованы, чем многие и пользовались. Никакой тюремной почты не надо», — вспоминает бывший заключенный.
По его словам, еще одним из ярких воспоминаний стали расплетенные носки. «Мы расплетали их и делали веревочки, которые связывали вместе. Это были так называемые дороги.
К ним привязывали какие-либо запрещенные предметы (наркотики или телефоны) и перетаскивали из одной камеры в другую. В качестве окон для этих целей использовали дырки в отхожих местах.
Делалось все это ночью», — рассказал он.
1992
В последние годы Бутырка стала известна тем, что там ждали приговора и отправки на зону двое бывших футболистов сборной России — Павел Мамаев и Александр Кокорин. Благодаря им впервые в истории СИЗО был сыгран любительский футбольный матч.
Это произошло во время прогулки арестантов. Команды состояли из заключенных. В матче принял участие только Мамаев — Кокорин в то время лечил травму колена.
По словам администрации СИЗО, после этого узникам разрешили играть в футбол во время прогулок на регулярной основе.
В целом условия содержания в Бутырке в наши дни сами узники считают не самыми худшими. Например, там действует спортзал, который арестанты могут посещать в определенные часы за деньги.
Кроме того, у обеспеченных заключенных есть возможность заказать еду «с воли». Они оформляют специальный тюремный счет, после чего делают заказ надзирателям.
Со счета списываются деньги, и узникам приносят еду из близлежащих кафе и ресторанов.
Однако изолятор по-прежнему перенаселен, это признает даже его руководство. «Лимит нашего следственного изолятора — 1847 мест. По факту сейчас, когда мы с вами разговариваем, здесь содержатся 2292 человека», — сообщил в июле 2019 года начальник Бутырки Сергей Телятников «Российской газете». Поэтому мнение, что это СИЗО необходимо закрыть, разделяют многие знакомые с ситуацией внутри тюрьмы.
2016
Бутырка стоит на Лесной улице, где стоимость аренды офисов весьма высока. И вот там же находится огромный следственный изолятор, который в рамках выделенных бюджетов потихоньку чинят, но в котором по-прежнему есть окна, заделанные фанерой, а зимой — подушками.
«Современная тюрьма в центре города — это крайне дорогое удовольствие. Логичнее было бы перенести изолятор на окраину, скажем, в Новую Москву.
Там можно сделать современный изолятор», — поделился своим мнением с «Москвич Mag» председатель московской Общественной наблюдательной комиссии, которая следит за правами арестованных, Вадим Горшенин.
Его мнение разделяют не только правозащитники и арестанты. «Конечно, содержать людей, которые до решения суда считаются невиновными, в камерах XVIII века в веке XXI как минимум нелогично, а как максимум негуманно.
И перенос изолятора в более подходящее место напрашивается сам собой», — рассуждает историк, специалист по революционным движениям Борис Юлин. Он предлагает после закрытия Бутырки разместить в ее корпусах большой музей истории исполнения наказания в Москве.
«Причем я бы включил в его экспозицию не только период репрессий, как кто-то уже предлагал. Я считаю, что в этом музее можно сделать несколько отделений и разбить их по хронологии — эпоха царской России, революционный период, сталинские годы, эпоха застоя и новейшая история.
Такой музей будет интересно посетить не только гражданам России, но и иностранным туристам», — считает Юлин.
Источник: https://moskvichmag.ru/gorod/moskovskaya-legenda-butyrskaya-tyurma/
Побег из Бутырки: тайны и легенды старейшей тюрьмы
Какие тайны и легенды хранит старейшая тюрьма Москвы? Можно ли сбежать из Бутырки через загадочный подземный ход, который существовал во времена Екатерины II? И как сегодня живут те, кто волей судьбы оказался за этими толстыми стенами? Об этом смотрите в документальном расследовании телеканала «Москва Доверие».
История Бутырского замка
Бутырка — это режимный объект за забором с колючей проволокой, спрятавшийся в середине жилого квартала почти в центре столицы, и уникальный памятник истории – тюремный замок, построенный 2,5 столетия назад. А что за замок без тайн и легенд?
«Первым из знаменитых постояльцев-сидельцев в Бутырском замке был Емельян Пугачев. Легенда гласит, что существует подземный ход между Кремлем и Бутыркой, по которому императрица Екатерина приезжала посмотреть на бунтовщика», — утверждает начальник следственного изолятора №2 УФСИН России по городу Москве Сергей Телятников.
Сегодня мы отправимся по следу легенды туда, куда, несмотря на пословицу, рекомендующую не зарекаться, все-таки лучше не попадать.
Бутырский район – один из старейших в столице. В середине XVII века подмосковная деревня Бутыркино, что на Дмитровском тракте, была вотчиной боярина Никиты Романова – деда первого царя последней российской императорской династии.
Здание Бутырского следственного изолятора. ИТАР-ТАСС
«Вообще, название «Бутырка» означает поселение недалеко от центра. Рядом с замком раньше располагался земляной вал – линия оборонительных сооружений. В селе Бутырка был расквартирован кавалерийский полк», — объясняет начальник психологической лаборатории следственного изолятора №2 Станислав Солоненко.
Во времена правления Екатерины II деревянное здание казармы решили превратить в тюрьму. Реконструкцию доверили знаменитому архитектору Матвею Казакову.
«Это был именной указ Екатерины II от 22 февраля 1771 года о строительстве Бутырского тюремного замка. До этого времени как места заключения использовались остроги и монастыри», — рассказывает Солоненко.
