Законодательство об современном арбитраже в России

Изменения в законодательстве об арбитраже

Законодательство об современном арбитраже в России

21 декабря 2018 г. Совет Федерации одобрил поправки к Федеральному закону «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее – Закон об арбитраже).

Это первые значительные изменения после реформы третейских судов, имеющие своей целью дальнейшую популяризацию арбитража корпоративных споров, а также борьбу со злоупотреблениями, которые осуществляются с использованием арбитража ad hoc.

Далее будут проанализированы наиболее обсуждаемые и вызывающие дискуссии в арбитражном сообществе поправки.

Запрет выполнения функций арбитража лицами, не получившими статуса ПДАУ

В новой редакции Закона об арбитраже конкретизирован запрет выполнения отдельных функций по администрированию арбитража лицами, не получившими статуса постоянно действующего арбитражного учреждения (ПДАУ), при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора. Для них же установлен запрет рекламировать и публично предлагать выполнение функций по осуществлению арбитража.

Представляется, что указанные дополнения положительно скажутся на восприятии арбитража ad hoc в российской правовой культуре, сущность которого, к сожалению, в настоящее время многими не понята.

Арбитраж ad hoc предполагает рассмотрение спора составом арбитража, сформированным для разрешения конкретного спора.

При этом он может осуществляться в двух формах: (1) без администрирования со стороны какой-либо организации, что подразумевает выполнение всех действий в рамках арбитража самими сторонами и составом арбитража (третейским судом) в соответствии с согласованной сторонами процедурой арбитража в рамках арбитражного соглашения, положениями применимого к арбитражу законодательства либо типовым регламентом арбитража ad hoc (например, Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ1); (2) при выполнении отдельных функций по администрированию арбитража ad hoc со стороны организации, получившей право на осуществление функций ПДАУ.

Осуществление арбитража ad hoc при фактическом содействии со стороны организаций, не получивших права на выполнение функций ПДАУ (в том числе организаций, действовавших до 1 ноября 2017 г.

в качестве постоянно действующих третейских судов), является недобросовестным поведением.

Как известно, целями арбитражной реформы были повышение доверия к арбитражу, увеличение его эффективности, достижение соответствия российского арбитража мировым стандартам, устранение «карманных третейских судов».

Для реализации названных целей законодатель принял решение установить требования к арбитражным учреждениям, при соблюдении которых последние получают право на администрирование арбитража, в соответствии с правилами, депонированными ПДАУ в Минюсте России.

Вместе с тем отдельные организации, не получившие право выполнять функции ПДАУ, предприняли попытку продолжить деятельность в формате арбитража ad hoc.

Они предлагают сторонам заключить арбитражное соглашение, предусматривающее рассмотрение спора конкретным арбитром, но при этом фактически арбитраж осуществляется при содействии организации, не получившей право на реализацию функций ПДАУ.

Как правило, подобные предложения содержатся на страницах названных организаций в сети «Интернет», зачастую совпадающих со страницами ранее постоянно действовавших третейских судов2, либо тех, на которые ведут ссылки с названных страниц3.

К сожалению, до внесения изменений в Закон об арбитраже суды зачастую не обращали внимания на фактическое осуществление функций по администрированию арбитража лицами, не получившими статус ПДАУ.

Например, при рассмотрении дела № А57-527/2018 Арбитражный суд Саратовской области отказал в отмене арбитражного решения, принятого в рамках арбитража ad hoc.

Договор, из которого возник спор, содержал следующее арбитражное соглашение: «все споры по настоящему договору передаются на разрешение третейскому суду, образованному сторонами для разрешения конкретного спора, в составе единоличного арбитра Коллегии автономных третейских судей (арбитров) “Фемида” Осиповой А.Л.

в соответствии с Правилами арбитража от 1 ноября 2017 г.,4 размещенными на сайте www.http://saratov-ats.ru. Указанные Правила арбитража являются неотъемлемой частью настоящего Арбитражного соглашения, в соответствии с которым рассмотрение дела проводится без проведения устных слушаний, решение третейского суда окончательно, а исполнительный лист выдается по месту арбитража».

Арбитражный суд Саратовской области отказал в отмене арбитражного решения, несмотря на наличие признаков того, что деятельность арбитра Коллегии автономных третейских судей (арбитров) «Фемида» Осиповой А.Л.

прикрывала деятельность по осуществлению арбитража без получения права на осуществление функций ПДАУ, в частности ввиду указания на осуществление арбитром деятельности в рамках коллегии третейских судей и в соответствии с определенными правилами арбитража, принятыми в этой коллегии.