Первым именитым постояльцем Бутырки в январе 1775 года стал смутьян и бунтарь Емельян Пугачев. Полгода он, прикованный цепями к стене, провел в подвале этой башни. Здесь же его и казнили. С тех пор башня называется Пугачевской. Возможно, именно под ней и скрывается подземный ход, соединяющий Кремль и тюрьму.
«Причем подземный ход был таких размеров, что императрица приезжала сюда на карете. Но до сих пор никто не знает, есть он или нет», — говорит Сергей Телятников.
В плане Бутырская тюрьма представляет собой слегка вытянутый шестиугольник с четырьмя круглыми зубчатыми башнями на углах: Пугачевской, Полицейской, Северной и Часовой, соединенных между собой высокими кирпичными стенами.
Жизнь тюремных заключенных
Василию 29 лет. Осужден по статье 161, часть 2: за грабеж. До суда просидел в Бутырском СИЗО 2 года, по суду получил 4,5. 2 из них он провел здесь же, работая в хозяйственном отряде Бутырки.
«В каждом отряде число лиц определяется законодательно. Это люди, совершившие преступления небольшой и средней тяжести, хорошо характеризующиеся. Они остаются здесь и работают на должностях: в пищеблоке, электрики, сантехники», — поясняет Телятников.
Первые полгода каждый осужденный проводит вот в такой комнате. Ее официальное название «Жилая секция обычных условий содержаний». Никаких удобств, даже электрических розеток, только самый необходимый минимум, чтобы усвоить режим.
В 6 утра – подъем, в 7 – завтрак, в 8 – построение и выход на рабочие участки. После обеда — продолжение работы, после ужина – долгожданное личное время с 7 до 9. Отбой в 22:00.
Заключенные XVIII века о таком скудном, но гарантированном комфорте и мечтать не могли.
Раздача еды в Бутырском СИЗО №2.
«В те времена даже не предполагалось обеспечение содержащихся под стражей постельным бельем, отсутствовало водоснабжение, канализация. В основном, в лучшем случае, заключенные спали на деревянных нарах, стелили солому, укрывались чем придется», — рассказывает Станислав Солоненко.
Впрочем, прогресс и соблюдение прав человека диктуют свои правила, и кардинально меняют условия тюремного быта.
«Чтобы попасть на облегченные условия содержания, надо написать заявление. Его рассмотрит администрация. Если ты хорошо работаешь, взысканий нет, то через полгода ты переходишь в другую камеру.
Это наша жилая секция. Здесь мы живем, нас тут 11 человек. Картины, которые рисовал художник, который здесь сидел. Ест уголок отдыха – книги, можно слушать музыку.
Есть клетка с кроликом», — объясняет Василий Цюра.
Свидания с родственниками осужденным с хозотряда разрешены раз в 2 месяца. А раз в год в Бутырке устраивают день открытых дверей. Родственники навещают осужденных прямо в помещении отряда, и проводят вместе с ними весь день. Заодно могут посетить экскурсию в музей, устроенную за потайной дверью в Пугачевской башне.
Побег из Бутырки
Прообраз хозяйственного отряда появился в Бутырском замке в середине XIX века, тогда здесь учредили мастерские: переплетную, столярную, сапожную, а также цех, в котором арестанты, имевшие профессию краснодеревщика, делали изящные венские стулья. А в 1879 году было завершено строительство главного тюремного корпуса.
Парадным подъездом стал вход с северо-западной стороны. К этому времени Бутырка уже имела статус Московской центральной пересыльной тюрьмы. Через ее стены в год проходило до 30000 заключенных.
«Лев Николаевич Толстой бывал в Бутырке, готовился к написанию романа «Воскресение». Для того, чтобы набраться впечатлений, узнать быт, он приходил сюда к своему знакомому, надсмотрщику, пил с ним чай. Ему даже было позволено пройти небольшой участок пути по Садовому вместе с осужденным этапом», — утверждает Станислав Солоненко.
В начале XX века в Бутырке все чаще появляются политические осужденные. Далеко не лучшие дни своей жизни здесь провели Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Нестор Махно, Феликс Дзержинский, Лев Троцкий.
Во время революции 1905 года небольшой отряд восставших рабочих пытался взять Бутырку штурмом, и освободить ее узников. Но нападение было отбито конвойной командой.
А в 1908 году работники тюрьмы стали свидетелями самого необычного освобождения из заключения: Бутырку посетил знаменитый американский фокусник Гарри Гудини.
Регистрационная карточка Московского охранного отделения, составленная на Владимира Маяковского после его ареста в 1908 году. ИТАР-ТАСС
«Он на спор был закован в наручники на руки и на ноги, помещен в специальный деревянный ящик, обитый металлом, в котором перевозили особо опасных преступников. Ящик был закрыт на замок, развернут замком к стене. Но через 28 минут Гудини освободился от цепей и вышел из этого ящика», — рассказывает Солоненко.
В дни московского восстания 1917 года тоже случилось несколько побегов: как успешных, так и провальных. А потом информацию об этом засекретили. Нашел ли кто-то из беглецов таинственный подземный ход – неизвестно.
- «Тюрьма есть тюрьма, и сбежать – себе проблем только больше делать», — считает заключенный Василий Цюра.
- Родом из тюрьмы
- «Мое первое впечатление, как будто я оказался в средневековом замке, очень необычная постройка», — рассказывает начальник отряда хозяйственного обслуживания следственного изолятора №2 Сергей Вашуркин.
В Бутырском замке Сергей уже два года. Он работает начальником хозяйственного отряда. Педагог по первому образованию, он сейчас получает второе высшее – юридическое. И отвечает за работу всего коллектива. В 28 лет Сергею приходится порой учить жизни мужчин, годящихся ему в отцы.
«Самое сложное в моей работе – узнать все о человеке, выяснить, чем он занимался. Разобраться в его составе преступления, почему он это совершил, и направить его на правильный жизненный путь», — Вашуркин.
«Очень хорошие слова были сказаны еще Петром I: «Тюрьма есть ремесло окаянное, и работать должны люди твердые, добрые и веселые» — говорит Сергей Телятников.
С недавних пор музей Бутырского замка может посетить любой желающий, в составе группы, и по заявке, поданной от юридического лица. В 2011 году экспозицию музея украсили 3 кг золота, серебра и бронзы – это медали и кубки, завоеванные Еленой Карпухиной – многократной победительницей соревнований по гимнастики мирового уровня.
«Она родилась здесь, в Бутырке, и все награды свои передала в наш музей. Для нас это большая честь», — поясняет Сергей Вашуркин.
Елена Карпухина родилась в тюремной больнице в 1951 году. Ее мать отбывала здесь срок по уголовной статье. Два первых года жизни Елена провела в Бутырском замке. А в 16 стала абсолютной чемпионкой мира по художественной гимнастике.
«Она является членом попечительского совета, участвует в различных комиссиях, на всех мероприятиях, которые проводятся в отряде. Она приходит, общается с осужденными, дарит подарки. Все ее прекрасно знают.Древние мрачные стены сыграли большую роль не только в отечественной истории, но и в кино.
Создатели знаменитых «Семнадцати мгновений весны» недолго размышляли над тем, где найти антураж для гестаповских казематов.
С временами, когда прототипы героев эпохального сериала еще шагали по бесконечным коридорам подвала гестапо, связаны последние свидетельства о тайном подземном ходе», — рассказывает Вашуркин.
Каждый заключенный тестируется, и потом специальная комиссия определяет, чем ему предстоит заниматься в ближайшие годы. Василия определили в столяры – дело, прежде ему совершенно не знакомое. Пришлось учиться у более опытных сокамерников. Навыки водителя, которым Василий зарабатывал на жизнь, в тюрьме применить трудно.
«Работал на фирме, возил бухгалтера. Отдыхал после работы, как все. Но алкоголь дал о себе знать, сошел с тропы – обворовал, и попал сюда», — вспоминает Василий Цюра.
Сегодня осужденные работают только на территории СИЗО, и получают зарплату – не превышающую минимального размера оплаты труда. В ходу не наличные, а специальные квитанции, которыми можно расплатиться в местном магазине или копить до выхода на свободу. А еще, работающим в хоз.отряде, положен отпуск.
В кого верят заключенные Бутырки
Для тех, кто лишился свободы, отдушиной и опорой становится вера. Ее символ – православный храм – построенный еще в XVIII века Матвеем Казаковым. Храм был закрыт в 1922 году и вновь открылся в 1991.
«Приходили и мусульмане, и евреи, было такое ощущение, что им лишь бы куда-нибудь выйти. Однако, мы заметили, что на прогулку из камеры в 20 человек выходят только 2-3, а вот в храм – практически все. Так что здесь нечто большее, чем просто прогуляться» — рассказывает священник храма Покрова Богородицы при следственном изоляторе №2, протоиерей Константин Кобелев.
В православном храме каждый молился своему Богу, кто как умел. Эпизодически, это приводило к конфликтам.
«Раньше, когда мусульмане не имели какого-то духовного кормления, мы идем с крестным ходом, а они кричат: «Аллах Акбар!», — вспоминает протоирей Константин.
Открытие молельной комнаты для мусульман в СИЗО №2 «Бутырка. ИТАР-ТАСС
Межконфессиональная рознь пошла на спад два года назад, когда в Бутырке открылась молельная комната для мусульман. Чтобы попасть на Богослужение, заключенный должен написать заявление и ждать своей очереди – желающих очень много. К тому же работники СИЗО должны организовать посещение храма так, чтобы в его стенах не дай Бог не встретились подельники.
«Не всем удается прийти сюда – длинная очередь. Это может быть месяц, два, полгода, год», — говорит имам духовного управления мусульман города Москвы по работе с заключенными Шамиль Русланов.
Путь к храму у каждого свой, а мотивы у всех одинаковые.
«Они чувствуют свою вину перед людьми, обществом, Всевышним. Хотят измениться», — утверждает имам Шамиль Русланов.
«Тело требует питания, душа никогда не скажет, что хочет питаться чем-то, она молчалива. Ее не пощупать, не увидеть, не взять, но для души должно быть свое питание», — считает раввин Арон Гуревич.
Рядом с молельной комнатой для мусульман, в переоборудованной тюремной камере, не так давно открыли и синагогу – первую в системе следственных изоляторов России. Несмотря на межконфессиональные противоречия, православный священник, имам и раввин сходятся в одном:
«Сам закон карает, через его исполнение не происходит того, что должно происходить с душой человека. Наказание и кара – это разные совершенно понятия, даже в русском языке», — говорит раввин Арон Гуревич.
Не так давно в Бутырском православном храме сложилась новая традиция: раз в год на праздник Пресвятой Богородицы, в честь которого и освящен храм, здесь проходит особая служба и Крестный ход. В нем участвует все население тюрьмы: и заключенные, и сотрудники.
«Раньше была непреодолимая пропасть между заключенными и сотрудниками, сейчас это как-то преодолевается. Человек понимает, что сюда может каждый попасть: от сумы да тюрьмы не зарекайся.Сегодня подследственные, осужденные, конвоиры, воспитатели, ветераны службы снова встретились здесь – в храме Бутырского замка»,
«Самое главное, когда все объединены одним Богом. Мораль одна – христианское отношение и выравнивает острые углы», — считает протоирей Константин.