Аналогичным образом Арбитражный суд г. Москвы в деле № А40-213762/18-143-719 не усмотрел недочетов в третейской оговорке, согласно которой все споры могли быть переданы в Третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, в составе единоличного арбитра А.В.

Кравцова в соответствии с его регламентом, депонированным у нотариуса5. Регламент А.В. Кравцова размещен на сайте Арбитражного третейского суда г.

Москвы6, что напрямую свидетельствует о взаимосвязи арбитра и третейского суда, не получившего статус ПДАУ и, вероятно, продолжающего осуществлять свою деятельность, маскируясь под арбитраж ad hoc.

В свете такой судебной практики внесение поправок в Закон об арбитраже закономерно и обоснованно.

Запрет лицам, не получившим статус ПДАУ, осуществлять администрирование арбитража, а также рекламировать и публично предлагать услуги по разрешению споров в порядке арбитража направлен на формирование у участников гражданского оборота правильного понимания природы арбитража ad hoc и сокращение случаев обхода закона со стороны недобросовестных организаций, не соответствующих требованиям действующего законодательства об арбитраже. Несоблюдение же установленных ограничений приведет к тому, что арбитражное решение будет считаться вынесенным с нарушением процедуры арбитража, что станет основанием для его отмены (отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда) в случае, если сторона арбитража, считающая свои права нарушенными, представит соответствующие доказательства.

Арбитраж корпоративных споров

Помимо арбитража ad hoc поправки в Закон об арбитраже касаются также арбитража корпоративных споров. Изменения были внесены в статьи, регламентирующие сферу применения специальных правил арбитража корпоративных споров ПДАУ, а также требования к арбитражному соглашению о передаче в арбитраж отдельных видов корпоративных споров.

С 1 сентября 2016 г. в Законе об арбитраже и АПК РФ были закреплены три вида корпоративных споров в зависимости от условий и возможности передать их на рассмотрение в арбитраж:

    Безусловно арбитрабельные корпоративные споры, которые могут быть переданы на рассмотрение в арбитраж, администрируемый ПДАУ. Условно арбитрабельные корпоративные споры, для передачи которых в арбитраж требуется также наличие у ПДАУ депонированных в Минюсте России специальных правил арбитража корпоративных споров, а также заключение арбитражного соглашения между всеми участниками юридического лица, самим юридическим лицом, всеми другими лицами, которые будут принимать участие в арбитраже в качестве истца или ответчика (например, контрагентами юридического лица).

Кроме того, обязательным условием их передачи на рассмотрение в арбитраж является место арбитража в Российской Федерации.

    Неарбитрабельные корпоративные споры, которые в принципе не могут быть переданы в арбитраж.

Комментируемые поправки переводят споры, вытекающие из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом (корпоративных договоров, акционерных соглашений), из категории условно арбитрабельных в категорию, наиболее близкую к безусловно арбитрабельным корпоративным спорам.

Для этого законодатель, во-первых, исключил требование о рассмотрении этих споров по специальным правилам арбитража корпоративных споров, а во-вторых, прямо указал в Законе об арбитраже на то, что для их передачи в арбитраж достаточно арбитражного соглашения между участниками корпоративного договора или акционерного соглашения.

Единственное отличие данных споров от безусловно арбитрабельных состоит в требовании АПК РФ о месте арбитража на территории Российской Федерации.

Таким образом, для передачи в арбитраж обсуждаемых споров достаточно включения в соглашение по поводу управления юридическим лицом арбитражного соглашения о передаче споров на рассмотрение в арбитраж, администрируемый ПДАУ.

Может также возникнуть вопрос, достаточно ли для передачи на рассмотрение в арбитраж споров из корпоративного договора, заключенного участниками этого юридического лица (без участия третьих лиц), арбитражной оговорки, включенной в устав юридического лица.

Мы полагаем, что формально такой оговорки в уставе будет достаточно, если она сформулирована широко и предусматривает передачу в арбитраж всех споров, связанных с созданием, управлением или участием в юридическом лице.

Однако во избежание рисков, связанных с возможными возражениями о компетенции состава арбитража на рассмотрение такого спора, следует все-таки включать арбитражное соглашение в текст корпоративного договора. Для этих целей подойдет общая рекомендованная арбитражная оговорка ПДАУ.

Еще одним видом корпоративных споров, которых коснулись поправки, являются споры по искам участников юридического лица о признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, а также о применении последствий недействительности таких сделок.