«За свои поступки нужно отвечать. И думать, чтобы опять сюда не попасть. Надо жить правильно», — считает заключенный Василий Цюра.
Сегодня в Москве функционирует семь СИЗО. Большинство их – переоборудованные помещения, прежде служившие для других нужд. Бутырка же изначально задумывалась и строилась именно как тюрьма, и даже имеет статус памятника архитектуры и истории.
«Для того, чтобы провести какие-то отделочные работы, мы обязательно приглашаем людей из Москомнаследия. Согласовываем с ними все работы», — объясняет Сергей Телятников.
Провести фундаментальные археологические изыскания, которые могли бы пролить свет на тайну подземного хода, пока невозможно, так что факт его существования пока никто не доказал. Впрочем, и не опроверг.
Древние ворота Бутырской тюрьмы. ИТАР-ТАСС
«То, что подземный ход – точно. Мало того, что в 1993 году из Бутырки был совершен побег с использованием подземного хода. По некоторым данным, они вышли в районе метро Новослободская.
А сколько всего ходов, и в какие стороны они ведут, в настоящее время доподлинно неизвестно.
В 1970-х годах все подвальные помещения были завалены землей и затоплены водой», — рассказывает Станислав Солоненко.
«Чтобы проводить тут специальные поисковые, исторические работы, раскопки, нужно согласовывать, нужно обеспечить безопасность», — считает Телятников.
В общем, раскрывать свои секреты Бутырский замок не спешит, что для режимного объекта естественно. Но в СМИ проскальзывают слухи о переезде СИЗО из исторического здания в Подмосковье.
Памятником архитектуры все пристальнее интересуются инвесторы – есть основания полагать, что комплекс зданий будет приватизирован.
Возможно, именно тогда тайна секретного подземного хода будет раскрыта, как и другие загадки самой старой тюрьмы Москвы.
Источник: https://www.m24.ru/articles/SIZO/21042014/43048
Бутырская тюрьма или Бутырка: история и знаменитые заключенные
Бутырская тюрьма, больше известная, как Бутырка, входит в число архитектурных и исторических памятников Москвы и находится под охраной государства, не смотря на то, что продолжает выполнять свои основные функции – содержание под стражей заключенных.
В нашем кратком обзоре мы расскажем об истории Бутырской тюрьмы от екатерининской эпохи и вплоть до наших дней.
Так выглядела знаменитая Бутырка в первые годы своего зарождения
Бутырка и начало ее истории
История Бутырской тюрьмы (Бутырки) началась в годы царствования императрицы Екатерины II, когда в Бутырском хуторе заложили казарменные помещения для размещения гусарского полка. По-соседству с ним стоял уже в то время деревянный острог.
Для надлежащей охраны приговоренного к смерти бунтаря Емельяна Пугачева его свезли именно сюда и до казни содержали в подвальном каземате дозорной башни, которая сохранилась до настоящего времени и стоит на территории нынешней тюрьмы (знаменитая Пугачевская башня).
Годом основания Бутырки можно считать 1784-й. Именно тогда генерал-губернатор Москвы Захар Григорьевич Чернышев получил письмо императрицы, где было прописано дозволение на возведение каменного тюремного замка на месте бывшего острога. В послании имелся и предварительный план будущей Бутырской тюрьмы.
Тюремный комплекс спроектировал великий зодчий Матвей Федорович Казаков. Помимо здания для содержания заключенных, здесь имелось четыре башни: уже стоявшая «Пугачевская», именовавшаяся до 1775 года «Южной», «Полицейская», «Северная», а также «Часовая». В 1782-м в центральной части острога возвели Покровский храм, также спроектированный М.Ф. Казаковым.
Начиная с 1868 года Бутырская тюрьма стала пересыльной и через ее казематы в год проходило около 30 тысяч арестантов.
Первая реконструкция тюремного комплекса была проведена в 1879 году, когда Бутырка и получила свой нынешний вид.
В те годы при тюрьме работали различные мастерские: плотницкая, переплетная, обувная, по пошиву одежды и даже по производству венских стульев и выжиганию по дереву. Кроме этого, здесь же имелся приют для супруг, которые согласились на добровольное следование за мужьями, приговоренными к ссылке в Сибирь.
Не смотря на строгий режим в Бутырской тюрьме, здесь случались и весьма значительные казусы. Так, в 1873 году здесь накрыли группу фальшивомонетчиков.
Начиная с 1881-го Бутырка начала принимать политзаключенных, где они содержались до дальнейшего этапирования к месту присужденной ссылки. Исходя из архивных документов от марта месяца 1882-го, такой контингент размещался в камерах всех четырех местных башен и насчитывал тогда 32 человека, среди которых было и 9 женщин, сидевших в знаменитой Пугачевской башне.
Побывал в стенах Бутырской тюрьмы и Лев Николаевич Толстой, но в качестве посетителя. Навещал он политического заключенного Егора Лазарева, с которого в будущем списал образ Набатова – революционера из своего романа «Воскресение».
Возвращался знаменитый писатель сюда еще дважды: в январе 1899-го брал интервью у местного надзирателя И.М. Виноградова, интересуясь бытом заключенных, а в апреле того же года прошел путь от стен тюрьмы до Николаевского железнодорожного вокзала (сегодня – Ленинградский) вместе с этапированными арестантами, что и отобразил в вышеупомянутом романе.