Указанные споры ранее относились к категории условно арбитрабельных. В силу внесенных поправок есть основания утверждать, что эти споры теперь имеют особый режим передачи на рассмотрение в арбитраж, который по-прежнему ближе всего к условно арбитрабельным корпоративным спорам, однако имеет по сравнению с ними некоторые послабления.

В соответствии с новой редакцией Закона об арбитраже для передачи в арбитраж указанных споров достаточно арбитражного соглашения, заключенного между сторонами сделки. Соглашения между всеми участниками юридического лица не требуется.

Подобное нововведение может быть объяснено тем, что участник юридического лица, обращающийся с косвенным иском об оспаривании сделки юридического лица или применении последствий недействительности сделки, в силу положений ст. 65.

2 ГК РФ выступает в качестве представителя юридического лица, тогда как истцом является само юридическое лицо.

Следовательно, для обращения в арбитраж с таким иском достаточно арбитражного соглашения, заключенного между непосредственно сторонами арбитража – истцом (юридическим лицом) и ответчиком (контрагентом юридического лица по сделке).

Требование о необходимости рассматривать споры по искам участников юридического лица о признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, а также о применении последствий недействительности названных сделок по специальным правилам арбитража корпоративных споров ПДАУ сохранилось. Это сделано, прежде всего, для того, чтобы гарантировать права всех участников юридического лица присоединиться к рассмотрению спора в арбитраже в качестве представителей юридического лица.

Таким образом, можно отметить, что внесенные в Закон об арбитраже поправки направлены на либерализацию условий передачи в арбитраж отдельных видов корпоративных споров с одновременным сохранением основных гарантий прав участников корпораций.

После вступления изменений в силу можно ожидать существенного роста количества передаваемых в арбитраж корпоративных споров.

В то же время изменения, касающиеся арбитража ad hoc, поспособствуют формированию правильного понимания сущности третейского разбирательства у участников гражданского оборота и росту популярности альтернативных способов разрешения споров в целом.

1 UNCITRAL Arbitration Rules – Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1976 г.

2 Подтверждение можно увидеть, например, на следующих сайтах http://a-tsm.ru; http://rossud.ru/adhoc/about.

3 Например, http://sts.arbitrage.ru/news/361; http://arbitrage.ru/arbitrage/462.

4 Примечательно, что дата принятия Правил совпадает с датой окончания переходного периода и прекращения деятельности постоянно действующих третейских судов.

5 Дело № А40-213762/18-143-719 https://kad.arbitr.ru/Card/be144413-a593-42ea-ae0d-b4afad35b501.

6 https://www.a-tsm.ru/docs/1_3_.pdf.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/izmeneniya-v-zakonodatelstve-ob-arbitrazhe/

Новое законодательство об арбитраже – обзор ключевых изменений

Законодательство об современном арбитраже в России

06/2016

С 1 сентября 2016 г. вступает в силу новое законодательство об арбитраже, существенно изменяющее порядок организации и работы третейских судов в России.

Изменения предусмотрены принятыми 29 декабря 2015 г.

Федеральным законом № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее – «Новый закон об арбитраже») и Федеральным законом № 409-ФЗ, который вносит поправки в законодательство о судебной системе РФ (далее – «Закон № 409»).

Среди важнейших нововведений – попытка запрета так называемых «карманных» третейских судов, расширение компетенции третейских судов в отношении некоторых категорий споров, в том числе корпоративных, усиление роли государственных судов по содействию третейским судам при ведении арбитража, а также разъяснения по вопросам исполнения арбитражных решений.

Новые правила организации третейских судов

По новым правилам постоянно действующее арбитражное учреждение (при котором действует третейских суд) может создаваться только при некоммерческой организации (далее – «НКО») с согласия Правительства РФ, выдаваемого на основании заключения Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Министерстве юстиции РФ.

Для получения такого согласия НКО, создающее арбитражное учреждение, должно соответствовать определенным требованиям, установленным Новым законом об арбитраже.

При этом МКАС при ТПП РФ и МАК при ТПП РФ в силу их высокой репутации продолжают осуществлять функции постоянно действующих арбитражных учреждений без получения соответствующего разрешения Правительства РФ.

Новый закон об арбитраже запретил создание постоянно действующих арбитражных учреждений государственными органами и органами местного самоуправления, государственными корпорациями и компаниями, политическими партиями и религиозными организациями, а также органами нотариата и адвокатуры Российской Федерации.

Новый закон об арбитраже установил ряд правил для исключения конфликта интересов между арбитражным учреждением и НКО, при которой оно создано. Иностранные арбитражные учреждения могут осуществлять функции постоянно действующего арбитражного учреждения на территории РФ при наличии широко признанной международной репутации.