Во время декабрьских событий 1905 года один из восставших народных отрядов попытался взять боем Бутырскую тюрьму, но был отброшен от ее стен силами тюремной охраны.
В 1907-м при Бутырке начало действовать следственное отделение, а спустя год – в 1908-м – и каторжное. Последнее стало впоследствии известным, как «Временный централ».
В период с 1905 по 1910 годы через местные казематы прошли такие известные личности, как Иван Каляев, Владимир Маяковский, Николай Шмит, а также члены экипажа мятежного военного корабля «Очаков».
В 1908-м году в Бутырской тюрьме давал представление великий фокусник Гарри Гудини, который на глазах сидельцев смог выбраться всего за 28 минут из транспортного «ящика», в котором арестантов этапировали из Первопрестольной в Сибирский край, что вызвало непомерное ликование этой публики. Стоит отметить, что поместили Гудини туда в кандалах, сковали цепями, да еще и уперли крышку к стене.
В период с 1911 по 1917 годы здесь сидел Нестор Махно. Его, как и остальных политических заключенных, среди которых был и будущий начальник ЧК Феликс Эдмундович Дзержинский, освободили 1 марта 1917-го – в первые дни Февральской революции.
Тюрьма в годы Советской власти
После Октября 1917-го года Бутырка работала как следственный изолятор и пересыльная тюрьма. В один из дней 1921-го здесь был смертельно ранен заключенный, бывший командующий революционной армии Филипп Кузьмич Миронов, якобы при попытке к бегству.
Упомянутый выше местный Покровский храм упразднили в 1922-м.
В годы Большого террора – с 1937-го по 1938-й – Бутырская тюрьма была забита арестантами так, что в некоторых камерах содержали по … 170 подследственных, а общее их число доходило до 20000 человек. Тысячи из них были приговорены к расстрелу.
В годы Великой Отечественной часть тюремного комплекса использовали как мастерские, где местные зэки выпускали продукцию для действующей армии.
Так выглядит Бутырская тюрьма на Новослободской, 45 сегодня
Современная история Бутырки
Сегодня Бутырская тюрьма работает как следственный московский изолятор. В комплекс входит порядка 20-ти корпусов в три этажа. Всего здесь оборудовано 434 камеры (101 из этого числа относится к общим, и имеет площадь чуть более 70 квадратных метров).
В последних, судя по количеству крючков для одежды, подразумевалось содержать до 25 арестантов. 301 камера с меньшей квадратурой рассчитана всего на 4-х сидельцев. Кроме этого в Бутырке имеется 32 каземата, которые помещают на время нарушителей режима.
Таким образом, тюремный комплекс в наши дни может вместить 3500 человек, но по факту это число редко превышает 2700 сидельцев. До последнего переоборудования общих больших камер, в них иногда содержалось порядка 60 человек, а в 1996-м это число доходило до 120. Напомним, что размер помещения был всего 6х12 метров!
- В 1992-м на тюремной территории вновь начал действовать Покровский храм.
- Начиная с 1996-го в Бутырке больше не содержат женщин, кроме как в психиатрическом отделении местной больницы.
- Говорили, что в 2008 году к властям обращались предприниматели, желавшие выкупить тюремный комплекс, но поставленные им условия, как то, строительство нового современного изолятора, отпугнула бизнесменов из-за конечной стоимости.
- В Бутырской тюрьме, начиная с 1971 года, работает музей, но посетители могут сюда попасть только в группе, заявленной каким-либо юрлицом.
Известные заключенные Бутырской тюрьмы
Недаром на Руси говорили «от сумы, да от тюрьмы не зарекайся». Подтверждением этому может служить и список знаменитых сидельцев (заключенных) Бутырки. Вот только часть его:
- Агузарова Жанна, певица и участница ансамбля «Браво»
- Арцыбашев Дмитрий, ученый и крупный инженер
- Батурин Виктор, предприниматель и брат супруги Юрия Лужкова
- Бауман Николай, революционер
- Власов Андрей, военачальник времен Отечественной войны
- Ворошилов Климент, советский военный и политический деятель
- Гинзбург Евгения, ученый-историк и журналист
- Гитлер Хайнц, племянник диктатора Адольфа Гитлера
- Дзержинский Феликс, председатель ВЧК
- Емельяненко Александр, борец и боец смешанного стиля единоборства
- Каляев Иван, революционер
- Мавроди Сергей, предприниматель и создатель МММ
- Махно Нестор, революционер и анархист
- Маяковский Владимир, революционный поэт
- Пугачев Емельян, бунтарь и руководитель восстания крестьян
- Троцкий Лев, советский партийный деятель
- Мандельштам Осип, поэт
И это, увы, не полный список знаменитых заключенных …
Источник: https://ProgulkiPoMoskve.ru/butyrskaya_tyurma_ili_butyrka_istoriya_i_znamenitye_zaklyuchennye
«Бутырка»: правила жизни в СИЗО
В начале ноября вышел на свободу последний осужденный по делу инициативной группы, готовившей проведение в России референдума «За ответственную власть» – авиаинженер, подполковник ВВС Кирилл Барабаш.
Ранее, в августе, были освобождены его подельники: журналист РБК Александр Соколов и инженер Валерий Парфенов.
А писатель и публицист Юрий Мухин, автор крамольной идеи о том, чтобы позволить народу России оценивать качество работы российских депутатов и президента, отделался условным сроком.
Казалось бы, что плохого в том, что люди, действуя в строгом соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации», собирались дать народу России возможность наказывать и награждать своих избранников, в зависимости от качества их работы по управлению страной?
Однако следственный комитет, Центр по противодействию экстремизму при МВД, прокуратура России и судья Тверского районного суда города Москва А. Криворучко в один голос, как «под копирку», утверждают: эти действия подпадают под статью 282-2 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации».
Правда, ни во время следствия, ни в суде обвиняемым так и не пояснили, какое же противоправное деяние им вменяется в вину. Но это не помешало судье – чье имя, кстати, значится в списке Магнитского – обвинить их в распространении экстремистских материалов и в участии в экстремистской организации «Армия воли народа». Доводы защиты услышаны не были.
Более двух лет каждый из них провел в московских следственных изоляторах – «Матросской тишине» и СИЗО №2, в просторечии — «Бутырке». Потом Барабаша, Соколова и Парфенова отправили в лагеря.
Согласно новому закону, приравнивающему день содержания под стражей к полутора дням, проведенным в колонии общего режима, осужденные смогли выйти на волю раньше срока.
Соколов провел в лагере пять месяцев, Парфенов — два, а Барабаш — семь месяцев, отсидев перед этим почти три года в «Бутырке».
– Я думаю, что тюрьма – это зеркальное отражение того, как человек ведет себя в обычной жизни, – поделился с «Деталями» Валерий Парфенов. – Если он с остальными предупредителен и спокоен, то и в тюрьме к нему так же будут относиться. А если жил, как животное, то и в ответ получит соответствующее отношение.
Вообще же в тюрьме публика самая разная, а в условиях повышенной скученности сдерживать себя и проявлять человечность – приветствуется.
Многие из тех, с кем я сталкивался в следственном изоляторе, вообще не очень хорошо знают русский язык, он для них не родной. Не говоря о том, чтобы читать на нем или писать. Таким особенно тяжело.
Однако, эти люди стараются говорить по-русски, чтобы сокамерники их понимали.
Страница сайта «За ответственную власть»
В Москве, если сравнить столицу с Россией – а у меня такой опыт был, меня сослали в лагерь дальше остальных, в Пермский край – на пересыльных пунктах много русских среди осужденных. А еще коми-пермяков.
Меня это удивило, потому что, сидя в «Бутырке», я привык к тому, что шестьдесят-восемьдесят процентов заключенных – выходцы из Средней Азии либо с Северного Кавказа, реже из Закавказья.
И преимущественно – мусульмане.
– И что из этого следует?
– Что в Москве правоохранители охотятся, как за легкой добычей, за плохо образованными и хуже социализированными людьми. А это — приезжие, и чаще всего мусульмане.
Причин тому несколько: неспособность этих людей постоять за себя, непонимание порой, чего от них вообще хотят. Они часто подписывают процессуальные документы, не читая.
И получается, что те, кто, может быть, только-только оступился, не совершил ничего особо серьезного, подпадает под каток правоохранительной системы. А у этой системы есть план, его надо выполнять, вот представители этой системы и хватают всех, кто попадется под руку.
Поверьте, что, проведя в тюрьме без малого три года, я редко встречал настоящих бандитов и злодеев.
Есть, кстати, статистика, представленная комиссией при Общественной палате Российской Федерации – данные по Бутырскому централу, СИЗО №2 города Москвы. В Бутырке 1850 мест, а фактически там содержатся 2450 человек. Из них 1806 проходят по статьям за тяжкие и особо тяжкие преступления.
– А кто остальные шестьсот? И почему они там находятся?
– Это те, кто не имеет постоянной регистрации в столице. Они могут работать, могут жить на съемном жилье, у друзей, могут быть социализированы и интегрированы в общество – но у них нет московской постоянной регистрации! И суд, по ходатайству следствия, помещает эти шестьсот человек в СИЗО, мотивируя тем, что иначе они могут скрыться.
«Бутырка», если сравнивать, далеко не самое худшее место для арестантов. Любая российская тюрьма – это филиал ада на земле, но «Бутырка» в какой-то мере может считаться образцово-показательным тюремным учреждением.
Тут, к примеру, есть молельная комната для мусульман, и для евреев оборудована специальная комната, куда может приходить раввин, на двери там висит табличка с магендавидом и надпись «синагога». Есть и православная церковь, на верхнем этаже больничного корпуса, наверху купол и колоколенка.
Каждый день приходит служка из ближайшей церкви, практически ежедневно звучит колокольный звон, концерты бывают.
Приезжал в апреле даже патриарх Кирилл на пасху.
По этому поводу, как говорят арестанты, был шикарный «подгон»: пряники, зефир, «сникерс» местного производства, крашеные яйца, два кулича каждому арестанту, а желающим – еще и книги.
Но подавляющее большинство арестантов ни в молельную комнату, ни в церковь практически никогда не ходят. Их туда не выводят, несмотря на устные и письменные заявления.
– Кто же тогда их посещает?
– В основном, сотрудники хозяйственного отряда, обслуживающего «Бутырку». Вот с синагогой другое дело, там все лучше организовано. Если человек, считающий себя евреем, захочет побывать в синагоге, то его, как и остальных, туда не выведут.
Но, если родственники этого арестанта сообщат в какую-то из московских синагог, что он содержится в СИЗО, то в дни посещений тюремной синагоги раввином заключенного могут туда вывести. Правда, раввин приходит нечасто, по большим праздникам.
В марте этого года, я уже не помню, что был за праздник, молодой буддист принес нам сумку сладостей. Он отправился в тюремную синагогу вместо арестанта Юрия Цукермана, которого пришли навестить гости из еврейской религиозной общины.
Вообще, следует признать, что у этой общины связь с заключенными куда более тесная. Они и с праздниками своих арестантов постоянно поздравляют.