Их соответствие данному критерию также оценивается Советом по совершенствованию третейского разбирательства. При этом, если решение было вынесено третейским судом на территории РФ при администрировании иностранным арбитражным учреждением, которое не признается постоянно действующим согласно новым правилам, такое решение считается вынесенным арбитражем ad hoc (т.е. созданным для разрешения конкретного спора).

Расширение компетенции третейских судов

В рамках реформы третейских судов Закон № 409 предусматривает ряд важных изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – «АПК РФ») и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации:

  • определены правила в отношении споров, подведомственных государственным судам, которые могут рассматриваться третейским судом по соглашению сторон;

  • впервые на законодательном уровне установлен закрытый перечень споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение в третейский суд (в частности, дела о банкротстве, споры о праве собственности на доли/акции юридических лиц и др.);

  • некоторые категории корпоративных споров теперь могут рассматриваться третейским судом при постоянно действующем арбитражном учреждении при наличии соответствующего арбитражного соглашения и с соблюдением особого порядка рассмотрения таких споров. Например, это касается споров о создании юридических лиц в России, об участии в таком обществе и управлении им.

Содействие государственных судов в третейском разбирательстве

Новый закон об арбитраже запрещает какое-либо судебное вмешательство в деятельность арбитража, за исключением случаев, прямо им предусмотренных.

По новым правилам государственные суды осуществляют в отношении арбитража следующие функции содействия и контроля:

  • в формировании состава арбитража при ненадлежащем исполнении сторонами/арбитрами/третьими лицами арбитражного соглашения или при отсутствии такого соглашения;

  • при процедуре отвода арбитра, решении вопроса о прекращении полномочий арбитра при наличии законных оснований;

  • в принятии решения об отсутствии компетенции у арбитража.

Новый закон об арбитраже предусматривает право сторон в соглашении исключить разрешение этих вопросов компетентным судом, если соответствующий арбитраж администрируется постоянно действующим арбитражным учреждением.

Также по запросу третейского суда или стороны (с согласия арбитров) компетентный государственный суд может содействовать в получении доказательств для арбитража. Новый закон об арбитраже разграничивает третейские суды ad hoc и третейские суды, администрируемые постоянно действующим арбитражным учреждением.

Для третейских судов ad hoc новые правила устанавливают ряд дополнительных ограничений при взаимодействии с государственными судами:

  • государственные суды не оказывают содействия в истребовании доказательств для арбитража ad hoc;

  • стороны третейского разбирательства не вправе исключить в арбитражном соглашении возможность инициировать отвод арбитра в государственном суде, равно как отменить решение арбитража ad hoc;

  • третейские суды ad hoc не вправе рассматривать какие-либо корпоративные споры в РФ.

Исполнение третейских решений и их оспаривание в государственном суде

По новым правилам стороны вправе согласовать, что третейское решение является окончательным, если арбитраж администрируется постоянно действующим арбитражным учреждением. Такое решение не подлежит отмене.

Если же арбитражное соглашение не содержит этого условия, третейское решение может быть оспорено и отменено по основаниям, установленным процессуальным законодательством РФ.

Вместе с тем, новые правила содержат важную оговорку: никакое арбитражное решение не может стать основанием для внесения записи о возникновении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей в государственный реестр (ЕГРЮЛ, ЕГРП и др.

), реестр владельцев именных ценных бумаг или иной реестр на территории РФ в отсутствие исполнительного листа на такое арбитражное решение, выданного государственным судом.

Выводы и рекомендации

Новое законодательство об арбитраже запретило так называемые «карманные» третейские суды при коммерческих структурах, которые зачастую не обеспечивали беспристрастного и независимого третейского разбирательства, поскольку ставили стороны арбитража в заведомо неравное положение. Внесена ясность и по вопросу арбитрабельности (т.е.

возможности рассмотрения спора третейским судом) определенных категорий споров. Соответствующие поправки в АПК РФ разъясняют, в частности, какие категории корпоративных споров могут разрешаться в третейском суде при постоянно действующем арбитражном учреждении, а какие подлежат рассмотрению исключительно в государственных судах.

Изменения, предусмотренные новым законодательством об арбитраже, необходимо учитывать уже сейчас при составлении договоров и формулировании арбитражных оговорок.

С особым вниманием необходимо отнестись к тем положениям договора, которые регулируют возможность вмешательства государственного суда в третейское разбирательство, а также допускают отмену арбитражного решения как неокончательного.

Источник: https://cms.law/ru/RUS/Publication/The-new-legislation-on-arbitration-an-overview-of-key-changes

Оцените статью
Суд и право
Добавить комментарий