Такая, знаете ли, «материально-продуктовая забота», а она никогда для заключенных не бывает лишней.
– Что Вы можете сказать о ФСИНе, который, собственно, и несет ответственность за жизнь заключенных?
– В отличие от карательной системы – судов, следствия, МВД, прокуратуры, к людям, работающим в этой службе, у меня нет претензий. Надо просто понимать, откуда ноги растут.
– Ну и откуда? Кто, скажем, в Москве работает в этой структуре?
– Это люди, которые в большинстве своем, приезжают на работу вахтовым методом в Москву – на семь, десять или двенадцать суток. Поработают и уезжают.
Это сплошь и рядом те, кто не смог по каким-то причинам устроиться у себя: отставники министерств внутренних дел или обороны. По сути, слабо защищенная часть общества. Недаром говорят: если у арестанта есть срок, то у сотрудников ФСИНа это пожизненно.
Такие же бедолаги, как и заключенные. Разве что оперсостав выделяется на фоне остальных сотрудников, открывающих и закрывающих замки в СИЗО.
– Вы не держите на них зла?
– Нет. Я для себя уяснил: если вы себя ведете с ними по-человечески, то и они с вами поведут себя точно так же. Если, конечно, нет заказа от начальства или извне.
А такие заказы поступают. Но, поскольку речь идет о людях недалеких, которые могут не догадаться, что за излишнюю ретивость можно понести наказание, то они могут начать вас прессовать, применять какие-нибудь спецсредства, психологическое воздействие.
Сотрудников ФСИНа периодически все-таки наказывают, у них там есть своя собственная, внутренняя служба безопасности, которой тоже порой надо показывать «раскрытие». И, если где-то арестант даст слабину, то не составит никакого труда «упаковать» и самого сотрудника службы исполнения.
Источник: https://detaly.co.il/butyrka-pravila-zhizni-v-sizo/
Мой путь к Богу
Советы заключенного интересующимся тюремной жизнью
— Какие советы вы бы дали человеку, который впервые оказался в тюрьме? Как завоевать уважение в тюрьме?
— Первый совет — не попадать туда. А если уж попал, то оставаться собой. Это, наверное, самое главное. Не пытаться что-то придумать. Нужно воспринимать тюрьму как некое испытание, которое можно либо пройти, либо не пройти.
Не в кротах и воронах дело,
Но пшеницы нет и не будет.
Прорезает больное тело
Скальпель серых бутырских буден.
И не кровью – багровым шумом
Вытекает из вены шёпот:
Ты не умер ещё, не умер,
Ты прими этот новый опыт.
— Есть люди, которые не выдерживают? Что с ними происходит?
— Да, есть. В зависимости от психологического состояния человека. Некоторые не могут выносить замкнутые пространства, общение с одними и теми же людьми — есть некий внутренний дискомфорт. Некоторые начинают паниковать из-за того, что они не понимают, что происходит.
Другие привыкают со временем к этой жизни, понимая, что в тюрьме меньше проблем, чем на воле. Им проще выйти — и потом сюда же вернуться.
— Кому тяжелее всего приходится в тюрьме?
— Тяжелее всего приходится насильникам и людям нетрадиционной ориентации. Еще тяжело тем, кто привык прятаться за чужие спины. Все время в одном и том же пространстве прятаться не за кого. Плохие качества человека быстро выявляются и человек попадает в определенный внутренний «помол».
— Вы говорите о категории «опущенных»?
— Есть опущенные по своему сознанию, но есть опущенные из принципа. Бывает, что это заказ — опустить человека. Наверное, неслучайно появилось понятие «пресс-хата».
— Вы сказали, что сразу становится понятно, какой человек по характеру. Как это происходит?
— Простое банальное общение. Поживите месяц в одном помещении — и вы будете друг о друге очень много знать.
— Я спрашиваю потому, что читала про разные загадки, церемонии. Например, когда в камеру сажают нового человека, уже сидящие в ней могут проверять новенького какими-то способами.
— Первый разговор в хате со смотрящим.
Он спрашивает: «Что за беда?». Это значит — по какой статье «заехал», попал в тюрьму. После разговора смотрящий определяет обязанности по камере: «дорога», «тормоза», а могут и на «нужник», «на очко» поставить.
В камере есть определенная градация внутренних обязанностей.
— Обязанности по уборке камеры?
— Больше, — по жизни в камере. Камера («хата») 24 часа в сутки живет своей уникальной жизнью. Хочешь-не хочешь, но люди обязаны так жить и выполнять определенные задачи.
— Вам встречались заключенные, которые отказывались встраиваться во внутреннюю иерархию?
— Бывают заключенные, которые в силу разных причин не уживаются в коллективе и начинают нарушать «уклад» хаты, перечат смотрящему, конфликтуют со всеми подряд.
Во время утренней ежедневной проверки, когда всех из камеры выводят на «продол», таких людей с хаты «сламывают»: заставляют собрать свои вещи и рулет (или рубероид) – скрученный матрас, внутри которого казенные спальные принадлежности, шленка (тарелка), кружка, весло (ложка), мойка (бритва), зубная паста, полотенце, туалетная бумага. Так он выходит на проверку. Если отказывается, заключенные в хату не заходят до тех пор, пока не будет принято решение с проверяющими о переводе в другую камеру. Как правило, через час или два его переводят.
Сиделец с хаты может сломиться и сам: утром выходит с вещами и отказывается зайти обратно. В этот же день «централ», то есть смотрящие всех хат, знает о том, что отношение к нему должно быть как к «ломовому», выгнанному из хаты.
— Что ему сделать, чтобы исправиться?
— Если он уже в эту ситуацию попал, то ничего не сделать. Он обречен на определенную негативную репутацию внутри тюрьмы.
— А если он, допустим, осужден на пожизненное?
— Пыжики? (пж=пожизненное). У них совсем другой уклад, я не могу тут говорить. Здесь еще различаются две вещи: первоходки, кто первый раз попадает и кто повторно. Их стараются раздельно селить по камерам. Еще разделяют по статьям УК.
— Вы когда-нибудь сталкивались с медийными персонажами — заключенными, дела которых громко обсуждались в прессе? К ним есть особое отношение?
— Сталкивался. Особого отношения нет, посмеются, что по телевизору показывают, и все.
Тут еще один момент. Большинство медийных людей, назовем их «красный сектор», — это политики, известные убийцы. Для них существует красный продол, куда сажают только их. В тюрьме идет внутреннее распределение кого, куда и с кем посадить.
— Может быть, вы сталкивались с авторитетами криминального мира?
— Нет, у них свой воровской «продол».
— И они не общаются с другими заключенными?
— Тюрьма между собой всегда общается. Это отдельная система взаимосвязей, поэтому, например, когда человек ушел из камеры, его «ломанули», идет информация по всем камерам, куда бы он ни сел. Все знают, что он «сломанный».
— Как камеры общаются между собой?
— Это целая история. Тюрьма живет ночью. Бутырка будто обрастает паутиной, по «дорогам» (свитым из нитей веревкам) передаются сообщения, братские подгоны (курево, чай, сахар).
Но чтобы это заработало, решетки нужно распилить, оконные стекла аккуратно вынести. Для налаживания связи существуют разнообразные хитрые приспособления: «удочки», «ружья», «парашюты». Еще есть канаты, которые скручиваются из простыней, из одной простыни выходит канат метров в 30.
За дорогой с 8 вечера до 6 утра следят один-два человека из камеры.
— А утром?
— Утром все прячется, так как все эти вещи дефицитные. В камере же негде взять нож, например. Все делают из специальных подручных средств.
— Есть ли способы видеться с женами?
— Существует внутренний регламент тюрьмы, по которому допускается свидание. В закрытке можно общаться так: решетка-стекло-коридорчик-решётка-стекло. По телефону в течение часа-полутора, раз в месяц.
После приговора (для осужденных из хозобслуги) — в зависимости от того, как себя ведёшь. Если хорошо — раз в два месяца трехдневное свидание в в закрытой тюремной гостинице, если не очень — раз в три месяца. Если совсем плохо, остаешься без свиданий.
Ещё в Бутырке для хозяйственного отряда существуют дни открытых дверей, осенью и весной. Пускают по спискам, делают концерт, например, группы «Божья коровка». Сами заключенные могут готовить номера, но я в этом не участвовал никогда.
— Какие есть способы доставать вещи с воли?
— Об этом лучше не говорить. Есть механизмы, схемы, как это все делается. И всегда есть способ получить необходимое…
— Если бы у вас была возможность отбыть срок в тюрьме другого государства, какую страну вы бы выбрали?
— Не хочу даже об этом задумываться. Ну начнём с того, как ты воспринимаешь, что туда вообще попал. Случайность, или фарта не хватило, или как испытание (так для меня). В последнем случае лучше российской тюрьмы для нас ничего не может быть.
— Может быть, вы слышали о норвежских тюрьмах? С тренажёрными залами и другими удобствами.
— Здесь тоже есть тренажёрный зал. Конечно, нет интернета, нельзя выйти до дома дойти и вернуться, как в Норвегии.
— Какие достоинства есть у российской тюремной системы?
— Ни одна американская тюрьма не может похвастаться тем историческим наследием, которое есть у Бутырской тюрьмы. От Емельяна Пугачева до 228 новомучеников российских. Туполев, Махно и много других интересных людей. Ты находишься не где-то, а в «Бутырском замке», который построил Василий Баженов. А в Америке люди сидят в современных зданиях, которые построил 20 лет назад какой-нибудь инженер.
— Расскажите, как проходила адаптация к свободной жизни после тюрьмы?
— У меня быстро. Адаптация — вопрос сложный и зависит от того, что ждет на воле. Можно вернуться к семье, в родной дом. Можно к закрытой двери. Судьбы у всех разные. Меня семья приняла. А с работой бывают проблемы и без такой строчки в анкете.
— Вы сталкивались с дискриминацией бывших заключенных при приеме на работу?
— Разумеется, дискриминация есть. Очень простой совет: в интернете открываете: «советы бывшим заключенным по трудоустройству после отбытия наказания».
И главное — ни в коем случае не общаться с отделом кадров, потому что там никогда не возьмут на себя ответственность за трудоустройство бывшего заключенного. Идите сразу к директорам.
Если у вас получилось к директору прийти и убедить, что вы нормальный человек, то считайте, что трудоустройство состоялось.
Мастер пера Валдис Дубулт придумал и воплотил в жизнь весьма хитроумную схему присвоения ценных бумаг на заметную сумму. Дело было так. В 2013 году вместе с тремя подельниками литературный гений (так отзываются о поэте его поклонники) добыл паспорт одного московского адвоката. Затем он вклеил свое фото в украденный паспорт и отправился переводить 900 тыс. акций «Газпрома» стоимостью 140 млн рублей на подставное юр.лицо. Но сотрудники фирмы-хранилища заподозрили неладное и вызвали полицию. Поэта скрутили на месте и отправили под стражу. Прозаичная афера поэта потянула на три года Бутырок.
Источник: http://afon-ru.com/Butyrka-Sovety-zeka